http://www.nne.ru/news.php?id=1716 http://www.nne.ru/;  Рождественская церковь была заложена солепромышленником Г.Д. Строгановым в 1697 г. и в основном завершена к 1703 г. Но отделочные работы надолго остановились, и храм освящен только в 1719 г. Как считают иследователи, это обьясняется тем, что в 1703 г., после введения государственной монополии на торговлю солью, Г. Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города. Первоначально церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в нач. 19 в. стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653 г., ее название перешло на Строгановскую церковь. Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба - виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки - покрывает его стены сплошным ковром. В 1860 г. колокольня начала падать. За 20 лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887 г. пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать. Из книги А.Ю. Низовский " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , 2002 г., стр. 111 Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был заложен Григорием Дмитриевичем Строгановым в нагорной части Нижнего Новгорода, куда родовитый клан перебрался из заречной части города в конце  XVII века. К 1701 году строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Марией Яковлевной Строгановой (в девичестве Новосильцевой). Историки архитектуры говорят об особом стиле «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии (всего Строгановы построили в России пять храмов, два в  Нижнем Новгороде, по одному в Сольвычегодске, Устюжне-Железопольской, Троице-Сергиевой Лавре). Нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы, пожалуй, отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

http://sobory.ru/article/?object=14049

Согласно «Сказанию», во иерея и настоятеля пустыни прп. Леонида рукоположил Ростовский митр. Варлаам (Рогов ; † 1603) (но, вероятно, речь идет о Филарете (Романове) , в 1619-1633 патриархе Московском и всея Руси). Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в к-рую 17 февр. 1608 г. перенесли икону «Одигитрия». Впосл. в обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 29 об.- 30). Права пустыни как самостоятельного мон-ря были узаконены Ростовским митрополитом уже в 1612 г.: «...на Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 по митрополиче грамоте пожалованы; имать не велено и десятилником вьежжать и судить не велено же» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Впосл. подвижник приложил много усилий к обустройству места для буд. мон-ря: в целях осушения лесных болот выкопал 3 канала («борозды»): от р. Лузы до Чёрного оз. (900 саж.), до Святого оз. (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.), на к-рой поставил мельницу, существовавшую мн. годы. Однажды во время работы прп. Леонида в левую ногу укусила змея, но тот, помолившись Богу и Богородице и услышав чудесный глас «не скорби и не думай на бежание от трудов», преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 11). В память об этом чуде подвижник назвал выкопанный им канал «Недума-река» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Позже здесь была образована Л. п. Она была чернотяглой: «...тех монастырей деревни в вытном и сошном писме с черными тяглыми волостьми написаны, и великаго государя всякие подати платят и службы служат с уездными крестьяны вместе» (Там же. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Считается, что самый первый мон-рь, начало к-рому положила построенная в 1608 г. Введенская ц., находился в дер. Старово (Старомонастырская).

http://pravenc.ru/text/2463453.html

Согласно сведениям, размещённым на сайте храма в Спирово, село названо в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Это наследственное имение предков преподобного Иосифа, пожалованное его прадеду, однако впоследствии утраченное родом Саниных. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришёл на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича и с его согласия основал здесь монастырь, то первым пожертвованием Бориса Васильевича монастырю в октябре 1479 года было как раз Спирово. В жалованной грамоте князя Борис Васильевич пожаловал " есми игумена Иосифа или кто по нём иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины... " В конце XV - начале XVI века преподобным Иосифом в Спирове был устроен монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При монастыре выкопали братскую могилу, в которой отпевали и хоронили бездомных людей. Здесь возносились молитвы, согласно синодику 1685 года, за " души сирых и убогих и младенцев некрещённых, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших " . Такие монастыри, где совершались захоронения людей, причастность которых к православной Церкви не была установлена, именовались " божедомными " . " Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы " , - писал Н.М. Карамзин о подобных монастырях и их братии. Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один. Вскоре монастырь перестал существовать, а Введенский храм перешёл в разряд приходских. Ныне существующая в Спирове каменная Введенская церковь с приделами во имя святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена в стиле классицизма на средства прихожан. Колокольня же была выстроена по проекту архитектора Д.Ф. Борисова в 1849 году. В основе церковного здания лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной шестиярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах. На колокольне было шесть колоколов, древнейший из них весил семь пудов и был отлит в 1695 году. В наши дни Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресение после Пасхи. Из окрестных сёл и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели святителя Николая и преподобного Иосифа Волоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=01064

