«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его». «Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин , – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия». Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков». Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им». «…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень ( Притч.1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех». Как приобрести страх Божий? Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень: Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит ( Сир.1:13 ), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой. Например, прошением из молитвы свт. Иоанна Златоуста : “ Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое ”. Страх сатанинский Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… ( Пс.24:14; 33:16; 90:10 )». Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар, что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

http://azbyka.ru/strax-bozhij

Насколько это чувство мощно, можно наблюдать на животном мире. Человек, учит преподобный Антоний Великий, сроден камням по телу, животным по душе живой и Ангелам по духу. Паук жертвует жизнью для секса. Угорь и многие другие рыбы идут на невообразимые трудности для его осуществления. Почти все животные идут на большие трудности и жертвы для того же. Не исключение из этого и человек. Но в то время как другие животные, обладающие душой, но не духом, никаким повелением Божиим не ограничиваются в осуществлении своего полового инстинкта, — человек, обладатель бессмертного, богоподобного духа, призывается Богом к самоограничению. Господь требует от человека, чтобы он ограничивал свои животные инстинкты повиновением Его законам. Как родители требуют повиновения от своих детей для их же блага, так и Господь дает Свои заповеди для блага человека. Вступив в общение с людьми, как их Родитель [на это указывает и молитва «Отче наш», и слова пророка Исаии: «Еда забудет жена отроча свое... но Я не забуду тебя, глаголет Господь» (Ис 49, 15)], Господь дает им Свои повеления для их же блага. Сначала Господь начертал Свой закон в сердцах людей, потом на Синайской горе дарует им закон, начертанный на каменных скрижалях, и, наконец, Сын Божий проповедует Новый Завет и соединяется с людьми в святых Таинствах, передавая им Свою нравственную силу. Искони люди нарушали заповеди Божии, но голос совести обличал их. У языческих народов повиновение Божиему закону, вложенному в их сердца, было неравномерным: у одних народов большее осуждение вызывало одно нарушение Божьего закона, у других — другое. Гомосексуализм и кровосмешение равно осуждалось почти у всех народов, многоженство же в языческих народах почти нигде не осуждалось. Но главное то, что принцип сознания своей вины, а значит и возможность покаяния и через покаяние примирения с Богом всегда оставались. Поэтому-то так велика вина фрейдизма перед людьми, что он лишает человеческие души этого спасительного пути, этого отсвета богоподобия: нежелания примириться со своим грехом, жажды возвращения утерянного богоподобия и тоски по нему, которые способны очистить и возродить человека.

