П. Понимаю, что ты говоришь. К. Думаю также, что оная жертва за Аарона и за народ превосходно означает посвящение святых Богу. Когда уже показан был и сделал себя явным Еммануил, чрез Которого мы призваны к освящению, тогда наконец мы становимся приятными и священными и посвящаемся в воню благоухания Отцу; заметь, что хотя посвящение священников, как недавно было сказано совершилось согласно с законом, однако же чрез Него (Еммануила) они опять многообразно были освящаемы: ибо Он сожигаем был как телец вне стана за грех; воскуряем был как овен, всесожигаемый надлежащим образом, весь почленно, так как за каждого и за всех; освящал их, помазуя кровью, как овен спасения. Когда же наконец наступил восьмой день, то есть день, в который соделалась более явною слава Христова, с упразднением смерти и попранием тления, тогда уже и священники, и народ совершают приношения Богу, не чуждыми какими-либо дарами чествуя Его и не внешними радуя Владыку всяческих, как и Израиль по плоти, но себя самих являя благоухающею жертвою: ибо в этих жертвах мы, как бы в образе, священнодействуем над собственными душами и приносим их Богу, умирая для мира и для мудрования плотского, и претерпевая умерщвление страстей, и едва не сораспинаясь Христу, дабы, переходя к святой и непорочной жизни, жительствовать сообразно воле Его. Нечто таковое пишет и божественный Павел: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2Кор. 4, 10 ). И еще: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим. 2, 12 ); «если мы соединены бываем смерти и страданиям Его, согласно написанному, то общниками и воскресения», и славы Его будем ( Рим. 6, 5 ; сн. Флп. 3, 10, 21 ). Итак, «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат», по слову блаженного Павла ( Евр.13, 12 ); «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание», вне врат ( Евр.13, 13 ); подобно как телец, закалаемые и, как овен, всесожигаемые, мы благоухаем Богу жительством во Христе. И это жертвы за Аарона и за сослуживших ему и происшедших от него; а жертва за народ есть козел, приносимый за грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А что невозможно кому-нибудь, кроме предочищенных водою паки рождения, войти во Святая Святых и в скинию истинную, «юже водрузи Господь, а не человек» (Евр.8:2), на это ясно указывал закон, повелевающей Аарону омывать себя водою пред тем, как он должен был войти во Святая Святых.    Закон приказывал взять горячие уголья с самого жертвенника и отнести их внутрь, то есть внутрь завесы, а затем положить на них полную горсть тонкого фимиама. По возложении же его «покрыет, — говорит закон, — дым фимиамный очистилище, еже на свидениих» (Лев. 16:13). А в этом изображался Христос, закланный Как телец и принесенный во всесожжение как овен и всю святую скинию, то есть Церковь, наполняющий духовным благоуханием, так что должно быть сказано нами: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои» (Песн. 1 2—3). Но возвратим нашу речь к началу, и тогда изложение наших мыслей приведет нас прямо к тому, что нам нужно. Итак, телец и овен приносимы были в жертву за Аарона, а два козла за народ и также овен во всесожжение, ибо написано: и да возложит Аарон «обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16:8). Необходимо сказать, какая тайна заключалась в этих словах. Некоторые думают, что один из козлов отдаваем был некоему отвратительному и нечистому духу, почему и отпускаем был в пустыню; но мы полагаем, что такое мнение исполнено нелепого суеверия и не свободно от упрека в эллинском заблуждении; недостаточно этого, без колебания скажу даже большее: мы допустим нечестивую мысль, будто закон — виновник греха против Бога, тогда как он всячески отвлекает от заблуждения многобожия и свидетельствует о едином и истинном Господе вселенной и всегда руководит к познанию истины. Кто из привыкших правильно мыслить решится сказать, будто по сей причине закон установил отпускать и отдавать как бы в жертву злой и противодействующей Богу силе то, что было принесено, разумею козла. И что в таком случае Аарон совершал бы полезного, когда возложивши руки на козла, исповедывал грехи сынов Израилевых? И не нужно ли было бы смотреть на это действие, как на обнаружение величайшей глупости и не чуждое эллинского нечестия и развращенности мыслей? Для кого или каким образом может еще показаться спорным то, что до такой степени подлежит несомненному осуждению?