Но все же евангельское учение о безусловном милосердии Божьем возникло не на пустом месте. О незаслуженной милости, проявляемой Богом к грешнику, говорят первые главы книги Осии, в которой эта незаслуженная милость описана с помощью супружеской метафоры. Пророк в ней изображает Бога, а неверная жена пророка – израильский народ. По закону жена, изменившая мужу и подвергнутая разводу с ним, не может вернуться к нему обратно ни при каких условиях. Казалось бы, Израиль изменил Богу с идолами и больше не может быть Его народом. Однако, у Осии «милость превозносится над судом» (Иак 2:13): «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:14,19-20). Инициатива здесь принадлежит Богу. Жена-изменница и не собиралась каяться, но муж, который по прежнему любит свою неверную жену, «увлекает» ее, «говорит к сердцу ее» слова любви, вновь завоевывая тем самым ее верность. Такой немыслимой в рамках израильского семейного права ситуацией Осия еще в VIII до Рождества Христова веке изображает отношение Бога к Израилю. Наш современник аргентинский монах Франсиско Рибейро в одной из своих статей размышляет над книгой пророка Осии, и эти размышления приводят его к небезынтересному выводу: «Невозможно оставаться в монастыре, не сознавая себя грешником… Вся история для монаха подобна истории Израиля для Осии – это история восстания человека против любящего его Бога. Но вместе с Осией монах убежден: Бог никогда не обуславливает свое прощение предварительным обращением человека. И это ставит его на одну линию с пророком, уже преодолевшим базовое отличие Ветхого Завета от Нового: до Христа, чтобы спасти человека, Бог требовал от него обращения; во Христе Бог сначала предлагает прощение, и лишь затем ждет обращения. Переживание в полноте этой благодатной икономии требует от монаха глубокой внутренней жизни, непрестанного продвижения в познании Бога» .

http://bogoslov.ru/article/4828779

Осия временами готов кричать от терзающей его скорби; он охвачен горем, возмущением, страстной тоской по гармонии и миру. Какие–то не совсем ясные для нас события в жизни Осии подготовили его душу к восприятию новых глубин богопознания. Что же произошло с Осией? Он рассказывает о своей жизни довольно сбивчиво: в одном месте говорит, что женился на «блуднице», в другом — о своей любви к неверной женщине. Вряд ли перед нами аллегория. По–видимому, и «блудница», и «неверная жена» Осии — одно и то же реальное лицо. Для Сократа неудачный брак едва ли мог быть трагедией; и дело здесь не столько в личном характере философа, сколько в том, что грек, как правило, не ждал от женщины духовной близости и понимания. Между тем в Израиле женщины не были безмолвными рабынями. Жены некоторых пророков разделяли со своими мужьями их служение. Поэтому нет ничего странного в том, что Осия искал в своей жене сочувствия и духовной близости. Но вместо этого он нашел легкомыслие, равнодушие и грубость. Кажется, что на какое–то время между мужем и женой произошел полный разрыв. Согласно обычаю, Осия мог обратиться к суду, строго каравшему неверных жен, но любовь не позволила ему сделать это; напротив, она в конце концов взяла верх над горечью измены, и Осия вернул жену в дом. Светлый эпилог Книги пророка Осии говорит о том, что сильное и чистое чувство победило после всех испытаний. Нравственные страдания, через которые прошел Осия, стали тем опытом для души, в результате которого раскрылся пророческий дар. Для Осии религия — не столько долг или обязанность, сколько прежде всего любовь к Богу. У него, первого в Священном Писании, брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога с человеком. В браке есть и долг, и обязанности, но сущность его — в таинственном единении двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не требования, а любовь: доверие, привязанность, неразрывные узы. Здесь Осия предвосхитил уже апостола Павла и Иоанна Богослова. Трагедия Израиля — в его измене любви Божией. Но не только прямое отпадение в язычество составляет в глазах Осии измену народу Божия. Он видит ее в искажении самого почитания Ягве. В этом он целиком единодушен с Амосом, проповедником религии Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Тогда же и Рапсак нападает на самый Иерусалим и отверзши необузданные уста против Бога, произносит известные богохульнейшие слова. Тогда же в стане Ассирийском погибли сто восемьдесят пять тысяч (воинов) в одну ночь, пораженные рукою Ангела. В настоящем случае об этом не без пользы сказано, потому что слово пророческое искусно применяется к каждому событию: то обличает оно жителей Самарии, то угрожает неприятельским нападением жителям Иерусалима, предвозвещает плен, возбуждает страх, обещает помощь, призывает к обращению. В пророчестве не опущено ни одного слова, ни одного выражения, необходимых для пользы заблуждавшихся в то время. Оно говорит: Ос.1:2. Начало словесе Господня во Осии: и рече Господь ко Осии.    