Из этого примера видно, как опыт церковной и литургической жизни, или «самым делом доказательство истины» 1256 , накладывает на библейские толкования Феодора определенные рамки, так что он не может избежать аллегорического понимания. С учетом сказанного можно утверждать, о чем уже говорилось вначале, что буквально-историческое понимание не является самоцелью, но служит богословским и церковным нуждам библейского толкования, исходит из них и потому проявляет гибкость. Исторические факты сами по себе первичны и не зависят от метода их толкования. А значит и для Феодора аллегория является совершенно законным экзегетическим методом, лишь бы она не искажала исторический смысл библейских повествований и подтверждалась исполнением тех прообразов на деле. Таким образом, в рамках экзегетического метода Феодора Мопсуестийского аллегория отождествляется с типологией и, в исторической ее перспективе, становится вполне приемлемой. 7.5 Канон и богодухновенность Священного Писания Взгляды Феодора Мопсуестийского на состав канона Священного Писания Ветхого и Нового Завета достаточно радикальны и вступают в противоречие с общепринятым церковным Преданием той эпохи. Сам он не предлагает каталога «канонических», с его точки зрения, книг Священного Писания, и соответствующие сведения относятся к позднейшему времени, т.е. идут от Леонтия Византийского (почил около 543) и Деяний V Вселенского Собора 1257 , а также от сирийца Isho’dad de Мег 1258 . Согласно Леонтию «сей нечестивец» исключил из Ветхого Завета книги Иова, Песнь Песней, 1 и2 Паралипоменон, Ездры (и Неемии), а также отверг подлинность надписаний Псалмов; из Нового Завета им было вычеркнуто Соборное послание Иакова и все прочие Соборные послания 1259 . По сведениям V Вселенского Собора, Феодор отверг ветхозаветные книги Притч, Экклезиаст, Иова, Премудрость Соломона, Премудрость сына Сирахова и Песнь Песней, а из Нового Завета Соборные послания Иакова, 2 Петра и 2 Иоанна. Если добавить сюда сведения сирийского экзегета Isho’dad, получается, что Феодор Мопсуестийский отвергал каноничность следующих ветхозаветных книг: 1 и 2 Паралипоменон, Ездры и Неемии, Песнь Песней, Товит, Есфирь, Иудифь, Премудрость Соломона и 3 и 4 Маккавеев; из Нового Завета: Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иуды и Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

В-четвертых, потому, что три книги Маккавеев причислены к апокрифическим, а настоящее апостольское правило относит их к каноническим. В-пятых, потому, что книга Неемии помещена наряду с каноническими, хотя о ней вообще не упоминают ни это апостольское правило, ни Лаодикийский собор, ни Карфагенский, ни Афанасий Великий , ни Григорий, ни Амфилохий. В-шестых, потому, что в некоторых изданиях неканонические книги называются апокрифами, тогда как не должно вообще называть их этим именем, по словам Афанасия Великого (в вышеупомянутом послании), ибо название «апокрифы» выдумано еретиками для того, чтобы под этим названием писать что угодно и вводить тем в заблуждение простецов, выдавая свои книги за тайные (πκρυφα) и древние книги святых. Следовательно, хорошо неканонические книги Ветхого Завета называть рекомендуемыми для чтения, а не апокрифами. В собственном же смысле рекомендуемыми для чтения прежде всего должны называться следующие книги: Неемии, Хвалебная песнь трех отроков (См. Дан. 3:26–45 ), Вил и дракон (См. Дан. 14:3–28 ), Сусанна (См. Дан. 13 ), поскольку ни об одной из этих книг не упоминается ни в настоящем апостольском правиле, ни в правилах Лаодикийского собора, ни Карфагенского, ни у Афанасия Великого , ни у божественного Григория, ни у Амфилохия (у Оригена , однако, была беседа на Неемию). Мы не отклонимся от своей цели, если в настоящем примечании в качестве приложения к сказанному добавим и некоторые сведения для ознакомления, необходимые изучающим Священное Писание , а для любителей словесности предложим это как некую изюминку, приправу к яствам. Итак, мы скажем: 1) о том, что есть Священное Писание, 2) сколько смыслов у Священных Писаний, 3) на каком языке они написаны, 4) на сколько книг разделяются книги Ветхого Завета, 5) сколько изданий или переводов Ветхого Завета существует. 