79. Клаузнер И. Гошеа (Осия). — ЕЭ. т. VI, с. 740-745 (автор — евр. историк, близкий к христианству). 80. Красный Г. Амос. — ЕЭ, т. II, с. 318-330 (автор — евр. историк). 81. Палладин (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Осии. Вятка, 1872, с. XVII + 141 (автор — православный библеист). 82. Его же. Толкование на книгу св. пророка Амоса. Вятка, 1873, с. XXV + 118. 83. Его же. Толкование на книгу св. пророка Михея. Вятка, 1874, с. XVIII + 101. 84. Побединский-Платонов И., свящ. О пророческом служении Амоса и книге его пророчеств. — ПТО, 1852, с. 11-61 (автор — правосл. библеист и патролог, преп. Моск. Дух. Акад.). 85. Рыбинский В. Книга пророка Михея. Киев, 1911, с. 71. 86. Смирнов И. Амос. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», с. 69 (автор — впоследствии архиеп. Рижский Иоанн). 87. Его же. Пророк Михей. Рязань, 1877, с. 48. 88. Его же. Осия. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», 1873, с. 109. 89. Терновский П. Рассуждение о том, что Владыка Израилев, о Котором говорит пророк Михей в гл. V, ст. 2, есть Мессия Иисус. М., 1838, с. 38. 90. Юнгеров П. Книга пророка Михея. Казань, 1890, с. 372 + VII. 91. Его же. Книга пророка Амоса. Казань, 1897, с. 55 + 209 + 45. 92; Яворский H. Символические действия пророка Осии. Последовательное истолкование первых 3-х глав книги пророка Осии. — Серг. Посад, 1903, с. XI + 231 (автор — правосл. богослов, препод. Тульской семинарии). 93. Copass В., Carlson R. Study of Prophet Micah, Mich. Price. 1950. 94. Flangan H. The Books of Amos, Hosea, Micah. Collegeville, 1966. 95. Me Keating H. Amos, Hosea, Micah, Commentary. Cambridge, 1971. 96. Robinson H. W. The Cross of Hosea. London, 1959. 97. Rowley H.H. The Marriage of Hosea. — «Bulletin of the J. Ryland Library», 1956, 39, p. 200-233. 98. Sutcliffe Т. H. The Book of Amos. London, 1955. 99. Watts J. B. Vision and Prophecy in Amos. London, 1958. 100. Weiser A. Die Profelic of Amos. Giessen, 1929. 101. Wolfe N.N. Meet Amos und Hosea. N.Y., 1945.   4. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ 102. Афанасьев Д. Толкование на книгу пророка Исайи с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета. Ставрополь, 1893, с. 4 + 149 (семинарский курс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Он также обращает внимание на то, что никто на Западе не воспринимал это правило всерьез до Реформации. «Считать его выражением обшей для Испании – и для всей Древней Церкви – иконофобии, отрицанием всего изобразительного искусства и программным текстом для христианства без образов, значило бы очень тяжело нагрузить маленького, слабенького ослика». См.: Bigham S. Early Christian Attitudes Toward Images. Rollingsford, NH. 2004. P.166. 14 Свт. Афанасий Александрийский описывает. как император Констанций. желая осудить свт. Афанасия, вызвал к себе столетнего старца Осию в Сирмий и там год удерживал его, заставляя подписать осуждение александрийскому святителю и принять в общение ариан Валента и Урзация. Когда старец согласился принять их в общение, при этом категорически отказавшись подписать осуждение Афинасию, его отпустили в Испанию, и в скором времени свт. Осия умер, «предав ересь анафеме». См.: Афанасий Александрийский , свт. История ариан.//Творения. Т.2.М.,1994.С.142–144. См. также: Сократ Схоластик . Церковная история. 2.31.М., 1996 15 Испанские потомки свт. Осии взяли твердый курс на его реабилитацию. В 2013 г. в Кордобе состоялась конференция «Век Осии Кордубского». на которой также прозвучал призыв епископа Кордобы Деметрио Фернандеса к прославлению святителя. Тем не менее имя Осии так и не восстановлено в святцах Римской Церкви. 