Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешнии день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех Святых. Аминь. Днешний день – этот день, сегодня; лукавствие – коварство, хитрость; противный ми – идущий против меня; ни в коем же – ни в каком; яко да – чтобы. С этими молитвами мы обращаемся к своему Ангелу хранителю. Так называется тот Ангел, который дан Богом каждому христианину при крещении его. В утренней молитве мы просим своего Ангела хранителя, чтобы он: 1) просветил нас, научил отличать доброе от злого; 2) сохранил нас от всякого зла; 3) наставил на добрые дела; 4) направил на путь ко спасению. В вечерней молитве мы называем Ангела хранителя покровителем души и тела своего, потому что он охраняет душу нашу от грехов, а тело от земных несчастий, и просим, чтобы он: 1) простил нам грехи, которые мы сделали в продолжение дня, не слушаясь добрых его внушений; 2) избавил нас от хитрости врага, который желает нам зла и ночью может сделать его легче, чем днем, чтобы нам каким-нибудь грехом не заслужить гнева Божия, и 3) молился за нас грешных, недостойных (то есть не заслуживших милости) рабов Божиих и своим ходатайством представил нас достойными благости и милости Бога и Святых Его. Кого мы называем Ангелом хранителем? Как читаются молитвы Ангелу хранителю: утренняя? – вечерняя? Как мы называем своего Ангела в этих молитвах? О чем мы просим его в молитве утренней? О чем молимся ему, отходя ко сну? Молитва Святому, имя которого мы носим Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Угодниче Божий – тот, кто угодил Богу своей жизнью: аз – я; молитвенник – приносящий Богу молитвы. С этой молитвой мы обращаемся к Святому, имя которого носим. Упоминая самое имя Святаго, мы называем его святым угодником Божиим, так как он своей святой жизнью угодил Богу и находится теперь у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

«Божеское естество славно Само в Себе и прежде происхождения мыслящих существ, но ум человеческий говорит о сей славе постольку, поскольку вмещает, научаемый действиями Божескими». св. Григорий Нисский «…Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна…». «…для несотворенной Троицы невозможно найти имя, являющее Ее природу, но все Ее имена суть именования Ее энергий». св. Григорий Палама «Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества». св. Кирилл Иерусалимский Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). «Из имен же, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет… Например, когда называем нетленным, как бы так говорим себе или слушающим: «не думай, что Бог подлежит тлению». И когда называем невидимым, как бы говорим: «не предполагай, что Он постижим чувством зрения». И когда бессмертным: «не держись мысли, что смерть может прикоснуться к Богу». А также, когда называем нерожденным, говорим: «не думай, чтобы Божие бытие зависело от какой-нибудь причины, или от какого-либо начала». …Таким образом, всеми этими запретительными именованиями и производится как бы некоторое отрицание чуждого Богу, по мере того как уясняется мысль, и отдаляет от себя помышления о непринадлежащем Богу. Опять, называем Бога благим, праведным, творцом, судией, и даем Ему подобные этому именования. Как в прежних именованиях слова означали некое отменение и запрещение понятий чуждых Богу, так здесь они означают подтверждение и осуществление свойственного Богу и приличным образом о Нем умопредставляемого. Поэтому каждый вид именований научает нас или о принадлежащем Богу, что оно есть в Боге, или о непринадлежащем, что этого нет». св. Василий Великий Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/bozhestvennye-imena

И при наличии Священного Писания мы обязаны руководствоваться также и Священным преданием, ибо 1. Священное Писание не содержит Божественного откровения полностью, а, кроме того, 2. некоторые места Священного Писания мы можем с трудом понять без Священного предания. 18. Из чего мы заключаем, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения? То, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения, мы узнаем из самого Священного Писания; в евангелии от Иоанна говорится, что «если бы пришлось писать о том подробно», что сотворил Иисус Христос , «то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (гл. 21, стих 25). 19. Разумно и правильно ли, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное предание? То, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное предание, неправильно и неразумно, ибо 1. не будь Священного предания, сами эти христиане не знали бы, чем является Священное Писание; 2. само Священное Писание говорит, что оно не содержит всего, а тем самым тот, кто не признает Священного предания, не знает многого из Божественного откровения, и религиозная жизнь его является односторонней и неполной. 