9); Зарай Ефиоплянин выступил с несметным войском против иудейского царя Асы, к-рого спасла от неминуемого поражения только пламенная молитва к Богу (2 Пар 14. 9-15); Сеннахирим, царь Ассирийский, «пришел... с намерением воевать против Иерусалима» (2 Пар 32. 1-2), но его с помощью Ангела Господня победил благочестивый царь Езекия (2 Пар 32); во время сражения с егип. фараоном Нехао погиб царь Иосия, к-рого оплакивал сам прор. Иеремия (2 Пар 35). В Е. п. к. и в Книге Неемии чужеземные правители, в первую очередь персид. цари, благосклонны к израильскому народу и к его религии: Кир издает указ о возвращении евреев в Палестину, передает им богатые дары для храма и захваченную ранее Навуходоносором храмовую утварь (1 Езд 1); Дарий разрешает возобновление строительства храма (1 Езд 6); Артаксеркс отправляет Ездру с богатыми дарами в Иерусалим, наделяя его широкими полномочиями (1 Езд 7) (единственным исключением является рассказ о том, как царским письмом были приостановлены работы по восстановлению храма - 1 Езд 4). Кроме того, в отличие от Е. п. к. в 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон иноземные правители изображаются не только враждебными израильскому народу, но зачастую и противниками Бога (см., напр.: 2 Пар 32. 8-19, где Сеннахирим уничижает Бога Израилева, сравнивая его с богами др. народов). 6. Употребление разных слов для обозначения одних и тех же реалий. Так, в 1-й и 2-й книгах Паралипоменон при описании приготовлений к совершению религ. ритуалов используется обычно глагол   (освящаться, посвящать себя - см., напр.: 2 Пар 31. 18); в Е. п. к. и в Книге Неемии в подобных случаях употребляется близкий по значению глагол   (см., напр.: 1 Езд 6. 20; глагол  , однако, 1 раз употребляется и в 2 Пар 30. 18, что, несомненно, ослабляет этот аргумент - Blenkinsopp. 1988. P. 49). Различие в обозначении первосвященника (    ,       - 2 Пар 31. 10;    ,     - Неем 3. 1) можно объяснить тем, что термины в Е. п. к. и Книге Неемии относились уже к послепленным реалиям, что подтверждает название в Е.

http://pravenc.ru/text/189575.html

6. « Э кклезиастический» историк, или церковный, работавший около 300 г. до Р. Х. заново редактировал законоположительные и историческия книги от кн. Бытия до книг Царств и продолжил историю приблизительно до своего времени. Теперь Библия содержала первую и вторую Паралипоменон, а также Ездры и Неемии. Он применил уже определенный метод исторической работы, указывая ряд источников, из которых он сам черпал материал (см. 2 Паралип.); он использовал личные дневники Ездры и Неемии и арамейские документы (без перевода). Он внес новую точку зрения на историю Ветхого Завета, точку зрения церковника; собственная его работа может быть названа «церковной хроникой Иерусалима». Происхождение Псалмов , за исключением, м. б. нескольких псалмов времени Давида, критика относит ко времени персидского владычества после плена вавилонского: это «Книга псалмов второго храма». К этому же периоду относят появление целого ряда книг: Иудифь, Есфирь, Руфь, Товит, историю трех отроков, «историю Даниила», историю Сусанны, историю Вила и Дракона, 3 и 4 кн. Маккавейския. Сюда же включают кн. Иова. 7. Последний период – период эллинизации. В него входит время Маккавеев (175–63 г. до Р. Х.). Его считают временем окончательного оформления прежних Писаний Пророков, также кн. Паралипоменон, Ездры и Неемии. Появилась «литература Премудрости». Толчок к ней якобы дан столкновением с греческой философской мыслью; однако соглашаются, что здесь иудейская мысль пошла своим собственным путем. Сюда относят: книгу Притчей, Екклезиаст, книгу сына Сирахова. (Фрагмент книги И. с. Сирахова, около половины книги, найден, между прочим, в 1896 году в оригинальном еврейском тексте в Египте). Тогда составлены первая и вторая книги Маккавейския. Сюда же относят книгу пророка Даниила, в языке которой находится много персидских и греческих слов; соответственно этому пророчество о седмидесяти седминах прилагают ко времени Антиоха Епифана, видя в нем «рефлексию, обращенную к событию уже прошедшему», как поступает критика и по отношению к другим пророчествам. Римо-католическая богословская наука о происхождении канона священных книг Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