17 См.: Идаций. Хроника. 42–49//Циркин Ю.Б. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. Изд-во СПбГУ, 2006. 20 См.: La canónica hispana. V. Concilios hispanos: segunda parte. Madrid. 2002. P.79. Исследователи полагают. что Filioque был включен в текст Символа веры до собора или же, напротив, является позднейшей интерполяцией. см.: Siecienski Е. The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. NY: Oxford University Press. 2010. P.69. 21  См.: Ziegler A.K. Church and state in Visigothic Spain. Washington. 1930. P.186–199: Gonzalez Salinero R. Un antecedente: la persecución contra los judios en el Reino visigodo. Alvarez Chillida G., Izquierdo Benito R. El antisemitismo en Espafia. Cuenca. 2007: Parkes J. The Church and the Synagogue. A study in the Origins of Antisemitism. Philadelphia. 1961. P.345–370: La controversia judeocristiana en España: desde los origenes hasta el siglo XIII/Ed.C.Valle Rodriguez. Madrid, 1998: Saitta B. L’Antisemitismo nella Spagna Visigotica. (Studia Historica: 130). Rome, 1995. 24  Cm.: Isidorus Hispalensis. Senmenmiac. 3.48.11/Ed. by P Cazier. Tumhout: Brepols, 1998. (CCSL; 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до Р. Х.- «иудейский» редактор Книги прор. Осии, адаптировавший ее содержание для жителей Южного царства (Иудеи); 2-й - в 621-586 гг. до Р. Х.- редактор, критикующий т. н. высоты (евр.  ), правил сочинения пророков Осии и Амоса и объединил их в один корпус; 3-й - в 540-500 гг. до Р. Х.- позднепленный редактор, подверг редакции сочинения пророков Осии, Амоса, Михея, Софонии, Наума и, присоединив к ним сочинения прор. Аввакума, объединил в одну книгу, переписав их в отдельный свиток - Книгу шести пророков; 4-й - в 500-450 гг. до Р. Х.- редактор, критикующий окружающие народы; 5-й - в 520-444 гг. до Р. Х., т. н. мессианист - редактор, ответственный за написание различных текстов мессианского содержания и редактирование более раннего материала в мессианском ключе; 6-й - в 360-300 гг. до Р. Х.- националистическая группа редакторов; 7-й - в 325 г. до Р. Х.- «редактор Дня Яхве», добавивший в текст М. п. подробные описания катаклизмов «Дня Господня»; 8-й - в 310-300 гг. до Р. Х.- эсхатологические редакторы (присоединили к Книге шести пророков сочинения прор. Иоиля, Ионы и Авдия, образовав Книгу девяти пророков); 9-й - в ранний послепленный период - «доксологист», добавил в Книгу прор. Амоса различные доксологические элементы; 10-й - в 300-275 гг. до Р. Х.- включил в книги М. п. полемические тексты, направленные против идолов; 11-й - в 275-250 гг. до Р. Х.- добавил в книги М. п. различные псалмы; 12-й - в 250-225 гг. до Р. Х.- т. н. ранние писцы, ответственные за совр. форму книги М. п., присоединили к Книге девяти пророков сочинения пророков Аггея, Захарии и Малахии, образовав Книгу двенадцати пророков; 13-й - в 200-175 гг. до Р. Х.- т. н. поздние писцовые школы, внесли в текст М. п. нек-рые изменения, в т. ч. интерполяции. Прор. Михей. Роспись барабана ц. вмч. Георгия Победоносца на Ст. Ладоге. XII в. Прор. Михей. Роспись барабана ц. вмч. Георгия Победоносца на Ст. Ладоге. XII в. Ногалски ( Nogalski. Literary precursors. 1993; Idem. Redactional processes. 1993) предпринял анализ редакционных глосс, которые были вставлены в начало и конец текста книг М.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

