Это всегда исповедовали св. Отцы и Учители Церкви: Климент Алекс., Ориген , св. Василий В., св. Епифаний, св. И. Златоустый, блаж. Иероним, блаж. Феодорит, св. Анастасий Синаит и др. В бытие Ангела Хранителя верует Апостольская Церковь Христова от самых дней Апостольских, как это может всякий видеть из книги Деян. св. Апостолов гл. 12, ст. 15, и из творений мужей Апостольских, наприм. Ерма , и Отцев Церкви первых трех веков христианства, наприм., св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского. Вера в бытие при верующем в Истинного Бога Ангела Хранителя существовала в Церкви Ветхозаветной, как это видим в кн. Быт. Гл. 24, Ч. 3 Цар. гл. 19, 5 Ч. Пс. 33 и мн. др. Посему и утверждать, будто Иудеи заимствовали понятие об Ангеле – Хранителе от язычников и передали христианам значит говорит явную несправедливость. А отвергать бытие Ангелов – Хранителей на том основываясь факте, что многие христиане не примечают их действий на себя, значит показывать в себе непонимание жизни христианской. Люди, не замечающие действий на себя Ангелов – Хранителей, или находятся в состоянии невнимания к себе и к происходящим в душе их переменам. Находящиеся в сем опасном состоянии и видя, ничего не видят, и, слыша, ничего не слышат ( Мф.13:13–15 . Иез.12:2 ). Или же они отгоняют от себя Ангелов – Хранителей своих своею порочною жизнию. «Как пчел отгоняет дым, – говорит св. Василий В. – и голубей смрад, так и Ангела – Хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный, смердящий грех». Надобно проводить жизнь истинно-христианскую. Тогда уразумеешь и действие на тебя Ангела- Хранителя твоего, подобно как уразумевали сии спасительные действия св. подвижники христианские, о которых один из числа их самих и притом подвижник великий говорит следующее в этом отношении: «как подвижники, оставив земное, возлюбили небесное и соделались подражателями Ангелов, то и самые св. Ангелы по справедливости не скрывали за это от них зрака своего и исполняли всякое желание их, по временам же являлись им, научая, как надлежит им жить, а иногда объясняли им то, в чем недоумевали они; a иногда сами святые вопрошали их, о чем надлежало; иногда Ангелы наставляли на путь тех из них, которые заблуждались; иногда избавляли тех, которые впадали во искушение; иногда при внезапной беде и угрожающей опасности исхищали их от этого, спасая, наприм., от змия, или от камня, или от куска дерева, или отвержения камня; иногда если враг явно нападал на святых, являлись видимым образом, и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелость, отважность и отраду, а в иное время совершали чрез них исцеление, иногда же исцеляли самих святых, подвергшихся каким-либо страданиям; иногда телам их, изнемогшим от неядения, прикосновением руки, или словами сообщали сверхъестественную силу, и укрепляли их; иногда же приносили им пищу, хлеб и овощи, или другие какие-либо с хлебом вкушаемые снеди; и некоторым из них объявляли время, а иным и образ их преставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Витрувий различает у римлян два рода круглых храмов: моноптерос где простой круг свободно стоящих колонн покрыт куполом и перинтерос, где куполом накрывалась круглая закрытая целла, окруженная со всех сторон колоннадной галереей. Памятников первого рода не сохранилось, но некоторые из них известны по изображениям на монетах, наприм., храм Марса-Ультора в римском капитолие. Из храмов, второго рода некоторые известны и по вещественным остаткам, как наприм., два храма Весты в Риме и Тиволи и восьмиугольный периптер в Сполатро, известный под именем храма Юпитера. Можно указать еще третий род, образцом которого служит Пантеон – простая ротонда или круглая целла, накрытая куполом и не имеющая вокруг обходного портика. Здание Пантеона, в VII в. еще превращенное в христианскую церковь , считается одним из самых замечательных особенно по своему купольному покрытию, которое применено здесь в таких размерах, какие более не встречаются в классической архитектуре. Купол имеет около 40 метров в диаметре; отверстие, устроенное в средине его для освещения здания имеет около 9 метров или 4 саж. в диаметре; стены, на которых лежит купол и которые составляют окружность здания, необыкновенно толсты (6 метров) и внутри прорезаны восемью нишами, круглыми и прямоугольными попеременно; одна из них служит для входа, перед которым стоит прямоугольный довольно длинный портик. – Едва ли не чаще, чем к храмам римляне применяли центрический план к устройству некоторых помещений в термах. Залы, имевшие круглое основание и крытые сводом, были здесь очень обыкновенны; в них помещались бассейны для купанья. Несколько подобных зал, или в остатках, или в целом виде, сохранились и до настоящего времени, наприм., в термах Каракаллы и Диоклетиана. Круглая зала Диоклитиановских терм ныне известна под именем церкви s. Bernandin dei Termini. Так называемый ныне храм Минервы medica по мнению некоторых, есть не что иное, как центральная зала терм. Пантеон, по мнению некоторых, также составлял часть терм Агриппы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

