святитель Филарет (Дроздов) , митр. Московский «Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением «плотских дел, земных членов» ( Кол.3:5 ) или плотских страстей; распятием плоти с ее «похотями» ( Гал.5:24 ), раздранием сердца ( Иоил.2:13 ) или обрезанием сердечным ( Рим.2:29 ). Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия ( Пс.1:2 ) и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными ( Деян.18:3 , Деян.20:34 ) и усиленными трудами ( 2Кор.6:4–5 ), через пост ( Мф.17:21 ), бодрствование ( 2Кор.6:5 ), коленопреклонение и распростирание по земле ( Мф.26:39 , Лк.22:41 ), обуздание чувств, уединение ( Лк.22:39 ) и прочее». святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский «Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно». преподобный Исидор Пелусиот «Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу». преподобный Антоний Великий «Плотию (Павел) обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю, например, когда говорит: “Вы не по плоти живете, а по духу” ( Рим.8:9 ); и еще: “Живущие по плоти Богу угодить не могут” ( Рим.8:8 )… Если же (апостол) говорит: “плоть желает противного духу”, то говорит о двух противоположных видах помыслов, – о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/plot

Как-то, будучи сильно расстроен сообщением о недостаче нескольких тысяч рублей, случившейся из-за небрежности Духовного собора Лавры, святитель Филарет написал отцу Антонию строгое внушение. В конце письма были слова: «Сие написано в первые минуты по известии о недочете у бывшего казначея. Теперь я желал бы, чтобы говорено было тише. Но так уже и быть. Прочитайте написанное, по крайней мере, как исповедь, что я думал по получении известия». Святитель Филарет нередко обращался за советами к преподобному Антонию по «кадровым» вопросам даже в тех случаях, когда они не входили в компетенцию наместника Лавры. Например, Святитель спрашивал, что ему делать с инспектором Академии архимандритом Платоном (Казанским), который попал под влияние мистика Дубовицкого, и, несмотря на все увещания, не прекращал общения с этим человеком. Только благодаря полному доверию святителя Филарета наместнику Лавры стало возможным устройство Гефсиманского скита: «Скита не было бы, если бы на Вашем месте был другой, даже из пользующихся моею доверенностью. Только полная доверенность к Вашему духовному рассуждению и к чистоте намерения расположила меня решиться на это дело, не принимая в расчет возможных неприятностей за несоблюдение форм перед начальством». Ученые вопросы При строительстве Троицкой (ныне Ярославской) железной дороги святитель Филарет, признанный канонист, не доверяя своему мнению, обращается к отцу Антонию с вопросом канонического характера: «Взятие акций не будет ли значить, что мы отдаем деньги в рост, и этот рост брать будем из рук богомольцев, которые будут платить на железной дороге свои трудовые лепты? Не говорят ли против сего правила церковные: 44-е Апостольское правило и 17-е правило Первого Вселенского Собора? Желаю иметь от Вас ответ на сии сомнения прежде, нежели решусь на что-нибудь». Удивительно и доверие святителя Филарета «неученому» наместнику Лавры в научно-богословских вопросах, в чем он и сам признается: «Я преимущественно перед богословами обратился к Вам с оным вопросом (о почитании Божией Матери в различных иконах — ред. ), по доверенности к разумению и к искренности Вашей». Святитель часто отправлял рукописи своих бесед и проповедей на рецензию отцу наместнику: «Прочитайте прилагаемую тетрадь и рассудите, отдать ли ее нашим издателям». Замечания отца наместника владыка принимал с искренней благодарностью и просил: «Не знаю, сказать ли: смотрите за мной строже. Скажу, по крайней мере: смотрите за мной не слишком снисходительно».