А в мае 1922 года большевистские власти конфисковали церковное имущество, осквернили мощи преподобного Герасима. В 1928 году реставрационные работы в Болдине были прекращены, а спустя год директор музея и оставшиеся монахи были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны в Болдине развернулась активная партизанская борьба, на которую немцы отвечали жесткими карательными операциями. В марте 1943 года взорвали Троицкий собор, колокольню, Трапезную палату с Введенской церковью. Только в 1964 году Петру Дмитриевичу Барановскому удалось начать восстановительные работы, которые с 1970-х годов велись под руководством его ученика и ближайшего помощника архитектора А.М. Пономарева. Первой восстановили монастырскую колокольню. Она была взорвана в войну, но благодаря редкостной прочности кирпичной кладки не превратилась в груду щебня, а развалилась на огромные бесформенные куски, вес наиболее крупных обломков составлял 20–40 т. Это позволило восстановить колокольню методом анастилоза, то есть возвращением на свои места сохранившихся разрозненных фрагментов. 4 декабря 1997 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил полностью разрушенный и восстановленный Введенский трапезный храм. День сегодняшний В мае 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Свято-Троицого Болдинского монастыря, его настоятелем назначен игумен Антоний (Мезенцев), 4 декабря 1997 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенный в сан архимандрита. Сегодня в монастыре 14 человек братии, живут послушники и трудники. Восстанавливаются строения, посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, но самое главное, в стенах монастыря возродилась духовная жизнь. 14 мая 1998 года, в день памяти преподобного Герасима Болдинского, в Свято-Троицком Болдинском монастыре впервые состоялся праздник, который решено отмечать ежегодно. Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в сослужении духовенства епархии при большом стечении паломников была отслужена Божественная литургия.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennyy...

В 2001 году началось строительство бани и братского корпуса в восточной части обители. Новый братский корпус - двухэтажный, на первом этаже расположились трапезная, лекционный зал, столярная мастерская и гараж, а на втором - кельи. В 2002 году монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Тогда же был возвращён игуменский двухэтажный корпус. В 2003 году завершилась реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки. В 2004 году основан скит-подворье в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нём домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 2005 году были обновлены купола монастырского храма. Братия монастыря взяла на попечение церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Грузинской. В этом храме была возобновлена служба по праздникам и воскресным дням. В 2006 году началась реставрации фасада монастырского храма и росписей в нём. Заложен фундамент пристройки к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви. В 2007 году построена и вынесена за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторная подстанция (ТП), снесено прежнее здание ТП и опор электропередачи. В 2008 году были заменены всех окон монастырского храма, старый кирпич заменён на новый, сделана зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. В сентябре 2009 года при монастыре создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Боголепъ». 20 октября 2009 года архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой (Карпухиным) освящен великим чином монастырский храм во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Летом 2010 г. в монастырском храме состоялся первый постриг в великую схиму. Схимонах Митрофан стал первым и на тот момент единственным схимником на территории Астраханской и Енотаевской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Упразднена в 1668 году, когда архиепископ Вологодский и Белозерский Симон распорядился переселить старцев из Антониевской пустыни в Сямский монастырь. Церковь стала приходской. До каменной церкви на погосте стояли две деревянные церкви: холодная Спасская и теплая Введенская с приделом Антония Великого. Каменная теплая церковь построена прихожанами в 1832 году, холодная – в 1846 году. Обе каменные церкви и каменная колокольня в одной связи. Холодная церковь освящена во имя Всемилостивого Спаса, в теплой церкви на южной стороне – главный престол преподобного Антония Великого, на северной стороне – престол Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1916 году в церкви служил священник Николай Дмитриевич Великорецкий 1891 года рождения, из духовного сословия, в 1912 году окончил Вологодскую духовную семинарию. В семье у него жена Нина и дочери Ангелина и Любовь 4-х и 2-х лет. В апреле 1933 года священник Н.Д. Великорецкий арестован за антисоветские проповеди, приговорен к 5-и годам лишения свободы. Отбывал наказание в Сиблаге. Освобожден досрочно в октябре 1933 года. В настоящее время Антониевская церковь - приписная церковь архиерейского Покровского подворья. Службы проводятся по расписанию. Православные приходы и монастыри Севера Кубенецкая Антониевская церковь. Современное местоположение: погост Антония юго-восточнее д. Пески, Нефедовское с/п, Вологодский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход образован на месте Антониевой мужской пустыни, упразднённой до штатов 1764 года. В окладной книге 1618 года упоминался монастырь, а в нем храм прп. Антония, в Сямской волости Вологодского уезда. После упразднения Антониевская церковь, " что в конце Кубенскаго озера " , стала приходской. Кубенецкая Антониевская церковь, 1846 года, каменная. Престолы в честь: преп. Антония Великого - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Всемилостивого Спаса. Местоположение на 1859 г.: село казённое Пески или Антоново, в 1-м стане Вологодского уезда, при р. Кий и оз. Кубенском.

