4. «Еще в те дни я видел иудеев, которые взяли себе жен азотянок, аммонитянок и моавитянок; и сыновья их в половину говорят по-азотски, или на языке других народов и не умеют говорить по-иудейски. И я сделал за это выговор, и проклинал их, и бил некоторых мужей из них, и рвал волоса у них, и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон царь Израилев? У многих народов не было такого царя как он; и любим он был Богом своим, и поставил его Бог царем над всем Израилем; и однако ж и его ввели в грех чужеземные жены. А что до вас, то можно ли слышать, что делается все это великое зло, что грешат пред Богом нашим, принимая в сожительство жен чужеземных? И из сыновей Иояды, сына великого священника Елияшива, один был зятем Санваллата Хоронитского. Я прогнал его от себя» (ст. 23–28). В заключение Неемия резюмирует: «и таким образом я очистил их от всего чужеземного, и восстановил службу священников и левитов, каждого в деле его» (ст. 30). Сколько времени продолжаюсь это второе штатгальтерство Неемии, совершенно неизвестно. Как шли дела после него, тоже неизвестно. С гипотезами же на этот счет мы познакомимся при разборе мнений, полагающих деятельность пророка Малахии после времени Неемии. Теперь же, рассмотрев известия книг Ездры и Неемии о состоянии иудейства в 5 веке до Р. Хр., мы должны исследовать, в каком отношении к этим известиям стоит книга пророка Малахии. Для этого мы должны сравнить те черты, характеризующие быт народный, которые отмечены в книге нашего пророка, с приведенными данными книг Ездры и Неемии. 3) Состояние иудейства по книге пророка Малахии. Вот те немногочисленные черты, рассеянные в книге пророка Малахии, какими характеризуется состояние современного ему иудейства. В общем, по-видимому, это было довольно жалкое состояние во всех отношениях. Народ сам сознавал, что ему живется весьма плохо и, под влиянием этого сознания, на увещание пророка исполнять закон Иеговы, который любит Израиля, свой народ, позволял себе даже дерзко спрашивать Бога: «в чем Ты возлюбил нас?» И пророк, в ответ на это, мог только указывать иудеям, что соседям их и давнишним историческим врагам, Эдомлянам, приходится еще хуже: хорошо и то, что вы еще целы, не совсем погибли (Мал.1:2–5) 214 . Какими внешними причинами было обусловлено это печальное положение, пророк не говорит; но мы не ошибемся, поставив это в связь с военными предприятиями персидских царей, близко касавшимися Палестины, а иногда и прямо происходившими в ней, о чем мы говорили выше 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Во времена Неемии проходил свое служение последний ветхозаветный пророк – Малахия. Он предсказывал пришествие Мессии во времена второго храма и явление его Предтечи. «Вот Я пошлю Вестника», говорил Малахия от имени Божия, «и Он приготовит путь Мой предо Мною. Вот, прежде наступления великого и страшного дня Господня, Я пошлю вам Илию пророка, который обратит сердца отцов к детям и сердца детей к родителям. И скоро придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы ожидаете». Возвращение иудеев из плена, создание Иерусалимского храма и города описываются в книгах Ездры и Неемии. § 101. Священные книги евреев Моисей, написавши свои книги, обнародовал их как книги божественные, велел положить их в Скинии подле Ковчега и по временам читать их для израильтян. Также поступили потом Иисус Навин, Самуил и последующие священные писатели. В последний же раз эти священные книги были собраны, рассмотрены и обнародованы за божественные Ездрою, при содействии Неемии. Всех освященных книг, собранных Ездрою, иудеи приспособительно к числу букв своего алфавита считают двадцать две, совокупляя для сего по две и далее по несколько книга, под одно число; на самом лее деле их 28. Они суть следующие: 1) книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) книга Иисуса Навина, 7) книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книга Царств, 9) третья и четвертая книга Царств, 10) первая и вторая книга Паралипоменон, 11) книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломоновы, 16) Екклесиаст, 17) Песнь песней, 18) книга пророка Исайи, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков. Кроме сих Боговдохновенных книг, у иудеев пользовались большим уважением еще следующие книги: 1) книга Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломоновой, 4) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 5) вторая и третья книга Ездры, 6) три книги Маккавейские. § 102. История Есфири и Мардохея Не смотря на указ Кира, дозволявший иудеям возвратиться в отечество, большая часть из них осталась в областях персидского царства. Между ними был некто Мардохей, из колена Вениаминова, человек добродетельный и благочестивый. У него воспитывалась в доме сирота – племянница, по имени Есфирь. Случилось, что персидский царь Ассуир (Ксеркс) был однажды весьма разгневан своенравием супруги своей Астини и в наказание отпустил ее от себя. Для избрания ему новой, более достойной супруги собраны были в Сузах лучшие девицы со всего государства. Мардохей, служивший при царском дворе, представил в числе их и свою племянницу. При этом он запретил ей до времени открывать о своем происхождении. Сверх всякого чаяния, Есфирь понравилась царю более всех прочих девиц и сделалась его супругою. Не смотря на такое возвышение, она продолжала жить в страхе Божием и по-прежнему чтила своего дядю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Разумеется, ветхозаветная Церковь не исчерпывалась этим законническим направлением. Традиция мудрецов , достигая расцвета вскоре после Ездры (см. §§20, 21, 22 сл.) была свободна от узости законничества. Тем не менее наследники Ездры в конце концов оказались в иудействе наиболее влиятельными. 2. Проблема хронологии. Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. Экзегеты потратили немало усилий, чтобы уточнить последовательность событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии. В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра (в 7 г. Артексеркса I, Ездр 7,7, т. е. в 458 г.). Ездра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы. В 1890 г. католический библеист А. Хоонакер указал на свидетельства самого Писания, которые дают возможность строить иную хронологию. К приезду Ездры стены уже существовали (Ездр 9,9), Иерусалим был населен (10,1). Священник Елиашив, которого встречает в городе Ездра, — современник Неемии, отец Иоханана. Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, ничего не говорит о Ездре, что было бы невозможно, если бы он там находился. В списке репатриантов, составленном Неемией (11,3), говорится только о караване Зоровавеля, о людях же, пришедших с Ездрой, не сказано. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что «седьмой год Артаксеркса» относится не к Артаксерксу I, а к Артаксерксу II Мемнону (404–369), и, следовательно, Ездра прибыл в Иерусалим в 397 г. Но из папирусов, найденных на о. Элефантине (Египет), стало известно, что в это время Неемии уже не было в Иудее и там правил наместник Багой. Между тем Библия указывает, что Неемия присутствовал при чтении Закона Ездрой (Неем 8,9). Поэтому современные библеисты выдвинули предположение, что в первоначальной рукописи стояло не «седьмой год», а «тридцать седьмой». Тогда хронология событий в Кн. Ездры-Неемии должна принять следующий вид:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По прибытии в Иерусалим, Неемия в 52 дня возобновил городские стены Иерусалима и освятил их торжественным обхождением. " Затем книга повествует, как Ездра читал закон, а Иисус, Ваней, Саравия и другие толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ уразумел читаемое и совершил Пасху, а в седьмой месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: яко не сотворивший тако от дней Иисуса Навина (Неем.8:17) " . Таким образом возобновлен был завет с Богом по точному смыслу закона Моисея. Писатель книги Неемии ясно указан в надписании книги: словеса Неемии, сына Ахалиина (1:1). В первой части книги, где Неемия