Во время Второй мировой войны в пожаре 1944 года сгорел дом подворья, пострадали малые купола храма, но тем не менее церковь оставалась украшением города. После войны храм был внесён в число памятников архитектуры. В 1953 и 1955 годах был произведён качественный ремонт. Неожиданно в мае 1959 года епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев) получил предписание от советских властей ликвидировать подворье под предлогом необходимости проложить улицу Гонсиори. 21 июля 1959 года Таллинский горисполком издает приказ закрыть церковь. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм действующим, однако прошения эти не были приняты во внимание, ходатайства отклонили. В ноябре прекратились богослужения. 16 января 1960 года начался снос храма. Так готовились отмечать XX годовщину Эстонской ССР. Известно, что одобрение из Москвы местная власть получила уже после сноса памятника архитектуры. На месте храма теперь стоит магазин " Каннике " . Когда Введенский храм в 1959 году был закрыт, а в 1960 году разрушен, весь инвентарь и иконы, в т.ч. святой образ Божией Матери «Скоропослушница», были вывезены на склад. Икона «Скоропослушница» очень почиталась в Таллине, перед ней часто совершались молебны. Протоиерей Валерий Поведский свидетельствовал, что благодатная сила исходила от этого Святого Образа. Надпись на обратной стороне иконы гласит: «Икона сия писана и освящена на св. горе Афонской в Русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 18... г». В конце 1960 года будущий таллинский митрополит, а тогда священник Вячеслав Якобс выкупил эту икону со склада, и она хранилась у него дома и использовалась в домашнем иконостасе до 2014 года. 25 июня 2014 года икона Божией Матери «Скоропослушница» была торжественно перенесена в новый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ, где стала главной святыней этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=42299

Дата строительства нынешнего микулинского храма определяется весьма точно - это вторая половина 1550-х годов. Как и у всякого древнего храма, у микулинской церкви Михаила Архангела была нелёгкая судьба, в которой нашлось место и разорениям, и заброшенности, и пребыванию на грани разрушения. Полтора века истории храма (вторая половина XVII и XVIII) практически скрыты от наших глаз - за недостатком соответствующих документов, но эпопея спасения церкви в XIX-XX веках известна. Выглядел храм в начале XVII века не вполне так, как сейчас. Так, в описи 1602 года указывается, что он был трёхпрестольным: помимо главного престола, в нём имелись два придела, освящённые во имя великомученика Димитрия Солунского и святителя Григория Богослова. В эпоху смуты церковь сильно пострадала, чему свидетельством являются писцовые книги XVII века. В тогдашней отказной грамоте читаем: " В осыпи церковь каменная во имя Архистратига Михаила, да два придела Введения Пресвятыя Богородицы да великомученицы Варвары (приделы в какой-то момент оказались переосвящены); в настоящей церкви Архистратига Михаила служба, а приделы не освящены " . На самом деле факты эти говорящие; в них " прочитывается " и страшное разорение смутных лет, и бедность церкви, не имеющей средств довести дело восстановления до конца. Собственно, и сам город в круговерти Смуты прекратил своё существование, в документах середины XVII века он именуется " пустым Городищем, что был город Микулин " . С тех пор бывший цветущий город с десятком-другим церквей и действовавшими в нём монастырями превратился в заштатное село Микулино Городище. С середины XVII века до XIX века известия о микулинском соборе исчезают. В то самое время сменяющие друг друга хозяева Микулина (Голицыны, Куракины, Нарышкины) храм своим вниманием не оставляли и текущий ремонт ветшавшего здания производили. Изменилась форма куполов, позакомарное покрытие преобразовалось в четырёхскатную крышу, апсиды были укреплены контрфорсами, храм обзавелся небольшой папертью... Вместе с тем был упразднён склеп в подвальном помещении, и часть гробниц переместилась наверх, в храм. Но череда мелких текущих ремонтов была не в силах противостоять разрушительному действию времени. В первой четверти столетия оно принадлежало Николаю Петровичу Румянцеву, в 1830-х годах его приобрёл Николай Гаврилович Головин. Это были большие любители древностей, профессионально занимавшиеся научными изысканиями, и в беде они древний храм не бросили.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но в скором времени особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд - сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, - так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма - два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной - каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь - сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты - также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

