______________ С. Салтыков–Щедрин, 2–е изд. М., 1951. Т. 1. Следствие о рас–кольниках. С. 354. См. о старообрядчестве книгу П. Милюкова «Очерки русской культуры». Т. II. Гл. Ill, IV, V. Казанович Е. Д. И. Писарев. Петроград, 1922. va revenir dans un instant» 7 . Полковник впоследствии рассказывал: «He то удивило меня, что ребенок прекрасно болтает по–французски; весь вид его, вся его маленькая фигура, то достоинство и выражение в лице и глазах, с которыми он вел со мною беседу, та непринужденность и смысл, который он влагал в свою детскую речь, — вот что меня в ребенке этом поражало и изумляло» (С. 63). Очень рано проявилась литературная одаренность Писарева. Семи лет он пытался сочинять роман, восьми лет написал сказку «Ромалион». С десятилетнего возраста он стал писать дневник на французском языке. В течение всей своей жизни Писарев отличался изяществом манер, умением держать себя с достоинством, отсутствием грубости, вульгарности. Ему свойственны были честность и прямота; он был добр, доверчив, непрактичен. В его характере была патологическая черта: периоды возбужденности сменялись периодами угнетенности; при увлечении новой мыслью он проявлял болтливость и назойливость (22 и след.). В возрасте шестнадцати лет Писарев поступил на историко–филологический факультет С. — Петербургского университета. П. Полевой в своих «Воспоминаниях о Д. И. Писареве» рассказывает, что на лекциях по греческой литературе профессор спрашивал, кто из студентов хочет перевести заданный на этот день текст «Одиссеи». На этот вызов всегда откликался Писарев и отлично переводил «Одиссею» без подготовки. Полевому это сначала не понравилось, он подумал, что Писарев — выскочка, но потом он узнал, что Писарев делает это по просьбе товарищей, плохо занимавшихся греческим языком. В это время Писарев был очень религиозен и принадлежал к кружку религиозных студентов, давших, между прочим, обет девственности на всю жизнь Летом 1859 года Писарев пережил глубокий духовный кризис. По–видимому, он утратил в это время религиозные верования и стал сторонником материализма. «Осенью 1859 года, — пишет он, — я приехал с каникул в каком-то восторженном состоянии. Опрокинув в уме своем всякие Казбеки и Монбланы, я представлялся самому себе каким-то титаном, Прометеем, похитившим священный огонь». Он страстно принялся за работу над вопросом о греческом понятии судьбы, переутомился и впал в состояние апатии, закончившееся душевной болезнью, от которой он лечился четыре месяца в больнице доктора Штейна. Во время болезни он пытался совершить самоубийство. Он воображал, что его «измучают, убьют или живого зароют в землю. Скептицизм мой вышел из границ и начал отрицать существование дня и ночи». «Даже свет и темнота, луна и солнце на небе казались мне декорациями и входили в состав общей громадной мистификации» Выздоровев,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

509 Совершенно справедливо заметил Loofs (Theol. Studien und Kritiken, 1890, S. 657): представители исторического метода „часто работают с толпою совершенно сомнительных аргументов e silentio. Кто поручится например за то, что справедливо заключение, что ко времени послания Игнатия к Римлянам в Риме еще не существовал монархический епископат, раз Игнатий не упоминает ни о каком епископе“? 513 По Тертуллиану (De praescript. haer. c. 32) Поликарп поставлен в епископа смирнского ап. Иоанном, тогда как Ириней (Против ересей III, 3, 4) говорит вообще о поставлении Поликарпа апостолами (π πоστλων). Евсевий примыкает к Иринею (III, 36), Иероним к Тертуллиану (De vir. ill. с. 17). Мученическая смерть Поликарпа падает на 23 февраля 155 года. Так как в окружном послании церкви смирнской (Martyrium Polyc. 9) по поводу мученичества Поликарпа приводятся его слова: „Я служу Ему (Богу) 86 лет“, то годом рождения Поликарпа следует считать 69 год. Цан впрочем думает, что указанное выражение обозначает время принадлежности Поликарпа к церкви христианской, т. е. что в 69 году Поликарп не родился, а крестился (Forschungen, VI (1900), S. 95 и д.). 520 Ревиль объясняет это таким образом: „епископское достоинство не сообщает Поликарпу никакой власти за пределами его смирнской церкви… И он не думает хвалиться своим титулом епископа“ (Les origines de l’épiscopat, р. 502). Но и пресвитеры смирнские за пределами своей церкви не имели власти, однако они обозначаются в послании своим обычным титулом. 