В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону " Успение Божией Матери " передали в Князь-Владимирский собор. В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=34 С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы. 1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре. Учреждение монастырского подворья относится к первой трети XVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений. С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00746

http://oldtomsk.narod.ru/church.htm Благовещенская церковь, " старый собор " , г. Томск, пл. Благовещенская (Старособорная), ныне - пл. Батенькова. Заложена в 1785 году (по сведениям Д. Н. Беликова, в 1783 г.), время освящения - 1806 г. (главный престол). Главный престолво имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй придел несколько раз менял наименования: в 1790 году освящен во имя св. великомученика Георгия Победоносца; в 1807 году во имя первоверховных апостолов Петра и Павла; в 1857 году Петропавловский придел был расширен и освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно перестраивался. Первоначально он состоял как бы из двух храмов, разделенных между собой продольной стеной. В 1837 году внутренняя стена была заменена арками, таким образом, разделенные части храма были объединены в одно пространство. Архитектурный стиль - барокко. Первоначальный деревянный храм на «Уржатке» (район современной площади Батенькова) упоминается с 1639 года. В 1649 году после пожара была выстроена двухэтажная деревянная церковь с верхним приделом во имя Всемилостивого Спаса Каменная Благовещенская церковь в 1820 году приобрела статус главного городского храма и сюда была перенесена из старинного деревянного Троицкого собора ценнейшая реликвия - древняя икона «Живоначальной Троицы», пожертвованная царем Борисом Годуновым для первой церкви Томска. В 1834 году была учреждена Томская епархия. Благовещенская церковь становится кафедральным собором благодаря своему расположению в центре города и вблизи от резиденции епископа (которая первоначально находилась в Богородице-Алексиевском мужском монастыре). Хотя, как отмечали современники, из-за своей тесноты данный храм, несмотря на неоднократные перестройки, не вполне подходил для кафедрального собора. Строительство нового главного храма Томской епархии началось в 1840-е годы, но завершить стройку удалось только в 1900 году. После этого Благовещенская церковь утратила значение кафедрального собора и стала приходским храмом. В 1892 году при Благовещенской церкви открылось церковно-приходское попечительство, а в 1897 году - церковно-приходская школа (учащихся 90 человек). В церковной библиотеке имелось до 1420 томов книг (1914 год). В 1914 году в Благовещенском приходе числилось 2288 человек. Ежегодно 1 августа из собора устраивался крестный ход на реку Ушайку для совершения обряда малого водоосвящения.

http://sobory.ru/article/?object=34854

В 1769 году в монастыре был построен величественный храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1794 г. игуменом Тюменского Троицкого монастыря был назначен иеромонах Андрей, но он, прибыв в монастырь, отказался в нём остаться (по неизвестной причине). Но, побывав в Рафайловском монастыре, игумен Андрей испросил благословение - и остался в нём настоятелем. В 1804 г. Рафайловский монастырь был упразднен, а св. Андрей был переведен сначала в Иоанно-Введенский, а затем в Симонов монастырь, где и скончался в 1820 г. В 1645 г. на берегу Исети была основана пустынь. По преданию, её основатель старец Рафаил. В месте впадения в Исеть небольшой речки (Ялынка) лодка старца остановилась и, несмотря на усилия гребцов, не двигалась с места. Старец, воззрев на небо, стал возносить молитву и на высоком берегу увидел Царицу Небесную, которая приказала остановиться здесь и основать обитель. В 1657 г. пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Знаменитая на всю округу красивая каменная церковь с четырьмя престолами имела звонницу в сорок саженей (85 метров), стояла на берегу реки, на пригорке. В 1740-х г. при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 г. было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис. В 1769 г. в монастыре был построен храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. До 1804 г. Рафаиловым монастырем управлял игумен Андрей: строил и перестраивал здания обители, наставлять братию и возвращал в лоно православной церкви старообрядцев, заполонивших тогда Исетскую провинцию. Затем, по решению архиепископа вместе с братией монастыря переведен в Иоанно-Введенский монастырь, где отказался от настоятельской должности, и ушел в Московский Симонов монастырь. В 1984 г. по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена 31 местночтимый сибирский подвижник вошел в Собор Сибирских святых.