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авраамом Исаака в жертву Богу по учению Церкви, таинственно прообразовало собою крестную жертву Спасителя, Его смерть и воскресение. Как Авраам, предав себя всецело воле Божией, не пожалел своего сына единородного принести в жертву Богу, так и Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32) на крестныя страдания и смерть. Отцы и учителя Церкви видят прообразовательные Мессианские черты в самих подробностях жертвоприношения Исаака. Исаак исходит из дома отца своего к месту, назначенному для жертвоприношения: Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр.12:11). Когда Исаак шел на заклание, вслед его шли осел и рабы его: так и Христос, когда имел идти на страдание, воссел на жребя осле, показуя призвание язычников; за ним следовали и ученики Его с ваиями. Но Исаак отделился от отроков своих, когда шел на гору для заколения: отторжен и Христос от учеников Своих, когда шел на Голгофу на смерть нас ради (Кирилл Александрийский). В том, что на Исаака возложены дрова для жертвы, и что он нес их на раменах своих до места жертвоприношения, отцы Церкви видят образ крестоношения Христова. Во всей истории жертвоприношения Исаака видна совершенная его покорность отцу своему; в истории страданий Иисуса Христа мы видим беспредельную покорность Его Отцу Своему, Которому Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип.2:8). Исаак приносится в жертву, не совершив никакой вины: Христос страдает, терпит поношение, связывается, распинается — Безгрешный. «Исаак, — говорит святой Ефрем Сирин, — взошел на гору, подобно агнцу незлобивому, — и Спаситель возшел на Голгофу, да заколется ради нас, яко агнец. Видя там нож, разумей копие. Смотря на жертвенник, разумей лобное место. В связке дров — заметь крест. Видя огнь, объемли умом любовь и ревность». — Но Исаак закалается только намерением отца, как замечает Златоуст; вместо его, приносится в жертву овен. Но здесь, перестав быть образом Христа страждущего, Исаак делается образом Христа воскресшего, а недостаток образа страдания восполняет овен, в котором отцы Церкви единогласно признают образ закалаемого Агнца — Христа, пострадавшего плотию (овен), но не страдавшего по Божеству (прообразованному Исааком). И как Исаака на третий день мать его Сарра увидела живым, так и Церковь на третий день после крестной смерти Спасителя видит Его воскресшим и невредимым. — Наконец, как после жертвоприношения Исаака Бог изливает обильное благословение на Авраама и все его потомство: так и жертва Христова низводит бесчисленные благословения на весь род человеческий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но когда уже явился Христос в восьмой день, установленное Моисеем престает: уже не в образах и тенях мы служим Богу. Впрочем, наставление в законе не умолкло, так как закон духовен для духовных и всегда проповедует таинство Христово. Моисей обетовал, что в восьмой день явится слава Господня; ибо закон предвозвестил время пришествия Спасителя нашего. К сему присоединяет еще повеление, чтобы Аарон совершил жертвы прежде за себя самого, а после того – за весь народ, поставляя это, как я думаю, образом того, что касается до нас, и являя весьма хорошо и ясно, что избранным для священства и приемлющим освящение в вере по справедливости приличествует быть святыми и священными. Объясним также, насколько возможно, и то, каков был образ приношения. Телец закалаем был за грехи и для очищения священнодействующих. По излиянии же крови на святой алтарь и по воскурении внутренностей остальное тело сожигалось огнем. Потом всесожигаем был еще овен по обыкновенному закону всесожжения. Козел был жертвой для очищения греха народа; телец и агнец во всесожжение, а овен и вол – в жертву спасения, причем возлагалась на алтарь и пшеничная мука, если и не вся вдруг, но погорстно и по частям. Затем говорит: «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» ( Лев. 9, 22–24 ). П. Так что же скажешь ты и об этом? К. Поистине в восьмой день явилась слава Господня, есть сделался явным Сын, слава Бога и Отца: так Бог называл Его, говоря священнейшему Моисею: «живу Аз», – говорит Господь – истинно наполнится славы Господней вся земля ( Чис.14, 21 ). А священными являет Он нас, Сам за нас как бы в образе тельца закалаемый и освобождая от греха, отпускай всякую вину и очищая скверну, происшедшую от осуждения, подобным образом Сам приносимый, как овен, в воню благоухания мысленного, Сам же бывая и жертвою спасения освящая нас собственной кровью, Сам есть и семидал (пшеничная мука), намащенный елеем, в радости святой жизни являющий Себя Самого за нас Богу и Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Также усматривает прообраз жертвы Христовой св. Иоанн Златоуст : «А все это [происшедшее с Исааком и Авраамом – Г.