4. Соединяясь с искренним раскаянием в грехах и непостыдной верой в Спасителя, причащение Св. Тайн Христовых избавляет нас от вечной смерти еще здесь, на земле.    Один палестинский начальник по имени Гивимер, вступив в должность, захотел прежде всего поклониться гробу Господню. Подошедши к церкви, он увидел барана, который шел на него и хотел поразить его своими рогами. Военачальник испугался видения и хотел идти назад, но стоявший здесь хранитель Св. Креста по имени Азарий, заметив его нерешительность, спросил его: «Почему ты не идешь, господин?» Тот ответил: «Зачем вы пустили сюда этого страшного барана?» Азарий успокоил его и сказал: «Иди, здесь ничего нет». Но когда военачальник хотел идти в церковь, ему снова представилось то же видение, между тем как другие ничего не замечали и входили свободно.    Тогда хранитель Св. Креста сказал Гивимеру: «Господин, у тебя есть что-нибудь на душе, за что тебе не дозволяется поклониться св. гробу Спасителя нашего? Принеси покаяние Господу: Он человеколюбив и многомилостив». Начальник со слезами отвечал: «Точно, я виновен перед Богом во многих и важных грехах».    С этими словами, упав на землю, он долгое время плакал и исповедал Господу грехи свои. Потом, когда встал, снова хотел войти в церковь, но ему опять загородил вход страшный баран.    Тогда хранитель св. креста сказал ему: «Видно, есть какое-нибудь другое препятствие». Начальник в раздумье отвечал: «Разве то, что я не православный».    И после этого присоединился к Православной Церкви, а потом, когда хранитель Св. Креста приобщил его Св. Тайн, то начальник свободно вошел в пещеру Гроба Господня, и перед ним исчезло прежнее видение.    5. Случалось, что от причащения Святых Тайн выздоравливали больные, которых никакое лекарство не могло поправить. Григорий Богослов говорит, что сестра его, будучи больна и не получив никакой пользы от лекарства, приняла с особенной верой Святые Тайны и сделалась здоровой.    6. Кто причащается Тела и Крови Христовой, тому и злые духи не могут причинить никакого вреда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Христос туунан 15 Кини – харахха кстбэт Таара уобараа, туох да айыллыан иннинэ трппт Уола; 16 сиргэ-халлааа баар барыта, кстр-кстбэт: брстллэр, тойоттор, дьаалталар, былаастар – барыта Кининэн айыллыбыттара, туох барыта Кининэн итиэннэ Киниэхэ анаан айыллыбыта. 17 Кини ким да, туох да инниттэн баар, Кини тугу барытын Бэйэтинэн ыпсарар-дьрэлиир. 18 Кини – Эт-сиин, Церковь Баа, туох баар барытын Трд-тртэ. Туохха барытыгар бастакы буолар туугар, Кини лбттэртэн бастакынан тиллибитэ, 19 тоо диэтэххэ, Таара Бэйэтин айылата Уолугар толору баар буолуон баарбыта. 20 Уола кириэскэ лбтн тмгэр, Таара сиргэ да, Халлааа да баары барытын кытары эйэни-или тэрсэн, баары барытын Бэйэтин кытта Уолунан иллэиннэрбитэ. 21 Кини эигини, хаааыта эрэ мктк быыыланан, Таараттан туора сылдьар, Киниэхэ стх дьону, 22 билигин сибэтиэй, экилэ суох ыраас, буруйа-сэмэтэ суох гынан Бэйэтин иннигэр туруораары, Кии буолан кэлэн кириэскэ лбт Уолунан Бэйэтин кытта эйэлэиннэрдэ. 23 Онон эиги инникитин, Таара иннигэр турар туугар, итээл бигэ акылаатыгар тирэирэн, уа-хаас халбанаабакка, Таара тыла биэрэр эрэлин энчирэтиэ суохтааххыт. Бу Евангелиены эиги истибиккит, бу Евангелие аан дойду дьонугар барытыгар иитиннэриллибитэ; мин, Павел эмиэ, бу Евангелие лэитэ буолбутум. Павел Церковь туугар толорор сулууспата 24 Билигин эиги тускутугар эрэйи кррбттэн рэбин эрэ: мин Христос крсбт эрэйин эппинэн-хааммынан билэммин, Кини Этэ-сиинэ буолар Церковь туугар тулуйуллуохтаах эрэй-му ситэ илик мээрэйин толорон биэрэбин. 25-26 Таара тыла туоларын туугар, мин Церковь лэитэ буолбутум: Кини миэхэ Бэйэтин тылын – йэлэр тухары бары клнэлэртэн кистэнэн баран, билигин Кини сибэтиэйдэригэр арыллыбыт кистэлэи – эрэнэн, тугу да энчирэппэккэ эиэхэ толору тиэрдэр соругу туруорбута. 