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

С течением времени стали обнаруживаться новые явления: на листах бумаги, положенных по требованию духов, в темном месте, стали появляться изречения и афоризмы, иногда за подписью духов; тяжелые предметы то двигались, то поднимались и опускались сами собой; в темных залах замечались искры и сияния различных форм и переменных цветов, а равно слышались то громкие удары, то гармонические звуки музыкальных инструментов. Между медиумами появляются психоматические ораторы, при посредстве которых духи свободнее могли удовлетворять желаниям смертных, – называя себя разными громкими именами. Так, сам будто бы ап. Павел внятно читал свои послания – с обширными на них комментариями; евангелисты дополняли недосказанное в их письменных евангелиях и примирялись в своих разногласиях; отцы Церкви вели свои беседы по истолкованию Священного Писания . Сведенборг произносил мистические вдохновенные речи. Шекспир, Байрон, Шенье и другие поэты превосходно декламировали свои произведения. Производимые духами слова раздавались где-либо в воздухе, или над самым ухом слушателей, при посредстве, однако гортани медиума 5 . Из Америки спиритизм почти одновременно распространился в Англии, Франции и Германии, выразившись сначала в форме духостучания и столоверчения, а позже в форме столописания и непосредственных духосообщений. Самые выдающиеся люди науки, как например: Араго, Фарадей, Тиндаль, Шеврель, Фламмарион, физик Де-Морган, химики Крукс и Гейгинс, ученые Варлей и Кокс, сотрудник Дарвина Уоллес, писатели Теккерей и Троллоп, обратились к изучению спиритических явлений, после чего многие из них стали убежденными спиритами. Не замедлили также образоваться в Западной Европе многочисленные ассоциации и общества – с корифеями науки во главе, – поставившие своей задачей исследование спиритических фактов. Главнейшая из них: Диалектическое общество в Лондоне, Ученое общество для психических исследований в Париже, Общество трансцедентальной физики и психологии в Берлине и др. Год появления спиритизма в России, за недостатком данных, нельзя указать с точностью. Можно, однако думать, что спиритизм стал у нас известен одновременно с появлением его на Западе, притом в довольно сложной форме. Уже в 1853 году митр. Филарет обличал стологадание, как дело преступное и языческое. Профессор Бутлеров сообщает, что ему в 1854 году случилось быть под Москвой в одном известном и уважаемом семействе (С. Т. А-ва), где он встретился впервые с одним из сложных медиумических явлений 6 . По свидетельству проф. Вагнера, в 50-х годах «разговоры с духами» сильно интересовали нашу публику, вызывая постоянные занятия психографией. Спиритический экзерциции сделались приятным и модным препровождением времени для легковерных людей не только в столицах, но и в провинции, – в последней даже в большей степени. Так, по Вагнеру, медиумические сеансы происходили в 1853 году в Херсоне, Воронеже, Уфе и других городах, где ими увлекались лица, видные по своему общественному положению 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Желая, в меру своих сил, практически содействовать быстрейшему сближению взглядов Англиканской Церкви с учением Православной Церкви об истинном христианском священстве, автор в одной из следующих глав делает попытку детального сопоставления – шаг за шагом – верований и взглядов обеих сторон по отдельным, наиболее важным, пунктам догматического учения о священстве. Глава I. Очерк состояния вопроса об англиканском священстве в Русской Православной Церкви и русской православной богословской науке с 60-х годов XIX века до наших дней Сто лет прошло с тех пор, как пред иерархами Русской Православной Церкви самой жизнью был поставлен вопрос о необходимости как-то определить свое практическое отношение к англиканским хиротониям. В сентябре 1861 года санкт-петербургская духовная консистория получила из Ниццы донесение священника местной русской православной церкви о. Димитрия Васильева о том, что 8(20) сентября 1861 года им был присоединен к Православной Церкви, через св. миропомазание, великобританский подданный, бывший пастор Англиканской Церкви, Вильям Вооз Ричардсон, с наречением имени Афанасий 2 . Уже чрез месяц после присоединения Ричардсон писал митрополиту московскому Филарету о