В русском языке мы очень многое называем любовью, очень часто совершенно различные вещи называем любовью. Мы называем одним словом чувства молодых людей, юношей и девушек друг к другу, когда они друг друга полюбят и бывают одержимы некоторой страстью друг к другу. Может страстью неплохой. Не обязательно это блудная страсть, вовсе нет, это может быть некоторое пристрастие, вполне естественное для молодого возраста и как бы нужное пристрастие. Это пристрастие влечет человека к созданию семьи. Так что в этом, может быть, плохого нет. Но мы тоже называем эти чувства любовью. И любовь ко Христу. Очень часто Христос Сам называет Себя Женихом церковным, и Церковь называется Невестой Христовой. И в этом смысле каждая душа, каждое чадо Церкви имеет в себе тоже эти черты невесты Христовой. Как сказал один древний апологет: «Душа человека по природе своей христианка». Действительно, душе человека свойственна, если хотите, женственность в отношении к Богу. Душа человека — это невеста Христова. Очень часто Царство Божие уподобляется брачному пиру. Эти образы свадьбы, образы брачного пира, употребляются самим Господом для изображения любви Евангельской, любви духовной, потому что, конечно, сходство есть. Более того, у многих святых говорится о любви ко Христу прямо таким образом: «Возлюби Господа так, как невеста любит своего жениха». Пусть тебя также влечет твоя любовь ко Христу, как невесту влечет к жениху ее любовь, т. е. путь будет такое горение в душе, пусть будет такой восторг, такое желание быть вместе со Христом. И, тем не менее, любовь Евангельская, любовь Христова, конечно, не может быть приравнена к обычным человеческим чувствам. Почему? Потому что влюбленность или пристрастия человеческие — они являются сферой душевной. Это лишь некие душевные движения. Любовь же к Богу, ко Христу должна быть еще и духовной, т. е. здесь должно быть некоторое устроение духа человеческого. Что это значит? Это значит, что любви Христовой присуща не столько пристрастность, не столько такая пламенность чувств, сколько жертвенность, самоотвержение, сострадание, сорадование. Это совсем другое. Человек не может сострадать страстно, невозможно жертвовать собой в каком-то страстном состоянии. Конечно, бывает так, что человек в некотором беспамятстве жертвует собой. Сама Христова жертва — она ведь не такая. Христос сознательно отдает себя в жертву. Христова любовь ведет человека к сознательному самоотвержению, к сознательному самопожертвованию. И это не чувство — это устроение сердца человека. Это то, что относится к духовной природе человека. Это происходит не под влиянием чувств, а потому, что человек не может этого не сделать. Сердце его так устроено, что он не может увидеть страдающего и уйти, пройти мимо него. Это невозможно. Может быть, этот страдающий в каком-то ужасном состоянии. Может быть, он внушает отвращение, может быть, он пугает чем-то.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Какими словами мы просим у Бога помилования? Почему мы Бога называем Троицей? Каких милостей мы просим у Бога? Что значат прошения: очисти грехи наша?–прости беззакония наша?–посети?–исцели немощи наша?–Почему мы надеемся, что Господь даст нам просимую милость? Что значит выражение имени Твоего ради? Молитва Господу Иисусу Христу Прося помилования у Триединого Бога, мы обращаемся с молитвой об этом особенно ко второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Особенно у Него просим мы помилования, так как Он сошел на землю для того, чтобы спасти нас от наказания за грехи, и своими страданиями на кресте приобрел нам помилование от Бога, а Себе право принять нас по смерти в царство свое небесное. Сойдя на землю, Сын Божий принял человеческое естество, то есть стал человеком, не переставая быть Богом, и получил здесь имя Иисус что значит Спаситель. Иисус Сын Божий, как человек, получил силу Божию в помощь на свое дело и потому называется Христос, что значит помазанник. К которому лицу Пресвятой Троицы мы особенно обращаемся с молитвою о помиловании? Почему мы особенно просим помилования у Сына