27 Кини бу кистэлээ хайдах курдук килбиэннээх баай бары норуоттарга ананан сылдьарын Бэйэтин сибэтиэй дьонугар арыйыан баарбыта. Оттон бу баай кылаат – эиги срэххитигэр баар Христос, эиги кэнээс килбиэннээх албан ааты ллэстэр эрэлгит. 28 Онон ханна да сырыттарбыт, бииги Христос туунан иитиннэрэбит уонна ханнык баарар киини Христос Иисустуун биир буолбут, сиппит-хоппут кии быыытынан Таара иннигэр туруораары, йдтн-рэтэн, бары муудараска ууйабыт. 29 Дьэ ол иин мин, бу сорукпун толорор инниттэн, миэхэ скэнник дьайар Христос сд кнэн туруулаан, кспн харыстаабакка лэлиибин. 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

На ней 22 больших колокола, в числе их многие не уступают величиною нашему краковскому Сигизмунду, висят в три ряда, одни над другими; меньших же колоколов более тридцати. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть. Только то ей помогает, что звонари не раскачивают колоколов, как у нас, а бьют в них языками, но чтобы размахнуть иной язык, требуется человек восемь или десять. Недалеко от этой церкви есть колокол, вылитый для одного тщеславия, висит он на деревянной башне, в две сажени вышиною, чтобы тем мог быть виднее; язык его раскачивают двадцать четыре человека. Незадолго до нашего выхода из Москвы колокол подался немного на литовскую сторону, в чем москвитяне видели добрый знак, и в самом деле вскоре нас выжили из столицы. По свидетельству Олеария, сей колокол, вылитый при Борисе Годунове, имел весу 356 центнеров; звонили в него в большие праздники» 193 . Теперь колоколов на колокольне Ивана Великого только 34. общий вес их свыше 16.000 пудов. Одни из них замечательны древностью, другие красото формы и отделки, своим звуком и прозванием, как-то: Реут, Лебедь, Медведь, Баран, Полиелейный и Голодарь, названный так потому, что в него звонят в Великий пост 194 , воскресный, будничный, праздничный, ясачный, глухой. Некоторые из них имеют свои названия от известной местности: Корсунский, Новгородский, ростовский, Слободский, Татарин. Приводим описания иностранцев, посещавших Москву. Все они удивляются обилию колоколов и их громадными размерами. Барберини 195 , бывший в Москве в 1565 году, говорит: «Церквей невероятное число, иные из них побольше, иные поменьше, каменные и деревянные; нет улицы, где бы не было нескольких, так что в день Св. Николая и накануне множество звонивших колоколов были докучны и невыносимы» 196 . Степан Какаш 197 (1602 г.) пишет: «В городе более полутора тысяч церквей и монастырей, две из них построены в замке (Кремле), красивые, с семью прекрасными золотыми главами, стоящими нескольких бочек золота, с прекрасными большими колоколами, далеко превосходящими эрфуртский по величине и звучности» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вообще, от первого Рождества у меня осталось в памяти полное отсутствие какой-либо помпезности. Да и откуда бы ей было взяться тогда... Как-то очень неформально все происходило. Просто собрались люди ради серьезного, нужного дела. И делали его в меру своих сил и средств, не смущаясь нищетой, сквозившей из всех щелей. Пением на клиросе заведовала удивительная женщина — Лариса Михайловна. Еще в советские времена она с благословения архиерея на два года уходила петь в старообрядческий храм, чтобы освоить сохранившийся там древний знаменный распев, или, как его еще называют, «пение по крюкам» (из-за специфической системы записи этого распева, где ноты напоминают крюки и топорики). Освоить-то она его освоила... А вот хор ей достался небогатый: три бабульки с дребезжащими от старости голосами. Мужских голосов не то чтобы не хватало — их вообще в хоре не было. Поэтому, увидев в храме двух незнакомых парней, Лариса Михайловна пошушукалась со Стасом и тут же утащила нас с Вовкой к себе на клирос. Стас ушел в алтарь, готовиться к службе, а Лариса