1. Божественное Писание есть слово Божие, записанное по Божественному вдохновению. Словом Божиим оно называется потому, что находится в связи с преданиями, а записанным – потому, что отличается от преданий, которые суть неписанное слово Божие. «По Божественному вдохновению» добавлено ради отличия от церковных правил и постановлений, записанных по Божию смотрению, а не по вдохновению, почему их и не называют богодухновенными писаниями. (Впрочем, изредка и правила Соборов называются богодухновенными, что явствует из разных мест книги «Синодикон», а косвенно еще из послания Карфагенского собора к Целестину .) Ведь можно написать письмо двумя способами: или продиктовать писцу те слова, которые хочешь написать, или только пересказать мысль и предоставить писцу изложить ее своими словами и выражениями. Так и Дух Святой Писаниям сообщил и сами слова, а Соборам только мысль, по Своему промышлению и просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В. Где хранится теперь Божественное откровение? О. Это Божественное откровение, от дней апостолов и пророков, сохраняется в Святой Христовой Церкви, которую поэтому Слово Божие назвало «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ) Церковь же сохранила и передала его всем людям посредством а) Священного Писания и б) Священного Предания. В. Что такое Священное Писание ? О. Священным Писанием называются книги (по-гречески – Библия ), написанные св. пророками и апостолами. То, что записали пророки до Рождества Христова, называется книгами Ветхого Завета; то, что записали апостолы после Вознесения Господа на небо, называется книгами Нового Завета. В. Что содержится в книгах Ветхого Завета? О. В книгах Ветхого Завета содержится, во-первых, Священная история Ветхого Завета; во-вторых – то учение, которое открыто было людям от Бога чрез пророков до Рождества Христова. В. Какие книги передавали священную историю Ветхого Завета? О. 1. Пять книг, написанных пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие. 4 Они сохранили нам самую древнюю историю человечества – от сотворения мира и первых патриархов и кончая выходом евреев из Египта, их сорокалетним странствованием по пустыне Аравийской и смертью Моисея. 2 . Продолжением Пятикнижия Моисеева являются книга Иисуса Навина, описывающая чудесное завоевание евреями земли Ханаанской, и книга Судей, передающая подвиги знаменитых судей Израилевых: Гедеона, Самсона, Самуила и др. 5 3 . Дальше содержатся в Ветхозаветной Библии книги, передающие историю царей Еврейских, начиная с Саула и Давида и кончая Седекией, при котором Иерусалим и храм Соломонов были разрушены, и иудеи были отведены в плен Вавилонский. Таковы: 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон (т. е. пропущенное в тех 4-х книгах). 4 . И, наконец, 3 книги из времен после пленения Вавилонского: Ездры, Неемии и Эсфирь. В книгах Ездры и Неемии описывается возвращение евреев из плена и восстановление ими Иерусалима и храма. В. В каких книгах раскрывалось учение Ветхозаветной церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Жить по книге пророка Неемии» Замглавы ОВЦС УПЦ об итогах 2020 года 28.01.2021 667 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Протоиерей Николай Данилевич – заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинс кой Православной Церкви, настоятель киевского храма святителя Спиридона Тримифунтского – о том, какие события стали особо значимыми для УПЦ в минувшем году и на что прежде всего следует направить все наши усилия в году