Конечно, далеко не вс гнали старчество. Такъ, напримръ, ему въ свое время покровительствовали святители, какъ митр. (1801) или оба Филарета — и которые сами были подвижниками и аскетами. Но если старчества вызывало его то это было причиной и обратнаго когда доврчиво принимались проходимцы, самозванцы, или самопрелыценные, которые выдавали себя за старцевъ, но ничего обгцаго съ ними не имли. Такое невжество и общества приносило вредъ не только потому, что подрывало вру и къ этому имени, но было и гибельно, т. к. причиняло духовную смуту, и даже въ политической жизни страны. Отмтимъ еще одно псевдостарчества, которое мы можемъ наблюдать и въ современной действительности: современное духовничество, какъ мы вскор увидимъ, родилось изъ древняго монастырскаго старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этихъ двухъ духовничества и старчества, у малоопытныхъ священниковъ, знакомыхъ съ аскетической литературой только теоретически, всегда можетъ возникнуть соблазнъ власти» — перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, — въ то время какъ они даже не имютъ въ чемъ сущность истиннаго старчества. Это «младо–старчество» (по одному мткому вноситъ разладъ въ окружающую жизнь. Оно таить опасность причинить и непоправимый вредъ душ опекаемаго. Извстны случаи даже какъ результатъ такого Оть иноковъ–учениковъ требовалось всецло старцамъ учителямъ: «Если кто иметъ вру къ другому, и самъ себя отдаетъ въ ему, тотъ не иметъ нужды внимать заповдямъ а долженъ предать волю свою отцу своему, и не останется виновнымъ передъ Богомъ» (Смирновъ: «Древнее духовенство и его Встникъ, Москва, 1906 г.). себя всецло водительству истиннаго старца испытываютъ особое чувство радости и свободы о Господ. Это лично на себ испыталъ, эти строки. Старецъ — непосредственный проводникъ воли же съ Богомъ всегда сопряжено съ чувствомъ духовной свободы, радости и неописуемаго мира въ душ. Напротивъ того, лжестарецъ заслоняетъ собою Бога, ставя на мсто воли свою волю, что сопряжено съ чувствомъ рабства, угнетенности и, почти всегда, Мало того, всецлое ученика предъ лжестарцемъ вытравливаеть въ немъ личность, хоронить волю, извращаетъ чувство справедливости и правды и, такимъ образомъ, отучаетъ его оть отвтственности за свои

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

1. Вступление А. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма«, что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. Б. «Догмат Искупления» в переложении Владыки Митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда Митрополит Евлогий предложил и получил одобрение св. Синода заменить в школах Катехизис Митр. Филарета Катехизисом Митр. Антония, содержащим новое учение об Искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающийся и святоотечески мыслящей иерархии за границей, в частности, ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью, Архиеп. Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам Митр. Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением Митр. Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии). Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. † 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Чего нам бояться раскола?» - каминг-аут митр. Софрония Олег Мономах о свежем интервью идейного борца за «автокефалию» 18.05.2018 1095 Время на чтение 5 минут В одном из легиона христофобских ресурсов киевского режима появилось интервью митрополита УПЦ (МП) Софрония (Дмитрука). Он подтвердил, что подписал обращение, инициированное президентом Порошенко к патриарху Варфоломею о предоставлении Украине автокефалии. Правящий архиерей канонической Церкви открыто встал в ряды раскольников, в цепочку за «патриархом УПЦ КП Филаретом» и «митрополитом УАПЦ Макарием». При этом м. Софроний сообщил, что в УПЦ он не один такой: «Скажу так, что до десяти епископов с нашей стороны поддерживают заявление». Это сообщение м. Софрония «о десяти епископах» тут же стали тиражировать определённого толка СМИ. При этом сам м. Софроний назвал только одно имя, и то, не утверждая, а передавая как слух: «Мне говорили, что еще владыка Виссарион там есть (среди подписантов. – Авт.)» Речь о митрополите Овручском и Коростенском Виссарионе (Стретовиче). Что значит, «мне говорили»? Словосочетание попахивает лукавством . Возможно, Драбинка. Однако сам митр. Виссарион никаких заявлений на этот счёт не делал. Более того, на сайте его епархии в рубрике «Новости епархии» было размещено интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) «Поместные Православные Церкви мира негативно относятся к идее предоставления автокефалии раскольникам» - отрицающее «автокефальные инициативы». А ещё ранее, в феврале, на сайте владыки Виссариона была дана информация о том, что верующие Овручской епархии протестовали с плакатами против приезда к ним «епископа киевского патриархата». На одном из плакатов, например, были слова св. Киприана Карфагенского, что руководители раскола «раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его». Надо сказать, никаких подобных материалов на сайте Софрония нет. Там мы видим не протест против раскола, но прямой призыв к расколу – в интервью, о котором речь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/18/ch...

