Книга Осии дала обильный материал авторам новозаветных книг. Матфей сравнивал возвращение младенца Иисуса из Египта с возвращением Израиля (11:1). Иисус Христос , истинный Сын (и истинный Израиль) стал у Матфея прототипом народа Израиля ( Мф. 2:15 ). Текст из Осии 6:6 Иисус использовал, чтобы заставить своих оппонентов задуматься об истинном смысле исполнения воли Божьей ( Мф.9:13, 12:7 ). Павел нашел в Осии (1:10, 2:1а и 2:25) прекрасное описание возрожденных взаимоотношений Израиля с Богом и применил ее к вопросу принятия язычников в церковь ( Рим.9:25 ). Павел также увидел, как воскресение Иисуса отвечает на вопросы, заданные Осией (13:14). Кажется, что Иисус ссылался или, возможно, цитировал отчаянные слова Израиля в своем обращении к матерям во время крестного пути ( Лк.23:30 и Ос.10:8 ). Многократные намеки на воскресение Иисуса на третий день также связаны с книгой Осии ( Ос.6:2 , см. Мф. 16:21 ; Лк. 9:22, 24:7,46 ; 1Кор.15:4 ). Кроме цитат есть еще много тематических связей между книгой Осии и Новым Заветом. Павел продолжает развивать образ брака церкви и Христа ( Еф.5:23:32 ). Новый Иерусалим, церковь – это невеста Христа, в соответствии с книгой Откровение (21:2,9, ср. 19:711). Божья любовь к Израилю находит многие параллели в Новом Завете, который описывает любовь Бога к церкви и миру. Боговедение в Новом Завете приходит через Иисуса Христа. Божье сострадание, его новый завет через Христа, покаяние и возрождение – другие важные темы книги Осии, получившие развитие в Новом Завете. 951 Подробнее об историческом контексте служения Осии и других пророков см. в главе о книге Амоса. 953 Возможно, что этот отрывок описывает нападение Узы на Вениамина, которое произошло раньше (F.I. Anderson and D.N. Freedman, Hosea [New York: Doubleday, 1980], p. 34). 955 Человек с таким же именем упомянут и у Иеремии. Там же сказано, что он отец Азарии. Азария был одним из руководителей Иудеи после падения Иерусалима. Он не прислушался к проповеди Иеремии и увел спасшихся иудеев в Египет ( Иер. 43:1; 43:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Эти отзывы вполне гармонируют с указаниями книг Царств на цареубийства, анархию, крайнее моральное падение в израильском царстве в эпоху Осии, с Иеровоама 2-го до взятия Самарии Салманассаром ( 4Цар.15:8–31 ). При чтении всех речей Осии в сопоставлении с историческими свидетельствами о состоянии израильского царства в его время является вне всякого сомнения их подлинность. О каноническом достоинстве и богодухновенности книги пророка Осии, кроме вышеизложенных свидетельств относительно всех малых пророков, можно привести ясные новозаветные свидетельства: Иисуса Христа: шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы ( Мф.9:13, 12:7 = Ос.6:7 ); евангелиста Матфея: да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: от Египта воззвах сына Моего ( Мф.2:15 = Ос.11:1 ); апостола Павла: якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и не озлюбленную возлюбленну. И будет на месте идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живого ( Рим.9:25 –26, 1Пет.2:10 = Ос.1:10 ), и еще: тогда будет слово написанное... где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? ( 1Кор.15:55 =Ос.13:14) 132 . Экзегетические, более ценные, монографии на книгу Осии в новое время составлены следующими лицами: Simson. Der Prophet Hosea. Hamb. 1851 г. Wünsche. Der Prophet Hosea, übersetzt und erklärt. Leipz. 1863 г. Nowack. Рг. Hosea. 1880 г. Scholz. Com zum Buche d. Proph. Hoseas. 1882 г. Valeton. Amos und Hosea. Giessen. 1898 г. Нагрег. A critical a. exegetical Commentary on Amos a. Hosea. Edinb. 1905 г. Ha русском языке: И. Бродович. Книга пророка Осии. Введение и экзегесис. Киев. 1901 г. 2. Книга пророка Иоиля Второе место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Иоиля. Так как пророк Иоиль в своей книге не определяет времени своего служения, лишь замечая, что его отца звали Вафуилом (1:1), то вопрос о времени жизни Иоиля вызывает много споров. Так, на основании довольно употребительного имени Иоиля ( 1Цар.8:2 , 1Пар.5:4, 8, 6:36 ), делались разные древние предположения о времени и месте его жительства (Epiphanius. De vita prophetarum), оставляемые в новое время без повторения. Точно также оставляется ныне без повторения предположение древних богословов (Кирилла Ал. и бл. Феодорита, позднее Н. Лиры), что Иоиль проходил свое служение в израильском царстве. Частое упоминание о близкой к нему и его слушателям Сионской горе (2:1, 15, 32), Иерусалимском храме (2:17, 3:18), жертвах и молитве в нем (1:9, 2:14, 17); постоянное обращение к сынам Сиона (2:23), Иудеи и Иерусалима (3:1, 6, 8). неоспоримо убеждают в том, что Иоиль проходил свое служение в иудейском царстве и даже преимущественно в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Толкованиями: Св. Ефрема Сирина , в Русск. Переводе, изд. Моск. д. Академии, 1861. Ч. VI. – бл.