Бог начинает открывать в пророке тайны, как подобное же ясно сказано чрез другого пророка: «на стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне» Господь Бог (Авв.2:1); ибо Бог всяческих дает откровение святым, сообщая их уму знание будущего. Так и блаженный Давид говорит: «услышу что речет во мне (ν μο) Господь Бог: яко речет мир на люди своя» (Пс.84:9). Точно так же и блаженный Пророк Захария выражается подобными же словами, говоря: «и рече... ангел глаголяй во мне» (Зах.1:9); ибо ангелом святые пророки обыкновенно называют слово Божие, как возвещающее им и ясно открывающее волю Бога и Отца. Об этом засвидетельствует и пророк Исаия, говоря: «яко всякую одежду собранну лестию с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко отроча родися нам, ... и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:5—6). А что откровение святым было недоступно телесным органам и сообщалось не языком и словами, как это бывает у нас, — в этом удостоверяет Павел, говоря: «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» (2Кор.13:3). Итак, выражения, что было слово Божие «во Осии», по моему мнению, не на что иное может указывать слушателям, как на то, что откровение было «во Осии», и что знание будущего осияло его наподобие света, просвещающего не телесные очи, но ум и сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Позднее 33 , вероятно освободившись от царской службы, Неемия возвратился во второй раз в свое дорогое отечество собственно для того, чтобы исправить беспорядки и злоупотребления, явившиеся у Иудеев, и быть может также, чтобы положить свои седины в земле своих отцов. Эти последние усилия верного Неемии опирались на святые наставления и предречения Малахии, последнего из пророков. Этот посланник Божий хотя и не указывает в своей книге эпохи своего служения, но тождественность обстоятельств, о которых говорит он, с обстоятельствами, представленными в книге Неемии, показывает, что этот последний мог на закате своей жизни еще воспользоваться светом, распространенным Малахией. Малахии было открыто, что голос пророчества не будет более раздаваться в Израиле. Поэтому, в конце своих предречений, он указывает на самого Господа, как на того ангела или вестника завета, который должен прийти в свой храм для того, чтобы произвести свой суд. Малахией заключается этот ряд пророков, непрерывавшийся в продолжение семи веков; с ним заключаются канонические книги Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет . Период, протекший между Малахией и воплощением Мессии, возвещенным Малахией и всеми пророками, был лишен слова Иеговы, и этот период ясно показывает, как бессильна самая добросовестная и полная привязанность к букве закона, когда Дух Господень не одушевляет своего народа и не дает ему истинной жизни. Пророк Осия Книга пророка Осия I–XIV Глава I Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Осии Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. 2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. 3. И пошел он, и взял Гомерь дочь Дивлаима и она зачала и родила ему сына. 4. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель; потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Иуева, и положу конец царству дома Израилева. 5. И будет в тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Числ. 18:20 и дал. и Втор. 14:22–29 срв. Втор. 12:6; 26:12–14 . Очевидно, пророк мог иметь ввиду только узаконения этих книг. Причем, если бы упоминание пророка о десятинах не сопровождалось ироническим указанием срока принесения их («хотя чрез каждые три дня»), можно было бы не сразу догадаться, какой из законодательных памятников подразумевает пророк. Сопоставление же слов пророка с Втор. 14:28 и Втор. 26:12 – показывает, что пророк имеет ввиду именно этот закон, закон о так называемой второй десятине 190 и подразумевая его, построяет свое обличение так: как требовал закон, вторая десятина приносилась израильтянами чрез каждые три года, но, если бы они стали приносить ее через каждые три дня, то и