излагает главным образом свою деятельность, он и говорит о себе в первом лице. Вторая книга Ездры содержит некоторые части книги Паралипоменон и первой книги Ездры, переведенные на греческий язык, и в еврейском каноне в таком соединении неизвестна. Ее нет и в списках библейских книг в правилах апостольских и собора Лаодикийского, у св. Афанасия, Григория, Амфилохия; во всех сих списках хотя упоминается вторая книга Ездры, но под этим именем разумеется книга Неемии. Итак, книга, надписанная в славянской Библии: вторая книга Ездры, не есть особая каноническая книга, а повторение из предшествующих книг в переводе на греческий язык, с некоторыми неканоническими прибавлениями. Книгами Ездры (первою) и Неемии оканчиваются исторические канонические книги Ветхого Завета общего содержания. Будучи историею одного народа, носителя завета Божия, эти богодарованные книги дают единственно верные путеводные нити и для все истории человеческого рода. " Что касается писателей языческих, то одни из них, почитая мир несотворенным, терялись в бесконечном, другие, признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний Египтянин. Платон же показывает, что тьма тем лет протекло от потопа до Дедала. Но уже и Платон признал, что нельзя познать истину, если Бог не научит о ней чрез Свой закон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Итак, на последние два дня пред смертью , когда Иуда вошел уже в сношения с первосвященниками, Господь удаляется с одними только учениками Своими (быть может, кроме Иуды) на довольно далекое расстояние от Иерусалима и проводит время с ними наедине. Эти-то два дня и разумеет св. евангелист Иоанн, когда говорит: «пред праздником же Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, движимый любовью к остающимся в мире Своим, всецело на них излил любовь Свою». Поэтому слова Иоанна: пред праздником Пасхи, не имеют ничего общего со словами первых трех евангелистов: в первый день опресноков. Первый говорит о времени в несколько дней пред праздником, а последние об одном определенном дне. Общий вывод, на сколько важно для богословской науки точное определение года Рождества Христова, предоставляем сделать читателям. Приложение третье Седмины пророка Даниила по олимпиадам (По поводу статьи Степана Дорошкевича: «Хронология книг 1-я Ездры и Неемии», помещенной в Христианском Чтении за июль–август 1886 года) В этой статье своей г. Дорошкевич усиливается доказать, что в царствования двух Артаксерксов, Лонгимана и Мнемона, было два Ездры, тот и другой были священниками и книжниками, но один – писатель книги – был современником Артаксеркса Лонгимана (465–525 до P. X.), а другой – не писатель – современником Артаксеркса II Мнемона (405–362 г. до P. X.), а равно и два Неемии, тот и другой были наместниками иерусалимскими, но один – не писатель – был современником Артаксеркса Лонгимана, а другой, виночерпий и писатель книги, был современником Артаксеркса Мнемона. Центр тяжести такой гипотезы заключается в следующих словах автора: «по свидетельству нашей (т. о. Неемиевой) книги деятельность Неемии по восстановлению иерусалимских стен и по отношению к другим реформам находила помеху в интригах Санаваллата, а между тем персидский наместник в Самарии Санаваллат, как говорит Иосиф Флавий, дожил до времени Александра Македонского, у которого он выхлопотал первосвященство для своего зятя, сына первосвященника Иоиады, 117 на что также есть намек в книге Неемии: «я прогнал его (зятя Санаваллатова) от себя», говорит Неемия (12:28). Выходит таким образом, что и Неемия дожил до эпохи Александра Великого», т. е. до 332 г. (стр. 30). Прежде чем говорить о Санаваллате, считаем не излишним предпослать одно весьма важное замечание. Артаксеркс Лонгиман царствовал не с 465 по 425 г. до P. X., а с 475 – по 425 (последний год есть год уже смерти царя и в счет его царствования, как год не полный, а дополняющий собою 475-й год, не входит). Не подлежит сомнению, что Ксеркс был убит в 465 году, но за 9–10 лет до его смерти, вероятно