епископа», довольно затем сказать: «преподобнаго»..., т. е. уже не повторять слова «отец», как общего им. Прибавлять каждый день на отпусках особых святых без особого основания, наприм., если нет на то распоряжения синодального или только епархиального, – не следует, исключая только случаев, если в том же городе, а тем более в том же храме, почивают мощи кого-либо угодника или в известный день бывает местный и праздник иконе какого святого. Итак, для примера вот полный отпуск на обедне, наприм., на первое число мая, которое, предположим, что случилось в субботу, еще «до отдания» праздника Пасхи, и при службе в придельном храме во имя св. мучеников Флора и Лавра. Вот как в этом случае отпуск должен быть произнесен: «воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые своея Матере; св. пророка Иеремии; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о (по литургии его); св. мучеников Флора и Лавра и прочих святых славных и добропобедных мучеников; преподобного Пафнутия боровского и прочих преподобных и богоносных отец наших; святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!» На другой же после этого день, т. е. в воскресенье, когда служба будет в другом придельном храме, наприм. во имя святителя Николая, следует сделать отпуск, наприм., при заключении заутрени, так: «воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матере; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отец наших: Николая Мирликийского чудотворца, Афанасия великого , патриарха александрийского; святых праведных богоотец» и т. д. На обедни этого дня повторится то же, с присоединением только св. Иоанна Златоустог о, как составителя совершенной литургии. В последних отпусках – как видите – не поминаются уже святые первого придельного храма (мученики Флор и Лавр). На каком основании? На том, что по субботам в многопридельной церкви не отправляется же служба всем святым по числу приделов, а только присоединяется на утрени (кроме праздничной или другой особой службы) канон тому святому, в храме (или приделе) которого идет богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Для этого, по-видимому, оказывалось уже и больше поводов, наприм., исполнение канонов едва ли не встречали препятствия в несогласии их с законами государственными, особенно ушедшими далеко от изданных во время составления самих правил. Как выпутываться из таких противоречий, и указывала упомянутая нами Новелла Императора Льва Философа. Последовавшая же в 1107 году Новелла Императора Алексея Комнина уже прямо свидетельствовала не только о несоблюдении канонов, но и об их забвении среди самой иерархии. Подобное отношение к канонам замечается на протяжении почти всего XII столетия. По крайней мере, Зонара среди своих толкований нередко выражает жалобы на несоблюдение древних канонов. «В пренебрежении оставляется, замечает он, наприм, в одном месте, толикое количество правил, и с лицами подлежащими в силу этих правил извержению вместе служат и имеют общее патриархи и епископы». А Вальсомон в самом конце XII века, кажется, еще сильнее жалуется на пренебрежение канонов. Но несмотря на все это едва ли у кого-либо из времен Вселенских Соборов и последующих являлось сознание, что несоблюдающие канонов тем самым уклоняются и от православия. Да и если бы держаться такого убеждения, то пожалуй пришлось бы констатировать уже давнишнее отступление от православия большей части восточной иерархии. Или вот, наприм., в наше время Константинопольскому патриарху принадлежит не только духовная, но и гражданская юрисдикция относительно православных христиан в Турции. Но ведь такая обязанность, принятая на себя патриархом, не только не оправдывается древними канонами, а скорее прямо им противоречит. Однако не будем же мы считать Константинопольского патриарха уклонившимся от православия. Подобное этому постоянно происходит и в России. Наприм., I Вселенский Собор в 15 правиле нашел необходимым воспретить переход епископов из города в город и обязать каждого оставаться в том месте, для которого он и поставлен. Состоявшиеся спустя около 25 лет после Никейского Сардикийский Поместный Собор в лице своего председателя Осии, епископа Кордубского заявил, что переходы епископов приносят «пагубнейший вред для дела церкви» и потому в своем 1 правиле ясно осудил их, при чем епископы нарушающие это, по определению Собора, не должны иметь общение даже наравне с мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Кто такие