Рим. 3, 2 . – Вопр. Как же исчисляют ветхозаветные книги святый Кирилл и святый Афанасий? – Следующим образом: 1) Книга Бьггия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Навина. 7) книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) третья и четвертая книги Царств, 10) первая и вторая книги Паралипоменон, 11) книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому наименованию, книга Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклесиаст его же. 17) Песнь Песней его же, 18) книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати пророков. – Вопр. Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости сына Сирахова и о некоторых других? – Потому что их нет на еврейском языке. – Вопр. Как должно принимать сии последния книги? – Афанасий Великий говорит: «Они назначены отцами для чтения вступающим в церковь » 430 . В дальнейших вопросах и ответах, канонические книги разделяются в катихизисе, по содержанию, на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. О неканонических книгах совершенно умалчивается, а речь ведется, затем, о новозаветных книгах. Архимандрит Макарий, во «Введении в православное богословие», ссылаясь на приведенное место из катихизиса, говорит: «Канон ветхозаветный, содержимый ныне православною церковью, составляют следующие книги: 1) книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие. 6) Иисуса Навина, 7) Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, как две части одной книги, 9) третья и четвертая книги Царств, 10) первая и вторая книги Паралипоменон, 11) книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию книга Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклесиаст его же. 17) Песнь песней его же, 18) книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила. 22) двенадцати пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Я только приведу доказательства из писаний, которые вы единогласно с нами признаете, и воздержусь от писаний, признаваемых одними христианами» (Разгов. с Триф. 71, 120). Действительно, в этом творении приводятся доказательства мессианского служения Иисуса Христа из одних лишь канонических книг. Этого же правила св. Иустин держится и в своей Апологии. Так, полемика с иудеями, очевидно, привела этого отца к знакомству с иудейским каноном. – Это было тем легче для Иустина, что его родина была в Сихеме, палестинском городе, где он мог с детства ознакомиться с иудейством. Другой его современник Мелитон, епископ Сардийский (ок. 176 г.), принимая во внимание, что иудеям было вверено слово Божие, нарочно путешествовал в Палестину к тамошним иудеям и получал у них сведения о ветхозаветном каноне и его составе. В сохраненном церковным историком Евсевием Кесарийским письме к «брату Онисиму», может быть также епископу, Мелитон говорит: «когда ты из жажды знания Свящ. Писания пожелал, чтобы написаны были эклоги из закона и пророков о Спасителе и всей нашей вере, и для того, чтобы приобрести точное познание ветхозаветных книг по отношению к их числу и порядку, я отправился на восток, в то место, где даны пророчества и написаны книги, изучил там тщательно ветхозаветные книги и посылаю тебе их каталог. Их имена следующие: пять книг Моисея, Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, книга Иова, – пророков: Исаии, Иеремии, двенадцать в одной книге, Даниила, Иезекииля, Ездры» (Евсевий. Церк. История. IV, 26). Итак, из этого перечня несомненно, что Мелитон признавал канон лишь в объеме и составе канона палестинских иудеев, с пропуском лишь книг Неемии и Есфирь, может быть подразумеваемых в книге Ездры, потому что книга Неемии во многих списках называется второй книгой Ездры (так во всех соборных и отеческих исчислениях, у Иеронима и в Вульгате). О книге Есфирь бывали среди иудеев споры и может быть учители Мелитона принадлежали к противникам ее (Megilla.