своем желании принять рукоположение во священника по чину Православной Церкви. Согласно рекомендации митр. Филарета, вскоре после этого Св. Синод постановил – поручить митрополиту новгородскому и санкт-петербургскому «по собрании потребных сведений об ищущем рукоположения в священный сан бывшем пасторе Англиканской Церкви Ричардсоне, сделать сообразно сим сведениям дальнейшее распоряжение к удовлетворению благочестивого желания Ричардсона» 3 . По-видимому, рукоположение состоялось бы, если бы неожиданная тяжелая болезнь не заставила самого просителя отказаться от своего намерения. Сам по себе вопрос о чиноприеме и о последующем рукоположении Ричардсона, как видим, не был сопряжен с какими-либо трудностями или недоумениями. Принятие англиканского клирика чрез миропомазание не было новостью для Русской Церкви. Известно, например, что в 1734 году «по чину ея» был присоединен к православию бывший англиканский пастор Михаил Франциск Малярд 4 . Что же касается предполагавшегося совершения над Ричардсоном хиротонии, то решение о закономерности такого акта представляется естественным и логическим следствием из факта принятия его чрез миропомазание 5 . При всем том мудрый московский святитель счел необходимым предусмотрительно обратить внимание Синода на возможность появления в будущем более сложных ситуаций. В письме к обер-прокурору Св. Синода гр. А. П. Толстому митр. Филарет писал о Ричардсоне: «Если бы он просил признать его священником, это был бы трудный вопрос... Разрешение онаго должно зависеть от другого вопроса: сохранила ли Англиканская церковь преемство епископского рукоположения непрерывно? Это подлежит сомнению» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Пагубность раскола в том, что меняется иерархия ценностей, и второстепенное становится главным. А затем незаметным образом начинается " духовное гангрена " , как в любом члене тела, который от тела не отрезан, но ток крови и кислорода пережат. 17 мая Русская Зарубежная Церковь восстановила свое евхаристическое единство не только с Русской, но со всей Православной Церковью. Для ее членов наступает по-настоящему новая жизнь. Для некоторых (после десятилетий раскола) она кажется страшной, но многими она по-настоящему выстрадана как реальное исполнение заповеди Христовой о единстве. Комментируя событие 17 мая, многие говорили о том, что большое видится на расстоянии, и нам еще со временем предстоит оценить значение этого события. А так же вынести уроки из предыдущего разделения. Как мне кажется, один из еще неосознанных уроков – как опасность изменения системы приоритетов и " духовная гангрена " . И эта проблема выходит за рамки " консервативных расколов " : уже уврачеванного " зарубежного " и все еще остающихся " старостильных " . Это есть и в национальных расколах. Так, например, на Украине: последователи " филаретовского " раскола могут не разбираться в " личных " взаимоотношениях архиереев, многих из их священнослужителей бывший митрополит Филарет рукополагал и был их законным архиереем еще 30 лет назад. Но то, что ни одна поместная православная церковь их церковного объединения не признает и не сослужит с ними, должно было бы насторожить. Разве не взаимное признание и общая евхаристия есть критерий подлинной церковности той или иной поместной церкви? Сегодня нередко складывается впечатление, что вся русская эмиграция была представлена именно Зарубежной Церковью. В действительности, несмотря на название, к ней всегда принадлежала меньшая часть русской церковной эмиграции. Имена почти всех известных слуху богословов, священнослужителей, христианских писателей, святых русской эмиграции XX в. не относятся к " зарубежникам " . Митрополия в Западной Европе с центром в Париже, как главном городе русского рассеяния, была поручена патриархом Тихоном в управление митр. Евлогию (Георгиевскому), который позже был вынужден перейти под управления Константинопольского патриархата, не прерывая общения с Русской Церковью. Эмигранты в Северной Америке были объединены в Американскую митрополию, независимую от Москвы и получившую от нее автокефалию в 1970 г. Некоторые общины остались непосредственно в Московском патриархате, а из имен их архиереев можно вспомнить в первую очередь митр. Вениамина (Федченкова) в Америке и Антония (Блума) в Великобритании.

