Книга, названная именем Осии, возникла в результате его пророческого служения, которое пришлось на критический период истории Северного царства, ознаменовавшийся застоем и упадком в религиозной жизни. Служение пророка началось около 750 г. до Р.Х. и закончилось за несколько лет до падения Самарии в 722 г. до Р.Х. Проповеди Осии были посвящены в первую очередь тому, что Израиль нарушил свои заветные обязательства перед Богом, хотя в них звучат и более позитивные ноты, а именно, когда Осия возвещает о сущности любви Божией. В последние годы существования Северного царства экономическое процветание и политическая стабильность, которые пришлись на период царствования Иеровоама II (около 793–753 гг. до Р.Х.), сменились политическим и социальным хаосом и религиозным упадком во времена шести царей, правивших в течение двадцати пяти лет ( 4Цар. 15,8 17,41). Четверо из этих царей были убиты заговорщиками, узурпировавшими их власть (Захария, Селлум, Факия и Факей); один стал политическим узником (Осия, 4Цар. 17,4 ), и только единственному из них наследовал его сын (Менаиму, 4Цар. 15,23 ). В проповедях Осии говорится как об относительном спокойствии в царстве при Иеровоаме II (напр., Ос. 1,5.8–13 ), так и о наступившей затем дестабилизации во внутренней жизни страны (напр., 7,3–7; 13,10.11) и в отношениях с другими государствами (напр., 7,8–12; 12,1). В частности, в книге пророка Осии (5,8–10; возможно, 5,8 6,6) речь идет, по-видимому, о войне Сирии и Израиля против Иудеи (735–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15,27–30; 16,5–9 ; Ис. 7,1–9 ). Факей, царь израильский, заключивший союз с сирийским царем Рецином против расширявшегося владычества Ассирии, напал на Иудею, которая отказалась присоединиться к этому союзу. После этого Ассирия откликнулась на призыв Иудеи о помощи и не только атаковала столицу Сирии Дамаск, но также стала предпринимать систематические набеги на обширные территории на севере Израиля. Политические колебания Северного царства между Египтом и Ассирией, нашедшие отражение в тексте книги, привели к новому нападению ассирийцев, лишению свободы царя Осии, осаде Самарии и, в конечном счете, падению Северного царства. Пророк Осия предвидел такой конец и предрекал падение Самарии в 722 г. до Р.Х. (14,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Относительно подлинности событий, описанных в 13-й и 14-й главах, мнения толковников расходятся. Однако, надо иметь в виду, что в богослужебных текстах используются фрагменты этих неканонических мест (служба 30 декабря – неделя праотец), что говорит о доверии, которое Церковь оказывает этим повествованиям. Второй тропарь первой песни канона говорит о «спасении целомудренным Даниилом целомудренной Сусанны к посрамлению лютых старцев». Второй тропарь седьмой песни канона – «пророк (Аввакум) предста восхищен пищу нося». 10. Книга пророка Осии Личность пророка и его время Пророк Осия (евр. Гошеа – спасение), согласно надписанию его книги (1,1), жил и пророчествовал в Израильском царстве «во дни Озии (781–740), Иофама (740–736), Ахаза (736–716), Езекии (716–687), царей Иудейских, и во дни Иеровоама II (783–743), царя Израильского». Из этого надписания следует, что Осия начал пророчествовать, самое позднее, в последнее десятилетие 40-летнего царствования царя Иеровоама II; далее проходил свое служение при его преемниках: Захарии, Селлуме, Менаиме (743–738), Факии, Факее II Осии (732–724), так как преемники Иеровоама II были современниками перечисленных в надписании царей иудейских. Конец служения пророка совпал с концом Израильского царства (это можно видеть из 1-го стиха 12-й главы), где пророк обличает израильтян за стремление заключить союз с Египтом, против Ассирии. Как известно, именно этот союз был причиной нашествия на Израильское Северное царство Ассирии, закончившегося падением Израильского царства (722 г.). Таким образом, пророческое служение Осии охватывает период с 750 по 725 годы. Возможно, пророк был свидетелем падения Северного царства (если учитывать, что он дожил до Езекии иудейского (716–687). Биографических сведений об Осии почти не сохранилось. Некоторые историки считают, что он был священником. Во всяком случае, пророк был хорошо знаком с жизнью духовенства. Он был женат на женщине по имени Гомерь. По-видимому, под «блудницею (1.2) он разумеет ее, женщину, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Марковом предсказании страстей слова «после трех дней» выражением «в третий день». (Лука не приводит подробно второе пророчество.) Причиной тому может быть стремление привести сказанное в соответствие либо с фактами, достоверность которых не вызывала сомнений, либо со стихом 6Книги пророка Осии. Однако Матфей для оправдания того, что днем