2 Исаия Египетский. Слово 17, 7. 3 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 19, 8. 4 Исаак Сирин. Слово 14; Слово 1//Слова подвижнические. С. 85, 8. 5 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 3, 4.   Господь с неба указывает его лишь иногда, поколику нужно, как, например, Аврааму 1 . 1 Филарет (Дроздов), митр. Слово в день рождения Его Императорского Величества благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича//Слова и речи. Ч. 3. С. 43. Историческое развитие старчества. Два вида старчества Господь Иисус Христос, основав Церковь Свою на земле, учредил в ней особое сословие людей, составляющих иерархию, и ему собственно вверил власть и вменил в обязанность учить и руководить людей на пути ко спасению. Так действительно и было в первые времена христианства, когда у верующих, по выражению дееписателя, были сердце и душа едина (Деян. 4, 32) и жизнь стояла на высокой степени нравственного совершенства. Но увеличение числа их, по общему закону жизни человеческой после падения, повлекло за собой упадок нравов отчасти вследствие возвращения многих, не выдержавших ощущаемых во время борьбы с прежним навыком противящихся им и борющихся с ними помыслов 1 , к прежней жизни [ Макарий Египетский. Беседа 32, 9.   греховной, а главным образом потому, что с утверждением христианства мирскою властию некоторые стали принимать его более из расчета, нежели по убеждению, не стараясь проводить в жизнь его живительные начала. Поэтому живущие в мире в тесных связях с мирскими людьми, много познав порок, лишились возможности очищать ум 1 и в уединении и безмолвии удобнее стало побеждать врага и достигать совершенства 2 , нужного пастырю для успешного исполнения возложенных на него обязанностей согласно с учением апостола. Не каждый, конечно, мог удовлетворять этому требованию, почему почувствовался недостаток в пастырях, достаточно приготовленных пустыней, особенно когда число их со временем потребовалось увеличить, и уже после первого века на ряду с достойнейшими Афанасием и Василием Великими, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым мы встречаемся с личностями, в нравственном отношении далеко не соответствовавшими своему назначению и не исполнившими своих пастырских обязанностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