И вот Бог Израилев призывает людей к ответу: Слушайте слово Ягве, сыны Израиля, ибо тяжба у Ягве с жителями земли, Ибо нет правды, и нет милосердия, и нет богопознания в стране, Клятвы, и обман, и убийство, и воровство, и разврат, Кровопролитие за кровопролитием. Ос 4, 1-2   Положительный идеал библейской этики: эмет (правда, истина), хэсэд (милосердие) и даат Элогим (богопознание) — противопоставляется пророком нравственному падению народа. Даат Элогим — это не отвлеченное богословие, а живое, резальное приближение к Богу через веру и любовь. Но когда любовь растоптана, союз нарушен — неизбежен разрыв, навлекающий суд Божий. Неверная жена, приведенная из пустыни, вновь будет возвращена туда; ее ждет изгнание из удела Господня. Для Осии расплата за грех не есть изолированный акт. Возмездие готовится руками самих грешников, которые, «посеяв ветер, пожнут бурю» (Ос 8, 7). Еще яснее, чем у Амоса, у Осии выражена мысль о том, что в самом отступничестве уже заложена кара. Не Бог — мститель явится с бичом для воздаяния, а сам грех обрушит его на преступника. Бог лишь создал такое положение вещей в мире, при котором все имеет эту незыблемую связь. Пророки и другие библейские писатели будут постоянно указывать на эту причинную связь религиозной и моральной измены с земным наказанием. Измена Союзу, отступничество, служение кумирам и страстям неуклонно ведут Израиль к катастрофе; он опутан сетью, которую сплел сам. «Оставил тебя, Самария, телец твой!» — восклицает Осия. Царь Эфраима исчезнет «как пена на воде», а все царство станет «как негодный сосуд», который должен быть выброшен вон. Слава Самарии «улетит, как птица». Отвергнет их Бог мой, ибо не послушали они Его, И будут они скитаться между народами… Ос 9, 17)   Этот приговор, казалось бы, ставит знак равенства между пророчествами Амоса и Осии. Однако, хотя у обоих проповедников легко усмотреть существенное единство, Осия далеко не двойник Амоса. Он воплощает следующую ступень Откровения. В тот самый момент, когда приговор кажется неотвратимым, среди упреков, сетований и зловещих предсказаний неожиданно звучит голос Божий. И это уже не голос непреклонного Судии, а слова, исполненные бесконечной жалости и сострадания. Как предам Я тебя, Эфраим? Отрекусь ли от тебя, Израиль?… Повернулось во Мне сердце Мое, Разгорелась во Мне жалость Моя. Ос 11, 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Осия, затем, знает, что Израильтяне во время завоевания земли ханаанской проникали в страну долиной Ахор. Сближая по значению будущее очистительное наказание Израиля и восстановление завета с Иеговой после дней наказания с путешествием евреев по аравийской пустыне и с дарованием им земли ханаанской, пророк Осия предрекает, что наказанному и прощенному Израилю Господь даст надежду на лучшее будущее: дам ей (матери Израиля) оттуда (из пустыни) виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды« ( Ос.2:15 ). Упоминаемая в словах Господа долина Ахор, как образ преддверия надежды на мессианское спасение, есть историческая долина, c которой связано известное событие из времени пустыни, описанное в книге Исуса Нав. 7 гл. и давшее имя самой долине. Событие это хорошо известно пророку не только со стороны устрашающего своего значения, но и как свидетельство милости Божией к согрешившему и очистившемуся (чрез наказание преступника) народу, – а, стало быть, известен был пророку и тот исторический документ (IE), который, очевидно, ошибочно относится критикой ко времени перед возникновением D. т. е. спустя почти 100 л. после Осии. Само завоевание земли ханаанской