воскресения считается третий день, в других местах приводит иной ветхозаветный текст (единственный текст, который с этой целью цитируется в Новом Завете). «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» 274 . В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» 275 . Сохранение использованного Марком выражения «после третьего дня» могло как нельзя лучше соответствовать тому единственному тексту, который, насколько нам известно, Матфей считал пророчеством о воскресении. Таким образом, даже если Матфей и рассматривал стих 6Книги пророка Осии в качестве пророчества о воскресении (о чем мы не имеем прямых свидетельств), то он располагал и текстом другого рода (который он цитирует), предполагающим другой день для воскресения; поэтому нет оснований полагать, что Матфей отказался от датировки «после трех дней» только для того, чтобы привести в соответствие свой текст с текстом Осии. Он должен был внести изменения исключительно ради того, чтобы согласовать свое повествование с фактами, которые он считал достоверными. Ибо воспроизведение указанного стиха из Книги пророка Ионы означало бы, что Иисус воскрес в понедельник (после трех дней и трех ночей). Однако Матфей, вне всякого сомнения, полагал, что Иисус воскрес утром в воскресенье 276 , проведя только две ночи «в сердце земли». Обращение Матфея к тексту Ионы, содержащему очень неточное предсказание о том, какой день считать днем воскресения, наводит на мысль о сомнительности той точки зрения, согласно которой Матфей мог рассматривать текст Осии как пророчество о воскресении. Таким образом, ни Марка, ни Матфея нельзя заподозрить в том, что их свидетельствование о воскресении в третий день вызвано желанием привести свое повествование в соответствие со стихом 6Книги пророка Осии. Конечно, не следует исключать возможности такого подхода со стороны ранних христиан; однако в данном случае вызывает удивление тот факт, что Матфей цитирует Иону, но не один из авторов не приводит цитату из Ос 6:2 . Как отмечалось ранее, стих 15Первого послания к Коринфянам был, по всей видимости, частью раннехристианского символа веры , цитируемого Павлом; Павел обращается к нему после рассказа о случившемся с Петром и Иаковом в те несколько лет, прошедших со времени рассматриваемых событий. Таким образом, получается, что даже если выражение «в третий день» представляет собой (никак не обозначенную) цитату из Ос 6:2 , то эта цитата была приведена в силу своего соответствия фактам, достоверность которых была обусловлена какими-либо другими обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Карачев. Церковь Осии Пророка. Бывшая Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Осии Пророка Год постройки:Между 1740 и 1893. Год утраты:1943 (взорвана немецкими войсками при отступлении) Адрес: Брянская область, Карачевский район, г.Карачев, ул. Советская Координаты: 53.116569, 34.984805 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1893 году состоялось торжество по случаю освящения в городе Карачеве 31 октября 1893 года переустроенного и обновлённого бывшего храма Преображения Господня во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Авгутейшею Семью (видимо, Августейшею Семьёю) от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года, октября 17 дня. В тексте говорится о том, что «с давнего времени на южной и возвышенной окраине города Карачева, по дороге, называвшейся в прежнее время Спасской, существовала каменная, трёхпрестольная, древняя и обветшавшая церковь во имя Преображения Господня». В 1888 году была освящена новая каменная церковь во имя Преображения Господня. А старая стала разрушаться. И, как долго бы она разрушалась, не известно, если бы не благотворитель Иван Николаевич Кочергин, который захотел возобновить и приспособить старый храм к отправлению в нём богослужения для учеников учебных мужских заведений, посвятив самый храм во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств со всею Их Августейшею Семьёю от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года октября 17 дня, дабы увековечить это великое и знаменательное событие милости Божией к Державному Помазаннику и Его Августейшей Семье на все времена и года в умах всех поколений граждан, а тем более учащейся молодежи. Как всегда у нас бывает, Орловское Епархиальное Начальство запретило что-либо в старом храме ломать и переделывать. Однако опасные трещины внесли своё дело, и Кочергин отправился в Петербург, к Обер-Прокурору Святейшего Синода с докладной запиской, в которой он подробно изъяснял обстоятельства начатого им дела возобновления церкви, с переделкой всей трапезной церкви с упразднением двух приделов и верхнего яруса колокольни, сделав храм однопрестольным. Синод дал своё согласие, и работа закипела.

