Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в 1573 году иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название - Чернеев; ныне с Старо-Чернеево на правом берегу реки Цны, недалеко от города Шацка. До 1816 года назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью. В начале своей деятельности играл большую просветительскую, миссионерскую роль среди местных жителей - мордвы и марийцев. По преданию, в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь, которая вскоре была разорена. Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Одно время подчинялся казачьему кругу. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монах Матфей. В XVII веке использовался в исправительных целях (по преданию, здесь находился в ссылке замешанный в интриге царевны Софьи и Милославского Симеон Медведев, в монашестве Сильвестр, 1641-1691 гг., писатель, ученый, автор записок о восстании 1682 года, богословских сочинений, силлабических стихов). В 1690 году монастырь был приписан к Тамбовскому Преображенскому собору, в 1764 году оставлен за штатом, в 1819 году введен в штат. В 1725-1764 годах к монастырю был приписан Успенский Вышенский монастырь. Окончательно обустроился в XVIII-XIX веках. В 1912 году преобразован в женский монастырь. При монастыре ежегодно устраивали три ярмарки. После того как в 1738 году сгорел деревянный храм во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, был построен новый соборный, холодный, каменный - святителя Николая Чудотворца (1738-1751 гг., освящен в 1756 г.), с двумя алтарями - в честь святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы (возобновлен после пожара в 1860 г.). Одностолпный (по образцу московской Грановитой палаты). Славился архитектурой и богатым деревянным, резным иконостасом, занимавшим всю восточную стену. В 1838 году игуменом Иосифом сооружен теплый двухэтажный храм. Внизу - храм Всех Святых, вверху - Казанской иконы Божией Матери. Восстановлен после пожара 1860 года, нижний этаж освящен во имя Архистратига Михаила. В среднем ярусе трехъярусной колокольни - храм первоверховных апостолов Петра и Павла (1812 г.; освящен в 1813 г.). Каменные стены с башнями по углам - середины XVIII века. Четыре каменных дома для братии и дом архиерея. Особо чтимые иконы: святителя Николая Чудотворца, Божией Матери - чудотворная Казанская и " Всех скорбящих Радость " , Спаса Нерукотворенного, святого угодника Мины. В монастыре хранился медный крест с надписью о том, что им святой Авраамий Ростовский сокрушал идолов.

http://sobory.ru/article/?object=06823

Преподобный Герасим 66 лет от роду скончался в 1554 году и был похоронен в приделе Сергия Радонежского Троицкого собора в Болдине. Еще при жизни преподобного монастырь стал центром духовной жизни края. Число братии увеличивалось, приходили паломники, в том числе и именитые. Со временем появилась возможность приступить к каменному строительству. К концу XVI столетия построены пятиглавый Троицкий собор с двумя симметричными приделами — Апостола Иоанна Богослова и Святых благоверных князей Бориса и Глеба, трапезная палата с шатровой церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы и шестигранная столпообразная трехъярусная колокольня. Каждое со­оружение представляло собой шедевр золотого века русского зодчества. В их строительстве принимали участие лучшие мастера: «государев мастер» Федор Конь, церковный мастер Терентий (так он обозначен в монастырских документах), государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов, благовестный колокол для звонницы отливал в 1587 году в Москве литец Иван Афанасьев. Славились монахи Болдинского монастыря и своей ученостью. В 1611 году польско-литовские захватчики превратили монастырь в пристанище иезуитов. Лишь в 1654 году он вернулся в Православную Церковь. Подвергся Болдин монастырь поруганию и в период наполеоновского нашествия, когда французы превращали православные храмы в конюшни. Однако монастырь поднимался из разрухи: благовест созывал православных в храм. Множество людей ­стекалось в Болдино на ярмарки, ­проходившие по престольным праздникам — на Троицын день летом и на Введение во храм Пресвятой Богородицы зимой. В конце XIX века настоятель монастыря архимандрит Андрей построил новые деревянные кельи и гостиницу для богомольцев, способствовал восстановлению обители и изданию в 1893 году жития преподобного Герасима. За долгие десятилетия древние сооружения монастыря утратили свое изначальное великолепие. В 1912 году молодой реставратор Петр Барановский предложил уникальную методику реставрации архитектурного памятника. Но работу удалось начать только в 1921 году.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennyy...