Божия? Чего еще просим у Сына Божия кроме помилования? В каком виде явился на земле Сын Божий? Приняв человеческое естество, Сын Божий перестал ли быть Богом? Как назвали на земле воплотившегося Сына Божия? Получил ли Иисус Христос , как человек, особенную помощь Божию? Как мы поэтому называем Его? Христ, Сыне помилй м, гршнаго В этой молитве мы называем Сына Божьего Иисусом, что значит Спаситель. Это имя дали Сыну Божию, когда Он явился на земле в образе человека, то есть когда Он воплотился. Ни к кому другому оно так не подходит, как к воплотившемуся Сыну Божию, потому что Он пришел на землю для нашего спасения и своими страданиями на кресте спас нас от вечного наказания за грехи и доставил нам царство небесное. Иисуса, Сына Божия, мы называем еще Христом. Христос значит помазанник. Так в древности назывались поставленные Богом цари, первосвященники и пророки, потому что их, при вступлении в должность, помазывали елеем (маслом), с молитвою, чтобы Господь даровал им силу и помощь на исполнение ими своего дела. Иисус получил силу Божию в полной мере, оттого и называется Христом. Иисуса Христа, нашего Спасителя и помазанника Божия, мы просим, чтобы Он помиловал нас грешных, то есть оказал нам милость не смотря на наши грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец, дает свое свидетельство о нем почти современный ему другой проповедник, затворник, Феофан Вышенский , в своих письмах. Примечательно, что сначала он с сомнением относился к нему; так как совершенно исключительный пример подвижничества в миру, в суете, среди множества людей казался епископу Феофану подозрительным, необычным, опасным. Потом начались и чудеса: и это заставляло еп. Феофана быть осторожным. Но постепенно он изменил свое мнение; и на вопросы переписывавшихся с ним лиц стал свидетельствовать, что о.Иоанн – «воистину муж Божий», «избранный сосуд Божией благодати»; иначе и проще сказать: святой. Целый «облак» этих свидетелей и общее почитание о.Иоанна именно как праведника настолько укоренилось уже в сознании массы православного церковного народа, что в наши времена мы чтим его как святого и называем этим именем. «Святость!» – В нашем обычном понимании это слово имеет чрезвычайно высокий смысл: святой – это уже совершенный, то есть безгрешный человек. И обыкновенно этим именем мы называем прославленных уже Церковью, или канонизированных ею в этом качестве «святых» людей. Поэтому к обычным христианам, даже к лучшим из них, мы не прилагаем этого имени; а называем их «благочестивыми» или «богоугодными», в лучшем случае называем людьми «праведной жизни», но даже не «праведниками»: это слово у нас понимается уже почти как и слово «святой». И такая осторожность в наименовании – похвальна: человек «святой» или «праведный» – это люди крайне редкие, исключительные, особенные, выделяющиеся по благочестивой жизни. Поэтому и мне, при написании данных строк, сначала было затруднительно поставить такой заголовок здесь; и применить слово «святой» даже к о.Иоанну казалось выше моих прав. Вследствие этой душевной боязни я и озаглавил весь этот отдел иначе: «Подвиг преподобничества»; это слово более умеренное, осторожное. Но как мы видели, не только отдельные проповедники уже прямо говорили еще при жизни о.Иоанна о его «святости»; но и высшая наша церковная власть назвала его «праведником».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В словах этого оратора есть сомнительные мысли, будто отец Иоанн «в молодости отмолил грехи», что он больше радовался, что «от него не было слышно покаянных воплей»: далее увидим, что это все очень преувеличено. Но что он был праведник, и именно больше торжествующего, победного духа, это – истинно. В заключение повторим свидетельства высшей церковной власти, Святейшего Синода, об отце Иоанне и о почитании его: «В его лице угас яркий светильник Церкви... Весь русский православный народ чтил отца Иоанна как праведника, верил в его молитвы и предстательства пред Богом». Наконец, дает свое свидетельство о нем почти современный ему другой подвижник, епископ, затворник, Феофан