1. Вступление 1. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма», что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. 2. «Догмат Искупления» в переложении владыки митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда митрополит Евлогий [(Георгиевский)] предложил и получил одобрение Св. Синода заменить в школах катехизис митрополита Филарета [(Дроздова), святителя Московского] катехизисом митрополита Антония, содержащий новое учение об искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающейся и святоотечески мыслящей иерархии заграницей, в частности – от ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью архиепископа Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам митрополит Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением митрополита Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. 358 На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения митрополита Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения митрополита Антония, оставаясь сами преданными и горячо любящими самого митрополита Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) – русский в Болгарии. [Архиепископ Феофан составил серьезное сочинение, которое было запрещено к печати Синодом, по сю пору не опубликованное полностью (с подробным обзором этого труда можно познакомиться в книге Ричарда (Фомы) Бэттса и Вячеслава Марченко «Духовник Царской Семьи, святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник», изданной Братством преп. Германа Аляскинского и Валаамским Обществом Америки в Москве). За этот труд святитель Феофан был изгнан из Синода приверженцами митр. Антония. Он уехал и тихо жил в пещерах во Франции. Его лишили даже погребения архиерейским чином. Архиепископ Серафим составил особое исследование, одобренное Болгарской Церковью.]

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Наследие блаженного Августина , древнего отца неразделенной Церкви, хотя всегда так или иначе присутствовало в западной традиции, однако особую актуальность вновь обрело в XVII в., когда расцвет гуманистического антропоцентризма был опознан на Западе как своего рода новое пелагианство. Характерно, что августинизм в этом отношении оказался тогда равно востребованным как в католической, так и протестантской традиции (на него в равной мере опирались, например, и янсенизм, и пиетизм). Немного позднее, в XVIII в., когда реалии Нового времени проникли и в русскую жизнь, столь же востребованным оказался он и у нас. Следует заметить, что, когда речь идет об усвоении русским богословием того времени западных идей, то внимательное наблюдение показывает, что это были скорее именно августиновы идеи, чем идеи современной западной схоластики – протестантской или католической. Первым значительным августинистом при всей дуалистической непоследовательности его взглядов является архиепископ Феофан Прокопович , а затем, безусловно – свт. Тихон Задонский . Августинианские идеи в том или ином отношении нетрудно обнаружить и у святителя Филарета, и даже у такого «антизападного» автора, как святитель Игнатий Брянчанинов с его последовательным отрицанием «естественного» добра. К августинизму XVII в. восходят и русские споры о «чистой любви», давшие в конечном счете учение о сострадательной любви митр. Антония Храповицкого . Без Августиновой экклесиологии невозможно представить себе соборную экклесиологию славянофилов. Кратко сказать, многие ярчайшие достижения русской богословской мысли так или иначе построены на интерпретации (зачастую вполне вольной и неосознанной) Августиновых идей. В связи с этим не может быть не поставлен вопрос об отношении к блж. Августину и святителя Феофана Затворника , дополнительный повод к чему дает и тот известный факт, что именно Киевская академия, в которой учился будущий святитель, более других занималась изучением, переводом и изданием трудов епископа Иппонийского. Однако, прежде чем непосредственно перейти к разбору и сопоставлению, следовало бы сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Сортировать по Исключить новости Невинно осужденных не бывает? Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина… 16 августа, 2016 Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина… В контексте последней дискуссии вокруг слов протоиерея Всеволода Чаплина о допустимости уничтожения внутренних врагов, редакция Правмира вспоминает слова доктора Гааза и напоминает о позиции Русской Православной Церкви в отношении смертной казни .. В книге про доктора Гааза А.П. Кони пишет про разговор доктора с митрополитом Филаретом о судьбе осужденных. — Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина… Гааз вскочил и поднял руки к потолку. — Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли. Вокруг тяжелое, испуганное молчание. Гааз осекся, сел и опустил голову на руки. Митр. Филарет глядел на него, прищурив и без того узкие глаза, потом склонил голову на несколько секунд. — Нет, Федор Петрович, не так. Я не забыл Христа… Но, когда я сейчас произнес поспешные слова… то Христос обо мне забыл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 26 марта, 2024 26 марта, 2024 25 марта, 2024 25 марта, 2024 24 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nevinno-osuzhdennyih-n...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 27 декабря, 2013 22 июля, 2008 Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 августа, 2012 Харизма Звоню тебе как человеку верующему. Других-то я никого не знаю. Спросить хочу, что мне с моим делать? Представляешь, сегодня ночью, наверно часа в три утра, он начинает сползать с постели. Это мой-то парализованный, и пытается на ноги встать. Я ему кричу: 'Отец, куда собрался»?! А он в ответ: 'Мать, в церковь пойдём'. 21 сентября, 2015 Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины. 25 июля, 2012 27 января, 2015 Священники вспоминают блокаду Ленинграда Первыми в блокаду умерли три моих брата, потом – отец... И все это время мы жили вместе: в комнатах был ледник – -40 градусов. Там лежали отец и братья, накрытые простыней – помню, как-то я увидел их, когда ходил по квартире и искал маму. Похоронить их было нельзя – ни сил не было у нас, ни места для могил. 4 июня, 2010 Минусинск офф лайн После Евангелия отец Сергий говорит проповедь: «Элементарный закон: что сделал человеку, то и вернется к тебе. Если сделал милость -- вернется милость. Самую простую. Санитарка нахамила? Помолись про нее молча, не отвечай. Это вроде бы кажется, вещи маленькие? А мы здесь и собрались вот такие люди -- совершенно незаметные: и нищие духом, и всякие-разные…» 1 ноября, 2011 «На кресте моя Любовь» схиархимандрит Феофан (Медведев) Смотрю подкатывает карета, вся, как золотая, молодой кучер спрашивает: «Вам, батюшка, на ту сторону? Садитесь, перевезу». Вначале лошадь и колеса погрузились в воду, а потом ехали поверх воды, льдин. Доезжая на ту сторону, я послал руку в карман, чтобы найти плату, поблагодарить. Но кучер сказал: «Ничего не надо, батюшка!»

http://pravmir.ru/search/сотворение ...

