Jerusalem clerics slam " brutal " police acts at Easter/Православие.Ru Jerusalem clerics slam " brutal " police acts at Easter Jerusalem, May 12, 2013 Greek Orthodox Patriarch of Jerusalem Metropolitan Theophilos (C) leads Easter service in the Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem " s Old City May 5, 2013. REUTERS/Ronen Zvulun The heads of Jerusalem " s Orthodox churches on Sunday spoke out against the " brutal treatment " meted out by Israeli police to both priests and pilgrims during an ancient Easter ritual in the Old City. The incident occurred during the centuries-old sacred Holy Fire rite which takes place the day before Easter in the Church of the Holy Sepulchre, with police allegedly hitting a priest and several Egyptian diplomats. It sparked a diplomatic incident with Cairo which promptly summoned the Israeli ambassador to protest, with Israel " s deputy foreign minister confirming he had apologised. " We, the Heads of Churches in Jerusalem, watched with sorrowful hearts the horrific scenes of the brutal treatment of our clergy, people, and pilgrims in the Old City of Jerusalem during Holy Saturday, " said a statement from the Orthodox patriarchs and church leaders. " A day of joy and celebration was turned to great sorrow and pain for some of our faithful because they were ill-treated by some Israeli policemen who were present around the gates of the Old City and passages that lead to the Holy Sepulchre. " Footage posted on the Internet showed police manhandling a Coptic priest, with one officer locking the priest " s head in his arm. Police said they had opened an investigation. Although the church leaders acknowledged the need for police to keep order among the thousands of pilgrims and visitors who flock to the annual ceremony, they accused police of " indiscriminately and brutally " beating people. " It is not acceptable that under pretext of security and order, our clergy and people are indiscriminately and brutally beaten, and prevented from entering their churches, monasteries and convents. " The statement called on the Israeli police and the interior ministry " to seriously consider our complaints, to hold responsibility and to condemn all acts of violence against our faithful and the clergy who were ill-treated by the police. " Among the signatories were Greek Orthodox Patriarch Theophilos III and Latin Patriarch Fuad Twal, as well as the leaders of all the other Orthodox churches in Jerusalem. The Daily Star 12 мая 2013 г. ... Предыдущий Следующий Комментарии Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные: © 1999-2015 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61445.html

Так, по актам Миклошича и Мюллера легко поставить личность и деятельность Исайи выше личности и деятельности Иоанна Глики, так как в характере отношений этих патриархов к синодским делам нет большой разницы, а между тем размеры Синодской деятельности при Исайи шире, чем при Глике, да и дела, решенные При первом, важнее и могут указывать на большую предприимчивость, чем дела, пшенные при втором патриархе. Вообще, упомянутые «акты» больше полезны для определения характера всего века, чем отдельных патриархов, правивших церковью в это время. 633 Canta. cu.4en1 Historiae. Lib II, cap. 21. Т. 1, pp. 431–435. Главные факты, касающиеся избрания Калеки, см. выше, с. 130–131. 635 De Gregorio Palama Graecorum sententiae. Migne. PG. T. 150, pp. 863–864; Miklosich. Acta patnarchatus Constantmop…. Т. I, 248–249. 643 De Gregorio Palama. Ex Allatii opere: De perpetua consensione. Migne. PG. T. 150, p. 881; Cuperi Ad historiam patriarch. Constantin., cap. 119, p. 178. 646 De Gregorio Palama. Ex Allatii opere: De perpetua consensione. Migne. PG. Т. 150, pp. 881–882; Cupen op. cit. cap. 119, p. 178. 647 Cantacusem T. Ill, hb. IV, cap. 3, pp. 25–27; Gregorae Hist. Byzant. Т. II, llbXV, cap. 11, p. 786. 655 Gregorae ibid, р 871. Рассказ Кантакузина об избрании Каллиста не дает икаких особенных подробностей. Cantacusem op. cit. Т. Ill, p. 106. 