311 Артаксеркс – почетный титул царей Персидских. В русских переводах ветхозаветных книг встречаются три Мидо-Персидских царя под означенным названием: – один из царей этого имени препятствовал построению Иерусалимского храма. Этот царь, думают, был Лже-Смердиз из волхвов и царствовал восемь месяцев ( 1Езд. 6, 7; 7,7 ); – другой царь персидский под этим именем царствовал 47 (или 48) лет и особенно покровительствовал Иудеям. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре с его соотечественниками возвратиться в Иерусалим, а через 14 лет после того дозволил Неемии, своему виночерпию, отправиться в Иудею для возобновления Иерусалима. Этот царь, как думают, был Артарксеркс Лонгиман; – третий царь с этим именем был супругом Есфири. Дворец его находился в Сузах, столице Персии. На третий год его царствования вместо Астинии его супругою стала Есфирь. 312 Имя Елиашив или Елеашив означает “Богом восстановляемый”. Он был сыном Иоакима. Будучи первосвященником во дни Неемии к великому соблазну народа и к сильному негодованию Неемии он устроил для Товии, своего родственника, комнату в храме ( Неем. 13, 4–9 ). Он скончался около 423 г. до Р.Х. 313 Под словом Синедрион разумеется верховное судилище Иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72 членов под председательством первосвященника. Местом собрания, по мнению талмудистов была зала в отделениях при Иерусалимском храме. В определенных случаях собрание могло собираться в доме первосвященника. 315 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым. Он был, вероятно, священнического рода и родился во времена плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария. По приданию пророк Захария умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, возле пророка Аггея. По приданию Иудейскому, он был членом Великой Синагоги. 316 Имя Есфирь означает “звезда”. Прежде она называлась Гадасса, что значит мирта (прекрасное благоухающее растение, листья которого использовались священными писателями, как эмблема для обозначения славы и благоденствия Церкви Христовой, а миртовый венок с розами в древности был любимым брачным украшением на Востоке). Есфирь была молодая красивая еврейка, дочь Авигалла, из колена Вениаминова, сделавшаяся царицею, супругою Персидского царя Ассуира (Артаксеркса) Лонгимана. Еще в детстве она лишилась своих родителей и была воспитана своим родственником Мардохеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Глава 19. Книга Пророка Малахии 70. Обстоятельства жизни и время служения О происхождении и обстоятельствах жизни пророка Малахии в Писании нигде не упоминается. Посему остается руководствоваться одним преданием. Но это предание сохранило сведения разные, так что самое имя Малахии некоторые считали именем нарицательным, а не собственным. Так, в переводе Семидесяти первый стих пророчества Малахиина читается так: пророческое слово Господа к Израилю рукою Ангела Его ( Мал. 1:1 1350 ). Блаженный Иероним (Praefat. in Malach.) говорит, что некоторые древние раввины думали, что под именем Малахии следует разумет Ездру, потому что и Аггей также называется Малахией, т. е. вестником ( Агг 1:13 1351 ). Святой Кирилл Александрийский упоминает, что еще и в его время, как за 300 лет перед тем Ориген , некоторые утверждали, будто Малахия был по природе своей Ангел, но по изволению Божию принял тело и сделался пророком для Израильтян (Praefat. in Malach.). Таким образом предание о сверхчувственной или небесной природе Малахии представляет частные мнения и научные предположения. А общепринятое мнение как ветхозаветной ( 3Езд 1:40 1352 ), так и новозаветной Церкви принимало его за человека Божьего. По свидетельству Епифания и Дорофея Тирского (in Vitis prophet.), пророк Малахия происходил из колена Завулонова; умер в молодости (adhuc juvenis) и погребен со своими предками на поле своем, в селении Софа. Святой Ефрем Сирианин, указав происхождение Малахии из колена Завулонова, говорит, что благочестивой своей жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Малахией, т. е. ангелом или вестником (Praefat. in Malach.). Предание говорит, что Малахия проходил свое служение после Аггея и Захарии. В подтверждение этого предания указывают на то, что в книге Малахии храм представляется построенным и Богослужение в нем совершающимся только с некоторыми отступлениями от надлежащего порядка, которые и обличаются пророком. Сличая эти обличения с книгою Неемии, можно приходить к заключению, что Малахия был современник Неемии и пророчествовал за 420–408 л. до Рождества Христова. Ибо те же самые пороки и нравственные недостатки, против которых действовал Неемия, обличаются и осуждаются в книге Малахии и притом в одинаковом виде или в той же степени, а именно: развод с законными женами евреянками для вступления в брак с иноплеменницами; удержание десятин; приношение в жертву животных больных и увечных; слабость нравственной и обрядовой дисциплины в левитах и даже в священниках. А отсюда очевидно, что пророк Малахия был сотрудником Ездры и Неемии, подобно тому как у Зоровавеля были соратниками Аггей и Захария; – и что он последний по времени в лице пророков-писателей, а потому справедливо у Евреев назван печатию пророков (см. у Михаелиса Praefat. in Maach.). 71. Современное состояние иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

3. Различия в употреблении слова «Израиль». В Книгах Паралипоменон, по наблюдению исследователей, это слово используется в разных значениях: как наименование Южного царства (при этом, возможно, подразумевается, что именно колено Иудино является истинным Израилем - Rad. 1930. P. 30); как наименование Северного царства (каждый из царей Северного царства называется обычно «царем Израильским» - 2 Пар 16. 1; 18. 3 и др.; ср.: 2 Пар 28. 19, где «царь Иудейский» (так в синодальном переводе) Ахаз в оригинале по непонятным причинам назван царем Израиля (  )); как обозначение неразделенного царства и всего народа (напр., неоднократно говорится о «Боге Израиля» (2 Пар 13. 5), но никогда - о «Боге Иуды»). В противоположность Книгам Паралипоменон в Е. п. к. и в Книге Неемии слово «Израиль» используется лишь в одном значении - «народ Божий» ( Sorgwe. 1991. P. 108). 4. Различное отношение к царю Давиду и к основанной им царской династии. В 1-й Книге Паралипоменон говорится, что Бог утвердит потомство Давида на престоле Израиля навеки (1 Пар 17. 11-14), в Е. п. к. и Книге Неемии фигура Давида отступает на 2-й план: единственным потомком Давида, играющим заметную роль в этих книгах, является Зоровавель, сын Салафиила. Однако даже ему здесь не уделяется должного внимания в отличие, напр., от составленной примерно в то же время Книги прор. Аггея, где он трижды назван «правителем Иудеи» (Агг 1. 14; 2. 2, 21), к-рого «как печать... избрал... Господь Саваоф» (Агг 2. 23). Такое отношение к царю Давиду и к его потомству в Е. п. к. и в Книге Неемии объясняют иногда полным «отсутствием каких-либо ожиданий политической независимости» ( Japhet. 1982. P. 73); главная тема здесь другая - восстановление храма и религ. возрождение избранного народа. 