Эти последние двадцать четыре книги и были, очевидно, наши ветхозаветные канонические книги. Вторая книга Маккавейская, говоря о Неемии, современнике и сотруднике Ездры, замечает, что он, составляя библиотеку, „собрал сказание о царях, и Пророках, и о Давиде, и письма царей о священных приношениях“ ( 2Мак.2:13 ). Из этого свидетельства видно, что во время Неемии книги не только были собраны, но и приведены в известный порядок, разделены по некоторому плану. В полном согласии с приведенным преданием стоит и историческое свидетельство Иосифа Флавия. „Не мириады, говорит он, несогласных и противоречивых книг есть у нас, а только 22, в которых изложены события всех времен и которые по праву почитаются Божественными. Пять из них Моисеевы; они содержат в себе и законы и предания человеческого рода до кончины его (Моисея). Период этот обнимает почти три тысячи лет. От кончины же Моисея до Артаксеркса, царствовавшего в Персии после Ксеркса, описали в 13 книгах историю своего времени следовавшие за Моисеем Пророки. В остальных же четырех (книгах) содержатся гимны во славу Божию и правила жизни для людей. От Артаксеркса же до нашего времени хотя описаны все события, но эти описания не пользуются одинаковым с предыдущими доверием: потому что не было совершенно преемства пророков“ 147 . Свидетельством этим вполне подтверждается как то, что участниками в деле составления канона были последние Пророки, так и то, что составление последовало непосредственно после плена Вавилонского, при Ездре и Неемии, получивших от Артаксеркса Лонгемана позволение возвратиться с частью народа в их отечество. Есть, наконец, одно и фактическое указание. Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная, судя по прославлению в 50 гл. Первосвященника Симона, за 300 лет до Рождества Христова, говорит уже, что, кроме Исаии, Иеремии и Иезекииля, были еще двенадцать Пророков ( Сир.49:12 ), и что между оставившими по себе писания были провещавшие в пророчествах, изрекшие премудрые словеса в наказании и предавшие гимны писанию ( Сир.44:3–6 ), а все это указывает, что священные книги были в то время уже собраны и разделены по отделам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Труды этих великих мужей, направленные к восстановлению веры, благочестия и национальности еврейского народа, теснимого языческими народами, составляюсь одну неразрывную славную эпоху духовного возрождения Израиля. Указ царя Артаксеркса, данный на имя Ездры в седьмой год его царствования, служит началом этой эпохи; указ того же царя от 20 года его царствования, данный на имя Неемии, является только лишь подтверждением и повторением первого. Вполне возможно, что Ездра воспользовался предоставленными ему персидским царем великими полномочиями и начал постройку Иерусалимских стен, которые потом были разрушены врагами. Это прискорбное обстоятельство и вызвало прибытие в Иудею Неемии, который, подобно Ездре, склонил царя к милости по отношению к еврейскому народу, заручившись от него снова особыми правами для восстановления прерванного дела. Ввиду такого единства и нераздельности служения Ездры и Неемии, началом для счисления седьмин можно считать вообще время их общественной деятельности на пользу истинной религии еврейской народности. Если согласно с защитниками первого мнения началом седьмин считать время издания указа на имя Ездры, т.е. 457 год до Рождества Христова и принять во внимание, что, по свидетельству евангелиста Луки, Иисус Христос выступил на общественное служение роду человеческому одновременно с проповедью Иоанна Крестителя в 15-й год правления Римского императора Тиверия ( Лyk. III, 1–3 ), а 15 год правления Тиверия соответствует 27-му году по Рождестве Христове, то расстояние времени от 457-го года до Ролстества Христова и до 27 по Рождестве как раз и составит сумму лет в шестьдесят девять седьмин или 483 года. Придерживаясь же второго более распространенного толкования, счет седьминам следует произвести так. Исходным пунктом для седьмин следует считать 20-й год царствования Артаксеркса, который соответствуешь 453-му году до Рождества Христова. Отселе должно пройти шестьдесят девять седьмин или 483 года. Последнее количество превышаешь срок времени, определяемый датою указа Артаксеркса (453 г.), на тридцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