вследствие какой-либо его болезни, Артаксеркс сделался уже его соправителем. Доказательства на это будут представлены нами при вычислении седмин: здесь же мы ограничимся одним простым замечанием об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Соломон Своей мудростью и своим мирным и славным царствованием прообразовал мирный и славный характер духовного царства Христова (Его Церкви): Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 30 . Пророк Илия своим чудесным восхождением на небо прообразовал вознесение Иисуса Христа, а пророк Елисей – характером и обилием своих чудес прообразовал чудеса Спасителя. Доик Идумеянин и изменник Ахитофел – прообразы Иуды Искариотского. Книги: первая Ездры и Неемии. Общие сведения. 1. Название, основные идеи, место в каноне. Первоначально эти две книги составляли одну книгу Ездры. В знаменитых древних кодексах перевода Семидесяти – Александрийском и Ватиканском она называлась Второй книгой Ездры, так как в этих кодексах впереди стоит неканоническая книга Ездры (2 Ездры нашей Библии) и называется Первой Ездры. После разделения на две в восточной традиции за этими книгами утвердились названия: Первая Ездры и Неемии, в латинской Вульгате – Первая и Вторая Ездры (отсюда в Вульгате четыре книги Ездры), в изданиях еврейской Библии (в которой нет неканонических книг) просто Ездра (по-евр. Езра) и Неемия. Эти книги составляют заключительный раздел ветхозаветной истории, описывая время послепленной реставрации, и являются важнейшими источниками для этого мало известного периода. В них повествуется о возвращении иудеев из вавилонского плена, восстановлении Храма, Иерусалима и религиозной жизни послепленной общины. Повествование книг обнимает приблизительно сто лет, от указа Кира о возвращении из плена до завершения реформ Ездры и Неемии (538 – 432 гг). В этот же послепленный период проходили служение пророки Аггей, Захария и Малахия. Книги Ездры и Неемии являются продолжением книг Паралипоменон, вместе с которыми они образуют единый исторический труд, цель которого – дать ключ к пониманию смысла ветхозаветной истории народа Завета. Через весь труд проходит объединяющая его идея о призвании ветхозаветного Израиля, как теократического народа, надежда которого не в военной силе, а в верности своему Богу и богоустановленным учреждениям. Священные авторы старались внушить послепленному народу веру в то, что небольшой остаток народа, возвратившийся из плена, является наследником исполнения божественных обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

На три часа над Голгофским Страдальцем Иисусом – не Навином, а Назарянином, – солнце посреди дня сокрыло лучи свои. День не продлился, а сократился. Прибавились часы мрака и тьмы. Распятый молился: Отче, прости им, ибо не знают, что творят! То была Божественная теодицея. То было, чтобы оправдан был Бог в путях Своих. То был ответ не знавшим правды Божией и нигде ее не находившим. Божия месть за неправды людские была испита Иисусом. Это случилось пред светом летающих стрел Божиих. Как летающие стрелы, сверкали, – летели плевки, злословия, удары, гвозди, копье... В еврейском тексте слово (ханит) «копье» приведено в единственном числе, так оно и в большинстве переводов. Не понятно, почему синодальные переводчики ставят его во множественное число. Может быть, для поэтичес­кого согласования с множественным числом «стрел». Если же перевести, как есть, то будет: Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающего копья Твоего. В приложении к Богу стрелы могут означать множество ангелов-вестников гнева Божия, а сверкающее копье – деяния Божественного возмездия Самого Господа Бога. Гефсимания. Голгофа. Когда гнев Божий и вся неправда людская были направлены на Господа Иисуса, то летающие стрелы – это тридцать сребренников, мечи и колья, плевки и плети, шипы тернового венца и гвозди. Свер­кающее копье в руках Лонгина-сотника поставило точку, и всем терзаниям конец. Удар копья возвестил – Иисус умер, грех и неправда людская искуп­лены. Бог оправдан в деяниях Своих, люди спасены, неправда уничтожена. Блж. Иероним в трех значениях толкует слова пророка Аввакума – в историческом, христологическом и эсхатологическом. Слова пророка исполнялись в истории Израиля. «Стрелы Твои и молние­носное копье твое, то есть язвы Твои и вразумление Твое показали свет на­ роду Твоему. И потом при блеске стрел Твоих и в сверканьи копья Твоего, поразившего их для того, чтобы исправить, народ Твой стал ходить в страхе Твоем...» 