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Позднее 33 , вероятно освободившись от царской службы, Неемия возвратился во второй раз в свое дорогое отечество собственно для того, чтобы исправить беспорядки и злоупотребления, явившиеся у Иудеев, и быть может также, чтобы положить свои седины в земле своих отцов. Эти последние усилия верного Неемии опирались на святые наставления и предречения Малахии, последнего из пророков. Этот посланник Божий хотя и не указывает в своей книге эпохи своего служения, но тождественность обстоятельств, о которых говорит он, с обстоятельствами, представленными в книге Неемии, показывает, что этот последний мог на закате своей жизни еще воспользоваться светом, распространенным Малахией. Малахии было открыто, что голос пророчества не будет более раздаваться в Израиле. Поэтому, в конце своих предречений, он указывает на самого Господа, как на того ангела или вестника завета, который должен прийти в свой храм для того, чтобы произвести свой суд. Малахией заключается этот ряд пророков, непрерывавшийся в продолжение семи веков; с ним заключаются канонические книги Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет . Период, протекший между Малахией и воплощением Мессии, возвещенным Малахией и всеми пророками, был лишен слова Иеговы, и этот период ясно показывает, как бессильна самая добросовестная и полная привязанность к букве закона, когда Дух Господень не одушевляет своего народа и не дает ему истинной жизни. Пророк Осия Книга пророка Осия I–XIV Глава I Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Осии Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. 2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. 3. И пошел он, и взял Гомерь дочь Дивлаима и она зачала и родила ему сына. 4. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель; потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Иуева, и положу конец царству дома Израилева. 5. И будет в тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Малахии Введение Автор Авторство Книги пророка Малахии является предметом споров. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, является слово «Малахия» именем собственным или названием. И в арамейском Таргуме (переводе), и в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) подразумевается, что это не собственное имя. В первом из них слово «Малахия» относится к Ездре. Во втором «Малахия» переводится как «рукою ангела (или «посланца») Его». Главным аргументом против того, что Малахия собственное имя пророка, считается отсутствие определенных сведений о его отце и какого-либо упоминания о месте его рождения. Кроме того, выражение «пророческое слово», которым начинается Книга Малахии, встречается и в Книге пророка Захарии (9,1 и 12,1) и считается анонимным добавлением, и потому в Книге Малахии рассматривается аналогичным образом. Эти доводы недостаточно убедительны, чтобы считать, что «Малахия» не имя собственное. К тому же во всех других пророческих книгах слово «Малахия» употребляется как имя пророка. Как и почти обо всех пророках, мы мало знаем об обстоятельствах жизни Малахии. Он был «посланцем Божиим», и принесенная им весть исходила от Бога ( Ам. 3,7 ). Время и обстоятельства написания Малахия, живший в одно время с пророками Ездрой и Неемией, уделяет особое внимание закону (4,4), так же как Ездра, чья проповедь была направлена на восстановление значимости и авторитета закона ( Езд. 7,14.25.26 ; Неем. 8,18 ). Упоминание о «князе» (1,8) позволяет отнести книгу к эпохе персидского владычества. Основываясь на этом факте, некоторые исследователи полагают, что книга была написана в период между пророческими служениями Ездры и Неемии. Другие же относят Книгу Малахии к интервалу между двумя приходами Неемии в Иерусалим, т.е. приблизительно к 433 г. до Р.Х. Обстоятельства и проблемы, с которыми сталкивались Ездра и Неемия, также нашли отражение в пророчеств Малахии. Все они выступали против браков с иноплеменницами (напр., 2,11–15; Неем. 13,23–27 ). Все они обличали пренебрежение десятиною (напр., 3,8–10; Неем. 13,10–14 ). Наконец, все они бичевали пороки духовенства, пренебрегавшего законом (напр., 1,6 2,9; Неем. 13,7.8 ), и обличали греховное поведение в общественной жизни (напр., 3,5; Неем. 5,1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 . Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена Вавилонского, создание храма и восстановление церковного и гражданского благоустройства при содействии самого писателя 863 . 4 . Книга Неемии. Ее предмет и писателя показывает ее имя. 5 . Книга Есфирь. Творцом ее почитают Ездру; другие – первосвященника Иоакима, сына Иисусова, иные Мардохея 864 . 