Это тем более несомненно, что прор. Осия знает известный из книги Бытия факт рождения братьев-близнецов, на котором основана и этимология имени Иакова. Ос.12:3 : еще во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (Едома-Исава). Это изречение показывает, что и для современников прор. Осии патриархальная история, связанная с именами Иакова и Исава, была тоже хорошо известна: пророк вспоминает эту историю в выражениях, которые могли быть понятны только лицам, знавшим рассказ Быт.25:24–26 . И вообще жизнь Иакова в главных ее событиях настолько основательно знакома прор. Осии, что пророк, не опасаясь быть непонятым своими слушателями, сделал из нее иносказательное применение для объяснения мысли, как мало его современники почерпнули для своего научения из примера того патриарха, именем которого они названы и происхождением от которого они так дорожат ( Ос.8:2 ). В Ос.12:3 b пророк замечает: возмужав (Иаков) боролся с Богом, – изречение, очевидно, имеет в виду рассказ Быт.32:25–29 и приведено не только в своем историческом значении, но и в смысле иносказательном, как характеристика современного Израиля. Израиль, происшедший от Иакова, усвоил из истории своего родоначальника и сделал характерною особенностью внутреннего своего настроения по отношению к своему Богу то, что родоначальник обнаружил только во внешних происшествиях своей жизни: Израиль – патриарх (Иаков) еще во утробе матери как бы стремился к первенству, с которым связано было благословение Божие, а когда возмужал, имел борьбу с Богом, в результате которой было получение им милости Божией ( Ос.12:4 b ); Израиль – народ тоже мечтает о первенстве среди всех народов ( Ам.6:1 ) и тоже борется с Богом, но в ином смысле, – восставая против Иеговы и Его нравственных требований, и может за это ожидать только суда и погибели себе (ст. Ам.6:11, 14 ). Дальнейшие слова об Иакове ( Ос.12:3–4 ): «возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом, и превозмог; плакал, и умолял» – есть воспоминание о борьбе Иакова с Богом на возвратном пути из Месопотамии в Ханаан, – восполненное подробностью, которая отсутствует в повествовании кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Сохранилась небольшая схолия 1-й пол. V в. Исихия Иерусалимского из его труда «Главы о 12 пророках» (Capita XII prophetarum), содержащая краткий пересказ Книги прор. Осии ( Hesych. Hieros. Cap. proph.//PG. 93. Col. 1345-1346; CPG, N 6557). На греч. языке известны фрагменты из несохранившегося комментария Оригена на Ос 12. 5, дошедшие до наст. времени благодаря собранию его отрывков из «Филокалии» (CPG, N 1443; Philocalie 1-20: Sur les écritures/Ed. M. Harl, N. de Lange. P., 1983. P. 335-348. (SC; 302)). От созданного ок. 396 г. по просьбе блж. Иеронима комментария Дидима Слепца ( Hieron. De vir. illustr. 109) дошел лишь небольшой фрагмент благодаря сборнику прп. Иоанна Дамаскина «Священные параллели» ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1381). На сир. языке сохранился комментарий под авторством прп. Ефрема Сирина, текст к-рого с лат. переводом был издан И. С. Ассемани ( Ephraem Syr. In Os.// Ephraem Syri Opera omnia. R., 1743. Vol. 2. P. 234-248). Этот комментарий происходит из компилятивного труда - т. н. катены мон. Севира Эдесского и, по мнению исследователей, вероятно, содержит некоторое количество материалов, не имеющих отношения к св. Ефрему (см.: Melki J. St. Ephrem le Syrien: Un bilan de l " edition critique//PdO. 1983. Vol. 11. P. 84). Это сочинение представляет собой краткие заметки к библейскому тексту, содержащие ряд оригинальных для церковной традиции типологических истолкований. Среди корпуса сир. христ. лит-ры сохранился самый краткий комментарий на Книгу прор. Осии (IX в.) восточносир. автора Ишодада Мервского (Commentaire d " Išo " dad de Merv sur l " Ancien Testament. Louvain, 1969. Pt. 4: Isaïe et les Douze. P. 80-139. (CSCO; 304. Syr.; 129)). Это небольшие заметки к библейскому тексту, в основном вторичные по отношению к предшествующей экзегетической традиции (прежде всего к комментариям Феодора Мопсуестийского и свт. Кирилла Александрийского). Примеры тематического истолкования Книги пророка Осии 1. Брак О. с блудницей: история и аллегория. Практически все авторы комментариев на Книгу прор. Осии наибольшее внимание уделяют истолкованию брака О. с блудницей (Ос 1. 2-8; 3. 1-5) и вопросу историчности описываемого в библейском тексте сюжета. Интерпретация этого события отражает различные мнения и споры, существовавшие среди экзегетов древней Церкви. Большинство толкователей выступали за реальность описываемых в этих стихах событий. Свт. Ириней Лионский, ссылаясь на слова ап. Павла: «жена неверущая освящается мужем верующим» (1 Кор 7. 14), утверждал, что «та женщина освятилась от общения с пророком» подобно тому, как и Церковь освящается через общение с Сыном Божиим ( Iren. Adv. haer. IV 20. 12). По мнению блж. Августина, скандальная женитьба на блуднице приобретает совсем иной характер в случае с О., нежели в обычной ситуации, поскольку «то, что у других постыдно, для Божия человека - знак некоего высшего достоинства» ( Aug. De doctr. christ. 3. 12).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

За отеческий период, Евсевий и Иероним, первее всего, упоминают об Оригеновых «многотомных» и крайне аллегоричных толкованиях, совершенно утраченных для нашего времени. Также утрачены толкования Ипполита на книгу Захарии, Дидима Александрийского на книги Осии и Захарии. Сохранились краткие толкования Ефрема Сирина на книги малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии и Малахии (по рус. перев. 6 ч. изд. 1887 г.); на другие книги найдены лишь отрывки (Lamy. Ephraem. Hymni et sermones. 1886 г.). Ha все книги сохранились толкования бл. Феодорита (М. 81 t. по р. перев. 4 ч, изд. 1857 г.) и Кирилла Александрийского (по рус. пер. 9 11 ч. изд. 1891 97 и 1898 гг. М. 71 t.). В отеческий же период, хотя часто и не в отеческом духе, отвергая многие мессианские пророчества и изъясняя пророчества преимущественно в буквальном смысле, составил толкования на все книги малых пророков Феодор Мопсуетский (М. 66 t.). Но, с другой стороны, бл. Феофилакт, живший после отцов, составил вполне в отеческом духе толкования на книги пророков Осии, Аввакума, Ионы, Наума, Михея, преимущественно раскрывая духовное христологическое понимание их (М. 126 t.). В западной Церкви Иероним исторически-буквально и христиански-пророчественно и морально, иногда с филологическими замечаниями, объяснил по еврейскому и греческому тексту все книги малых пророков (М. 25 t. по рус. пер. 12 15 чч. его творений). Руфин объяснял, часто подражая, а еще чаще воспроизводя Иеронима, книги Осии, Иоиля и Амоса (М. 21 t.). В новое время в западной литературе появились следующие ценные экзегетические монографии на книги всех малых пророков. Католические: Schegg. Die kleinen Propheten. 1854 1862. Trochon. Les petites prophetes. 1883. Кпавепваиег. Com. in proph. minores. 1886. Протестантские: Keil. Die zwölf kleinen Propheten. 1866, 73, 88 гг. Schmoller u. Kleinert (в изд. Lange). 1868, 1872, 76 гг. Pusey. The minor prophets. 