20. Когда были написаны книги Священного Писания? Книги Священного Писания были написаны в разное время; некоторые до Рождества Христова, другие после. 21. Как мы называем книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова? Книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова, мы называем книгами Ветхого Завета. 22. Как мы называем книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова? Книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова, мы называем книгами Нового Завета. 23. Каково взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом? Взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом таково, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В. Как можно сказать иначе, что мы должны делать непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно ублажать, прославлять, восхвалять Тебя! В. За что же мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию? Отв. Мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию за то, что она молится за нас и помогает нам во всем добром. Верно. Но больше всего и прежде всего мы Ее ублажаем за нечто другое, высшее. В. Как мы Ее называем в этой молитве? Отв. Мы называем Ее в этой молитве Богородицей, Матерью Бога Нашего. В. Следовательно, за что же мы Ее ублажаем прежде всего и больше всего? Отв. Мы Её ублажаем прежде всего и больше всего за то, что от Неё родился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. В. Кто и когда впервые назвал Пресвятую Деву Марию Матерью Господа? Отв. Архангел Гавриил назвал Ее так, когда сказал Ей: «Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышняго наречется» и когда сказал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: поэтому и рожденный Тобою Младенец наречется Сыном Божиим». В. Кто и когда назвал еще Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, или, что то же, – Богородицей? Отв. Праведная Елизавета назвала Ее Матерью Господа нашего, когда воскликнула: «и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» В. Как мы называем еще в этой молитве Божию Матерь? Отв. В этой молитве мы называем Божию Матерь Присноблаженною и Пренепорочною В. Что значит Пренепорочная? Отв. Матерь Божия в высшей степени безгрешная. В. Что значит слово «присно»? Отв. Слово «присно», значит «всегда». В. Следовательно, как мы можем сказать вместо «Присноблаженная»? Отв. «Всегдаблаженная». В. Кто назвал Ее впервые «блаженною»? Отв. Праведная Елизавета первая назвала Ее «блаженною», когда сказала: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». В. Что сказала на это Мария? Отв. Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды, потому что сотворил Мне величие Сильный и Свято имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

VI. Царство Христово состоит из трех частей: 1. всей вселенной, 2. верующих на земле, 3. праведных на небесах. Господь наш Иисус Христос является властителем всех. Апостол Павел называет Его единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих, которому принадлежит честь и держава вечная ( I Tuм. 6, 15 и 16). VII. Второе пришествие Господа Иисуса Христа для всеобщего суда будет завершением славы Его воскресения из мертвых и восшествия на небеса и будет означать Его полную победу над злом и окончательную победу добра. Восьмой член Символа веры а) О Духе Святом 307. Как читается восьмой член Символа веры ? Восьмой член Символа веры читается так: «И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки». 308. Что такое Дух Святой? Дух Святой есть третье Лицо Божие. 309. Правильно ли учение, что Дух Святой не есть третье Лицо Божие и истинный Бог, но что это только духовное состояние набожного человека? Учение, что Дух Святый не есть третье Лицо Божие и не истинный Бог, но что это только духовное состояние набожного человека – неправильно, так как Господь Иисус Христос и апостолы говорили о Духе Святом, как о действительном лице. 310. Как называет Господь Иисус Христос Духа Святаго? Господь Иисус Христос называет Духа Святого Утешителем, который научит апостолов всему; так возможно говорить только о действительном лице (Иоанн 14, 26). 311. Из каких слов апостолов видно, что Дух Святой является Лицом? Что Дух Святой является Лицом, видно из слов апостола Павла, который сказал епископам, собравшимся в Милите: «И так внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». Устанавливать блюстителями (епископами) может только живое лицо ( Деян.20, 28 ). 312. Почему мы называем Духа Святого Господом? Духа Святого мы называем Господом, чтобы подтвердить, что Он является действительно Богом. 