С самого начала проект внутреннего убранства храма был сделан с учетом традиций и в то же время вполне оригинально и богословски продуманно. Художественное решение интерьера построено не на внешних эффектах и роскоши, а на выразительных средствах материала, в частности фактуры дерева и камня, на нюансах колорита и графическом рисунке надписей. Художники удачно использовали естественный свет и особенности архитектуры. В результате храм имеет неповторимый облик, в котором сочетаются торжественность и аскетизм, что вполне соответствует монастырской эстетике и создает особую атмосферу благоговейной молитвы и созерцательного предстояния. К тому же высокое качество и художественная изысканность дизайна храма отвечают современным задачам церковного искусства. Внутреннее пространство храма не велико, но сильно вытянуто вверх. Ряды окон, расположенных почти у самых сводов, дают мягкий рассеянный свет. Учитывая эти особенности храма, сюжетная роспись расположена только на своде храма, в наиболее освещенной его части. Роспись выполнена легко, прозрачно, в мягких сближенных тонах, что создает впечатление нематериальности Царства Небесного: образы духовного мира словно проступают сквозь материю, преображая реальную архитектуру, одухотворяя ее формы. На склонах свода расположены четыре композиции: «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (южный склон), «Благовещение» (северный склон), «Успение Пресвятой Богородицы» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (восточный). Посвящение главного престола празднику Покрова определило сюжетную канву росписи иее богословскую концепцию. Все сюжеты здесь связаны с Богородицей: в них последовательно раскрывается тайна Боговоплощения, спасения и Церкви. При этом роспись свода воспринимается как благодатный покров, простертый над молящимися, как раскрытое над их головами небо. Стены храма оставлены без росписи, покрашены краской теплого охристого цвета, что зрительно расширяет пространство и наполняет его светом. При этом свет здесь мыслится исходящим не только из окон, как от материального источника, но и от росписи свода, так что священные образы становятся источниками света духовного. Под окнами по всему периметру стен проходит фриз с рельефной надписью — текстом тропаря праздника Покрова Божией Матери. Внутри надписи, по центру на каждой стене, установлены небольшие резные кресты как благословение на все четыре стороны света. Сдержанные, но очень выразительные элементы декорации стен подчеркивают чистоту и лаконизм архитектуры, а главный декоративный и смысловой акцент сделан на иконостасе. Именно иконостас доминирует в пространстве, что соответствует литургическому назначению храма. Сдержанная красота

http://e-vestnik.ru/church/ot_mira_dolne...

Тем не менее М. уделял внимание пополнению архиерейской ризницы книгами и церковной утварью. Так, в ризнице Троицкого собора в Пскове хранились «Евангелие», «построенное… повелением» М. 11 сент. 1683 г., серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест с литым распятием, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, который М. «построил в соборную церковь Святыя Троицы» 7 мая 1683 г., золотой потир, «построенный… повелением» М. «из домовой казны», старинная панагия, пожертвованная М. в Троицкий собор для поминовения стольника Л. И. Салтыкова в 1683 г. ( Окулинич-Казарин. 1913. С. 107-108). Одним из основных направлений деятельности М. в Пскове стала борьба с расколом (см. Старообрядчество ). В авг. 1684 г. М. писал патриарху Иоакиму о деле чернеца Иоасафа по прозвищу Сарап, находившегося в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . М. сообщил, что этот «пьяница и озорник и всякими крамолами великой составщик.... как было смятение на Москве меж стрельцами, и он чернец, будучи в то время во Пскове, возмущал народом и стрельцов наговаривал на всякое дурно, чтоб смятение учинить и бунт завесть», а, будучи в карауле, кричал непристойные слова, бранил и М., угрожал ему, «сказывая за собою государево слово» (ДАИ. Т. 11. 74. С. 208). В 1685 г. М. вел следствие по делу раскольника Гараски Павлова, у к-рого были обнаружены книги с «великими и неизреченными хулами» на новые обряды. М. «имал его… перед себя на собор, в том истязался с ним», но успеха не достиг и передал его градским властям. После пыток Гараска покаялся и был направлен в Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Сообщая об этом деле царям 1 мая 1685 г., М. отмечал, что «свободить его раскольника невозможно, потому что великой словесник и книг читатель» (ДАИ. Т. 12. 10. С. 102-107). Много внимания М. уделял строительству на старом фундаменте нового Троицкого собора из тесаной плиты; однако незадолго до завершения строительства своды и верхняя часть здания обрушились. Достраивал собор преемник М. митр. Иларион. В 1685 г. М. отстроил заново и освятил на месте храма Пресв. Богородицы Одигитрии в Пскове на подворье Псково-Печерского мон-ря каменную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1 мая 1686 г. М. освятил ц. св. Николая в г. Ревеле и украсил ее иконостасом, изготовленным в Пскове.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