http://religare.ru/2_42679.html

А ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ УСТ – ИЗ СЕРДЦА ИСХОДИТ – СИЕ ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА,  ИБО ИЗ СЕРДЦА ИСХОДЯТ ЗЛЫЕ ПОМЫСЛЫ , например, УБИЙСТВА , ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ , КРАЖИ , лихоимство, лукавство, лесть, ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА , ХУЛЕНИЯ или ропот на Бога, гордыня, безумство и множество подобных им дел. Всякий грех рождается от греховного помысла: злая, грешная мысль, исходящая от сердца, оскверняет человека даже и тогда, когда он не соглашается с ней; она все же оставляет после себя след в душе. А когда сердце хотя бы на минуту склонится на сторону греховного помысла, тогда осквернение души несомненно. Так блудный помысл, оставаясь в душе, уже сквернит человека, а когда переходит в дело, не только оскверняет его, но и доводит до погибели. Худые мысли в сердце то же, что разбойники в пещере. Каждую минуту они готовы прорваться наружу и перейти в худые дела. Спаситель заключил –  ЭТО ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ,  А ЕСТЬ НЕУМЫТЫМИ РУКАМИ- НЕ ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА . «Кому не случалось видеть, как земледельцы летом в поле едят свой хлеб, держа его в руках, испачканных землей? Мало ли таких работ и ремесел, где люди трудящиеся совсем не могут отмыть своих рук? Разве это вменяется им в грех ? Нисколько» (Сергий, митр. Московский). Поэтому слова Господа вовсе не относятся к различной пище; Он и не говорит, что пища, но входящее в уста не сквернит человека, ибо разборчивость в пище столь строго была наблюдаема, что и после воскресения Петр говорил: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян. 10:14 ). «Примечайте, – говорит святитель Филарет Московский , – как Он в одном изображении не только видимую нечистоту обличает, но и невидимую обнажает. Когда злые помышления исходят от сердца в дела, тогда они сквернят всего человека, и внутреннего, и наружного, и сердце, и внешние члены, и душу, и тело. Но когда злые помышления, хотя от сердца не исходят, однако в сердце гнездятся, что тогда? Очевидно, что тогда они сквернят сердце, внутреннего человека, душу. Эта внутренняя нечистота человека может быть неприметной и как бы совсем отсутствовать для другого человека, который смотрит на его лицо и дела; но для Бога, Который зрит на сердце, она не меньше наружной нечистоты дел, и явна, и омерзительна. Потому Господь и называет злые помышления теми же отвратительными именами, какими мы означаем злые дела: помышления злые, убийства, прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Не убил ты человека, но в сердце пожелал ему погибели: помни, что это злое помышление Господь называет уже убийством. Не отверзлись уста твои, чтобы произнести хулу на Бога, но сердце твое подвиглось дерзкими и ропотными помышлениями о судьбах Его: берегись, вероятно, Сердцеведец уже слышал от тебя хулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В 1808–1814 гг. была проведена духовно-школьная реформа, и Синоду понадобился катехизис, который имел бы универсальное применение, обеспечив единообразие проповеди и в школах, и для народа. В Синоде считали, что «Православное исповедание» Петра Могилы не лишено католического налета, а катехизис митр. Платона (Левшина) слишком краток 16 . Это был первый в истории России официальный заказ на создание катехизиса. Составление такого катехизиса поручили будущему митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) . В начале XIX в. усиливается религиозно-нравственное направление в богословской мысли, что связано с работой Российского библейского общества и возвышением значения Священного писания. Первая редакция катехизиса была выполнена под влиянием этого движения. Митрополит Филарет принципиально хотел разделить богословие и научение народа вере и жизни по вере, он писал: В катехизисе преподается учение о благочестии первоначальное и краткое, а в богословии – полное и пространное 17 . Митр. Филарет был учеником и последователем митр. Платона. Он хотел написать свой катехизис на основании его опыта катехизических наставлений. Однако наступили годы реакции, и религиозно-нравственное направление в богословии сменилось догматическо-полемическим 18 . Новый обер-прокурор граф Протасов ввел в школах «Православное Исповедание» митр. Петра Могилы. В условиях новых прокатолических веяний митр. Филарет должен был переделать свой катехизис в соответствии с исповеданием. Ему пришлось идти на многие уступки: например, включить в катехизис католическое учение о предопределении, заменить первоначальный русский перевод цитат из Священного писания и святых отцов церковно-славянским языком, многие слова в тексте катехизиса были заменены на старинные, славянизировались обороты речи 19 . Была добавлена глава о Священном предании, несмотря на протесты митр. Филарета, который отстаивал несомненное первенство Священного писания в вопросах веры 20 . Требование ввести церковные заповеди (регламентирующие обязанности верующих по отношению к церкви и духовенству) митр. Филарет категорически отверг, говоря, что человеческие (церковные) заповеди при заповедях Божьих излишни.

http://azbyka.ru/istoriya-sostavleniya-k...

«Из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: «еще три дня, и Ниневия превратится…» (преподобный Иосиф Оптинский ). Другое дело, что Господь обладает Предвидением. Но это совсем не то же самое, что «программирование жизненного конца». Почитайте подробнее о Предвидении и предопределенности. Так то, действительно, никто не обещал нам безопасности – ни житейской, ни вечной. Но нам сказано об условиях спасения души, и в наших силах трудиться ради этого спасения. Значит ли это, что мы не должны молиться Богу с просьбой о помиловании и спасении души? Ни в коем случае. Мы должны молиться, ибо спасаемся мы в своем недостоинстве по Божией милости, по милосердию Божию. Молиться об избегании опасностей житейских – это столь же естественное взывание к милосердию Бога. Естественно, что человек не хочет боли, страданий и т.д. и просит уберечь от них и себя, и тех, кто ему дорог. И нет в этом никаких заклинательных языческих посылов. Это просьба в живом общении с Богом. Ответит ли он положительно на эту просьбу или не выполнит её – на то воля Его, и многое тут зависит от того, как протекает процесс соработничества в деле спасения, от того, что именно будет полезнее для спасения человека. Суть Промысла именно в содействии спасению души. И пример подобного моления подает нам сам Господь. В Гефсиманском саду Христос благопромыслительно тоскует о своей ужасной участи, «чтобы уверовали, что Он истинный человек, так как человеческой природе свойственно бояться смерти» (блаженный Феофилакт). И великое Моление о чаше показывает нам, как относиться к страданиям, в том числе, к возможно уготованной насильственной смерти (в отличие от Христа мы своей судьбы не ведаем): «Если и с нами случится искушение, станем пред изображением молящегося Иисуса, посмотрим на чашу, сходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом Небесным и скажем Ему словами Единородного Сына Его, да мимо идет – и от нас – чаша сия; однако же не как мы хотим, но как Ты: «да будет воля Твоя!» И Отец Небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо Ангела укрепляющего» (Филарет, митр. Московский).