5. Различное отношение к иноземным правителям. В 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон цари др. народов нередко оказываются врагами Израиля. Адраазар, царь Сувский, ведет отчаянную войну с Давидом (1 Пар 18-19); Сусаким, царь Египетский, наносит поражение Ровоаму и уносит «сокровища дома Господня и сокровища дома царского» (2 Пар 12.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Глава 1 2 3 4     Введение. Краткое сведение о св. пророке Малахии, время его пророческого служения и содержание книги. Святой Малахия – (436–397 до Р. Хр.) – последний из известных нам святых пророков, оставивших свои Боговдохновенные писания, есть как бы вечерняя заря, озарившая небесными лучами заход Ветхого Завета. К сожалению, древность не оставила нам сведений о лице сего замечательного пророка, как бы перстом указавшего людям на восходящее Солнце Правды; даже самое существование сего пророка, как человека, подвергалось сомнению. «Некоторые утверждали 1 , – говорит св. Кирилл Александрийский , – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело, и отправлял в народе Израильском должность пророка; но сего вымысла не надо принимать. Ангелом Малахия назван главным образом по значению своего имени 2 , а частью, вероятно, и потому, что возвещал Израильтянам Боговдохновенные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника ( Мал. 2, 7 )... Итак, пророк Малахия был человек, подобный нам». По свидетельству св. Ефрема Сирина , Малахия происходил из колена Завулонова 3 , и благочестивою жизнью своею приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Обстоятельства жизни свят. пророка Малахии совершенно неизвестны. Время пророческого служения св. Малахии можно определить частью содержанием его книги. Св. Малахия, как видно, пророчествовал в то время, когда св. храм в Иерусалиме снова был построен после плена Вавилонского, в храме приносились жертвы, было организовано сословие жрецов и священников ( Малах. 1:6–14, 3:10 ). А храм окончен постройкою в шестой год царствования Персидскаго царя Дария Гистаспа (около 486 г. до Р. Хр.). Поскольку же св. Малахия обличает в своей книге те же пороки и беспорядки, какие в своё время обличал и Неемия (ок. 445–360 до Р. Хр.), например, беззаконные браки Иудеев с язычницами, нерадение в принесении десятин и начатков в храм Божий ( Мал. 2:11–16, 3:8–10 . См. Неем. 13:10–14, 23, 28 ), то можно думать, что св. Малахия пророчествовал при Неемии. Обличаемые св. Малахиею беспорядки, конечно, существовали и прежде при Ездре ( 2Ездр. 8:89, 92, 9:7 ); но они особенно усилились в отсутствие Неемии после отправления его в Персию, к царю Артарксерксу ( Неем. 13, 16 ). «При жизни священников Ездры и Неемии, – говорит св. Кирилл Александрийский , – освобожденным (Евреям) из плена (Вавилонского) пророчествовали Аггей и Захария. В одно время с сими святыми пророками, или несколько позже, жил и Божеств. Малахия, называемый Ангелом; ибо так толкуется имя – Малахия 4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2) Исчисление спутников его и исполнение царского повеления. 1Ездр.8 . 3) Ездрин плачь о смешении Иудеев с женами иноплеменническими. 1Ездр.9 . 4) Покаяние народа. 1Ездр.10 . § 18. О Книге Неемии I. Надписание По писателю и по главному предмету у евреев называется Нехемъя, у греков Νεεμας, и у латин Heema, а в Вулгате Вторая книга Ездры, по продолжению истории, начатой от Ездры, и потому, что не мало находится в ней такого, что купно Ездрою и Неемием учинено, или потому, что у древних Евреев обе сии книги совокуплены в одну. II. Писатель Оный есть Неемия. Неем.1:1 . – Имя его, от слова Нехем произведенное, утешителя или утешение Господне означает, и должности сего мужа весьма было прилично. Сир.49:15 . – Отца имел он Ахалию Неем.1:1 , и потому различествует от Неемии, сына Завухова Неем.3:16 . – Был Винарск или виночерпец царя Персидского Неем.1:11 , и на время полководцем царским во Иудеи сделан был Неем.5:14 , по которой