Должно еще знать, что число семь обозначает все настоящее время, как говорит премудрый Соломон: даждь часть седмим и осмим ( Ekkл. XI, 2 ). И богоглаголивый Давид, воспевая об осмом ( Nc. VI, 1 ), пел о будущем состоянии – после воскресения из мертвых. Поэтому закон, повелевая седьмой день проводить в покое от телесных дел и заниматься духовными, таинственным образом показал имеющему видящий Бога ум истинному Израилю, чтобы он во всякое время приближался к Богу и возвышался над всем телесным 211 Глава XXIV. О девстве. Люди плотские и сластолюбивые хулят девство и в доказательство ссылаются на (слова) проклят всяк, иже не восставляет семени во Исраили ( Bmop. XXV, 9 ). Мы же, положившись на воплотившегося от Девы Бога Слова, утверждаем, что девство свыше и с самого-начала было насаждено в природе людей. Ибо человек был сотворен из девственной земли; Ева была создана из одного только Адама. В раю обитало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились (Быт. И. 25). Когда же они преступили заповедь, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе препоясания (Быт. Ill, 7). И (уже) после преступления, когда Адам услышал: земля еси, и, в землю отьидеши (Быт. Ill, 19), и когда через это преступление смерть вошла в мир, тогда (лишь) Адам позна Еву жену свою и заченши роди (IV, 1). Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение 212 . Но, быть может, скажут: что же хочет [указать] изречение: мужа и жену ( Быт. 1, 27 ); раститеся и множитеся (1, 28)? На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся, не означает непременно размножения через брачное соединение. Ибо Бог мог размножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь ненарушенною. Но Бог, по предведению Своему, ведущий вся прежде бытия их ( Дah. XIII, 42 ), зная, что люди имеют (в будущем) преступить Его заповедь и быть (за это) осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел: раститеся и множитеся. Но возвратимся к ходу (наших мыслей) и рассмотрим преимущества девства и, что одно и то же, чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Слушая стихиры этой службы, каждый невольно припоминает VI и VII главы 2-ой Маккавейской книги, да и всю ее, ибо все существенные черты, с одной стороны, жестокого гонения Антиоха на иудеев, с другой стороны – твердого до смерти стояния за Моисеев, отеческий закон, за веру праотцев, которые проявили верные иудеи за этот период и, особенно братья-мученики, о чем и повествует вся 2-я Макк. книга, – все эти существенные мысли 2-ой Макк. книги ясно высказаны в стихирах богослужения. Таким образом, истинный характер, исследуемой нами 2-ой Макк. книги и ее назидательность для христиан православною церковью, не только ясно указаны правилами апостольскими и постановлениями соборов Вселенских и поместных, но и запечатлены навсегда для всех православных христиан в творениях святых отцов и даже песнопениях церковного богослужения. 250 Einleit. Ill, s. 1072. Он допускает возможность перевода этих писем не только с еврейского, но еще и с арамейского языка. 256 Он никогда не пользовался оригинальным текстом Св. Писания, а постоянно цитировал его в греческом переводе. В тех же случаях, где он изъясняет значение собственных еврейских имен, он, вследствие своего незнания еврейского языка, очень часто высказываег весьма много несообразного. (Welte. Einleit. Ill, s. 32). 261 О чем нужно смотреть в заключении 4-ой части нашего исследования: «Богословское значение книги». 263 Для нас, конечно, важно было бы сравнить язык исторического произведения Иасона с языком 2-ой Макк. книги, но мы не имеем для этого никаких данных. Правда, автор 2-ой Мак. книги в предисловии к своему труду указывает на существование пятитомного исторического произведения Иасона Киринейского, заключавшего в себе массу исторических имен и чисел, говорит даже о том, кто были главные дейиствующие лица этой истории и что было предметом ее описаний, говорит еще автор книги, что это произведение послужило источником для его труда, но, как мы уж е видели, автор книги взял из этого произведения одни только голые исторические факты, сам переставил их сообразно целям своего труда, придал историческим фактам, взятым у Иасона, совершенно самостоятельное освещение; а, с другой стороны, самое историческое произведение Иасона совсем затерялось и не сохранилось даже в отрывках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Этими данными коптской письменности воспользовался в своей истории александрийских патриархов (на арабском языке) один из