Ф.] было прообразованием Креста Христова. Поэтому и Христос говорил иудеям: Авраам, отец ваш, рад бы был видеть день Мой; и виде, и возрадовася ( Ин. 8:56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Истина должна была предызобразиться в тени. Посмотри же, возлюбленный, как действительно все было прообразовано в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный (сын), и здесь возлюбленный и единосущный Сын... Исаак приносим был отцем во всесожжение, и Христа предал Отец, как восклицает Павел, говоря: иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует ( Рим. 8:32 )? Здесь (явилась) тень; а впоследствии открывается истина вещей гораздо превосходнейшая: в жертву за весь мир принесется словесный Агнец» 649 . Блаж. Августин также, отталкиваясь от слов апостола Павла: Темже того, Исаака, и в притчи прият ( Евр. 11:19 ), дает иносказательное толкование: «Какой смысл этой притчи, как не тот, о котором говорит тот же Апостол: Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть ( Рим. 8:32 ). Поэтому-то, как Господь Свой Крест, так Исаак сам нес для себя на место жертвоприношения дрова, на которые имел быть возложенным. Наконец, поскольку Исааку не надлежало быть убитым после того, как отцу его запрещено было поднимать на него руку, – кто был тот овен, закланием которого закончилось знаменательное кровавое жертвоприношение? Когда Авраам увидел его, он стоял, запутавшись рогами в кусте. Кого таким образом представлял он собою, как не Иисуса, увенчанного до своего заклания иудейским тернием?» 650 . К прообразовательному значению жертвоприношения Исаака неоднократно обращались и позднейшие святые отцы и толкователи Священного Писания. Вот, например, св. Григорий Палама : «И, таким образом на Аврааме совершилась тайна Креста. Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и – Христос (Богу Отцу); и, данный вместо него, овен предзнаменовал Агнца Божия, данного ради нас на заклание; и чаща, в которой овен запутался рогами, была тайной образа Креста, почему и называется «Чащей Савек» [LXX: φυτ σαβεχ], т.е. «Чащей Оставления», как и Крест именуется Спасительным Древом» 651 . Подробно останавливается на символическом значении жертвоприношения Исаака и св. Димитрий Ростовский 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так, напр., в предисловии к астрономии, которое помещалось обыкновенно в словарях и азбуковниках, и нередко попадается в сборниках XVII века, сама астрономия представляется говорящею о 12-ти знаках Зодиака: «Овен мой хребтом на полнощь, главою же на восток, к солнцу восходит и Лев, да восходит и заходит обращаяся; Стрелец же восходит право и заходит стремглав, яко низверженный, и прочая по чину своего устава» 118 . В отреченной книге, под заглавием «громник дванадесятим месяцам, сбрано Ираклием царем от звездозакония», так исчисляются 12-ть знаков Зодиака: «Март, животно глаголемое Овен...Апрель Юнец...Май Близнецы.... Рак Июнь... Левь Июль... Дева Август... Сентябрь Ярем.. Скорпион (октябрь)... Стрелец Ноембрий... Козорог Декабрь... Водолей Януарь... Февраль Рыбы...» 119 Заимствовав с Востока все эти названия 12-ти знаков Зодиака, предки наши, разумеется, не имели точного и отчетливого понятия об их астрономическом значении, также как и теперь простой народ не имеет об них никаких сведений. Кроме общих астрономических преданий Востока, сообщавшихся древней Руси и посредством западных, латинских переводных книг, – Византия сообщила русским грамотникам несколько особенных, своеобразных воззрений на звездное небо. Во-первых, своим учением о небесных духах и, в частности, об ангелах солнца, луны, звезд, – она укоренила в них астрально-теологический взгляд на небо. Отсюда возникли эти библейски-богословские пословицы нашего народа: «Небеса поведают славу Господню, Небо – риза Господня, небеса – престол его, земля – подножие. Небо – терем Божий, звезды окна, из которых вылетают ангелы» 120 , и т п. Отсюда проникло в народ, посредством византийских апокрифов, представления об астральных ангелах, например, дикое представление о том, как будто бы 300 ангел солнце воротят, или доселе существующее крестьянское поверье, будто ангелы утром зажигают звезды, а вечером гасят, и т. п. Сюда же относится следующее болгарское сказание: «вопрос: как поют петухи в ночи? Ответ: когда возьмут ангелы солнце от престола Господня и понесут на восток, а херувимы ударят в крылья свои, того ради на земле всякая птица потрепещет! тогда и петух миру проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В «Книге видений» образы животных можно считать аллегорическими указаниями на определенных лиц священной истории: белый телец указывает на Адама, жен. рогатое животное - на Еву, красный теленок - на Авеля, черный - на Каина, собаки - на филистимлян. Цвета животных дополнительно их характеризуют: белый цвет означает чистоту, черный - грех, красный - кровь, пролитую мучениками ( Charles. 