http://sobory.ru/article/?object=58419

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» , «Спас» , НВК «Саха» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения игумен Амвросий (Коньков), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.  За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Виссариона (Красовского), помощника руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры .  Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Тарасов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы.  В завершение богослужения было совершено славление празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.  Архиепископ Якутский и Ленский Роман от имени духовенства и верующих Якутской епархии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Николая Мирликикйского.  Также Святейшего Владыку приветствовал глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Романа за труды и вручил правящему архиерею Якутской епархии памятную панагию.  Затем состоялось вручение церковных наград.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви в поддержке Якутской епархии и в связи с 85-летием со дня рождения первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев был награжден орденом Славы и чести I степени.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

Каждый из ее трех ярусов имел свое назначение. В нижний - четверик - встроены два входа: небольшая калитка и довольно высокий полуциркульный проход. Вероятно, он служил входом в крытую галерею, ведущую к Воскресенскому собору. Об этом говорит и отсутствие какого-либо декора. Парадный вход в монастырь обычно оформлялся гораздо нарядней. Кроме этого, по той линии, где могла идти монастырская стена, расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Исходя из этого, не совсем верно называть колокольню Воскресенского монастыря «надвратной» Назначение ее нижнего яруса было более скромным. Второй ярус колокольни уже в древности использовался в качестве ризницы, где хранились облачения и богослужебная утварь С северной стороны ярус имеет два небольших окна, обрамленные нарядными наличниками с завершением в виде кокошников традиционного для муромской монастырской архитектуры рисунка (см.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря и Благовещенский собор Благовещенского монастыря в Муроме). Завершает ярус тоже традиционный для Мурома карниз. Восьмигранный ярус звона довольно высок и увенчан шатровым завершением с рельефными окнами-люкарнами. К сожалению, ни один из колоколов старинного подбора не сохранился до нашего времени. В XVIII веке, перед упразднение монастыря в 1764 году, на колокольне было семь колоколов. Все они не очень большого веса: «При той же трапезе колокольня каменная, на ней семь колоколов, в коих в первом шестьдесят, во втором тринадцать пудов, а в прочих по скольку неизвестно» 2]. Наиболее ценный из этих колоколов изготовил в 1674 году московский мастер Федор Моторин, как это следует из текста уцелевшей надписи: «Лета 7182 вылит сей колокол при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца лил сей колокол мастер Федор Моторин». После закрытия монастыря в 1930 году его сбросили с колокольни для последующей переплавки. Обломки его сейчас хранятся в музее города Мурома Библиография: Писцовая книга города Мурома 1636-1637 годов//МИХМ.

http://sobory.ru/article/?object=05786

У Петра Андреевича были сыновья штаб-ротмистр граф Михаил Петрович (утонул в Клементьево в усадебном пруду еще при жизни Петра Андреевича) и коллежский асессор граф Андрей Петрович Ефимовский. В первые годы XIX в. Андрей Петрович Ефимовский женился на Серафиме Хитровой, которая унаследовала от своих родителей 1000 душ крепостных. У супругов было двое сыновей. Его старший сын, Петр, был убит на Кавказе, а младший, Борис, служил в военно-походной канцелярии его императорского величества. Ефимовские владели селом до второй половины XIX в. В 1852 г. Введенским владели: Аграфена Федоровна Ефимовская, вторая жена графа Петра Андреевича, и граф Борис Андреевич Ефимовский. Граф Борис Ефимовский был женат на княжне Хилковой, от которой у него были две дочери и сын. Борис Андреевич 23 года был предводителем дворянства Гжатского уезда Смоленской губернии и жил попеременно в своем имении Клементьево и в Москве. Он был не только глубоко верующим православным человеком, но отличался любовью к церкви и церковному быту и был большим знатоком богослужения и церковных уставов. У него были широкие знакомства в духовной среде, которую он ценил и любил и по большим праздникам, особенно на Пасху, дом Ефимовских был всегда полон московского духовенства, приезжавшего поздравить графа. Дочь графа Бориса Андреевича, графиня Евгения Борисовна Ефимовская (1850-1925), стала настоятельницей Леснинского монастыря на Холмщине, игуменией Екатериной. В декабре 1885 г. графиня Евгения Борисовна приехала в Лесну Холмской Руси с тремя послушницами и двумя девочками. В то время в Лесне была лишь одна каменная церковь, в которой находилась чудотворная икона Леснинской Божией Матери и один дом, в котором раньше жили католические священники ордена Паулинов. Жили в старом ветхом доме, переделанном из хлебного амбара. Сами пекли хлеб. Графиня Евгения, вскоре постриженная в монашество с именем Екатерины, а потом возведенная в сан игумений, сама несла всю черную работу. В клировой ведомости Введенского храма за 1916 г. сообщается, что в храме было 4 престола, в верхнем, холодном храме - во имя празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в нижнем, теплом храме три престола: Святителя Николая, Преображения Господня и Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=07299

Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце XVII - начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 г. с современным расположением храма. Известная ныне Введенская церковь с приделами Знамения Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии, упоминания о которой значатся в монастырских описях с первой половины XVIII в., была освящена в 1710 г. В 1739-1766 г.г. церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы выглядела несколько иначе, чем в начале ХХ в. перед закрытием монастыря: деревянные паперти, тесовая кровля, железные кресты. В 1739 г. главы были крыты деревянной чешуей. Между 1739 и 1753 г.г. кровлю отремонтировали, покрытие глав заменили на чешую из муравленой зеленой черепицы, крест центральной главы - на ажурный золоченый. Полы в трапезной и на клиросах в приделах были мощены чугунными плитами, в главном алтаре и в трапезной - кирпичом, в приделах и на клиросе Введенской церкви полы были деревянными. В 1752 г. произошла кража окладов и жемчуга из теплой Введенской церкви. Часть похищенного удалось вернуть, однако описи 1760-х г.г. свидетельствуют, что многие драгоценности с икон исчезли. В 1766 г. в подмонастырной слободке случился пожар, который перекинулся на монастырь, нанеся наибольший ущерб приделу Адриана и Наталии, где рухнула часть свода и был испорчен иконостас. В ходе ремонта, общая стоимость которого, согласно смете 1766 г., составила 1019 рублей 36 копеек, стены изнутри и снаружи были побелены известью, три деревянные крыльца-паперти отремонтированы в том же материале, кровли оставались деревянными, покрашенными в красный цвет, главы были покрыты деревянной чешуей, выкрашенной в зеленый цвет. Переосвящение придела святых мучеников Адриана и Наталии после ремонта произошло в 1778 г.

http://sobory.ru/article/?object=05689

Оно было основано в середине XVI века, так как в Писцовой книге Толганова в 1629 году уже упоминается " церковь на Подрелье " . Название села идёт от слова " рель " . " Релями " на Руси называли длинные песчаные косы, намытые речными потоками. Сейчас от села практически не осталось никаких следов - всё распахано. Согласно данным Вятской епархии, опубликованным в 1912 году в виде " Историко-географического и статистического описания " , приход этой церкви включал 86 (!) селений. В настоящее время от них не сохранилось и десятой части... Холм возвышается над вятской старицей - Подрельской воложкой, иногда пересыхающей в засушливое время. В высокую воду здесь широкая протока, за которой хорошо виден большой остров с заливными лугами. Достаточно отчётливо просматривается низкое левобережье Вятки со старичными озёрами и кустарниковыми зарослями. Далеко на горизонте видны дымящиеся трубы ТЭЦ города Кирова. Справа за оврагом видны дома большой деревни Заовраг, основная улица которой вытянулась почти на километр. Вид вятских просторов настолько завораживает, что с этого бугра над рекой долго не хочется уходить. Село Подрелье основано в середине XVI века, расположено на правом берегу реки Вятки. Название села идёт от слова " рель " , на Руси так называли длинные песчаные косы, намытые речными потоками. То есть, буквально «Подрелье» означает «село, расположенное по реке ниже рели». В писцовых книгах на 1629 год в Подрелье значатся две церкви – тёплая и холодная. И та, и другая были разобраны в 1771 году в связи с ветхостью и начавшейся постройкой новой каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Строительство Введенской церкви продолжалось с 1764 по 1776 годы. Помимо официальной православной веры, в селе жили также и старообрядцы. Появление раскольничьей веры здесь по иронии судьбы связано с И.Н. Изергиным, внуком подрельского священника, сыном дьяка. Посетив старообрядческий Данилов монастырь, находившийся на реке Выге в Олонецкой губернии (в настоящее время республика Карелия), он принял идеи раскола и присоединился к их распространению.