http://sobory.ru/article/?object=14049

Согласно документам 1620-х гг., после Смуты обширное Пашковское имение Волынских превратилось в пустошь. Владельцами этой вотчины были Артемий Степанович и его дядя Пётр Васильевич. Артемий – сын Степана Ивановича, царского посла в Англию и первого судьи Холопьего приказа. Как и отец, Артемий служил стольником при патриархе и государе. Умер в 1684 г., и был похоронен в Кремле «в Чудовом монастыре; его отпевал сам Патриарх». Второй хозяин села, стольник Пётр Васильевич Волынский-Щепин, был воеводой в Царёво-Кокшайске, Яранске, Мангазее, Вологде и Устюге Великом. «Исполнял разные придворные должности, и не редко обедал у Государя». Его подпись стоит под актом об избрании Бориса Годунова на Царство. Однако в течение XVII века нового храма в Пашкове так и не построили. В 1640-х гг. «церковную землю архангела Михаила на речке на Тарусе» Иван Волынский, сын Петра Васильевича, сдавал в аренду мауринским крестьянам «за шесть денег». К началу XVIII столетия Пашково перешло в руки князя Григория Фёдоровича Долгорукого (1657-1723), посла в Польше и сенатора. По его «челобитью» указом государя было разрешено возвести в селе новый храм. Антиминс во Введенскую церковь выдали 19 февраля 1701 г. После смерти Г.Ф. Долгорукова Пашково унаследовал его старший сын Алексей (+1734), воспитатель наследника престола, влиятельный член Верховного тайного совета и несостоявшийся тесть императора Петра II. В феврале 1726 г. Алексей Григорьевич продал Пашковское имение князю Алексею Щербатову, хозяину соседнего Литвинова. Спустя несколько десятилетий сын князя Щербатова Григорий (1735-1810) женится на родной внучке А.Г. Долгорукова – на княжне Анастасии Николаевне (1750-1810). Именно этой княжеской чете было суждено построить в Пашкове последний храм. Он украшал нарскую землю 165 лет. Каменную церковь «в виде корабля» возвели в 1775 г. Кирпич использовали местный, из экономии князей Щербатовых. Храм украсили карнизами и колоннами, которые «на вершок или два выдавались по углам». Второй восьмигранный ярус церкви выполнили из дерева и «обшили тёсом без всяких резных украшений». Над железной кровлей на глухом фонаре установили «пирамидальную круглую» главку. Её венчал резной металлический крест «на полулунии». Решетки в окнах церкви оформили «наподобие якорей». В храм вели три двери, однако настоящей паперти здесь не было: устроили «навес от церкви на четырёх деревянных колоннах, где повешены небольшие колокола».

