Поэтому каждый из нас должен задуматься: кто он для Бога, кто он перед собой – и молиться достойно своего величия, своего великого призвания, и любви Божией, и величия Божия. В заключение я хочу поговорить с вами об особенной молитве, которая в православной церковной практике называется Иисусовой молитвой. Иисусова молитва потому так названа, что сердце этой молитвы – имя и личность Господа Иисуса Христа. Читается она так:  Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня),  грешного. Как говорили древние писатели и как ясно из самой молитвы, она содержит, с одной стороны, полное исповедание веры, и с другой стороны – все, что человек может сказать о себе самом: Помилуй меня, я грешен! Я хочу остановиться на этих двух понятиях: на первой половине, в которой мы исповедуем нашу веру, и на второй, где мы говорим о себе самих. Мы называем Иисуса Христа своим  Господом не только потому, что Он – Творец, не только потому, что Он – Бог, но потому что мы собственной волей, без принуждения, избрали Его Господином, Хозяином нашей жизни. И это значит, что между Ним и нами устанавливается связь взаимной верности, взаимной преданности, и что когда мы называем Его Господом, нам делается дорого каждое Его слово, каждое Его желание, каждая Его заповедь, и что мы готовы быть послушными Ему: не как рабы, не из страха, а потому что Он наш Учитель, Наставник и идеал человека. Мы называем Его Господом, и мы должны жить так, чтобы  Он господствовал  и в нашей жизни, и, через нас, в жизни других; но господство Его заключается в любви, а не во власти, и поэтому, называя Его Господом, мы себя отдаем делу служения, служению любви. Иисусом мы называем Его, напоминая себе, исповедуя, проповедуя, что у Бога есть человеческое историческое имя, что Бог стал человеком, что Он воплотился, и что Тот, Кого мы называем Иисусом, Кого мы называем своим Господом, есть Бог наш, но что Он – человек, один из нас, и мы Ему родные, свои. Он в Евангелии нас называет  братьями, и в другом месте Евангелия говорит:  Я вас не называю слугами, а друзьями, потому что слуга не знает воли своего господина, а Я вам все сказал (Ин. 15:15). Иисус – историческое имя Бога воплощенного. Христом (это слово греческое, которое значит “помазанник”) мы Его называем, чтобы указать, что Он – Тот, о Ком весь Ветхий Завет говорит, что придет Посланник от Бога, на Котором почиет Святой Дух, Который будет завершением всей человеческой истории и средоточием ее, завершением всего прошлого и началом вечности уже теперь, раньше чем время придет к концу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Потому мы называем еще наши грехи – нашими болезнями или немощами. Как же мы называем наши грехи? А Господь Бог милостив, он всегда нам помогает, если только мы с усердием просим Бога. И вот, когда мы молимся, мы просим Бога, чтобы Он помог нам исправиться, очистил нас от грехов, простил наши беззакония, исцелил наши немощи, не наказывал нас, как мы этого заслуживаем. Теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит: в какой молитве мы просим об этом Господа? Или в какой молитве мы называем наши грехи беззакониями или немощами? В молитве к Пресвятой Троице. (Читаю сама). Кто знает эту молитву? Встаньте и читайте хором. Откройте ваши молитвенники на той странице, на которой вы читали в прошлый раз. Какой буквой обозначена эта страница? Что значит эта буква? Читайте последнюю молитву на этой странице. (Если найдется, постараюсь вызвать ту, которая не знает этой молитвы). Как вы прочли первое слово? Пресвятая. (В молитвеннике оно под титлом). Какия буквы здесь написаны? Как они размещены? Какие буквы совсем пропущены? Где вы их поставите? (Так разбором и другие слова под титлом). Прочтите хором эту молитву. К кому мы в ней обращаемся? К Пресвятой Троице. Из каких слов это видно? О