«В» 1717 «году во указу блаженныя и вечнодостойныя памяти всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великаго, Императора и Самодержца всероссийскаго отослан» был «Батурина полку солдат Иван Баран из Санкт-Питер-бурха в Великий Нов город в дом Премудрости Божии для роздачи и прокормления в окологородные монастыри, и в том же году по указу его преосвященства, великаго господина, Св. Правительствующего Синода вицепрезидента, Феодосия Архиепископа Великоновоградскаго и Велаколуцкаго и архимандрита Алексадро-Невскаго он, солдат, отослан из Великаго Нова города, из дому Премудрости Божией с указом в олонецкий уезд, на Юрьевы Горы, в Демьянову пустыню; я пришед де он в Каргополь подал тот указ в Каргополе, в духовном приказе старосте поповскому, попу Алексею Гаврилову, и он староста послал ево в Елгомскую пустыню для прокормления, а не во оную, в которую повелено было указом, понеже де летним временем пути не было. И в той пустыни жил лет с пять; а из той пустыни строитель иеромонах Феодосий выслал ево вон. И по оной высылке пришед он в Каргополь и бил челом в духовном приказе закащику архимандриту Иосифу, чтоб отослал по указу в показанную пустыню и, потому указу оным архимандритом был и послан и жил восм месяцев, а ныне из той пустыни вышеписанной строитель ево выслал. И после того вторично бил челом ему ж, закащику, архимандриту Иосифу, чтоб жить в той же пустыни, по которому ево челобитью оной закащик и отослал, только оной строитель не принял, а дал денег два рубли, и ныне», т. е. в 1725 г. Ив. Варав «скитается в мире и, прокормиться нечим, а лежал в болезни близ года – назаимовал денег на пропитание рублев с шесть». В следствие сего Баран и подал 15 февраля 1725 г. «доношение в новгородский архиерейский разряд», прося, «чтоб преосвященный архиепископ пожаловал ево велел бы определить для прокормления по прежнему в тое пустыню, и оные заемные деньги ему возвратить. И по его преосвищеннаго архиепископа указу и по предложенной на том ево», Барана, «прошении помете велено допросить и справиться с отпуском, и по указу преосвящ. архиепископа в его архиерейском разряде с отправлением астраханских салдат в новгородские монастыри на корм справливанося, а по справке значится помянутой проситель от новгородскаго архиерейского разряду на корм отправлен в обретающейся, в каргопольском уезде, Демьянов монастырь в прошлом 717-м году. И того ради по его преосвященнаго архиепископа указу и по предложенной на той отписке помете велено послать ево, салдата в Спасской Каргопольской монастырь и о том послать указ». При чем предписывалось властям названнаго монастыря «онаго салдата приняв к себе в монастырь, питомством довольствовать, как о таковых указами его императорскаго величества повелевает... 1725, февраля 20 дня» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот брак, заключенный из политических соображений, закончился очень скоро – в 655 году – со смертью Тондберта. В том же году от рук язычников мерсийцев погиб отец святой Одри. Несмотря на брак, святая Одри осталась девой. Последующие пять лет своего вдовства святая провела в Эли, где предавалась молитве и аскетическим подвигам, предполагая основать здесь монастырь. Но время для ее монашества еще не пришло. В 660 году Одри снова пришлось выйти замуж по соображениям политического характера: чтобы способствовать улучшению отношений королевства с Нортумбрией, Одри вышла замуж за короля этой страны Эгфрида, которому тогда было всего 15 лет. Святая Одри, до этого бывшая принцессой Восточной Англии, теперь стала королевой Нортумбрии, подобно своей сестре святой Саксбурге. Как мы помним, святая Саксбурга в 640 году стала королевой Кента, выйдя замуж за короля Кента Эрконберта. Последний был внуком первого английского христианина – святого короля Этельберта Кентского и братом святой Энсвиты Фолкстонской, первой английской монахини. Также и дочь святой Саксбурги святая Эрменильда стала королевой Мерсии, вступив в брак с королем Вулфхером Мерсийским, тем самым открыв путь к просвещению верой Христовой мерсийского королевства, долго упорствовавшего в язычестве. Святой Овен В Нортумбрию королеву Одри сопровождал ее верный эконом Овен († ок. 680, память 4 марта), который впоследствии стал монахом и святым; он подвизался в Ластингеме и Личфилде под руководством святителя Чеда . Будучи королевой Нортумбрии, святая Одри много помогала святому Вилфриду Йоркскому, просветившему королевство Сассекс (королевство южных саксов). Особенно важно то, что она пожаловала ему землю в Хексеме для постройки церкви и монастыря. Нет сомнений, что святая часто посещала находившийся высоко на скале монастырь Уитби, основанный в 657 году сестрой ее тетки, святой Хересвиты, и ее давней подругой святой Хильдой. Повзрослев, муж святой Одри стал требовать супружеских отношений. Королева избегала их; поддержку своего желания остаться в девстве она искала у святого Вилфрида, епископа Йоркского.