http://sobory.ru/article/?object=42679

История монастыря стала нераздельной частью истории сербского народа в Вараджинском воеводстве, охватывавшем Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в нелегкой борьбе против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. Защищая свою веру и народные привилегии, Лепавинские монахи боролись и страдали вместе со своим народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту, а 26/13 ноября 1735 года на пороге монастырского храма был застрелен игумен Кодрат. В конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно время пребывал сербский патриарх Арсений III Чарноевич. Сюда к нему приезжали представители народа и духовенства, и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и позднее многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734 году сербы Вараджинского воеводства получили своего православного архиерея, было решено, что его резиденция будет находиться в Лепавине. Позднее она была перенесена в Северин, а новообразованная сербская епархия получила название Лепавинско-Северинской. Первым ее епископом стал преосвященный Симеон (Филиппович), умерший в последствие в тюрьме в Копривнице и похороненный в Лепавине. Существующий ныне монастырский храм был построен в первой половине XVIII века, под руководством архимандрита Никифора. 25 марта 1753 года новая церковь была освящена епископом Костайницко-Зринопольский Арсением Феофановичем. С наружи храм выполнен в стиле барокко, но во внутреннем его убранстве сохранились элементы древнего сербско-византийского стиля. В 1775 году один из лучших мастеров раннего сербского барокко Иоанн Четиревич - Грабован выполнил храмовый иконостас. Ктитором на этот раз выступил фельдмаршал Михаил Микашинович, чей родовой герб изображен под иконой св. Иоанна Крестителя. К сожалению, один из лучших иконостасов Грабована был уничтожен во время Второй мировой войны и от него сохранилось только три иконы. В храме есть и более ранние иконы прп.Симеона Мироточивого, свт.Саввы Сербского и икона Введения Пресвятой Богородицы, написанная в Лепавине в 1647 году. Помимо икон огромную ценность представляют сохранившиеся в монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых старых – два четвероевангелия XIII и XIV вв., серско-рашской и македонской редакций.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1916 г. построена приписная деревянная Ильинская Тимонинская церковь. Ведомость о церкви Устюжского уезда Усть-Недумской Богородской за 1855-й год. Фрагменты. 1. Церковь построена 1763-го года тщанием Лальского купца Ксенофонта Емельянова сына Захарова, освящена теплая 1766-го года, а холодная 1771-го года. Первоначальное свое существование восприяла, как видно из хранящегося при церкви летописца в лето 7116 (1608) года построена была деревянная церковь пришедшим из Моржевского Монастыря Иеромонахом Леонидом в расстоянии от ныне существующей в одной с половиною версте близ реки Лузы, на месте лесном и никем тогда не заселенном, а он Иеромонах Леонид лесные места разпространил и болотистые места обсушил посредством копания в реку Лузу истоков и устроил Монастырь, а в 7160-м (1652) году им же Иеромонахом Леонидом по случаю от воды утеснения и подмытия выстроена на настоящем месте вторая деревянная церковь над черным озером над Усть копаной им речки Недумы, от чего и наименование получила Усть Недумской пустыни, где и существовал Монастырь под управлением строителей и игуменов до 1764 года, а с оного времени обращена в приходскую церковь. 2. Нынешняя церковь зданием каменная одноэтажная в одном корпусе с теплою таковою же колокольнею, построенною над папертью, зданием крепка. В нынешнем году случилось повреждение на холодной церкви при поднятии на оную креста. 19 июня упала глава и шейка на землю, после чего верхний осмерик покрыт железом и поставен деревянный крест впредь до настоящего исправления, кроме того ветхостей и повреждений внутри и вне церкви нет. Крыша вся железная устроена в 1847 году на кошельковую сумму. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Введения Божией Матери, а в теплой на правой руке во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия, а на левой во имя Святыя Великомученицы Параскевы. 4. Утварию церковною достаточна […] 5. Причта положено одному клиру без Диакона. 6. Земли при сей церкви в количестве десятин неизвестно, потому что обмежевана она в одном плане с четырьмя деревнями Старомонастырской, Зелениками, Озерской и Новым Починком. Но священноцерковнослужители владеют ныне усадебной пашенной и сенокосной землею по общей писцовой книге. На пашенную землю высевается у всех священноцерковнослужителей ржи 3, ячменя 2, овса 5 четвертей, пшеницы, гороху и семени льняного не сеется по падению ранних инеев от низкого и болотистого положения места. […] Рыбная ловля имеется в малом количестве и выгод от нея никаких не получается, а других выгод и угодий приносящих доходы священноцерковнослужителям не имеется. О сей земле никакого дела не производится, а владеют оною священноцерковнослужители сами.