чем мы просим Пресвятую Троицу? Мы просим Пресвятую Троицу помиловать нас, избавить нас от грехов и не наказывать нас за них. Как мы называем грехи в этой молитве? Беззакониями, немощами. Как мы говорим в молитве о беззакониях наших? Почему мы их так называем? Как мы говорим в молитве о немощах наших? Какими словами оканчивается эта молитва? – Значит мы просим, чтобы Бог очистил нашу душу от грехов, дал нам силы делать добро не потому, что мы сами заслуживали милость Божию, не по нашим заслугам, а ради имени Святой Троицы, т. е., чтобы мы благодарили и прославляли Пресвятую Троицу. (Если останется время, то скажу Закройте молитвенники, повторите про себя эту молитву и скажите: как мы называем Бога в этой молитве? Господь, Владыко, Святый. А как мы еще называем Бога в другой молитве, которую вы учили к сегодняшнему дню? Солнцем правды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если ты не бросишь, погибнешь тогда, с ума сойдешь». Что сейчас и случилось с ним: не признает архиерея, как террорист стал, всё пожёг в доме, всё ему околдовано кругом, в церкви пожег всё, мрак в церкви, сатанизм настоящий в церкви. Люди боятся все зайти, поругание имени Христова стало. Он беснуется, Бог весть что творится. Вот, пожалуйста, лекарь нашего времени. Заходим к нему в келью: в ногах его телевизор стоит, камин горячий горит. Церковь не топлена, ничего не сделано, не прибрано. Кому этот человек поклоняется? Бесу! Ящику этому диавольскому! Все ясно тогда. Вот видите, к чему сейчас время наше ведет. И сколько мы идем, доверчивые. Беда случилась — не идем ко храму Божиему, а идем скорей — там баба шепчет, баба там водит. Дед какой-то там что-то достает, неизвестно что. Говорит, это травы, а то отрава оказывается. Не всякому травнику в наше время веруйте. Сколько зла! Люди отвергли полностью Бога и прикрываются: иконы понавешали, как эта Джуна та сатанистка и все нечисти, и лампадки позажигали — как ширма, для привлечения нас, маловерных. И мы идем, как мухи те. Паук расставит паутину, красота какая. Муха летит: отдохну в такой красоте. Отдохнула, села муха, запуталась. Паук тут как тут, высосал все из нее, пожужжала бедная муха — отдохнула… И не стало мухи-цокотухи. Точно и мы так, доверчивые, несчастные. Ведь любая болезнь — это наказание, вразумление за грех. И нужно подумать в корне сразу, на жизнь свою посмотреть: что я плохого сделал, что Бог меня так испытал, наказал, вразумляет меня? Покаяться в грехе. Начинать исцеление нужно с исцеления души своея и сердца своего. Вот когда ты покаешься, когда ты осознаешь грехи, исправишься, здороветь душа будет, тогда, конечно, и тело будет здороветь. И врачи тогда помогут. А так абсолютно никакой помощи. Берегитесь нашего лукавого времени, этих экстрасенсов разных, этих слуг сатаны, это дьявольские школы. Один мне пишет на четыре листа письмо, еле почитал, Бог дал терпение. Целые простыни написал, как он был в школе какого-то «святого духа». Где такая есть? Какие там жуткие, действительно сатанинские посвящения идут, какие там жуткие обряды идут! Он мне как все описал — я ужаснулся. Боже мой!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Тонкое чувство материала, четкий ритм геометрического орнамента, не перегруженность плоскости – черты, характерные для предметов обустройства внутреннего пространства церкви Рождества Иоанна Крестителя. Особой художественной выразительностью и высоким техническим уровнем исполнения выделяется центральное деревянное паникадило церкви Рождества Иоанна Крестителя. Мастер применил трехъярусную конструкцию рамэн, образовавших интересную архитектонику формы «паука». Композиционным центром данного паникадила является точеный стержень. Он разделен на несколько блоков, между которыми прикреплены два восьмиугольных сплошных основания. Из них выступают