изображается пророком Осией не как дело человеческой силы или работы каких-либо национальных героев: победоносным Вождем Израиля был сам Иегова; – точка зрения вполне совпадающая с тем, что нами, известно о покорении Палестины из древне-библейской истории и что пророк лишь воскрешает в памяти Израиля, как нечто неразрывно связанное с его историческими воспоминаниями (срав. ст. 11). Из периода судей прор. Осия делает намек на " дни Гивы» ( Ос.9:9; 10:9 ). Вполне сообразно с ходом мыслей пророка, обличающего современников за служение ханаанским божествам и считающего корнем нравственной порчи и причиною политической гибели народа чувственные элементы языческих культов, надо отвергнуть неосновательное предположение, что в данных местах ( Ос.9:9; 10:9 ) Осия делает порицательный намек на богопротивное будто бы происхождение царской власти, – т.е. на избрание на царство Гивеонитянина Саула (ни по одному из библейских сообщений, говорящих об избрании Саула, последний не был призван на царство в Гиве). Если пророк не вспоминает здесь какое то, нам совершенно неизвестное и однако имевшее значение эпохи событие, тогда естественнее всего относить его слова к повествованию кн. Суд. 19–21 гл., где рассказывается действительно о возмутительных делах, связанных с Гивой: о позорном убийстве наложницы левита и происшедшей от этого войне сынов Израиля против Гивы ( Суд. 20:9 – сынов Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Как через это приведение язычников в общество Иеговы число сынов израилевых будет более и более умножаться; так само это размножение дойдет до своей полноты, когда в свою очередь потомки теперь еще скитающихся по странам света в отвержении сынов израиля обратятся к Иисусу Христу, как, к их Мессии – Спасителю ( Рим.11:25–26 ). Справедливость такого понимания обетования в его широком смысле, подтверждается апостолами Петром и Павлом, которые обетованные слова Осии: «и будет на том месте, где им было сказано: вы не мой народ, они будут названы сыны Бога живого» – ( Ос.1:10 ); и другие сходные слова пророка: «и помилую Непомилованную и тому, кто не народ мой скажу: ты народ мой» ( Ос.2:23 , ср. Ос.2:1 : «называйте братьев своих: народ мой и сестер своих: Помилованная») – относят к язычникам и почерпают из них доказательство усыновления язычников Богу во Христе. (См. 1Пет.2:10 и Рим.9:22–26 ): например, апостол Павел так говорит, касаясь обетованного пророчества: «Бог, желая показать гнев, и явить могущество свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Как и у Осии, говорит: не мой народ назову моим народом, и не возлюбленную – возлюбленной ( Ос.2:23 ). И на том месте, где сказано им: вы не мой народ, там названы будут сынами Бога живаго» ( Ос.1:10 ; Рим.9:22–26 ). Второе отделение первой части книги пророка Осии (Ос.2:2–23) Во втором отделении подробнее раскрывается то, что в первом было довольно кратко возвещено частью в образной, частью в прямой речи. Тесная связь обоих отделений формально через то уже обозначается, что как первое отделение заканчивается требованием усвоения возвещаемого спасения, так второе начинается требованием обращения. Символическая чета исчезает; на ее место является другая чета, уже не символическая: Бог , как муж и Израиль, как жена, но жена прелюбодейная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