из 107 перенесений памятей январских 67 падает на тот же январь, из 130 перенесений памятей февральских 92 падают на тот же февраль; в марте из 153 – на самый март 120; в апреле из 149 перенесений – 114 на апрель же, подобное и в другие месяцы; затем большее число перенесений памятей падает на ближайшие месяцы, наприм. в феврале из января 14; самое меньшее перенесение памятей – из июня, июля и августа, т. е. из конца года, начинающегося с сентября; замечается, что второе полугодие мартовское и самыми памятями беднее сентябрьского, вероятно потому, что первые месяцы естественно более обращали на себя внимание составителей месяцесловов, чем последние, притом во втором полугодии на март и апрель падают великий пост и пасха, поэтому между мартом и маем видится большое передвижение памятей; поскольку святым в пост не праздновалось; то их более переносили на май, ибо в апреле приходится или тот же пост или пасха, а после, когда вошло в обычай писать святых в служебных календарях на все дни года; то с мая и других месяцев стали переносить на март; в феврале большая часть перенесений падает на вторую половину, которая граничит с постом и сырною неделею; в январе большее число перенесений падает на первую половину ради праздника Богоявления, после пасхи светлее всех других праздновавшегося. 2 . Замечаются перенесения целых групп или многих памятей с одного месяца в другой в памятниках одного происхождения; наприм. в первой редакции месяцеслова Василия 240 синод. библ. и другие прологи) с 31 января перенесены на 5 и 10 апреля муч. Виктор и дружина его и муч. Трифена; в сирлетовом синаксаре перенесены на 6 мая муч. Коинт и Троадий с 2 нарта, Феодор киринейский с 2 же марта, Феодорит антиохийский с 8 марта; отсюда правило: неопределенно означенные святые в каком-либо месяцеслове могут быть узнаны: к какому именно месяцу и дню относятся, если вблизи их есть другие святые, перенесенные из того же месяца; наприм. и в охридском месяцеслове 9 мая значится: муч. Трифены и св. Ипполита; священномуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Примеры а) почина и б) начинательного варианта в песнопениях. Подобным сему образом особыми вариантами начинаются блаженны: 3 гласа „Отвергшаго Христе“, 4 гласа „Древом Адам“ (Синод. Обих. л. 119) и другие песнопения. Средние строки суть обычные формы и варианты гласового периода. Но наряду с ними среди песнопений встречаются иногда варианты особой формы, отличающиеся от прочих гласовых строк, главным образом, перенесением сильного ударения на низшие, реже на высшие, соседние ступени. Это строки добавочные или вводные в гласовых периодах дополняющая собой его обычное повышение и составляющие обыкновенно его первый, иногда же второй член. Примеры: Впрочем, некоторые из этих строк, как по своей мелодии, так и по тексту, иногда представляются не членами того или другого соседнего с ними периода, а как бы особыми от них, дополнительными в ряду их звеньями напева (См. наприм. „Тебе Бога хвалим“ 3 гл. в Синод. Обих. на л. 253). В гласовых напевах отчётливее всех их периодов выделяется своими особенностями период заключительный всего песнопение, именно: предконечная его строка обыкновенно варьируется на высших нотах, чем обычное его повышение, а заключительная или финальная, кроме видоизменения своей формы сравнительно с обычным понижением периода, ещё нередко распространяется и украшается. Некоторые, впрочем, песнопение, особенно в обычном ныне пении, заканчиваются обыкновенные гласовым периодом. Многочисленные примеры видоизменения и распространения предконечной и конечной строки можно видеть в главе о мелодических украшениях и в нотном „приложении“. Примечание. В обычном пении некоторые песнопения начинаются понижением гласового периода. Таковы. наприм. воскресные ирмосы 4 гласа: „Моря чермную пучину“ и Кресту, 8 гл. „Крест начертав Моисей“. 