http://pravoslavie.ru/31043.html

И таким образом во второй день тельцов приносимо было двенадцать, в третий – одиннадцать, в четвертый – десять, в пятый – девять, в шестой – восемь и в седьмой – семь. Итак, замечаешь ли, что число тельцов каждый день уменьшается одним, число же овнов и агнцев и количество муки и возлияния остается одинаковым? П. Что же это значит, друг мой? Почему тельцов в начале положено тринадцать, а потом на каждый день по одному уменьшается, овнов же постоянно два, агнцев – четырнадцать, с присоединением к жертвам еще и козла? К. Не легко усмотреть, Палладий, смысл этих законоположений, и предмет этот, по своему свойству, не ясен. Однако я попытаюсь, сколько возможно, высказать то, что мне пришло на ум; а ты сам будешь направлять к лучшему то, в чем я буду уклоняться от цели. П. Готов делать так. К. Кажется, что Божественное постановление изображает нам, с одной стороны, детоводительство сынов Израилевых посредством закона, а с другой – призвание тех, которые чрез веру приведены к освящению. Таинственный образ жертвы, думаю, указывает на то, что можно различать два времени, в которые общество иудейское детоводимо было к богопознанию и житию, сообразному с законом. Какие же это могли быть времена, как не время, в которое был еще Моисей, Иисус (Навин) и судии, и время, в которое были пророки до Иоанна Крестителя, имевшего, по слову Спасителя, преимущественное посланничество и служение пророческое? ( Мф.11, 9–11 .) Но в эти два времени, как показывает Священное Писание, являлись люди, которые, хотя шествовали стезею жизни, похваляемою законом, однако не в равной мере, и не совсем одинаковою в отношении к духовной силе и благосостоянию. Одни обладали высшею силой, образом которой служит телец; другие – силою, представляемою как бы в средней мере. Знамением сего может служить овен. Третьи, сверх сих, – еще меньшею силою и в низшей мере, как несомненно это может представлять по самой телесной величине агнцев: ибо разве овен не меньше тельца, и агнец не уступает по величине овну? П. Полагаю; как же иначе? К. Итак, поименованные животные служат весьма ясным образом величины каждого, очевидно в добродетельной жизни. А поскольку то, что преимуществует и является избранным, всегда числом бывает меньше того, что стоит на втором или на третьем месте, так как бывает редко, то по этой причине и полагается тринадцать тельцов, два овна и четырнадцать агнцев. Поскольку же два, сказали мы, было овна, то и число жертв было двойное: вместо семи агнцев полагается четырнадцать, а овнов – два. Разве не естественно было, чтобы много было досточтимых и святых людей, славных непорочностью со стороны подзаконной праведности, как несомненно написал нам божественный Евангелист о Захарии и Елисавете, что «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1, 6 .)?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А в подтверждение, что я говорю это не по своей только догадке, приведу вам и другого свидетеля, которого иудеи почитают заслуживающим особенного вероятия, - разумею Иосифа, который и описал трогательно бедствия их, и подробно изложил весь Ветхий Завет. Живя уже после пришествия Христа и поговорив о предсказанном Им пленении (иудеев римлянами), Иосиф рассказал и об этом, бывшем (при Антиохе Епифане) пленении, причем и истолковал видение пророка об овне, козле, четырех рогах и о последнем, явившемся за ними, роге. И чтобы не стал кто подозревать слов наших, вот мы предложим подлинные его слова. Восхвалив Даниила до чрезмерности и поставив его выше всех других пророков, Иосиф обращается и к