http://sobory.ru/article/?object=08922

Андреевский храм, построенный в XVII веке, расположен на втором этаже братского корпуса обители рядом с шатровой колокольней Успенской церкви. В течение последних трех лет во внутреннем помещении домового Андреевского храма шло интенсивное восстановление: были оштукатурены и расписаны стены. Храм расписывали мастера из Палеха. Как рассказал архимандрит Александр (Лукин), возрождаемый Андреевский храм изнутри соединяется с братскими кельями специальным ходом, поэтому он будет предназначен, в первую очередь, для немощной и болящей братии, которой тяжело по состоянию здоровья дойти до церкви, где совершается богослужение. Также в этом храме будет читаться неусыпаемая Псалтирь. Доступ в Андреевский храм во время совершения Божественной литургии будет открыт для всех желающих. Андреевская церковь вместе с настоятельским корпусом была построена в XVII веке. В 1836 и 1837 годах церковь была перестроена и расширена на средства шуйского купца Алексея Посылина в память о его брате, умершем в Нижнем Новгороде и похороненном на монастырском кладбище. Храм был освящен нижегородским епископом Иоанном (Доброзраковым) в 1840 году при настоятеле монастыря архимандрите Иннокентии. Иконостас был одноярусный белого цвета с позолотой. В церкви были настенные священные изображения: над алтарем — Господа Саваофа с предстоящими Ему ангелами и архангелами, напротив алтаря — Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Андреевской церкви особенно чтилась Владимирская икона Божией Матери в богатом серебряном окладе, сгоревшая во время пожара в 1822 году. С правой стороны к Андреевской церкви примыкали братские и настоятельские кельи, занимавшие северо-западный угол монастыря. До революции этот корпус с домовой церковью в честь апостола Андрея Первозванного был архимандричьим. Там жил настоятель монастыря, а в прилегающей к храму келье около семи лет (с 1875 до 1877 года и с 1879 до конца 1884 года) проживал на покое бывший нижегородский святитель епископ Иеремия (Соловьев), который часто совершал в этом храме богослужение, иногда архиерейское, а иногда священническим чином с одним иеродиаконом. Усердием и на средства епископа Иеремии в Андреевском храме был устроен особый иконостас в алтаре, над горним местом.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Постановлением администрации г. Перми 2039 от 15 ноября 1994 г. здание храма возвращено приходу. Здание церкви представляло из себя развалины. Остались только стены. 3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. 3 февраля 1995 г.Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь официально зарегистрирован. В храме монастыря имеется четыре престола: Главный в честь Святой Троицы. Правый придел в честь Сретения Господня. Левый придел в честь Успения Божией Матери. Нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. Реставрация осуществлялась по проекту архитектора А. Мятелева, а иконостас храма спроектировал священник - отец Валерий (Жехов). В первую очередь были достроены стены, возведена колокольня (47 м). На колокольне установили 11 колоколов. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Внутри монастыря возвели новый иконостас. http://permstefan.ru/index.php?get=history 5 января 1996 г. в честь пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы, преемников свт. Стефана Великопермского были пострижены в монашество первые насельники монастыря. Вскоре был принят Устав. Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. В них по возможности почти сразу же, параллельно восстановлению начинается богослужение. В 1995 г. возводится новый храм Божией Матери «Скоропослушницы» в п.Верхняя Курья. На Северном кладбище – одном из крупнейших в Европе – освящается место под храм-часовню «Всех святых в земле Российской просиявших», который надлежит построить в будущем, чтобы наконец здесь начала совершаться молитва об усопших. В 1996 г. образуются скиты в д.Воробьи – Крестовоздвиженский и в с.Красная Слудка – Вознесенский, а в центре Перми организуется подворье в только что возвращенной Церкви часовне свт. Стефана Великопермского. В 1997 г. в воинской части поселка Звездный освящен храм, который поручено окормлять монастырю. Открывается скит в д.Успенка, где подвизался преп. Трифон Вятский. В 1999 г. прибавляется еще два скита – в д. Висим строится небольшая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», и на севере, в с.Искор восстанавливается храм Рождества Христова. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Еще ранее, 9 мая 1999 г., к престольному празднику, устроен нижний храм святителя Стефана Великопермского.

http://sobory.ru/article/?object=08864

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010