Если русское государство не желает искать основания и запутываться в неопределённых понятиях гуманности, а по отношению к нравственности считает необходимым для народа её конкретный образец. Если оно стремится удовлетворять высшим духовным интересам народа, то помимо другого государство обязано способствовать религиозно-нравственному обучению и вообще развитию народа в духе Православной Церкви, материально содействовать просветительной деятельности Церкви содержанием на государственный счёт духовно-учебных заведений и т. п. Государство не может оставаться затем равнодушным, наприм., к недостатку православных храмов и средств —386— для богослужения. Если государство устраивает и содержит с просветительными целями академии, музеи, театры, которыми пользуется сравнительно малая часть народа, то неужели тем более оно не обязано способствовать, наприм., созданию, где нужно, храмов, что обыкновенно не может делать сам народ. Храмами может пользоваться всякий, и особенно в них народ поддерживает своё религиозное настроение, получает уроки нравственно-духовной жизни и должного отношения к ближним, постоянно слыша о Том, в Ком источник настоящей жизни и Кто положил душу Свою за людей. По утверждению нашего великого писателя H. В. Гоголя, умевшего наблюдать людей, человек по выходе из храма, где присутствовал при Божественной трапезе любви, скорее глядит на всех как на братьев. «И если общество ещё не совершенно распалось, замечает Гоголь, если люди не дышат полною непримиримой ненавистью между собой, то сокровенная причина тому есть божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату» 383 … Никакое теоретическое преподавание нравственности не может идти в сравнение с тем, что обыкновенно приобретает народ в храме. Государство должно способствовать также поддержанию духовного значения праздников, установленных Церковью. Если же второстепенных праздников с остановкой обычной жизни образовалось, наприм., очень много, и свобода от занятий в праздник даёт повод к праздничному разгулу, то необходимость сокращения праздников государство не может обосновывать на одних экономических интересах, как это делают теперь у нас некоторые люди, призванные к участию в законодательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочинитель Увещания сказал, что обретается в Номоканоне правило, которое говорить: «без антиминса не подобает священнодействовати» и проч. Но после, сие правило рассматривая, не упоминает об антиминсе, – говорит только об иконе, затмевая то, что на св. антиминс представляется образ погребения Христа Спасителя, что без сей-то иконы, и особенно простому иерею, священнодействовать вина сатанинска есть, что с сею-то иконою св. мужи по нужде и в неосвященных храмах совершали божественную литургию, не презирая освященные храмы и не без благословения епископского. Припомните, что было говорено выше о всех наименованных св. иерархах, игуменах и пресвитерах. Св. антиминсы, как знаки священия архиерейского, могли они носить и употреблять всюду. Пусть сумнящиеся посмотрят наприм. хотя в одно житие св. Стефана Велико- пермского, и увидят, что и он, когда отправился к пермякам идолопоклонникам, взял с собою от митрополита и благословение на устроение церквей и св. антиминсы для священнодействия на них. Но кто не усматривает лукавства увещателя? Далее он отвергает потребность священных риз, ибо мученику надеть их нельзя; отвергает сосуды. Но в чем бы наприм. принесено было св. Лукиану в темницу вино? Припомним: «на персях святого совершися божественная литургия со всеми принадлежащими молитвами чинно, яко же подобает». Если бы без риз совершали, где литургию, то сие так необыкновенное чрезвычайное действие писателями житий святых было бы замечено. Но сего нет; о семь не говоришь: следовательно, верить надобно просто, яко же подобает, т. е. и в неосвященных храмах, буде только где это было, по необходимости, по нужде, со святым антиминсом совершали божественную литургию, не без сосудов и не без риз. Сосуды были даже в темнице Лукиановой; ризы были даже в бане Константиновой, как