629 . Во-вторых, блж. Иероним прилагает слова пророка к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Американский археолог Олбрайт считает, что папирусы с Элефантины были написаны немного позднее 587 г. до Р. X. теми иудеями, которые были потомками переселенцев из Палестины. 502 Об их бегстве в Египет свидетельствуют главы 41–45 еврейского текста пророка Иеремии (в греческом тексте 48–51 главы). Из этих же папирусов мы узнаем, что купля–продажа имущества происходила точно таким же образом, как описывает пророк Иеремия ( Иер. 32 (греч. 39), 8–14): эта процедура была установлена вавилонянами, которую приняли и персы. В этих папирусах упоминается также Раум ваалтам (слав.; в греч. тексте – Реум валтаам. – Ред.), то есть Рехум–советник (евр. текст) из 1-й книги Ездры (4, 8), который вместе с другими высокопоставленными лицами враждебно отнесся к Неемии и его попыткам построить стены Иерусалима. Из тех же текстов мы черпаем информацию и о титуле высокопоставленных лиц, которые по–персидски назывались pekid и упоминаются в персидских текстах и в Священном Писании ( Есф. 2, 3 . Неем. 11, 9 и т. д.). Как титулы, так и деятельность администраторов и судей в какой–либо персидской колонии не только проясняют для нас характер управления этими землями, но, как пишет профессор Томпсон, дают обширный материал для осмысления текстов Священного Писания. По этой причине мы постоянно убеждаемся в том, что в Священном Писании каждый раз использовался именно тот титул, который имел определенное значение у персов в каждом отдельно взятом случае, при котором он упоминался. 503 Одним из самых интересных текстов является папирус, представляющий собой письмо 408/407 г. до Р. X. к правителю Иудеи, в котором иудеи крепости Гев испрашивали разрешение на постройку храма на острове Элефантина. Это письмо позволяет в достаточной мере точно представить жизнь Палестины того времени. В этом же папирусе упоминается Санаваллат, враг Неемии ( Неем. 2, 10 и далее), двое его сыновей, о которых мы уже писали. К тому же этот папирус разрешил вопрос с датировкой жизни Неемии: его деятельность относится ко времени Артаксеркса I. В этом письме упоминается имя первосвященника Иоанана, который был вторым первосвященником, после Елиашива, как говорится в Ветхом Завете ( Неем. 12, 22, 10, 11 ). Кроме того, иудейский историк Иосиф упоминает некоего персидского военачальника, по имени Вагосис, и некоего первосвященника, по имени Иоанн. 504 Имя «Вагосис» фигурирует и в вышеупомянутом письме. Итак, на основании всех этих данных мы приходим к выводу, что Неемия жил до 407 г. до Р. X. Поскольку же он пришел в Иерусалим на двенадцатом году царствования Артаксеркса, а Артаксеркс 1 правил с 465 по 425 г. до Р. X., то выходит, что Неемия пришел в Иерусалим в 445/444 г. до Р. X. Так, профессор археологии Томпсон пишет: «Удивительным образом находка нескольких арамейских папирусов в Египте, за сотни миль от Палестины, помогает нам точно датировать время деятельности лица, упомянутого в Священном Писании». 505