6 . Пророчества трех последних Пророков. Ближайшее место после Священных книг еврейской Библии заслуживает книга премудрости Иисуса сына Сирахова. Она писана была на еврейском, но сохранилась только в греческом переводе, который сделан внуком сочинителя. Книга, по славянскому надписанию, вторая Ездры соединяет в себе часть книги Паралипоменон, часть первой книги Ездры и прение трех телохранителей Дария. Сей книги нет ни в Библии еврейской, ни в списках книг библейских, ни в правилах Апостольских и собора Лаодикийского, также у Святых Афанасия, Григория, Амфилохия, ибо во всех сих списках под именем второй книги Ездры разумеется книга Неемии. Так называемая в Славянской библии, третья книга Ездры, которая в виде откровений изображает Божье об Иудейской Церкви смотрение и пришествие Мессии, при всей темноте её происхождения привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное. В сей книге есть признаки еврейского сочинения, хотя ныне она и на греческом не существует, а только на латинском. Она столь обильна истинами христианскими, что ее приписывают христианскому писателю 865 ; и, между тем, подает столь странные мысли о двух чудовищах – Енохе и Левиафаме 866 , о разделении времен мира на двенадцать частей 867 , о чудесном сорокадневном писании 204 книг и в числе их 70 тайных 868 , что трудно примирить ее с неподверженными сомнению Священными книгами. Впрочем, древность её доказывается тем, что она приводится в письмах Климента Римского 869 и Апостола Варнавы 870 . Ириней, Климент Александрийский , Тертуллиан , Амвросий приводят ее под именем Ездры. Кажется, что Сам Иисус Христос у Евангелиста Матфея говорит словами сей книги 871 . Священные книги евреев в настоящем виде

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При взятии евреев в плен священник скрыл часть его в пещере. Неемия знал это и когда хотел принести жертву, он послал родственников того священника взять сокрытый огонь. Хотя они нашли лишь густую воду, Неемия велел однако взлить её как огонь на дерево, и она обратилась в большое пламя, которое пожрало всю жертву. Коль скоро автор книги так подробно сообщает эту легенду, он имеет без сомнения в виду доказать несомненную святость второго храма, что его богослужение действительно есть священное непрерывное продолжение служения храма Соломонова. Такой способ аргументации необходим был в отношении египетских иудеев, которые хотели быть независимыми от Палестины и некоторое время осмеливались построить собственный храм вместо иерусалимского, истолковывая по-своему пророческие места. Поэтому требовалось доказать вновь, что нигде не может быть правильного богослужения, кроме храма Сионского. Праздник освящения, напоминающий о нём, должен был иметь всеобщее значение для иудеев, ибо со времени Зоровавеля, Ездры и Неемии начинается новая эпоха в истории иудеев. Если же рассказ о древнем чуде подробно сообщается здесь, где иудеи призываются к празднованию Маккавейского очищения храма, это делается лишь потому, что новый праздничный день получает особенное значение оттого, что совпадает с днём освящения храма Неемии и Зоровавеля. Не только образ празднования согласен с освящением, совершавшимся при прежних случаях, но и день тот самый. Мы видели уже, что у иудеев было в обычае по внутренней связи важных событий отмечать, что они совершились в один и тот же день. То же самое случилось и здесь. Иудейские традиции, правда, иногда не упоминают о чуде, о котором рассказывает 2 книга Маккавейская; это потому, вероятно, что в день его воспоминания совершался праздник, имевший свою собственную традицию. В талмуде есть известие, которое, быть может, восходит выше рождения Христова, что в праздник Chanuka совершилось новое чудо, имевшее ту же цель, как и первое. Когда хотели зажечь лампады, не оказалось елея, который бы не был осквернён сирийским употреблением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Археология – продолжение Библии (XI-XVII кн.) Глава IV. Археология – о Библейском пробеле от Неемии до Маккавеев § 16. От Неемии до Александра Великого ρχ.XI, 7–8, 2. О судьбах Иудейского общества за столетие между Неемией и нападением Александра Великого на Персидское Царство, одновременно с чем вся передняя Азия вступила в фазу нового развития, мы ничего не знаем из Ветхого Завета. Точно также и исторические предания других народов не дают нам ничего за этот пред-греческий период истории Израиля. В последней, очевидно, не представлялось ничего такого, что могло бы возбудить интерес или хотя случайно, как досягнуть до начинающего становиться все более и более плодовитым пера языческих историков. Это относится также к самому столь проницательному «Отцу Истории» (Геродоту), жившему около этого времени, который, однако, уже дошел до возможности проникать в историю народов, живших в непосредственной близости с Иудеей. До нас дошли всего два, совершенно изолированные как в своем течении, так и в своем значении, и ни разу более не отмечаемые совершенно – события из этого столетия между Неемией и Александром. Первое из этих событий, о котором мы узнаем из Иосифа (ρχ.XI, 7, 1), касается любопытного вторжения Персидского наместника в культическую самостоятельность общества. Случай этот Флавий полагает в правление Артаксеркса II, т.