и сам увещатель нам выше о сей бане показал. Св. антиминс заменял освящение храма 76 . Справедливо то, что во время нужды, для спасительной надобности, Всевышний Бог не требует положенных церковью на распространенное благочестия время обрядов (что наприм. видеть можно в чиноположении, как причащать больного, или крестить близкого к смерти младенца), а взирает единственно на несомнительную веру молящихся рабов своих; но должно знать, что таковая вера истинных рабов Божиих всегда неизменно свидетельствовалась пламенною любовью к церкви Христовой, даже страданиями за нее, ничем непреоборимым желанием в точности исполнять положенные церковью обряды. Везде мы видим архиереев, иереев, священнодействующих и даже в темнице, якоже подобает. Но такова ли вера отщепенцев, которою думают они удовлиться, когда они не по нужде, а по самочинству, не по любви ко Иисусу Христу, а по гордости и невежеству презирают церковь , не хотят принимать от нея иереев, кои бы стали у них священнодействовать и по уважаемым ими книгам и с соблюдением почитаемых ими обрядов, но только с благословения архиерейского?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Из русских статей, помещенных в новгородских Чети- Минеях, некоторые, краткие, заимствованы целиком из летописи (наприм., 2-го Сентября – Убиение св. князя Глеба). Другие, также небольшие, буквально сходны с напечатанными под теми же числами в Прологе (наприм. 11-го Июля – Успение блаж. Ольги княгини, предтече Русскую к Богу, и 24-го Июля – Страсть святою мученику Бориса и Глеба). Третьи сходны с Прологом и летописью по содержанию, но немало разнятся от них в слоге (наприм. 12-го Июля – блаженную мученику Варяга и сына его Иоанна, убиенною в Киеве). Многие русские статьи помещены здесь без всякой перемены: по крайней мере, оказываются сходными с другими списками их, уже изданными или известными по рукописям, кроме незначительных вариантов. Таковы: а) 15-го Июля – знаменитое слово митрополита Илариона с похвалою св. князю Владимиру, вполне сходное с напечатанным и оканчивающееся, как в большей части списков, словами, показанными в Прибавл. к Тв. св. отцев (II, 246); б) 15-го же Июля – Память и похвала князю Русскому Владимиру – мниха Иакова, от начала до конца во всех подразделениях и частях сходная со списком, напечатанным мною в Хр. Чтении (1849, II, 302 – 336); в) 16-го Июля – Кирилла мниха (туровского) слово на собор св. отец 318-е., тоже самое, которое напечатано между творениями св. Кирилла туровского ; г) слова митрополита Григория Самвлака и проч. Некоторые русские статьи и известные сборники представляются в новгородских Чети-Минеях более или менее измененными, с перерывами, вставками, прибавлениями. Так, статьи, обыкновенно входящие в состав киево-печерского патерика, размещены здесь под 3-м числом Мая, как отдельные, и прерываются вставочною статьею следующим образом: а) житие преп. Феодосия печерского , соч. преп. Нестором, б) похвальное слово преп. Феодосию, в) послание митрополита Фотия в киево-печерский монастырь, г) о зачале печерского монастыря, преп. Нестора, и – д) наконец «книга патерик печерский», в котором заключаются только – сказание о создании печерской церкви, послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«И другие отцы, прибавляет Палладий, жившие по Египту от трудов братии посылали бедным в Александрию корабли, наполненные хлебом и одеждою… 3142 Нельзя не указать также на деятельность св. Ефрема Сирианина. Во время голода в стране, где была Эдесса, св. Ефрем вышел из своей кельи, побудил богатых людей прийти на помощь бедным; на полученные от них деньги устроил дома с разными отделениями, поставил в них до 300 кроватей, заботился о больных, кормил голодных, погребал умиравших. По окончании же голода он возвратился в свою келью. 