Вышенский , в своих письмах. Примечательно, что сначала он с сомнением относился к нему, так как совершенно исключительный пример подвижничества в миру, в суете, среди множества людей казался епископу Феофану подозрительным, небывалым, опасным. Потом начались и чудеса: и это заставляло епископа Феофана быть осторожным. Но постепенно он изменил свое мнение и на вопросы переписывавшихся с ним лиц стал свидетельствовать, что отец Иоанн – «воистину муж Божий», «избранный сосуд Божией благодати»; иначе и проще сказать: святой. Целый «облак» этих свидетельств и общее почитание отца Иоанна именно как праведника настолько укоренились уже в сознании массы православного церковного народа, что в наши времена мы чтим его как святого и называем этим именем. «Святость!» – в нашем обычном понимании это слово имеет чрезвычайно высокий смысл: святой – это уже совершенный, то есть безгрешный человек. И обыкновенно этим именем мы называем прославленных уже Церковью или канонизированных ею в этом качестве «святых» людей. Поэтому к обычным христианам, даже к лучшим из них, мы не прилагаем этого имени, а называем их «благочестивыми» или «богоугодными», в лучшем случае называем «людьми праведной жизни», но даже не «праведниками»: это слово у нас понимается уже почти как и слово «СВЯТОЙ». И такая осторожность в наименованиях похвальна: человек святой или праведный – это люди крайне редкие, исключительные, особенные, выделяющиеся по благочестивой жизни. Поэтому и мне, при написании данных строк, сначала было затруднительно поставить такой заголовок здесь и применить слово «святой» даже к отцу Иоанну казалось выше моих прав. Вследствие этой душевной боязни я и озаглавил весь этот отдел иначе: «Подвиг преподобничества», это слово более умеренное, осторожное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   Мы утверждаем, что Бог имеет не только Сына, но и Святого Духа, что мы называем Святою Троицею. Сына же мы называем и Словом, чтобы посредством слова «Сын» мыслить Его единосущным Богу Отцу, подобно тому как порождения людей и других животных единосущны с родившими их. Называя же Его Словом, мыслим, что Он без телесного страдания исходит от Отца, подобно тому, как и из нашего ума слово исходит без всякого страдания. Также (мыслим мы) и о Духе. Ибо как это солнце, будучи единым, имеет свет и теплоту, не чуждые солнцу, но близкие ему, исходящие из его природы, и одно называется светом, другое теплотою, которые не чужды друг другу, потому что они от солнца, из одного источника, и свет делает видимым все, что в мире, а теплота солнечная оживотворяет все — и растения, и животных, так и Бог Отец чрез Сына Своего, воплотившегося спасения ради нашего, Господа Иисуса Христа и Бога, просвещает помышление словесных естеств, чтобы достойно нам мыслить о подлежащих вещах и о всем, случающемся с ними. Не имея этого света в сердцах ваших вы, сарацины, живете, как слепые, и не можете различить божественное и человеческое дело. Дух же Святой освящает нас и избавляет от грехов, чтобы мы, подобно вам, сарацинам, не пребывали в грязи и нечистоте, как свиньи. И мы называем Сына Богом и Духа Святого Богом, подобно тому, как свет солнца называем солнцем, потому что, когда чрез какое-нибудь отверстие солнечный луч входит в дом и освещает дом, мы говорим, что солнце вошло и осветило дом. И опять, когда идя мы согреваемся силою теплоты солнечной, мы говорим, что солнце согрело нас. Вот — доказательство, что в Троице мыслится нами и веруется Бог.    