2 Свидетельством трудолюбия его может служить также сохранившаяся до нас довольно объемистая, собственноручно писанная И. А. Лебединским, тетрадь, заключающая в себе записки по патрологии, только что введенной тогда в семинарии по распоряжению обер-прокурора Св. Синода графа II. А. Протасова. 3 Замечательно, что высокопреосвященнейшему Леонтию, в бытность его архиепископом Холмско-Варипавским, судил Господь и совершить чин погребения митрополита Макария. 5 Таков, например, был недавно почивший архиепископ Тульский Никандр, бывший в то время ректором Новгородской семинарии и также любимый митр. Григорием. Тогда же оба архимандрита – Никандр и Леонтий, земляки по происхождению из одной (Воронежской) епархии, особенно сблизились друг с другом, и укрепившаяся в то время взаимная приязнь их продлилась и на последующее время 8 См. Слова и речи Синодального Члена Леонтия, архиепископа Холмско-Варшавского. Изд. 3-е. Т. II, стр. 189 –191. Сиб.1888. 9 Указание на это есть и в одной из проповедей высокопреосвященнейшего Леонтия. См. там же, т. I, стр. 230. Сиб.1888. 11 Именно в деле устроения часовни Гуслицкого монастыря в С.Петербурге, за что его митрополит Филарет и благодарил чрез А. В. Горского, отправлявшегося по делам в Петербург. См. Прибавл. к Твор. св. Отц. 1885, XXXV, 200. 12 См. отзывы митроп. Филарета о преосв. Леонтии в Письмах м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лицам, ч. II, стр. 185, 207 и особенно 210. Тверь, 1888 13 См. о сем Письма мтпр. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 589–590. Киев, 1869. Срав. Русск. Архив за 1892 г. ч. Ш, стр. 95 и дал. 14 См. о сем между прочим в письме покойного владыки Исидора к покойному же архиепископу Никандру от 1 сентября 1861 года, нами впервые опубликованном в Душсп. Чтении за 1893 г. ч. II, стр. 90. 15 В награду за труды о. прот. И. В. Васильева по устроению церкви ему Высочайше пожалована была тогда митра, о чем см. Русск. Архив 1892, III, 105; срав. стр. 101. 16 Срав. обо всем этом в Письмах м. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 591–592; Слова и речи. Синод. члена Леонтия архиеписк Холмско-Варш. I, 238–240 и особенно Русский Архив 1892, 111, 95–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3 .  Приходские храмы обеспечиваемы были частью пожертвованиями своих строителей и благотворителей, как, например, для вышгородского храма назначена была десятина 353 . Ярослав В. вместе с тем, как строил по городам и селам храмы давал священникам от имения своего урок 354 . Общим же источником содержания причту были добровольные пожертвования прихожан, как это было с первых времен христианства 355 . Кроме того, священникам дозволялось обращать в свою пользу доход от продажи ладана и церковного вина 356 . §39. Знаменитейшие Пастыри-Митрополиты В ряду Митрополитов киевских первого периода Русской Церкви (числом 21 без Иосифа) возвышаются заслугами Церкви: 1 .  Св. Михаил, первый святитель и просветитель земли русской, подражатель апостолам в вере и благочестии. Он скончался в 992 г. и прославлен Господом за труды свои для веры 357 . 2 .  Блаж. Иларион – первый Митрополит из Руссов. Какое высокое место занимает он в ряду русских учителей, мы уже видели (§16). Ко времени его правления относятся славные подвиги св. Леонтия, и первосвятитель, конечно, содействовал ему в распространении св. веры. Нестор говорит о его времени: «начат века христианская плодитися». К его же времени относилось устройство церковного богослужения. В его время начало процветать духовное русское просвещение. В его же время насаждалось и русское благочестие. Без сомнения, во всем этом много значили труды Митрополита всея России и особенно потому, что Иларион, русский душею и по всему другому, хорошо знал и живо чувствовал нужды своей паствы, а зная нужды, находил и средства удовлетворять им в знакомой стране. Блаж. кончина его последовала, вероятно, в 1067 г., и св. мощи его почивают в Киевских пещерах, где провел он несколько лет в подвигах 358 . 3 .  Иоанн II, посвященный в 1080 г. заслужил имя добраго, как по сердечной доброте, так и по полезным распоряжениям своим. Нестор, восхищенный высокими качествами его, говорил: «Подобнаго ему еще не было в Руси да и не будет. Был муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и к вдовицам, равно ласковый к богатому и бедному, смиренный и молчаливый, владевший даром слова, и утешавший святыми беседами печальных». Все, что говорит Нестор о сем пастыре, заставляет быть несомненно убежденным в том, что ему принадлежит умное каноническое сочинение: «Иоанна Митр. русскаго, нареченнаго Пророком Христа написавшаго правило церковное от Св. книг вкратце Якову черноризцу». То же Несторово изображение Иоанна уверяет и в том, что наименование Пророка Христова, которым украшали сего святителя, нет нужды принимать не в обыкновенном значении этого слова. Прозорливый пастырь скончался в 1089 г. 359

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

456 Что подобные приёмы и выходки в смысле вольности со стороны Архимандрита Макария были, об этом свидетельствует в своих Записках, прежде упоминавшийся Енисейский Преосв. Никодим. У него читаем, например, следующий факт: «В 1840 году, в Вознесение Господне, 4 Мая, я попросился служить с Митрополитом Филаретом в его домовой Церкви, на Троицком подворье. Прихожу в Церковь . Вижу другого Архимандрита, тоже готовящегося служить с Владыкой. Это – Архимандрит Макарий, Алтайский миссионер. Служили с Владыкой. После служения, по обычаю, пошли к Владыке на чай. Полна гостиная господ и почти одни женщины. Нам с о. Макарием, едва достали два последних стула. Выпив по чашке чаю, мы с о. Макарием встали, приняли благословение у Владыки, и вышли. В зале о. Макарий меня остановил и стал спрашивать, – кто я, откуда и что здесь делаю. Сказав в пяти словах отрывисто, я просил о. Макария выйти из залы и в его келье я обещался говорить с ним, сколько он пожелает. Макарий не послушал, и начал прогуливаться взад и вперёд по зале, держа меня за руку и прося рассказать о себе шире и шире. Я был как на иглах, ежеминутно опасаясь выхода гостей от Владыки. И что же? Отворяется гостиная, боярыни выходят, вертясь обычно и нежно кланяясь Владыке. Владыка вышел было в залу за боярынями, но, увидев нас, вспыхнул, в глазах блеснула молния; он быстро повернулся назад, и хлопнул за собой дверью так, что зазвенели окна. Так-то полу-юродивый Архимандрит Макарий ввёл меня в искушение. Он в это время приехал в Петербург, между прочим, со своим переводом Пророков с Еврейского на Русский. Он просил Св. Синод дозволить напечатать сей его перевод. Но тогда это казалось святотатством. Митрополит Серафим сказал (якобы) в Синоде о сём переводе Пророков: «В печь этот перевод!» – См. о Филарете Митр. Москов. «Моя память». Стр. 56–57. 457 В Истории перевода Библии у г. Чистовича приводится большая часть содержания этого донесения (Христ. Чт. 1872 г. Сентябрь, стр. 30–37), где действительно заключаются самые резкие выражения. На это есть прямые указания и в вышеприведённом определении Св. Синода, по которому А. Макарий был присуждён к епитимии, хотя бы за свой дерзновенный и нетерпимый образ действий должен бы подлежать строгой ответственности (лишению сана и монашеского звания).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

