Ответ на возражение 1. О таинстве Боговоплощения можно говорить двояко. Во-первых, в целом; и таким образом оно было явлено всем [ангелам] от начала их блаженства. Причина этого состоит в том, что оно есть своего рода всеобщий принцип, к которому определены все их обязанности. Ибо «все они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1,14 ), каковое [спасение] явлено через таинство Боговоплощения. Следовательно, необходимо, чтобы все они были наставлены относительно этого таинства от самого [своего] начала. Мы также можем говорить о таинстве Боговоплощения и иначе, с точки зрения его частных обстоятельств. В этом смысле не все ангелы были предуведомлены обо всем от начала, и даже высшие ангелы, как это явствует из вышеприведенного отрывка из Дионисия, узнали о некоторых вещах лишь впоследствии. Ответ на возражение 2. Хотя блаженнейшим ангелам и дано созерцать божественную Премудрость, им не дано ее постигнуть. Поэтому отнюдь не необходимо, чтобы они ведали все сокрытое в Ней. Ответ на возражение 3. То, что пророкам было явлено относительно таинств благодати через откровение, куда более превосходным образом было явлено и ангелам. И хотя Бог в общих чертах сообщил пророкам о том, что Он однажды предпримет ради спасения человечества, однако апостолы знали об этом много такого, чего не было известно пророкам. Так, мы читаем: «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам» ( Еф. 3,4,5 ). Кроме того, и более поздние пророки знали больше своих предшественников, согласно сказанному [в псалме]: «Я сведущ более старцев» ( Пс. 118, 100 ), и Григорий замечает, что «познание Божественного со временем возрастало» 203 . 192 De Causis, 7. Ср.: «Ум есть неразделимая субстанция... Ум не расположен во времени; напротив – [он расположен] в вечности». 197 Ethic. Ill, 15. У Аристотеля здесь речь идет о распущенности, которую он называет в большой степени «произвольной», т. е. слабо связанной с причиной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Братия православные! Нам, христианам, никогда не должно ворожить, даже в шутку, ни на картах, ни другими какими способами; это дело бесовское. Если кто будет ворожить или гадать для шутки, незаметно для него враг может действовать через это, видимо ввести его в заблуждение, привить ему привычку гадать и ворожить, за что может вселиться в него нечистый дух, и таковой может сделаться настоящим ворожеем, лжепророком, орудием бесовским, а впоследствии в нем может действовать диавол. Ворожба (Лев. XX, 27; Втор. XVIII, 10-12; Гал. V, 20; 1 Тим. IV, 1) есть великий грех, мерзость пред Богом. Ворожей и ворожейка, если не перестанут ворожить, гадать и не покаются в этом, не могут спастись. Те, которые верят ворожеям, ходят к ним с вопросами, также не могут спастись, если не покаются. Они погибнут, как погибли Саул и сыновья его, как сказано: Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он (Господь) и умертвил его (1 Пар. X, 13-14). Родители, мужья и родственники! Вы должны удерживать детей, жен и ближних своих, чтобы они не ходили с вопросами к ворожеям-знахарям. И вы, отцы, матери, мужья и родственники, можете погибнуть за грехи своих семейных и сродников, как погиб сын Саула Ионафан за то, что мог отвести отца своего от волшебницы ворожейки, но не отвел; за это он первый был убит филистимлянами. Всякому подвизающемуся о своем спасении можно и должно сказать: Несть бо ти потреба тайных (Сир. Ill, 22). Не ищи знать сокровенное или будущее. Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать .сердце, а не любопытствовать. Желание знать сокровенное — опасно, желать открывать оное — еще опаснее. Братия христиане! Бойтесь Бога, не гадайте и не ворожите ни на святках, по обычаю необузданных людей, ни в простое время; не ходите к знахарям ворожить и спрашивать — это великий смертный грех, мерзость пред Богом. Да и по убеждению простого народа знахари-ворожеи как люди недостойные не умирают с покаянием; смерть постигает их скоропостижно. Часто умирают они от несчастных случаев и от самоубийства. По словам апостола Павла, конец их будет по делам их (2 Кор. XI, 15).