661 В одном из наших духовных журналов («Православное Обзорение») напечатана о. архимандритом (теперь епископом) Арсением статья под заглавием: «Очерк жизни и деятельности Каллиста, патр. Константинопольского» (1875, т. 1, с. 917 и далее). Автор, принимая исходным началом для своих суждений несколько замечаний Кантакузина, благоприятных для Каллиста, изображает этого патриарха как личность, вполне достойную своего призвания. Но такое изображение Каллиста возбуждает недоумения: во–первых, почему автор не дает никакого значения сви детельствам Григоры, почему не подвергает их критике, что мы были бы вправе ожидать от автора? Во–вторых, странным представляется и то, что автор вполне соглашается с отзывом Кантакузина о Каллисте, а между тем самого Кантакузина описывает как человека вероломного, лишь способного прилагать беззакония ь беззакониям, спрашивается· можно ли верить свидетельству Кантакузина, когда он, по автору, был человеком во всех отношениях не надежным? Очень возможно что Григора преувеличил недостатки Каллиста, описал его в чертах слишком мрачных, но все же не верить Григоре, как делает автор, нет оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Evangelium secundum Ioannem. Floss, c. 297–348). От этого труда сохранились только три отрывка, довольно значительные впрочем по объему (гл. 1,11–29. Ill, 1 -IV, 28. VI, 5–14). Заглавие произведения и имя автора не сохранились, но древность рукописи и содержание отрывков не могут, кажется, оставлять сомнения в принадлежности его Эригене. Начало первого отрывка захватывает несколько стихов, истолкованных с большею подробностью в гомилии (гл. I, 11–14); сличение его с гомилией, однако, едва ли может привести к какимлибо выводам об отношении их по времени. Особен ности в содержании комментария, близкое знакомство автора его с греческим богословием, заставляют относить его вообще к позднейшим произведениям Эригены 219 . И здесь, как и в гомилии, имеется в виду греческий текст Евангелия. Толкование отличается обстоятельностью и имеет научно-спекулятивный, не практически-назидатель – ный характер. Истолковываемый текст дает при этом нередко повод комментатору к самостоятельным экскурсам в область спекуляции. В полном виде комментарий, если он доведен был до конца, должен был приближаться по величине к сочинению о разделении природы (по приблизительному расчету – 400 или 500 столбцов издания Миня), и если бы сохранился вполне, имел бы без сомнения весьма важное значение для уяснения воззрений Эригены в некоторых частных пунктах. Отрывки изданы были Равессоном, по найденной им в Лаоне рукописи, может быть, IX века, в 1849 году; перепечатаны у Флосса, с присоединением поправок 220 . III. Жubя при дворе и пользуясь покровительством короля, уче ный в силу обычая того времени, по необходимости, так сказать, должен был выступить и в роли поэта. Сохранилось до 16 стихо творений Эригены на латинском языке, греческие фразы из нескольких не дошедших до нас и два стихотворения на греческом языке. Были уже упомянуты стихи, стоящие в связи с переводами Дионисия (Floss, с. 1029–1030, с. 1037–1038, с. 1194 ­­ p. XXIII) и Максима (с 1235–1236, Sect. Ill, I ш). Из прочих (с. 1221–1240) некоторые напи саны, по-видимому, на особые случаи: I, ι, где воспевается возращение Карла после поражения Людовика Немецкого в 859 году 15 января; I У – похвала Ирминдруде, супруге Карла Лысого (V, ι, 20 – Карлу); II п, V, и – в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Тертуллиан принадлежал к разряду тех людей, которые в проведении овладевшей ими идеи не останавливаются перед крайними выводами. Привыкший говорить свободно по всем вопросам, он незаметно пришел к оспариванию авторитета епископов и клира, к защите для каждого верующего права иметь свое мнение и с ним сообразовать свое поведение. Все это принесло свои плоды при знакомстве Тертуллиана с монтанизмом, поставившим своей задачей борьбу с обмирщением Церкви. К концу II в. монтанизм проник в Африку, вызвал споры в лоне карфагенской Церкви и мало-помалу привел к резкому разделению на две партии. Тертуллиан