этому видению и говорит так: " Он (Даниил) оставил писания, в которых предложил нам точное и достоверное описание своего пророчества. Он говорит, что в Сузах, столице Персии, вышел он в поле с некоторыми из своих, и, как случилось внезапное землетрясение, друзья его убежали, и он остался один. Тогда он пал на лице, опершись на обе руки; и, как некто прикоснулся к нему и велел встать и посмотреть, чему надлежало, после многих поколений, случиться с его соотечественниками, он встал, и ему показался великий овен, у которого выросло много рогов, но последний из них был выше других. Потом, взглянув на запад, увидел несущегося по воздуху козла, который сразился с овном, дважды ударил его рогами, повалил на землю и истоптал. После этого увидел, что козел стал выше, и на лбу у него вырос пребольшой рог; когда этот рог был сломан, выросли другие четыре, обращенные к каждому из (четырех) ветров; а из них вышел другой меньший (рог), который потом вырос. Показав это (Даниилу), Бог сказал, что народ его будет побежден, город взят силою, храм разграблен, жертва прекращена; и это продолжится до тысячи двухсот девяносто дней. Вот что видел Даниил, как сам он написал, на поле в Сузах, а изъяснение видения, говорит он, дал ему Бог, Который сказал, что овен означает царство персидское и мидийское, а рога - будущих царей; последний рог означает последнего царя, который превзойдет всех богатством и славою.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust-5.htm

Общему направлению древнехристианской иконографии соответствовали символические образы крестной жертвы. Одним из таких образов могло служить принесение Исаака в жертву Авраамом, повторяющееся часто в памятниках древнехристианской живописи, скульптуры, на сосудах с золотыми фигурами, в мозаиках и авориях 1998 . Повод к символическому истолкованию этих изображений дает христианская письменность. Уже ап. Павел указал на жертвоприношение Авраама как на доказательство веры в действительность воскресения из мертвых ( Евр. 11:19 ) и, таким образом, склонил христианскую мысль к сопоставлению жертвы Авраама с жертвой и воскресением Иисуса Христа. По Тертуллиану , жертвоприношение Авраама есть прообраз крестной жертвы Иисуса Христа: Исаак, несущий дрова для жертвоприношения, – прообраз Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу; терновник, в котором запутался овен Авраама, – терновый венец Иисуса Христа; невинное тело Исаака – безгрешная плоть Иисуса Христа; овен – греховная плоть Адама 1999 . Подобное же значение жертвоприношению Авраама усвояют и  Кирилл Александрийский 2000 , Иероним 2001 , Андрей Критский 2002  и  Феофилакт Болгарский 2003 . Вполне естественно предположить, что и древнехристианские художники, часто изображая жертвоприношение Авраама, хотели выразить в нем между прочим намек на искупительную жертву Иисуса Христа и что этот сокровенный смысл изображения мог быть доступным для христиан. Прямое продолжение этой символики находится на майнцском кресте XII в., где на лицевой стороне изображен древнехристианский символ – агнец, а на оборотной (в центре пересечения балок) – жертвоприношение Авраама 2004 ; также в Библии бедных, где жертвоприношение Авраама изображено рядом с распятием Иисуса Христа как его прообраз 2005 , разъясненный притом в особой надписи; в бревиариях императорской публ. библ., на клостернейбургском антипендии 2006 , на эмалевой таблетке XII в., изданной Дидроном, в живописях на стекле в бургском кафедрале и проч. 2007 Даниил во рве львином своими распростертыми наподобие креста руками – так он изображается на памятниках