http://sobory.ru/article/?object=03697

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прежде чем принять постриг, Прохор вместе с пятью сверстниками, из которых четверо по его примеру посвятили жизнь служению Богу, отправился в Киев на поклонение святым угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Подвизавшийся близ Лавры прозорливый старец-затворник Досифей (С именем " Досифей " подвязалась в затворе в Китаевской обители девица (старица) высокой духовной жизни (в миру Дарья Тяпкина;)., которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши принять иночество и указал на Саровскую пустынь2 как место его опасения и подвигов: " Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией там окончишь ты и свое земное странствование. Святой Дух, Сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне " . 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где с любовью был принят как послушник её настоятеля, кротким и смиренно-мудрым иеромонахом Пахомием (Леонтьевым; 1794), и в научение отдан старцу иеромонаху Иосифу (+1785 год), казначею. Подражая старцам, он раньше других приходил в храм, неподвижно, с закрытыми глазами выстаивал богослужение до конца и уходил последним, жалея, что человек не может беспрерывно, подобно Ангелам, служить Богу. Находясь на келейном послушании, Прохор со смирением выполнял и другие монастырские работы: в хлебне (хлебопекарня), на просфорне и в столярне, был будильщиком и пономарем. Никогда он не бывал праздным, но постоянной работой старался оградить себя от скуки, считая её одним из " опаснейших искушений для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия " 3. По примеру некоторых монахов пустыни Прохор, испросив благословения у своего наставника, в свободные часы уходит в лес для уединения, Иисусовой молитвой и духовных размышлений. Его подвижничество обратило на себя внимание братии и снискало отеческую любовь старцев. Так, во время тяжелой болезни Прохора они неотлучно находились при нем, заботясь о его выздоровлении. Почти три года безропотно выносил он сильные страдания, отклонив врачебную помощь и предав себя всецело " Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери " . Когда состояние Прохора значительно ухудшилось, о его здравии были отслужены всенощное бдение и божественная литургия. Причастившись Святых Христовых Таин, он вскоре сподобился чудесного видения Пресвятой Богородицы. Возложив на голову больного руку, Она даровала ему выздоровление, сказав сопровождавшим Её Апостолам Петру и Иоанну Богослову: " Сей - от рода Нашего " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1786...

Приезжают в обитель пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря. Смотрите также: Историческо-статистическое Новоторжскаго Борисоглбскаго монастыря, составленное Новоторжскаго Борисоглбскаго монастыря что нын Строителемъ Теребенской пустыни (1861 год, 184 страницы) Храмы [ править править код ] Приписные храмы Подворье Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Борис и Глеб, благоверные князья - 18 сентября, 15 мая Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа - 29 августа Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Вход Господень в Иерусалим - Воскресенье перед Пасхой Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: 172006, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7 Проезд: Торжок находится почти посередине автомобильной трассы Москва - С.Петербург (примерно 240 км на север от Москвы). Телефон: +7 (910) 836-77-69 Электронная почта: torzhokmonastir@mail.com Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: В монастыре совершаются практически ежедневно. 8.30 - Утреннее богослужение (часы, литургия) 16.00 - Вечернее богослужение По вопросам, касающимся экскурсий и размещения паломнических групп обращаться к руководителю миссионерско-просветительского отдела Григорьевой Елене Михайловне, тел: +79106469442 . В монастыре имеется возможность подняться на колокольню, а также с открывающегося вида с неё выполнить фотосъемку окрестностей монастыря и города.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон) в честь Успения Богородицы; 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 5) монастырь прп. Дионисия (Дионисиат) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня; 7) Пантократор (Пандократор) в честь Преображения Господня; 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских; 9) Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца; 10) Дохиар во имя св. Архангелов; 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла; 12) Филофея монастырь (Филофей) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 13) Симонопетра (Симопетра) в честь Рождества Христова; 14) монастырь св. Павла в честь Сретения Господня; 15) Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца; 16) монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт) во имя вмч. Георгия Победоносца; 17) монастырь прп. Григория (Григориат) во имя св. Николая Чудотворца; 18) Эсфигмен (Есфигменский) в честь Вознесения Христова; 19) Русский вмч. Пантелеймона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов); 20) Кастамонит (Констамонит) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие — зависимые монашеские учреждения — скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из перечисленных обителей. Изменять количество монастырей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1–3,126–141). Ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [Константинопольского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6). Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кино- том (ст.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010