Воскресенско-Покровская община и ее «временные правила» были утверждены синодским постановлением 9 ноября 1910 г. «с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Перед февральским переворотом их было 42 человека. 26 ноября того же года Арсеньевой было поручено исполнять должность начальницы, но только 21 августа 1913 г. Синод утвердил ее в должности «в виде изъятия из установившегося порядка». 5 сентября того же года она была пострижена в рясофор. 4 августа 1917 г. игумения Мария стала мантийной монахиней с именем Евфросиния. Открытие новой монашеской общины приурочили к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так как «испытывалась особая необходимость в заступничестве Пресвятой Владычицы», то 19 ноября 1910 г. из Псково-Печерского монастыря в обитель была принесена чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Икона прибыла в сопровождении настоятеля архимандрита Никодима и нескольких монахов. На станции Плюсса ее встретило множество народа. Хотя стояла зима, толпа богомольцев от станции до Покровского в крестном ходе сопутствовала иконе 25 верст. Из обители вышел встречный крестный ход. Оба хода объединились и двинулись с пением молитв даль­ше, остановившись для краткого молебствия в лесу, перед святыми вратами. Сразу после прибытия иконы, архимандрит Никодим отслужил в домовой церкви все­нощную, а па следующее утро - обедню. В проповеди после литургии он подчеркнул значение торжества открытия общины, на которое в тот же день, 20 ноября, прибыл викарный епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 г. большевиками после судебного фарса. К архиерейскому богослужению собрались 17 священников и диаконов из местных приходов. Богомольцев было столько, что им пришлось стоять на улице. «За всенощной Преосвященный Вениамин сказал проповедь о Покрове Божией Матери и том, какая радость для открывающейся обители, что к этому торжеству прибыла чудотворная икона Царицы Небесной, чтобы освятить эти столь важные для обители дни вступления в новую жизнь». 21 ноября со станции Плюсса неожиданно прибыла и другая икона - прп. Сергия Радонежского, которая была заказана в Троице-Сергиевой лавре и три недели не могла попасть к сестрам, ибо затерялась на железной дороге. Это маленькое событие сильно поразило сестер - они увидели в нем особую милость и благословение угодника Божия.

