Утешая народ в бедствиях, по мере сил своих, проповедники изыскивали средства к облегчению его страданий. Общею мерою в этом отношении, как сказано, они признавали покаяние, умилостивление Бога за грехи; частною – любовь и сострадание к ближним. Внушая любовь и сострадание к ближним, проповедники укрощали вражду, сдерживали страсти и ограничивали общественные бедствия. Впрочем, поучений о любви, снисхождении и сострадании к ближним написано немного, и мысли об этом предмете излагаются отрывочно. Так, в слове «о уставе человеческого жития» между прочими правилами предложен советь никого не презирать. «Видели вы, сколь мал паук? Растягивая паутину, он ловит мух, и часто воробей и иные птицы получают корм от этой худой ловитвы. Подобно и мы приемлем обилие Божие от немощных, безродных, худых и убогих (людей). Богу необходим всякий человек: богатый и убогий; поэтому не презирайте никого» 526 . В век особенного или крайнего угнетения народа своеволием бояр, митр. Даниил часто обличал нелюбовь к ближним, зависть, клевету и другие страсти, нарушавшие общее спокойствие; особенно подробно он говорит о любви к ближним в 9 и 10 слове. Он показывает превосходство этой добродетели, не дозволяющей гнева, ярости, тщеславия, гордости, клеветы, осуждения ближних, и вообще неправды и всякого зла; внушает водиться страхов Божиим, быть кроткими, незлобивыми, милостивыми, чтобы получить милость Божию. За то, в древности много написано поучений о милостыне и сострадании к бедным. Поражаясь существенными недостатками жизни общественной и семейной, множеством бедных и страждущих людей, проповедники постоянно говорили о милосердии и сострадательности к ближним. Они распространялись об этом предмете кстати и некстати, так что в большей части древних слов можно найти хоть краткое упоминание о милостыне. При этом следует заметить, что учение о милостыне чаще предлагается в самых древних поучениях, вследствие особенной неустроенности общественной жизни. Так, в 12-ти кратких поучениях, помещенных в Прологе, в которых рекомендуется день и ночь ходить в церковь , постоянно упоминается о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Неисчерпаемый источник – назидания старцев. Мы только одну каплю бережно сохранили и предлагаем читателю как дар нам старчества – дар рассуждения и благодати. Признательны будем к этим прозорливцам, пред духовными очами которых раскрыты все наши сердечные тайны и сокровенные помыслы. Хотя они жили среди нас, но жизнь их носила характер жизни вне времени и пространства. Станем с любовью учиться у них вечному спасению. Наши пророки Пророки имеют дар благодатной зоркости. Они очами духа видят грядущее. Были и у нас свои пророки, самого недавнего времени. Они в грозных словах рисовали нам картину грядущих разрушений и падений. Кратки были эти слова, но заключали в себе всю полноту ныне сбывающихся событий. Вот дивный святитель Никанор (Бровкович) . За ним маститый архиепископ Амвросий (Ключарев) . Незабвенный учитель и святитель Феофан Затворник . Праведник наш, всероссийский молитвенник отец Иоанн Кронштадтский. К этим столпам Церкви можно присоединить светских людей пера – проникновенного Константина Леонтьева , принявшего перед своею кончиною по благословению оптинских старцев тайный постриг, и знаменитого писателя нашего Достоевского. Пусть чередой пройдут перед нашим умственным взором хотя бы некоторые свидетельства этих провидцев. Имея перед глазами те или иные явления нашей жизни, когда руками человека разрушалась природа, провидел архиепископ Никанор времена грядущие, когда этот процесс разрушения, развиваясь, коснется самого человека, как внешнего, так и внутреннего. Он писал: «В могильное глухое безмолвие погружается теперь оголяемая тупою корыстью пустынная русская земля. Эта корысть скоро убьет самый вкус к прелестям природы, как убивает самую красоту природы. Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности земли» (Еп. Ник. См. у Леонтьева, т. 7, стр. 478). И далее – логический вывод: «Готовится безъисповедный вселенский космополитизм, в котором, как перед потопом или вавилонским смешением, все люди смешаются в упадке всякой веры, всякого возвышенного идеала, всякого стремления к горнему, небесному, смешаются в работе самым низменным страстям, в захвате и раздоре из-за благ мира сего; а разделятся, как в допотопном человечестве, на два лагеря, на лагерь исполинов коварства и злобы, который захватит лагерь более незлобивых и нелукавых в самое беспощадное рабство. И от этого последнего зла избавит только Сам Бог» (там же).