тогда она была бы неугодна Иегове, как совершаемая без всякого участия сердца. б) Упоминание о приношении первых плодов земли «в дом Господень» мы находим у пророка Осии в Ос.9:9 в рассмотренном уже выражении: «хлеб их для души их, и в дом Господень он не войдет». Очевидно, пророк говорит прежде всего о невозможности для Израиля в плену выполнить повеления Божия, записанного в Исх. 22:29–30; 23:19; 34:25 (книга Завета и первый декалог: «начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа Бога твоего»). Но, как мы видели, это приношение имело, по объяснению пророка, особенное значение, неотмеченное в законодательстве указанных отделов кн. Исход (по крайней мере в том виде, как этот отдел принимается критикой). В последних дано лишь краткое предписание, чтобы начатки плодов были приносимы в дом Господень. Для чего – не объяснено. Во дни пророка Осии хорошо знали, для чего. Начатки плодов должны были вноситься в дом Господень для того, чтобы через этот богослужебный акт получала религиозное освящение вся пища народа Божия: только освященная в храме пред лицом Иеговы ввиде начатков земли, она становилась чистою: в противном случае вкушающие ее принимали нечистое и осквернялись. В данном случае прор. Осия стоит всецело на той же точке зрения, на которой стоит и прор. Иезекииль (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Пророк развивает свое учение о даат в связи с обличением зла. Он показывает, что зло укореняется там, где есть недостаток или отсутствие даат : «Гибнет мой народ за недостаток веденья (даат): так как ты отверг даат, Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (4:6). От греха отвержения даат берут начало все остальные грехи: разврат, пьянство, неправда и т.д. Отсюда тоже все религиозные искривления. Пророк их обличает в знаменитых своих словах, которые будут потом повторены Господом: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговеденья более, нежели всесожжений» (6:6) (ср. Мф.9:13 и 12:7). Пророк Осия является тоже близким Второзаконию (см. Втор.7:8, 10:15, 23:6, 30:6–20 ). Как известно, основным словом этой книги является любовь, ахаба . Отношения между Богом и Его народом, продуманные Осией, человеком нежного, любящего сердца, прообразуют, в конечном итоге, соотношения Христа и Церкви, а также Христа и человеческой души. Книга Осии, таким образом, предвосхищает из глубины Ветхого Завета новозаветное учение о благодати. И потому Осию иногда называют ветхозаветным Евангелистом. 6. Актуальность Осии Книга Осии ясно свидетельствует, что религиозные неправильности и социальное зло коренятся в преследовании человеческим обществом идеала чисто земной, материалистический культуры. Пророк также показывает, как вырождается общество, отвергающее знание Бога. И поэтому книга Осии содержит предупреждение, над которым следовало бы задуматься тем из христиан, которые прежде всего желают быть «людьми как все», которые хотят служить миру, игнорируя при этом призванность человека к Богообщению и низводя спасение к избавлению от одних только земных невзгод и бед. Глава 3. Михей Михей стоит шестым по порядку в отделе книг Малых Пророков, но хронологически он находится на третьем месте. Его слава была частично заслонена внушительной фигурой его великого современника Исайи. Обычно его только знают как автора пророчества о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:1–5 , ср. Мф.2:6 ). Но по содержанию и значению свой проповеди Михей заслуживает большего внимания. 1. Личность пророка

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

до н. э. 195 , мы сталкиваемся здесь с самой первой попыткой в Ветхом Завете как-то назвать «другие» отношения между людьми и между Богом и человеком. Есть и целая книга в Ветхом Завете, где используется только такое обозначение мужа – КР. Во всех случаях, когда говорится о супруге, будь то Вооз или покойный Елимелех, он именуется исключительно иш (муж): например: «И умер там Елимелех – муж Ноемини». Конечно, нельзя решительно утверждать, что именно Книга пророка Осии оказала влияние на автора КР в этом смысле, поскольку тот же образ отношений присутствует, уже в виде богословской концепции, в Книге Бытия. Мы не можем вдаваться в запутаннейший вопрос о датировке Книги Бытия 196 , однако, по всей вероятности, автор КР был с ней знаком, но Книга пророка Осии настолько древнее, что разумно предположить, что она повлияла на то, в каких терминах говорится о сотворении Евы 197 , то есть видеть в