профилированные кронштейны-рамены. Каждый ярус состоит из восьми «ветвей», украшенных техникой инкрустации. Также в декорировании ветвей автор использовал точеные накладки из другого дерева, образующие своеобразную орнаментальную ленту. В завершении ремней, имеющих вид кудряшек, установлены чашеобразные гнезда для свечей. Паук выполнен из древесины груши. Мастер удачно соединил технику инкрустации с сухой резьбой, интересное решение цветных вставок и бисером. Главный светильник занимает центральное место в обустройстве внутреннего пространства церкви и поддерживает единое стилевое решение культово-обрядовых предметов. В церкви находятся еще два малых паникадила. Один почти идентичен главному пауку. Автор применил более простую конструкцию, состоящую из двух ярусов. Другой паук украшен техникой сухой резьбы. От массивного стержня отходит один ярус променяемых рамен, как и в предыдущих паникадилах. Удачное сочетание декоративных тунеядцев с точеными накладками позволило резчику оригинально решить конструкцию чашек для свечей. На квадратное сплошное основание, декорированное накладными треугольными выступами, прикреплены изящной формы точеные чашки для свечей. Высоким профессиональным уровнем исполнения отличается напрестольный крест с призматической подставкой. В декорировании мастер применил технику профилирования, инкрустации деревом, перламутром и бисером. На тыльной стороне изображено Распятие Христа. Большое внимание уделено орнаментальному решению. Четко расставлены композиционные акценты на завершении рамэн.

http://sobory.ru/article/?object=31108

Но долго было бы исчислять все то, что с Божьей помощью сделано было мною на месте, где поставила меня воля блаженной памяти государя Николая. Спешу сказать, что здесь теперь смотрят на меня уже иными глазами и, если не ошибаюсь, чересчур хитрят, спеша определить меня к миссии до приезда сюда Поликарпа, дабы он, узнав об этом, добровольно не отказался от служения на Востоке, к которому признают его неспособным. Бедный Поликарп! Тонет у берега. Не лучше ли же было не посылать его в море, по волнам которого он ходить не может? Думаю, что не осмеливаются открыть истину государю, который уже утвердил назначение Поликарпа. Это открытие ему мог бы сделать кто-нибудь другой, помимо Горчакова и Толстого. День 4. Сестрам Крестовоздвиженской общины посланы четыре экземпляра всех напечатанных сочинений моих для чтения в часы досуга и у одра болящих, столько же экземпляров дано сердобольным вдовам, живущим в Смольном монастыре, а вдовам духовного звания, призреваемым протопресвитером Бажановым, два экземпляра. День 17. Сегодня я заметил, что в одном окне моей кельи паук распустил свою паутину, прикрепив ее двумя нитями к верхнему откосу каменного косяка и к моей тетради, лежавшей на подоконнике. Пусть он живет тут. Я велю не трогать его. Он выживает меня из Петербурга. Этот вестник моего удаления отсюда сидит в самой середине кружка, весьма правильного и красивого. А кружок этот величиной с чайное блюдечко. Прекрасная работа! Жаль уничтожить. Живи со мною, паук! День 27. На место ректора здешней академии преосвященного Макария назначен живший со мною в Иерусалиме Феофан. Non equidem invideo, miror magis 35 . Июль. День 9. Сегодня в пять часов пополудни я был у синодального обер-прокурора. Он поведал мне вот что. Великий князь Константин Николаевич имеет какие-то свои идеи о Востоке, коих, однако, не открыл ему; они побудили его послать в Иерусалим чиновника Мансурова для каких-то разведок. Его высочество расспрашивал его обо мне, и ему сказано, что министр Горчаков желает включить меня в число членов нашей миссии в Иерусалиме; но св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И шлются на книгу, глаголемую Евангелие учительное воскресное, в коей книге, в неделю яже о