христианских – мог указывать христианам также на распятие Иисуса Христа. Возможность этого сопоставления подтверждают Иоанн Дамаскин 2008  и  Феодор Студит 2009 . В памятниках письменности символами распятия служат также Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве кита 2010 , Моисей, молящийся с распростертыми руками и побеждающий амаликитян 2011 , медный змей 2012 . Но памятники древнейшего искусства не представляют примеров этой символики, хотя изображения Ионы и Моисея принадлежат здесь к числу весьма распространенных. Некоторый отголосок этой символики находим в Библии бедных 2013  и в миниатюрах Евангелия Петропавловского собора 1678 г., где рядом с распятием поставлено изображение медного змея на древе, а также в определениях Московского Собора 1667 г. 2014 , повелевшего ставить распятие на иконостасном деисисе вместо Саваофа, прообразованное медным змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

То есть такие люди, как Авраам, могли сомневаться в себе или недоумевать о будущем потомства: «А как все произойдет?» – но они никогда не сомневались в Боге и Его обетованиях, о чем мы выше уже говорили. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4). И Господь Бог повелевает: Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя (Быт. 15, 9). Цезарий Арльский писал: «Трехлетняя телица, трехлетняя коза, трехлетний овен, горлица и молодой голубь являются прообразом всех народов» . И Давид писал о народах: Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня (Пс. 21, 13); и пророк Даниил: Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции… (Дан. 8, 20–21). И сам народ Божий предстал здесь в виде птиц: горлицы и молодого голубя! Молодой голубь, в отличие от горлицы, – это незрелые, молодые верующие. А «горлица» – зрелая Церковь-Невеста, способная вступить в брак с Христом-Женихом. Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы (т. е. проповедь Слова Божия – О.С .) слышен в стране нашей (Песн. 2, 11,12). И далее: Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек (Быт. 15, 10). Что значит: «только птиц не рассек»? Блаженный Августин пишет: «Потому и сказано: только птиц не рассек , что деление (т. е. размежевание, «рассечение» – О.С .) бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых (т. е. материальных – О.С .) пересудов людей, как горлица, или живут среди них, подобно голубю (т. е. не вникая в их распри – О.С .). Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования (т. е. ветхозаветные праведники – О.С .) и наследники Царства (т. е. христиане – О.С .) в вечном блаженстве пребывать будут» .

http://pravoslavie.ru/104395.html

Подобие Амона, подобие Атума, подобие Хепры, подобие Ра, единый создавший себя в виде миллионов, Тенен, предвечный, подобие, образовавшее свое тело собственными руками в виде любого образа, согласно своему желанию. Подобие великого крылатого солнечного диска, первого на небосклоне богини Нут, которая поручила ему небо и землю во всем их окружии, с тех пор, как воссиял он (над) водами в Каика Ермополя. Боги идут (?), когда он исходит... Он озаряет круг неба перьями своими., он не гибнет во веки веков, плавая по небу, кружась по преисподней ежедневно, чтобы восстановить Осириса царем ада и обновить тело свое снова и усладить сердце матери сына его – Гора. Это – он, восходя и заходя ежедневно, пребывая на небе, чтобы освещать обе земли, руководить людей. Во веки живет овен Амона в его правом оке – в солнечном диске на небе, каждый день, во веки... Подобие Атума, подобие Осириса изначала. Левое око его – измеритель – Тот, подобие