Книге пророка Осии зарождение мистики брака. Тем самым, можно сказать, что в КР мы видим не две линии влияния на формирование мистики парадоксальной любви, а одну, но «прошедшую двумя путями»: как непосредственное озарение от Осии и как богословскую концепцию из Книги Бытия. Филон Александрийский видел в возгласе Адама предвосхищение платоновской идеи андрогина, так же это понимали и комментаторы Книги Бытия в ранней патристике и в раввинистической литературе 198 . Однако Осия обращается не к символическому человечеству, во всяком случае, не только к нему – он обращается к Гомери, дочери Дивлаима, и именно ей, предавшей его и им спасённой, обещает, что приближается тот час, когда отношение господства и рабства будут заменены на другую любовь. Вопрос о том, представляет ли собой Гомерь, дочь Дивлаима, реальное лицо, является предметом старой и до сих пор незавершённой научной дискуссии 199 . В основном обсуждаются три точки зрения: сторонники первой считают Гомерь лицом историческим в той же мере, что и сам пророк Осия; сторонники второй – целиком фиктивным персонажем, символизирующим изменивший Богу Израиль; а сторонники третьей предполагают, что некий эпизод жизни пророка, описанный им в прозаической части книги, повлиял на создание его богословской концепции, выраженной в его поэтических оракулах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

В чем смысл такого переименования? Обычно в Библии нарекание иным именем означает перемену сущности. Муж – обычное слово, обозначающее человека, а словосочетание «муж мой», произносимое женой, встречается в Библии только здесь, а также во второй главе Книги Бытия, где Адам, увидев Еву, восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт. 2:23 ). В отличие от этого, разумеется, слово «баали» (букв. «мой владыка, мой хозяин») представляет собой в библейском иврите (как и в современном) фактически единственное обозначение супруга и встречается сотни раз. Поэтому, говоря о том, что в некоем эсхатологическом будущем в долине Ахор (букв. «назад») – т. е. в таком будущем, которое будет представлять собой преображенный и лучший вариант самого лучшего прошлого, – Израиль и жена будут называть Бога и пророка не хозяином, а мужем, Осия, несомненно, говорит об отношениях между людьми и между Богом и человеком, которых в наличии не имеет, о небывалых отношениях. Поскольку общепринятая и, по нашему мнению, надежная датировка Книги Осии – 750–720 годы до Рождества Христова, мы сталкиваемся здесь с самой первой в Ветхом Завете попыткой как-то назвать «другие» отношения между людьми и между Богом и человеком. Есть и целая книга в Ветхом Завете, где используется только такое обозначение мужа, – Книга Руфи. При этом напомним, что оно в таком значении не встречается более нигде. А в Книге Руфи зато не встречается слово «баал». Во всех случаях, когда говорится о супруге, будь то Вооз или покойный Елимелех, он именуется исключительно «муж» (ср.: «И умер Елимелех, муж Ноемини...» – Руфь 1:3 ). Конечно, нельзя решительно утверждать, что именно Книга пророка Осии оказала влияние на автора Книги Руфи в этом смысле, поскольку тот же образ отношений присутствует в Книге Бытия. Мы не можем здесь вдаваться в запутаннейший вопрос о датировке Книги Бытия, однако, по всей вероятности, автор Книги Руфи был с ней знаком. Впрочем, Книга пророка Осии настолько древнее и той и другой, что разумно предположить, что она повлияла на то, в каких терминах говорится о сотворении Евы, то есть видеть в Книге пророка Осии зарождение мистики брака, а в Книге Руфи – ее дальнейшее развитие в мистику парадоксальной любви (хесед).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Пойти и взять себе в жены продажную женщину – пожалуй, самое необычное и уж точно, самое скандальное из всех пророческих призваний, рассказы о которых содержатся в Библии. Многие древние экзегеты отказывались видеть в этой женитьбе Осии исторический факт и объясняли ее не как нечто, произошедшее в реальности, а лишь как видение пророка, или как притчу или аллегорию. Прямой смысл текста соблазнял их своей аморальностью. Не может же Бог действительно приказать пророку жениться на блуднице, думали они. Ефрем Сирин: «Возьми себе жену и притом жену блудницу, чтобы изобразить тем сонм израильский в Самарии, который явно блудодействует, поклоняясь Ваалу и тельцам… В образе жены любодейцы, которая открыто любит зло, пророк представляет синагогу» . Иероним: «При изъяснении пророка Осии