текущем. Протоиерей Николай Данилевич Главным вызовом прошедшего года для Украинской Православной Церкви, как и для всех Церквей, стала пандемия коронавируса, которая во многом парализовала внешнюю церковную жизнь. Поэтому значимых событий в 2020-м было не так много. На мой взгляд, главным событием внутренней жизни УПЦ стал процесс восстановления тех приходов, которые пострадали в кризисные 2018–2019 годы. В 2020 году много общин УПЦ построили новые храмы взамен тех, которые были захвачены раскольниками. Почти каждую неделю мы читали новости о том, как в разных населенных пунктах собирают средства на строительство, закладывают фундаменты будущих церквей, возводят всем миром, а потом освящают. И это, на мой взгляд, было самым важным событием внутренней жизни нашей Церкви в 2020 году. По моим наблюдениям, спокойные времена в жизни государства и общества – это времена развития УПЦ. А периоды неспокойствия, социально-политических волнений, революций и майданов – это времена развития «ПЦУ» . Поэтому, если на Украине будет спокойно, если государством будет вестись взвешенная политика в сфере религии, то развиваться будет УПЦ. А если опять начнутся потрясения, то это время для «ПЦУ». Неприятным сюрпризом для УПЦ было признание «ПЦУ» со стороны архиепископа Хризостома II и части Синода Кипрской Православной Церкви. Но, что важно, этот факт не повлиял на внутреннюю жизнь УПЦ. То есть частичное признание Кипрской Церковью наших раскольников ничего не изменило в межконфессиональной ситуации на Украине, ведь после этого – и вследствие этого – ни один приход от нас не перешел в раскол. Отсюда можно сделать вывод, что любое признание «ПЦУ» другими Поместными Церквями, которое потенциально возможно, уже не повлияет на внутреннюю жизнь нашей Церкви. Люди уже давно определились, где правда, а где ложь. В УПЦ действительно остались верные ей люди. И в стратегической перспективе любые признания со стороны Поместных Церквей «ПЦУ» уже не помогут. Ведь, по сути, самое главное и самое важное для «ПЦУ», чтобы их признали мы – УПЦ как истинная и исторически существующая на Украине Церковь. Почему? Потому что мы рядом и живем в одной стране. А любое заграничное признание ничего не даст «ПЦУ», потому что такое признание внешнее и далекое. Поэтому в этом плане они ничего не достигли. Они от нас отошли и к нам должны вернуться. Такой церковный принцип. Раскольники должны возвращаться в ту Церковь, которую они покинули, а не создавать новую.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/28/zhit_p...

Дорошкевича; сейчас увидим еще более странную ее сторону. В книге Ездры ( 1Ездр.7:1–8 ) читаем: «в царствование Артаксеркса (Артахшастэ), царя персидского, Ездра, сын Сераии ........... сын Аарона, первосвященника, вышел из Вавилона…….. С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников, и левитов........ в седьмой год царя Артаксеркса. И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, в седьмой же год царя». И у г. Дорошкевича читаем: «в седьмой год его царствования прибыл из Вавилона в Иерусалим священник Ездра со вторым караваном возвращавшихся на родину иудеев» (стр. 12). Мы уже говорили, что начало царствования Артаксеркса следует считать не с 465, а с 475 года до P. X. Вычитая семь лет царствования Артаксеркса до прибытия Ездры в Иерусалим, имеем 468-й год. А Елиашив, по мнению г. Дорошкевича, как мы сейчас видели, не мог родиться ранее 466-го года. Значит, он родился через два года после прибытия в Иерусалим Ездры........ Впрочем, лучше вести вычисление по хронологии г. Дорошкевича. Начало царствования Артаксеркса падает, по его хронологии, на 465-й год до P. X. Вычитая семь лет, имеем 458-й год до Р. X. А Елиашив родился в 466 году; следовательно, в год прибытия Ездры в Иерусалим Елиашиву было не более 8 лет. Но вот что читаем мы в той же книге Ездры: «и встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, внука 16 Елиашивова; и пришел туда» (X, 6). Как же это Ездра пришел в дом внука (допустим – сына) Елиашивова, когда самому Елиашиву в то время было не более 8-ми лет? Виноват..... быть может было не только два Ездры и два Неемии, но и два Елиашива и два Иоханана, лишь бы только Санаваллат был один. Вышеприведенные слова Ездры ясно свидетельствуют, что писатель Ездра и писатель Неемия были современниками, так как жили с одними и теми же тремя поколениями: Елиашива, Иоиады, Иоханана (Ионафана, Иоанна), и что Ездра был разве немного постарше Неемии, потому что последний знает Иаддуя, о котором первый вовсе не упоминает. И это мнение не встречает никаких серьезных возражений, если не считать двух Санаваллатов за одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Храм, построенный на горе Гаризин, вблизи Сихема, по свидетельству Флавия (Древн., 13:3,4) Манассией – одним из священников Иудейских, лишённым священства за брак с дочерью Персидского сатрапа Санаваллата, во времена Дария Кодомана и Александра Великого, а по мнению других, Елиашивом, потомком первосвященника Иодая, современником Неемии (13:28 по Русскому тексту), во времена Дария Нофа (423–404 до Рождества Христова) – и разрушенный Иоанном Гирканом около 129 года до Рождества Христова, был ещё большею причиною раздора между Иудеями и Самарянами. Власть Маккавеев, покорившая Самарян Иудеям, и власть Иродов, соединившая обе области в одно владение, не соединила враждебных народов в одно целое. (Думают, впрочем, что Флавий неправильно относит ко времени Ездры то событие, которое собственно случилось при Неемии). Стих 10. Водой живой в Священном Писании прежде всего называется обыкновенная ключевая вода ( Быт.26:19 ; Лев.14:5 ) – в противоположность воде дождевой, собираемой в цистернах. Потом, в переносном смысле, водой живой называется истинное Богопознание и Богопоклонение ( Ис.41:17,18 ; Иер.2:73, 17:13 ). Иисус Христос говорит о живой воде в сем последнем смысле. Женщина, не понявшая слов Иисуса Христа, указывала на недостаток у Него сосудов для почерпания воды, на важность колодца, который ископан Иаковом: но Иисус Христос разъяснил ей, что Его живая вода даёт вечную жизнь, так, что испивший её не захочет в другой раз пить. Тогда Самарянка поняла Его слова и попросила такой воды. Впрочем, она сначала придавала ей значение для жизни земной – именно, что ей не нужно будет трудиться приходить и почерпать воду из колодца. Стих 16. Иисус Христос, чтобы точнее и определённее указать Самарянке смысл Своих слов, приказывает ей привести к Нему своего мужа. Такое требование можно объяснить с одной стороны желанием Иисуса возбудить в ней сознание неудовлетворимости и ненасытности в жизни настоящей даже тем, что она испытала в различных видах, то есть недовольство семейной жизнью; с другой – намерением Иисуса Христа указать в Себе пророка, способного дать ей воды живой, доказав ей Своё сердцеведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Что за книги, которые Гретц относит ко второму и третьему разряду неканонических книг? – Наименования Бен-Лаана и Бен-Тогла Гретц считает названия одной и той же книги; отожествляя талмудическое с книгою Сираха, он и первую книгу, т. е. Бен-Лаана, или Бен-Тогла, считает однородною по содержанию и характеру с книгой Сираха. Иначе Блох 290 : первые два названия он считает отдельно; к ним присоединяет Бен-Сира и все вместе считает произведениями саддукеев, отчасти (может быть) полемического характера: оттого-де противники саддукеев внесение в дом этих книг считают внесением смущения. Но интереснее всего в этом вопросе Фюрст 291 . Бен-Сира и он отожествляет с Сирахом. Так как сифре Бен-Тогла и Бен-Леона (и в чтении разница), рассуждает Фюрст, приводятся обыкновенно наряду с Гомеровскими писаниями (см. ниже), то можно