О единстве церкви. II т. 181 и 188 стр. по изд. 1891 г. Подробнее раскрывается св. Киприаном мысль о невозможности спасения вне церкви для отпавших от нее в раскол или ересь в письмах по вопросу о крещении еретиков. 611 Иерон. На пр. Иоиля, III, 1 (XII т. 402 стр. в рус. пер): На пр. Иезек. VII, 15–16 (X т. 88 стр) Сн. На пр. Амоса, IV, 7–8 (III т. 64–65 стр.). 612 Август. De unit, ecclesiae, c. 2. 19. Epist. CLII a Serm. ad Caes. eccles. pleb. n, 6. Многие другие свидетельства св. отцев о том же указаны в ст. “О православной Христовой церкви» (Приб. к тв. отц. ц. 1843 г. 1 ч. 236–238 стр.; воспроизводятся и упр. Макария Пр. Догм. Бог., § 170). 614 Такое объяснение происхождения учения о невозможности спасения вне церкви предложено Ад. Гарнаком в курсе «Истории догматов” и «О сущности христианства» (XI лекция). Разделяется оно и другими представителями неверующего либерального богословия. См. ст. Светлова П. прот. Догматическое учение о необходимости церкви для спасения в научно-апологетическом освещении. Хр. Чт. 1903 г. I. 369 стр. 617 Например, Филарет, митр. московский, Платон, митр. киевский, еп. Феофан (Говоров), преп. Серафим Саровский , проф прот. Сергиевский и др.. из светских – А. Муравьев. А. С. Хомяков и другие славянофилы. Собрание их мнений см. в кн. прот. Остроумова Ст. Письма о православном благочестии. Москва. 1886 г. 205–209 стр. 618 Когда апостолы и христиане иерусалимские при кончине Богоматери оплакивали свое сиротство, пресвятая Дева, по приводимому в Четьи-Минее (под 15 августа) сказанию, «даде извествование плачущим, яко не имать оставити их в сиротстве по Своем преставлении: не точию же тех, но и весь мир имать посещати, назирати и помоществовати страждущим». История церкви исполнена бесчисленными опытами покровительства Божией Матери роду человеческому. 619 В подтверждение той же мысли о ходатайстве святых, сущих на небе, за живущих на земле нередко приводят еще слова ап. Петра: потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити ( 2Петр. 1:15 ), понимая изречение апостола с такою перестановкой слов: «буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда в памяти”, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

С Антонием Рафальским по роскоши и неумеренности в столе соперничал, не раз нами упоминаемый митр. Палладий Раев . Известия наши о нем относятся, впрочем, к тому времени, когда он был еще рядовым епископом в Тамбове. Прот. Певницкий пишет: любил он пожить в свое удовольствие. Повар у него был первоклассный и стол готовился изысканный и обильный, подавались стерляди, осетры, лучшие вина с шампанским Редерер. При нем жил его родной брат, иеромонах, да еще два сына владыки. Весь стол и все содержание оплачивалось на братский (!) монастырский счет. И все прежде (в монастыре) скопленное ушло, по выражению описателя, на это благоутробие. (Потрачено 20,000 р. в три года) Мало того, уезжая, Палладий оставил после себя неоплаченными много счетов по разным колониальным, гастрономическим и винным лавкам; в этих счетах значилось на большую сумму изысканные и дорогие предметы потребления: рейнвейны, венгерское, клико, зернистая икра, балыки, стерлядь, даже рябчики, и всякие фрукты. И все это на тысячи оплатил после монастырь 72 . Нам остается рассмотреть еще один вопрос, который не нашел себе надлежащего места выше. Духовный регламент требовал от епископов, чтобы каждый из них зорко смотрел за тем, «не проявляет ли кто для скверноприбытства ложных чудес при иконах, при кладезях, источниках, и таковая безделия» приказывал «запрещать». Но, к сожалению, наш главный источник, «материалы» о. Морошкина, молчит по указанному поводу. Правда, из других источников мы знаем, что, например, наш митр. Филарет в данном случае стоял на высоте своего призвания; но по Филарету нельзя составлять понятия о деятельности прочих архиереев. Подражали ли они ему – мы не знаем. В бумагах Филарета, впрочем, встречается указание на один факт, свидетельствующий, что иные епископы его времени, довольно легкомысленно относились к своей обязанности преграждать путь к прославлению мнимочудотворных икон. Так в 1859 г. оренбургский епископ Антоний Радонежский († 1872) доносил Синоду, что в доме казачьего урядника Макарова икона св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