1860 и 61. Orelli. Zwölf kleinen Propheten (в изд. Strack u. Zöckler 5 t.) 1888 и l896 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В последовательном расположении пророческих книг Библия держится того порядка, что, во-первых, ставит книги, так называемых, больших пророков, четырех: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а потом – книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Названия: большие и малые дано им по сравнительному объему их книг и пророческих предметов в книгах, а не по каноническому достоинству книг и не по пророческому дару писателей их, по которому и книги, и писатели все равны. Затем, в этих двух группах книги расположены между собою в хронологическом порядке, насколько это возможно было для составителей канона при неопределенности, а в иных случаях и отсутствии хронологических данных в Библии. Особенно трудно определить хронологическую последовательность первых шести книг малых пророков; так как три из этих книг (прор. Иоиля, Авдия и Ионы) не имеют хронологической даты и все эти пророки были вероятно современны друг другу. Посему порядок размещения этих шести книг в разных библиях различен; так, в славянской Библии они расположены так, как в еврейской, а в греческой несколько иначе, именно: книга пр. Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и проч. Все шестнадцать пророческих книг можно расположить в хронологическом порядке приблизительно так: 1) книга пр. Осии (808–728 г. до Р. X.); 2) книга пр. Иоиля, который, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и др., пророчествовал при царе Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии и прежде пр. Амоса; 8) книга пр. Амоса (800–794 г.): 4) пр. Ионы (ок. 800–780 г.); 5) пр. Исаии (758–690 г.); 6) пр. Авдия, который, по свидетельству тех же отцов и учителей Церкви, был – современником пр. Осии и Исаии; 7) пр. Михея (740–716 г.); 8) пр. Ищма (715–699 г.); 9) цр. Аввакума (около 645 г.); 10) пр. Иеремии (630–585 г.); 11) пр. Софопии (620–611 г.); 12) пр. Иезекииля (595–573 г.); 13) пр. Даниила (607–530 г.), пророческие видения которому (в гл. VII–XII) были, да и вся книга составлена после пророчеств Иезекииля; 14) пр. Аггея (ок. 521 г.); 15) пр. Захарии (тогда же), и 16) пр. Малахии (ок. 433 г. до Р. Хр.). Книга пророка Исаии Книга Пророка Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Эсхатологический день этого нового обручения ( тот день, 2:16) откроет мессианскую эру – эру правды и суда, благости и милосердия: …обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии .  Во Христе и Христовой Церкви эта новая эра – эра Царства Божия – уже наступила, хотя еще не во всей полноте и силе. Христологически и экклезиологически истолковывают это пророчество отцы Церкви. «Сие дано было иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь. Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой», - комментирует Ефрем Сирин . Петр Хрисолог: «Обобрученной говорится для того, чтобы уже тогда назвать Церковь Христа Невестой» . Кирилл Александрийский: «Он некоторым образом обручал Себе древнего Израиля или иудейскую синагогу и призвал ее к общению с Собою, то есть чрез закон,.. но этот способ обручения был не постоянный, и не на век, далеко не на век… Закон, или Моисей не в состоянии был соединить с Богом чисто или всецело. Это превосходнейшее из всех и поистине только Богу свойственное дело сохранено Посреднику между Богом и людьми, то есть Христу, чрез которого и в котором мы соединяемся с Богом» . Не чужд полемики с иудеями и Феодорит Кирский: «Что вовек обручил Себе не иудейскую синагогу, но Церковь, собранную из иудеев и язычников, о сем свидетельствуют самые события, потому что синагога отвержена, а Церковь сочетавается с Женихом и ожидает вечных благ» . …обручу… в… Используемый в данной конструкции предлог в указывает на то, что нижеследующие правда, суд, благость и милосердие – это приданное, которое жених дарит своей невесте. Ср. 2Цар 3:14, где использована та же конструкция и с тем же глаголом . Комментарий в BJ: «Бог дарит