3143 —235— Наконец вспомним об участии монахов в деле распространения христианства и поддержания его правильного учения. Св. Антоний Великий , наприм., услыша о гонении и мучениях христиан, оставил пустыню. Он отправился стать во главе их и подкреплять в вере. По словам биографа св. Антония, во время непродолжительного пребывания в Александрии Антоний обратил ко Христу столько людей, сколько в другое время обращали в течение года. Немалая роль принадлежала монахам в борьбе с арианством. Народ следовал преимущественно за ними и ариане очень старались привлечь на свою сторону монахов, не останавливаясь для этого перед угрозами и насилиями. 3144 Как ярко выступает деятельность представителей аскетического идеала, полная силы и твердости духа, в эпоху иконоборческих смут, наприм., в лице св. Иоанна Дамаскина , св. Феодора Студита и друг.! Кому не известна их миссионерская деятельность; наприм., в лице св. Кирилла и Мефодия, просветителей славян? – Вот что свидетельствует о монашестве его история, которая естественно входит как составная часть и в историю Православной Церкви. «Как непонятна была бы история Церкви в первые три века христианства, замечает проф. П. Казанский , без истории мученичества, так непонятна была бы история последующих веков без истории монашества. 3145 Вообще монашество много послужило Церкви, и разве оно не обнаружило великой христианской общественной деятельности и высших забот о людях? Не представляет ли факт возникновения монашества и факт его значения ясное доказательство необходимости для нашей природы, в ее теперешнем состоянии, известной степени аскетизма в деле осуществления христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому мы должны обратить на них особенное внимание. 1) Круг обычного ежедневного богослужения слагается из утреннего и вечернего богослужения и литургии. Мы начнем с литургии, как богослужения центрального. Литургия различается в нашем памятнике двух родов: ежедневная ( καθημεριν) и преждеосвященных даров ( προηγιασμνων), при чем об именах авторов этих литургий не упоминается и в частности не дается никакого намека на различение в литургической практике литургии св. Василия от литургии св. Златоуста, если не считать за таковой намек указание на пение в некоторые дни, вместо херувимской, «Да молчит всякая плоть», что в настоящее время составляет отличие литургии, совершаемой в Великую Субботу. Затем, что касается самого хода литургии, то в нашем памятнике упоминается об антифонах, которыми начиналась литургия, но которые не составляли ее неизбежной принадлежности, ибо их иногда, наприм. в праздничные дни, когда полагалась лития, не было – ντφωνα δε ο γνονται. В разные дни антифоны были разные. Далее упоминаются, вход, трисвятое, прокимен, чтение Апостола, аллилуйя со стихами, чтение Евангелия, херувимская песнь, которая в Пасху пелась трижды и вместо которой в некоторые дни полагалось петь: «Да молчит всякая плоть» или «Вечери твоея тайныя» (в Великий Четверг) киноник или причастный стих и заключительный возглас: С миром изыдем, который служил отпуском. О заамвонной молитве не упоминается. Все это совершенно согласно с тем, что мы знаем о составе литургии в VIII – IX в. по другим документам, а именно по древнейшим спискам литургии, каковы наприм. Барбериновский, Росанский и Румянцевский или Севастьяновский, Так, что касается надписания имен свв. Василия и Иоанна Златоуста , то древнейшие списки литургии 83 , наприм. Севастьяновский, показывают, что надписание это в древности имело место, не над полными чином литургии во всей его совокупности, а только над некоторыми молитвами, именно: над молитвою об оглашенных пред анафорою и над молитвою проскомидии по поставлении даров, за которой непосредственно следовала анафора или канон литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Кто не почувствует, наприм., разницы между определениями Соборов символа веры , единосущия Христа Богу Отцу, Божества св. Духа, разъясняющими существо православного учения, и такими определениями, как воспрещение клирикам и мирянам играть в азартные игры 133 , устраивать, так называемые, мимические представления и их зрелища, а также зрелища звериной травли и пляски на сцене 134 , принимать от иудеев лекарства или мыться вместе с ними в бане 135 , а духовенству, кроме того, содержать корчемницы 