http://sobory.ru/article/?object=03080

В 1848 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была украшена внутри росписями на сюжеты священной истории. Однако, к 1883 году храм обветшал. Поправить дело обычным образом, за счёт церковных сумм или богатых меценатов, не получилось. Даже, если учитывать, что приход был довольно крупный, одних мужчин в нём насчитывалось 1300 человек. Решено было с подачи священника Василия Зернова, открыть в селе церковно-приходское попечительство. 20 февраля 1883 года по окончании Божественной литургии настоятель прочитал указ об открытии попечительства, затем совершили молебен о благословении начинаемого дела. Попечительство было основано на обязательных членских взносах его участников (10 рублей ежегодно) и добровольных пожертвованиях всех желающих. Изначально было собрано 300 рублей 50 копеек. В первый год успели немногое: переложили все четыре печи, окрасили церковную ограду, исправили зимние рамы и вставили в них стёкла... Также при церкви активно велась миссионерская и катехизаторская работа, проводились лекции по священной истории, о житиях святых, смысла обрядов и т. д. К юбилейной дате удалось даже перелить колокола: один весом в 63 пуда, другой 227, вместо прежнего, весом 181 пуд. На Коломенском машиностроительном заводе Струве были приобретены три паникадила - одно на 38 свечей и два на 12. На следующий год поновили роспись внутри храма и построили новую сторожку. На третий год избавились от многократно перекладываемых коптивших печей, заменив их духовой. Потом перестелили пол, выложив подольскими аршинными плитами. На пятый год, собрав 5000 рублей, устроили совсем новый иконостас - вызолоченный, резной. Прихожане из деревни Хорошово и рабочие завода Струве передали храму пару полотняных хоругвей, коломенский купец Пётр Егорович Миляев в память коронации императора Александра III преподнёс в дар храму пару металлических хоругвей стоимостью в 275 рублей. Была открыта приходская школа - лучшая в округе. Перед революцией было отмечено освящение и установка новых клиросных киотов с иконами Божией Матери " Скоропощница " и Великомученика Пантелеймона, которое состоялось 19 сентября 1916 года. В этот день литургию совершал настоятель Бобренева монастыря архимандрит Филарет в сослужении благочинного 6-го округа Николая Платонова, а также казначей той же обители иеромонах Герасим и новый местный священник отец Пётр Третьяков. По окончании молитвенного пения богомольцам раздали листки со сказанием о чудодейственной иконе " Скоропомощница " и житием Великомученика Пантелеймона.

http://sobory.ru/article/?object=15728

Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый Израиль — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: И скажут: (3Цар.9:6—9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена. Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля. Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: (Лк.19:44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

В 1687 г. в О. В. м. были возведены деревянные Введенский храм, кельи, ограда. Чтимая икона Введения во храм Пресв. Богородицы была привезена в Орёл для строящегося мон-ря из Карачева. 22 янв. 1692 г. Ф. Телегин передал обители «по душе своей и на поминовение родителей своих, на Орле городе, за рекой Орлом, подгуменное свое место» (50×30 саж. земли). 2 июня 1693 г. после ходатайства игум. Евдокии указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей О. В. м. был наделен землями, располагавшимися в окрестностях обители. Вскоре подьячий Орловской приказной избы И. Е. Оловянников передал О. В. м. земли под монастырский огород, а 20 авг. 1694 г. подьячий С. Иевлев - 3 лавки в торговом ряду ( Пясецкий. 1896. С. 9-12). Сохранилась переписная книга мон-ря 1701 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Кн. 58. Л. 664 об.- 667). На момент переписи в обители находились деревянная одноглавая Введенская ц., колокольня с 5 колоколами, игуменская келья «с комнаткою» и 17 монашеских келий. О. В. м. был огорожен деревянным забором. Имелась небольшая б-ка (26 богослужебных книг), в монастырском архиве хранились 3 грамоты (Там же. Ф. 281. Оп. 1. 8572, 8578, 8588). В 1701 г. вместо 3 лавок в торговом ряду отмечена одна лавка «о трех затворах». О. В. м. отдал ее «в пользование» посадским людям Миките Гуляеву, Миките Иванову и Ивану Суслову, к-рые платили обители за ее аренду по 10 р. в год. Мон-рь, судя по всему, не имел крепостных крестьян и не получал жалованья - ни хлебного, ни денежного. Насельницы зарабатывали себе на жизнь рукоделием и питались «Христовым именем и мирских людей подаянием». К 1701 г. в обители кроме схиигум. Евдокии и казначеи Неониллы проживали 39 монахинь. Архиеп. Коломенский Никита в ответ на прошение настоятельницы 7 апр. 1703 г. выдал храмозданную грамоту на построение в О. В. м. каменной церкви. В 1703-1708 гг. на месте деревянной церкви 1687 г. был возведен одноглавый каменный соборный храм с теплым правым приделом во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, а позднее - со 2-м приделом во имя прп. Марона Сирийского (освящен 12 февр. 1772 в трапезной). К сер. XVIII в. церковь украшали иконы в серебряных и позолоченных окладах с жемчугом. Рядом с храмом возвышалась колокольня на 2 столбах (в 1768 разобрана, и в 1769 на ее месте на средства купца Г. И. Кузнецова возведена новая колокольня, к-рая вскоре обрушилась, под обломками погибла монахиня). Согласно плану Орла 1728 г., вокруг монастырского храма прямоугольником стояли деревянные кельи с сенями, крытые дранью (в 30-х гг. XVIII в. было 23 кельи). В 1744 г. имп. Елизавета Петровна , посетившая Орёл по пути в Киев, пожаловала настоятельнице (1723-1745) игум. Анфисе (Переверзевой; † 1745) на постройку келий и ремонт ограды 500 р. По описи 1753 г., в мон-ре имелось 30 деревянных келий, в вост. стене находились св. ворота с ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1769-1770).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010