Израилю в этом новом браке уже не материальные блага (ср. 2:8), но внутреннее состояние, необходимое для того, чтобы с этого времени народ был верен завету». Тему «нового завета», условия которого будут написаны на «новых сердцах», разовьют в своих книгах великие иудейские пророки Иеремия и Иезекииль – духовные преемники Осии (Иер 31:31-34; 32:39-40. Иез 11:19-20; 36:26-27). Письменное пророчество появилось в Израильском царстве, но развилось и достигло апогея в Иудее. Израильское царство было растоптано ассирийскими полчищами и исчезло навсегда из истории, но свитки с текстами израильских пророков Амоса и Осии были перенесены в Иудею и стали импульсом для появления письменного пророчества в Южном царстве. Кто знает, какой была бы пророческая литература в Иудее, да и возникла ль бы вообще, не появись там книг Амоса и Осии, учение которых оказало мощное влияние на Михея и Исайю, на Софонию и Иоиля, на Аввакума, Иеремию, Иезекииля…

http://bogoslov.ru/article/4784932

Презентация издания " Книга пророка Осии " . Фото Алексея Реутского 4 сентября 2019 г. 11:06 Игумен Арсений (Соколов): Книги мудрых Израиля - это земля, а книги пророков- это Небо В Центральном Доме литераторов состоялась презентация новой книги Издательского дома «Познание» «Книга пророка Осии. Комментарий». Автор представленного издания, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов) в своем интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, в чем особенность библейского повествования об этом пророке Северного царства, почему за обыденными фактами скрываются глубоко символичные отношения Бога с израильским народом, и какой метод позволяет сделать комментарии не сухим научным исследованием, а живыми и увлекательными для каждого читателя, интересующегося церковной историей. — Ваше преподобие, вы автор уже нескольких книг: о Иисусе Навине, Сборника статей и докладов по библеистике, «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» и только вышедшего труда комментариев на книгу пророка Осии (подробнее о пророке Осии см. ЖМП 2019), которую вы писали пять лет. Немалое место в вашем научном творчестве занимают именно ветхозаветые пророки. Чем обусловлен ваш интерес именно к ним? — Меня привлекает эта тема по нескольким причинам. Во-первых, сегодня написано уже очень много толкований и комментариев на Новый Завет, в том числе на русском языке. В то же время есть книги Ветхого завета, на которые широкой аудиторией читателей обращается незаслуженно мало внимания, даже среди церковных людей. Несмотря на то, что эти книги Библии постоянно находятся в центре внимания исследователей-библеистов. Вторая причина — пророки всегда актуальны. Потому что они не столько, может быть, говорят о будущем, сколько интерпретируют наше настоящее. И чтобы понять смысл происходящих сегодня событий — и в мире, и в нашей стране, нужно более внимательно прочитать пророческие тексты. И третье — мы не можем понять многого из того, что совершает в Евангелии Господь, если не знать  книг древнееврейских пророков. Например, Он воскрешает сына Наинской вдовы, а народ почему-то восклицает: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7,16). Или почему так важен для израильского народа тот факт из Нового завета, где Христос накормил пять тысяч голодных. Это становится понятным, когда узнаешь, что точно много веков назад воскрешали сыновей вдовы пророки Илия и Елисей. Или когда они точно также  накормили множество голодных. То есть Господь преднамеренно делал это, чтобы люди поняли, Он есть Мессия, что к ним приблизилось Царство Небесное. Таким образом, многое становится объяснимым в поступках Христа, если знаком с пророческими текстами.

http://e-vestnik.ru/history/kniga_prorok...