313. Почему мы называем Духа Святого животворящим? Духа Святого мы называем животворящим потому что Он уделяет людям духовную жизнь ( Псал. 104, 30 ; Puм.8, 26; I Кор.12, 3 и 7–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Поучение на празднество явления Пречестной иконы Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во граде Казани, месяца июля, в 8 день, 1706 г. Созерцая радостными очами пречестную икону Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, исшедшую из недр земных, как пребогатейшее сокровище, и царствующему сему богоспасаемому граду Казани дарованную, и с усердной любовью лобызая ее, полагаем мы зреть Самую истинную, на небесах живущую и Сыну Своему и Богу нашему соцарствующую Богородицу и поклоняемся Ей, припадая с сердечной верой и душевной любовью. Поклоняясь же Ей благочестно и благоговейно и ангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» – часто повторяя, мы стараемся ублажать Ее по силе нашей всяческими похвалами, называя Ее различными именованиями, как древними, так и новыми. Называем древними именами из Ветхого Завета: называем лествицей, и неопалимой купиной, и скрижалью, и жезлом проросшим, и ковчегом, и трапезой, и стамной златой, носящей манну, и руном орошенным, и горой несекомой, и дверью непроходимой, и другими, прообразовавшими Ее преславными вещами. Называем и новыми именами из новой благодати: небом, как воссиявшую нам Солнце правды Христа; раем, как произросшую нам цвет неувядающий – Иисуса; Девой, как пребывшую пред рождеством, в рождестве и после рождества нетленной; Чистой Матерью, как понесшую на руках Сына, всех Бога. И еще: землей засеянной и лозой, гроздью зрелой проросшей, и деревом благоплодовитым, и источником вечнотекущим, и морем благодати Божией, и другими премногими и предостойными именованиями достойно почитаем и восхваляем Ее от усердия нашего. Между всеми этими именованиями, которыми мы называем Владычицу, имеется одно новейшее и неудобовразумительное для ума нашего наименование – «Одигитрия». В каноне мы часто слышим его в словах: «Радуйся, Одигитрие!»; и в сказании о явлении пречестной иконы Ее сказано: «Явися чудотворная икона Пресвятыя Богородицы честная Ея, Одигитрия». Едва ли кто может знать и уразуметь, что значит слово сие: «Одигитрия», – а потому поищем, как толкуется его значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все это, популяризируемое утонченным или грубым образом в фильмах, упомянутых выше, – подлинные бичи для институтов, воспроизводящих жизнь: народа, школы, семьи, Церкви. Но одним из, я бы сказал, пророческих симптомов будущего, обладающим потрясающим роковым качеством, является принцип превращения человека в животное. Человек создан по образу Божию и должен стать богом по благодати. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом – утверждают Евангелие и церковные Вселенские Соборы. Человек должен стать жизнью, добром, любовью, святостью, чистотой, светом и, безусловно, лично бессмертным. Это христианство. Религия вечной жизни, свет жертвенной любви, радость Креста, вкушение рая и переживание Воскресения Христа в жизни каждого. Цивилизация «Голливуд» не может подняться до этих жизненных идеалов. Поэтому она отрицает их существование. В противовес она активно и неуклонно проповедует превращение человека в животное. Как? Идеализируя ценности или животную силу, к которым человек должен стремиться. Есть фильм «Человек-паук», от которого все малыши сходят с ума. Ловкость, способность перепрыгивать с одного здания на другое, вязкая и тягучая паутина, которую он выделяет, – все делает человека-паука идеалом для детей, а также для взрослых, отупевших от лицезрения пикселей. В детстве я видел фильм «Человек из Атлантиды», где у героя были сросшиеся, как у земноводных, пальцы, так что плыл он с огромной скоростью. Все дети были очарованы этим существом. Затем, позднее, я видел «Человека-пуму». Не помню ничего, кроме того, что он прыгал, как пума, умерщвлял все, что движется, и больше ничего. Опасно то, что человек превращается в зверя с каждой бессознательной, но настойчивой идеализацией хищнических черт этих животных. Ибо никто, конечно, не видел фильма о человеке-зайчике или человеке-косуле. Разве только в мультфильмах. Утонченность, милость, хрупкость, чистота или нежность не находят себе места в тематических списках массовых фильмов. Напротив, ярость, сила, скорость, инстинкт убийцы, кровожадность, ловкость в умерщвлении – все это превращает человека в хищника, а всех остальных в жертву. Это вульгаризированная версия антихристианской и абсурдистской философии Ж.-П. Сартра: «L " enfer c " est les autres» («Ад – это другой»).