Феодорита, Еп. Кирскаго, изд. Моск. д. Академии. 1857, Ч. IV. Калмета – Commentarius litteralis in omnes libros vet. Testamenti; vol. III. 1756 – Матфея Поля – Synopsis criticorum s. scripturae interpraetum; vol. III. Корнелия a Lapide commentaria in duodecim prophetas minores. Вседушевно желаем, чтобы наш посильный труд принес пользу читателям. Сокращения С Евр.:– с Еврейского текста; с Греч. – с греческого; LXX – 70 греческих толковников; в Вульг. – в Вульгате, т.е. в Латинской библии: Халд. – халдейский перевод; в Слав. – в славянском тексте; св. Ефрем – св. Ефрем; Ефрем Сир. – Ефрем Сирин ; бл. Феод. – блаженный Феодорит ; Кал. или Калм. – Калмет; Пол. – Матфея Поля, Корн. А Lap. – Корнелия а Lapide. Глава 1 1. Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину, во днех Озии, и Иовама, и Ахаза, и Езекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама (2-го), сына Иоасова, царя Израилева. С Евр.: «Слово Иеговы, которое было к сыну Беериеву, во дни Озии, Иофама, Ахаза, Изекии царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского». Св. Пророк Осия пророчествовал в царстве Израильском не только при Иеровоаме 2-м, но и при его преемниках: Захарии, Селлуме, Манаиме, Факее, и Факие, и при современнике Иудейского царя Езекии, – Осии, последнем царе Израильском. Упоминается же один Иеровоам, может быть потому, что царствовал благополучнее других, был правнук Израильского царя Ииуя, самим Богом, через пророка, помазанного на царство, известного истребителя жрецов и статуй Ваала ( 4Цар. 10:14, 17–33 ), и, можно сказать, почти последнего законного царя во Израиле, ибо сын Иеровоама Захария царствовал только шесть месяцев, а после Захарии царским престолом владели узурпаторы. 2. Начало словесе Господня ко Осии: и рече Господь ко Осии: иди, поими себе жену блужения. (И роди) 19 чада блужения: понеже блудящи соблудит земля от Господа. С Евр.: В начале, когда Иегова стал говорить через Осию, сказал Иегова Осии: «пойди, возьми себе жену блудодейную и детей блуда; потому что блудодействует, блудодействует сия земля, (отступив) от Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

При этом он, конечно, присовокупляет и пророческое христианское разумение. Прп. Ефрем Сирин , размышляя над поразительными обетованиями Божиими, утверждает: «Волцы и агнцы имутъ пастися вкупе ( Ис. 65:25 ). На самом деле совершилось сие в церкви, но образ сего был и в синагоге. Волки пасущиеся вместе с агнцами, это – цари, порабощавшие иудеев и потом бывшие с ними в мире» Толк, на кн. прор. Исаии, гл. 65]. Очевидно, что мирное жительство иудеев с покорившими их завоевателями – только слабый отблеск того благодатного мира, который потом явится в Церкви Христовой. Подобным же образом прп. Ефрем рассуждает о пророчестве Осии, относя сказанное пророком как к истории иудеев, так и к церкви Христовой. Истолковав 2-ю главу пророчеств Осии, прп. Ефрем Сирин поясняет в заключение: «Услышу небо, и оно услышит землю; и земля услышит хлеб и вино, и елей; а сии услышат Изреель. Повелю небу, и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Сие дано было иудеям по окончании их плена и во возвращении из преселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к церкви Христовой» Толк, на кн. прор. Осии, гл. 2]. 5.7. Духовно-нравственное толкование пророчеств Исаии и Осии о грядущем царстве мира, как церкви Христовой Мы уже видели, что прп. Ефрем Сирин рассматривает историческое значение пророчеств Исаии и Осии не только как типологическое, а совершенное исполнение их он видит в христианской церкви. Это и есть основное святоотеческое толкование. В таком случае, сказанное пророками не должно пониматься буквально. Это образы духовного состояния, достигаемого людьми в церкви, а, лучше, – даруемого людям в церкви. Хищные звери и ядовитые гады – образы диавольского действия среди людей. Все это теперь силою Христовой попирается в церкви Св. Афанасий Великий : «Когда же пришел Господь, и враг опытно узнал о Его человеческом домостроительстве, потому что не возмог обольстить носимую Им плоть: с тех пор этот горделивец...