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-prosit...

Как вам не найти многих учителей между собою, или лучше в самих себе. Когда, например, Церковь учит вас посту по преданию отцов, по примеру Апостолов и самого Спасителя нашего; но некоторые из вас говорят, или делом показывают свое мнение, что заповедь поста не очень важна и почти может быть оставлена без исполнения; другие вместо четыредесятницы по произволу назначают себе некоторое краткое время поста; иные учреждают себе пост роскошнее мясоястия, – что сие значит? Не то ли, что единое истинное и чистое учение Церкви оставлено в небрежении, а всяк сам себя поставил учителем и составил собственное учение воздержания, как можно менее противоречащее привычке невоздержания? И здесь место совету Апостола, если хощете принять оный: «не мнози учители бывайте, братие моя»; не пренебрегайте древних, общих, освященных постановлений, не учитесь и не учите друг друга вместо того новым, разнообразным, от мирского и плотского мудрования происходящим обычаям, последуйте матернему руководству Церкви с детским послушанием и простотою. Что сказать о тех, к болезнованию Церкви, многих учителях, которые, оставя любовь от чиста сердца, и совести благой и веры нелицемерной «уклоняются, – как обличает их Апостол, – в суетствия, хотяще быти законоучители, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» ( 1Tuм. I, 6–7 ), которые из всякого слова писания хотят составить особый толк, из всякого обряда церковного особую веру? Да даст им Господь разум, чтобы они сами себе воспомянули дела Диотрефа, размыслили о них беспристрастно и благовременно избежали его участи. Аминь. 958 В собрании 1848 г. помещено слово на тот же день 1845 года; в виду значительной разницы печатаем то и другое, каждое в своем месте. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Помыслим, братия, сколь и неблагородно, и тягостно, и безполезно жить только на показ, как поступают многие и в нравственной, и в общественной, и в домашней жизни. Все показывают, все выставляют, о всем трубят, всякое ничтожное дело провозглашают, подобно как кокошь свое новорожденное яйцо. Но провозглашение кокоши основательнее; она возвещает яйцо, которое подлинно родилось и остается: а тщеславные возвещают то, чего нет, или провозглашением уничтожают провозглашаемое. Например: сделано дело благотворения: хорошо; до сих пор оно существует. Но если сделавший и хвалится оным: то доброе дело исчезает. Теперь открылось, что нет добраго в его сердце; там тщеславие. Нет добраго в его деле; произведение тщеславия не есть доброе дело. Нет добраго даже в глазах людей: ибо они проникают тщеславие, и если славят дело тщеславнаго, то в то же время разглашают и укоризны его тщеславию. Кольми паче нет здесь добраго пред Богом. Он отказался от тщеславных, когда сказал: «восприемлют мзду свою» ( Матф. 6:2, 6, 16 ). Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важных для тебя правил. Познай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели. Ей свойственно быть тайною для земли: потому что она небесной породы, и для неба существует. Совершай ее в тайне, и охраняй от глаз человеческих, часто нечистых и вредящих ея чистоте 486 , а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему оку Божию. «И Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве». Аминь. 473 По Турк. сборн. значится произнесенным 15-го августа 1832 г. в Московском Успенском Соборе. 476 По Турк. сборн.: И неся в мыслях имя, честь и славу Матери, Он не полагает сих отличий прямо на главу Матери Своея по плоти. 483 По Турк. сборн.: как уже не опасной для ея чистоты и смирения, а для человеков полезной и благотворной... 485 По Турк. сборн.: чтобы не обнаруживать без нужды произвольно, пред людьми твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия... Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010