После этого краткого замечания о Шешбацаре историк почти совсем умалчивает о нем; упоминание имени Шешбацара мы встречаем лишь в письме Фафная, заречного областеначальника, царю Дарию Фафнай писал между прочим: «сосуды дома Божия вынес Кир царь из храма вавилонского и отдал их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником (pecha)..., тогда Шешбацар тот пришел и положил основание дома Божия в Иерусалиме» ( 1Ездр. 5:14,16 ). Объединяя эти свидетельства о Шешбацаре, естественно, возможно заключить, что он был особенным полномочным и сановным лицом: ему передаются сосуды, он берет их с собою «при отправлении переселенцев из Вавилона», назначается самим Киром областеначальником Иудеи, приходит в Иудею и полагает основание Иерусалимскому храму, т. е., что Шешбацар был как предводителем каравана, так и областеначальником Иудеи. Но вместе с этими свидетельствами о Шешбацаре 1 кн. Ездры, как предводителе каравана и областеначальнике Иудеи, та же книга Ездры в других своих местах, а также и книги Неемии, пророков Аггея и Захарии ясно указывают на Зоровавеля, как вождя каравана и иудейского pecha. Уже во 2 гл. 1 кн. Ездры говорится о «сынах пленников» как пришедших «с Зоровавелем, Иисусом» и др. ( 1Ездр. 2:1–2 ). В книге Неемии в списках, возвратившихся при Кире сказано: «те, которые пришли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею» и др. ( Неем. 7:7 ). Зоровавель является главным лицом вместе с Иисусом при сооружении жертвенника ( 1Ездр. 3:2–3 ), восстановление которого предваряло основание храма; он является главным участником и закладки храма ( 1Ездр. 3:8 ). Пророк 3ахария называет Зоровавеля основателем дома Господня ( Зах. 4:6 ). Самаряне, желавшие принять участие в построении храма, обращаются за разрешением «к Зоровавелю и главам поколений» ( 1Ездр. 4:2 ). Во 2-й год Дария продолжают начатую постройку храма «Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков» ( 1Ездр. 5:2 ; Агг. 1:14 ). И Зоровавель называется «правителем Иудеи» ( Агг. 1:1–14 ). Все эти свидетельства с несомненностью говорят о Зоровавеле как предводителе каравана и областеначальнике Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цари Иудеи и Израиля    Цари Иудеи и Израиля (Третья книга царств 2:12) Дом Божий    Дом Божий: прежде и сейчас (Первая книга Паралипоменон 17,14) План храма Соломона    План храма Соломона (Вторая книга Паралипоменон 3,1) Соломон воздвиг храм на горе Мориа, к северу от «города Давидова». Храм был построен в соответствии с планом, полученным некогда Давидом от Господа и переданным им Соломону (1 Пар. 28:11–13,19). Разделение на святилище и Святое в святилище отражает разделение скинии на святилище и Святое святых. Времена Ездры, Неемии и Есфири    Времена Ездры, Неемии и Есфири (Кина Ездры 8,36). Персидские цари эпохи восстановления, 559—404 гг. до Р.Х.    Персидские цари эпохи восстановления, 559—404 гг. до Р.Х. (Книга Неемии 2,1). Господь говорит Иову    Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). Премудрость взывает    Премудрость взывает (Книга притчей Соломоновых 8,1) Путь мудрости    Путь мудрости (Книга Екклесиаста 12,14) Мессия и Его Царство    Мессия и Его Царство (Книга пророка Исаии 11,1) Страдающий Слуга     Страдающий Слуга (Книга пророка Исаии 53,12) Иисус исполнил пророчество Исаии о страдающем Слуге. Призвание Иеремии     Призвание Иеремии (Книга пророка Иеремии 1,9.10). Трагический характер призвания Иеремии подтверждает принцип: когда Бог призывает человека к труду, Он дает все необходимое для этого. Как Иеремия, мы перечисляем наши слабости и ограничения. Но Бог обещает Свое присутствие, дарующее способности. Как Иеремия, мы опасаемся тяжелых ситуаций. Но Бог обещает Свое освобождение. Бог не