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таково содержание книги св. пророка Осии! К особенностям сей книги нужно отнести изложение пророчеств, немало затрудняющее толкователя. Справедливо выразился о св. пророке Осии бл. Иероним, что он commaticus et quasi per sententias loquens. Действительно, изложение пророчеств кратко, сжато, прерывчато; св. пророк быстро переходит от одного образа к другому, поражает неожиданными оборотами речи, говорит как бы через мысли, полусловами, умалчивая нужное, и заставляя догадываться об опущенном. Пред пророческим взором Осии события в царстве Израильском отдаленные и будущие иногда представляются как близкие и совершившиеся. Так иногда изображается пленение Ассириянами Израильтян, как совершившиеся событие ( Ос. 7:8; 9:13; 10:6 ). Лица, говорящие в книге, следуют быстро одно после другого, то говорит Сам Господь Бог , то пророк от своего лица. Нужно также иметь в виду, что там, где св. пророк именует одного Ефрема, или одного Израиля, – должно разуметь все десять колен Израильского царства, а где именует одну Самарию, должно разуметь все Израильское царство. «Десять колен, говорит блаж. Феод., потому называет Ефремом, что из этого колена был первый царь их Иеровоам, и местопребыванием царей сделал город Самарию, который был лучшим городом в этом колене, и Ефремляне отличались многочисленностью и мужеством». А там, где св. пророк именует одного Иуду, должно разуметь два колена, Иудово и Вениаминово, из которых составилось царство иудейское, по отдалении от него прочих 10 колен; «называет же Иудою, потому что не из Вениаминова, но из Иудина колена произошел царский род, и место пребывания царей было в Иерусалиме, городе Иудейском». Бл. Феод. При объяснении св. прор. Осии и Иоиля мы пользовались Библиями: Еврейской, изд. Христ. Рейнекция, 1718г. в Галле. Греческой, издан. Валентина Лоха, 1866 года. Латинской Библией , называемой иначе Vulgata. Славянской, изд. Св. Прав Синода, изд. 1824. Русским переводом книги св. пророка Осии и Иоиля архим. Макария, помещенным в духовный журнал: «Православное обозрение», за 1861 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Я милости хочу, а не жертвы, и боговеденья более, нежели всесожжений» (6:6). В этих словах выражена самая сущность проповеди пророка Осии. Христос их повторит против фарисеев. Евангелист Матфей дважды их влагает в Его уста (Мат.9:13, 12:7). Израиль не услышал обращенного к нему зова. Поэтому наказание неизбежно. Но Осия является пророком милующей любви Божией. Поэтому он дает понять, что последнее слово принадлежит любви Божией, и поэтому те светлые и радостные отношения, которые имели место в пустыне, превратятся в ликующую любовь (14:2–9). 4. Книга пророка Осии А. Текст: Текст книги пророка Осии – один из хуже всего сохранившихся в Библии. Переписчики, очевидно, не всегда понимали пророка из-за очень личного, интимного характера присущего его стилю и языку. Версии иногда расходятся в своем понимании того или иного места книги. Это является маловажным для того, кто только хочет постигнуть главную суть проповеди Осии, но этим объясняется причина большого количества разночтений, а также гипотез относительно оригинального чтения отдельных стихов, которые приводятся в примечаниях критических изданий. Б. Содержание: Книга пророка может быть разделена на три части: 1) Брак пророка Осии , гл. 1–3: Рассказ о женитьбе пророка Осии начинается после 1:1, который является заголовком книги. Рассказ прерывается рядом речей самого Ягве, в которых отношения между Израилем и Богом, сделавшим Израиль Своим избранным народом, представляется в образах брачного союза (гл. 2-ая). Рассказ начинается в 1-ой главе, где о пророке говорится в третьем лице; он кончается в 3-ей главе, где он ведется в первом лице самим пророком. Обе части рассказа либо составляли в начале одно литературное целое, либо были отдельными параллельными повествованиями об одних и тех же событиях. Большинство критиков текста считает второй рассказ продолжением первого. В этом случае факты представляются таким образом: Осия, по повелению Ягве, вступает в брак с легкомысленной женщиной, по имени Гомерь. Она ему изменяет, очевидно, с другим мужчиной и рождает трех детей блуда. Осия им дает