Самаряныне, та словеса Христова толкуются сице: истиннии поклонницы кланяются Отцу не телом, но духом 181 . О пребезумного безумия безумных лжеучителей и крнвотолков! словеса Господня, словеса чиста, облыгают акибы не велящия кланятися Богу доземным тела поклонением. От коих словес пользовьтися бы им подобаше, от тех они вред себе прияша безумным словес Христовых толкованием. Подобно их лжеучительское дело сему: цвет егда росою утреннею орошен бывает, пчела прилетевши собирает от него росу, такожде и паук приползши, туюжде от того же цвета росу собирает; но собранная ими роса не в единакое существо претворяется: в пчеле бо претворяется в мед, в паук же в яд смертоносный. Сице кривотолки, от цветов словес Божиих, от них же правовернии и добродетельнии мужие, аки пчелы мед, собирают сладкую души пользу: они от тех же Божиих словес, аки пауки, приемлют вред еретичества. Добре глаголет Дорофей святой: душа, имущая зол обычай, от коеяждо вещи вредится, аще и полезна есть вещь 182 . Да не преминем убо и на го их безумие отвещати, и лжеучительство их обличить; положим о словесах Христовых рассмотрения сицевая: 1) Чесо ради Христос Господь та словеса к Самаряныне рече? 2) Возбраняет ли теми словесы человеком, дабы не кланялися телом Богу? Таже толкования взыщем: что есть, еже кланяться духом и истиною? Но первее предложишь вкратце историю о схисме или разделении между Иудеями и Самарянами, да удобнее в разум вместится препростым невежам то, еже рассмотрети предложихом. От кончины Соломоновы, от начала же царства сына его Ровоама, начат быти разделение между племенами Израилевыми, и между Иерусалимом и Самариею, (о чесом пространно писано есть в книгах третьих Царских и четвертых), даже до пленения в Вавилон 183 . По возвращении же от Вавилона паки разделение между ими сотворися, наипаче от того времене, егда архиерея иудейского, Иадда именуемого, брат Манассий, жены ради иноплеменнической, юже поят дщерь князя Самарийского, отгнан быв от алтарного служения, пойде от Иерусалима в Самарию к тестю своему, (бысть же то во дни Александра Великого).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В житийной традиции Н. представлен пророком и чудотворцем (исцелил слепую в Вюрцбурге, предсказал голод в Вестфалии, войну кор. Лотарю и др.). Католич. св. Бернард Клервоский, лично знакомый с Н., восхищался им, называя небесной фистулой (caelesti fistula), т. е. трубочкой, через которую в римском обряде могло совершаться причащение Св. Крови ( Bernard. Clar. Ep. 56//SC. 2001. N 458. P. 194). Бернард отмечал, что Н. ближе всех к Богу и способен проникать в божественные тайны ( Idem. Ep. 8. 4//SC. 1997. N 425. P. 206). В послании к Готфриду, еп. Шартрскому (датируется 1120-1124), Бернард писал, что Н. верил в скорое пришествие антихриста, к-рое должно было совершиться уже в этом поколении ( Idem. Ep. 56//SC. 2001. N 458. P. 194). Однако Абеляр в проповеди 33 на память Иоанна Крестителя, написанной между 1126 и 1131 гг. (вероятно, ближе к 1126, когда Н. в последний раз был во франкоязычных регионах), называл Н. примером «фальшивой религиозности» (ficto religionis nomine) и «ложных чудес» (simulatione miraculorum) ( Abaelardus. Sermo 33//PL. 178. Col. 605). Абеляр рассказал, что Н. и его ученик Фарсит (по-видимому, это аббат Гуго), молясь прилюдно и простираясь ниц, пытались воскресить умершего, но у них это не получилось, и они обвинили собравшуюся толпу в маловерии (по мнению Граувена, описываемые события относятся к 1119-1125, когда Н. был странствующим проповедником - Grauwen. 1987). В «Истории моих бедствий» (между 1132 и 1134) Абеляр писал, не называя имени Н., что после Собора в Суасоне (1121) «новые апостолы», один из которых реформировал жизнь регулярных каноников (вероятно, имелся в виду Н.), а другой - жизнь монахов (т. е. Бернард Клервоский), стали клеветать на него и настроили против Абеляра не только духовные, но и светские власти; из страха перед этими проповедниками от него отвернулись даже близкие друзья ( Abaelardus. Hist. calamit. 