А что вы суесловите, что христиане крест Христов делают равночестным Христу, потому что на нем Он распялся, то говорить это несвойственно людям разумным и сведущим. Так как и вы поклоняетесь плащу Магомета, то я спрашиваю вас: зачем вы поклоняетесь плащу и одежду делаете равною человеку? Если вы упрекаете нас за поклонение кресту, потому что на нем был пригвожден Христос, то тем более мы можем упрекнуть вас за поклонение Магометову плащу, как Магомету. Но Христос был распят и воскрес; а Магомет, не предвозвещенный ни одним из пророков, и мертвых не воскрешавший, и сам не воскресший, достоин ли почитания, — будь то сам он или плащ его? — Таким образом, за то, о чем вы суесловите, вы сами более достойны порицания, потому что человека, который не был предвозвещен пророками, не сотворил чудес, и не родился от Девы без мужа, вы считаете и почитаете за пророка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поэтому, причащаясь Святых Таин, будем готовиться внимательно и сосредоточенно, и будем готовиться прийти сознательно на исповедь, отречься от неправды в себе, отвернуться от всего того, что могло нас пленять, и готовиться к тому, чтобы после исповеди и соединения со Христом начать жить новой жизнью, чего бы это нам ни стоило. Если мы будем так поступать, тогда дар Святого Причащения, соединения со Христом, вселение в нас благодати Всесвятого Духа, те новые, несказанные отношения, которые создаются между нами и Отцом, а в Нем – со всеми людьми, принесут плод. Иначе мы будем тосковать о том, что, прибегая к Богу, мы остаемся без помощи и сил – и не потому, что Бог не дает помощи, и не потому, что нет у нас сил, но потому, что то, что дает Бог, мы так легко растрачиваем в пустыне жизни. Поэтому с радостью приступим теперь к новой жизни: и причастившиеся, и те, которым еще предстоит это неописуемое торжество и радость, – и будем жить так, чтобы через нас Небо присутствовало на земле, Царство Божественное внутри нас покоряло все вокруг нас, от самого мелкого до самого великого. Аминь. О Евхаристии 1969 г. Когда на Тайной Вечере Господь установил Таинство нашей веры, которое мы называем Божественной Литургией или Евхаристией, Он собрал вокруг Себя Своих учеников: и тех, которые позже стали верными Ему так, что умерли за Него, и того, который уже решился предать своего Учителя; вместе с остальными Господь поставил его перед лицом несказанной любви Божией; потому что быть принятыми за чей-то стол означает, что он, наш хозяин, считает нас равными себе, своими сотоварищами, которые имеют право преломить хлеб вместе с ним, разделить с ним сущность жизни; и здесь Господь делает учеников равными в любви Божией, равными Богу через Его любовь к нам. Это – одна сторона необычайных событий, которые мы называем Тайной Вечерей. Но мы называем эти события еще другим именем: мы называем это «Евхаристией», от греческого слова, которое означает одновременно «дар» и «благодарение». И действительно, это причастие Телу и Крови Христовым, это невероятное приобщение, в которое Он нас принимает, является самым большим даром, который Господь может нам дать: Он делает нас собратьями и равными Себе, сотрудниками Богу, и через невероятное, непостижимое действие и силу Духа (ибо этот Хлеб – больше не хлеб только, и это Вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Дающего) мы становимся зачаточно, а постепенно все больше, участниками Божественной природы, богами по приобщению, так, что вместе с Тем, Кто есть воплощенный Сын Божий, мы становимся единым откровением Божиего присутствия, “всецелым Христом”, о Котором говорил святой Игнатий Антиохийский . И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом приобщении к природе и жизни Единородного Сына Божия, по слову святого Иринея Лионского , действительно мы становимся – по отношению к Самому Богу – единородными сынами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Сущий на небесах. На обыкновенном разговорном языке небом всегда назывался и теперь называется весь мир, кроме земли. Но так как Бог есть Дух, не нуждающийся в каком-либо особом месте для Своего пребывания, Дух вездесущий, то слова молитвы – сущий на небесах – надо понимать не буквально. Отцом Небесным мы называем Бога в отличие от отца земного, как и вообще все неземное называем небесным. Свщмч. Владимир, митрополит Киевский Все мы, братия, с детства знаем, что Бог есть Отец нам. Вот почему нам кажется слишком простым и удобопонятным то, что мы называем Его в нашей молитве Отцом. Но некогда это было совсем новое отношение молящихся к Богу, в какое Господь поставил учеников Своих. И не только для язычников, но для ветхозаветных праведников чужда