522 Замечательную параллель посланию Поликарпа в употреблении терминов „пресвитеры“ и „диаконы“ мы находим в фрагменте одной ефиопской рукописи, который издан Ногпег’ом и по содержанию почти буквально соответсвует 12 главе сирийской Дидаскалии. Отличие фрагмента от Дидаскалии заключается в том, что в нем совсем нет упоминания о епископе, и там, где в Дидаскалии речь идет о епископе, в нашем фрагменте (отд. 8 и 11) говорится о пресвитере. Так автор говорит между прочим: „Вы пресвитеры и диаконы, в ваших церквах при каждом научении общины в субботу распределяйте места для братий...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В названии его (emossio aquae) до некоторой степени отразились космографические представления древних евреев относительно начала источников и рек. Евреи предполагали, что под землей находится вода, которая, вследствие некоторых влияний, прорывается оттуда сквозь отверстия в наружной почве земли, поднимается на горы, и течет оттуда в вид источников, ключей и рек (ср. Nc. CIV, 6–10 по еврейскому тексту). При таком общем представлении, евреям, наблюдавшим перемежающееся течение воды источника Девы Марии, казалось, что вода его как бы «испускается» скалой, почему он и был назван от глагола «испускать, досылать», как это название передано у евангелиста Uoahha IX, 7 : Ζιλωμ δ ρμηνεεται πεσταλμνος (ср, Nc. CIV, 10 по евр. т. IX. XII,25: ννμαρ δ " ες τεχος ει ρον) Как ясно из сказанного, предложенный Сайсом перевод слова словом «туннель» является неудачным. Точно также является неверным понимание Нейбауера в Uc. VIII, 6 под силоамскаго пруда. Там, где в св.Писании упоминается этот пруд, он называется не просто , а (ср. Неем. Ill, 1 5) или κολυμβθρα το Ζιλωμ ( Uoah. IX, 7 ). Что касается указываемого Нейбауером Uc. VII, 4 , то под упоминаемым в данном месте прудом естественнее всего предполагать пруд, находившийся по западную сторону от Иерусалима и известный в настоящее время под именем пруда Мамилла, около которого во время Езекии вел переговоры с еврейскими вельможами Рабсак, полководец Сеннахериба ( 4Цap. XVIII, 17 ). Так думать располагает то обстоятельство, что с этой западной стороны Иерусалим был доступнее для неприятеля, чем с восточной, и отсюда, обыкновенно, начиналась его осада неприятелями. Из сказанного нами ясно следует, что указываемые Нейбауером и Сэйсом соображения в пользу мнения о происхождении тоннеля во время более древнее, чем время Езекии, являются менее убедительными, чем соображения Кондера и Гуте относительно происхождения его во время Езекии. Так что, взвешивая доводы за то и другое мнение, мы, подобно Кондеру и Гуте, склоняемся отнести происхождение туннеля ко времени Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Феофил Антиохийский . Включая ап. Петра, Феофил был 7-ым епископом Антиохийским (Euseb. Chron. ad a. Abr. 2185; Ц. И. IV, 20; Иерон. De vir ill. XXV; Epist 121,6). По Евсевию он вступил на антиохийскую кафедру в 169 г., а его преемник в 177 г. (Chron. ad a. Abr. 2185 и 2193). Феофил принял христианство уже в зрелом возрасте (Апол. I, 14), а родился и жил он в окрестностях Тигра и Евфрата (II, 24), он был эллинистически образован, однако достаточно знал и еврейство (II, 12, 24; III, 19). От Феофила сохранились три книги к Автолику ; они слабо связаны между собою. Последняя из них сочинена около 181–182 г. (Евсевий. Ц. И. IV, 24). Первая книга, взявши повод из разговора автора с его языческим другом Автоликом, о вере «христиан в невидимого Бога» (с. II-XI) по имени «христианин» (с. XII). Вторая служит как бы к дополнению и объяснению первой и её вывод о глупости языческого идолослужения (с. II-VIII) дает обзор учения пророков, «мужей Божьих, носителей Св. Духа» (с. IX-XXXVII). Третья книга опровергает упреки христианам в теестовских вечерях и эдиповских кровосмешениях (с. IV-XV) и доказывает, что св. Писания христиан по времени своего происхождения древнее истории и литературы греков, даже их мифов (с. XVI-XXIX). Феофил пишет легко и непринужденно, свежо и живо. Особая черта его апологии заключается в том, что он указывает на субъективные условия веры и зависимость религиозного знания от чистоты сердца (1, 2 и 9). Писаниям евангелистов (II, 22; III, 12) и посланиям Павла (III, 14) он усвояет одинаковый авторитет с пророческими книгами (III, 12). Для обозначения различия в Боге он впервые вводит термин τριας (II, 15). Минуций Феликс «Октавий» К греческим апологетам нужно причислить отличного апологета Минуция Феликса , писавшего по латыни. Об авторе мы ничего не знаем, лишь то скудное, библиографическое, что можно извлечь из его апологии. По его собственным словам, он только в последние годы перешел «из глубокого мрака к свету премудрости и истины» (с. I, 4). Лактанций , по-видимому, дает повод предполагать, что Минуций Феликс писал раньше Тертуллиана (Divin. Instit. V, 1, 22; ср. I, 11, 55; также Иероним De Vir. 53, 58; Epist. 