12//PL. 178. Col. 163-164). В католич. предании Н. остался прежде всего как «апостол Евхаристии», чьи чудеса так или иначе были связаны с богослужением: он ежедневно совершал мессу, даже во время странствований его проповедь всегда была соединена с мессой. Это представление о Н. было упрочено его борьбой с еретическим учением Танхельма, отрицавшего, судя по всему, учение о Пресуществлении. В житийной традиции часто подчеркивается готовность Н. пожертвовать собой ради сохранения Св. Даров: когда после своего обращения он совершал мессу в крипте, в освященную уже чашу упал ядовитый паук, но Н., дабы не выливать Дары, проглотил Св. Кровь вместе с пауком и приготовился умереть от яда, однако чудесным образом чихнул, и паук вылетел у него через нос. Чудо с пауком имеет параллель в Житии Виталия из Савиньи, хотя прямой лит. зависимости между ними нет (Vita BB. Vitalis et Gaufridi//AnBoll. 1882. Т. 1. P. 376).

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Настоятель почему-то стеснялся передать владыке это обстоятельство и распорядился, чтобы вся братия шла исповедаться к другому духовнику, который и исполнил безоговорочно что было велено. На следующее утро, в определенное время, владыка совершал литургию, к которой собралась вся монастырская братия. В то время, когда царские двери открылись и диакон вышел уже, говоря: «Со страхом Божиим и верою приступите!» – он увидел, что огромный паук спускается над самым потиром. К счастью, диакон предупредил его и быстрым движением руки отвел, и паук упал на пол. Неизвестно, заметил ли это сам владыка или нет, но это обстоятельство тем более поразило всю братию, что храм содержится в совершенной чистоте и никогда, ни прежде, ни потом, подобного обстоятельства не бывало. Вся братия единомысленно приняли это за особое знамение. 2 Еще слышал от домашних владыки о случившемся однажды на Троицком подворье в Москве. Обыкновенно владыке утром подавалась записка о числе долженствующих приобщаться в тот день на его подворье. Однажды, в субботу первой седмицы Великого поста, после того уже, как владыке был подан список причастников, одна госпожа из весьма хороших его знакомых вошла в церковь и сказала, что и она желала бы приобщиться за обедней. Сослужащие с владыкой не заблагорассудили доложить ему об ней и ей отказать не решились, а сказали: «Ну ничего, сударыня, извольте, можете и так подойти». Она приобщилась со всеми прочими. После обедни, за чаем владыка, и говорит кому-то из служивших с ним: «Странное дело, я прибавил лишнюю часть, приобщились все, а лишней части почему-то не оказалось». Тогда ему признались служащие, что они не хотели его беспокоить и умолчали. Он им сделал замечание за это. «Хорошо, что я почему-то вздумал прибавить еще одну часть, а не сделай я этого, кто-нибудь остался бы без причастия, прошу вперед этого не делать». 3. Известие о кончине преосвященного Игнатия Брянчанинова 30 апреля, 1867 года В апреле 1867 года по желанию преосвященного Леонида устроен был комитет для обсуждения, какой адрес надлежало составить для поднесения владыке Московскому августа 5, в день празднования 50-летнего юбилея его святительства; председателем был преосвященный Леонид.