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

Церковь есть вечная истина, потому что соединена с Истиною – Христом и одушевляется Духом Истины: Аз с вами есмь во вся дни (Мф. 28, 20). Церковь – Тело Его (Кол. 1, 24), говорит апостол. Ты, исполненный всякой неправды, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией (см. Рим. 2, 3). В нюже меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе (Мф. 7, 2). Имей всегда ввиду пример величайшего Праведника Иисуса Христа, Сына Божия, Который при праведности Своей потерпел всякую неправду над Ним людей, вознесен на крест и умерщвлен позорнейшею смертью. Не малодушествуй, не унывай, когда ненавидят тебя человеки за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: блажени будете, егда возненавидят вас человецы (Лк. 6, 22). Человек устрояет себе дом, и живет в нем; животное – логовище, и живет в нем; птица – гнездо, и в нем выводит птенцов своих; пчела – улей с сотами, и живет в нем, уготовляя себе мед; паук ткет сети, и сам живет в них и ловит ими пищу себе. Творец ли для Себя не устроит нерукотворенного Дома – Тела Своего, как и устроил его в утробе Девы Богородицы, как и теперь творит Себе храмы Тела Своего в животворящих Тайнах; Творец ли, Который для всех тварей чувственных или чувственно-духовных устроил дома телесные и постоянно созидает их? Священство или вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим. Реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 3, 38). Какие должны быть чистые, духовные уста у священника, столь часто произносящие всесвятое Имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще более – как духовно, чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестного, великолепного и достопоклоняемого имени! О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотию, в которой не пребывает Дух Божий! До плотских ли наслаждений священнику, когда ему надобно неотменно наслаждаться единым Господом, да даст Он ему прошения сердца его? До плотских ли наслаждений, когда у него так много духовных чад, предъявляющих ему свои многоразличные духовные или телесные немощи, в которых нужно им душевно сочувствовать, подавать искренние и здравые советы, когда ему каждый день предстоит подвиг от всего сердца и со слезами молиться об них пред Владыкою, да не набежит на них и не расхитит их мысленный волк, да даст им Господь преуспеяние жития и веры и разума духовного! До наслаждений ли плотских священнику, когда ему надо часто совершать службы в храме и предстоять престолу Господню, когда ему так часто надо совершать Божественную пречудную литургию и быть совершителем и причастником небесных, бессмертных и животворящих Таин, когда ему вообще так часто приходится совершать другие таинства и молитвослосия! Сердце, любящее плотские удовольствия, неверно Господу. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пред исповедию не нужно кушать ничего горячего, чтоб как-нибудь не перевесить жизнь плотскую над духовною, а пить холодную воду, и вообще есть как можно меньше. Если и горе сей скажете; поднимись и ввергнись в море... и не усомнитесь... будет [ Мф. 21, 21 ]. Слово человека равно Божию слову... За всякое праздное слово... [ Мф. 12, 36 ]. Ты, исполненный всякия неправды, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией. В нюже меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе [ Мф. 7, 2 ; Мк. 4, 24 ; Лк. 6, 38 ]. Имей всегда в виду пример величайшего Праведника – Иисуса Христа, Сына Божия, Который при праведности Своей потерпел всякую неправду от людей века сего и, к довершению бесконечной неправды над Ним людей, вознесен на крест и умерщвлен позорнейшею смертию. Не малодушествуй и не унывай, когда ненавидят тебя человецы за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди... [ Лк. 6, 22 ]. Пред служением литургии неотложно всегда старайся укрепить сердце теплою, покаянною молитвою и не расслабляй