http://sobory.ru/article/?object=41536

Рим.9:22 .  Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, Рим.9:23 .  дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, Рим.9:24 .  над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? «Что же»? Заключенный в этих стихах вопрос представляет собою так называемый анаколуф, т. е. одно придаточное предложение без главного. Но пополнить это предложение, очевидно, нужно из стиха 14-го, именно так: «что же? Уже ли мы признаем Бога несправедливым, если…» и т. д. – Если в ст. 19–21 разъяснена была с отвлеченной точки зрения правда Бога, то здесь изображается стоящее как бы в противоположности этой правде Его действительное отношение к людям. Апостол хочет здесь сказать следующее: Бог носит или щадит с великим долготерпением сосуды гнева, чтобы сделать из них сосуды благодати. Все, которые достигли славы, должны сознаться, что они первоначально были сосудами гнева, готовыми к погибели, и что они обязаны только долготерпению Божию тем, что стали сосудами благодати. И эта истина имеет приложение как к язычникам, так и к иудеям. Рим.9:25 .  Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною. Рим.9:26 .  И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. Рим.9:27 .  А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; Рим.9:28 .  ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. Рим.9:29 .  И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Здесь Апостол приводит из Ветхого Завета доказательства того, что сосуды милосердия обязаны своим существованием только долготерпению Божию, с которым Бог ранее щадил их, хотя они были сосудами гнева. Вместе с этим Апостол доказывает, что эти сосуды милосердия призваны одинаково как из иудеев, так и из язычников. – «Как и у Осии говорит». Пророчество Осии Апостол приводит, как предсказание о будущем обращении язычников в Церковь Христову (оно поставлено, очевидно, для объяснения последнего выражения 24-го стиха: и из язычников). Но какое основание Апостол имел толковать слова Осии в приложении к язычникам? Ведь там ( Ос 2:23, 1:10 ) идет речь собственно об обращении к Богу отступившего от истинной веры Израиля? Да, это так. Но что же представлял собою этот отступивший от Иеговы Израиль, как не тех же язычников?! Естественно, что и для Ап. Павла он являлся представителем всего язычества, и то спасение, какое у Осии обещано было Израилю, приравнявшемуся к язычникам, было справедливо счесть уделом и всех язычников, рассеянных по всему миру. Каждый языческий народ, в своей собственной стране, не делаясь прозелитами народа израильского, может стать народом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделение книги и общее содержание . Кн. Осии представляет собою не собрание отдельных речей пророка, а свод их, сокращенное изложение того, что проповедовал пророк в течение своего служения. Это изложение, как и в других библейских книгах, не имеет строго систематического характера. Обыкновенно книгу Осии разделяют на две части: к первой относят гл. I-III, а ко второй гл. IV-XIV. Первая часть обнимает начало служения пророка, т. е. речи из времени Иеровоама II, а во второй содержится изложение обличительных и утешительных речей пророка из последующего периода его служения. Обе части книги Осии при этом, проникнуты одной идеей, около которой вращаются все речи пророка. Соответственно современному пророку состоянию народа, кн. Осии имеет обличительный характер. Исходным пунктом проповеди для пророка служит идея брачного союза народа Израильского с Иеговою. С точки зрения этой идеи, пророк рассматривает и настоящее народа, и его будущее. Образ брачного союза постоянно предносится пророку, и он пользуется им и в символическом действии, которым началась его проповедь , и в последующих речах. Иегова, заключив завет с народом в любви, оставался верен этому завету. Любовь Иеговы к своему народу никогда не угасала. Он вывел Израиля из Египта ( Ос 2.1 ), даровал ему закон ( Ос 8.12 ), спасал его от врагов ( Ос 7.13 ), воздвигал для него пророков ( Ос 11.2 ), изливал на него щедрые милости ( Ос 12.9 ). Но Израиль нарушил брачный союз с Иеговою, сделался блудницей и прелюбодейцей, подобно Гомери (I-III). Уже в первое время после заключения союза с Иеговою, Израиль пошел к Ваал-Фегору ( Ос 9.10 ). Позже он совсем забыл Создателя Своего ( Ос 8.14 ), привязался к Идолам ( Ос 4.17 ), стал курить Ваалам ( Ос 2.15, 11.2 ), настроил жертвенников ( Ос 8.2 ) и погиб через Ваала. ( Ос 13.1 ). «Сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» ( Ос 1.2 ). Забвение Иеговы, и служение Ваалу есть первый великий грех Израиля. Но этот грех явился источником и причиной других преступлений, которые и обличает пророк в своих речах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Биографических сведений о пр. Осии почти не сохранилось. Вероятно, он был левитом или священником: ему хорошо знаком быт духовенства. Осия вступил в брак с женщиной по имени Гомерь, дочь Дивлаима, которую горячо любил. Однако она принесла ему жестокие страдания своими изменами. Осия не пожелал предать неверную жену суду и готов был простить ее. Эта жизненная драма дала пророку тему для притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены. Разрыв между супругами кончился примирением. В этом Осия также усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом. Память пр. Осии празднуется Церковью 17 октября. 2. Книга пр. Осии состоит из отдельных пророчеств и изречений, которые были собраны уже посмертно. Когда пала Самария (722), его писания были принесены в Иерусалим, где и получили распространение. Текст их сохранился хуже, чем в других пророческих книгах. В нем много неясностей и пробелов, затрудняющих перевод и толкование. В настоящем виде он распадается на три основные части: 1) Неверная жена как прообраз неверного народа (1,1–3,5). 2) Грех Израиля и откровение любви Божией (4,1 — 14,1). 3) Прощение покаявшегося народа (14,2–9). Ст. 10 был, как полагают, добавлен книжником, собравшим воедино пророчества Осии. Ему же, по-видимому, принадлежит и заглавие всей книги (1,1). 3. Богословие пр. Осии основано на фундаменте Моисеева Декалога. Он обличает Израиль не только в нарушении нравственных законов, как Амос, но и в идолопоклонстве (культ тельцов). Для него священная формула: «Вы будете Моим народом, а Я — вашим Богом» — аналогична формуле брачного договора. Отступничество Израиля есть измена Богу, подобная супружеской измене. Это «блудодеяние» неизбежно влечет за собой кару. Народ (неверная жена) будет изгнан в пустыню. По толкованию бл. Феодорита «пустыня» — образ Плена. Но любовь Божия оказывается сильнее человеческого греха. Как любящий муж открыл двери раскаявшейся «жене-блуднице», так и Господь примет Израиль после покаяния. Завет будет восстановлен, и на землю вернется прежняя гармония, нарушенная грехом Адама (2,18). В этом пророчестве живет уже предчувствие Нового Завета, хотя само слово «Новый Завет» произнесет только Иеремия (31,31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

—30— кота, Манделькерна, Гатча и под. и наконец благодаря способности автора к тонкому анализу, здравости и трезвости его суждений, весь богатый экзегетический материал подвергнут автором весьма основательной и беспристрастной проверке, вследствие чего его работа имеет характер вполне научного и самостоятельного исследования. В виду этих достоинств труда г. Яворского мы ещё в отзыве о его кандидатской диссертации были готовы признать автора заслуживающим степени магистра богословия, если бы не нашли препятствия к тому во внешней стороне сочинения, именно в весьма значительных недостатках стиля, испещрённого нелитературными оборотами, неестественными построениями периодов, буквальными выдержками на иностранных языках и т. д. Этот недостаток в представленной теперь диссертации исправлен автором и потому мы не находим препятствий к признанию автора достойным степени магистра богословия“. б) Экстраординарного профессора Академии по кафедре пастырского богословия и педагогики Александра Шостьина. „Последовательному толкованию первых трёх глав книги пр. Осии г. Яворский предпосылает „введение“ (стр. 13–123), в котором сообщает сведения о писателе книги, о времени и месте, написания её, характеризует современное пророку состояние Израильского царства в религиозном, нравственном и общественно-государственном отношениях, и наконец – делает замечания о задаче, характере и содержании проповеди Осии, о плане и разделении его книги, о языке её, неповреждённости и проч. Словом, мы видим здесь „введение“, какое пишется обыкновенно при исследовании какой-либо библейской книги в её целом составе. Такое „введение“ представляется мне не совсем соответствующим специальной теме сочинения г. Яворского. Ведь он пишет исследование не о всей книге пр. Осии, а лишь о „символических действиях“ этого пророка, и комментирует лишь первые три главы его книги. Потому-то многие вопросы этого введения имеют, конечно, прямое отношение к книге пр. Осии, но мало имеют отношения к книге г. Яворского. Таков напр. сложный вопрос о продолжительности пророческого служения Осии, приведший нашего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой преподобный Ефрем Сирин , толкуя эти слова пророка, приводит и исторический, и духовный их смысл: так, он замечает, что здесь говорится о временах Зоровавеля – персидского наместника Иудеи, известного вождя иудеев, под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из вавилонского плена в Иудею. «В глубоком же духовном смысле (эта фраза – прим. авт.) означает Божественные блага и небесные дарования, ниспосланные нам по Воскресении Христовом» 14 – говорит преподобный. 