Амона ночью, сияющий на детей своих, плывущий по небу каждый день от угла горизонта, чтобы дать бытие временам года. Течение его против Ра, нет другого (подобного ему)... боги ликуют, ему больше, чем Шу. Они идут к нему, как идут сыновья убогих к другу (?), как верховный глава к сыну своему, который на престоле его, во дворце его. Определяется вечность сообразно времени его, когда он восходит и заходит. Вечно жив овен Амона в его левом оке, месяц ночью, царь живущих (звезд), разграничитель времен года, месяцев, лет. Он шествует вечно, восходя и заходя, подобие, подобие Шу, подобие высокое, более всех богов, подобие прекрасное, образы у четырех ветров неба, вышедших из уст его величества сына Шу, повелевающего ветрами, плывущего по небу каждый день, живущего в облаках над Шу, объезжающего небо. Он входит в деревья – они существуют, он оживляет цветок, проявляет (?) силу свою больше, чем у могучего льва. Нет другого над ним. Слышен его голос, но не виден он сам ни для какого дыхания. Он укрепляет беременную при родах, он оживляет вышедшее из нея. Он пробегает таинственный мир того, чье сердце не бьется, давая ему сладостное дуновение северного ветра, наполняя сердце его своим благовонием постоянно, ежедневно давая силу в тело его, когда приходит сообразно времени своему неукоснительно. Да даст (?) он имя свое Гору-тема, да защитит Шентит, да утвердит сына ее на престоле отца его во веки, Амон, душа Шу, плывущий по облакам между небом и землей... Живут от него во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Пролог же и Великие Минеи, кроме того, говорят еще следующее о Симоне волхве. Симон волхв приказал себя усечь мечем, обещаясь на третий день воскреснуть; вместо же себя он поставил под меч овна, придав ему способность казаться человеком; так овен и был усечен вместо волхва. Святой же Петр, отогнав бесовское наваждение, обличил ложь Симона: все увидели, что в голову усечен не Симон, а овен. Об окончательной же победе святого Петра над волхвом, погубившей последнего, все согласно передают таким образом. Не будучи в состоянии ни в чем победить святого Апостола Петра и не вынося более стыда и посрамления, волхв обещался вознестись на небо. Собрав всех служивших ему бесов, Симон с лавровым венком на голове пришел на средину города Рима к одному высокому зданию; поднявшись на последнее, он начал с высоты здания гневно говорить народу: — Так как вы, Римляне, до сих пор пребываете в своем безумии и, оставив меня, следуете за Петром, то и я покидаю вас; уже не буду я защищать города, но повелю моим ангелам взять меня на ваших глазах на свои руки и вознесусь к отцу моему на небо, откуда ниспошлю на вас великие казни за то, что вы не послушали слов моих и не веровали моим делам. Так сказав, волхв всплеснул руками и бросился в воздух; поддерживаемый бесами он начал летать по воздуху, поднимаясь вверх. Люди же в сильном изумлении говорили друг другу: — Это дело Божие — летать с плотью по воздуху! Великий же Апостол Петр начал громко, в услышание всех, молиться Богу: — Господи Иисусе Христе, Боже мой! обличи прелесть волхва сего, дабы не соблазнились верующие в Тебя! А потом он воззвал: — Вам, о, бесы! повелеваю именем Бога моего: не носите его более, но оставьте его там, где он сейчас находится в воздухе. И тотчас бесы, повинуясь запрещению Апостола, покинули Симона в воздухе; и полетел окаянный волхв на землю, как некогда диавол, сверженный с неба долу, и, упавши, разбился. Присутствовавший при этом народ долго восклицал: — Велик Бог, проповедуемый Петром и воистину нет иного Бога, кроме Него!