его с вечера многим вкушением пищи и пития: неумеренная пища и питие – враг и гонитель нашей веры и любви к Богу и ближнему. Не упражняй сил душевных, и заснут и заглохнут. Человек устрояет себе дом и живет в нем; животное – логовище и живет в нем; птица – гнездо и в нем кладет птенцов своих; пчела – улей с сотами и живет в нем, уготовляя себе мед; паук ткет сети и живет в них и ловит ими пищу себе. Творец ли для Себя не устроит нерукотворенного дома – тела Своего, как и устроил его во утробе Девы Богородицы, как и теперь творит Себе храм Тела Своего в животворящих Тайнах? Творец ли, Который для всех тварей чувственных или чувственно-духовных устроил домы телесные и постоянно созидает их? Священство или вообще святые – священные водоемы, из которых благодатная вода разносится или растекается на прочих верующих. Из чрева потекут реки воды живой [ Ин. 7, 38 ]. Какие должны быть чистые, духовные уста у священника, столь часто произносящие всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще более: какое духовное, чистое должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречистого, великолепого и достопоклоняемого имени! О! Как священник должен удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотию, в которой не пребывает Дух Божий [ Быт. 6, 3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А вот соседствование двух, а то и трех прочтений одного и того же Евангельского фрагмента, причем принадлежащих одному проповеднику и разделенных небольшим временным интервалом, делают ее несоизмеримо более очевидной. Это существенно в высшей степени, однако, при всей значимости, не данная идея — семантической бесконечности Евангелия, его смысловой неисчерпаемости — представляется здесь особенно важной; другие повороты кажутся более привлекательными. Во-первых, публикация нескольких проповедей на одну тему служит очень оригинальной формой выражения соборности. «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) — но ведь отдельный текст — как отдельный человек, и соединение двух или трех текстов, созданных во имя Божие, подобно соединению двух-трех людей; метафорически выражаясь, Бог отчетливее проступает в нескольких параллельных истолкованиях Его Слова, нежели в одном. Во-вторых, данная композиционная особенность книги протоиерея Георгия Митрофанова демонстрирует необходимость многоголосия, разных точек зрения, дополняющих и уточняющих друг друга и ведущих к наиболее глубокому из всех достижимых прикосновению к Истине. А это делает нас свободными: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Весьма необычным способом, представляя различные возможности осмысления Слова Божия, а значит — и мироздания в целом, раскрываемые при этом одним человеком, книга отца Георгия учит толерантности в высшем смысле, толерантности как способности воспринимать другое как свое. А ведь это является одной из форм реализации заповеди, завещанной нам Христом, — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ). П. Е. Бухаркин, доктор филологических паук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской духовной академии Воскресные проповеди Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Проповедь во 2ю неделю по Пасхе, апостола Фомы ( Ин.20:19-31 ) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Позади осталась Светлая седмица — период, который в глубине души мы ожидаем, может быть, не в меньшей степени, чем сам праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