http://sobory.ru/article/?object=40555

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

Виднеющийся в стороне живописно расположенный город Козельск оживляет местность, не нарушая ее уединения. Но вот среди невозмутимой тишины природы раздается вдруг мягкий звук монастырского колокола, и чем-то родным, близким, а вместе с тем и святым, небесным повеяло в душу путника. Да, поистине в этой обители все полно удивительной гармонии – и лес, и луг, и река, и белые стены монастыря, и опрокинувшийся над всем этим необозримый небесный свод – все охватывает душу единым, цельным впечатлением, ставит ее невольно пред лицом Божиим, наполняет ее отрадным чувством умиления! Это первое впечатление не только не ослабляется, но еще более усиливается при вступлении в самую обитель. Медленно движущийся паром, управляемый спокойным и приветливым монахом, перевозит богомольца с лугового на лесной – монастырский – берег. Сойдя с парома, богомолец прежде всего видит с правой стороны укрепленный на столбе образ Божией Матери, как бы благословляющей вступление путника в посвященную Ей обитель. Обогнув довольно обширный фруктовый сад, путник подходит к началу широкой и высокой каменной лестницы, ведущей к Святым вратам. Вправо и влево от лестницы, с наружной стороны монастырской ограды, тянутся двухэтажные корпуса монастырской гостиницы. Каменная выбеленная монастырская ограда охватывает обитель широким четырехугольником. Поднявшись по лестнице, на одной из площадок которой помещается монастырская иконная и книжная лавка, богомолец чрез Святые врата входит с западной стороны во внутренний двор обители. Прямо перед собой он видит главный храм обители в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделами во имя святителя Николая и преп. Пафнутия, Боровского Чудотворца. Направо, в некотором расстоянии от Введенского храма, находится храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а налево, к северу от Введенского храма, находится храм во имя преп. Марии Египетской и св. праведной Анны, св. благоверного князя Александра Невского и святителя Амвросия Медиоланского , с очень красивым иконостасом. На восток от Введенского храма есть еще храм – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Церквей в монастыре четыре: а) соборная Успенская, б) теплая Введенская, в) Богословская и г) Троицкая. Три церкви – соборная, теплая и Богословская замечательны и древностью и архитектурными особенностями, а все вместе характеризуют разные эпохи существования монастыря. а) Соборный Успенский храм каменный, весь из белого тесаного камня, с пятью большими главами, с кирпичною папертью, покрыт листовым железом; построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 годах, по образцу храма, стоящего на Синайской горе. Храм этот одно престольный, во имя Успения Божией Матери, холодный. Внизу его устроен большой подвал из белого тесаного камня. В древнее время из этого подвала был подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский собор, стоявший против монастыря на городище. Проход этот в настоящее время закрыт и засыпан землею. Бывший настоятель Старицкого монастыря архимандрит Агафангел, любитель древностей, делал попытку открыть этот проход; отрыл несколько ступеней, ведущих под землею, но выступившая с сильным напором вода понудила его снова засыпать отверстие землею из опасения, чтобы не затопить весь церковный подвал водою. Надобною полагать, что своды туннеля от давности времени осыпались и вода, из Волги залила весь проход. Кем и когда устроен был этот ход, положительных сведений не сохранилось. Достовернее других предположение, что ход этот устроен Иоанном Грозным. Он долго жил в Старице, особенно во время войны с Польским королем Стефаном Батырем; он строил Старицкую крепость; он же строил и Борисоглебский собор, в который проведён был выход из туннеля; к его времени естественнее всего отнести и устройство этого подземного хода. б) Другой храм Введенский теплый, каменный, двухэтажный, шатровый, с остроконечным верхом; конус и крыша покрыты железом и окрашены медянкой на масле, а глава и крест обиты белым железом. С северной стороны пристроена к нему в 1802 году большая каменная паперть. В нём два престола: на правой стороне во имя святителя Арсения Тверского, а на левой – Введения во храм Пресвятой Богородицы. На южной стороне алтаря находится ризничная палатка, каменная. Храм этот построен Царём Иоанном Васильевичем Грозным в 1570 году. При нем была трапеза для братии, которая в 1761 г. обращена в церковь . Внизу церкви первоначально были поварня и хлебна и погреб, а ныне помещаются хлебные амбары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Парадоксально, но факт – в центре Москвы, в районе Лубянки до сих пор нет ни одного храма, который был бы посвящен подвигу новомучеников. И, кстати, нет ни одного места, кроме Сретенского монастыря, где он мог бы быть поставлен. В своей время этот храм мог бы встать в начале Никольской улицы, у Лубянской площади, на месте громадной часовни святого Пантелеймона и храма Владимирской Божией Матери, которые были снесены в 1930-х годах, в непосредственной близости от трагически знаменитого " расстрельного дома " 23. Но на этом месте благодаря Лужкову возник чудовищный торговый центр " Наутилус " и тем самым навсегда лишил город возможности восстановить прежнюю городскую среду. На Мясницкой не осталось ни одного храма, застроены и места, где они были, храм на Софийке напоминает о новгородских переселенцах XV века, а не о новомучениках, на Лубянке кроме территории Сретенского монастыря нет больше ни одного места, а площадь Воровского на углу Кузнецкого моста и Лубянки, где до 1925 года стояла церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, занята сегодня автостоянкой. Таким образом, идея создания храма во имя Новомучеников именно в Сретенском монастыре, в непосредственной близости от мест страданий и гибели новомучеников, является вполне логичной и закономерной. Память о тех трагических событиях, запечатленная в центре только в безмолвном Соловецком камне, когда-нибудь должна была ожить и заговорить церковным, храмовым языком, а масштаб храма должен был быть хоть немного соотносим с масштабом тех испытаний, что выпали на долю тысяч наших современников в 1930-х годах. И она оживет в новом храме. Кроме того, возникла практическая необходимость в новом, более вместительном соборе. Сейчас все знают о программе " 200 храмов " в отдаленных районах Москвы, однако принято забывать о том, что далеко не все храмы в центре Москвы способны вместить молящихся. Простая статистика, считающая по головам и квадратам, здесь не помогает. На территории Китай-города, например, несколько действующих храмов и два действующих монастыря, но вокруг них никто не живет и поэтому большинство храмов некому посещать и постоянного прихода у храмов почти не существует. Те же храмы и монастыри в центре Москвы, где приходы сложились и которые постоянно посещают сотни людей, по большим праздникам заполнены до отказа и было бы странным " разумно " и по разнарядке распределять этих людей по пустующим храмам в окрестностях. Этот процесс, к счастью, не регулируется извне. В Сретенском монастыре именно такая картина. " У нас очень много прихожан, – говорит настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). – Существующий храм давно уже не вмещает людей, приходится выводить динамики на улицу. Для нас это просто жизненная необходимость – построить новый храм примерно на две тысячи человек " . http://www.pravoslavie.ru/smi/60065.htm

http://religare.ru/2_102906.html

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010