4. Из отцов я ссылаюсь, например, на русского Феофана Затворника - он что, не видел? Сошлюсь на других отцов, признающих вечность адских мучений - Игнатий (Брянчанинов) и Иустин (Попович). Они тоже не видели? И Филарет Московский не видел? И Димитрий Ростовский? И Тихон Задонский? И оптинские старцы? И Никодим Святогорец? И Марк Эфесский? И Григорий Палама? И Паисий Святогорец? Это навскидку, без поисков по Интернету. Все они утверждали вечность и бесконечность адских мучений для грешников. Они были либо природными греками, либо прекрасно знали греческий язык (ну разве что кроме оптинских старцев). Почитайте хотя бы " Эсхатологию " Иустина Поповича - он же постоянно поверяет цитаты из Писания (а часто и отцов) греческим оригиналом! Про свт. Феофана Затворника, плодотворного переводчика с греческого, и упоминать нечего. Особо скажу про свт. Марка Эфесского. Полемика с Вами в прошлый раз и подвигнула меня на скорое прекращение дискуссии теперь. Вот цитата из второго его слова, которую Вы тогда не захотели заметить: " И ни первые не восприняли еще наследие Царства и тех благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша», ни вторые еще не преданы вечным мукам и горению в негаснущем огне " Видите, святитель не просто говорит о вечной муке грешников, но и о горении в негаснущем огне. 5. Времени уже не будет не через какое-то время мучений, а сразу после Второго пришествия, когда начнется будущий век с его воздаянием праведникам и грешникам. 6. Причины, по которым я считаю, что адские мучения для грешников будут вечными, исчерпывающе изложены в соответствующих пособиях по православному догматическому богословию: у митр. Макария, еп. Сильвестра, свт. Филарета (Гумилевского), прот. Н. Малиновского и др. Если Вам эти имена и книги незнакомы - это странно. Почему Вы в статье не приводите их аргументы и не опровергаете их - для меня загадка. Почему не читаете приводимых ими цитат святых отцов (преимущественно живших до XI в.) и самих книг целиком - даже не могу предположить.

http://bogoslov.ru/article/5350519

55 Таинство это называется «соборованием», ибо совершать его положено собору (семи) священников. 57 Слава Тебе, Христе Боже, – восклицаем ты при окончании Богослужения: «УПОВАНИЕ НАШЕ – слава Тебе». 59 Один русский проповедник (Филарет, митр. Московский) брал ещё пример из живой природы, указывая на гусениц, скрывающихся в коконе, как в могиле, но на время. «Умирает пресмыкающийся червь, – говорил он, – воскресает крылатая бабочка». 60 Этим указывается на удаление их от Бога и от того блаженства богообщения, которое ожидает верующих в райских обителях. 65 «Итак, если ты принесешь, говорит Господь в Нагорной проповеди, дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя: оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ). 67 Однако, и в настоящей земной жизни, когда человек очищает своё сердце от грязных мыслей, чувств и желаний, то он делается способным любить и доброе и истину. И наоборот: грязное сердце не ценит, и даже не может понять ничего хорошего и чистого. Не даром ветхозаветный мудрец сказал: «в злохудожну душу не войдет премудрость» ( Прем. 1, 4 ). 71 Те из неверов, которые ранее веровали в Бога, а потом изменили этой вере, называются «богоотступниками» (например Юлиан). 75 Очень часто люди говорят: «Господь», «Боже», – а о Боге в это время вовсе не думают. Крестятся, даже при этом кланяются (и то, и другое – явно небрежно, без всякого благоговения, без простого внимания); всё это – грех против 3-й заповеди. 76 Вспоминая это, ап. Павел писал: «люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6, 16–17 ). 77 В 1-й день недели собрались верующие, провожавшие ап. Павла для преломления хлеба, т. е. Литургии; в Апокалипсисе прямо упоминается день недельный, т. е. воскресный (1, 10). 79 Тем, кто по службе бывает занят во время богослужений в праздники, рекомендуется внутренняя молитва в эту пору во время занятий (хотя лучше им добиваться места, менее выгодного, но не столь мешающего им в исполнении их христианского долга).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