св. Преподобные? Св. Преподобные, это – святые из иноков, т. е. монахов, как преподобный Сергий Радонежский, преподобномученица Евдокия. Кто такие св. Праведные? Св. Праведные, это – святые из простых людей, которые спаслись, живя в мире и имея семейства, но не увлекаясь соблазнительными примерами разных неправд людских, а поступая во всем по правде, по св. закону Христову, как. праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы. Что именно воспоминается из жизни и дел св. человеков? Празднуется преставление святых, т. е. смерть их. Некоторым из святых празднуется в году не раз: и преставление, и обретение мощей, наприм., 26-го сентября преставление, 5 июля обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Какое место в ряду святых занимает Пресвятая Богородица? Пресв. Богородица, это – Св. Дева Мария, удостоившаяся родить по плоти Бога Спасителя. По сему рождению Она не только выше св. человеков, но и св. Ангелов. Многие ли из дней в году посвящаются воспоминанию Пресв. Богородицы? Многие. Кроме событий из Ее жизни, многие из дней в году посвящаются воспоминанию Ее св. икон с разными названиями, наприм., Владимирской, мая 21 дня, Казанской, 8 июля, и друг. Название икон происходит от места их пребывания, от места явления, наприм., Владимирская от г. Владимира; или от особенных дел и свойств Пресв. Богородицы, наприм., «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали». Какое основание того, что каждый день года посвящается или самому Господу, или Святым Его, или и Господу и Святым вместе? Следующее: мы обязаны прославлять Бога, потому что Он наш Творец и Господь; он велик и славен; Его славят ангелы, даже и природа ( Пс. 18 ). Святых Божиих: ангелов и св. человеков мы прославлять должны потому, что они святы, близки к Богу и прославлены на небе от самого Бога. У нас все от Бога: и пища, и силы, и все необходимое для жизни и телесной и духовной (т. е. святой и добродетельной), и мы всего этого чаем от Него и должны просить у Него; все получаем от него и должны благодарить Его за то. Святых Божиих мы должны просить и благодарить, потому что они молятся о нас Богу, испрашивают нам у Него и подают т ο, о чем мы просим их. И эти чувства прославления, прошения и благодарения в отношении к Богу и Святым Его мы должны иметь ежедневно, ежеминутно. Посему-то всякий день и посвящён у нас так или иначе Богу и святым Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Ты не имеешь добродетельного учителя? Но имеешь Учителя истинного, Кого одного и должно называть учителем. От Него учитесь. Он сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ). Так, не тому учителю внимай, но Этому и Его наставлениям. С Него бери пример, – вот тебе прекрасный образец, – с Ним соображайся. В Писании есть множество образцов добродетельной жизни, – перейди, если угодно, от учителя и к ученикам: иной прославился нищетой, другой богатством, – нищетой, наприм., Илия, богатством Авраам. Какая жизнь тебе кажется легче и удобнее, той и следуй. Еще, иной прославился супружеством, другой девством, Авраам, наприм., супружеством, а тот (Илия) девством. Иди каким угодно путем: тот и другой ведет к небу. Иной прославился постом, наприм., Иоанн, другой и без поста, как Иов. Сверх того последний заботился и о жене, и о сыновьях, и о дочерях, и о доме, и имел великое богатство, а первый не имел ничего, кроме волосяной одежды. И что я говорю о доме, о богатстве и деньгах, когда, и будучи царем, можно стяжать добродетель? В царском дворце дел гораздо более, нежели во всяком частном доме; однако ж Давид прославился и будучи царем, порфира и диадема нисколько не расстроили его. Другой прославился и управляя целым народом – я разумею Моисея, – что еще труднее, так как здесь было больше власти, а потому больше и трудности. Ты видел, что прославлялись и при богатстве и в бедности, и в супружестве и в девстве; теперь посмотри и на противоположную сторону, на погибавших и в супружестве и в девстве, и в богатстве и в бедности. Так, в супружестве погибли многие люди, наприм., Самсон, не от супружества впрочем, но от своей воли; в девстве – пять дев; в богатстве – тот богач, который презирал Лазаря; в бедности и ныне погибают весьма многие нищие. Могу показать многих, которые погибли в царском достоинстве и управляя народом. Но ты хочешь видеть, спасаются ли и в воинском звании? Посмотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Посмотри на евнуха ефиоплянки. Таким образом из всех примеров видно, что когда мы пользуемся богатством, как должно, то оно нас не погубит, а если иначе, то все будет служить к погибели – и царское достоинство, и бедность, и богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По предположенью многих писателей, на месте, занимаемом ныне Керчью, была очень красивая и богатая колония Пантикапея, основанная милетскими греками за 480 лет до Р. Хр. По словам знаменитого греческого географа Страбона, писавшего в начале I века по Р. Хр., она имела в окружности до 20 стадий, т.