Михайловна с ходу принялась обучать нас знаменному пению. Ее не смущало то, что до начала богослужения оставалось минут двадцать, а ученики ей достались на редкость бестолковые. Просто она была очень рада, что теперь у нее в хоре есть целых два мужчины. И упускать такой подарок судьбы Лариса Михайловна явно не собиралась. Весело щебеча, она раскладывала перед нами листки с какими-то иероглифами. Мы смотрели на них как баран на новые ворота и испуганно пытались объяснить нашей руководительнице, что ничегошеньки в этом не понимаем, что и текст-то на церковнославянском можем прочесть лишь раза с пятого. А уж «топоры» и «крюки» знаменного распева для нас не темный лес даже, а непроходимые джунгли. Но Ларису Михайловну это ничуть не смутило. Она кивнула, понимающе улыбнулась и сказала: — Ребята, главное — чтобы пела душа. Попробуйте без слов, без музыки просто помычать басом. Мы с другом переглянулись и, набрав в грудь побольше воздуха, принялись гудеть так низко, как только могли. Лариса Михайловна была в восторге.

http://foma.ru/tak-myi-i-promyichali-svo...

В толкованиях на Псалмы, напротив, святитель Василий Великий предстает как искушенный знаток и рассудительный пользователь аллегорического толкования. Основополагающим герменевтическим принципом и в этом случае будет: «Смотри, какая точность в словах и насколько каждое выражение исполнено догматов» 154 . То есть он хочет особенным образом сочетать между собою точность буквального понимания и выяснение скрывающихся за буквой догматов, или лучше, на основании буквального толкования взойти к откровению догматов. Данный принцип вполне отвечает природе, содержанию и цели книги Псалмов, где «есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровение таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в Книге Псалмов» 155 . Согласно обычной методике александрийцев святитель Василий Великий истолковывает прежде историческое повествование (τ καθ στοραν) или чувственный (πρς τ ασθητν) смысл и потом переходит к выяснению таинственного, анагогического или духовного разумения. В Беседах на Псалмы можно встретить все виды аллегорического толкования: тропология – касается особенно антропоморфных выражений о Боге 156 , тропика (τροπικ) – действия матери- альных предметов проецируются на духовный мир 157 , анагогия (ναγωγ) – прямой перенос метафорических и образных речений на исторические события Нового Завета 158 , истолкование имен 159 , уподобление природных повадок животных и свойств цветов разнообразию человеческих расположений или состояний души (например, олень – противостояние лукавому, орел – святой, овца – мир и плодоносие, баран – начальствование, голуби – незлобие) 160 . В некоторых случаях аллегорическое толкование святителя Василия даже не менее преувеличенно, чем у тех же александрийцев 161 . На первом плане в этом аллегорическом толковании выступает, конечно, христологическая и церковная перспектива. Святитель Василий Великий видит во многих исторических лицах и событиях Псалмов прообразы Господа Иисуса Христа и церковной жизни (например, потоп – благодать Крещения 162 , Пс.7:7 – воскресение Спасителя 163 , Пс.44:1 – воскресение мертвых 164 , Пс.33:8 – Хлеб Евхаристии 165 , Пс.44:10–13 : царица – Церковь 166 , Пс.48:16 – восхождение Господа из ада 167 и др.). Об особом значении типологии у святителя Василия Великого будет сказано в следующем разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