увлечен был строгими нравственными требованиями монтанистов и увидел в них истинных преемников первенствующих христиан. Трудно объяснять переход его в монтанизм только его темпераментом; разрешение этого вопроса скорее заключается в том, что «новый закон» традиционного христианства казался Тертуллиану недостаточным в области морали и что Параклит дает дополнение к нему. «Правило веры» должно оставаться неподвижным и неизменным, а Параклит должен присоединить к нему, соответственно потребностям времени, новую дисциплину. По сообщению блж. Иеронима (De vir. ill. 53), Тертуллиан примкнул к монтанизму, когда достиг середины своей жизни. В своих произведениях приверженцем нового учения он выступает с 207 г. (Adv. Marcionem I, 29 802 ). Окончательно Тертуллиан отделился от Церкви не ранее 213 г. Иероним говорит, что поводом к отделению послужила зависть и оскорбления римского клира [(De vir. ill. 53)]. Но в собственных произведениях Тертуллиана на это нет никаких указаний; между тем он едва ли умолчал бы, если бы это было так. Тертуллиан был необычайно плодовитый писатель. Примечательная особенность его жизненного течения, что каждый шаг его вперед обозначал разрыв с прошлым, сказалась на Тертуллиане и как писателе. Обладая широким образованием и выдающимися знаниями в области истории, философии и юриспруденции, он по переходе в христианство стал с презрением относиться ко всякой эстетической культуре и особенно довольно часто и энергично выражал свою ненависть к светской науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Op. cit. Ill, 111. См. также Zeitschrift fflr wiss. Theolog. 1881. Heft. III. S. 325 (Hilgenfeld). Эту сторону дела прекрасно раскрыл Keim. Rom und das Christenthum. S. 604–607. Ср.: Pressense. Op. cit. Ill, 111. Впрочем, встречаются ученые, которые отвергают, что Марк издавал новые указы против христиан, и утверждают, что при нем гонение происходило по традиции, по давнишнему указу Траяна. Таких воззрений держится Aube (Р. 388). Главным доказательством его воззрений служит то, что при конце царствования Марка Аврелия проконсул Галльской провинции (в 177 г.) обращается к императору с вопросом, как ему поступать с христианами, обвиняемыми в тяжких преступлениях; если бы Марк издавал определенные указы против христиан, заключает Обэ, не к чему было бы проконсулу обращаться к Марку с вышеуказанным вопросом. Но, как видно из Евсевия (V, 1), недоразумение проконсула Галльского касалось не общего вопроса, как поступать с христианами, а более частного, именно: как поступать с теми из христиан, кои оказывались римскими гражданами, а также с теми из христиан, кои отреклись от веры после устрашений (См.: Keim. Rom… S. 618). ______________________ Чтобы составить себе более ясное представление об указах Марка Аврелия и самом гонении, нужно собрать характеристические черты гонения, как они указаны у христианских писателей, и это даст нам возможность хоть сколько-нибудь приблизиться к представлению, какие меры употреблял Марк в целях искоренения христианства. Черты гонения Марка новы в сравнении с гонением Траяна, если о гонении Траяна судить только по его указу, так что недаром Мелитон называл указы Марка новыми указами. Вот эти черты: 1) Правительство не только приказало хватать христиан, заявивших себя таковыми, и подвергать тому или другому наказанию, но приказывало отыскивать христиан, если они скрывались. Ничего подобного не разрешал император Траян. Теперь " сыщики, — по свидетельству Евсевия, — употребляли все старание к отысканию христиан " . Эти сыщики иногда слишком далеко простирали свое усердие; так, когда они отыскивали Поликарпа Смирнского и когда, однако же, не нашли его там, где предполагали найти, то схватили двух его рабов, желая от них добиться, где находится Поликарп, и для большей внушительности своих допросов одного из них даже подвергли экзекуции (Евсев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