136 , отдавать деньги в рост 137 , совершать посвящение за деньги 138 , одеваться в роскошные одежды 139 и т. д. Последнего рода правила даже странно и сопоставлять с первыми. Вообще большинство канонических правил, как показывает само их содержание создавались, так сказать, отрицательным путем или в виду замеченных беспорядков в церковной жизни и необходимости их уничтожения или под влиянием чисто местных и временных причин 140 , а вовсе не как начертание каких-либо основных норм церковной жизни вытекающих из самого существа Церкви и необходимых для всех времен и народов. Еще более все эти замечания могут быть приложимы к правилам девяти поместных Соборов, которые, как показывает и само их название, должны были постановлять свои правила под большим влиянием, чисто местных условий церковной жизни 141 . Кроме того, и самые правила поместных Соборов, наприм., толкователь их XII века Зонара, ставит после правил Соборов Вселенских, чему следует и принятый у нас сборник правил. О причинах составления некоторых правил Вселенских Соборов можно встретить в них, наприм., такие указания, что Собор постановил правило не за что иное, как за мелкий образ мыслей и странность и неустойчивость нравов священников 142 . Кроме того, сами Соборы находили нужным изменять прежние правила, исходящие даже от самих апостолов, и при том в зависимости от новых условий жизни. Известно, что апостол предписывает (1. Тим. V, 9) избирать вдовицу к Церкви 60 лет, а позднейшие правила постановили рукополагать диакониссу 40 лет 143 , потому что, как объясняет сам Трулльский Собор, «усмотрели, что Церковь по благодати Божьей стала крепче и идет вперед и верные тверды и благонадежны в соблюдении божественных заповедей 144 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

При посвящении во дьяконы сборы эти уменьшались наполовину 795 . Начисленные официальные расходы были не очень велики, но они сильно увеличивались издержками на акциденции. Ни кафедральные, ни консисторские чины, разумеется, не могли удовлетворяться этими копейками, алтынами и деньгами, о которых говорилось в синодских определениях, и требовали к ним весьма значительных присовокуплений. Для уплаты требуемых сумм бедные ставленники более всего рассчитывали на приданое за своими невестами и, кроме того, обременялись долгами. При заключении браков в духовном сословии даже в самых бедных росписях приданого обыкновенно вносилась статья о деньгах «на производство» жениха. Наприм. в 1752 г. вдовая дьяконица московского Архангельского собора, принимая к своей дочери и наследному месту зятя студента академии Петра Алексеева, включила в роспись приданого 50 руб. на производство 796 , – сумму, заметим, очень значительную для посвящения во дьяконы; значит, для производства в священники нужно было иметь 100 р., да еще неизвестно, сколько должен был Алексеев израсходовать, кроме этих 50 р., своих денег. Несмотря на строгое запрещение1723 г. никаких вымышленных доходов при поставлении не спрашивать и лишнего отнюдь не касаться, сами архиереи подавали пример произвольного увеличения ставленнических поборов, то усиливая старые пошлины, то даже установляя в своих епархиях новые, доселе небывалые. Наприм. в 1759 г. митрополит Тимофей Щербатский объявил по московской епархии, что при поставлении ставленников приходит в обветшание ризница его преосвященства, и указал, при взятии ставленных пошлин в консистории, брать еще пошлину на ризницу с производящихся в попы из дьячков по 1 р. 50 к., из дьяконов по 1 р., во дьяконы 50 к., с дьячков и пономарей по 20 к., и те деньги по третям отсылать в кафедральный Чудов монастырь 797 . В некоторых епархиях ставленники во время долгого своего проживания при кафедре должны были нести разные работы, нечто вроде барщины в пользу архиерейского дома, рубить дрова, чистить двор, конюшни, обрабатывать огороды и сады и т. д. Особенно тяжелые работы доставались на их долю вследствие известной страсти наших прежних архиереев к разного рода постройкам. Вот наприм. что происходило в Тамбове при епископе Пахомии (1758–1766), известном своими постройками и любовью к большим колоколам: проживая в городе иногда годов по 5, ставленники рыли рвы подле Казанского монастыря, носили кирпичи на колокольный завод, очищали место для конюшенного двора, переплавляли лес на постройку архиерейского дома, били сваи в реке для постройки архиерейской бани; от этих работ можно было, впрочем, и освободиться, давши рублей 50 на колокола; изнуренные работами, обнищавшие от долгого проживания в городе, ставленники пешком отправлялись в Петербург с жалобами св. Синоду. Указы св. Синода в Тамбове о прекращении этих работ и скорейшем посвящении ставленников встречаем даже после 1765 г., когда церковное тягло было уже уничтожено 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Таким образом попытка исправления наших Богослужебных книг по древним славянским и вместе греческим спискам не удалась. Но многочисленные погрешности прежде напечатанных книг, указанные преп. Дионисием и его сотрудниками, и волнения, произведенные их исправлением, научили п. Филарета быть крайне внимательным в оном деле на будущее время. По его совету и благословению, повелением великого Государя Михаила Феодоровича, несколько раз издана была «со всяким благим тщанием и люботрудными подвиги книга Служебник к согласию разстоящихся переводов» 227 , хотя неизвестно, в чем именно состояли это тщание и подвиги. По его совету и благословению, повелением того же Государя, собраны были из разных городов России «харатейные книги добрых переводов» 228 и по ним исправлена была книга Требник 229 , изданная также несколько раз, хотя неизвестно, кем и как была исправлена. Многие книги были свидетельствуемы лично Патриархом при печатании, хотя это свидетельствование ограничивалось, кажется, одним наблюдением за верностью печатного текста с избранным списком 230 , и предохраняло книги только от новых каких-либо искажений со стороны типографщиков. Так изданы были свидетельствованные Патриархом минеи месячные (начиная с декабря), шестоднев, октоих, Евангелия – напрестольное и учительное, устав церковный 231 . Только некоторые книги он благословлял печатать без его личного свидетельствования, как издана, наприм., постная триодь в 1621 г. священником Никоном 232 , и еще некоторые доверял рассматривать и исправлять другим лицам, как доверил, наприм. рассмотреть большой катихизис Зизаниев Богоявленскому игумену Илии и справщику Григорию Онисимову. При патр. Иоасафе I продолжалось печатание книг уже с меньшим вниманием. Он только благословлял издавать книги, но ни откуда не видно, чтобы какие-либо из них сам лично свидетельствовал, подобно предшественнику своему Филарету. Так, с благословения патр. Иоасафа, напечатаны Евангелие, шестоднев, триоди постная и цветная, служебник, требник, Апостол («снисканием и труды Василия Бурцова»), минея общая, и другие 233 . Некоторые (наприм. служебник 1635, 1637 г., требник 1634, 1636 г.) позволял он только перепечатывать в том виде, как они были изданы при патр. Филарете; другие (октоих 1639 г., устав 1641 г., особенно требник 1639 г.) повелевал предварительно исправлять, отчего в них произошла великая разность с прежде напечатанными, хотя, как уверяют справщики в послесловии требника, они пользовались при издании его теми же харатейными книгами добрых древних переводов, собранными из разных городов России, какими пользовались издатели требника и при Филарете 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Д.В. Разумовского „Теория и практика церковного пение“ (прилож. 