1913). В «Апокалипсисе животных» (1 Енох 90) усматривают аллегорическое описание событий, к-рые будут сопровождать наступление мессианского царства ( Isaac. 1983. P. 5). В 1 Енох 90. 1-5 описаны бедствия, постигшие иудеев (в тексте «Апокалипсиса животных» - овцы) в период борьбы между Селевкидами и Птолемеями за обладание Палестиной. Орлы и др. хищные птицы символизируют войска селевкидского царя Антиоха III Великого (победившего в этой борьбе в 197 г. до Р. Х.), а собаки - войска Птолемеев. Под белыми овцами, возможно, подразумевали иудейских священников (1 Енох 90. 6), в среде к-рых появляются агнцы - те священники, к-рые стремились реформировать жизнь общины и храмовое богослужение (1 Енох 90. 6-7). Агнцы ведут борьбу с воронами, орлами, коршунами и ястребами. В критический момент в среде агнцев появляется овен, у которого вырастает большой рог (1 Енох 90. 9). Овен открывает глаза агнцам, и они становятся стадом (главы 9-10). Он воюет против воронов и побеждает их (1 Енох 90. 11-13). Овны при помощи Господа побеждают своих врагов (1 Енох 90. 18-19), после чего наступает Суд, и нечестивцы наказываются огнем (1 Енох 90. 20-22). Господь дает «новый дом больше и выше первого», к-рый, по-видимому, символизирует Новый храм, где Он будет присутствовать вечно (1 Енох 90. 29-36). Рождается «белый телец с большими рогами», к-рый может ассоциироваться с новым Адамом (ср.: 1 Енох 85. 3), затем наступает период мессианского царства (1 Енох 90. 37-38). Образы овна «с большим рогом» и «белого быка» нек-рые связывают с представлениями послепленного иудаизма о Мессии, напр. о священническом и царском Мессиях ( Тантлевский. 2000. С. 48-51). Образ Еноха

http://pravenc.ru/text/189987.html

Еще Моисей говорит в книге «Бытие»: «Вопль Содомский и Гоморрский умножился ко Мне; сойду и посмотрю. Авраам же был, стоя пред Господом. И, приблизившись, Авраам сказал: Не погубил бы Ты праведника с нечестивым, и будет праведник как нечестивый. Если окажется пятьдесят праведников в городе, не пощадишь ли его ради пятидесяти праведников? Ни в коем случае Ты не сделаешь этого, Судия всей земли. Господь же сказал: Если найду в Содоме пятьдесят праведников, пощажу все место ради них. И в ответ Авраам сказал: Я начал ныне говорить к Господу моему, а я есть земля и пепел. А если найдутся сорок пять? И сказал Господь: Если найдутся сорок пять, пощажу город». И так, убавляя понемногу число, Авраам дошел до десяти. Дальше сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» ( Быт.18:20–33 ). Ты видишь, как в том, что мы сказали об Адаме, и в том, что Бог говорил Иову, и через Авраама и Мелхиседека обнаруживалось божественное таинство Христова воплощения? Хоть и в виде раба предстал Сын Божий перед Авраамом, ибо Он явился как человек, но чистая душа праведника опознала в Нем Бога, каковым Он и был. Кем же мы можем назвать того, кто явился Аврааму? Богом-Отцом он не был, ибо явился в виде человека, в каком Бог никогда не являлся пророкам. Не был он и ангелом, ибо когда, имея в виду ангела, Моисей или кто-либо из пророков назвал бы его Господом и Судией? Что же остается? Выходит, что это был Сын и Слово Божие, являющийся разом Богом и человеком. Явление Его в виде человека перед Авраамом предзнаменовало Его будущее воплощение, о чем Сам Бог и сказал: «Сойду и посмотрю». А то, что Авраам и Моисей назвали Его Господом, судящим всю Землю, милующим и воспитывающим, явно свидетельствует о Его божественности, ибо судить ее, милуя и воспитывая, никто не может, кроме Бога. А слова «Если найдется столько-то и столько-то, пощажу город» дают понять власть и величие собеседника. И ведь не только он, но и сын Авраама Исаак был неким прообразом Христа. Ибо как Авраам возвел Исаака на гору, чтобы принести его в жертву (см. Быт.22:2 ), так и Бог своего Сына послал в мир, чтобы принести Его в жертву Богу-Отцу ради всеобщего спасения. И как Исаак не умер, вместо же него был заклан обнаружившийся баран, так и Сын и Слово, то есть