выдающихся коптских писателей Севир ибну-ль-Мукаффа, епископ ашмунайнский (около 975 г.), основательно изучивший коптскую литературу. Этот труд Севира, продолженный другими, составляет главный источник для Е. Renaudot, Historia patriarcharum alexandrinorum jacobitarum, Paris 1713. Из той же древней коптской четьи-минеи заимствовано и содержание арабского синаксаря, читаемого при богослужении. [В настоящее время история Севира издается в Corpus scriptorum ori-entalium, Scriptores arabici, ser. Ill, t. 9: Severus ben el-Mogaffá. Historia patriarcharum alexandrinorum. Ed. Ch. F. Seybold. Beryti 1904 sq. Там же начато издание и синаксаря, ser. Ill, t. ig-Synaxarium alexandrinum. Ed. J. Forget. Beryti 1905. История Севира одновременно стала появляться с английским переводом и в Patrologia orientalis. Т. I, 2, 4: History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria. Ed. B. Evetts. Paris 1905]. На арабском же языке писал свою историю Са " ид ибну-ль-Батрик, врач и историк, и, наконец, с 933 г. по 940 г. православный александрийский патриарх под именем Евтихия. Эта хроника носит заглавие «Сочетание драгоценных жемчужин» (Contextio gemmarum) и обнимает время от Адама до 937 года. Эта история – невысокой пробы: имеет сильно легендарный характер. Император Феодосий Великий и патриарх Феофил александрийский, по ее уверениям, были сначала дровосеками. Феодосий однажды увидел необыкновенный сон и сообщил его Феофилу, который на основании этого сна предсказал Феодосию восшествие на престол императорский, а себе патриаршество. Несмотря на эту и ей подобные легенды, история Евтихия все-таки имеет некоторое значение для нашей науки (позднейшие сообщения уже не легендарны; а и в древнейших могут заключаться крупицы данных, взятых из александрийского церковного архива). Издал хронику Евтихия R. Pocock, Contextio gemmarum s. Eutychii patriarchae Alexandrini Annales. I-II. Oxonii 1658–1659; [перепечатана в III томе греческой «Патрологии» Миня].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Предыдущий Следующий Смотри также Death, Dying, and Euthanasia Fr. Stanley Harakas Death, Dying, and Euthanasia Fr. Stanley Harakas Euthanasia is held by some to be morally justified and/or morally required to terminate the life of an incurably sick person. To permit a dying person to die, when there is no real expectation that life can sustain itself, and even to pray to the Authorof Life to take the life of one " struggling to die " is one thing; euthanasia is another, i.e., the active intervention to terminate the life of another. How legal euthanasia changed Belgium for ever How legal euthanasia changed Belgium for ever The ideology of absolute self-determination has become sacred and unquestionable. Belgium approves law allowing euthanasia for terminally ill children Belgium approves law allowing euthanasia for terminally ill children Belgium is already known for its very liberal approach to euthanasia in Europe, but the approval of its expansion to include children has been fiercely debated. DW looks at the arguments for and against the law. Belgium, suffering children and euthanasia Belgium, suffering children and euthanasia The Orthodox Church does not support euthanasia at all, and this elemental repugnance for practicing it on children was articulately expressed here by other religious leaders as well. Although views on the Leader’s page were both for and against euthanasia in general, the euthanasia of children causes more wavering, just as euthanasia of any human would have done before the onset of its mainstreaming. Belgian doctors open discussion of involuntary euthanasia Belgian doctors open discussion of involuntary euthanasia Some doctors in Belgium have suggested discussion of legalizing euthanasia without requiring the consent of the patient. " Euthanasia has become fashionable " : Ethics expert on the right to die " Euthanasia has become fashionable " : Ethics expert on the right to die " It becomes a general mentality – If I " m sick, old or just don " t want to live anymore, I just fill in the form and ask for euthanasia. We don " t invest in palliative care anymore...it " s very fashionable to ask to die in this way. " Комментарии © 1999-2015 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/68702.html