http://pravoslavie.ru/45232.html

Архиепископ Аверкий пишет: «Господь говорит, чтобы мы у Него купили», – то есть имеется в виду, что надо употребить усилия. Кому-то, чтобы доехать до нашего храма, приходится вставать очень рано. И человек едет в метро, потом он едет на троллейбусе, потом он идет пешком. Многие не сразу даже находят это место, но они стремятся сюда. Почему? Потому что здесь проповедуется слово Божие. Оно проповедуется ясно. Здесь без всякого лицемерия мы называем вещи своими именами. Грех мы называем грехом, праведность мы называем праведностью. Это очень важно, когда мы употребляем усилия, особенно я радуюсь за пожилых людей, которые еле ходят, но они стремятся к духовным богатствам. Они стремятся к правде Божией, которая, как золото, очищена от всяких примесей, эта правда очищена от всяких заблуждений. Потому что проповедь Евангелия, соединенная с толкованием святых Отцов, дает нам правильное видение духовной реальности, прежде всего правильного видения самого себя. С чего начинается духовная жизнь? С того момента, когда человек говорит о себе: – Я – грешник. От темени головы, до подошв ног нет здорового места. Вот когда человек способен такое сказать о себе, – это значит, началось дело его спасения. Когда человек говорит вам: – Зачем я пойду в церковь , я же грешный, ну, что вы меня не знаете? Я вот день и ночь лучше буду сидеть перед телевизором, семечки грызть. Зачем мне церковь ? Да я же потерянный! Да мне все равно никто не поможет, да никто меня там не убедит! Это уже ты на пути к Богу, если у тебя такие мысли. Тот человек, который критически воспринимает себя, такой человек может исправиться. И безнадежен для исправления тот, который считает, что у него всё в порядке. Поэтому не бойтесь вот этого чувства – недовольства собою. К нам одна женщина приезжает в храм регулярно, у нее постоянно проблемы, проблемы, проблемы. А это – ее благословение, она этого никак не может понять. Хуже всего, когда мы вдруг почувствуем: все нормально, все хорошо, сижу как в бункере, ничего не слышу, ничего не вижу, никому ничего не скажу. Вот это лаодикийский дух, а нормальный христианин – это человек, который недоволен собою, недоволен ситуацией в семье, на работе. Христианин всегда немножко зануда, он к себе придирается, он к другим придирается, но это естественно, потому что хуже, когда человек на все махнул рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Насколько это чувство мощно, можно наблюдать на животном мире. Человек, учит преп. Антоний Великий , сроден камням по телу, животным по душе живой, и ангелам по духу. Паук жертвует жизнью для секса. Угорь и многие другие рыбы идут на невообразимые трудности для его осуществления. Почти все животные идут на большие трудности и жертвы для того же. Не исключение из этого и человек. Но в то время, как другие животные, обладающие душой, но не духом, никаким повелением Божиим не ограничиваются в осуществлении своих инстинктов – человек, обладатель богоподобного духа, призывается Богом к самоограничению. Господь требует от человека, чтобы он ограничивал свои животные инстинкты повиновением Его законам. Как родители требуют повиновения от своих детей для их же блага, так и Господь даёт Свои заповеди с той же целью. Вступив в общение с людьми, как их Родитель (на это указывает и молитва «Отче наш,» и слова пророка Исаии: «Еда забудет жена отроча свое, но Я не забуду тебя, глаголет Господь»), Господь дает им Свои повеления для