божественность, не пострадала, подверглась же смерти Адамова плоть, будучи, как некий баран, принесена в непорочную и святую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Закрыть Могут ли грекокатолики слышать глас Божий? Протоиерей Олег Трофимов   10:52 30.06.2017 1061 Время на чтение 14 минут Недавно почти во всех западноукраинских СМИ прошла новость о том, что монахи УГКЦ слышат голоса не от Бога. А какие голоса тогда у униатов от Бога? В двух монастырях УГКЦ - во имя святого Феодора Студита, который находится в с. Колодиевка Пидволочинского района Тернопольской области, и в честь Введение во храм Пресвятой Богородицы в с. Большие Борки Тернопольского района, - распространялись откровения и послания, записанные на основании голосов, услышанных монахиней Марией Баран. Синод епископов УГКЦ, который состоялся 26-27 апреля 2017 года, заявил, что голоса не от Бога. Откровения появились и существовали тихо-мирно с 2004 г., то есть 13 лет они были «от Бога», а тут вдруг, по какой-то причине, оказалось, что они «не от Бога»! Я начал усердно искать в интернете записи, статьи об этих откровениях и... не нашел, по большому счету, ничего, кроме маленького отрывка за авторством Марии Баран на одном общеконфессиональном сайте. Суть наставления была следующей: любить Бога, искренне Ему служить (с дипломатичным намеком на то, что не все священники УГКЦ этому преданы), совершать розарий... Т.е. все, что вписывается в экклесиологию Католической церкви. Ничего необычного или «не от Бога» я не увидел. Поэтому выводы по краткому отрывку текста не делаю, а делюсь с вами своим исследованием. Меня шокировало следующее. Сотни западных (украинских) газет, даже в антицерковных под копирку распространили заявление синода УГКЦ о ложных откровений. Удивляет, что например, о каком либо чуде в УГКЦ, не было такого ажиотажа по распространению, а тут вдруг такая заказуха! Я обыватель социальных сетей, писатель-публицист, знаком с технологиями информационных войн и манипуляцией сознанием. Так вот, мне весьма ясно и очевидно, что ее записей было множество, в силу наличия ссылок на статьи монахини на разных сайтах, но почти все они уже не действующие. Сайты вышеуказанных монастырей удалены. На официальных католических и греко-католических сайтах все их фотографии и статьи удалены. Страницы и посты в «Одноклассниках» и на «Фейсбуке» удалены...

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

– Поверь мне, женщина, что ты не войдешь сюда, если не присоединишься к нам. Поняв, что уклонение в ересь возбраняет ей доступ к святыне, которой она не увидит, пока не обратится к св. кафолической и апостольской Церкви Христа, Бога нашего, Космиана тотчас позвала диакона. Когда диакон пришел с св. Чашею, она причастилась св. Тела и Крови великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а затем удостоилась беспрепятственно поклониться и св. животворящему гробу Господа. 49. Дивное видение палестинского военачальника, побудившее его отречься от ереси и возвратиться в лоно Христовой Церкви. Пресвитер Анастасий рассказал нам еще о следующем происшествии: Гевемер, сделавшись палестинским военачальником, прежде всего явился поклониться Св. Христову Воскресению. Лишь только хотел он войти во храм, как увидал барана, бросившегося на него, чтобы ударить рогами. В сильном испуге он отступил назад. Стоявшие здесь Азарий, хранитель св. Креста; и храмовые служители спрашивали его: – Что с тобой, господин? Отчего ты не войдешь? – Зачем вы пустили сюда этого барана? – спросил военачальник. Все были поражены удивлением. Осмотрели св. гроб, и ничего не нашли. – Тут нет ничего – ступай! Гевемер снова попытался войти – и снова то же явление: баран устремляется на него и не дает ему войти... Это повторилось не раз. Видение было только одному Гевемеру, другие совсем ничего не видели... – Поверь мне, господин, – сказал тогда хранитель св. Креста, – у тебя что-нибудь есть на душе... Это и возбраняет тебе доступ к святому и животворящему гробу нашего Спасителя. Ты хорошо сделаешь – исповедавшись пред Богом. Милостивый и человеколюбивый, желая твоего спасения, Он явил тебе это знамение. – О, на мне много тяжких грехов пред Господом, – воскликнул Гевемер, проливая слезы. И павши на лице свое, он долго плакал и исповедывал грехи свои пред Богом. И, поднявшись, снова хотел было войти и – не мог: явившийся баран еще с большей силой преграждал ему доступ к святыне. – Видно, есть еще какая-нибудь преграда, – сказал хранитель Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010