Почему Господь к словам пийте от нея присовокупил слово вси Свт. Филарет, митр. Московский. Из Слова при освящении храма Преображения Господня, что на Ордынке Пийте от нея вси ( Мф. 26 ). Не пропустим без внимания малого слова вси; ибо в каждой черте слова Божия скрывается свет, в каждом звуке премудрость. Господь не сказал о таинственном хлебе: Приимите, ядите вси: и праведно, ибо некоторые не могут ясти, например младенцы. Но о таинственной чаше сказал: Пийте от нея вси, и таким образом устранил всякое исключение, разумеется для пребывающих в вере и единении церковном. Примечайте же, как отступают от точности заповеди Господней те, которые не допускают до Святых Таин младенцев и малолетних до известного возраста; и как, напротив, верна слову Господню Православная Церковь , когда она и младенцам подает святую чашу, да пиют от нее вси, даже и те, которые могут только пити, не имея крепости, чтобы ясти. Еще больше достойно примечания, как Господь при первом преподаянии святой чаши в то же время обличает ее отъятие у народа, – нововведение поздних веков. Не знаю, чему здесь больше дивиться, многоразличной ли премудрости слова Божия или дерзости мудрования человеческого против ясного слова Божия. Господь видит, что подаваемую Им чашу жизни самочиние захочет похитить у меньших братий Его; и предварительно поставляет преграду против сей дерзости определительным повелением: Пийте от нея вси. Но самочиние не внемлет; нет, не все, говорит оно, простолюдины не должны причащаться от чаши. Благословим Бога, что мы принадлежим к Православной Церкви, которая не причастна сему самопроизвольному мудрствованию, но с верным послушанием слову Христову всем вам предлагает святую чашу: Пийте от нея вси. Но чем более утешаюсь я верностью, с которою возлюбленная матерь наша Святая Церковь соблюдает законоположительное слово Господа своего, тем с большею заботою смотрю на неточность и недеятельность, с которою то же слово Господне приемлют многие чада Церкви. Тайная вечеря и здесь та же, как в сионской горнице; тот же Господь и ныне учреждает ее; вы слышите собственное слово Его чрез уста священнодействующего: Пийте от нея вси, – вскоре после сего священные врата отверзаются, является служитель таинства, чтобы пригласить вас к исполнению повеления Христова: пийте от нея вси; он зовет вас: со страхом Божиим и верою приступите.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сортировать по Исключить новости Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. 11 июля, 2014 Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор. Когда чтят память святых первоверховных апостолов Петра и Павла? 12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу  Петров пост , который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме. Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет). История апостолов Петра и Павла

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

Синод Албанской Православной Церкви не признает схизматиков из «ПЦУ» Тирана, 9 марта 2019 г.      Об этом говорится в обнародованном 7 марта 2019 послании Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия по поводу украинского церковного вопроса, которое было принято 4 января этого года на Синоде Албанской Православной Церкви и отправлено 14 января Константинопольскому Патриарху Варфоломею, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ по ссылкой на греческое агентство Romfea. В частности иерархи Албанской Православной Церкви выразили обеспокоенность из-за признания Константинопольским Патриархом «задним числом хиротоний, совершенных отлученным и преданным анафеме Филаретом (Денисенко), хиротонии которого недействительны, лишенные благодати и действия Святого Духа». Кроме того, в Албанской Церкви подвергли сомнению каноничность хиротонии самого главы новосозданной «Православной церкви в Украине» Епифания. «Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое «по икономии» становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа тогда отлученным и низложенным господином Филаретом: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа») признаются задним числом «по икономии»», — говорится в послании. Кроме того, как сказано в документе, «нам известно, что избрание на так называемом Объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины было результатом настойчивости все того же господина Филарета». «В связи со всем вышесказанным для нас остается вопросом включение митр. Епифания в Священные Диптихи», — отмечается в послании. Епископат АПЦ также напомнил, что церковная полнота стран — Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии — была единой в стремлении к автокефалии. Вместе с тем, как отмечено в официальном письме Албанской Церкви, миллионы верующих Украинской Православной Церкви (которая насчитывает более 12 000 приходов), во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, отказались участвовать в предоставлении томоса об автокефалии, прервав евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. «Вместо примирения и единства православных верующих в Украине перед нами возникла опасность разделения всего православного мира», — подчеркнули иерархи Албанской Православной Церкви и призывали, чтобы сохранить единство и избежать схизмы, в ближайшее время созвать Синаксис Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей и совместно обсудить украинский вопрос. 9 марта 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/119802.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010