http://pravmir.ru/o-sueveriyax/

4 . Потом добавляет: о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и что он видел это, об этом объявил и засвидетельствовал это. Таким образом, в одно и то же время, следуя долгу веры и внушая страх неверующим, (310) он утверждает, что провозглашает Его, и вменяет в вину тем, кто не хочет слушать. Мы возвещаем вам, – говорит, – жизнь вечную, которая была у Отца и явилась нам. Апостол учит, что Тот, Который был всегда у Отца, явился людям; Который был с самого начала, стал видим людьми; Который есть Слово жизни без начала, стал осязаем человеческими руками. 5 . Видишь, сколькими способами – различными, многочисленными, нераздельными и очевидными – апостол показывает тайну соединения плоти с Богом, чтобы никто не мог ничего сказать о какой-нибудь из этих двух, не признав и ту и другую. [Col. Ill] Как сам апостол ясно говорит в другом месте: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Это как раз то, что он сказал в отрывке, приведенном выше: О том, что было от начала, что наши руки осязали( 1Ин.1:1 ). Нельзя сказать, что дух по своей природе может быть осязаем, но поскольку Слово стало плотью ( Ин.1:14 ), то некоторым образом Оно становится осязаемым по человечеству, соединенным с Ним. И поэтому Иисус вчера и сегодня Тот же ( Евр.13:8 ), то есть Тот же Самый и перед созданием мира, и во плоти, Тот же Самый как в прошлом, так и в настоящем, Тот же Самый во все времена, потому что Он – через все века и прежде всех веков. И все это – Господь Иисус Христос. Глава 7. Вновь показывает, что Христос один и Тот же и до, и после Воплощения 1 . И как же существовал до возникновения мира Тот, Который был недавно рожден? [Col. 112] Ведь Тот же, Кто недавно родился в человеке, Тот был Богом до возникновения всего. И поэтому Христос всецело именуется Богом, ибо таково единство Христа и Бога, чтобы никто не мог, говоря о Христе, не говорить о Боге под именем Христа или, наоборот, говоря о Боге, не подразумевать под именем Бога Христа. И поскольку Он настолько полно соединил в Себе это таинство обеих субстанций 46 через величие священного рождества, кем бы Он ни был (то есть человеком и Богом), – целиком соделался Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Суд сей совершился над коленом Симеона сперва тем, что оно, получив свое наследие посреди наследия сьшов Иудиных (Ис. Нав. XIX. 1), отделено было чрез сие от всех прочих колен; и после тем, что сие колено, по недостатку пажитей в первом своем наследии, принуждено было посылать свои поселения в Гедор и в Сеир (1 Пар. IV. 38 — 43); а над коленом Левия тем, что ему назначены для обитания города в каждом из двенадцати прочих колен. Тертуллиан (Contra lud, с. 10. Contra Marcion L. Ill, с. 18.) и Амвросий (De benedict. Patriar, с. 3.), согласно с иудейским преданием (Targ. Hierosoi. Kimchi et al.), присовокупляют к сему, что как Левиино колено произвело священников, так Симеоново — книжников и законников, которые также имели необходимость рассеяться по прочим коленам. Спрашивается, как согласить осуждение левитов от Иакова, который лишает их совокупного наследия, с их благословением от Бога, который Сам благоволил быть их частию и наследием? (Числ. XVIII. 20). Ответ: Иаков не в конец осуждает Симеона и Левия, но только в отношении к старшинству, которое, отняв у Рувима, желает дать достойнейшему; в сравнении с Иудою, которому дает преимущество пред всеми. Левиты рассеваются в наказание их родоначальника и для предупреждения вредных между ними союзов; но и благословляются Богом за оказанную неоднократно ревность к вере (Ис. XXXII. 26. Числ. XXV. 10–13). О ИУДЕ 8. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. 9. Иуда юный лев. Ты идешь с ловитвы, сын мой. Он преклоняется на колена, возлегает, как лев и как львица. Кто пробудит его? 10. Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не придет Шилог, и Ему покорность народов. 11. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе превосходного винограда сына ослицы своей. Омывает вином одежду свою и кровию гроздов одеяние свое. 12. Очи его червленеют от вина, и зубы его белеют от млека. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Речь сия приспособлена к имени Иуды, в котором заключается значение хвалы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Благословениями небес свыше. То есть благотворным дождем. Благословениями бездны, лежащей долу. То есть землю, орошаемою водами и потому плодоносною. Благословениями сосцов и утробы. То есть обилием млека и плодородием скота. Сими благословениями благословлены были Иосиф в Египте, а потомство его в Палестине. Флавий о земле его, под именем Самарии, пишет, что она по большей части орошается дождем, что все потоки в ней отменно приятны, что по причине множества хорошей травы скот более дает молока, нежели в других местах (De bell. Jud. L. Ill, с. 4). Благословения гор. Перевод следует здесь текстам самаритянскому и семидесяти, и некоторым спискам. За верность сего чтения ручается соответственное выражение сладости холмов, что значит приятные произведения земли гористой. Флавий в вышеприведенном месте, между прочим, говорит о Самарии, что она обилует горными плодами. О ВЕНИАМИНЕ 27. Вениамин, как волк, похищать будет: утром будет есть ловитву и вечером терзать добычу. Подобием волка, с вечера раздробляющего и до утра ядущего ловитву, изображается в Вениамине бранный дух и приобретаемое войною богатство. В самом деле, колено его противостояло некогда одно всем прочим (Суд. XX). А во времена Саула, без сомнения, было первым и в войне, и в добыче. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28. Вот есть двенадцать племен Израильских; и вот что сказал им отец их, и благословил их, и дал им каждому свое благословение. 29. Потом дал им приказание и сказал им: я отхожу к народу своему, похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттея, 30. в пещере, которая на поле Махпельском, что против Мамре, в земле Ханаанской, которое поле Авраам купил у Ефрона Хеттея в собственность для кладбища. 31. Там похоронили Авраама и супругу его Сарру, там похоронили Исаака и супругу его Ревекку; там похоронил я Лию. 32. Это поле с пещерою, которая на нем, куплено у сынов Хеттовых. 33. Окончив сие завещание сынам своим, Иаков положил ноги свои на одр свой, и испустил дух, и присоединился к народу своему. Я отхожу к народу своему (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Euthanasia analyzed at program in Moscow Moscow, May 20, 2011 Participating in discussions on this burning issue were representatives of the health department of the Russian Federation, doctors, lawyers, and health organizations. Representing the Moscow Patriarchate was Deacon Roman Bogdasarov, reports the website of the department of Church and society interrelations of the Moscow Patriarchate. In his presentation, Fr. Roman stated that “Euthanasia is based upon two key principles—betrayal and deceit… Instead of discussing and resolving how to give terminally ill patients the possibility of treatment with financial help from the government and international funds, the responsible government officials introduce a slackening in the sphere of legalization of euthanasia. Instead of offering them a struggle for life and health in any way possible, they propose it only be done within the limitations of the family budget, remembering the lovely solution: ‘No person, no problem’ [Stalin’s well-know motto —PR/OC]. Instead of developing centers for psychological and material support for the family of terminally or seriously ill patients, a ‘doctor death’ appears, and deceitfully pushes these people into betraying the most helpless member of the family.” “A society that legalizes euthanasia is signing its own death sentence, because it is pushing out of its own heart the “centers of compassion and mercy,” which the seriously ill could become for the family and for all society. Without these centers, human existence is impossible in principle. Throw out the elderly from the megalopolis and reservations, kill the pathology together with the infant, give an injection to an invalid—could it really be that someone will breathe easier from all that? “Probably the most terrible thing that could happen on Earth is an epoch of absolutely healthy and happy people—a time when the sick, the displeased, the suffering, or simply the doubting, will no longer exist on in the world. Then there will be no need to have patience and gratitude, to help anyone, support anyone, co-suffer with them, and give ourselves. But in such an epoch, people will neither have any one close to them. Remember what the Gospel parable said about the good Samaritan (Lk. 10:25–37): The Lord clearly shows we should not be seeking someone to be our good neighbor, but to be a good neighbor ourselves to others. “The idea of prosperity for all on the Earth is incompatible with such a principle—after all, it is just not effective. You can’t save up enough medicine, money and resources for every sick person there is. But the mechanism of euthanasia—that is a super-effective method…” said Deacon Roman Bogdasarov. 20 мая 2011 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46627.html

Belgium " s parliament votes through child euthanasia/Православие.Ru Belgium " s parliament votes through child euthanasia Belgium, February 20, 2014         Parliament in Belgium has passed a bill allowing euthanasia for terminally ill children without any age limit, by 86 votes to 44, with 12 abstentions.    When, as expected, the bill is signed by the king, Belgium will become the first country in the world to remove any age limit on the practice. It may be requested by terminally ill children who are in great pain and also have parental consent. Opponents argue children cannot make such a difficult decision. It is 12 years since Belgium legalised euthanasia for adults. In the Netherlands, Belgium " s northern neighbour, euthanasia is legal for children over the age of 12, if there is parental consent. Under the Dutch conditions, a patient " s request for euthanasia can be fulfilled by a doctor if the request is " voluntary and well-considered " and the patient is suffering unbearably, with no prospect of improvement. " Immoral " law One man in the public gallery of Belgium " s parliament shouted " murderers " in French when the vote was passed, Reuters news agency reports. Supporters of the legislation argue that in practice the law will affect an extremely small number of children, who would probably be in their teens, the BBC " s Duncan Crawford reports from Brussels. The law states a child would have to be terminally ill, face " unbearable physical suffering " and make repeated requests to die - before euthanasia is considered. Parents, doctors and psychiatrists would have to agree before a decision is made. Protesters have lobbied politicians against the changes. Church leaders argued the law is immoral. " The law says adolescents cannot make important decisions on economic or emotional issues, but suddenly they " ve become able to decide that someone should make them die, " Brussels Archbishop Andre-Joseph Leonard, head of the Catholic Church in Belgium, said at a prayer vigil last week.