К ограничительным моделям можно отнести и совет Галена " не запрещать вовсе плотские связи " 3 . Наконец, режимы, зависящие от обстоятельств, требуют особой осмотрительности при определении условий, которые менее всего помешают осуществлению полового акта и, вместе с тем, ослабят его воздействие на равновесие целого. _____________ 1 См. Oribase, VI, 38; Т. Ill, P. 540--541. Руф замечает также, что поза стоя утомительна. 2 Ibid., P. 541. 3 См. Oribase, VIII; Т. Ill, P. 110. Стоит однако учесть суждение Цельса, отражающее среднинную позицию: " Что же касается половых сношений, то к ним не следует как слишком стремиться, так и слишком их опасаться " . ( О медицине , I, 1).  При этом учитываются четыре переменные: время, благоприятное для зачатия, возраст субъекта, пора года или час, индивидуальный темперамент. 1. Режим aphrodisia и зачатие. Эта тема вполне традиционна и основана на представлении о том, что доброе потомство, euteknia, может получиться лишь при соблюдении определенных мер предосторожности. Тот, кто зачат в блуде, будет нести на себе его знак, и не только оттого, что дети походят на родителей, но еще и потому, что им передаются свойства акта, благодаря которому они появились на свет. Достаточно вспомнить хотя бы рекомендации Аристотеля или Платона 1 . Положение о том, что половой акт, нацеленный на продолжение рода, требует особых забот и тщательной подготовки, настойчиво повторяют в своих режимах врачи императорской эпохи. Прежде всего они предписывают обстоятельно подготовиться с тем, чтобы достичь общего состояния тела и духа, способствующего выработке или закреплению у индивидуума качеств, которые должны, пропитав собою семя, проявиться в зародыше, иначе говоря, речь идет о том, что себя надлежит формировать как прообраз будущего ребенка. Очень показательны в этом смысле слова Атенея, цитируемые Орибасием: тот, кто намерен рожать детей, должен расположить душу и тело наилучшим образом, так, чтобы душа была спокойна и полностью избавлена от всякой боли, заботы, утомления или иного недуга, а тело оставалось здоровым и без каких-либо изъянов 2 . Требуется и непосредственная подготовка: некоторое воздержание, позволяющее сперме скопиться и войти в силу, а вожделению приобрести должную страстность (из-за слишком частых соитий семя не успевает проявить всю свою мощь), весьма строгая диета, избегающая очень горячей и жидкой пищи (простой легкий завтрак, " не изобилующий разносолами " призван " возбудить пыл, обязательный в делах любви " ) и предотвращающая опасность несварения желудка или опьянения,-- в целом, рекомендуется общее физическое очищение, благодаря которому тело достигнет покоя, необходимого для осуществления полового акта: так " хлебопашец засевает свое поле после того, как очистит его от сорной травы " 3

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

743 III, 19, C.680D: Ineffabilem et incomprehensibilem divinae bonitatis inaccessibilemque claritatem omnibus intellectibus sive humanis, sive angelicis incognitam – superessentialis est enim et supematuralis – eo nomine significatam crediderim, quae dum per se ipsam cogitatur, neque est, neque erat, neque erit. 745 III, 5, С.636А: Nam quomodo haec sibi invicem convenire possunt? Si omnia, quae sunt, in sapientia creatrice aetema sunt, quomodo de nihilo sunt facta? Quomodo enim potest aeternum esse, quod priusquam fierit, non erat? Et quod incipit esse in tempore et cum tempore, quomodo potest esse in aetemitate? Omne siquidem aeter-nitatis particeps nec incipit esse, nec desinit. Quod autem non erat, et incipit esse, necessario desinet esse, quod est. Omne namque, quod initio non caret, fine carere non potest. 746 III, 5, C.635Ä Disc. Nebulis valde tenebrosis cogitationum mearum undique cinctum me esse sentio. In talibus equidem nil mihi remanet, nisi sola fides, quam sanctorum Patrum tradit auctoritas. c.636A, B. Ill, 6, 7, С.638В: Sed quemadmodum haec veluti sibimet adversantia in unam quandam intelligentiae copulam conveniunt, hoc est, quomodo omnia simul et aeterna et facta sunt, non solum tibi, verum etiam et mihi diligentissima rationis inquisitione dignum esse videtur. Disc. Dignum quidem. Нас enim quaestione nullam altiorem inquisitoribus veritatis quaerendam esse arbitror. Cf. Ill, 8, C.641D, 9, C.647B, 10, C.650B, 16, C.666B, 16, C.670B. 748 III, 8, с. 639В: Deum praecedere universitatem credimus, non tempore, sed ea sola ratione, qua causa omnium ipse intelligitur. Si enim tempore praecederet, accidens ei secundum tempus facere universitatem foret. 