символические имена:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Наприм., в таком случае прибавляется: «воскресый из мертвых..., иже в вертепе родивыйся».... Великие же отпуски бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, наприм., во вторник: «честнаго, славнаго пророка и Предтечи»... потом – святые храма 3 , а затем – святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, наприм., святой «дня» будет выше чином святого «храмового». Следует поминать святых на отпусках в таком именно порядке, как числит и прославляет их православная Церковь , а не безразлично или как бы ни случилось. Наприм., неправильно будет поминать «ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников», а этих «после и преподобных». Притом если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнеси, небесный чин их («иже во святых отец наших» или: «святых мучеников»), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, напр. так бы: «иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского». На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневним святым будет один из евангелистов или из 12 апостолов, тогда в отпуске поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, наприм., так: «святаго апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол»; а буде случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде «всехвальные», и потом уже прибавляется из числа 70, наприм., так: «святых и всехвальных апостол, и святаго апостола Архиппа»...; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: «и иже во снятых отец наших»..., и 3) если после одного святителя или двух следует на отпуске «преподобный», то, сказав: «иже во святых отец наших...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

при Озии, 31 г. при Иоафаме и Ахазе и 1–3 г. при Езекии). С этим согласно и содержание его книги. В Ос.1:4 ниспровержение дома Ииуева, последовавшее 11 или 12 лет спустя после Иеровоама, в 39 году царствования Озии ( 4Цар.15:10,13 ), предсказывается близко предстоящим и в Ос.10:14 : по вероятнейшему объяснению этого места, о походе Салманасара в Галилею упоминается как уже состоявшемся, а поход этот по указанию 4Цар.17:3 совершился в первые годы израильского царя Осии. Кроме того, пророк Осия тут же угрожает новым нашествием Ассириан; а нашествием этим был поход Салманасара против царя Осии, решившегося свергнуть с себя ассирийское иго, только чрез это ускорившего конец царству израильскому, которое, после трехгодичной осады Самарии, было разрушено в 6-й год царствования Езекии. На это же время указывают и порицания пророческие израильтян: Египта моляще и во ассириане от идоша ( Ос.7:11 ) и: Завет со ассирианы завеща и елей во Египет посылаше ( Ос.12:1 ), так как это порицание приводит ко времени Осии, который, несмотря на заключенный с Ассуром союз, т.е. не смотря на данную Салманасару клятву в верности, посредством подарков купил помощь египетского царя для ниспровержения ассирийского ига. Внешние обстоятельства жизни пр. Осии неизвестны. По преданию он происходил из колена Иссахарова, где и погребен. Состояние израильского царства во времена пр. Осии Когда Осия призван был к пророческому служению, царство израильское усилиями и успехами Иеровоама 2-го доведено было до высшей степени своего могущества. Уже при царе Иоасе Господь умилосердился над сынами Израиля и помиловал и обратился к ним ради завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, так что Иоам взял назад из рук Венадада царя сирского те города, которые Азаиль, отец Венадада, отнял у иудеев при Иоахазе, отце Иоаса ( 4Цар.13:23–25 ). Еще больше помог господь чрез Иеровоама, сына Иоаса; этот царь восстановил пределы Израиля от входа в Эмаф до Мертвого моря, именно все принадлежащее Израилю при Давиде и Соломоне, по слову Господа, бога Израилева, которое Он изрек чрез раба своего Иону пророка ( 4Цар.14:25,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Против отступающих от прямого изъяснения рассматриваемых слов можно указать и на то, что первенствующая Церковь видела здесь действие самого Сына Божия 241 , а в 4 веке было произнесено на Соборе осуждение на тех, кто слова: одожди Господь от Господа, жупел и огнь на Содом... стал бы изъяснять не в знаменательном смысле указания на Сына Божия 242 . В обетованиях о Спасителе Из тех обетований о Спасителе, какие, собственно, от лица Божия изречены были чрез пророков, особенно примечательны относительно к нашему предмету обетования, изображённые у прор. Исаии ( Ис.8:11–15 ), Иеремии ( Иер.23:5–6 ) и Осии ( Ос.1:2–7 ) Ясность, с какою у пророка Осии различается Божеское Лицо Спасителя от Лица Бога – изрекающего обетование о Нём, которую можно назвать поразительною и для самых ожесточённых врагов таинства, привлекает наше внимание прежде к его писаниям. 