37 На терцию выше нотируются (в квинту от тоники) наприм. Ирмосы 4-го гласа. «Моря чермную пучину»; песнь Богородицы 6-го гласа и Степенна 4-го гласа и проч. Читать далее Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви/[Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-./Ч. 3: Греческий роспев в России (Историко-техническое изложение). - 1893. – 115, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Способы пения антифонного, а также отвещательного и припевного в христианской церкви не были явлением новым. Они были принадлежностью древнего ветхозаветного богослужения и доныне сохраняются в еврейских синагогах. Так на существование в Ветхом Завете пения антифонного указывают: песнь Моисея и Мариамны по переходе Израильтян через Чермное море ( Исх.15 ), попеременные голоса евреев, слышанные Моисеем при схождении с Синая ( Исх.32:18 ), песнь Девворы и Барака ( Суд.5 ) и проч. Так. обр. св. Игпатий не сам изобрел пение антифонное, а только ввел его по откровению при христианском богослужении, как способ пения, бывший до него еще не употребительным в церкви. Точно также и пение общенародное – отвещательное и припевное было издревле употребительно при еврейском богослужении как в храме, так и в синагогах. Народ голосом медленным, ясным, отчетливым и певучим отвечал на возглашения священпослужащих или кантора то отрывочными словами (наприм., „аминь; аллилуиа“), то целыми фразами или формулами благословений (наприм., „Да будет благословенно великое имя его во веки и вечность“ и проч.); вслед за чтецом он или повторял первый стих прочитанного, как более известный, или же после каждого стиха возглашал особый припев (наприм., „яко в век милость его“), иногда же вместе с чтецом всей общиной пел и целые псалмы (напр., Пс.29 , Пс.84 , Пс.95 , Пс.145 ). 326 А отсюда обычай отвещателъного и припевного пения перешел и в христианскую церковь . По своим свойствам пение первенствующих христиан было: 1) единодушное, без различия народностей, состояний, возраста и пола. Это было пение общего единомыслия и единения любви верующих. 327 В противоположность языческому богослужению, сопровождаемому пьянственным веселием и шумом, 328 христианское пение было трезвенное и сознательноразумное, а потому и назидательное ( Кол.3:16 ). Оно отличалось благодушием и благоговейной радостью, сердечностью и благодатным вдохновением ( Иак.5:13 ; Откр.19:17 ; Кол.3:16 ; Еф.5:19 ), подобно тому как и богослужебное пение евреев, по учению раввинов, считаюсь возможным только в радости сердца (срв. Суд.9:13 ) 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В Греческой Церкви с самых древних времен, мы видим, сверх нотных богослужебных книг, целый ряд теоретических и методических руководств, частью напечатанных или же сохраняющихся в рукописях, только на языке греческом, частью переведенных на европейские языки (особенно на латинский) 1 , каковые руководства касаются не чтения только нотных знаков, но и музыкальных оснований пения, и состава мелодий, и способов выразительности, и ритма, и украшений. Начало таких руководств восходит еще ко временам св. Иоанна Златоустог о (IV в.), св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), Иоанна Кукузеля (XIV в.). Затем все европейские наши соседи, наприм., немцы, французы, голландцы, испанцы, итальянцы и др., имеют развитые теории своего храмового пения, которыми пользовались иногда и наши церковные композиторы 2 . Далее, не довольствуясь этим, западные наши соседи исследуют, перерабатывают древние и новые теории, а равно и напевы греков, как первотипы христианского пения. Таковы, наприм., г. Рандхартингер в Вене, Бурго-Дюкудрэ в Париже и др. Они делают опыты приведения в известность и разработки даже нашего греко-славянского церковного пения (Корнелио Станкович в Вене, Де-Кастро в Риме). Мы же, получившее свое пение, частью от южных славян, частью непосредственно от греков, не только не разработали его теоретически, но даже не имеем понятия ни о их подлинных напевах, ни о их теории и музыкальных знаках… В самом отечестве нашем, в XVII веке, еще были некоторые руководства к изучению церковно-русского пения, которые, в виде объяснений крюковых знаков (наприм. азбука А. Мезенца) или элементарной теории гармонии (грамматика Тихона Макарьевского), знакомили наших певцов с первоначальными теоретическими основаниями и церковно-мелодического пения. Но затем, с XVIII века и эти руководства преданы забвению; новыми же они не заменены, а лишь дополнены разными руководствами по гармонии и музыкальной композиции западно-европейского стиля, вовсе не касающимися мелодии (таковы ныне руководства: Арнольда, Кашкина, Чайковского и др.). Так. обр., теория нашего собственно мелодического церковного пения засохла при пускании первого ростка и не возрождалась доныне. «Пение Русской Церкви, – по словам глубокого знатока его, о. прот. Д. В. Разумовского, – досель еще не имеет своей грамматики» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Обретение мощей в Евгениевых . По прологу мощи обретены при царе Аркадия и патриархе Фоме, Патриарх Фома I правил константинопольскою церковью с 606 по 610 год, он был при императоре Фокии, а не при Аркадии, который царс- с 395 по 408 год. Где же неточность в имени царя или патриарха? Ассемани полагает ее в имени царя и вместо Аркадия ставит Фоку (Clend. Т. VI. 153). Вернее, ошибка в имени патриарха: 1, в рукописных славянских прологах 1 и 2 редакции месяцеслова Василия, наприм. Синод. 