749 III, 8, C.640Ä In quo (­ ν αιτ) vivimus, et movemur, et sumus. Nihil enim aliud nos sumus, in quantum sumus, nisi ipsae rationes nostrae aeternaliter in Deo substitutae. 750 III, 8, C.640B: «Operatio, inquit, divina, quae secula creavit et gubernat, quadriformi ratione distinguitur. Primo, quod in Verbi Dei dispensatione non beta, sed aeterna sunt, qui nos Apostolo teste ante tempora secularia praedestinavit in regnum». Item alibi de Trinitate scribens: «Verbum Dei, inquit, per quod facta sunt omnia, ubi incommutabiliter vivunt omnia, non solum, quae fuerunt, verum etiam, quae futura sunt; nec turn in ipso fuerunt, nec futura sunt, sed tantummodo sunt; et omnia unum sunt, et magis unum est». Item in Exemero de Deo Verbö «Aliter, inquit, sub ipso sunt ea, quae per ipsum facta sunt, aliter in ipso sunt ea, quae ipse est " …. non quod alia sint, quae in Deo sunt, et Deus esse discuntur propter unitatem naturae, et alia, quae per generationem in mundum veniunt, sed quia una eademque rerum natura aliter consideratur in aetemitate Verbi Dei, aliter in temporalitate constitute mundi.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

118 Язычники смотрели на христианство как на одну из иудейских сект (Тертуллиан, см. его и другие сочинения). 119 «Совсем не так трудно освободиться от всякого непотребного, навязчивого помысла, нарушающего внутренний мир твой, и немедленно восстановить таким образом ясность и спокойствие духа» (V, 2). «Пойми, что ты давно мог бы освободиться от своих пороков. (Даже) твоей бездарности достало бы вполне на самоисправление» (V, 4). «Остановись, войди в себя, посоветуйся с совестью, прибегни к разумению, и ты не впадешь в ошибку и не совершишь неправды» (X, 7). 120 Размышления. IV, 35. 121 Размышления. II, 10; IX, 3; XI, 3. 122 Определяя отношения Марка Аврелия к христианам, Марка, который, будучи человеком мягким и гуманным, заявил себя такой жестокостью к христианам, не следует упускать из внимания еще следующего замечания Марка же: «В одном и том же человеке совмещаются и необузданность, и кротость» (I, 5). 123 Epistola Marci Ant. См.: Vulcatii Gallic, de vita Avidii, cap. 5. 124 Размышления. II, 7; IV, 10. 125 Marci Antonini De rebus suis ( Τ ϖ ν αυτ о ν ). Cantabrigiae, 1652. Lib. IX. С 23; VI, 54. 126 Закон этот приводится у Pressense. Op. cit. Ill, 111. См. также Zeitschrift fflr wiss. Theolog. 1881. Heft. III. S. 325 (Hilgenfeld). 127 Эту сторону дела прекрасно раскрыл Keim. Rom und das Christenthum. S. 604—607. Ср.: Pressense. Op. cit. Ill, 111. Впрочем, встречаются ученые, которые отвергают, что Марк издавал новые указы против христиан, и утверждают, что при нем гонение происходило по традиции, по давнишнему указу Траяна. Таких воззрений держится Aube (Р. 388). Главным доказательством его воззрений служит то, что при конце царствования Марка Аврелия проконсул Галльской провинции (в 177 г.) обращается к императору с вопросом, как ему поступать с христианами, обвиняемыми в тяжких преступлениях; если бы Марк издавал определенные указы против христиан, заключает Обэ, не к чему было бы проконсулу обращаться к Марку с вышеуказанным вопросом. Но, как видно из Евсевия (V, 1), недоразумение проконсула Галльского касалось не общего вопроса, как поступать с христианами, а более частного, именно: как поступать с теми из христиан, кои оказывались римскими гражданами, а также с теми из христиан, кои отреклись от веры после устрашений (См.: Keim. Rom... S. 618).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