1) В начале книги прор. Осии изображено: начало словесе Господня ко Осии: и рече Господь (Iehova) ко Осии: не приложу ксему помиловати дому Израилева, но противляяся возсопротивлюся им. Сыны же Иудины помилую, и спасу я о Господе (Iehova) Бозе их ( Ос.1:2, 6–7 ). Раздавление двух Божеских Лиц очевидное. Сперва представляется Лицо, Которое предрекает о помиловании и спасении Иудеев; потом упоминается второе Лицо, чрез Которое имеет быть совершено предрекаемое помилование и спасение. Первое из сих Лиц означается собственным именем Иеговы; и второе Лицо называется тем же собственным именем Иеговы, и притом решительно поставляется посредствующим Лицом между определяющим спасение и спасаемыми. При такой ясности дела, остаётся не вопрошать: кто сии два Божеских Лица? – но отвечать с уверенностью, что первое Лицо есть Бог Отец, Которому свойственно, по домостроительству, определять спасение; а второе – Сын Божий, Которому, по человеколюбию надлежало совершить и преподать людям спасение. Покушению иномыслящих затемнить речь предположением, будто слова: и спасу я о Господе Бозе их – не указывают на посредствующую причину спасения, а заключают в себе только повторение имени Божия вместо местоимения, можно противопоставить новое доказательство в словах непосредственно и в неразрывной связи следующих за указанными: и не спасу их, то есть, сынов Иудиных, спасаемых чрез Господа Бога их, луком, ни мечом, ни бранию, ни конми, ниже конниками (ст. тот же). Самое противоположение внешних средств и земной воинской силы не позволяет сомневаться, что словами – о Господи Бозе их – означается то Лицо Божественного Посредника, без Которого, по выражению ап. Петра, несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Григорий Богослов: «Где и кем совершалось бы у нас таинственное и горе возводящее богослужение, которое у нас всего превосходнее и досточтимее, если бы не было ни Царя, ни Князя, ни Священства, ни Жертвы, ни всего того, чего, как важнейшего, были лишены непокоривые древле в наказание за великие преступления?» . Очевидно, что под «непокоривыми древле» Григорий разумеет здесь иудеев. Блаженный Августин: «О тех же плотских израильтянах, которые теперь не хотят веровать во Христа, но уверуют впоследствии, то есть о сынах их… пророк свидетельствует, говоря…» (далее следует цитата из Ос 3:4) .   Теперь обратимся к 3:5, заключительному стиху и третьей главы и всего раздела 1:2-3:5. Как понимать этот пассаж в контексте истории северных израильских колен, к которым и была обращена проповедь Осии? Их история, как мы знаем, скоро закончилась, этих колен не стало. Кто же тогда обратится, кто взыщетГоспода и Давида? Проще всего объяснить 3:4-5 позднейшим добавлением, вставленным в текст книги неизвестным иудейским редактором в эпоху вавилонского плена или после него. Многие библеисты так и делают. При всем том, что у нас нет достаточно надежных данных для определения границ позднейших редакторских вставок в книге Осии, все же, исходя из контекста самой книги, вполне логично предположить, что весь текст 3:4-5, за исключением слов и Давида, царя своего, принадлежит израильскому, а не иудейскому автору. Ведь если исключить отрывок 3:4-5 как исконно принадлежавший изначальному тексту книги и допустить, что раздел, охватывающий первые ее три главы, оканчивается стихом 3:3, то весь блок теряет завершенность, и рассказ обрывается буквально на полуслове. Но если первый раздел книги Осии завершается не на 3:3, а на 3:5, то есть если пророчество 3:4-5 обращено к Израилю, а не к Иудее, то как его понимать в свете окончательного исчезновения из истории десяти израильских колен? Выходит, пророчество не исполнилось? Или, будучи обращенным к одному народу (израильскому), исполнилось на другом (иудейском)? Израильскому пророку Осии небезразлична, конечно, и участь братского иудейского народа (напр., 4:15; 5:1-14; 6:11; 8:14; 10:11; 11:12), но ведь здесь-то пророчество – об Израиле.

http://bogoslov.ru/article/4698894

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010