призывает нас выполнять задание, в котором Он не может помочь. Путь к обновлению    Путь к обновлению (Плач Иеремии 5,21). Храм Иезекииля     Храм Иезекииля (Книга пророка Иезекииля 40,5). Восстановленный Иезекиилем храм – это не реальный объект, а видение, выражающее чистоту и духовную жизненность идеального места поклонения и поклоняющихся в нем. Видение не предназначено для земного, материального, исполнения, но подчеркивает истину, заложенную в имени нового города: ГОСПОДЬ ТАМ (Иез. 48:35). Бог будет обитать в новом храме и среди Своего народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

–  книги Паралипоменон, Ездры и Неемии  относятся к 466–439 г. до Рождества Христова. Если с этими достоверными и положительными сведениями о происхождении книг Писания сравним памятники языческой литературы, то окажется, что древнейшие Греческие историки Геродот (ум. в 440 г. до Рождества Христова). и Фукидид (ум. в 402 г. до Рождества Христова), были современниками Ездры и Неемии, позднейшим священным писателям; а древность Гомера и Гезиода, по самому крайнему исчислению, не восходит выше времен пророка Иеремии или времен Вавилонского плена. Вся прочая Греческая и Латинская литература несравненно позднее Малахии и Неемии, последних священных писателей. Мифологические книги Китайской Еинги не восходят выше пятого, а Персидские Зенд Авеста далее шестого века до Рождества Христова, т. е. они явились после рассеяния Израильтян за Евфратом и отведения Иудеев в плен Вавилонский. Только Индийским Ведам предположительно присваивают происхождение в двенадцатом веке до Рождества Христова, т. е. около времен Самуиловых, но кажется более по содержанию, т. е. по записанным тут молитвам и наставлениям древних браминов, нежели по изложению, которое, вероятно, сделано во времена, ближайшия к пленению Вавилонскому. А с пятокнижием Моисеевым нет ничего равного даже из мифических произведений язычников. Следовательно, Священное ветхозаветное Писание своею древностию превосходит все известные памятники человеческой литературы, и в некотором отношении можно утверждать, что перестал говорить Господь ( Быт 18:33 1390 ), когда выучил говорить самого человека. «Глубокая древность книг Иудейских придает им такой авторитет, какого другие книги иметь не могут, говорит Грекам и Римлянам Тертуллиан около 198 г. по Рождестве Христовом… Они предваряют многими веками ваших богов; они древнее, нежели все ваши храмы, оракулы и жертвоприношения. Если вы слышали о Моисее, то знайте, что он современник Инаха, царя Аргосского; древнее 150 годами Даная, одного из ваших старейших царей; древнее основания Рима на 800 лет; древнее несчастия, постигшего Приама, на тысячу лет. Следуя многим хронологам, я мог бы считать его древнее Гомера на 500 лет. Все другие пророки существовали после Моиеея; но и позднейшие из них старше древнейших ваших мудрецов, законодателей и историков» (Apolog., cap. XIX). А посему мнение древних отцов и учителей Церкви о заимствованиях язычников из священных книг Еврейских не только не содержит в себе ничего невозможного и невероятного, но может быть обставлено многими благоприятными к тому обстоятельствами места и времени. Наоборот, попытки некоторых ученых провести мысль о подражании законов и установлений Моисеевых учреждениям языческим содержат явный анахронизм. Примечания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

«Вы можете описать то, о чём сейчас рассказали?», — спросила я, стараясь не обидеть Зою Николаевну своей просьбой. Она была мудрой женщиной, и сразу согласилась. А я пошла к знакомому фотографу и, получив фотографии, дала одну Зое Николаевне. Она увеличила её с помощью ксерокса. Получился неожиданный эффект. Изображение в формате А4 на обычном листе предстало в виде старинной иконы с пятнышками как бы выщербленной в нескольких местах краски. Одетая в рамочку, икона Божией Матери «Сокрушительница стрел» дополнила иконостас в маленькой однокомнатной квартире Зои Николаевны. Вскоре, после службы на Введение во храм Пресвятой