599 При появлении Догматики Макария ему были высказываемы замечания даже и за то, что он употребляет слово религия вместо веры: это де слово языческое. Письм. Елпидифора, Прав. Обозр. 1888, янв. стр. 117. Говорим это к тому, как в молодость Макария твёрдо ещё держались чистоты языка, и считали надобность в словах чужих совсем не действительной. 600 Слова, стр. 585. Что старая русская духовная школа в лице своих питомцев, не очень жаловала и долго не могла примириться с наплывом иностранных слов в русскую речь, об этом см. любопытные суждения Иннокентия Борисова , в других отношениях не чуждавшегося новшеств, у Палимисестова, воспомин., стр. 161. Иннокентию казалось странным употреблять слово: гуманный. „Я положительно утверждаю, говорил будто бы Иннокентий, что иноземные слова замедляют развитие русского ума, удерживают его от самобытности, самодеятельности, даже от сознания своих сил. А это не может не сопровождаться самыми худыми последствиями“. Странно обращение к иным языкам, по Иннокентию, и потому, что и на русском языке „мы можем со всей полнотой свободно выражать и все истины ума и все движения сердца“, ibd, и он никогда в проповедях не употреблял иностранных слов. Известно также, что и Филарет не употреблял иностранных слов даже в обыденной речи, предпочитая сказать: земляная дорога место: грунтовая дорога. 601 Выдержка из одной проповеди: „купаешься? Купаюсь. В баню ходишь? Хожу. И опять ходишь? И опять хожу“. Замечание митр. Филарета: „это ли тон проповеди? Читайте святителя Тихона, и посмотрите, что такое простота церковная! “ – Письма к Высоч. особ. I. 68. 603 Например, Слова, стр. 584, – Место этого слова – о совершенствах первого и второго рода, ясное конечно в чтении, могло казаться слишком сухим и требующим усиленного внимания от слушателя, – между тем как чрез распространение предложений оно могло бы обойтись без этих ссылок на первый или второй род предметов. 604 В этом отношении мы встречаемся с следующим фактом: проповедь на Великий пяток в 1842 году в собственном издании автора 1847 года названа словом. Но в посмертном издании 1891 года она названа уже – речью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