http://pravoslavie.ru/2896.html

Сама вечность, как возмездие, становится для человека не менее страшной, чем смерть. Страх перед вечностью Александр Блок 6 пронес через всю свою жизнь 7 , который выразил в одном из своих ранних стихотворений: Это – бездна смотрит сквозь лампы – Ненасытно-жадный паук 8 . И агония страха перед вечностью закончилась для него безумием. Наша земля – пылинка в космических пространствах, но сам космос – пылинка по сравнению с бесконечностью. Человек стремится познать окружающий его мир, но если бы случилось чудо, и он познал и изучил все законы Вселенной, а его разум объял весь космос, то и это было бы ничтожно малым. Ведь главное не то, что творится под звездами, а то, что находится над звездами – тот духовный мир, которому родственна человеческая душа, тот эон, в котором она будет пребывать вечно. Бог творит вечность и время. Этого не знали языческие мудрецы и философы. Для них вечность была периодами между гибелью и возникновением миров, а время – замкнутым циклом, движение которого, направляясь вперед, на самом деле оборачивалось назад. Язычники не знали тайны преображения материи, поэтому жизнь человека на земле и пребывание души в теле казались им заключением в темнице: душа замурована в склепе и живет, не зная для чего. В этот склеп проникают лучи через щели в камнях, поэтому человек смутно догадывается о существовании другого мира, но выйти из склепа не может. Поэтому мир для языческого мудреца представлялся лабиринтом, где много дверей, но нет выхода наружу. Материалисты говорят: «Этот мир вещества и материальности – мой родной дом, надо устроиться поудобнее для жизни в нем, а затем умереть и лечь там своими костями, превратиться в порошок – космическую пыль». Спиритуалисты говорят: «Само тело – это гроб души, поэтому спасение – это освобождение души от телесного и материального и затем исчезновение ее в безликой космической силе, как капли дождя – в океане». Христиане говорят: «Земная жизнь – это приготовление человека к вечности, это становление его как личности, это время борьбы с грехом, поразившим природу человека, это выбор между Царством Божиим и царством сатаны, это начало преображения, которое одухотворит саму материю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Каждого беда ставит в те условия, которые нужны только ему, этому конкретному человеку …И вот мы видим: кто-то от всего этого озлобляется, другой страшно опускается, как мы говорим, «расчеловечивается» (кому война, а кому – мать родна), но есть те, которые, наоборот, становятся более человечными! И может быть, даже выше, чем человечными: они из естественного переходят уже скорее в ангелоподобное состояние. И таких сейчас множество, – если мы оторвемся от своих экранов, дисплеев со всеми этими кошмарами и посмотрим по сторонам: вот сосед добровольцем помогает в госпитале, а прихожанки нашего храма монотонно с молитвой о бойцах плетут и плетут эти спасающие жизни маскировочные сети, а коллеги помогают беженцам продуктами, вещами и т.д. Мы должны не просто верить, ведь «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19), – мы призваны помнить, что у нас у всех один Отец Небесный и Божия Матерь – всем Мама. И наше усыновление, удочерение Пресвятой произошло у Креста… Так Бог сострадает нам. Но сострадаем ли мы? Будем бить врага его оружием У святых отцов сложное отношение к воображению. «Падшие духи стараются возбудить в нас действие воображения», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но нельзя же только им на откуп отдавать эту нашу способность? Воображение действительно, с духовной точки зрения, не всегда безопасно. Но если сейчас оно так гиперразвито всеми этими гаджетами, по крайней мере у молодого поколения, то, может быть, и его попытаться обратить на пользу? Мальчишки и девчонки часто предаются фантазиям, причем так увлекаются, что… Вот одна из историй. Мне знакомые священники только что рассказали случай. Подходит вполне такой благообразный мальчик ко Причастию… – Как тебя зовут? – спрашивает причащающий. А дальше не может понять: ему послышалось или как?.. – Я – Человек-паук… – отвечает тот. – А звать как? – не растерялся батюшка. То есть дети настолько погружаются воображением во все эти образы, роли, что даже перед Чашей не могут выпутаться из них. Я сегодня тоже причащал одного сорванца, и он мне так сурово прямо перед Чашей вдруг решил признаться насчет себя: «Я очень страшный человек». И ведь тоже потом выяснилось: насмотрелся несуразной кинопродукции, все какого-то монстра не мог выбросить из головы и так, видимо, меня хотел впечатлить. Но это первый элементарный уровень воображения, – такая некритичная внушаемость, которая еще и в других подозревает то же самое.

http://pravoslavie.ru/156743.html

  Жизнь в Боге Когда бы не Христос, - куда бы я пошел - Бездомный странник, одинокий? Где б ласку, и приют, и хлеб себе нашел, Под вечер темной осени глубокой?.. Куда б укрыться мог от злобы я людской, - От клеветы, холодного презренья? Куда бы я пошел с своей души тоской? Кто может без Христа дать мир и избавленье? О, мой Господь! Тобой душа живет... К Тебе с мольбой и жаждою стремится!.. О, не лишай меня спасительных щедрот! Позволь мне пред Тобой и плакать, и молиться!..   Картинка из жизни ... У моих хозяев умер один из квартирантов... Сегодня хоронят... Смотрю в окно... Небогатый белый катафалк, запряженный парою черных лошадей в попонах... Вот и гроб... Высоко на гробовой подушке - бледное, неподвижное лицо покойника... Ничего не чувствует!.. Это уже не человек, а только оболочка... А куда ушел человек? Что увидела и услышала душа его в неведомом мире, и каково-то ей?.. Сколько вопросов задает таинство смерти!.. Вот катафалк тихо двинулся... Бледная жена покойного торопливо, нервно оправляет концы гробового покрова... Впереди - реалист, сын покойного, тоже бледный, с Распятием в руках; за ним - священник в зеленой ризе; белая крышка гроба, затем страшная колесница мертвеца, за которой торопливо зашагала небольшая группа родных и знакомых умершего... Прохожие снимают шапки; некоторые крестятся - отдают почившему последний долг... Вот Распятие обернулось ко мне ликом... «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!..» О, как отрадно видеть это знамение искупления и спасения нашего перед гробом усопшего! Это единственный путевождь души отшедшей! А вот и молитвы св. матери-Церкви, в лице предшествующего гробу священника... Все тебя оставит, бедный путник земли, во время страшного перехода твоего в иную, неведомую жизнь: не оставит только Бог, да св. Церковь!.. Муха в паутине Грех вами да не обладает (Рим. 6, 14)... Смотрю на паутину в углу окна, в которой жужжит и бьется муха... Эх, как попалась ты, бедная! А паук свое дело знает. Как проворно и ловко накидывает он на свою жертву паутинку за паутинкой; и вот - всю уже запутал; не может она противиться ему, и он делает с ней, что хочет...