В лицевом «Житие Сергия», литогравированном в 1853 г., находится изображение монаха, ударяющего в ручное било, с надписью внизу: «Возвестиша же святому, блаженный же повеле в било ударити». См.: Казанский П. С. О призыве к богослужению в восточной церкви. – Труды первого археологического съезда в Москве, т. I. М.. 1871, с. 306. Однако било употребляли и в XVI в. («клеплют в било»). См.: Леонид, арх. Троицкие столовые обиходники XV–XVI вв. – Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы лавры с приложением архимандрита Леонида, ч. II. М., 1890, с. 22–24. 241 См.: Голубинский Е. Указ. соч., с. 202; см. также: Арсений, иер. Указ. соч., с. 47; Леонид, арх. Надписи..., с. 82, 343. 242 Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря. – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, т. XXVI. Л., 1971, с. 302–311. 243 Там же, с. 306. Как выяснила О. А. Белоброва, учитывая древность колокола, его по приказу Петра I вернули с пушечного двора, но не в Троице-Сергиев монастырь, а в Троицкий Богоявленский, который находился на Троицком подворье в Московском Кремле. Позднее он от пожара повредился и был перелит в колокол 1708 г. по прозвищу «Баран». 244 О развитии в монастыре ремесел в начале XV в. см.: Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. с. 244–245. 251 Причина изменения надписи на колоколе нами не установлена. Из документов Учрежденного собора, цитированных пер. Арсением, следует, «что понеже с того колокола в прошлом 1744 году надпись имени вкладчика сбита, к тому же оной колокол и голосом весьма глух». Далее следует, что этот колокол предлагали перелить на новый «Царь-колокол», но императрица соизволила «с того колокола имеющиеся слова сбить, и благовестить в него попрежнему...». Нам кажется, что здесь имелось в виду вторичное удаление надписи. По мнению митрополита Платона, надпись впервые сбили во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками, когда Борису Годунову предписывали все несчастья.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

И те, кто не хочет так жить, будут помилованы. Кроме Церкви, никто вам этого не скажет. По сути, Церковь -  единственное явление в мире, которое вас спасает от будущего гнева. Когда гнев Божий возгорится -  а это будет жуткое явление, когда он загорится -  и не потушишь его, потому что он будет гореть, гнев Божий. Тогда спасутся все те, кто знает Бога и хоть как-то с Богом связан, и всё это будет плодом проповеди Церкви. Поэтому Церковь является единственным нашим сокровищем. Если у нашей страны есть будущее, то оно есть только благодаря Церкви, т.е. Церковь будет -  будущее будет. Не будет Церкви -  будущего не будет. Будет казнь, наказание, разрушение и прочие неприятности. Будет Церковь -  всё остальное будет. Но Церковь будет Церковью, говорящей правду и зовущей к небу. Церковь -  это единственное наше сокровище. Некто сказал недавно из политиков, что Россия  - страна странная, парадоксальная, и что она, Россия, рассыплется в прах, как только православная Церковь в ней исчезнет. Это сказали американские аналитики. Они сказали, что единственная сила, как-то держащая нас всех вместе, так сказать, осоляющая солью мудрости нашей мысли -  это Церковь. И что вам сказать?  Я уж так ругался всякими словами за эти бумажки. Вот, дай бумажку, мне нужно бумажку. Дай справку, потому что нужно справку. Ходишь, как баран по этим инстанциям всем, они смотрят на тебя, как на козла из этого окошка. Она говорит: дай бумажку вот эту -  говорю: я забыл. Пошел вон отсюда, и ты пошел вон!  - А когда можно прийти?  - Через неделю. А раньше можно? -  Нельзя. Пошел вон. И ты ходишь действительно, как реальный козел по этим поганым инстанциям целыми неделями, месяцами. Понимаете, это просто издевательство над бессмертной душой человека. Мы все ходим по этим инстанциям, и нас всех унижают, топчут, издеваются над нами, т.е. мы все униженные и оскорблённые. Как Достоевский целую книжку написал «Униженные и оскорблённые». И это не есть просто так, это не шутка. Приходят старухи, дрожащими руками собирают свои справки, и какая-нибудь там девка сидит за окном, говорит: пошла вон отсюда, старая дура, опять не то принесла! У старухи может паралич развиться, понимаете, возле этого окна.