Богородицы, Зоя Николаевна передала мне двойной лист со школьной тетради с описанием своего духовного опыта. Далее я помещаю свидетельство дорогой моей сестры во Христе, не пытаясь давать никаких своих объяснений. «Образ Богородицы Сокрушающей стрелы , ихже мечут демоны на погибель нашу, пленил мою душу с первого мгновения, сроднился душе моей. Я полюбила его, помышляла об иконе и видела её внутренним взором. И вот, в ноябре сего года, недели за две до Рождественского поста, благоволила Матерь Божия явить мне, недостойной и окаянной милость Свою: являла Себя во образе Сокрушительницы стрел три раза. Она была точно такая, как на иконе, только живая, Источник света, сострадания и любви. Первые два явления были словно в прозрачном сне: безграничное голубовато-золотистое пространство и свет, и радость ожидания. И вот, вижу Богородицу, как изображена Она на иконе, только руки Ея в движении сокрушения стрел и очи направлены на меня: утешают, ободряют меня. Захватило дыхание моё, сердце трепещет, и говорю мысленно: Мария, Мария, спаси мя… Времени не помню, сколько была Она со мной, — думаю, что мгновение. Так было два раза одинаково. Только во второй раз я пыталась прикоснуться к краю одежды Ея. А третий раз явилась икона в духе после того, как я закончила читать вечернее правило и творила Пяточисленные молитвы и молитвы Богородичные на каждый день седмицы. И вот исчезла комната моя, и увидела я вновь сияющее пространство то, а сердце исполнилось радостью ожидания. И вот издалека идёт ко мне Царица Небесная, как изображена на иконе, и одежды Ея трепещут и излучают невыразимый прозрачный голубовато-золотистый свет, а Лик и Очи светятся такой лаской и печалью, что сердце облилось слезами.

http://azbyka.ru/fiction/za-dragocennoj-...

В годы учёбы в университете мне пришлось сдавать Заре Николаевне зачёт и экзамен, после чего я потеряла её из виду на долгие годы. Однажды, уже после своего воцерковления, я встретила Зарю Николаевну в храме Трёх Святителей. Мы стали общаться, тем более что и жили неподалёку друг от друга. Зоя Николаевна, рассказала, как она, похоронив всех своих родственников, осталась одна и смертельно затосковала. «Господь не дал мне погибнуть», — призналась Зоя Николаевна, но об обстоятельствах её прихода в храм я расспрашивать не стала. Знаю, что привыкшая к глубоким исследованиям, она изучила все тома «Добротолюбия». Не раз Зоя Николаевна говорила со мною о необходимости творить Иисусову молитву. Говорила ещё и такое: «Если бы мы до конца осознавали, что сделал для нас Спаситель, мы бы уже от порога храма ползли на коленях к Причастию». В то время я работала в Епархиальном управлении и попросила Зою Николаевну подготовить цикл лекций «Библия в мировом искусстве». Зоя Николаевна живо откликнулась на эту просьбу. В её архиве оказалось немало репродукций с произведений иконописи и религиозной живописи. В отделе иностранной литературы Крымской республиканской библиотеки были прочитаны православным историком блестящие лекции, собиравшие большой круг слушателей. В то время отдел иностранной литературы размещался в здании домовой церкви  Равноапостольной Марии Магдалины, в настоящее время уже переданной верующим. Жаль, что в те девяностые годы мы ещё не располагали диктофонами и телефонами, чтобы записать эти беседы. Однажды Зое Николаевне понадобилось зайти ко мне за книгой. Здесь она и увидела икону Девы Марии «Сокрушительница стрел». Образ Матушки Богородицы поразил её. Зоя Николаевна долго стояла перед образом и, думаю, молилась. Потом она сказала, что по глубине смысла эта икона (из тех, где Богородица изображена без Младенца), одна из самых сильных по своему воздействию. Прошло время, и в 2000м году Зоя Николаевна попросила меня сделать фотографию с образа «Сокрушительницы стрел». Я объяснила, что у меня нет на то благословения. «У меня возникла особая причина просить вас об этом», — спокойно, но со значением сказала Зоя Николаевна. И, помолчав, она открыла, что это за причина: явление Богородицы в образе «Сокрушительница стрел».