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Что, думаешь, скажут сыны Тимофея: подобен ли овен Авраама тем четырнадцати, которых принес Иов? или, может быть, скажут, что один овен Авраама не был подобен тем четырнадцати Иова? Все мы – сыны Авраама, званные в истинной вере ( Рим. 9 . Гал. 3 ). Но Авраам и Иов, угодившие Богу, не получили крещения. Ужели мы отделены от них? Да не будет: мы верим, что и они и мы – сыны Всемогущего. Так следует веровать вашей власти и утверждать истинную веру. Бог совершен, И люди не могут исследовать Его божество. Ибо как никто не может уменьшить или изменить солнце: так никто не может (объять) Творца солнца во веки. – Я со страхом написал это власти вашего благочестия, в 27 день августа месяца, во второй год царствования, индиктиона десятого. Приветствую ваше величество и всех любящих ваше миролюбие, и умоляю всемогущего Бога, чтобы Он уставил вашу власть на многие лета в этом мире и в будущем веке пред Богом. 367 “Здесь между последующим и предыдущим нет связи и, кажется, чего-то недостает, как в греческом тексте, так и в латинском (древнем) переводе». Прим. Лаббе. 368 Должно быть, разумеется Феодосий, о котором говорится далее, посланный Евтихием в Палестину. Ред. 370 В подлиннике это послание имеется только на латинском языке, и начало его до слов “пресек нечестие Нестория» также не помещено здесь. См. выше стр. 171. Ред. 374 Как это послание, так и все нижеследующие акты – до конца, имеются в подлиннике только на латинском языке. Ред. 380 Это послание написано теми мятежниками и еретиками из клира александрийского, о которых православные епископы доносили императору Льву и архиепископу константинопольскому Анатолию в предыдущих двух посланиях, и которые этим своим посланием вполне подтверждают верность их донесений и сами себя обличают в неправославии и окончательно обвиняют. Ред. 383 Это 4-е правило собора антиохийского, которое по кодексу правил Церкви вселенской (тогда употреблявшемуся) 83-е. Читать далее Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. 1908-1909./Том 4. 1908. - 283 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

12) Авраам же виде на небеси огнь и росу и множество Ангелов (в Библии нет). 13) Авраам же виде огненных бесплотных множество (в Библии нет). 14) Воззрев Авраам очима своима, и виде и се овен. И глагола ему ангел: приими юницу три летнюющую овен, горлицу и голубя ( Быт.15:8 и 9). Владыко Господи! почесому уразумею, яко наследити землю сию имам? Рече же к нему: возми мне юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу и голубя. В самом клейме изображены три ангела, и Авраам закалающий юницу. 15) Ангел Господень показует престол, покрывая и огнем животным, и колесница животная (в Библии нет). 16) Авраам виде на небеси духовных и бесплотных множество (в Библии нет указания). 17) И рече Господь Бог Аврааму, заклиная род, и даде ему рабу в жену. И поведе Авраам Сарру. – В 16 гл. книги Бытия есть указание на это событие в жизни Авраама. Но в клейме изображены: явление Бога Аврааму, вручение ангелом Агари – Сарре, а Саррою вручение Агари Аврааму. 18) Седящу Аврааму при двери (кущи своей) и явися ему Бог в трех лицах, и воста Авраам, и поклонися Господу (Есть указание в Быт. 18 ). 19) Авраам же умы ноги святей Троице (указ. на гл. 18). 20) И закла Авраам тельца питомого для угощения Св. Троицы (гл. 18). 21) Авраам изустави трапезу Св. Троицы (гл. 18). 22) Кланяется Авраам Святой Троице. Господь иде погубити Содом и Гомору (гл. 18). 23) Два ангела изведоша Лота из Содома и Гомора со двема дщерма его (гл. 19, Быт.). 24) Окаменение жены Лотовой (Быт. гл. 19). 25) Рече Бог Аврааму: Аврааме! аще любиши во истину Бога, возми сына своего Исаака, и заколи на жертву (Быт. гл. 22). 26) Сошествие Святого Духа на святые апостолы. Под иконою св. Троицы сделана надпись: Лета 7185 (1677 от Р. X.) писал сей образ иконописец Михаил Корнилиев. Иконописец Корнилиев, вероятно, на память приводил места из книги бытия, иногда вставлял собственные свои выражения и сведения совершенно не библейские; а потому в некоторых надписях, окружающих икону, встречаются не точности против библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010