Божественный огонь (divinus ignis), которым будут производиться эти вечные наказания, сам собой вечно живет и имеет силу без всякого материала; к нему не примешан дым, но он чистый и жидкий, наподобие воды. Одной и той же силой они сжигает нечестивых, и воссоздает; и сколько он поглощаетот тел, столько и восстанавливает, тем самым доставляя самому себе вечную пищу (ibid., VII.21) 1370 . Даже праведники будут испытаны этим огнем; и те, чьи грехи перевесят, будут охвачены огнем и опаляемы; а те, кого праведность и добродетель закалит, не почувствуют силы этого огня; ибо они имеют в себе нечто Божественное (aliquid in se Dei), что укротит пламя этого огня (ibid.). 1155 Существует предположение, основанное на имени Firmianus, что Лактанций родился в г. Фирмиум (Firmium) в Пиценской области средней Италии (см. Садов. Указ. соч. С. 6; а также McDonald М. F. General Introduction//Lactantius. The Divine Institutes. Washington, 1964. P. xi, n. 8). Однако эпиграфические данные о распространенности латинских и итальянских имен в Африке делают это предположение необоснованным. Кроме того, засвидетельствовано, что Лактанций был учеником Арнобия из г. Сикки (Северная Африка). 1159 Divinae Institutiones, I, praef. (PL 6, 114A): illa oratoria, in qua diu versati, non ad virtutem, sed plane ad argutam malitiam juvenes erudiebamus. 1160 Hieronymus, De vir. ill., 80: Habemus ejus Symposium, quod adolescentulus scripsit Africae... et alium librum qui inscribitur Grammaticus. 1162 Divinae Institutiones, V.2: Ego cum in Bithynia oratorias litteras accitus docerem. Hieronymus, De vir. ill., 80: Lactantius... sub Diocletiano principe accitus cum Flabo grammatico, cujus de Medicinalibus versu compositi exstant libri, Nicomediae rhetoricam docuit. 1163 Hieronymus. Op. cit.: " Οδοιπορικν de Africa usque Nicomediam, hexametris scriptum versibus. 1164 Hieronymus. Op. cit.: penuria discipulorum ob Graecam videlicet civitatem, ad scribendum se contulit. 1169 De opifico Dei, 1: in summis necessitatibus. Cp. Hieronymus, Chronicon, PL 27, 669: Lactantius... in hac vita pauper, ut plerumque etiam necessariis indiguerit, nedum deliciis.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Наконец, что касается религиозных верований, напр., веры в Бога и в загробную жизнь, религиозного культа и т. п., – то в данном случае Секст, основываясь на одном голом факте разногласия, существующего по этому вопросу среди отдельных лиц и целых народов, приходит, как мы видели, к тому же заключению, что и в вопросе о нравственности, именно что «ничто из всего этого не есть таковое или иное по своей природе, но что все это должно быть оцениваемо с субъективно-относительной точки зрения» (πρς τι: Pyrr. Ill, 232; вообще же о разногласиях в религиозных верованиях см. Pyrr. Ill, 218–234). А если мы припомним, что многие из религиозных верований и особенностей культа древних языческих религий, носили поразительно безнравственный характер, напр., языческие жертвы, что было известно и Сексту, да он и сам упоминает о такого рода особенностях в культе современных ему народов; то для нас станет ясным, что признание Секстом невозможности постигнуть объективную истину в деле религии, признание им одинакового права на существование всех, без исключения, религиозных верований и культов, – в существе дела, есть только новый шаг к отрицанию в мире чего бы то ни было такого, что по своей природе должно быть названо добродетельным или порочным. Для нашей цели в данном случае особенно важно то, что Секст, в конце концов, делает из всего этого тот общий вывод, что и вообще мы не имеем права что бы то ни было считать за реальное благо или за зло, за реальную добродетель или порок; что, вообще, у нас нет объективного критерия, в силу которого можно было бы сказать, что человек должен поступать так именно, а не иначе. Свои замечания о бесконечном разногласии во мнениях по вопросу о том, что есть благо и что зло, что добродетельно и что порочно, – Секст заканчивает такого рода сентенцией: «Скептик, наблюдая такое разногласие, воздерживается в своих суждениях относительно того, что есть по природе благо, и что зло и, вообще, относительно того, что должно делать и чего не должно, и, уклоняясь от догматической опрометчивости (т. е. опрометчивости в суждениях), не вдается в рассуждения (δξαστος) и через это остается бесстрастным в мыслях (т. е. без убеждений) и сравнительно бесстрастным в невзгодах» (Pyrr. III, 235). В этих заключительных словах Секст совершенно ясно и откровенно заявляет, что у пиррониста не может быть никакого нравственного идеала, который бы ему говорил, что несомненное благо заключается в том-то, a несомненное зло в чем-нибудь другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