До взятия Константинополя турками (1453) Византия была непререкаемым интеллектуальным центром Православной Церкви. Отнюдь не монолитная, византийская богословская мысль часто разделялась на гуманистическое направление, приверженное к использованию в богословском мышлении греческой философии, и более аскетическое и мистическое богословие монашеских кругов. Беспокойство о сохранении греческой культуры и политическом спасении империи заставило нескольких видных гуманистов занять позицию, благоприятствующую союзу с Западом. Однако наиболее творческие богословы (например, Симеон Новый Богослов , † 1022; Григорий Палама , † 1359; Николай Кавасила , † 1390) принадлежали скорее к монашеской партии и продолжали традицию святоотеческой духовности, основывающейся на богословии обожения. XVI, XVII и XVIII вв. были темными веками православного богословия. Ни на Ближнем Востоке, ни на Балканах, ни в России не было благоприятных условий для самобытного богословского творчества. Поскольку не было доступно никакое нормальное богословское образование, кроме как в западных римо-католических или протестантских школах, православная традиция передавалась в первую очередь через богослужение, которое сохраняло все свое богатство и часто служило полноценной заменой формальному обучению. Большинство же вероучительных заявлений этого периода, как принятых соборами, так и принадлежащих отдельным богословам, были полемическими документами, направленными против западных миссионеров. После реформ Петра Великого († 1725) духовная школа была создана в России. Первоначально сформированная по западному латинскому образцу и укомплектованная обученными у иезуитов украинскими преподавателями, в XIX в. эта система развилась в полностью самостоятельный и мощный инструмент богословского образования. Расцвет русского богословия XIX и XX вв. дал множество выдающихся ученых, особенно в области церковной истории (например, митр. Филарет (Дроздов) , † 1867; В. О. Ключевский , † 1911; В. В. Болотов , † 1900; Е. Е. Голубинский , † 1912; Н. Н. Глубоковский , † 1937). Независимо от официальных богословских школ целый ряд светски образованных богословов-мирян положил начало собственным богословским и философским учениям, которые оказали огромное влияние на современное православное богословие (например, А. С. Хомяков, † 1860; В. С. Соловьев , † 1900; Н. А. Бердяев , † 1948), некоторые из них приняли священный сан ( П. Флоренский , † 1943 31 , С. Булгаков , † 1944). Многие представители этой российской богословской интеллигенции (например, С. Булгаков , Г. Флоровский ) после русской революции (1917) эмигрировали в Западную Европу и играли ведущую роль в экуменическом движении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

6. Прощение обид. «Побеждай благим злое», учит слово Божие, а зла злом победить нельзя. В самом деле, «если воздано за рану раною, говорит святитель Филарет, митрополит московский, то произойдет два раненых вместо одного; и след., зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей раны. Обида, нанесенная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла или даже усиливает оное. В ком было довольна зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, еще более найдется оного, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом должна произойти цепь обид; и так как каждый, воздающий за обиду, естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей… И так отражает силою силу в настоящем случае значило бы делать брань большею, бесконечною, убийственною; и потому надобно делать напротив: благодетельствовать верующему против нас: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет напой его: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его. Нельзя долго держать горящего угля на голове, чтобы не почувствовать жара, хотя бы кто был и самый нечувствительный человек; так и самый упорный из ненавидящих мира не долго останется бесчувственным, если будешь благотворить ему». Приведем несколько рассказов для пояснения этой истины. Св. Тихон задонский имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных врагов, когда она особенно усиливалась, именно ухлеблением их, предложением им в виде подарка чело-либо съестного, например, чаю, сахару. Мучитель св. Ианнуария, измышлявший всякого рода страдания для мученика вдруг сам ослеп. И что же? незлобивый Ианнуарий помолился о нем Богу и возвратил ему зрение. Вот как нужно по-христиански платить добром за зло. Припомним, что и в церкви поется: «простим вся воскресением», т. е. простим обиды всем по случаю праздника воскресения Христова. «Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт перед Мздовоздаятелем Богом: кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати», говорит Филарет, митр. Московский. «Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, – пишет св. Иоанн Златоуст , – не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи! Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся. Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным. Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто раздал бы все свое имущество бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