http://bogoslov.ru/article/557019

Паук строит паутину с точностью, с какой строится подвесной мост. Мост рассчитывает человек, и то ошибается. А кто думает за паука?.. Муравьи, обитающие на Панаме, носят кусочки обычных листьев в муравейник, где те загнивают. В результате выделяется грибок, в котором содержится пенициллин. Поедая его, муравьи избавляются от многих болезней. «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» (Свт. Лука Крымский. Там же). Но и в самом теле человека происходят процессы вне участия его сознания. Например, при пищеварении совместно работают желудок, печень, кишечник, поджелудочная железа и другие органы. Попытаемся найти источник этого Разума. Планеты думать не могут, это просто неодушевленные камни; также и электрон, и протон не имеют ума. Очевидно, что это не разум самой природы, так как не имеют разума минералы, рыбы, насекомые, птицы, растения, животные, - и даже люди не являются источниками этого колоссального Разума, ведь человечество только пытается открыть, угадать законы, по которым существует мир. Православное вероучение говорит, что отвергаемый атеистами Разум - Источник законов существования мира, находящийся вне самого мира, основа движения и бытия мира, вечный и неизменный, неподвижный, не подчиняющийся ни пространству, ни времени, нематериальный, проявление Которого мы всюду видим, а источник Его найти в материальном мире не можем, - Этот колоссальный Разум есть Божественный Разум, есть Бог. На всем мире лежит отпечаток творчества Божественной Личности. «Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Сам человек дойти своими рассуждениями до осознания того, что Бог есть Личность, не может. О Себе Бог открыл людям Сам, в Божественном Откровении, неискаженно хранимым единственно Православной Церковью. Публикуется в сокращении Православный крест Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/16/...

Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия, и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное хоть и малое, но представляет собой великое доказательство премудрости Божьей. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви — и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится и работает не столько для себя, сколько для нас: и христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек: если накопил ты денег, употреби их на других; если у тебя есть слова назидания, не закопай их, но предложи нуждающимся; если — другой какой избыток, будь полезен имеющим нужду в плодах трудов твоих. Не видишь ли, что пчела уважается более других животных не за то, что трудится, но за то особенно, что трудится для других? Ведь и паук трудится и хлопочет, растягивает по стенам тонкие ткани, выше всякого искусства женского, но его не уважают, потому что работа его для нас совершенно бесполезна: таковы те, которые трудятся и хлопочут только для себя. Подражай незлобию голубя, подражай любви осла и вола к своему господину, подражай беззаботности птиц: можно, многим можно воспользоваться от бессловесных к исправлению нравов. И Христос учит нас примером этих животных: « будьте мудры », говорит: « как змии, и просты, как голуби » (Матф. 10:16); и опять: « взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их » (Матф. 6:26). И пророк, стыдя неблагодарных иудеев, говорит: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня » (Ис. 1:3); и опять: « и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня » (Иерем. 8:7). От этих и подобных им животных учись делать добро, а от противоположных им научайся убегать порока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет – как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой... Смотри, не будь мухой, а то так же жужжишь (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Пишешь, что по временам ты очень ослабеваешь, до малодушия, а иногда и до отчаяния. Знай, что главные козни вражии две: бороть христианина или высокоумием и самомнением, или малодушием и отчаянием. Святой Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни вражии их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил себе и врагам: «Как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие», – и через это отражал злой умысел вражий. Если же враги опять переметывались на другую сторону и начинали хвалить и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец тут отвечал: «Как же вы не так давно приводили меня в отчаяние. Ведь это одно другому противоречит». И таким образом сей подвижник с помощью Божией отражал козни вражии их же оружием, благовременно употребляя одно против другого. Также у тебя бывает иногда мысль восставать мужественно против врагов, и спрашиваешь, справедливо ли это? Противоположное сему малодушие показывает, что несправедливо. Не нашей меры восставать против злохитрых врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует святой Лествичник: «Именем Иисусовым отражай ратники» (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Пишешь... что тебе приходило сильное желание умереть, и не боялась смерти – все это обольщение вражие (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславные и самомнительные помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ладно уж, мы бы только сами не ходили в церковь. Но мы и детей туда не носим, не водим. Ладно уж, мы бы сами дома не молились, не постились, не имели бы, как заведено было в каждом русском доме, красного угла с иконами — теперь почти всегда занятого «антииконой», телевизором. Но мы и детей этому не учим. А то и прямо ведем их в другую сторону. Поэтому их почти нет в храмах в самый ответственный период их жизни — подростковый. А мир и дьявол — князь мира сего работают на полную мощность, и главная их цель — увести детей от Бога. Для наших бедных детей сегодня приготовлены пришедшие к нам с Запада «детские блюда»: «детское радио», «детская мода», «детское телевидение», вроде бы совершенно детские мультфильмы — все эти «Чебурашки», «лунтики». В книгах — всевозможные «Вредные советы». Журналы якобы для детей под названием «Человек-паук», «Монстры-пришельцы». Но все это — против детей. Ну, а дальше, понятно, родительские слезы. В каждом храме это есть, к каждому батюшке обращаются с просьбами помолиться о детях, сбившихся с пути. Но где мы были раньше? Где угодно, только не в церкви. Что может быть полезнее, питательнее для детских душ, чем красота нашего православного храма, нашей церковной службы, которую сохранили для нас наши предки, в том числе ценою жизни своей? Как радуется чистая детская душа общению со святыней в храме! Как умиляет деток дивный образ Богоматери со младенцем-Христом на руках… Как они любуются горящими свечечками, как они целуют иконы, крест Христов… Да еще иной раз прикладывают к иконам своих куколок — хотят и их приобщить к святыне. И это понятно: душа создана Богом, и к Богу, Творцу своему, тянется. Знает, что лучше Бога, добрее, роднее нет для нее ничего. Знает — еще не замутненная грехом. Господь так и сказал нам о детях: Не возбраняйте им прийти ко Мне ( Мф.19:14 ). В церкви дети видят добрый пример. По телевизору, дома — увы, часто обратный. А пример – сильнейшее средство воспитания, сильнее, чем слова. Лучшее, что мы можем сделать для детей, — это как можно чаще приносить, приводить их в храм, причащать Святых Христовых Таин, молиться за них.