С. характерно обилие метафор, к-рые также направлены на то, чтобы лучше задержать в памяти читателя принципы аскетического учения: трезвение - это разглядывание себя в зеркало (I 23); божественные помышления играют в чистом сердце, как дельфины в спокойном море (II 54); человек не может по природе гоняться за птицами в небе, как не может без трезвения отогнать демонские помыслы (II 79); пример для отношения подвижника к помыслам - терпеливый паук, к-рый ждет и убивает мух из своей ловушки (I 27), и др. Отношение И. С. к своим источникам представляет определенную проблему, т. к. 26 глав пространной редакции ( Rigo. 2008. P. LIX) являются почти букв. воспроизведением отрывков из сочинений Евагрия Понтийского, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, св. Марка Подвижника, прп. Максима Исповедника, прп. Иоанна Лествичника, Нила Синайского (см.: Kirchmeyer. 1963). Часто встречаются безымянные отсылки на источник: «как учат отцы», «по словам отцов», «некто из мудрых сказал» (I 66; II 49, 71, 97). Из-за того, что мысли И. С. органично переплетаются с мыслями отцов, И. Осер ( Hausherr. 1927. P. 138) даже полагал, что «Сотницы», «объединенные под именем Исихия, несомненно принадлежат нескольким авторам». Для И. С. следование путем отцов было гарантией того, что подвижник сможет не заблудиться в своем духовном путешествии (II 31). «Главы» И. С. подготовили исихастское возрождение XIV в. ( Viller, Rahner. 1939. S. 166.). На И. С. как на учителя исихазма ссылаются прп. Григорий Синаит , безымянный автор «Метода святой молитвы и внимания», св. Каллист Ангеликуд , Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О присутствии сочинения И. С. в кругу чтения русских подвижников-исихастов свидетельствуют ссылки на него в «Уставе» прп. Нила Сорского (под именем Исихия Иерусалимского - Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни: Новый рус. пер. Екатеринбург, 2002. С. 15, 21), а также наличие древних рукописных переводов «Глав» И. С. на слав. язык. Благодаря переводу «Сотниц» в корпусе печатного слав., а потом и рус.

http://pravenc.ru/text/674960.html

Вообще Коран, источник религии мухаммедан, заключая в себе не очень много здравых, чисто человеческих понятий о вере и нравственности, слишком наполнен самыми пустыми мелочами, вовсе не стоящими особенного откровения свыше, каково напр. откровение о невинности жены Мухаммеда Айши, подозреваемой в измене супружеской верности. – По самой внешней своей форме, и внутренней организации мыслей Коран не может объявлять притязания не только на откровение, но и на замечательное произведение человека. По внешней форме Коран разделяется на суры или главы от самого большего, до самого незначительного объема, из которых каждая носит особенное наименование, напр. Телица, Трапеза, Победа и пр. и надпись: во имя милостивого и милосердного Бога, и который, по разным обстоятельствам и в разные времена, в продолжение слишком 20 лет, сообщаемы будто бы были ему от Бога, чрез архангела Гавриила. Наименования этих глав так неудачны, так не идут к содержанию, что часто одно только слово в известной главе служило причиною наименования, напр. пчела (Коран, гл. муравей (XXVII), паук (XXIX), коленопреклонение (XLV), и т. п. Во внутренней организации Корана весьма мало последовательности. В нем все смешано, нестройно, разбросано, есть самые вопиющие, непростительные погрешности против логики, множество противоречий, замеченных еще современниками, беспрерывное повторение одних и тех же историй, мыслей и фраз, так что чтение Корана, при всем его поэтическом достоинстве, делается скучным, тяжелым, несносным. Нужно истощить всё терпение, чтобы прочитать одну только вторую главу: в ней можно найти все учение Корана, но все в самом нестройном, разбросанном виде со многими повторениями, с разными вариациями. В каждой почти главе можно найти опровержение идолопоклонства и многобожия и неразлучные с этим истории о предшествующих пророках от Авраама, или Ноя до самого Мухаммеда включительно, и учение о Боге едином, защищение пред современниками своего пророческого достоинства, что он Мухаммед человек не сумасшедший, не чародей, что он проповедует не старинные басни, а откровение Божие, что Коран есть книга несравненная, какой совокупными силами не могут написать люди и ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но