83 О следах деятельности м. Платона в церковном быте Московской епархии см. особенно Снегирев, Жизнь, ч. I стр. 42–45. 85 Поучительные слова при Высочайшем Дворе Её Императорского Величества благочестивейшей великой Государыни Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской и в других местах с 1763 года по 1780 год, сказанные Его Императорского Высочества Учителем и Придворным Проповедником... Платоном, архиепископом Московским и Калужским. Т. IV, стр. 113–115. М. 1780. 96 „Дело не о том, чтобы уклониться от неприятностей, а о том, чтобы в запутанных и тёмных обстоятельствах быть полезнее и безопаснее от нарушения долга“, говорит, например, Филарет в одном из писем к наместнику Троицкой Лавры Антонию (Письма, к Антонию, т. 11, стр. 20). „Он выработал и выносил себе твёрдое убеждение, что в деятельности в поступках своих – как любил он выражаться – каждый должен сообразоваться с внушениями долга, как внутренне сознаётся он каждым, и как внешне определяется законом. „Долг и закон – прежде всего“ – вот девиз приснопамятного Филарета! Этим девизом, как мерилом праведным, определял, и оценивал, и уравнивал он как поступки свои, так и поступки других, какое бы положение в обществе ни занимали эти другие“... Проф. Н.А. Заозерский : „Митрополит Филарет, как администратор и судья в Московской епархии. Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета. митрополита Московского“. Т. II. стр. 42. 103 Субъективно в сознании Филарета этот идеал утверждается на почве совершенно чуждого сердцу Платона ригористического взгляда на земную жизнь. Для Филарета здесь наиболее характерна проповедь о любви к миру (Слова и речи ч. I стр. 17–22 М. 1848), сосредоточивающаяся на раскрытии двух текстов: „любовь мира сего вражда Богу есть“ ( Иак.4:4 ) и „суета суетствий, всяческая суета... возненавидех аз суетная мира“ ( Екк.1:2,2:18 ). Проповедь эта, как известно, произнесённая при Дворе в 1814 г. в присутствии Императрицы вызвала неудовольствие последней и имела результатом то, что „голос проповеди Филарета с тех пор уже не слышался в дворцовых церквах, да и вообще стал менее слышан“. Корсунский, петербургский период проповеднической деятельности Филарета. Вера и Разум 1884 г. т. I ч. II (отдел церковный). стр. 498–499. Специальную характеристику (хотя и не всестороннюю) нравственного облика м. Филарета см. у проф. А.П. Лебедева „Великий и в малом московский митрополит Филарет“. Троицкий цветок. 49. Троице-Сергиева Лавра 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась в троичности” ( Св. Григорий Богослов. Слово 29//Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 414). 91 “Эта единая Причина не предшествует Своим следствиям, ибо в Троице нет ничего предшествующего и последствующего. Она не превосходит Своих следствий, ибо от Причины совершенной не могут происходить следствия менее совершенные” ( Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице// Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995, с. 82). 92 Православная традиция различает шесть видов света: люциферический свет падшего ангельского мира; свет тварный физический; тварный внутренний свет человеческого ума; тварный свет “умной” подосновы мироздания; тварный свет ангельский и, наконец, нетварный Свет Божества. Поэтому “световая мистика”, присутствующая в разных религиозных традициях, может относиться к разным реалиям. Сияние манаса, созерцаемое йогом, совсем не есть нетварный свет исихастов. “Если кто желает узреть состояние ума, пусть он отрешится от всяких (греховных) мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и сияющим небесным светом”, — пишет, например, авва Евагрий (Творения аввы Евагрия. М., 1994, с. 123). Эту же мысль приводил свт. Григорий Палама, полагая, впрочем, что сочинение, из которого он ее взял, принадлежит не Евагрию, а преп. Нилу (см. Еп. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906, с. 45). Языческая мистика этот свет считает конечной инстанцией, тогда как православие — лишь промежуточной. Об “умном свете” первого дня творения писал свт. Филарет Московский, ссылаясь на свт. Василия Великого (см. Митр. Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Ч. 1. М., 1867, с. 3). 93 Творения аввы Евагрия. — М., 1994, с. 123. Эту же мысль приводил св. Григорий Палама, полагая, впрочем, что сочинение, из которого он ее взял, принадлежит не Евагрию, а преп. Нилу (см. еп. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. — Казань, 1906, с. 45). 94