http://azbyka.ru/fiction/za-dragocennoj-...

Боже, Царя храни! (Жуковский). 12. Молитва за русского царя Держи свою десницу, О Боже, над Царем, Храни, Господь, Царицу И весь державный дом! Пошли благословение На каждую семью, Яви благоволение И милость нам Свою! 13. Слава (гимн) Славься, славься. Наш русский Царь! Господом данный Нам Царь-Государь! Да будет бессмертен Твой Царский род, Да им благоденствует Русский народ. (Глинка). 14. Многолетие Многи лета, многи лета, Православный русский Царь! Дружно, громко песня эта Пелась прадедами встарь. Дружно, громко песню эту И теперь вся Русь твердит; С ней по целому полсвету Имя Царское гремит. Ей повсюду отвечая. Мчится русское ура От Кавказа до Алтая, От Амура до Днепра. Прогреми ж до граней света, И по всем сердцам ударь, Наша песня: многи лета, Православный русский Царь! (Жуковский). 15. Патриотическое 39 самопожертвование жизнью В половине прошлого столетия башкирцы подняли кровопролитный бунт. Они изрубили в Пермской губернии несколько эскадронов 40 драгун 41 и хотели взять хитростью одного русского барабанщика и велели ему бить обыкновенный поход. Уже приближались они к крепости, и им хотели отворить ворота, как вдруг барабанщик вместо похода ударил тревогу. Тут гарнизон приметил, с кем имел дело, и приготовился к обороне. Башкирцы тогда не отважились напасть на крепость и принуждены были отступить. Из мщения они изрубили в куски смелого барабанщика в виду его одноземцев. 16. Награжденная верность и наказанная измена воина I. В войсках римского императора Константина Великого носили знамя с изображением креста Христова; его велено было носить впереди полков и приближать к тому отряду, который утомлялся и ослабевал в сражении: боголюбивый царь после видения чудесного знамения креста на небе веровал, что сам Царь небесный и Владыка вселенной, победивший крестом ад и смерть, благословляет силу христолюбивых воинов и дает победу благочестивым царям на сопротивные, что крепкие поборники креста и веры в Распятого – крепки и в борьбе с врагами. II. Однажды державший это знамя воин устрашился внезапного нападения врагов и, передав знамя другому, сам бежал с поля сражения. Дерзнувший спастись бегством, когда другие отражали нападение, уже находился вне полета стрел, как мгновенно поражен был на смерть, и пал; между тем другой воин, который принял от бежавшего и держал знамя, при всей видимой опасности от стрел неприятельских, остался жив и невредим: враги Константина и защищаемого им креста Христова нарочито направляли свои стрелы против державшего знамя креста; множество стрел вонзалось в самое знамя, но ни одна из них не коснулась верного долгу воина, как бы чудесно охраняемого от смерти. Кто верен своему призванию и долгу, тому и при опасности – крепкая защита в силе Божьей; изменник встречается с опасностью и там, куда бежит от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

291 Седьмого прошения молитвы «Отче наш» ( Мф 6,13 ) Лука не приводит (ср. § 18) потому, что оно и без того содержится уже в 6-м прошении. По примеру св. Златоуста слова: Но избавь нас от зла реформатами, арминианами и социанами посему не принимаются за особое прошение; молитва Господня, таким образом, состоит у них лишь из шести прошений. 293 По еврейскому и Вульгате: Восхвали Бога и умри, т.е. как ты Бога ни восхваляй, ни прославляй Его, а все-таки должен будешь умереть. 295 Намек на так называемые зажигательные стрелы (malleoli) древних, которыми начиняемы были горючим материалом, состоявшим из серы, смолы, вара и масла, и перед пусканием были зажигаемы. Под этими особенно опасными стрелами нужно разуметь глазным образом, конечно, искушения к нецеломудрию, которыми лукавый χατ’ ξο χν (по преимуществу), обуревает человека. 