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Выходит, таким образом, что и Неемия дожил до эпохи Александра Великого. Чтобы обойти эту трудность, Кейль, напр., совершенно не обращает внимания на свидетельство И. Флавия о современности Санаваллата с Александром Великим, а Гаверкамп в своем издании Иосифа Флавия прибегает даже к гипотезе о двух наместниках, носивших имя Санаваллат. В примечании на текст И. Флавия: «Санаваллат, посланный последним царем Дарием в Самарию сатрапом» (Antt. L. XI, c.VII, §2), Гаверкамп говорит: «Скалигер желает, чтобы этот Санаваллат был тем, которого в разных местах упоминает Неемия. Но на самом деле было два Санаваллата: первый, называемый у Неемии Хоронитом и препятствовавший укреплению Иерусалима, есть тот, на дочери которого женился Иосиф, сын Иоиады: другой Санаваллат – тот, который при Александре построил Гаризитанский храм и дочь которого Никазо вышла замуж за Манассию, брата Иаддуя 36 . Но предположение о двух Санаваллатах весьма неосновательно. Уже невероятно такое совпадение, что оба Санаваллата, как говорит Гаверкамп, приходились тестями членам первосвященнического дома. Кроме того, как ни отрывочно известие книги Неемии о браке одного из сыновей первосвященника Иоиады на дочери Санаваллата ( Неем. 13:28 ), тем не менее это известие касается того же самого события, о котором И. Флавий рассказывает очень подробно. Именно Флавий передает, что после смерти Иоанна (Ионафана, ср. Неем. 12:10–11 ) принял первосвященство сын его Иаддуй, брат которого Манассия женился на Никазо, дочери персидского наместника Самарии Санаваллата. Недовольные таким браком иерусалимские старейшины предложили Манассии или развестись со своею женою или удалиться из иудейского общества. Когда же с предложением старейшин согласился сам первосвященник и, гневаясь на брата, не допускал его к алтарю, Манассия ушел к Санаваллату, которому сказал, что он сильно любит Никазо, однако не желает ради нее лишиться первосвященства. Санаваллат обещал Манассии доставить первосвященство и построить на горе Гаризин, в Самарии, храм, подобный иерусалимскому, после чего Манассия остался жить у тестя и, когда последний перешел на сторону Александра Великого, то достиг первосвященства (Antt.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/hronol...

3, 13 – указ Амана; в. 4, 17 – молитва Мардохея и Есфири; г. 5, 1 – речи Есфири и Артаксеркса; д. 8, 12 – указ Мардохея от имени Артаксеркса; е. 10, 3 – изъяснение сна Мардохея; ж. Замечание колофона о том, что некто Лисимах иерусалимлянин, сын Птоломея, истолковал послание о Пуриме, то есть книгу Есфирь, и что послание это в первый раз принесено в Александрию иудеям Египта дедом Лисимаха, священником Досифеем, в 4-й год царя Птоломея и Клеопатры (112 или 47 год до Р. Х.). Под этими толкованиями Лисимаха, вероятно, и следует разуметь упомянутые неканонические дополнения книги. В католической Церкви они считаются девтероканоническими. 6. Место в каноне. В нашей Библии книга Есфирь находится в конце исторических книг Ветхого Завета, перед учительными книгами. В еврейской Библии она входит в сборник «Пять свитков» (Песнь П., Руфь, Плач, Екклесиаст и Есфирь), которые помещаются в Кетувим, или Писаниях, – третьем отделе канона, и читаются в праздничные дни. Есфирь читается в праздник Пурим. В Православной Церкви она не употребляется за богослужением. Вторая книга Ездры. 1. Название и место в Библии. Эта книга, отсутствующая в Синайском кодексе, в двух других древних кодексах перевода Семидесяти – Ватиканском и Александрийском – занимает место впереди канонической книги Ездры и называется поэтому «Первой книгой Ездры». В Вульгате она называется Третьей книгой Ездры, потому что Второй книгой Ездры в латинской Библии именуется книга Неемии. Православная Церковь считает эту книгу неканонической, католики и протестанты – апокрифической. В наших изданиях Библии 2 Ездры помещается после канонических книг Ездры и Неемии, в официальных изданиях Вульгаты – опускается или же помещается в конце в виде приложения. 2. Разделение и содержание книги. Вторая книга Ездры начинается описанием торжественного празднования Пасхи в Иерусалиме при царе иудейском Иосии (640 – 609), а заканчивается повествованием о чтении священником и книжником Ездрой книги Закона на всенародном собрании а Иерусалиме в годы первой миссии Неемии (445 – 432), то есть приблизительно через сто лет после возвращения из Вавилова первой партии репатриантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010