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Многим из этих патриархов положены особые службы с тропарями, посвященными прославлению их заслуг для церкви и защиты православия; о некоторых имеются биографические заметки, иногда очень краткие, наприм., об Иоанне Постнике и Иоанне Златоусте , а иногда и довольно обширные, наприм., о Германе; некоторые же просто характеризуются не многими, но выразительными эпитетами, наприм., το ν γοις πατρς μν κα μολογητο Μεθοδου πατριρχου Κωνσταντινουπ λεως, το τν ρθοδοξαν νεγεραντος, κα τν πλανην ποδιξαντος. Что касается других святых, посвящавших свою деятельность устроению Константинопольской церкви, та и их в нашем памятнике указывается не мало, наприм., Роман Сладкопевец , Феодор Студит , Максим Исповедник , Михаил Синкелл, Евдоким и мн. друие. О некоторых из них также имеются биографические заметки. Об этих биографических заметках нужно сказать, что, взятые отдельно, они не представляют ничего особенного в смысле новости сообщаемых ими фактов: почти все, что мы в них находим, мы можем найти также и в Синаксаристе Никодима, или Минологии Василия; но, взятые в совокупности, они могут характеризовать до некоторой степени высоту развития и характер настроения составителя Устава – византайца VIII-IX в. Рассматривая их с этой точки зрения, мы находим в них любопытную двойственность. С одной стороны автор рекомендует себя как человека довольно легковерного, увлекающегося апокрифическими и другими, весьма темного происхождения, сказаниями, а с другой – выказывает необыкновенное уважение ко всякого рода знанию, учености и поэзии. Замечательно, что, говоря о святых, оставивших после себя разного рода сочинения или прославившихся ученостью, или поэтическим даром, он тщательно отмечает это в своих биографиях. Так, говоря о Романе Сладкопевце (1 Окт.) он не преминул сообщить, что этот святой, поселившийся в Константинополе при Анастасии и служивший в храме Богородицы ν τοις Κρου, получил от Богородицы дар составлять кондаки ( χρισμα λαβεν) и что число составленных им кондаков простирается до 1000 ( περ τ χλια).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

не видно, каковы были отношения епископа иерусалимского к другим митрополитам, то это ясно выступает из послания великого антиохийского собора 269 г., в котором подпись Именея иерусалимского стоит ниже наприм. подписи Елена, митрополпта тарсийского. То же самое можно сказать и о взаимоотношении епископов иерусалимского и кесарийского. Не в одних только делах провинциального управления имя епископа Кесарии стоит раньше имени епископа Иерусалима, как это думает Любек. Напротив того. Официальное послание палестинского собора по поводу споров о пасхе исходит от имени Феофила кесарийского и Наркиса иерусалимского 1376 , между тем зтот собор не был провинциальным собором в настоящем смысле слова, так как на нем присутствовали также епископы соседних стран, наприм. Кассий тирский и Клар птолемаидский 1377 . То же можно видеть и из других официальных актах, наприм. из послания Дионисия александрийского к Стефану римскому, в котором сначала называется Феоктист кесарийский, затем Мазабан иерусалимский 1378 . Этого мало. Иногда в актах, относящихся к провинциальному управлению, встречается предшествование имени епископа иерусалимского – кесарийскому, наприм. в письме Александра иерусалимского и Феоктиста кесарийского к александрийскому епископу Димитрию по поводу посвящения ими Оригена 1379 . Из всего этого очевидно, что за все время с II по IV в. предшествование подписей иерусалимского епископа подписям не только других митрополитов, но и митрополита кесарийского – вовсе не было правилом, как не было правилом и предшествование подписи кесарийского епископа пред иерусалимским на соборах палестинских. Таким образом ссылка Любека на соборы ничего не доказывает и нисколько не объясняет, отчего именно зависело непостоянство в порядке подписей епископов иерусалимского и кесарийского на соборах и в актах провинциального управления. В заключение разбора мнения Любека остановимся на его последнем аргументе в пользу теории Петра де-Марки, именно последовательности никейских канонов к кан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010