239. 247. 249, имени патриарха совсем нет, а с именем Аркадия соединено еще имя Гонория: в царство – и Аркадия, 2, имя Фомы могло быть внесено в сие сказание ошибочно, потому что во многих древних месяцесловах и синаксарях в сей день показана память его. 3, В упомянутой редакции мес. Василия таково начало сказания, наприм. в типогр. 1136: в царство О- и Аркалья Афем- столп держащу... Это вероятно, Анфимий правителю царство за мало- Аркадия (см. 5 янв. он отец св. Аполинарии). Из него свился Фома патриарх. Но точность – еще в 12 веке в греч. стишной прологе, наприм. Синод. 1295. В славян. рукописных прологах место обретения мощей мучеников определено так: и былша откровени святых мощи некоему благоверну мужу, яко от много лет лежащим нам в сей дебри пред враты града и той – епископу. Действительно на восточной стороне Царьграда находились врата и башня, именуемая Евгениев-, близ которых император Андроник I в 12 веке построил великолепный храм, вероятно, потому что здесь были мощи его ангела ап. Андроника. Муч. Маврикий и дружина . Страдания сих мучеников, в Деяниях св. (Febr. III. p. 237) по древнему манускрипту изданные, почти совершенно согласны с Метафрастом и славянскими Четиями минеями. Феодорит кирский упоминает об них в речи врачевания еллинских болезней. Почему память их празднуется 22 февраля, тогда как они пострадали по актом в июле, неизвестно. Греч. текст актов их издан в полном курсе Патрологии (Т. 115. 355). Но Алляций не признает между Метафрастовыми сказания о Маврикии. Сн. Штадлера IV, 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Монашество, поясняет он, «есть добровольное, а непринуждения: иной по своей воле избирает себе монашество, жесточайшего ради живя в пустынных монастырях, от мipa совсем удаленных и скудных, а иной избирает жить в монастырях знатнейших и удовольнейших и по силе своей как может, так подвизается и Богу работает. К сему же, яко же церковь торжествующая на небеси, имеет свои чиноположения, наприм., ангелов, архангелов, и обители святых мнози, различествующе во славе небесной: «звезда бо от звезды разнствует во славе», так и Церковь воюющая на земли, а наипаче монастыри иные быть имеют архимандрии, иные игуменства, а иные строительства; что если все верстать под видом, дабы было к лучшему, то будет к лучшему и крайнему разорению, как бы верстать и переводить все города и села на равные места или також и чины гражданские, воеводства губернии и прочее». Вот какие соображения выставила тогдашняя иерархия по поводу реформы церковных недвижимых имений. Уже по самому их содержанию они не могли рассчитывать на успех. Могло ли, наприм., оказать ожидаемое действие стремление доказать необходимость бесконтрольного распоряжения церковным имуществом со стороны епископов, когда факты свидетельствовали о возможности неправильного его употребления и когда стоило вспомнить наприм., сообщение еще св. Киприана Карфагенского , что церковное достояние слу- —645— жило некоторым епископам к удовлетворению их роскоши. 2442 Требование безусловного доверия в этом отношении к епископам и применение к вопросу об управлении церковным имуществом слов Спасителя: слушающий вас Меня слушает… или что свяжете на земле, то будет связано на небе… едва ли не вызывало у многих русских людей прямо недоумение и сопоставление такого стремления с ясными соображениями и примером св. ап. Павла. ( 2Кор.8:17–21 ). При обилии приношений, вверяемых его служению, апостол не только не пренебрегал заботой оградить себя и своих сотрудников от возможных нареканий в деле потребления этих приношений, но и считал это прямо нужным, потому что «мы стараемся, говорил он, о добром не только перед Богом, но и перед людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А разве можно затем думать по отношению к Церкви, что факт принятия ею материальных благ и разных прав от государства повредит её деятельности или может осквернить её. Ведь блага это и права не более, как средство, которое можно употреблять для тех или других целей. Церковь же стремится всё привлекать к высшему