а) не забудем, что рассуждение идет теперь в кругу смертных, для которых предложены свыше общие смертные пределы, которых прейти нельзя. Требовать ли, чтобы смертные никогда не умирали, как скоро дан им прием духовного врачевства? Последний враг смерть еще не испразднен ( 1Кор. 15:26 ), говорит слово Божие. Св. Вера хотя и простирает свои действия на телесное наше благополучие, но имеет в виду существенно жизнь нашу на небе духовную. О земной все молитвенные желания оканчиваем, по примеру Господа, оставленными Им словами: обаче не моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ), Отче небесный! Сами себе и весь живот наш Христу Богу предадим, обыкновенно взывают верующие в заключение всех прошений о нуждах своих 746 . Иначе, можно потребовать не только от елеосвящения, но и от евхаристии и покаяния и самого крещения, чтобы никто из сподобившихся сих таинств не умирал. Ибо и они совершаются во оставление грехов ( Деян. 2:38 . Мф. 26:28 ), в освобождение от оброков их смерти ( Рим. 6:23 ). Не говорим только о людях, которые уже пришли на предел настоящей жизни. Господь знает, когда кому из нас лучше скончать ее и в летах зрелых, и в юности, и в младенчестве. Иные очень рано восхищаются туда потому уже, как свидетельствует Премудрый, да не злоба изменит разума их, или лесть прельстит душу их ( Прем. 4:11 ). б) Не лучше ли бы иногда усомниться нам о себе самих, достойны ли мы всегда помилования Господня, чем о том, почему таинство духовного врачевания не всегда для всех действенно? Сомневаемся ли мы в таинстве тела и крови Христовой, хотя, по свидетельству апостольскому, некоторые, – вместо оставления грехов, сего обетования благодати в нем, – суд себе ядят и пиют ( 1Кор. 11:29 ), по собственному своему состоянию? Пчела достает из цветов мед, а паук яд. Виновны ли цветы? Таинство совершилось само в себе; нет иногда только действия его в нас; но это в нас и от нас, а не от него. Обратите внимание и на самые чудотворения, собственно так называемые, к которым вы относите тайнодействие елеосвящения: всегда ли также, или без разбора ли также имели силу свою и они в руках чудодействовавших? И се муж из народа, пишется в евангелии, возопи, глаголя: Учителю, молютися, призри на сына моего (бесноватаго). Молихся учеником твоим, продолжает человек, да ижденут его, и не возмогоша. Отвещав же Иисус рече: о роде неверный и развращенный, доколе буду в вас, и терплю вы ( Лк. 9:38. 40:41 )? Господь даровал исцеление, и – ученики спросили Господа наедине: почто мы не возмогохом изгнати беси? – За неверствие ваше, сказал им Господь ( Мф. 17:19, 20 ). Самому Источнику чудесных целений неверие или иные подобные расположения духа у людей полагают преграды. И не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, исцели. И дивляшеся за неверствие их ( Марк. 6:5, 6 ). Словом, судьбы человеческие – особая тайна Провидения, которой постигать, тем менее изъяснять, решительно мы не можем и не должны 747 . § 422. Суждение о лютеранстве

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Страна, где поколения стали мучениками и исповедниками… Святая Русь. Девочка-подросток в Крестном ходе показывает на икону Божией Матери: «А это у Нее на руках дочка или Сыночек?..». Папа дал дочке восточное имя, но русская мама – Царствие ей Небесное, умерла от рака – успела ее крестить. Нарекли в честь юной мученицы Веры. Просила привезти из города икону ее святой. Хорошая моя, я привезла, приходи! Замечательная семья живет по соседству. Папа, мама, мальчик одиннадцати лет и девочка шести. Приехали из крупного города, там начинали ходить в храм. Ребята бросаются к церковной лавке и библиотеке, как знаменитый «елень» на «источники водныя». «Мам, ну мам, ну пошли на службу! Мы баловаться не будем! Ну пап, ну мы самостоятельные, вы идите на работу, а мы на службу!» И все интересно, и весь храм надо рассмотреть – аж на цыпочки встанут. Живой, неподдельный