70, 5); так что апологетика Тертуллиана , явившись в 197 г., имеет уже родственную связь с «Октавием», написанным, вероятно, в 180–192 г., т. е. при императоре Коммоде. Оба эти положения нельзя считать твердо доказанными; они оспариваются. Однако, они принимаются большинством исследователей, как более естественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Таким образом, вся религия здесь обращается в правовые отношения к Богу, и такое понимание ее, естественно, не оставляет места ни мистическому созерцанию, ни непосредственному и внутреннему опыту, излиянию сердца и преданности души Богу. Следствие этого неизбежно простирается на всю нравственную жизнь: в христианской жизни главная задача сводится к тому, чтобы исполнить закон или приобрести заслугу перед Богом; а по заслугам дается Божественная награда. Это учение Тертуллиана о значении заслуг, как выражение всего духа его нравственно-догматического учения, оказало сильное влияние на латинское богословие. По замечанию одного римско-католического ученого 865 , латинское богословие было бы совершенно иссушено, если бы другие влияния в IV и V вв., в особенности влияние Августина, не исправили тех крайностей, какие представляло богословие Тертуллиана . Но, с другой стороны, как было сказано, Тертуллиан имеет перед латинским богословием исключительную заслугу: латинский богословский язык – его творение; не обращая внимания на правила латинского классического языка и постоянно нарушая его чистоту, он обогатил его новыми терминами, приспособил для выражения новых идей, сообщил ему богословскую точность и определенность и создал значительное число догматических формул. Латинское богословие обязано Тертуллиану и формами мысли, и формами языка. Сведения о жизни св. Киприана   Тасций Цецилий Киприан – наиболее привлекательная личность в западной Церкви III в. Главным источником для сведений о жизни его после обращения в христианство служит написанная вскоре после смерти близким к Киприану диаконом Понтием Vita Caecilii Cypriani (cf. Hieron., De vir. ill. 68); его собственные произведения и, в особенности, обширная переписка дают возможность не только понять ход духовной жизни его, но в известной степени ознакомиться и с внешними обстоятельствами его епископского служения. Собственное имя Киприана – Тасций; прозвание же Цецилий он принял в честь карфагенского [пресвитера] 867  этого имени, которому он обязан был своим обращением в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Прежние знакомые ему карфагеняне начали смеяться над этим переходом a toga ad pallium, от лошади к ослу. В свое оправдание Тертуллиан написал названное произведение, полное юмора и едкого сарказма. Автор обнаруживает удивительную способность сказать много, умело, с научным аппаратом о таком незначительном предмете. Тертуллиан указывает карфагенянам, что тога – одежда римлян, их победителей. Перемена одежды оправдывается историей и природой, которая часто меняет свою одежду. Тертуллиан не одобряет только противоестественной перемены одежд, например, переодевания в женское платье. Для него же плащ тем ценнее, что он скрывает под ним высшую, божественную мудрость. 845 Утраченные произведения Тертуллиана .   Перечисленными произведениями не исчерпывается все написанное Тертуллианом : некоторые его творения не сохранились до нас. Прежде всего, утрачено все то, что было написано им на греческом языке, именно: изданные им в греческой обработке De spectaculis, De virginibus velandis и De baptismo haereticorum (о недействительности крещения еретиков), а также весьма вероятно на греческом языке написанное большое произведение Перь κστσως (De ecstasi) 846 , в шести книгах, для защиты экстатических речей монтанистических пророков; впоследствии, когда Тертуллиан познакомился с антимонтанистическим произведением Аполлония , он прибавил еще седьмую книгу. Утрачено также значительное число произведений, написанных на латинском языке. По собственным указаниям Тертуллиана , им были обнародованы: De spe fidelium [О надежде верных] – о христианской надежде на будущее в противоположность хилиастическим иудейским воззрениям [(Adv. Marcionem III, 24; Hieron., De vir. ill. 18; Comment, in Ezech. ad 36.1 sqq., lib. XI, PL25. Col. 339 B; cf. Comment, in Isa. XVIII, Praef., PL24. Col. 627 B, D)] 847 ; De paradiso 