служению и во всё вкладывать иной дух. Что же говорить о материальных благах и юридических правах, когда Церковь настойчиво призывает к себе людей падших, заражённых злом, – разбойников и всяких грешников, и от присутствия их не только не боится оскверниться, но делает из них людей с другими мыслями, чувствами и желаниями! Если же духовенство иногда и злоупотребляет средствами, получаемыми Церковью от государства, или само государство вмешивается в ненадлежащую область, то ведь это следует лишь всячески предупреждать, наприм. путём возможно правильного устройства церковного управления. На основании подобных фактов уже вовсе нельзя разрешать вопрос принципиально, да ещё непременно в отрицательном смысле. Не будем забывать, что сам апостол Павел во время своего апостольского служения не пренебрегал своими правами, соединёнными со знанием римского гражданина, и пользовался ими, когда находил это нужным ( Деян.22:25–29 ). Вспомним затем многих великих представителей Церкви времён вселенских соборов, каковы, наприм. св. Григорий Богослов , св. Иоанн Златоуст , св. Василий Великий и друг., а также соображения и действия самих соборов. Высота их религиозного созерцания, сила христианской веры и понимание задач Церкви таковы, что нам приходится поучаться у них и ими проверять себя. Между тем они не только не усматривали в получении возможных услуг от государства, сознающего исключительное значение Церкви, чего-либо её оскверняющего, но находили, что в известных случаях оно составляет обязанность государ- —391— ства, если оно со своей стороны желает в свою меру послужить делу Церкви. 384 Не следует забывать, наприм., 104 правило Карфагенского Собора, инструкцию, данную собором послам его к императорам по поводу насилий, производимых последователями донатистского раскола над православным епископами, клириками и мирянами и вторжений донатистов в православные храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первый вариант является нормальным, нейтральным; творчество авторов второй и третьей категорий может получить рецепцию в православной среде – при надлежащем редактировании текста, если в нем содержатся ложные богословские мнения или нападки на Православную Церковь . Статус адресата Для простоты мы ограничимся в этом пункте акафистами святым; впрочем, сказанное ниже нетрудно будет применить для акафистов Господу, Богородице и бесплотным. Итак, применить к святым параметр «статус адресата» может иметь следующие основные значения: 1) канонизированный общечтимый (вселенский или русский) святой (наприм., вмч. Георгий Победоносец, прп. Сергий Радонежский); 2) канонизированный местночтимый святой (наприм., прав. Иона Одесский, сщмч. Никифор Экзарх); 3) святой, прославленный одной из Поместных Церквей, но не внесенный в наши Святцы (до недавнего времени свт. Нектарий Эгинский , в настоящее время – прмц. Мария (Скобцова)); 4) лицо, не канонизированное, но широко почитаемое в народе (иером. Серафим (Роуз)) ; 5) лицо, не канонизированное и являющееся предметом разномыслия (убиенный император Павел I); 6) лицо, канонизация которого не обсуждается в силу отсутствия достаточных оснований для таковой (наприм., Игорь Тальков); 7) лицо, против канонизации которого определенно высказалось священноначалие Русской Православной Церкви (акафисты иеросхим. Сампсону (Сиверсу), царю Иоанну Грозному и Григорию Распутину); 8) лицо, пребывающее в расколе или неправославное. Бывают и более экзотические (и прямо курьезные) случаи: так, пять лет назад в интернете был размещен «Акафист Папе Венедикту Сладчайшему» 415 – ныне здравствующему главе Римско-Католической Церкви. Первые два пункта вопросов не вызывают. Следующие два описывают ситуации несколько сомнительные, но при известных условиях написание акафиста подобным лицам может быть оправдано. Оставшиеся четыре пункта (по возрастающей) – ситуации, в которых создание акафиста нежелательно или невозможно. Уровень одобрения священноначалием Здесь можно выделить несколько вариантов (мы постараемся расположить их по нисходящей, хотя это не всегда возможно): 1) акафист был рассмотрен Синодальной богослужебной комиссией и утвержден Священным Синодом; 2) акафист рекомендован Издательским Советом Русской Православной Церкви (для келейного чтения); 3) акафист не проходил через комиссию, однако издан по благословению Патриарха или епархиального архиерея; 4) акафист издан по благословению епархиального архиерея за пределами его епархии (так, московское «Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского» печатает многие свои книги, в т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010