296 Если воспламеняются в человеке страсти, особенно нечистые пожелания, то походит его сердце на раскаленную и пылающую огнем печь. Впрочем, говоря о «воспламененном сердце» при чрезвычайно возбужденных благочестивых чувствах любви и радости (ср. Лк 24,32 ). 297 Для защиты от зажигательных стрел древним служил щит, сделанный из легкого дерева, обтянутого воловьей кожей, которая смачивалась, чтобы от зажигательных стрел она не могла воспламениться (ср. Lubker s.v. “arma” и “Belagerung”). Такой щит, совершенно пропитанный водой священных мыслей и оттого не допускающий в душу огня «зажигательных стрел» от искушений, есть вера. 299 Манну должно было собирать перед восходом солнца потому, что при первых же лучах солнца она растоплялась. Этим, по Оригену , давалось понять израильтянам, что к Богу должно обращаться еще прежде наступления дня. Но этим указывалась не столько небесная страна, к которой должно обращаться при молитве, сколько время ее. 300 Этим «именно» далее излагаемое связывается, вероятно, с тем, что ранее было сказано о распростирании рук и поднятии очей кверху. 301 Это положение молящегося человека, возникающее из чувства нужды в помощи, которое Тертуллиан называет (Apol.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Стрелы же в Ея руках тлели, а острия их мерцали огнём, угасая. И вот, Она остановилась совсем рядом и вернулась в икону. Сколько мгновений продолжалась эта благодать, не знаю. Когда я оглянулась — была та же  ночь, и келия, и лампадка, и моя смиренная плоть. Но уже я познала, что Царица Небесная слышит и любит рабов Своих, взывающих к Ней — Сокрушительница стрел, Заступница наша. 4 декабря 2000. Введение во храм Пресвятой Богородицы, раба Божия Зоя». Прочитав её свидетельство, я предложила пойти к настоятелю Трёхсвятительской церкви о. Георгию Северину с иконой, рассказать обстоятельства появления образа, а также поведать о видениях Зои Николаевны. Отец Георгий выслушал нас внимательно. Подумав, он сказал: «Здесь нужно рассуждение старца. Напишите отцу Илии всё так, как рассказали мне, и вышлите ему фотографию иконы». Мы поступили по совету отца Георгия и стали ждать. Обратный адрес на конверте указали мой. При встречах Зоя Николаевна, приветствуя меня словами преподобного Серафима Саровского   «Радосте моя, Христос Воскресе!», спрашивала, есть ли ответ на наше письмо. В ожидании прошёл январь и начался февраль. 9 февраля прямо с дня рождения Зои Николаевны я уехала в Алупку к отцу Валерию, задержавшись там почти на три месяца. В Фомино воскресенье мне сообщили, что Зоя Николаевна умерла, и хоронить её будут на Радоницу. Добравшись до Симферополя, я заглянула в почтовый ящик и вытащила конверт из Оптиной пустыни. В конверте была открытка с надписью «Радосте моя, Христос Воскресе». С этой открыткой я пошла в квартиру к Зое Николаевне, где собрались уже сёстры во Христе помолиться о новопреставленной Зое. Ни до этого, ни после я не получала писем от отца Илии. И его пасхальное поздравление приняла в качестве благословения мне, а наипаче  Зое Николаевне, ставшее для неё напутствием «в путь всея земли». Икона Девы Марии «Сокрушительница стрел» выдержала несколько переездов и продолжает оставаться моей келейной иконой. Признаюсь, одну из фотографий образа выпросила у меня сестра во Христе Любовь, собиравшая по любви к Богородице все Её иконы в фотоальбомы. Любовь обещала, что не будет распространять образ «Сокрушительницы стрел». А как получилось на самом деле, я не знаю.

http://azbyka.ru/fiction/za-dragocennoj-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010