должно молить Господа и говорить с Петром: изъясни нам притчу сию (Мф 15:15)… Ибо кто тот час же, с начала книги, не соблазнится и не скажет: Осии, первому из всех пророков, повелевает взять себе жену блудницу, и он не прекословит!». Для Иеронима, отца церковной экзегетики, это «было образом, потому что в действительности оно не могло быть,… потому что если бы оно было действительно совершено, то было бы в высшей степени бесчестным. Могут возразить, что ничто не бывает бесчестным, когда Бог повелевает. Но мы говорим, что Бог ничего не заповедует, кроме честного» . Августин: «Конечно же, женитьба на блуднице означает одно, когда речь идет о гибельных нравах, и другое – в прорицании пророка Осии» . Впрочем, реальность происшедшего с пророком отрицают не все древнецерковные экзегеты. Вот, например, что говорит Ириней Лионский: «Не через видения только, которые были видимы, и не через слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророкам, чтобы через них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял жену блудницу, своим действием пророчествуя, что будет блудодействовать от Господа земля, то есть живущие на земле люди, и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь, которая будет освящена через общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком» . Феодорит Кирский считает, что пророк «нимало не колеблясь, исполнил повеленное… Я крайне дивлюсь тем, которые осмелились говорить, будто бы слова сии не были исполнены на деле… Господь… блаженного Осию располагает к тому, чтобы взял непотребную жену и сим поступком как изобличил нечестие народа, так показал Божие долготерпение» . Приведем также цитату из Феодора Мопсуэстийского: «Всех удивляло, что человек, имеющий великую заботу о… должном поведении,… взял в жены блудницу. И странность этого поступка стала для пророка отправной точкой в его обращении к иудеям о том, как им подобает жить» .

http://bogoslov.ru/article/4408559

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Осии. Гари Холл Исторический и культурный фон Осия был современником Амоса, Исайи и Михея. 951 Из всех пророков, именем которых названы книги Библии, только Осия и Амос проповедовали в Северном царстве, а Осия, еще и жил в этом царстве. При правлении Иеровоама, сына Иоаса (1:1) Израиль процветал и даже расширял свои границы ( 4Цар.14:2329 ). Ассирия приходила в упадок, Сирия потерпела крупное поражение, а с Южным царством Иудеи установился мир. Время служения Осии датировано правлением четырех иудейских царей и всего лишь одного израильского, что придает книге иудейскую направленность. Очевидно, что Осия захватил последние дни Иеровоама, который умер в 746 году до н.э., и время правления нескольких последующих царей. Поскольку иудейский царь Езекия взошел на трон в 715 году (1:1), служение Осии можно датировать приблизительно 750–720 годами. 952 Этот период отмечен в Израиле политическим хаосом, который наступил вслед за миром и процветанием дней правления Иеровоама. Имя первого сына Осии, Изрссль (1:4), предвещало суд династии Ииуйя за зловещее низвержение семьи Ахава ( 4Цар.910 ). Сын Иеровоама, Захария, последний представитель династии Ииуйя, через шесть месяцев после восшествия на престол, был убит Ссллумом. Четверо из шести царей, правивших Израилем после Иеровоама, были также убиты, а трое из них царствовали менее трех месяцев. После 745 года, во время правления царя Феглаффелласара III, стремящегося к расширению границ Империи, Ассирия вновь переживает военный и экономический подъем. Но для западных стран, включая Израиль, это означает только беды и лишения. Селлум становится очередным царем Израиля, но проходит лишь месяц, и его убивают в результате заговора Менаима. Менаим вынужден платить огромную дань Ассирии ( 4Цар.15:1722 ). Факия, сменяет своего отца, Менаима, но и его вскоре убирают после заговора Факея (737 год), собравшего антиассирийскую коалицию. Факей и Сирия нападают на Ахаза и Иудею ( Ис.7 ; 4Цар.16:5 ), а Ахаз обращается к Ассирии за помощью. В 733 году Феглаффелласар вторгается в Израиль, опустошает землю, депортирует израильтян, и аннексирует большую часть земли, оставляя лишь Самарию и горную часть Ефрема. Осия убивает Факея и поначалу верно служит Ассирии. Но, в конце концов, и он восстает и утаивает подать от наследника Феглаффеласара, Салманассара V. В 724 году Салманассар вторгается в пределы Самарии и в 722 году завоевывает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010