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Благодаря семейным связям попадали на лучшие места в приходах, правлениях, консисториях, в архиерейском окружении 223 . «Бытовая иерархия превозмогает у нас духовную», – заметил известный публицист, выходец из духовного сословия Н. П. Гиляров-Платонов 224 . Соблазна помочь родственникам, используя высоту своего положения, не избежали даже такие выдающиеся иерархи, как митрополиты Филарет Московский и Арсений Киевский. Митр. Филарет, еще в бытность ректором Петербургской духовной академии, но уже весьма почитаемый влиятельными лицами государства, протежировал отцу и мужу сестры 225 . Митрополит Арсений, уроженец Костромской губернии, употребил немало усилий, устраивая родственников. За дочерью своего племянника в качестве выгодного приданого закрепил дьяческое место 226 . Узнав о предстоящем введении штатов приходских церквей в Костромской епархии, прислал местному епископу список родственников, постоянно хлопотал о них и после, ходатайствуя об особенных знаках внимания, наградах и т. п. 227 Епископ Иннокентий (Вениаминов) перевел сына Гавриила из Иркутской в Петербургскую семинарию, а по окончании курса забрал в свою епархию, дав сразу несколько оплачиваемых должностей: иподиакона, наставника Новоархангельской семинарии, секретаря, библиотекаря и помощника инспектора 228 . 18 января 1866 г. назначенный на московскую кафедру, он привез с собой и сына, определив его на выгодное место, а вскоре сделав протоиереем 229 . Можно отметить случаи, когда обустройство родственников сочеталось у архиерея с жаждой собственного обогащения, и тогда архиерейский дом доходил до нищеты. Так, архиепископ Полоцкий Василий (Лужинский) назначил протоиереем полоцкого Софийского собора мужа племянницы, а уезжая в Петербург на постоянное жительство, оставил после себя чуть ли не голые стены 230 . Особенно распространялись злоупотребления, если архиерей попадал служить на свою родину 231 . Тогда выгодные места замещались близкими, и их беззакония неминуемо ложились черной тенью на самых порядочных владык, как это было, например, с архиепископом Иоанном (Доброзраковым), управлявшим Нижегородской епархией 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В подкрепление своего мнения о преподавании богословия на русском языке, митрополит Филарет приложил к нему особое дополнение, в котором доказывал, что издание учёных богословских книг на русском языке есть дело уже не новое; что до учреждения латинских школ в России для образования духовного юношества существовали уже школы греко-славянские, что латинские школы учреждены у нас из подражания иностранным образцам, чуждым восточной церкви; и что и в римской церкви латинский язык сделался господствующим не иначе, как быв природным. Святейший Синод разослал мнение Моск. митр. Филарета ко всем членам и присутствовавшим в Синоде: не признает ли кто изменить что в оном или чем дополнить. В Феврале представил своё мнение Филарет, архиепископ Рязанский. Не вступая в открытую полемику с Московским митрополитом Филаретом, он сильно отстаивал латинский язык в духовных академиях и семинариях. «Преподавание богословии догматической на латинском языке, – писал он, – с пользой для образования священнослужителей продолжавшееся в российских духовных училищах более столетия и положенное в Высочайше утверждённых правилах о усовершении оных, оставить в своей силе по следующим причинам: знание латинского языка, теперь уже недостаточное в учениках, ещё в большее придёт ослабление, ежели богословие будет преподаваться на российском языке. Латинский язык, по общему мнению просвещённых людей, считается ключом к основательной учёности. На сем языке и для духовного образования можно читать то, что написано как древними учителями православной церкви, так и новейшими сочинителями богословской системы. Ибо все отцы церкви переведены с греческого на латинский язык. А многих, весьма важных православной церкви писателей на латинском языке, нет на греческом, как например блаженного Иеронима , святого Киприана, блаженного Августина , святого Амвросия Медиоланского , святого Григория Великого и других. Следственно оскудение знания в латинском языке было бы великой потерей для просвещения всего российского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Могилы он во всем предпочитал катехизису, ввел изучение ее во все семинарии и упорно настаивал на том, чтобы она зачем-то объявлена была «символической» книгой православной церкви. В 1839 г. катехизис, по определению Св. Синода, был дополнен и исправлен, но не по мыслям графа, а в том чисто православном виде, в каком существует