http://radonezh.ru/text/kak-borotsya-s-g...

Солнышко сияло сквозь утренний туман. Отец Георгий сидел перед компьютером, ждал отзывов и волновался. Наконец дзынькнуло, и на экране высветилось: «Елена прокомментировала вашу запись». Батюшка затрепетал, навел курсор и прочел: «Спаси Господи за такой теплый рассказ». Священник улыбнулся и ответил: «Во славу Божию». И снова дзынькнуло: «Мария прокомментировала вашу заметку». Батюшка, волнуясь, схватил мышь и увидел: «Спаси Господи, отец Георгий». Вскоре компьютер еще раз батюшку поблагодарил. А потом еще несколько раз. Похоже, отцу Георгию удалось передать свое высокое настроение от того дивного сна. Пастырь, овечки, духовная идиллия! Автор потянулся на стуле, почувствовал, как зудят за спиной крылья, просят полета. И снова «дзынь». Компьютер сообщал, что «его заметку» прокомментировал некий Недовзоров. Пастырь открыл комментарий и остолбенел: «Попья дурья башка! Молится он, видите ли! Поди уже старый, а все не допер – в этой жизни все, ну абсолютно все зависит только от человека. От человека, а не от бога. Хоть башку об пол разбей, а гвоздь сам не вколотится и картошка сама не посадится». Сюрприз… Крылья повисли. Оторопелый автор «Батюшки и овечек» перечитал комментарий несколько раз. Тут бы парировать, а указательный палец никак не отыщет нужную букву. И то правда: ну как на это ответить? Отец Георгий из села Горянина и без Недовзорова знает, что гвозди сами не вколачиваются, а картошка не ангелами сажается. Так и не придумал священник, что ответить и только лишь разозлился на себя. Ночью на отца Георгия нахлынула бессонница. Священник встал, пошел выпить чаю, притулился к печке и задремал. И снова пригрезился райский лужок! Только теперь лужок далеко, за речкой. И там, далеко, в луговых ароматах блаженствует – сама кудряшка – бабка Маруська. Там и Танька Лукичева, и зоотехник Николай. И все-то там! И лишь отец Георгий не с ними. Как туда добраться ему невдомек: нет ни моста, ни лодки. А тут его ка-ак толкнет ниже спины: «Бээ!» Обернулся батюшка, а это баран. «Но как же, барашкам быть на лугу полагается, вон там!» Да и сам отец Георгий хочет туда, за реку, а этот все носится кругами: «Бээ!» От отчаяния батюшка во сне даже расплакался. И вдруг будто голос архиерейский с того берега:

http://azbyka.ru/deti/prot-aleksij-lisny...