е. около трех наших верст, была расположена амфитеатром по скату горы, имела крепость (акрополис – верхний город), порт, гавань и пр. На Митридатовой горе находят следы города и акрополя. Пантикапея была столицею Босфорского царства, существовавшего на юго-восточном берегу Таврического полуострова, которое после своих царей (архонтов) покорилось Понтийскому царю Митридату, а по смерти его (63 г. по Р. Хр.) обращено было в римскую провинцию и быстро стало клониться к паденью, хотя император Юстиниан и старался (565 г.) восстановить и укрепить Пантикапею. 657 О древности и богатстве ее громко говорят развалины, курганы, саркофаги, в которых с давнего времени находили и находят множество ценных и малоценных предметов всякого рода, наприм., посуду: амфоры, глиняные и стеклянные кувшины, чашки, блюда, ножи, лампы; женские украшения и принадлежности: бусы, ожерелья, серьги, перстни, браслеты, запонки, пуговки, пряжки, венки, коробки, флаконы, веретена, комнатные украшения: вазы, статуэтки, воинские доспехи: мечи, кинжалы, стрелы; находили также монеты, тонкие металлические пластинки, крестики, находили множество черепов и костей человеческих, находили множество надписей то на плитах или камнях, то на колоннах, 658 наприм. в 1880 г. найдена на камне греческая надпись о босфорском царе Асандре, царствовавшем около 36–13 г. до Р. Хр. и его жене Динамисе, 659 находили урны и гробницы, наприм. в 1859 г. нашли 58 гробниц с различными предметами, находили мраморные колонны, наприм. в 1839 г. близ Керченской церкви св. Иоанна Предтечи найдена была мраморная колонна с надписью на латинском языке: «Таберия Юлия Сармата II, Воспорскаго царя». 660 В 1853 г. издано было три тома о древностях Босфора Киммерийского. 661 Археологические разыскания и доселе продолжаются. В Керчи устроен археологический музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В «обращении» к лютеранам, находящемся в конце ответа говорится: «всё это нами сказанное, возлюбленные, как и вы хорошо знаете, утверждается (кроме св. Писания) на толковании св. богословов наших, на здравом учении, ибо нам не позволено полагаться на собственное изъяснение» (pag. 142. Пер. 155), разумеется, – догматов. И действительно, в «ответе» почти всегда речь ведется во имя авторитетных церковных постановлений, от лица св. отцов и других писателей церковных позднейшего времени. Так «ответ» ссылается на правила апостольские (pag. 127. Пер. 130), на Василия Великого , Златоуста – на того и другого бесчисленное число раз (наприм. на Василия: р. 64, пер. 23; р. 66, пер. 26; pag. 85, пер. 60; pag. 78, пер. 63 и дал.; на Златоуста: pag. 68, пер. 30; р. 87, пер. 35; р. 82, пер. 53). Изредка есть указания на учение Дионисия Ареопагита (р. 80, перев. 50) и других древних церковных писателей. – Из более новых церковных писателей в «ответе» довольно многое заимствуется из сочинений следующих лиц: Симеона Фессалоникийского , греческого бого- —271— слова начала XV-ro века (наприм., pag. 64, пер. 21; р. 78–79, пер. 46–48; и др.), Николая Кавасилы , митрополита Фессалоникийского века (наприм. см. 13 главу), Иосифа Вриенния , греческого писателя века (наприм., р. 90–93, перев. 68 и дал.), Гавриила Севера, архиепископа филадельфийского XVI в. (см. гл. 7) и вероятно других 346 . Для характеристики содержания, заключающегося в первом «ответе», представим несколько образчиков, отличающихся известного рода оригинальностью. Так о таинствах в ответе говорится: «каждое из таинств имеет определенную материю и форму, а ровно орудную определенную причину. Так, в крещении материею служит вода, а формою слова священника: «крещается раб Божий» и проч.; орудная же причина есть священник». В частности о таинстве священства здесь сказано: «рукоположение сообщает власть и силу Творца. Без священника ничто не свято. Апостолам и их преемникам Христос предал ключи неба». А относительно таинства брака здесь выражена такая мысль: «Бог дозволил нам совершать преемство