Немного внимания Арнобий уделяет и эсхатологии. После смерти, которая есть разлучение души от тела (animarum a corporibus dijugatio, II.14) или разрешение от телесных уз (corporalibus vinculis, II.30), души людей попадают в геенну, где грешники, не знавшие Бога, после продолжительных мучений (per longissimi temporis cruciatum) совершенно истребляются неугасимым огнем (ad nihilum reductae; finis abolitionis extremus), это – «истинная смерть» (mors vera); в то время как душам праведников Бог по Своему милосердию дарует бессмертие (II.14 1153 ; 65) и светлую, блаженную жизнь после будущего воскресения из мертвых (mortuorum resurrectionem futuram, II.13; 76; 77). 1112 Некоторые исследователи на основании имени Арнобия полагают, что н был греческого происхождения. В самом деле, имя Arnobius восходит к двум греческим словам: ρνον «агнец» и βος «жизнь». См. Bardenhewer О. Geschichteder altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1903. T. II. S. 465; Дроздов Н.М. Арнобий: Семь книг против язычников. Киев, 1917. С. 1, прим. 1. 1113 Hieronymus, De vir. ill., 79: Arnobius sub Diocletiano principe Siccae apud Africam florentissime rhetoricam docuit. Его же, Chronicon, PL 27, 675: Arnobius in Africa rhetor clarus habetur, qui cum in civitate Ciccae ad declamandum juvenes erudiret. 1116 Hieronymus, Chronicon, PL 27, 675: et adhuc ethnicus ad credulitatem somniis compelleretur... fidem, quam semper impugnaverat. Возможно, истинной причиной обращения Арнобия был страх перед вечной смертью и стремление достичь бессмертия (см. Adv. nat. II.32). 1117 Hieronymus, De vir. ill., 79: scripsitque adversum gentes, quae vulgo exstant, Volumina; Chronicon, PL 27, 675: neque ab episcopo impetraret fidem, quam semper impugnaverat: elucubravit adversus pristinam religionem luculentissimos libros, et tandem velut quibusdam obsidibus pietatis foedus impetravit. 1118 Далее: Adv. nat. Иероним называет трактат Арнобия Adversus gentes, но водной рукописи IX века (Codex Paris. 1661) он называется Adversus nationes, что считается более точным названием. См. Quasten. Op. cit. Vol. II. P. 384.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

49 В «Хронографе» – «Ponmianus ... ет Yppolimus ... sunt depormami... Discincmus est»; в «Liber ponmificalis» – «Ponmianus... ет Y.... sunt depormami», а потом: «adflicmus, maceramis, fustibus, defuncmus est». Т. о., из грамматической связи ясно, что в том и другом памятнике факт ссылки утверждается по отношению к двум личностям: Понтиана и Ипполита, а факт смёрти – только к одной личности, именно к Понтиану. 50 Некоторые исследователи (Дёллингер S. 69; Ахелис S. 32) утверждают факт смерти Ипполита на острове Сардиния на том основании, что климат этого острова отличался «вредоносными качествами». В самом указании «Хронографа» и «Liber ponmif.» на его «вредоносность» (посииа) они усматривают, т. о., прямой намек на ту неминуемую гибель, которой будто бы подвергались все попадавшие на остров. Но сам же Ипполит, между прочим, и опровергает это положение, когда в своих «Философуменах» замечает, что Каллист был сослан на этот остров еще до своего епископствования, следовательно, пережил сардинское заточение и «вредоносные условия» его климата. (1.IX,c. 12). 51 К таким относятся, напр., Гизелер [Gueseler] (Иевег Hippolymus, die ersmen Monarchia пег und die Rmische Kirche in der ersmen Hlfme des drimmen Jahrhunderms – Theol: Stud. u. Kritiken. 1853: Н. 4), Иванцов-Платонов (Ереси и расколы...). 53 Что Ипполит чувствовал особую приязнь к личности Оригена , на это указывает уже произнесение им похвального слова в его присутствии (об этом передает со слов самого Ипполита – в предисловии к упомянутому слову – Иероним (De vir. ill.» с. 61). – Тот же Иероним и экзегетическую деятельность Ипполита поставляет с таковой же деятельностью Оригена в самую тесную связь (de vir. ill. с. 61). 54 Евсевий VI, 33: «Берилл учил, что Спаситель и Господь наш, до появления Своего между человеками, не имел личного бытия и особой божественности, что в Нем обитало только Божество Отчее». 60 В VIII книге Философумен (12–15 гл.), напр., Ипполит излагает учение Моноима Араба по его собственным сочинениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010