После того как библеистика пыталась выделить все обетования спасения и все притчи об Иудее как не аутентичные, сегодня она вернулась к более сдержанным суждениям. Представить пророка Осию только пророком бедствий означало бы исказить все его провозвестие, и вполне естественно то, что его взор обратился на соседнее царство — Иудею. Наверное, уместно предположить, что корпус речений пророка Осии, созданный в Израиле, после падения Северного царства оказался в Иудее и здесь один-два раза подвергся переработке. Следы этой “иудейской” редакции мы находим в надписании (Ос 1:1) и в ряде стихов, напр., Ос 1:7; 5:5; 6: 11; 12:3. Последний стих книги (Ос 14:10) — размышления учителя Премудрости пленной или послепленной эпохи о сути книги. Трудность толкования еще возросла для нас из-за плачевного состояния еврейского текста, который из всех ветхозаветных текстов сохранился хуже всего. Книга Осии глубоко повлияла на Ветхий Завет; мы находим ее отголоски в призывах поздних пророков обрести религию сердца, одухотворенную Божественной любовью. Так что неудивительно, что Новый Завет часто цитирует пророка Осию и тем самым испытывает его влияние. Образ брака для выражения отношения между Ягве и Его народом был воспринят пророками Иеремией, Иезекиилем и (Второ)Исайей. В Новом Завете и во времена первых христиан этот образ был перенесен и на отношение Иисуса Христа и Его Церкви. Христианские мистики распространили его также на верующие души. Книга пророка Михея Пророк Михей (которого не следует смешивать с Михеем, сыном Иемвлая, жившим при Ахаве, см. 3 Цар 22:8–28) был иудеем из Морасфита к западу от Хеврона. Он жил при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, то есть до и после захвата Самарии в 721 г. и, вероятно, вплоть до вторжения Сеннахирима в 701 г. Следовательно, он отчасти был современником Осии и Исайи. По своему крестьянскому происхождению он близок пророку Амосу; как и тот, он питает отвращение к большим городам, говорит вещественным и иногда грубым языком, любит ошеломляющие образы и игру слов.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Глава 2. Книги малых пророков Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По порядку мы должны были бы начать с книги святого пророка Исаии. Но в самом начале изучения этого раздела Ветхого Завета знакомство с такой сложной книгой может оказаться затруднительным. Поэтому для того, чтобы освоиться с тематикой, терминологией и особенностями пророческих книг для начала мы займемся книгами малых пророков Осии, Амоса, Иоиля и Софонии. 2.1. Книга пророка Осии Книга пророка Осии стоит самой первой в собрании книг малых пророков. О жизни пророка известно весьма немного. В книге говорится, что он пророчествовал во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама, очевидно, Иеровоама II, царя Израильского. Если просуммировать время царствования каждого из этих четырех иудейских царей, то получится цифра порядка ста лет. Именно так считал преподобный Ефрем Сирин, указавший в своем толковании, что служение этого пророка продолжалось около ста лет. Минимальный срок, который мы можем предположить, – не менее пятидесяти лет. Тоже немало. Историческая обстановка. Пророк Осия пророчествовал на территории северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до рождества Христова в Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Иеровоама II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он привел в те же самые границы, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, продолжалось отступление от закона Божьего. Поэтому дальше следует падение, династия обрывается, и дальше идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии, и вошел в союз с Египтом.