е. Мнемона, время царствования которого падает на 404–358 гг. (по другим 404–361). 449 Дело в следующем. По смерти первосвященника «Иуды», под коим Иосиф разумет, очевидно, Иоиада, сына и преемника Елиашина (как у Неем.12:10 и д.), первосвященником стал Иоханан (==Иоанн). 450 У этого Иоханана был брат Иисус, которому будучи другом обещал первосвященство Вагос, военачальник Артаксеркса II. Опираясь на это обещание, Иисус затевает однажды ссору в самом храме со своим соперником – братом, и этот в припадке гнева лишает его жизни. Возмущенный столь неслыханным преступлением и самоуправством, Вагог немедленно заявляется в Иерусалим и, осыпая Иудеев укоризнами, входит прямо в храм, презрительно отвечая на все протесты Иудеев, что он «конечно, чище того трупа, который лежит в их храме!». Семь лет после этого Вагос мстит всевозможными притеснениями за смерть Иисуса, одним из каковых притеснений была, между прочим, наложенная в виде штрафа подать за каждого жертвенного агнца, в размере 50 драхм. Историчность этого происшествия, так как оно, не смотря на свои позорные стороны, сообщается из-под Иудейского пера, и к тому же еще членом самого здесь непосредственно заинтересованного священнического сословия, – историки полагают выше всякого сомнения. Самый факт осквернения храма Вагосом Иосиф рассматривает, как наказание Божье за беззаконие, совершенное во храме и, при том, первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

до Р. Х.); эпоха Маккавеев (сер. II в. до Р. Х.); время Ямнийского синедриона (кон. I в. по Р. Х.). 1) Идея отнести «закрытие» канона ко времени Ездры-Неемии обусловлена прежде всего тем, что события этой эпохи последние по хронологии, о к-рых повествуется в канонических книгах ВЗ. С именем Ездры связано публичное чтение иудеями, вернувшимися в Иерусалим, Закона Моисеева - важный этап в становлении евр. канона (Неем 8). В 2 Макк 2. 13 упоминается, как Неемия, «составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях» (поскольку речь идет об исторических текстах, можно с большой долей уверенности предположить, что имеется в виду корпус книг от Книги Иисуса Навина до Книг Судей Израилевых и Самуила (Царств)). В 3 Езд 14. 45-48 говорится, что Бог дает Ездре 24 священные книги, открытые для всех (т. е. книги евр. канона) и 70 тайных, предназначенных лишь для «мудрых из народа». Эпоха Ездры-Неемии была переломной и в истории иудаизма, и в истории евр. канона; память об этом сохранилась в евр. традиции. 2) Большой популярностью в протестант. библеистике XVI-XIX вв., а также в дореволюционной русской библеистике пользовалась гипотеза о том, что «закрытие» ветхозаветного канона было осуществлено Ездрой и его современниками, «мужами Великой синагоги» (выражение взято из мишнаистского трактата Авот 1. 1). Впервые это предположение появилось в трактате «Массорет Ха-Массорет» (1538) евр. ученого Илии Левиты (1468-1549). Столь ранняя датировка «короткого» евр. канона оказалась важным аргументом для протестантов в полемике с католиками о статусе неканонических книг ВЗ; уже в 1-й пол. XVI в. ее приняли протестант. богословы; практически эта датировка в протестантизме не оспаривалась до кон. XIX в. и преобладала в дореволюционной рус. библеистике ( Дагаев. 1898; Юнгеров. 1902). Однако к кон. XIX в. для мн. исследователей стало очевидно, что невозможно связать завершение евр. канона с персид. эпохой, т. к. ряд книг из разд. «Писания» (Книга прор.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