1) и в нотном приложении к настоящему исследованию с образцами самых напевов и примечаниями к ним. Многие из Песнопений нотного Октоиха имеются и в переложениях капеллы, и сверх того ирмосы и другая песнопение. Так, в 1846–1848 гг. капеллой издании: Ирмосы воскресные Господским, Богородичным и иным нарочитым праздникам; ирмосы всей великой Четыредесятницы и Страстные седмицы сокращённого греческого распева; воскресные утренние антифоны; наконец, утреня. Многие песнопения греческого распева переложены в гармонический вид и другими нашими духовными композиторами. Сюда относятся, наприм., „Благослови душе моя Господа“ на всенощном бдении, некоторые задостойники (наприм. Сретению, „О тебе радуется“ и др.), непорочны в Великую субботу, „Достойно есть яко воистину“, „Взбранной воеводе“, канон Пресвятой Богородице (в рукописи) и др. Сокращённые греческие напевы встречаются также в Обиходах Львова и Бахметева и, в более полном виде, в издании капеллы 1888 г. „Пение при всенощном бдении“. Употребительнейшие ныне песнопение греческого распева, а в числе их и некоторые ирмосы, можно видеть также в „Руководстве к практическому изучению древнего богослужебного пение“, Н. Потулова (М. 1873–5 гг.). Наконец, некоторые напевы греческой конструкции мы встречаем лишь только в устном певческом предании и в позднейших сборниках так называемого обычного пения. Таковы, наприм., ирмосы 1 гласа, по изложение их в „Круге обычного пение Московской епархии“; неизвестный в печати кудрявый напев воскресного тропаря 2 гласа и др. Вообще напевы греческого распева, обращающиеся в нашей певческой практике, не имеют полного состава, а равно и систематического изложения. А это обстоятельство в свою очередь мешает нам иметь полное, отчётливое понятие о системе осмогласия этого распева. Правда, мы имеем в нотном изложении образцы всех его 8 гласов, но не имеем всех видов церковных песнопений этого распева, не имеем „воззвахов“. напевов стихирных, служб заупокойных, большей части песнопений литургии и многих других, входящих в состав годичного круга нашего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Около 500 лет исполняется, как св. Стефан жил на свете. Но в память вечную, а не только в 500-летнюю или 1000-летнюю, будет он жить в российской и во всей православной Церкви, как праведник 127 , как просветитель и первосвятитель пермского края. Его живо и свято помнят не только все в епархиях вологодской и нынешней пермской, но знают в смысле пастыря, который „добрым изволением своим сам не ищущим (его) обрелся 128 “ и неоднократно готов был положить за Христа свою душу, знают многие, очень многие вообще из православных-русских, как незнакомы с жизнью других святых. Каждый, кто впервые услышит про жизнь и подвиги Стефана пермского, так весь и отдается ему чувствами своей любви и почитания. Невольно влекут к себе сердца всех первоучители славянские, Кирилл и Мефодий, если ясно будут изображены их апостольские подвиги. Так (повторяем) и живо воспроизведенная жизнь св. Стефана пермского, который по своей ревности и апостольским трудам будто был родным братом этой святой двоице, невольно пленяет сердце каждого. Особенно же личная его святость и апостольская деятельность оставили после себя глубокие следы в вологодской епархии. Откуда это видно? Епархия вологодская по-преимуществу красуется в России св. мощами, обилием монастырей, благолепием церквей и набожностью жителей, особенно в зырянских-то селениях. Наприм. и мощей (хоть под спудом) в тех только местностях, где проповедовал св. Стефан, считается теперь около десяти, а святых воспоминаемых и еще больше 129 ; церквей в тех же местах известно до 150 130 ; зыряне отличаются усердием к службам церковным (по старому обычаю мужчины у них в церквах становятся на правой стороне, а женщины на левой), а также гостеприимством и честностью: честность их даже столь велика, что еще не очень давно они стали охранять свое имущество железными запорами. Прислушиваясь со вниманием к рассказам и в наши дни лиц, которые с особенною верою прибегают к молитвенному покровительству св. Стефана, наприм., где ему сооружены или храм или часовня 131 или икона от гробницы его, мы убеждаемся, что он скоро приемлет и выполняет по воле Божией молитвы всех, не только застигнутых болезнями, но и ожидающих от него помощи в самых житейских нуждах (наприм., в потерях вещей, в приискании себе места-должности, в неуспехах по ученью, в супружеском несогласия и т. д.). Эти примеры – не сильное ли также доказательство его высоких заслуг пред. Богом и особенной близости его к Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010