http://azbyka.ru/33-prichiny-ne-xodit-v-...

б) Не лучше ли бы иногда усомниться нам о себе самих, достойны ли мы всегда помилования Господня, чем о том, почему Таинство духовного врачевания не всегда для всех действснно? Сомневаемся ли мы о Таинстве Тела и Крови Христовой, хотя, по свидетельству Апостольскому, некоторые, – вместо оставления грехов, сего обетования благодати в нем, – «суд себе ядят и пиют» (Кор.1:11:29), по собственному своему состоянию? Пчела достает из цветов мед, а паук яд. Виноваты ли цветы? Таинство совершилось само в себе; нет иногда только действия его в нас и от нас, не от него. в) Обратите внимание и на самые чудотворения, собственно так называемые, к которым вы относите тайнодействие Молитвомаслия; всегда ли также, или без разбора ли также имели силу свою и они в руках чудодействовавших? «И се муж из народа», пишется в Евангелии, «возопи глаголя: Учителю, молютися, призри на сына моего (бесноватаго). Молихся учеником Твоим, продолжал человек, да ижденут его, и не возмогоша. Отвещав же Иисус рече: о роде неверный и развращенный, доколе буду в вас, и терплю вы?» ( Лук.9:38. 41 ). Господь даровал исцеление, и – ученики спросили Господа наедине: ( Мф.17:19:20 ) «почто мы не возмогохом изгнать беса? – За неверствие ваше», сказал им Господь. Самому Источнику чудесных целений неверие или иные подобные расположения духа у людей полагают преграды. «И не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, исцели. И дивляшеся за неверствие их» (Мк.6:5. 6). Словом, судьбы человеческие – особая тайна Провидения, которой постигать, тем менее изъяснять, решительно мы не можем и не должны. 15. Молчание мнимых Старообрядцев У мнимых Старообрядцев наших нет Елеесвящения, и они совсем ничего не говорят о нем. Возможно ли столь мало обращать внимания на вековое учреждение Божие? 16. Обряд совершения Таинства Что касается до обряда Елеосвящения, которое совершалось сперва так просто, впоследствии же времени издавна совершается уже в известном виде: то надобно сказать, что и все церковное устройство в начале было просто; когда же Церковь вышла из состояния уничижения в состояние славы Божественного ее Основателя, все оно сделалось благолепным и торжественным. И это, по изъяснению первого историка 376 Церкви, жившего на черте времени между бедствиями и торжеством ее, заключалось в священных наших учреждениях столь же естественно, сколь естественно на деревах и из земли развиваются после зимы листья, цветы, плоды. Конечно, не в таких зданиях молились или жили Апостолы, в каких живем и молимся мы; не в таких ценных одеждах и почтении жили наши первые служители Веры, как живут нынешние: кто же в том из нас, однако, осуждает самого себя? От чего же только обрядам Церкви надобно б было, по мнению некоторых, оставаться в той простоте, которую разделяли они вообще с Церковью во время гонений? Не станем преследовать и их, когда сами мы, по милости Божией, давно уже, давно не в гонениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010