http://pravoslavie.ru/68702.html

___________ 1 Гален. О назначении частей ..., XI, 10. 2 Ср. Гален у Орибасия: VIII; Т. III, Р. 110.   " Ничто так не препятствует созреванию души и тела, как преждевременные и неумеренные половые отношения " ,-- утверждает Атеней 1 . И Гален вторит ему: " Множество молодых людей страдает от неизлечимых болезней по причине половых сношений, так как они хотели во что бы то ни стало совершить насилие над сроками, предписанными природой " 2 . Каковы же эти " предписанные сроки " ? Относится ли к ним появление и утверждение признаков половой зрелости? Все врачи сходятся на том, что для мальчиков такое время наступает около четырнадцати лет. Но подобным же образом все согласны, что к aphrodisia нельзя допускать так рано. Следовательно, мы не находим точного указания, с какого возраста можно начинать сексуальную деятельность. Во всяком случае, приходилось ожидать несколько лет, пока тело накопит семенную жидкость в количестве достаточном, чтобы ее можно было выводить. Отсюда вытекала потребность в специальном режиме, призванном обеспечить целомудрие подростков. Традиционно врачи предписывали жизнь, занятую интенсивными физическими упражнениями. Так, Атеней настаивал: " Поскольку в этом возрасте четырнадцать лет начинает вырабатываться сперма, и молодые люди испытывают страстное желание, побуждающее их искать половых сношений, телесные упражнения должны быть весьма многочисленными, чтобы, утомясь и телом, и душой, юноши могли подавить эти желания при самом их начале " 3 . У девочек проблема несколько иная. Практика ранних браков несомненно вынуждала признать, что первый сексуальный опыт и материнство могут иметь место с тех пор, как устанавливается регулярная менструация 4 . ______________ 1 См. Oribase, Uvres incertains, XXI; Т. Ill, P. 165. 2 Ibid., VIII; Т. Ill, P. 111. 3 Ibid., XXI; Т. Ill, P. 164--165. 4 О связях между брачным возрастом и проблематикой женского здоровья подробнее см. A. Russelle. Porneia.-- P. 49--52.  Таково мнение Сорана, советовавшего при определении брачного возраста доверять органическим критериям, а не чувствам самих девочек, которые, впрочем, под влиянием воспитания могут пробудиться раньше, чем тело: " Семя должно стать началом нового существа " , так что опасность сохраняется до тех пор, пока тело женщины не достигнет зрелости, необходимой для поддержания этой функции, следовательно, ей лучше сохранять девственность, пока менструации не установятся самопроизвольно 1 .