http://sedmitza.ru/lib/text/431390/

«В царство Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии». Замечание о времени было необходимо, чтобы всякий видел, за сколько времени предсказано и через сколько времени исполнилось, и разумел, что при умножении немощи преизбыточествовало и Божие попечение. Почти большая часть Пророков по времени сходились между собой. Осия был во дни Озии и во дни Иеровоама; Михей – во дни Иоафама и Ахаза; Софония – во дни Иосии, сына Амонова. Из прочих же Пророков одни написали пророчества без означения времени, другие означили царствования варваров, как более известных в то время по своему могуществу. Аггей и Захария, Авдий и Наум, Аввакум, Иона и Малахия не упомянули о времени. А многие из Пророков не упомянули и об отцах. И может быть, происходившие от знаменитых отцов могли чрез это привлечь большее внимание, потому что более доверяют людям известным. А происшедшие от родителей незнатных умолчали о них. Впрочем, отец Исаии не тот Амос, который в числе двенадцати меньших Пророков, ибо и произношение имен не одинаково, и означаемое ими не одно и то же. Одно произносится с густым, а другое – с тонким придыханием. Также и значения различны: имя отца Исаии и свойство этого слова означают твердость, силу и крепость, а именем Пророка выражается жестокое слово. Кажется, что прежде Исаиина пророчества было пророчество Осии, по сказанному: «Начало словесе Господня ко Осии» ( Ос. 1, 2 ). Еще должно знать, что тот же самый Озия назывался и Азарием. В Первой книге Паралипоменон назван он Озией, а во Второй книге Царств – Азарией, впрочем, сыном того же отца и той же матери, ибо матерь – Халия, отец – Амасия и время царствования то же – пятьдесят два года. При Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос. Но поскольку «начало словесе Господня ко Осии», то не первый ли он начал пророчествовать? И поскольку Амос пророчествовал «прежде двою лет труса», то не прежде ли видения Исаиина, в котором говорится: «И взяся наддверие» ( Ис. 6, 4 )? Ис.1:2 .  Слыши, небо, и внуши, землé, яко Госпóдь воз­глагóла: сыны родихъ и воз­высихъ, тíи же от­вергóшася менé.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Возникают вопросы и относительно детей Осии. Их имена, подобно имени ребенка, рожденного от Исаии и пророчицы ( Ис. 8,1–4 ), должны были иметь символическое значение (ср. Ис. 7,3 ; Иез. 23 ). Имена, данные детям Осии (Изреель, Лорухама, Лоамми; 1,4 и ком.; 1,6 и ком.; 1,9 и ком.), изначально имели двойственный смысл: в них отражалось не только пророчество Осии о нарастающем гневе Господа на неверный Израиль, но также весть о надежде, обновлении, любви и возрождении (2,21–23 и ком.). Еще одна проблема истолкования как соотнести между собой гл. 1, в которой от третьего лица рассказывается о женитьбе Осии на Гомери и последовавшем затем рождении троих детей, и гл. 3, в которой говорится о повелении Бога Осии полюбить прелюбодействующую женщину. Хотя эти две главы чаще всего рассматривались как составляющие хронологически последовательное повествование о супружеских отношениях Осии с Гомерью, некоторые комментаторы утверждали, что речь идет о двух разных женщинах и разных брачных союзах. Другие полагали, что эти две главы являются не последовательными, а скорее, параллельными между собой. Такие расхождения во взглядах обусловлены трудностями понимания еврейского текста и различными возможными вариантами его перевода. Характерные особенности и темы Книга пророка Осии рассказывает не о самом Осии, но о Боге и Его отношениях с Его народом завета Израилем. Бог возвещает о Себе, что Он един и всемогущ (12,9; 13,4;). Поскольку Он един и свят (11,9), благоговение перед Ним является единственно верным способом отношения к Нему людей (3,5), и Он не потерпит никаких посягательств на Свое достоинство. Поскольку Он всемогущ, то все находится во власти Его: будь то плодородие (2,8) или исторические судьбы Израиля (5,14.15) и других народов (10,10). Тематика Книги пророка Осии многообразна. Эти темы и сегодня сохраняют свое вероучительное значение для всех христиан (напр., 14,9 и ком.). Тема супружеской неверности и неверности завету, которую символизируют отношения Осии с его неразборчивой в связях женой и его детьми, является доминирующей (напр., 2,2–5; 3,3; 4,10–19; 5,3–7; 6,10; 8,9; 9,1). С нею тесно связана тема покаяния. Осия призывает неверный народ Израиля обратиться к Господу, Которым он пренебрег, чтобы восстановить Ним связь, существовавшую изначально (2,7.14.19.20). Обетования возрождения в 1,11 и 2,23 уже исполняются в наше время и будут исполнены согласно новому завету, данному через Иисуса ( Рим. 5,8 ; Еф. 2,4–10 ). Обличение пророком неверности Богу и призыв к покаянию служат обращению народа завета к Богу и восстановлению между ним и Господом отношений любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010