В греч. каноне LXX книги М. п. входят в состав раздела поэтических и пророческих книг. При этом древнейшие рукописи LXX отличаются друг от друга последовательностью, в которой располагаются различные части раздела (см.: Glenny. 2013. P. 4-6). В Ватиканском кодексе пророческие книги идут вслед за поэтическими (Псалмы - Товит), а в Синайском и Александрийском предшествуют им. При этом в Ватиканском и Александрийском кодексах книги М. п. стоят перед книгами великих пророков, а в Синайском кодексе располагаются после них. Полагают, что порядок, согласно которому книги М. п. занимают 1-е место среди пророческих книг, был обусловлен экзегезой Ос 1. 2: 1-я фраза данного стиха: «Начало слова Господня...» понималось как вступление ко всему пророческому корпусу, к к-рому относились не только книги М. п., но и т. н. великих. В изданиях Библии на рус. языке М. п. относятся к разделу пророческих книг и располагаются после книг великих пророков - Исаии, Иеремии, Плача Иеремии, Иезекииля, Даниила. В изданиях, в к-рые включены неканонические книги, за книгами М. п. следуют Маккавейские книги . Последовательность книг М. п. В древнеевр. масоретских рукописях и изданиях масоретского текста (МТ) книги М. п. располагаются в следующей последовательности: Книга Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Этот же порядок книг М. п. сохраняется и в рус. синодальном переводе Библии. Порядок книг М. п. в кумран. свитках, а также в свитке Mur XII из Вади- Мураббаат совпадает с масоретским. Исключением является свиток 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х.: в нем зафиксирована др. последовательность 3 последних книг М. п.: 10-я - Захарии, 11-я - Малахии, 12-я - Ионы. В ином порядке книги М. п. располагаются в большинстве рукописей, а также в изданиях греч. перевода LXX: Книга Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Кроме того, в различных сочинениях начала христ. эры М. п. перечисляются в последовательности, отличающейся и от МТ, и от LXX. В христ. псевдоэпиграфе «Вознесение Исаии» (между I и III вв. по Р. Х.) дан список 10 книг М. п. в следующем порядке: Книга Амоса, Книга Осии, Михея, Иоиля, Наума, Ионы, Авдия, Аввакума, Аггея, Малахии. В псевдоэпиграфе «Жития пророков» (датировка дискуссионная: между I и V вв. по Р. Х.) М. п. перечисляются в последовательности: Книга Осии, Михея, Амоса, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Но отсюда далеко еще до мысли, будто кроме папы на вселенском соборе никто председательствовать и не мог. И во всяком случае председатель и оставался председателем, весь же авторитет власти и право окончательного решения дел принадлежали собору. Председатель мог оказывать на течение соборных дел некоторое влияние, но до известной только степени, в пределах тех функций, которые вытекают из самого понятия о правах и обязанностях председательствующего. Мог кроме того влиять председатель в силу своих личных дарований и ревности по вере. Но нельзя представлять себе, дела в таком виде, будто вселенские соборы составляли не более как совещательную инстанцию, которая, высказав свое мнение, предоставляла окончательное решение дел папскому престолу, который потому де и председательствовал на соборах, что имел над ними верховную власть. Первый вселенский собор происходил под председательством Осии кордубского. Богословы Рима полагают, что председательство предоставлено Осии, как легату апостольского престола. Догадка эта основывается на свидетельстве Геласия кизического, который в своем изложении актов никейского собора говорит: „вместе с прочими заседал на соборе и знаменитейший епископ самой Испании Осия, заступавший место Сильвестра, епископа великого Рима“ 249 . Но это свидетельство Геласия представляется сомнительным по разным основаниям. Многое в сказаниях Геласия о никейском соборе не имеет признаков исторической достоверности. В частности и замечание его о том, что Осия заступал на соборе место папы, есть замечание произвольное, которое не только не подтверждается другими источниками, но даже противоречит им. О присутствии Осии на никейском соборе говорить Евсевий 250 , Сократ 251 , Созомен 252 и Феодорит 253 . Они хвалят при этом благочестие Осии, его благоразумие и добродетельную жизнь, упоминают об его знаменитости. Но в их историческом рассказе нет и намека на то, что он прибыл на собор в качестве легата папы. Что на соборе, были и уполномоченные папы, то несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