должности назван по-халдейски Гаттиршата или Тиршата; ибо сие имя значит начальника, вождя, посла, судию царского. Ездр.2:63 . – Он был муж истинно благочестивый, весьма и чрезвычайно ревностный по славе Божией. В 13 лето после Ездры пришел в Иудею Ездр.7:8 . Неем.2:1 . – От того, которой с Зоровавелем и Иисусом Ездр.2:2 . Неем.7:7 вместе упоминается, должно, по-видимому, его различить. III. Содержание Описывает восстановление города Иерусалима, исправление возвращенного народа, поправление упадшего Богослужения, возобновление завета между Богом и народом, или дела, во время правления Неемии учиненные. IV. Конец 1) Чтоб окончить начатую от Ездры историю о возобновлении состояния церковного и гражданского; или чтоб обстоятельнейшее преподать известие как о восстановлении града и учреждении в нем правительства, так и о возобновлении завета между Богом и народом. 2) Чтоб описать Церкви, едва от толикого наказания свободившиеся, как внешние утеснения, так внутреннее развраты, и купно двоякое сих последних чрез Неемию исправление, из которых одно чем было строже, тем нужнее. 3) Чтоб доказать новым примером, что Бог молитвы праведных приемлет и им помогает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Хронист начинает с родословной, ведущей от Адама, и кончает формированием строя ветхозаветной Церкви при Ездре и Неемии (V b.). В основу книг Ездры-Неемии легли подлинные документы (в частности, записи самих Ездры и Неемии). Богословие книг то же, что и в Паралипоменоне (см. т. 1, §30). Их цель — показать становление народа Божия как религиозной Общины — Церкви. 2. Возвращение. Проповедь Второисайи и других ревнителей нового исхода пробудила у многих иудеев горячее желание вернуться на родину. Царь Кир дал им соответствующее разрешение, которое документально записано в 1 Ездр 1,2–4. Число репатриантов, указанное Кн. Ездры (более 42 тысяч), вероятно, охватывает всех , кто покинул Вавилон. Таких караванов за сто лет было пять. Первыми отправились бедняки, священники и энтузиасты, во главе с князем Шешбацаром (ок. 537 г.). Вслед за ним вышли переселенцы, ведомые другим князем — Зоровавелем. Радость возвращения, исполненного надежд, отражена в псалмах 65, 106, 123, 125, 128. Пс 125 начинается словами: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш — пения. Но суровая действительность оказалась настоящим испытанием веры. Вернувшиеся нашли страну в полном запустении. Они могли жить только в Иерусалиме и его окрестностях. Земли кругом были захвачены враждебными племенами. Временные жилища, голод, угроза со стороны соседей — все это поколебало малодушных. Но большинство жило надеждой: когда Храм будет восстановлен, Бог пошлет Свою помощь. Самаряне хотели участвовать в строительстве, но вожди народа, боясь нарушить чистоту веры, гордо отвергли их. 3. Второисайя в Иерусалиме (гл. 56–66). Великий пророк Плена вернулся с одной из первых волн репатриантов. Он видел, как люди пали духом, как знать не печется о благе народа, осуждал заблуждения тех, кто пытался сделать Общину недоступной для иноплеменников. Он сознавал себя предтечей Мессии-Служителя: Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня Благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, Проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. (61,1–2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Заграничное признание ничего не даст «ПЦУ» – это признание внешнее и далекое. Раскольники должны возвращаться в ту Церковь, которую они покинули Внешняя жизнь УПЦ в 2020 году была отмечена интенсивным общением с Сербской Православной Церковью. Наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий посетил Черногорию. Делегация УПЦ во главе с епископом Виктором (Коцабой) была с визитом в Сербии и Черногории. Украинские православные иерархи участвовали в похоронах владыки