620 Ср. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 49; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 87–92. Переживание трагичности исторического момента было настолько острым, что и в кругу православной интеллигенции отдельные природные катаклизмы в это время воспринимались как апокалиптические знамения. См. А. Ф. Лосев. Диалектика мифа//Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 560–561, 561 прим. 1, 643. 621 Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Поляков Ю. А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996. С. 99–100,102; Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001. С. 191, 206. 629 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 912, 930, 953–954. До весны 1944 г. вдовствующей была и Пензенская кафедра (см. Там же. С. 939). Возможно, это говорит в пользу того, что о. Филарет (Волокитин) действительно имел полномочия от митр. Сергия на служение в области и на организацию ходатайств об открытии церквей. 638 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 294. 660 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 7; Д. 12. Л. 8; Д. 14. Лл. 6, 18; Д. 15. Л. 134.; Д. 16. Лл. 78 об., 137 об.; Д. 35. Л. 104; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 302; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 148. 661 Об этом мы можем говорить, по крайней мере, до второй половины 1950-х и начала 1960-х гг., когда в рамках преобразований сельского хозяйства, инициированных Н. С. Хрущевым, стали осуществляться масштабные преобразования традиционного сельского уклада. См., например, Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. С. 168–176. 664 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 98–99. Отметим, что движение серафимовцев было известно также в 1870-х гг. в Псковской губернии. Трудно сказать, имеет место в данном случае случайное совпадение названия или преемственность этих движений. При этом бросается в глаза типологическое сходство учения и ритуалистики серафимовцев XIX века с движениями нового хлыстовства (см. ниже), широко распространенными в 1920–1940-е гг. См.: Христианство . Энциклопедический словарь. В 3 тт. Т. 2. М., 1995. С. 547–548.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) О протоиерее Стефане Ландышеве (управлял миссией 1844–1865 гг., затем помощник начальника миссии) сведения в литературе об Алтайской миссии и в Русском Биографическом Словаре. 15 ноября Архимандрит Макарий прибыл в свое последнее пристанище. Но не только управление монастырем было его главной деятельностью в г. Волхове. Здесь, уже в «православной стране», Макарий занялся своей новой миссионерской работой – религиозно-просветительной – среди граждан этого городка. Он был удивлен и возмущен религиозным состоянием православных. Например, он установил, что городской голова из купцов не знал Символа веры , а молитву «Отче наш» говорил с ошибками. В одном письме к митр. Филарету он жаловался на такое религиозное состояние граждан. Филарет должен был признать, что «неизлишне быть миссионером и среди православных». В своем монастыре Макарий стал собирать городских детей для обучения молитвам и пониманию православного богослужения. Зазывал к себе и взрослых и беседовал с ними на религиозно-нравственные темы. В монастыре, за каждым богослужением он проповедовал. Уча людей молитвам, Макарий очень часто предлагал текст молитв не на церковно-славянском, а на русском языке. Напр. он учил вместо «Отче наш, иже еси на небесех» произносить «Отче Ты наш небесный». Макарий не забывал и благотворительной работы. Из своих скудных средств он делал много добра больным и бедным. Христианский миссионер по духу и убеждению, Макарий проводил здесь среди православных то, что можно назвать «внутренней миссией», которая так мало была тогда, да и позже, распространена в пастырской работе духовенства. Все вечера, несмотря на сильную слабость зрения, Макарий сидел над своими переводами книг Св. Писания Ветхого Завета. Среди этих трудов Макарий все же не находил внутреннего покоя и удовлетворения. Мысль о богомолье в Иерусалим не покидала его. Он снова подал прошение об освобождении от настоятельства в монастыре и о разрешении на богомолье в Иерусалим. Наконец, весною 1847 года, он получил от Св. Синода разрешение. Занимаясь окончанием своих переводов и сдачей дел монастыря, Макарий стал готовиться к путешествию в Святую Землю, слабея здоровьем, с частыми болями в печени. Свой отъезд он назначил на 18 мая 1847 года. В ночь перед отъездом боли печени все усиливались. Совершенно изнеможенный лежал Макарий на своей постели, мучимый сильнейшими припадками «коликов» – сильных болей в печени. В таком состоянии Макарий поднялся на своей постели и произнес ясным голосом: «Свет Христов просвещает всех», склонил голову и скончался, – ушел в другой, спокойный мир. По его завещанию, тело усопшего положили в простой, деревянный, некрашенный гроб с надписью: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще умрет, оживет. Всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки». Так закончилась нелегкая, по предсказанию святого старца Серафима Саровского , жизнь Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

756 Несомненно, святитель всегда прибегал к отцам. У него встречаются более или менее очевидные цитаты и парафразы из Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоуста , Макария Великого (из последнего – более всего в 1820-е годы), но нельзя сказать, что их писания (как, например, у свт. Игнатия) составляли основу его методологии, чтобы тексты свт. Григория (или кого-то другого из отцов) использовались постоянно в качестве последнего аргумента для утверждения богословской истины. Конечно, можно предположить, что святитель пользовался их текстами или идеями, не прибегая к прямой цитации, но в данном случае, как уже замечалось, поиски параллелей чрезвычайно затруднены и далеко не всегда возможно бывает отличить сходство, возникающее вследствие принадлежности к общехристианской традиции вообще от сходства, поводом которому послужило изучение текстов того или иного отца. Ниже будет более подробно сказано о тех затруднениях, которые возникают при поиске такого рода параллелей в текстах свт. Филарета. К тому же необходимо признать, что в отношении к отцам святитель был и оставался последовательным учеником школы Прокоповича и признавал необходимость различения в их писаниях божественного и человеческого элементов: «Но уже Христианские предания прошли чрез многие страны, народы, языки, чрез многие веки. К первоначальным преданиям Апостольским присоединились предания Отеческие разных степеней древности. В некоторых частях преданий оказалось разнообразие, простирающееся до противоречия. Сделалось нужно исследование подлинности и достоинства преданий – исследование, не всегда удобное и не всякому доступное. Для удостоверения в подлинности и достоинстве преданий всего лучше было бы с точностию знать их начало: но оно нередко скрывается в туманной дали прошедшего. Теперь что делать?» (Слова и речи. Т. 4. С. 97). 759 Для святителя «Священное Писание – не только слово о Боге, но само слово Божие, и это не просто слово, однажды изресенное и записанное; оно деятельное и делотворное слово, которое действует всегда и вечно» ( Амфилохий (Радович) , митр. История толкования Ветхого Завета. М., 2008. С. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010