интерес, радость открытия. Это в наше-то время, когда в глазах их сверстников – усталость от жизни. Разговорились с мамой – ага, все понятно! Оказывается, тут не только внимательные, любящие родители, но и домашнее, без всяких садиков, воспитание. Мания «садика» – разумеется, не местная черта, а всеобщая. Лучше сказать, наш поселок не исключение. Чудная ситуация. Идет знакомая мама с детьми. Мой сын подбегает к детям. В ответ на мое «здравствуйте» мама глубокомысленно изрекает: «Ну да, вашему негде с детьми общаться…» Просто анекдот. Неужели «садовские» так устают от общества ровесников за день, что в другое время к ним и не подбегут??? В подобные моменты положение спасает наш ребенок. Недавно еще одна милая тетенька в ответ на такое же «здравствуйте» обратилась к нему: «Бедненький, совсем тебя замучили, все с мамой да с папой! Идем сейчас к нам!» Пока родители размышляли, как правильно реагировать на эпитет «замучивших», наследник возмутился: «Мне что, с любимыми лодителями на стлойку нельзя? Да я лаботать хочу…и на бочку лазить!» Смех и грех. После игр с ровесниками малыш обычно спрашивает, где живет «человек-паук» и почему «всякую чудищу зовут Монстра». (Недавно, правда, спросил, «почему инопланетяне в Китае мужика похитили», но это уже отдельная история.) Чаще всего сын играет с шестилетним Кирюшей (мальчишка так хочет креститься, а «крестный» все не едет…) и пятилетним Ильей. Когда Илья впервые вблизи увидел батюшку, он оттащил моего сына в сторонку и спросил: «Твой папа, что ли, Бог?» Теперь он важно объясняет садовским «коллегам», кто такой священник. Недавно мы ехали мимо их дома, Илья подбежал к дороге и замахал руками. Думали, что-то стряслось. Ан нет: открыл дверцу машины и полез… к батюшке за благословением!

http://pravoslavie.ru/36858.html

Как я и предполагал, вернее, как я и рассчитал, известие о том, что японцы, принимают крещение, от архиепископа дошло до других влиятельных лиц, передавалось монахами и в конце концов распространилось в городе. Каждый, кого я встречал в эти дни, расспрашивал меня, правда ли это. Точно паук, поджидающий жертву, которая должна попасть в сплетенную им сеть, я ждал, когда молва дойдет до вице-короля. И тогда, сгорая от любопытства, преисполненные удовлетворения жители Мехико станут свидетелями торжественного крещения японцев. Вот тогда-то… Тогда все поймут, что я, совершивший столь поразительное деяние, и есть именно тот человек, который должен стать епископом Японии. «Господи, неужели то, что я делаю, достойно презрения? Я прибегаю к подобным уловкам только ради того, чтобы в один прекрасный день по всей Японии разнеслись восславляющие Тебя гимны, распустились цветы веры. А почва там настолько неблагодарна и скудна, что приходится прибегать к хитростям. Кому-то суждено запачкать руки. И поскольку никто другой делать этого не хочет, я готов, не колеблясь, ради Тебя вываляться в грязи». Однако почему я так привязан к этой стране, к ее людям? Есть же на свете страны, где миссионерская деятельность намного легче. Может быть, Япония привлекает меня потому, что в моих жилах течет кровь предков, которые жаждали покорять далекие острова, далекие материки. «Япония, чем неподатливее ты будешь, тем больше это поднимет мой боевой дух, я так привязан к тебе, Япония, будто на свете не существует никаких других стран – ты единственная».   «Ищите царства Божьего и правды Его». В день святого Михаила в церкви при монастыре Святого Франциска в Мехико настоятель Гуадалкасар крестил тридцать восемь японцев. В десять часов утра о предстоящем событии торжественно возвестил колокольный звон – он взмыл в безоблачное небо Мехико, и в монастырь сбежались толпы народа, чтобы увидеть это зрелище. Японцы выстроились в два ряда, каждый держал в руке свечу, и когда оказывался перед настоятелем, тот задавал один и тот же вопрос:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010