1.3. Пророчества о Мессии в книге пророка Осии Святой пророк Осия жил в 760–725 гг. до Р.Х. Он совершал свое служение во время правления пяти царей: Иеровоама II, Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии. Об этом говорится в Ос. 1, 1 . Из этого следует, что пророк Осия совершал свое служение в течение довольно длительного времени. А.П. Лопухин в «Толковой Библии », однако, замечает, что столь значительная продолжительность пророческого служения Осии «возбуждает у некоторых исследователей сомнение в точности надписания» 15 . Пророка Осию можно считать младшим современником Амоса. Время пророческого служения Осии было очень бурным – и в политическом, и в религиозно-нравственном отношениях. Книга пророка Осии – больше по объему, чем две рассмотренные ранее пророческие книги: она состоит из 14 глав. Архиепископ Иоанн (Смирнов) условно делит эту книгу на две части: 1–3 и 4–14 глл. В первой части, по мнению вышеназванного архипастыря, сущность проповеднической деятельности пророка передается в более краткой форме, во второй – в более обстоятельной 16 . В книге пророка Осии есть несколько мессианских пророчеств. Святой преподобный Ефрем Сирин в своих творениях говорит, что Осия «предуказал ясные признаки пришествия Господня на землю» 17 . Так, в мессианском значении можно истолковать следующий стих: «И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля!» ( Ос. 1, 11 ). Святыми пророками нередко предсказывалось возвращение Иудеев и Израильтян из плена и собрание всех под Единою главою ( Иер. 23, 5–6, 3,18 ; Ис. 11, 12 ; Иез. 34, 23, 37, 16–24 ). Они понимали Главу как Мессию – Спасителя мира. Таким образом, можно считать, что в этом стихе пророк говорит о соединении всех под Единою Главою – Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Его же . Библейский профетизм и языческая мантика. Серг. Пос., 1910 Рыбинский В. П. Ветхозаветный профетизм. — ТКДА, 1907, # 12 Светлов Э. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972 Соболев М., свящ. Пророческие книги Ветхого Завета. М., 1899 Тураев Б. А. Пророческое движение. — ИДВ, т. 2 Филарет (Дроздов), митроп. Пророческие книги Ветхого Завета. М., 1874 Хергозерский А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб., 1899 Юнгеров П. Частное введение в ветхозаветные книги. Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 3. Пророки Амос, Осия, Михей Антоний (Храповицкий), архим. (впосл. митроп.). Толкование на книгу пророка Михея. СПб., 1890 Бродович И. А. Книга пророка Осии. Киев, 1901 Капралов Е., свящ. Религиозно-нравственное учение пророков Амоса и Осии. Киев, 1911 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Осии. Вятка, 1872 Его же . Толкование на книгу св. пророка Амоса. Вятка, 1873 Его же . Толкование на книгу св. пророка Михея. Вятка, 1874 Рыбинский В. П. Книга пророка Михея. Киев, 1911 Смирнов (еп. Иоанн). Амос (оттиск из Рязанских епархиальных ведомостей). Рязань, 1873 Его же . Пророк Михей. Рязань, 1877 Его же . Осия. Рязань, 1873 Фланаган Н. М. Книги Амоса, Осии, Михея. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Юнгеров П. Книга пророка Амоса. Казань, 1897 Его же . Книга пророка Амоса. Казань, 1897 Яворский Н. Символические действия пророка Осии. Серг. Пос., 1903 4. Книга пророка Исайи Афанасьев Д. П. Толкование на книгу пророка Исайи. Ставрополь, 1893 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исайи. М., 1890 Властов Г. Пророк Исайя. СПб., 1898, т. 1–2 Волнин П. Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908 Григорьев К. Г. Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901 Макнамара М. Книга пророка Исайи, главы 1-39. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Михаил (Лузин), еп. Пророк Исайя и книга его пророчеств. Тула, 1901 Муретов М. Д. Раб Божий Иса (52,13–53,12) — БВ, 1917, # 1-2 Мышцин В. П. Раб Иеговы. — БВ, 1905, # 7-8 Никольский Е. Предсказание пророка Исайи о Деве и Еммануиле. М., 1886

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010