Амфилохия Черногорского и Патриарха Сербского Иринея. Мы для себя в какой-то мере заново открыли наших православных братьев на Балканах и сблизились с ними. Наверное, это случилось потому, что вызовы, которые стоят перед Сербской и Украинской Церквями, во многом похожи. Иллюстрация из Детской Библии к книге Неемии В феврале 2020 года в Киево-Печерской Лавре прошла международная конференция «Церковь мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке». Вот это, несомненно, было одним из важных событий в богословской и академической жизни УПЦ. И очень хорошо, что удалось провести такой значимый представительный форум, поскольку большая часть сил УПЦ сейчас направлена на защиту Церкви от различных нападок со стороны. А здесь мы видим развитие академической деятельности, богословской мысли, актуализацию истории гонений на веру в советское время, обращение к памяти новомучеников и исповедников. Важно, чтобы такие конференции проходили регулярно, напоминая нам о самых близких по времени к нам святых. Подытоживая 2020 год и смотря с надеждой в год 2021-й, считаю, что на Украине мы должны строить нашу церковную жизнь по принципу, изложенному в библейской книге Неемии. Там идет речь о тех временах, когда евреи вышли из Вавилонского плена и начали отстраивать стены своей столицы, а также Иерусалимский храм. Они работали, держа в одной руке мастерок, а в другой – меч, отбиваясь от племен, которые своими набегами хотели им помешать. Иными словами, они не только защищались, но и строили. Нельзя постоянно воевать, отбиваться – надо еще и строить, созидать. Даже в военные времена

http://ruskline.ru/opp/2021/01/28/zhit_p...

За что же эта милость? Израиль раскаивается в отвержении своего Спасителя ( Зах.12:9–14 ср. Ин.19:37 ; Апок.1:7 ). В святом городе живет святой народ ( Зах.13:1–6 ). Но кто же этот народ? Это очищенный бедствиями остаток, по убиении Великого Пастыря Израилева, рассеянного по всему миру стада ( Зах.13:7–9 ср. Мф.26:31 ). Народ Божий своею божественною славою возбуждает к борьбе антихристианский мир: еще раз посредством языческого оружия происходит очищение в народе Божием ( Зах.14:1,2 ); но после этого сам Господь вступит в борьбу за свой народ и поразит врагов ( Зах.14:3–5 ). Наступает полное время спасения: Господь обитает в своей земле и земля стала святою ( Зах.14:6–11 ). Страшен суд над врагами: они истребляют сами себя ( Зах.14:12,13 ). Иуда побеждает их и отнимает у них все ( Зах.14:14,15 ). Иерусалим же остается городом Божиим в мире; к нему приходят народы, чтобы с ним молиться Господу ( Зах.14:16–21 ). Примеч. Из книги пр. Захарии читаются паремии: в пяток мясопустной недели – Зах.8:7–17 , в субботу мясопустной – Зах.8:19–23 , в неделю Ваий – Зах.9:9–14 ; в великий пяток на первом часу – Зах.11:10–13 , на девятом – Зах.14:5–13 ; в навечерии Вознесения – Зах.14:4–8–12 . Книга пророка Малахии Сведения о времени пророческого служения Малахии и цель его пророчеств Пр. Малахия, судя по изображению в его книге состояния народа, согласному с изображением в книге Неемии ( Неем.13:6 и д.), пророчествовал во время второго пребывания Неемии в Иерусалиме (433 г.). Не смотря на все старания и труды Ездры и Неемии, время это было не утешительное. Так как обещанная слава, не смотря на восстановленный храм, не смотря на жертвы, не смотря на ревность по закону, все еще не приходила; то народ начал роптать, a некоторые совершенно стали сомневаться в обетовании; другие же так были равнодушны к вере и так мало ценили свой жребий в народе Божием, что вступали в супружеские связи с языческими женщинами. – При таком состоянии народа, задачею пророческого служения Малахии было – возвестить, что скоро явится вестник и что за ним, как за предтечею, последует Сам Господь, Посредник и Ходатай Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010