6. В чем заключается ее содержание? 7. Каков смысл книги? 8. Какое она имеет прообразовательное значение? Приложение: «Иона» XIX века Какое животное имеется в виду в Кн. пр. Ионы? Синодальный перевод вместо «большая рыба» оригинала ставит «большой кит». В еврейском языке слово «кит» отсутствует. Под именем Левиафана (евр. Левиатан) обычно подразумеваются морское чудовище вообще или ханаанский змей Лотан — аллегория Хаоса. Поэтому переводчик синодальной Библии имел основания заменить слово «рыба» словом «кит». Тем более что известны случаи, когда человек оказывался живым, побывав «во чреве китовом». Один такой случай приводится в архивах Британского Адмиралтейства. Речь идет о спасении матроса Джеймса Бартли, служившего на корабле «Звезда Востока». В 1891 году он принимал участие в охоте на кита и, как сообщает акт из архива, попал в пасть кита, где пробыл несколько часов и выжил. Он был излечен матросами после гибели животного, раненного гарпуном. В результате этого Бартли потерял зрение. Умер он 15 лет спустя у себя на родине в Глочестере. §19 Реформы Ездры и Неемии. Книга Руфь (середина V века) 1. Роль Ездры в ветхозаветной традиции. Иудейские книжники издавна придавали огромное значение деятельности Ездры. Его изображали как своего рода второго Моисея. Это объясняется тем, что Ездра сумел реорганизовать ветхозаветную Церковь на принципах Закона. Он впервые торжественно кодифицировал полное Пятикнижие в качестве действующего религиозно-гражданского права для всего народа и тем самым вывел Общину из затяжного кризиса. Кроме 1 Кн. Ездры ему приписывали еще две книги, носящие его имя: 2 Кн. Ездры (составленную из 2 Пар, 1 Ездр и Неем) и 3 Кн. Ездры (апокалиптическое произведение конца I b. по Р.Х.). В библейской науке период, отраженный в Кн. Ездры-Неемии (см. §17) принято называть Реставрацией . Но наименование это не совсем точно. Ездра не столько вернул иудеев к прежним порядкам, сколько создал Общину заново, спаяв ее жесткими принципами и канонами. Именно Ездра создал «ограду Закона», которая непроницаемой стеной отделила иудейство от язычества. С одной стороны, это нанесло ущерб духовной жизни народа, обрекая его на изоляцию, но с другой — только решительные меры Ездры смогли предотвратить неизбежный распад Общины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В период между 516 и 445 гг. иудейская община прошла через новую полосу кризиса. Зоровавель был отстранен. Иудеи по-прежнему владели только Иерусалимом и его окрестностями. Самарийский правитель, которому подчинялась Община, разрушил стены города и сжег все его ворота (см. и Езд 4.6–23 ). Это сделало Иерусалим легкой добычей для разбойничьих банд и соседних племен. Многие иудеи вступали в браки с язычниками, дети их забывали родной язык и веру. Проповедь универсализма, исходившая от школы Исайи, не пробудила в иудеях миссионерского рвения. Община угасала как национальное и религиозное целое. Тогда за спасение ее взялись люди, жившие вне Палестины: царедворец персидского царя Неемия и ученый книжник из Вавилона Ездра (евр. эзра). Их подлинные записи вошли в цикл книг позднего библейского историка (III в. до Р. X. ), который написал Паралипоменон, 1 Книгу Ездры и Книгу Неемии (Chr) 100 . В последних двух книгах, по мнению экзегетов, несколько нарушен хронологический порядок событий. Предлагаемая ниже последовательность чтения есть опыт его реконструкции. I. Пророк Малахия увещевает народ, утративший веру Имя Малахия 101 (евр. малеахи) означает «Мой вестник», или «Мой посланник». Многие толкователи считают это имя псевдонимом пророка. О жизни и личности автора Книги пророка Малахии ничего не известно. Из содержания ее можно заключить, что пророк писал в период между построением Второго Храма (515) и началом реформ Ездры и Неемии (445). В этот период взрыв энтузиазма, порожденный пророками Аггеем и Захарией, угас. Иудея обнищала до крайности. У нее не осталось и тени самостоятельности. Книга Малахии имеет своеобразную форму. Она состоит из ряда диалогов между пророком и сомневающимися. Книга дополняет учение предшествующих пророков, которые делали ударение на нравственной стороне служения Богу. Малахия, не отрицая этого, показывает, что небрежность в соблюдении «церковного устава» также недопустима. Обряд и жертва есть выражение благочестия, и, если они совершаются без тщания, это является оскорблением Бога ( Иер 48 . jo). Малахия говорит о наступлении Дня Господня, которое будет предварено явлением великого вестника (ангела) Ягве. Этим вестником стал Предтеча Христов – Иоанн ( Мк 1 .J-2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010