Разворачиваюсь: может быть, та пожилая дама - абориген? Качает головой: сама ищет «одно учреждение». Куда подевали всех жителей этой улицы? Выселили в Капотню? Мимо девушки торопятся на ланч. Наконец ура! - навстречу, чинно беседуя, шагают две монахини. «Матушки! - кидаюсь к ним, как Семен Фарада в фильме " Чародеи " , - не подскажете, где тут храм Илии Пророка?» Матушки никуда не спешат. «Он не виден с Остоженки, - неторопливо поясняет та, что помладше, - вам надо вернуться к началу». Конечно! Вот он - тянет в серое небо золотой крест своей высокой колокольни. Сначала храм святого Пророка Божия Илии, выстроенный за один день (вот что, оказывается, означает слово «обыденный») и давший название здешним переулкам, был деревянным: каменный построил только в 1702 году барочный архитектор Иван Запрудный. Этот храм тоже никогда не закрывали, и здесь - хорошо, как дома. Между «Милостивой» и Голгофой дремлет, сидя на просторной лавке, бомж в черном пальто - из «ашановской» сумки выглядывает початая коробка «Геркулеса». На аналое, в венке из белых роз и лилий, - икона Божией Матери. Богородица держит покров. Икона освящена на Афоне. Лилии и розы источают тонкий аромат. Здесь - кусочек Ее пояса. Здесь - ну наконец-то! - частица мощей великомученицы Варвары, и моей любимой великомученицы Екатерины, перед которой у меня старый должок: она знает, - и пророка Божия Наума, память которого как раз сегодня и которому я, как баран, не понимая, кто это, читала в утренней спешке тропарь, а теперь он, даже и не знакомый, становится знакомым. Подхожу к ящику подать на сорокоуст за родственника. Слышу, как бабуля отвечает кому-то: «А это наша чудотворная - " Нечаянная Радость " ». Подам-ка я еще и за маму - такой у меня вдруг получается неожиданный вывод. В притворе другая бабуся объясняется по мобильному: «У Ильи Обыденного я подала! Что?! У Обыденного!» Хорошо бы бывать здесь почаще. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке Две станции до Охотного ряда - и я уже на Тверской. У «Интуриста» на ограду налегает небольшая толпа: ждут кого-то. «А вот мы сейчас спросим, - говорит прохожая и тянет своего парня за руку к фотографу с мощной оптикой, которой курит, прогуливаясь вдоль очереди, - а кого это ждут-то?» «Маккартни», - роняет тот. Я прохожу мимо этой маленькой другой планеты. Моя Москва - очень разная, тут у всех свои очереди, свое ожидание и своя жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Какие плоды произведут эти семена, могли бы сказать обслуживающие еп[ископа] Аввакума монашки, но и они уехали с ним. В одном из своих поучений еп[ископ] Аввакум говорил о ложных пророках, разумея, конечно, не себя, а кого-то других. «По плодам их узнаете их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные», – говорил Аввакум. Он мог бы еще привести место из Евангелия о добром пастыре, за которым идут овцы, но не сказал этого, быть может потому, что еще не знал – овцы это или бараны пошли за ним. Судя по тому, что толпа пошла за ним по пословице: «Куда один баран, туда и все стадо», приходится применять эту истину не в обиду почтенному протоиерею Алфееву и его стаду. Предостерегающий от ошибочного шага голос прот[оиерея] Матвеева был оставлен без внимания и прот[оиереем] Алфеевым и его сторонниками, т[ак] к[ак] имеющиеся в печати сведения о переходе еп[ископа] Андрея в августе 1925 г. в раскол беглопоповства собрание 5 сентября нашло вымышленным. Никто из «умных» людей в Челнах не догадался спросить по телеграфу староцерковнический центр Церковного управления, митр[ополита] Сергия или кого-либо другого, кто считает себя местоблюстителем патриарха (теперь их до шести). Догадался сделать это священник затерявшегося в глуши кантона священник села Дербедень Павел Канцеров, который письменно спросил митрополита Сергия об епископе Аввакуме и получил следующий ответ: Священнику с[ела] Дербедень Челнинского кантона о. Павлу Канцерову. На Ваш вопрос разъясняю Вам для разъяснения и прочим православным верующим Челнинского кантона и проч., что самовольно прибывший к вам епископ Аввакум должен считаться раскольником и состоит под запрещением, как состоящий в общении с еп[ископом] Андреем, отошедшим в беглопоповство, за это запрещенным в священнослужении распоряжением местоблюстителя митрополита Петра. 10-го октября – 27 сентября 1926 г. Патриаршаго местоблюстителя + Сергий митрополит Нижегородский. Понятно теперь, почему епископ Аввакум при своем служении не поминал никого из патриархов и митрополитов: он от них отрешен. Совершая сам лично и чрез посредство своих помощников – монаха Родиона и протоиерея Алфеева – окропление православно верующих мирян, еп[ископ] Аввакум присоединил их к беглопоповскому расколу. Когда на собрании один из мирян открыто объявил себя обновленцем, над ним смеялись. «Рано еще смеяться, как бы вам самим не оказаться впоследствии в смешном положении», – заметил на это сознательный христианин.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010