1040 С большей подробностью об общих основаниях пирронизма, главным образом, о несостоятельности логических изысканий догматической школы, о несостоятельности всех попыток философов, направленных к отысканию истины, – Секст Эмпирик ведет речь в „Пυ. ποτπωσεις “ кн. II и в „Πρς δογματκους“ кн. I–II, где специально разбирается и опровергается учение о возможности критерия истины. Здесь Секст дает более подробное раскрытие уже рассмотренных нами выше основных положений пирронизма. 1042 Ср. подробнее в Dogm. III, 195–357. В некоторых случаях Секст прямо заявляет, что в своей критике мнений, признающих закон причинности, он пользуется (в Dogm. III, 218–231) аргументацией Энезидема. Вероятно, он пользовался и аргументацией Агриппы, как это старается доказать Hirzel, через сравнение Sext. Dogm. Ill, 207–217 и Diog. Laertius, IX. 97–99, так как, хотя Секст в приведенном месте и не указывает на Агриппу, но в другом, близком по содержанию месте из Диог. Лаэрция, вероятнее всего, проводятся рассуждения, именно, Агриппы, как это показывает контекст речи (подр. см. у Hіrzelя: «Untersuchungen», III, 138 etc.). 1043 Такие свойства тел, как, напр., измерение его по трем направлениям (высоте, длине и ширине) Секст считает в своей совокупности чем-то бестелесным, а между тем из этих трех измерений и образуется, по общему представлению, всякое тело (Dogm. Ill, 367–369 и др.); поэтому-то все телесное необходимо приводит нашу мысль к субъективизму и относительности в наших суждениях о нем. 1044 Свои сенсуалистические взгляды Секст подробно раскрывает в своих логических рассуждениях, направленных против догматиков, причем сенсуализм Секста носит, конечно, критический характер, а не догматический (См. Dogm. I–II). 1045 Более подробную критику учения догматической философии об основных стихиях всего сущего можно читать у Секста в Dogm. III, 359–440. 1046 Более подробную критику учения догматической философии о пространстве и времени, как объективно существующих реальностях, можно читать у Секста в его Dogm. IV, 1–247.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Если нет оснований отвергать показаний Григоры о патриархе Исидоре, то почему мы будем отвергать свидетельства этого же историка о Каллисте? 662 Он сурово и строго поступал с теми епископами, которыми он был недоволен по случаю возведения на его место Филофея (Gregorae hist. Byz Т. Ill, lib XXIX, p. 249). Григора рассказывает еще странный факт симонии Каллиста, по делам Русской церкви (ibid., lib. 36, р 520) 663 «Перечень немногочисленных сочинений Каллиста (отчасти свидетельствую ЩИХ, что этот патриарх не был так невежествен, как представляет Григора, см. выше) сделан архим Арсением в прежде упомянутой статье (с. 944). К сказанному автором можно присовокупить только следующее: при исчислении сочинений КалЛиста архим. Арсений пропустил небольшое сочинение его в виде внушений о МОлитве, кажется, монахам (Отпечатано в 147–ом греческом томе Миня. Переведено в «Христ. Чт», 1832 г., т. 47). В 1890 г. под неопределенным заглавием: «Каллистпатриарх и сподвижник его Игнатий» появилось в печати сочинение этих двух лиц: «Наставление безмолвствующим в сотне глав» (Москва, 1890). Но произведение это не носит следа талантливости. 665 Cantacubem op cit. Т. Ill, lib. IV, cap. 16, p. 107; cap. 29, pp. 217–218; P32, p. 239; cap. 50, p. 363. Купер считает (p. 180) подозрительными те похвалы, какие расточает Кантакузин Филофею, подозрительными, указывая на то, что император прославляет всех патриархов, крепко державшихся паламитской стороны, а таким и был Филофей. Но подозрения Купера, выраженные в такой недоказательной форме, не могут заслуживать большого внимания. Следует, однако, заметить, что о нравственном характере и пастырской деятельности Филофея мы не можем составить точного понятия, так как мы лишены возможности чем либо проверить показания Кантакузина, историка небеспристрастного (известия же Григоры очень бедны по содержанию). Что же касается образованности Филофея, то сохранившиеся до нас сочинения этого патриарха дают возможность составить благоприятное суждение в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