б) Совета Киевской Духовной Академии от 15 июня за 500: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии от 5 текущего июня за 424, Совет Киевской Духовной Академии имеет честь препроводить при сем для занятий профессора Московской Академии А. Голубцова , Чиновники архиерейского священнослужения 1677 и 1721 гг., на двухмесячный срок, по истечении которого просит возвратить книги в Совет Киевской Академии». Справка: Присланные при вышеозначенных отношениях книги переданы были для научных занятий экстраординарному профессору Академии Александру Голубцову . – Часть их, именно «Чиновники» за 396 и 1046, возвращены Совету С.-Петербургской Духовной Академии при отношении от 14 августа за 635. Определили: Принять к сведению. —267— XIV. Записки профессоров В. Соколова и А. Спасского о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии К. Попову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XV. Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1901 года Василия Яворского: «Прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработать мое кандидатское сочинение в диссертацию для соискания степени магистра богословия под заглавием: «Символические действия пророка Осии (Последовательное толкование первых трех глав книги пророка Осии)». Справка: Кандидатское сочинение г. Яворского писано было на тему: «Призвание пророка Осии (Последовательное толкование первых трех глав пророка Осии)» и отмечено высшим баллом 5. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении кандидату богословия Василию Яворскому переработать его кандидатское сочинение в диссертацию на степень магистра богословия, с указанным в прошении изменением темы. XVI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Соколов Виктор (выпуска 1899 года), Пиотухович Евстафий и Соболев Александр (выпуска 1900 года), Габараев Константин, Доброгаев Павел, Зорин Петр, Любимский Александр, Покровский Василий, Покровский Михаил, Покровский Сергей, Поспелов Николай и Соловьев Иван (выпуска текущего 1901 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Начало слова Господня к Осии»: надписание, относящееся, как полагают, к первым трем главам кн. Осии. – Со второй половины ст. 2-го начинается описание символического действия. В этом символическом действии (ср. еще примеч. к г. III) пророк изображает Иегову, блудница Гомерь – народ Израильский, дети блудницы – современное пророку поколение Израиля. Преступная жизнь Гомери – образ идолопоклоннической жизни Израиля, символические имена детей ее – предсказание будущей судьбы народа Израильского. – Осия получает повеление от Господа взять «жену блудницу (escheth senunim) и детей блуда» (jaldej senunim) для выражения того, что земля Израильская сильно блудодействует. Выражение (akach ischsich) «взять жену» значит на библейском языке – вступить в брак (Ср. Быт 4.19, 6.2, 19.14, 25.1 ). Таким образом, пророку не просто повелевается взять женщину в дом – (напр. с целью исправления ее) или вступить с нею в плотские отношения, а именно – вступить с нею в законный брак. Женщина, которую повелевается пророку взять, называется escheth senunim, женою блудодеяний, т. е. всецело преданной блуду. Хотя слово sanun, блуд, употребляется в Библии , и в частности у пророка Осии, нередко в смысле переносном, обозначая идолослужение (Ср. Ос 2.2, 6, 7, 3.1, 4.2, 8, 11–15 ), в рассматриваемом стихе, как ясно из контекста, пророк говорит о блуде в собственном смысле. Многие комментаторы (Гитциг, Генгстенберг, Гоонакер) полагают, что женщина называется блудницей не в отношении ее прошлого, а ввиду ее будущей неверности пророку. «И детей блуда», vejaldej senunim, в слав. (из Вульгата) «и роди (fac) чада блужения». О каких детях блуда идет речь? Образ выражения пророка (иди, возьми), как будто говорит о том, что дети блужения – добрачные дети Гомери, отличающиеся от названных далее (Изреель, Лорухама, Лоамми). Пророк, таким образом, получает повеление взять этих детей, т. е. вероятно, признать их своими, усыновить. Но по мнению большинства экзегетов ( Ефрем Сирин , блаж. Феодорит, Генгстенберг, Новак) в ст. 2-м разумеются будущие дети пророка, имена которых названы далее в Ос.1:3, 6, 8 и которые родились по вступлении Гомери в брак с пророком. Они называются детьми блуда или потому, что явились плодом супружеской неверности Гомери, или ввиду их собственной нравственной испорченности. Таким образом, характеристика Гомери и детей в ст. 2 делается на основании предвещания будущей их жизни. «Ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа». Пророк имеет в виду только землю десятиколенного царства, так как по Ос.1:7 именно ей предстоит кара за блудодеяние. Под последним пророк разумеет идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010