доселе: например, вместо учения о церковных заповедях в него вставлено было учение о блаженствах Евангельских. В 1840-х годах граф поднял новое дело о русском переводе нашей славянской Библии, причем проводил католическую мысль о том, что народу не следует давать свободного доступа к чтению Свящ. Писания, кроме того, входил в Синод с предложением объявить славянский перевод Свящ. Писания единственно достоверным и каноническим для Русской церкви, таким же, каким латинская церковь признает свою Вульгату. Мудрая осторожность и твердость митрополита московского избавила Русскую церковь от таких вредных определений. Но в 1842 г. оба Филарета, более всех мешавшие графу Протасову, были удалены из Св. Синода на свои епархии. По удалении на епархию Филарет киевский уже не принимал участия в делах высшего церковного управления; он скончался в 1857 г., лет за 10 до кончины приняв тайно схиму с именем Феодосия. Но митр. Филарет московский и в удалении от Петербурга, не выезжая из своей епархии, продолжал оставаться, можно сказать, главным средоточием всей русской церковной жизни. Искушенный тяжкими испытаниями, он сделался мудрым и надежным руководителем почти всех русских иерархов его времени. Каждый из них при всяком удобном случае считал полезнейшим своим долгом посетить его в Москве, чтобы воспользоваться его опытными указаниями и советами в трудных делах, а в случае невозможности личного с ним общения испросить у него руководительных назиданий письменно. Его суждения в церковных делах имели решающее значение; к мнениям его невольно прислушивался и сам граф Протасов. С 1850-х годов его руководительно административное значение проявлялось в изумительно широких размерах, которые не ограничивались пределами одного церковного ведомства, а захватывали чуть не всю русскую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Нравственность масонская также дает волю страстям, как и учение энциклопедистов...» Владыка Филарет установил, что ряд книг масонских не попал на рассмотрение комиссии митр. Платона. «Намеренно или ненамеренно полициею не были доставлены и несколько других сочинений масонских, печатанных в тайной типографии масонов». Последовал указ 27 июня 1786 г.: «в частных типографиях отнюдь не печатать книг церковных или к св. Писанию, вере, либо толкованию закона и святости относящих». «Да и тогда еще, как назначалась комиссия для поверки книг, печатанных в вольных типографиях», пишет архиеп. Филарет, «предписано было «наблюдать, чтобы печатаны не были книги, в коих какие либо колобродства, нелепые умствования и раскол скрываются». Это был сильный удар и для масонства. Установление духовной цензуры, объявленное тогда же, было благодеянием для св. церкви». Своими таинственными сношениями с заграничными собратиями масоны навлекли на себя подозрения политические. В 1791 году ложи их были запрещены. Типографская компания, как называлось тогда «Дружеское общество», была закрыта, мистические книги обречены на сожжение. В 1792 г. Новиков был заключен в Петропавловскую крепость на 15 лет. В царствование имп. Павла I, сначала благоволившего к масонству, оно снова окрепло. Новиков был освобожден в первый день его царствования. Некоторые масоны, например, Лопухин, были приближены ко двору и облечены важными должностями. Простой народ сохранил целиком старую жизнь еще допетровской Руси и относился с недоверием ко всем представителям новой жизни. Из просветительных забот правительства в XVIIIb. его коснулись разве только заботы об искоренении суеверий, да и то в первой половине столетия не столько в видах чисто просветительных, сколько в видах политических. Всем своим образованием народ обязан был одному приходскому духовенству, которое, не поддавшись тлетворным влияниям, оставалось, вместе с тем, единственным соединительным звеном между ним и образованными классами. Первые попытки к введению народного образования, впрочем неудачные, проявляются в царствование имп. Екатерины II, распорядившейся повсюду заводить для народа безплатные общеобразовательные школы в тогдашнем духе. Народ отнесся к этим школам с недоверием и продолжал учить своих детей у прежних учителей, хотя и с платою. Правительство, упорствуя в проведении своего теоретического и модного по тому времени плана, начало теснить старых учителей. Оно стало требовать от. них свидетельств об изучении того «метода», который предполагалось проводить, и закрывало школы. Итоги получились печальные: старинный и привычный источник народного образования был ослаблен, свои же народные школы устроить но удалось. (Знаменский). Сектантство

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010