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

California Governor Legalizes Assisted Suicide October 7, 2015      California governor Jerry Brown signed into law on Monday a bill permitting doctors to prescribe lethal doses of drugs to terminally ill patients expecting to die within six months and wishing to prematurely end their lives, reports the Los Angeles Times . A former Jesuit seminary student, Brown considered the religious objections, including of the Catholic Church, while struggling to make a decision concerning the bill. “In the end, I was left to reflect on what I would want in the face of my own death,” Brown wrote in a signing message. “I do not know what I would do if I were dying in prolonged and excruciating pain. I am certain, however, that it would be a comfort to be able to consider the options afforded by this bill. And I wouldn’t deny that right to others.” The new law, which will go into effect ninety days after the Legislature’s special healthcare session, which could be as late as November next year, was modeled after the 1997 law in Oregon, where 752 people have committed state-sanctioned suicide since its passing. Spokesman for Californians Against Assisted Suicide, which includes doctors, advocates for the disabled, the California Catholic Conference and other religious groups, Tim Rosales criticized Brown’s decision: “This is a dark day for California and for the Brown legacy,” Rosales said. “As someone of wealth and access to the world’s best medical care and doctors, the governor " s background is very different than that of millions of Californians living in healthcare poverty without that same access — these are the people and families potentially hurt by giving doctors the power to prescribe lethal overdoses to patients.” The bill “is not an ordinary bill because it deals with life and death,” Brown, who himself has defeated cancer several times, wrote. “The crux of the matter is whether the state of California should continue to make it a crime for a dying person to end his life, no matter how great his pain or suffering.” The majority of Republican lawmakers morally objected to the bill, and some Democrats also opposed it, citing religious views and experiences with family members diagnosed as terminally ill who continued to live for many years. Such bills have failed in the Legislature in 2005, 2006, and 2007, and in 1992 California voters denied physicians the right to administer deadly injections to the terminally ill. Critics have pointed out that this current bill was irregularly introduced in a special session on healthcare funding after it failed to find enough votes in a regular legislative session. In addition to Oregon suicide by physician is also permitted in Washington, Vermont and Montana. OrthoChristian.com 7 октября 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86553.html

127 Phys. Il, 2. Ср.: «...он (математик) и отделяет их (фигуры) [от природных тел], ибо мысленно они отделимы от движения [этих тел] и это [отделение] ничего не меняет и не порождает ошибок». 129 «Так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь и всякая величина непрерывна, то движение следует за величиной: вследствие непрерывности величины непрерывно и движение, а вследствие движения – время; ибо сколь велико [было] движение, столько, как нам всегда кажется, протекло и времени» (Phys. IV, 11 ). 130 Ср.: «Наше рассуждение, отрицающее актуальность бесконечного в отношении увеличения, как не проходимого до конца, не отнимает у математиков их исследования; ведь они теперь не нуждаются в таком бесконечном и не пользуются им: [математикам] надо только, чтобы ограниченная линия была такой величины, как им желательно, а в том же отношении, в каком делится самая большая величина, можно разделить какую угодно другую. Таким образом, для доказательств бесконечное не принесет им никакой пользы, а бытие будет найдено в [реально] существующих величинах» (Phys. Ill, 7). 131 Довольно туманный пример. Скорее всего, так как во времена Фомы «кубом» обычно называли тысячу, речь идет об «очень большом» количестве фигур (тысяче в квадрате, т. е. миллионе, и тысяче в кубе, т. е. миллиарде). В самом деле, ни представить, ни тем более пересчитать такое множество фигур невозможно, но все же это – вполне конечное количество, и сколько бы мы его не увеличивали, никакой бесконечности не получится. 132 Ср.: «Надо признать основательным, что бесконечное путем прибавления не представляется таким, чтобы оно превосходило всякую величину, а бесконечное при делении именно таково; ведь бесконечное охватывается как материя, лежащая внутри, охватывает же его форма» (Phys. Ill, 7). 133 Ср.: «Бесконечное величины, движения и времени не тождественны, как какая-нибудь одна природа, но определяются как последующее по отношению к предыдущему» (Phys. Ill, 7). 134 Яркий пример – популярная в средние века задача о квадратуре круга: площадь круга вычисляется через площадь вписанного в него квадрата. Посредством деления сторон квадрата пополам и восстановления через точки деления перпендикуляров (или, проще говоря, «вращения») удваивается число точек касания с окружностью, и в нее вписывается правильный восьмиугольник. Многократное («стремящееся к бесконечности») повторение этой операции приводит к тому, что в круг оказывается вписанным правильный многоугольник с длиной стороны, стремящейся к нулю, и числом сторон, стремящимся к бесконечности. При этом площадь такого многоугольника в пределе равна площади круга. Решение этой задачи положило начало дифференциальному счислению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010