рода так же, как и бессловесным; дабы мы знали, в каком находимся состоянии и это только дотоле» и пр. (Acta. 77–78. Пер. 45–47). Вот еще несколько мыслей по вопросу о почитании святых: «говорим, что (молитвенное) призывание прилично главным образом только в отношении к одному Богу и к Нему преимущественно и собственно относится; а то, которое совершается к святым, бывает не в собственном смысле и обращается к ним так сказать случайно и по благодати. Ибо не Петр или Павел слышит тех, которые призывают их, но благодать, которую они имеют. Посредниками мы делаем всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови свое владение, даруя победы на врагов благоверному Императору нашему Александру Александровичу и сохраняя свое жилище крестом своим. Как читается молитва за Царя и отечество? Как мы в этой молитве называем себя и свое отечество? Почему называем себя людьми Божьими? Почему отечество называем Божьим достоянием? Почему Царя своего называем благоверным? Чего мы просим у Бога для христиан? Чего просим для всей страны? Что нужно нам для нашего спасения от бед и для благополучия всей страны? Почему для этого нужны победы Императору? Почему для этого нужно сохранение страны силой креста Господня? Молитва за живых и умерших Между людьми, принадлежащими в одному с нами отечеству, находятся люди более близкие к нам: за них мы должны приносить Богу особенную молитву. Мы в ней должны помянуть своего духовного отца, то есть духовника, который принимает наше покаяние во грехах и прощает их именем Христа Спасителя,– помянуть своих родителей, родственников, начальников, благодетелей и всех православных христиан. Люди умершие не уничтожились; души их находятся в месте, назначенном Богом, и там ожидают всеобщего воскресения, то есть дня, когда все умершие оживут, как будто проснутся от сна, и получат или царство небесное, приготовленное для праведников, или вечное наказание, назначенное грешникам. Оттого умерших мы и называем усопшими, то есть уснувшими. Мы желаем, чтобы все люди получили царство небесное; особенно же желаем, чтобы нам встретиться в царстве небесном с теми, кто был близок к нам на земле. Потому мы молимся Богу и за умерших. Господи, и помилй отца моег дховнаго, моихъ родителей, сродниковъ, начальниковъ и благодтелей и всхъ православныхъ Отец духовный – духовник, священник, который принимает наше покаяние во грехах; сродник – родственник. В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас от всякой беды и помиловал людей близких нам. Прежде всего мы просим этих милостей для своего духовного отца, или духовника, то есть священника, который принимает покаяние наше во грехах, потому что он близок нашей душе: он выслушивает наше раскаяние, молит Бога о прощении наших грехов и прощает их нам именем Иисуса Христа. Потом просим Бога за своих родителей, сродников, то есть родственников, начальников, которые заботятся о нашем благе, благодетелей, то есть людей, делающих нам добро, и всех христиан православных, потому что они наши братья по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях — жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах 62. Кто сотворил небо и землю? Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем. 63. Из чего сотворил Бог небо и землю? Бог сотворил небо и землю из ничего. 64. Как мы называем то, что Бог сотворил? То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением. 65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле? Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной. 66. Что мы знаем о мире? О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный. 67. Для чего сотворил Бог мир? Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю. 68. Как заботится Бог о мире? Бог заботится о мире таким образом, что им управляет. 69. Как мы называем попечение Божие о мире? Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением. Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27—28). III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» (Пс.36:5). IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Как читается молитва Господня? Почему она называется Господнею? Как мы называем Бога в этой молитве? Почему называем Его Отцом нашим? Зачем мы называем вездесущего Бога небесным? Какое наше первое прошение к Богу? Чего мы просим словами: да святится имя Твое? Какое наше второе прошение? Чего мы просим словами: да приидет царствие Твое? Что значит быть истинным подданным царства Божия? Какое третье прошение? Чего мы просим словами: да будет воля Твоя? Зачем мы прибавляем слова: яко на небеси? Какое четвертое прошение? Что разумеется под хлебом насущным, которого мы просим? Что значить слово днесь? Какое пятое прошение? Что значить: остави нам долги? Что мы называем долгами? Почему грехи свои мы называем долгами? Зачем в прошении о прощении грехов мы прибавляем: яко же и мы оставляем должником нашим? Какое шестое прошение? Что называется искушением? Чего мы просим говоря: не введи нас во искушение? Какое седьмое прошение? Чего мы просим у Бога словами: но избави нас от лукавого? Чем мы заканчиваем свои прошения? Зачем прибавляем в молитве славословие? Каким славословием заканчивается молитва Господня? Молитва утренняя (первая) Просыпаясь, мы чувствуем обыкновенно радость; нам кажется, что мы из мертвых воскресли. И действительно, сон есть образ смерти: спящий не видит, не слышит, не говорит, не действует; сон часто переходит в смерть: иной заснет и не проснется. Поэтому, восстав от сна, мы прежде всего должны поблагодарить Бога за то, что Он не погубил нас с нашими грехами, а по Своей милости дал нам пробуждение, для того, чтобы мы жили во славу Божию. Но часто случается, что с новым днем жизни мы не переменяемся на лучшее, а снова принимаемся за старые грехи. Потому, восстав от сна, мы должны попросить у Господа силы понимать закон Его, исполнять волю Его и чрез это прославлять святое Его имя. Какое чувство обыкновенно бывает у нас на душе, когда мы просыпаемся? От чего происходить эта радость? Чем сон похож на смерть? Всегда ли за сном следует пробуждение? Вставь от сна, что мы должны прежде всего сделать в отношении к Богу? За что должны благодарить Бога? Так ли должны мы жить в новый день, как прожили прошедшие дни? всегда ли бывает, что с каждым новым днем мы начинаем жить лучше? Чего же мы должны просить у Бога, вступая в новый день жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молись за меня Богу, Святой угодник Божий (такой-то), потому что я усердно к Тебе прибегаю, всегда готовому помочь мне и молящемуся о душе моей. Какой молитвою мы призываем Святого, имя которого носим? Как называем его в этой молитве? Почему так называем его? Чего у него просим? Почему надеемся что он исполнит наше прошение? Молитва за царя и отечество Молясь Богу за себя, мы должны молиться и за весь народ, к которому принадлежим, и за ту страну, в которой родились и живем, то есть должны молиться за свое отечество. А так как счастье народа много зависит от благоденствия Царя, который есть отец народа и владетель земли, то мы должны особенно молиться Богу и за своего Царя. В молитве за Царя и отечество мы должны просить Господа, чтобы Он спас нас, людей Своих, от всякой беды, благословил нас и помог Царю нашему, хранителю Православной веры, победить всех врагов. За себя ли только мы должны молиться Богу? Что мы называем своим отечеством? За кого в отечестве мы особенно должны молиться Богу? Почему мы особенно должны молиться за своего Царя? Чего нам нужно просить у Бога для Царя и отечества? Господи, люди Тво и благослов Твое; побды православным христианомъ на сопротивны дару, и Твое сохран Крестом Твоим жительство. Достояние – наследство, имущество, собственность; сопротивные – противники, враги; жительство – жилище, общество, государство. В этой молитве мы называем себя людьми Божьими, потому что веруем в истинного Бога. Оттого и землю свою (отечество) мы называем достоянием или имуществом Божьим, а царя своего, Государя Императора, благоверным, то есть сохраняющим добрую веру христианскую. Мы просим Господа Бога, чтобы Он спас нас, как своих людей, от всякой беды и благословил(своею милостью) страну нашу, как свое достояние; просим, чтобы Он спас и благословил наше отечество двумя милостями: 1) дал нашему Императору Александру Александровичу победу над сопротивниками, врагами, и 2) сохранил силой своего креста страну нашу, в которой живут верующие христиане и которая потому сделалась жилищем Божьим, царством Божьим на земле. Мы просим побед Царю, потому что, если враги и сопротивники одолеют Царя, то будет беда и горе всему нашему отечеству, а следовательно и нам,–просим, чтобы Господь сохранил страну нашу силою своего креста, потому что всякая страна на земле, значит и наша, много терпит беды не от врагов только, но также от наших злых дел, которые можно победить только с помощью Господа Иисуса Христа, распятого на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010