предложить следующее. В средневековой иудейской письменности приводится греческий философ Эмпедокль (443 г. до Р. Хр.), современник Неемии с именем ; возможно, что имя некогда читалось . К выяснению этих названий Фюрст присоединяет: читали первое имя и слитно ; арабы первые слоги чуждо звучащих греческих имен и терминов обычно передавали чрез , напр. ­ Гиппократ, Аподиктика (Аристотеля) ­­ , поэтика ­­ ; иудеи передавали абу чрез бен. Главное произведение Эмпедокла, слывшаго за провидца и чудотворца, – Περ σεως, в котором он примыкает то к ионийским натур-философам, то к пифагорейцам и элеатам, во многих пунктах противоречило иудейскому учению, напр. учение Эмпедокла о вечной материи, естественном происхождении космических форм, о происхождении человека из смешения элементарной материи, о временности души и пр.; было естественно, что его творение «Израильтянами» должно было считаться еретическим. Другой философ, творению которого удивлялся тогдашний мир, назывался Аполлонием Тиенским, а по-еврейски в то раннее время – (позднейшие иудеи называли его по-арабски – ). Аполлоний был философом неоплатоником, т. е. его философия была смешением восточных и Платоновских идей и сверх того проникнута еще мечтательностью, суеверием, астрологией, магией, некромантией и непонятным пифагорейским учением. Современник Христу, он пророчествовал в храме Эскулапа, жил аскетом, творил мнимо-замечательные чудеса, был уже рано приравниваем за то ко Христу; в Греции и Малой Азии воздвигли храмы и почитали его божественным. Неудивительно поэтому, что у иудеев считались еретическими его произведение (Бен-Лаана), читавшиеся тогда всем образованным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Указанные свидетельства сам Моисея о себе, как писателе, нужно относить, по известному нам единству и нераздельности всего состава Пятокнижия, ко всем пяти книгам Моисеевым, а не к трем только и не к частям их. В этом смысле о Моисее, как писателе всего Пятокнижия, говорится в приложении ко Второзаконию (см. Вт.31:24–34), вероятно написанном Иисусом Навином, что «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», то повелел священникам положить и хранить «сию книгу закона одесную ковчега завета Господня» (Вт.31:24–26). Это последнее свидетельство указывает также на то, что последняя редакция Пятокнижия сделана была Моисеем в конце его жизни пред самою смертью, хотя отдельные предметы содержания его писались по частям в продолжении 40 лет. Этим объясняется, напр., то явление, что в книге Исход, содержание которой записано было Моисеем у Синая в первый год по исходе из Египта, встречается такое замечание о манне: «сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). 2. После свидетельств сам Пятокнижия о своем писателе Моисее идет в исторических книгах Свящ. Писания В. Завета целый ряд ясных указаний на то, что законд-тора существовали, как отдельная, целая книга («свитоко»), составленная и написанная именно Моисеем. Начиная от современника Моисеева Иисуса Навина, этот ряд свидетельств продолжается чрез целое тысячелетие до Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина (см.1:7–8; 8:31–34; 23:6), в книге Судей (3:4), в книгах Царств ( 3Цар.2:3 ; 4Цар.22:8–10 ср. 2Пар.34:14 ; 4Цар.23:21, 24–25 ср. 2Пар.35:12 ) и Паралипоменон ( 2Пар.23:18; 25:4 ), в книге пр. Даниила 9:11, 13), в первой книге Ездры (3:2), который сам «был книжник, сведущий в законе Моисеевом» (7:6), и в книге Неемии (8:1; 13:1) закон признается, как писание Моисея, как его «книга», а затем в других многочисленных местах тех же книг делается указание на различное содержание этого закона, которое и ныне находится в Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вторая книга Паралипоменон. Содержит историю евреев от Соломона до разрушения Иерусалима халдеями и оканчивается указом Кира об освобождении иудеев из плена. Написана Ездрою. Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена, создание второго храма и восстановление церковного и гражданского порядка. Написана Ездрою. Книга Неемии. Описывает возобновление стен Иерусалима Неемиею и другие подвиги Неемии. Написана Неемиею. Вторая книга Ездры. Составлена из первой книги Ездры и части книги Паралипоменон, с прибавлением повести о состязаниях трех телохранителей Дария о том, кто всего сильнее. Составитель неизвестен. Книга эта неканоническая 539 . Книга Товита. Содержит историю Товита и сына его Товии и написана ими самими. Книга неканоническая. Книга Иудифь. Содержит историю Иудифи. Книга неканоническая. Книга Есфирь. Содержит историю Есфири. Признают писателем ее или Ездру, или первосвященника Иоакима, или Мардохея. Книга Иова. Она содержит в себе историю Иова и написана, как полагают, самим Иовом. Псалтирь. Книга псалмов, или священных песнопений. Большая часть псалмов (78 псалмов) написана Давидом. Кроме псалмов Давидовых, в Псалтири есть псалом Моисея ( Пс. 89 ), псалмы Соломона ( Пс. 126–131 ), левитов, сынов Кореевых ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ), пророка Асафа ( Пс. 49:72–82 ), Емана ( Пс. 87 ) и Ефама ( Пс. 88 ), современников Давида. 136-й псалом написан после плена вавилонского. Псалмы содержат в себе молитвы, правила нравственности, краткие исторические указания и пророчества. В псалмах особенно замечательны пророчества об Иисусе Христе, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8; 109–1 ), Сын Божий ( Пс. 2, 7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давидова ( Пс. 88:36–38 ), будет пророк ( Пс. 2:7–12 ), первосвященник ( Пс. 109–4 ), царь ( Пс. 71:7–8 ), что Ему принесут дары ( Пс. 71:10–11 ), что Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), что Он будет предан своим учеником ( Пс. 40:10 ), умрет в мучениях позорною смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Sophoniae пророка Аггея ’Αγγαιος Aggaei пророка Захарии Ζαχαρασ Zachariae пророка Малахии Μαλαχας Malachiae 1 Маккавейская Μακκαβαον I Maccabaeorum 2 Маккавейская II Maccabaeorum 3 Маккавейская В древнем ветхозаветном каноне насчитывалось 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, или 24 книги, по числу букв греческого алфавита, при этом: две кн. Самуила (1, 2 Царств), Царей (3, 4 Царств), Паралипоменон, кн. двенадцати «“малых”» пророков и кн. Ездры и Неемии считались за одну книгу ?24 кн.; а при соединении кн. Руфь и кн. Судей, и кн. Плач Иеремии к кн. Иеремии ?22 кн. В общем счете 39 книг. К неканоническим книгам принадлежат 11 книг, которые находятся в переводе LXX: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн., и несколько неканонических отрывков: в кн. Есфирь, места не обозначенные счетом стихов; молитва Манассии во 2 кн. Паралипоменон (36 гл.); песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (3,24–90); там же, повесть о Сусанне (13 гл.), история о Вилле и драконе (14 гл.) Вместе 50 кн. Третьей кн. Ездры нет в греческом тексте, в славянском и русском тексте переведена с Вульгаты, в латинском тексте отсутствует третья Маккавейская книга и кн. Неемии соединяется с 1 кн. Ездры. Главы и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. Еврейский текст Ветхого Завета. (МТ) Происхождение еврейских текстов Священного Писания восходит к глубокой древности. Закрепленные на письме, они были, вероятно, утрачены или подверглись порче во время вавилонского плена. В V в. до Р. X. после возвращения евреев из плена все наличные книги Священного Писания были со­браны и отредактированы под руководством священника Ездры. Все эти тексты написаны на древнееврейском языке, но в произведениях, воз­никших после вавилонского плена, встречаются вставки на арамейском ( 1Езд.4:8-6:12, 7:12-26 ; Дан. 2:4-7:28 ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010