848  [О рае] – разрешение разных вопросов о рае; в частности, здесь Тертуллиан утверждал, что все души, за исключением душ мучеников, до Дня Господа будут пребывать в преисподней (De anima 55); Adversus Apelleiacos (Apelliacos) 849  [Против апеллейян] – направлено против учения последователей Апеллеса, что не Бог, а высший ангел создал этот мир, но по сотворении его раскаялся (De carne Christi 8); De censu animae 850  [О свойстве души] – направлено против того положения Гермогена, что душа произошла из материи и совершенно не обладает свободой воли [(De anima 1; 24)]; De fato 851  [О судьбе] – против учения философов о судьбе и об игре счастья (De anima 20); De Aaron vestibus [Об одеждах Аарона] – упомянут Иеронимом (Epist.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

При этом богословие Оригена подвергается общей участи систем мыслителей первого ранга: оно производило широкое и глубокое воздействие, но последователи его не могли вместить самого великого в нем – влечения к цельному религиозному мировоззрению; то, что в системе Оригена сочеталось в живом единстве, вырывалось из связи и рассматривалось в отдельности как самостоятельное; усваивались отдельные положения, в новых комбинациях получавшие несвойственный смысл. Этим объясняется, что Ориген сделался пререкаемой личностью. На его богословское учение ссылались люди противоположных догматических воззрений (св. Афанасий и Каппадокийцы находили у Оригена аргументы для ομοοσιος, а евсевиане – аргументы в пользу субординационизма), отвергали одни части его учения, удерживая другие, и совершенно искренне не постигали тех противоречий, в какие впадали с точки зрения цельной системы Оригена. Однако открытое признание Оригеном источников и авторитетов церковного вероучения, антиеретическая полемика, несомненные заслуги для церковной науки в области текстуальной критики, проповеди и назидательные произведения, сильное впечатление светлой личности, беззаветно и бескорыстно преданной исканию истины и не обнаруживающей и тени еретического упорства в своих особых суждениях, добродетельная жизнь – все это парализовало значение приговоров александрийских соборов еще при жизни Оригена и открывало ему самому и его богословским воззрениям влияние на широкие церковные круги. Но перевес в его богословии философских элементов и сопровождавшие его материальные 796  погрешности в богословском учении вызвали естественную потребность «воцерковления» самого Оригена , почему уже до начала IV в. в его систему внесены были существенно важные поправки. Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus) был сыном римского офицера (Hieron., De vir. ill. 53: patre centurione proconsulari 798 ), т. е., очевидно, начальника одного из отрядов третьего легиона, которые были в распоряжении проконсула Африки. Произведения Тертуллиана показывают, что Карфаген был и родиной его, и местом всей его жизни и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но еще раньше Оригена автор Мураториева канона (около 200 года) решительно опровергал мнение о вдохновенном характере «Пастыря», давая положительные указания относительно происхождения книги: Pastorem vero nuperrime temporibus nostris in urbe Roma Hermas conscripsit, sedente [in] cathedra urbis Romae ecclesiae Pio episcopo fratre ejus; et ideo legi eum quidem oportet, se publicare vero in ecclesia populo neque inter prophetas completos numero neque inter apostolos in finem temporum potest. Ясно, что автор фрагмента не хочет ставить «Пастыря» на одну линию с писаниями Апостолов и Пророков и, следовательно, не причисляет его к Библейскому канону, и именно потому, что «Пастырь» недавнего происхождения, будучи написан во время епископства в Риме Пия I (139/141–154/156 гг.) его братом. Однако самый тон отрывка и его цель свидетельствуют о существовании противоположного взгляда на «Пастыря»: некоторые (а, возможно, и многие) почитали его, как писания Апостолов и пророков, и признавали, возможным читать в Церковных собраниях. Тертуллиан , сделавшись Монтанистом, в своем возражении на эдикт Папы Каллиста (217–222-й годы), в котором, вероятно, была ссылка на «Пастыря», пишет: Cederem tibi, si scriptura Pastoris, quae sola moechos amat, divino instrumento meruisset incidisi non ab omni consilio ecclesiarum, etiam vestrarum, inter aporypha et falsa iudicaretur (De pudic., 10; сравн.: 20). Несомненно, что Тертуллиан высказал слишком преувеличенное суждение; однако очевидно, что к началу III века в Западных Церквах был широко распространен тот взгляд, что «Пастырь» не может притязать на каноническое достоинство. В виду таких данных Евсевий замечает, что против книги «Пастырь» «некоторые спорили и не причисляли ее к признанным ( μολογουμγοις), между тем как другие почитали ее сочинением весьма необходимым, особенно для людей приступающих к начальному познанию веры. Поэтому она, – продолжает Евсевий, – как мы знаем, была читаема в Церквах всенародно, и Предание говорит, что ею пользовались самые древние писатели» (Eus. Hist. eccl., 3:3, 6); в другом месте он причисляет «Пастыря» к νθοις. Афанасий Александрийский также говорит о пригодности книги для оглашаемых (Ep.fest., 39). Отсюда становится понятным, что книга «Пастырь» иногда переписывалась вместе с Новозаветными писаниями, как это видно из CodexSinaiticus. Вообще же с IV века авторитет книги быстро падает как на Востоке, так и на Западе. Иероним (De vir. ill., 10) говорит, что у Латинян эта книга почти неизвестна: apud Latinos paene ignotus est. Впрочем, как показывают многочисленные списки Латинского перевода, «Пастырь» и на Западе не скоро вышел из употребления. VI. 2. Содержание книги «Пастырь»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

About Pages Проекты «Правмира» Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation Portuguese Parliament Votes to Allow Euthanasia for Terminally Ill Amid Protests Source: The Christian Post Brandon Showalter 22 February 2020 Unsplash/Daan Stevens Despite protests, lawmakers in Portugal have voted to allow euthanasia and doctor-assisted suicide for the terminally ill in the western European nation. The Portuguese parliament passed five “right-to-die” bills this week, each of which passed easily, according to the  Associated Press . The nation’s president, Marcelo Rebelo de Sousa, who took office in 2016, may yet intervene and block the legislation. The Portuguese leader is reportedly reluctant to embrace euthanasia. Should he veto the bill, the parliament could then override the veto by taking a second vote. Prior to the vote, protesters outside the parliament building rallied against the measure, some chanting “yes to life” while others held up religious images and crosses. Because of the serious nature of the bill, each legislator was required to state their vote on the bills, as opposed to electronic voting. Voting in such a way is usually reserved for weighty matters like impeachment or a declaration of war. The practice of euthanasia is presently legal in Belgium, Canada, Colombia, Luxembourg, the Netherlands and Switzerland and in several U.S. states. Tweet Donate Share Code for blog Portuguese Parliament Votes to Allow Euthanasia for Terminally Ill Amid Protests Brandon Showalter Despite protests, lawmakers in Portugal have voted to allow euthanasia and doctor-assisted suicide for the terminally ill in the western European nation. The Portuguese parliament passed five " right-to-die " bills this week, each of which passed easily, according to the Associated ... Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong.

http://pravmir.com/portuguese-parliament...

About Pages Проекты «Правмира» Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation Doctors Must Not Abort Mentally-Ill Woman’s Baby, Appeal Judges Rule Source: Premier Doctors must not be allowed to perform an abortion on a pregnant mentally-ill woman, Court of Appeal judges have ruled. Press Association 24 June 2019 Photo credit: Nick Ansell/PA Wire A judge on Friday concluded that a pregnancy termination was in the woman’s best interests. Mrs Justice Lieven had analysed evidence at a hearing in the Court of Protection, where issues relating to people who lack the mental capacity to make decisions are considered, in London.   But three appeal judges on Monday over-ruled that decision after the woman’s mother, a former midwife, mounted a challenge. Lord Justice McCombe, Lady Justice King and Lord Justice Peter Jackson had considered the challenge at a Court of Appeal hearing in London. They said they would give reasons for their decision at a later date. Lawyers said they thought the circumstances of the case were unique. Tweet Donate Share Code for blog Doctors Must Not Abort Mentally-Ill Woman’s Baby, Appeal Judges Rule Press Association Doctors must not be allowed to perform an abortion on a pregnant mentally-ill woman, Court of Appeal judges have ruled Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable.

http://pravmir.com/doctors-must-not-abor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010