была мысль о том, что они могут обращаться к Богу с такою детскою смелостью и дерзновением. В Священном Писании Ветхого Завета очень немного можно найти мест, где Бог называется Отцом, и для ветхозаветного человека, даже самого благочестивого, с этим именем очень мало соединялось понятия об отеческих свойствах Бога. Так, у пророка Малахии Бог требует от Своего народа чести, которая приличествует Отцу ( Мал.1:6 ). В другом месте, упрекая народ Свой в вероломных поступках и в неверности друг другу, Он говорит: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал.2:10 .) И Давид знал, что Бог есть защита сирых и беспомощных сирот ( Пс.67:6 ). Но этому Отцу, по представлению ветхозаветных праведников, недостает той души, той любви, которая соединяет отца с детьми, и которая сердце дитяти в чувстве благодарности и преданности повергает в объятия отца. Таким образом, Давид, который лучше других знал, что значит молитва, и который умел молиться так, как ни один из ветхозаветных праведников, и тот, однако ж, нигде не дерзает обращаться к Богу как к Отцу и говорить с Ним с полною детскою смелостью и непринуждённостью. Имя Отца, которым называем мы невидимого Бога, принадлежит собственно нам, христианам, потому что мы впервые узнали чрез откровение Сына Его, что Он есть любовь и что все Его дела имеют своё основание в Его отеческой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

242 В сем отношении Григорий говорит следующее: «Празднуя ныне Крещение, мы должны говорить о различных родах крещения ( περι διαφορας απτισματων). Моисей крестил, но только в воде. Он крестил и в облаке и в море; но это было прообразование, по учению самого Павла; море прообразовало воду, облако дух, манна хлеб жизни, питие в пустыне питие Божие. Иоанн крестил, но уже не по Иудейски, ибо крестил не только водою, но требовал и покаяния; однако ж и его крещение было не совершенно духовное; ибо он не присовокуплял: духом. Наконец Иисус крестил и крестит духом: вот крещение полное. Я знаю еще четвертое крещение, посредством мученичества и крови, которым крестился и сам Христос, и которое тем важнее других, что оно уже не оскверняется новыми грехами. Знаю и пятое крещение крещение слезами ( το των δακρυων); оно еще труднее: ибо требует, чтобы в каждую ночь ложе было омочено слезами». Orat. XXXIX. 17. р. 688. 243 Весьма многие из сих наименований, обыкновенных в то время, находим у Григория в следующем месте: (Orat. XL. 3. р. 692) «Крещение есть просвещение душ, исправление жизни, обещание Богу доброй совести ( επερωτημα της εις θεον συνειδησεως, 1Пет. 3:21 ), подкрепление нашей слабости, совлечение плоти, облечение духом, участие в Слове, обновление твари, потопление греха ( κατακλυσμος αμαρτιας), сообщение света, удаление тьмы. Крещение есть путь ( οχημα) к Богу, переселение со Христом, утверждение веры, исполнение духа, ключ к царству небесному, изменение жизни, освобождение от рабства, разрешение уз, переход в лучшее состояние. Крещение что еще сказать? есть прекраснейший и богатый дар Божий; ибо, будучи святее всех других родов освещения, оно преимущественно и называется освещением в том смысле, в каком святейшее место именуется святым святых и отличная песнь песнию песней». В другом месте (Orat. XL. 4. р. 693) Григорий присовокупляет еще многие наименования крещения, и о значении оных выражается несколько определеннее: «Как Христа Подателя мы называем многими и различными именами, так и дар Его. Мы называем оный дарованием, благодатию, крещением, помазанием, освещением, одеждою нетления, банею возрождения, печатию и другими высокими именами. Называем дарованием, поскольку оно дается тем, которые сами ничего не принесли; благодатию, поскольку сообщается и виновным; крещением, поскольку грех погружается в воде. Называем помазанием, ибо оно нечто священническое и царское; освещением, ибо оно дает свет ( φωτισμα‚ ς λαμπροτητα); одеждою, ибо оно прикрывает стыд; банею, ибо омывает; печатию, ибо утверждает и означает господство (которому Христиане подвластны, как подданные Царства Божия)».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