их же блага. Сначала Господь начертал Свой закон в сердцах людей, потом на Синайской горе дарует им закон, начертанный на каменных скрижалях, и, наконец, Сын Божий проповедует Новый Завет , укрепляя их к добродетельной жизни Своей благодатью. Искони люди нарушали заповеди Божии, но голос совести обличал их. У языческих народов повиновение Божиему закону, вложенному в их сердца, было неравномерным: у одних народов большее осуждение вызывало одно нарушение Божьего закона, у других – другое. Гомосексуализм и кровосмешение равно осуждалось почти у всех народов, многоженство же в языческих народах почти нигде не осуждалось. Но главное то, что принцип сознания своей вины, а значит и возможность покаяния и через покаяние примирения с Богом, всегда существовали. Поэтому-то так велика вина фрейдизма перед людьми, что он лишает человеческие души этого спасительного пути, этого отсвета богоподобия: нежелания примириться со своим грехом, жажды возвращения утерянного богоподобия и тоски по нему, которые способны очистить и возродить человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Насколько это чувство мощно, можно наблюдать на животном мире. Человек, учит преп. Антоний Великий , сроден камням по телу, животным по душе живой, и ангелам по духу. Паук жертвует жизнью для секса. Угорь и многия другия рыбы идут на невообразимые трудности для его осуществления. Почти все животные идут на большия трудности и жертвы для того же самого. Не исключение из этого и человек. Но в то время, как другия животные, обладающия душой живой, но не духом, никаким повелением Божиим не ограничиваются в осуществлении своего полового инстинкта – человек, обладатель безсмертного богоподобного духа, призывается Богом к самоограничению. Господь требует от человека, чтобы он ограничивал свои животные инстинкты повиновением Его законам. Как родители требуют повиновения от детей своих для их же блага, так и Господь дает Свои заповеди для блага человека. Но если родители могут быть иногда и несправедливыми и неразумными, то Бог неразумным и несправедливым не бывает. Вступив в общение с людьми, как их Родитель (на это указывает и молитва «Отче наш», и слова пророка Исаии: «Еда забудет жена отроча свое, но Я не забуду тебя, глаголет Господь»), Господь дает им Свои повеления для их же блага, начертывая закон Свой в сердцах всех людей, потом на Синайской горе дарует им закон, начертанный на каменных скрижалях, и наконец Сын Божий проповедует Новый Завет и соединяется с людьми в святых Таинствах, передавая им Свою нравственную силу. Тем не менее, люди всегда нарушали заповеди Божии. Но всегда голос совести обличал их. У языческих народов это повиновение Божиим законам, вложенным в их сердца, было неравномерным: у одних народов большее осуждение вызывало одно нарушение Божиих законов, у других – другое. Гомосексуализм и кровосмешение равно осуждалось почти у всех народов, многоженство в языческих народах почти нигде не осуждалось. Но главное то, что принцип сознания своей вины, а значит и возможность покаяния и через покаяние примирения с Богом, всегда оставались. Поэтому-то так велика вина фрейдизма перед людьми, что он лишает человеческия души этого спасительного пути, этого отсвета богоподобия: нежелания примириться со своей виной, со своей греховностью, жажды возвращения утерянного богоподобия и тоски по нему, которые способны очистить и возродить человеческия души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010