III. 1. Сведения о жизни св. Климента Святой Климент Римский , как можно судить о нем на основании свидетельства древности, был выдающимся и почитаемым Древне-Церковным деятелем. Красноречивым доказательством его высокого авторитета и почитания его может служить посвященная ему базилика в Риме, о которой упоминает блаженный Иероним: nominis eius memoriam usque hodie Romae extructa ecclesia custodit (De vir. ill., 5). Неудивительно поэтому, что уже в раннее время появляются обширные повествования об обстоятельствах его жизни; но в них истинные события его жизни так переплетены с позднейшими произвольными дополнениями, что в настоящее время едва ли представляется возможным выделить историческое зерно их. Как справедливо замечают (B. F. Westcott. А general Survey of the History of the Canon of the New Testament. 8 ed. Cambridgeand London, 1889, p. 28), Климент, благодаря общему признанию его значения в качестве представителя современной Церкви, потерял свою индивидуальность; почему, несмотря на целый круг сказаний о жизни столь знаменитого отца Церкви, начиная от ранней юности и до славной кончины, об историческом Клименте мы имеем слишком мало достоверных сведений. О жизни святого Климента до вступления на епископскую кафедру столицы мира возможны только предположения. Кто он был родом, откуда происходил, где, когда и при каких обстоятельствах принял Христианство – на все эти вопросы древность не дает такого ответа, который с историко-критической точки зрения мог бы быть признан вполне состоятельным. Попытки отожествить Римского епископа Климента с консулом 95 года Титом Флавием Климентом, дядей Императора Домициана, которого последний казнил в 96-м году – вероятно, за принадлежность к Христианству – не могут быть приняты уже по тому одному, что согласно вполне определенному указанию Древне-Церковного предания Климент был епископом до третьего года Траяна, то есть, до 100–101 года (Eus. Hist. eccl., 3:34; Hier. De vir. ill., 5). Не имеет исторической ценности и все то, что рассказывают о Клименте псевдо-климентины, по которым он происходил из Римской патрицианской семьи, томимый исканием истины отправился на Восток, сделался сначала прозелитом иудейства, потом учеником Симона Волхва и, наконец, христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

А. Павлович 1 В предлагаемой статье мы пользуемся прекрасным чтением Цана, вошедшим в сборник его рефератов и лекций под общим заглавием: Skizzen aus dem Leben der alten Kirche, von Theod. Zahn, Erlangen 1894, стр. 62 и сл. 2 Кроме изображения в «Политике» (I, 2–6 ed. Bekker, р.1252–55; с.13 р. 259; III, 5 р.1278); VII, 9 р.1328) особенно поучительны места в Eth. Nicom. VIII, 13 р. 1161: «Дружество состоит не в отношении к безжизненным вещам, но также и не в отношении к лошади, ослу или рабу, пока он раб, ибо тут нет никакой взаимности; ведь раб есть одушевленное орудие, а орудие есть безжизненный раб. Насколько человек, следовательно, есть раб, с ним не может быть дружества, но лишь настолько, насколько он человек». Как будто, человек может быть другом философа лишь настолько, насколько он и сам философ, а не насколько он человек, и именно человек, заслуживающий любви. 3 Если верно, что lex Petronia, который сам относится еще к республиканскому времени (Marquardt, Röm. Staatsverwaltung, I, 494, прим.3) или “относящиеся сюда сенатские постановления " (Digest. XLVIII, 8, 11, §2) можно приводить в связь с Tacit, ann. VI, II (Marquardt, Privatalterth. I, 197, прим. 1221), то вполне исчезает всякая видимость, что засвидетельствованное Сенекой (de benef. Ill, 22) правовое состояние могло быть лишь относящимся к Нероновому времени новшеством, как это представляет себе Wallon,hist, de l’esclav. Ill, 60 sq. 4 Рассуждали ли о рабстве подобным образом в стоической школе еще до Сенеки – это сомнительно. Не умершее со времени Сократа (Xenoph. memor. IV, 5) учение о нравственном рабстве и свободе, мнение о трояком рабстве (Diog. L, VII, 122), приводимое Сенекой (de benef. III, 22, ef. Cic. de off. I, 13 41) изречение Хризиппа «Раб есть пожизненный поденщик», – все это не доказывает ничего. Фривольная казуистика стоика Гекатона (Cic. de off. III, 23. 89; Sen. de benef. III, 18, cf. II, 21) указывает на противоположное. Если сочинение Филона о том, что “каждый правоспособный человек свободен», подлинность которого мы считаем несомненной, от заглавия до заключения вращается в стоических формах, то все-таки практическая тенденция, сущность всего отзывается совершенно иудейским и ветхозаветным духом. Ср. также de septen. §7 seq. §16; de spec. leg. §7. Одно место в de sept. §9 почти буквально напоминает о приведенном выше изречении Хризиппа, но в действительности происходит из Лebum. XXV, 40 и сл. Именно в этом смысле Филон утверждает, что Зенон делал заимствования из Моисеева закона (quod omn. probus liber §8).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010