1) всей вселенной; 2) верующих на земле; 3) праведных на небесах. Господь наш Иисус Христос является властителем всех. Апостол Павел называет Его единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих, которому принадлежит честь и держава вечная (1Тим.6:15—16). VII. Второе пришествие Господа Иисуса Христа для Всеобщего Суда будет завершением славы Его воскресения из мертвых и восшествия на небеса и будет означать Его полную победу над злом и окончательную победу добра. Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом 307. Как читается восьмой член Символа веры? Восьмой член Символа веры читается так: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки». 308. Что такое Дух Святой? Дух Святой есть третье Лицо Божие. 309. Правильно ли учение, что Дух Святой не есть третье Лицо Божие и истинный Бог, но что это только духовное состояние набожного человека? Учение, что Дух Святой не есть третье Лицо Божие и не истинный Бог, но что это только духовное состояние набожного человека — неправильно, так как Господь Иисус Христос и апостолы говорили о Духе Святом как о действительном Лице. 310. Как называет Господь Иисус Христос Духа Святого? Господь Иисус Христос называет Духа Святого Утешителем, который научит апостолов всему; так возможно говорить только о действительном Лице (Ин.14:26). 311. Из каких слов апостолов видно, что Дух Святой является Лицом? Что Дух Святой является Лицом, видно из слов апостола Павла, который сказал епископам, собравшимся в Милите: «И так внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Устанавливать блюстителями (епископами) может только живое лицо (Деян.20:28). 312. Почему мы называем Духа Святого Господом? Духа Святого мы называем Господом, чтобы подтвердить, что Он является действительно Богом. 313. Почему мы называем Духа Святого Животворящим? Духа Святого мы называем Животворящим потому, что Он дает людям духовную жизнь (Пс.104:30; Рим.8:26; 1Кор.12:3, 7—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

И при наличии Священного Писания мы обязаны руководствоваться также и Священным Преданием, ибо: 1) Священное Писание не содержит Божественного откровения полностью; 2) некоторые места Священного Писания мы можем с трудом понять без Священного Предания. 18. Из чего мы заключаем, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения? То, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения, мы узнаем из самого Священного Писания; в Евангелии от Иоанна говорится, что «если бы писать о том подробно», что сотворил Иисус Христос, «то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). 19. Разумно и правильно ли, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное Предание? То, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное Предание, неправильно и неразумно, ибо: 1) не будь Священного Предания, сами эти христиане не знали бы, чем является Священное Писание; 2) само Священное Писание говорит, что оно не содержит всего, а тем самым тот, кто не признает Священного Предания, не знает многого из Божественного откровения, и религиозная жизнь его является односторонней и неполной. 20. Когда были написаны книги Священного Писания? Книги Священного Писания были написаны в разное время; некоторые до Рождества Христова, другие после. 21. Как мы называем книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова? Книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова, мы называем книгами Ветхого Завета. 22. Как мы называем книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова? Книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова, мы называем книгами Нового Завета. 23. Каковы взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом? Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом таковы, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета. Пояснения: I. Многое сохранилось в памяти христиан только путем изустной передачи, путем предания, как, например, то, что нам следует креститься знамением св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010