Уважение к Владыке со стороны руководства города давало нам возможность жить спокойно. Каждая встреча с Владыкой оставляла неизгладимое впечатление. На престольные праздники храмов своего благочиния он всегда старался приезжать и служить (если ему не давали послушание служить где-то в другом месте). На эти богослужения съезжалось всё наше духовенство. За трапезой он обычно вел с нами глубокие духовно-назидательные беседы. Но Владыка меньше учил словом, а больше своим жизненным примером. Он обладал особым даром вести беседу, и когда он говорил, слушая его, я забывал о времени. А поскольку он был во многих странах, посещал Иерусалим, европейские государства, даже экзотические страны, он рассказывал, как живет мир, а нам это было, конечно, очень интересно. Каждое Рождество широко праздновалось в Волоколамске. Была общая елка, собиралось духовенство. Владыка всегда привозил детям подарки, весело раздавал их. Митрополит Ловчанский Гавриил, будучи тогда еще настоятелем Болгарского подворья в Москве, часто бывал у Владыки Питирима в Волоколамске. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий приезжал туда, еще будучи в сане диакона, кадило нам подавал. Были космонавты, певица Людмила Зыкина несколько раз приезжала, бывал и Иван Семенович Козловский. Приезжали послы многих стран, бывали академики Е. П. Велихов, Б. В. Раушенбах, Р. 3. Сагдеев, министры образования, культуры. И через это шло воцерковление людей, и в то же время Церковь могла жить в достаточно благоприятной обстановке. Владыка был натурой цельной – не раскрывая себя перед всеми, внутренне он всегда готовился к службе. Вспоминаю, как рано утром едем мы в машине из Москвы в Волоколамск (тогда я был еще диаконом), он сидит и читает каноны перед причастием, он себя уже настраивал. Он всегда принимал меня как своего. Когда я был еще диаконом, служили мы в Новодевичьем монастыре. Как-то после пасхального богослужения Владыка говорит мне: «Давай, на кладбище съездим». И мы поехали на кладбище, он показал мне могилы всех старцев, похороненных на Ваганьковском и Даниловском кладбищах, и везде со всеми похристосовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Микулино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Микулино городище. Первоначально собор в Микулином городище появился в 1382 году как один из первых памятников победе в Куликовской битве. Нынешний собор Михаила Архангела построен в 1550-е годы на месте ранее существовавшего собора. Село Микулино расположено на левом берегу реки Шоши (правый приток Волги), в 25 км к северу от райцентра и 147 км на северо-запад от Москвы. Первое летописное упоминание о городе Микулин относится к 1363 году. В 1398 году здесь был построен первый каменный собор. Город был окружён земляным валом, по кромке которого тянулись рубленные стены с несколькими глухими и тремя въездными воротами. В настоящее время высота валов достигает от 4 до 5,5 м, а их длина составляет 558 м. Вокруг внешней стороны вала был ров глубиной до 2 м, наполненный водой. Городище окружал большой посад с торгом. Город входил в Великое княжество Тверское. Развитие города способствовал перекрёсток дорог на Волоколамск, Тверь и Старицу. Его удельные князья в XV в. даже чеканили собственную монету. В городе и ближайших окрестностях в разное время существовало (по книге: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып. 1, 2 и 3. СПб., 1890-1897 гг.) 6 монастырей, но не один из них " не дожил " до нач. ХХ в. С ликвидацией удела Микулин постепенно приходит в упадок и превращается в село Микулино Городище. На протяжении веков село принадлежало разным владельцам. В 1893 г. имение приобрёл последний владелец Александр Фёдорович Бухмейер, который в начале ХХ в. в своей усадьбе, расположенной на противоположном, правом берегу Шоши, построил внушительных размеров дворец с домовой церковью Воскресения Христова. (Ныне дворец с храмом не сохранился, а на территории усадьбы - психбольница 12). В селе А.Ф. Бухмейер построил винокуренный завод 22 и второкласское училище М.Н.П. В 1917 году село было волостным центром Старицкого уезда Тверской губернии. Здесь существовало почтово-телеграфное отделение, метеостанция III разряда 2-ого класса, сведения с которой передавались в Главную Физическую обсерваторию. Близ городища находился гостиный двор с 14 лавками. В селе ежегодно проходили 3 ярмарки: 9 мая, 17 сентября и 8 ноября (ст. ст.). В 1929 году с. Микулино Городище входит в состав Лотошинского района Московской области и стало называться упрощённо - Микулино.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Душевноуважаемый Александр Васильевич ! Пользуюсь случаем отъезда к Вам Николая Ивановича Костомарова , чтобы написать Вам несколько слов. И прежде всего о нем. Он собирался ехать в Волоколамск, и поехал к Вам по моему совету, основанному на том, что, как Вы мне писали, все замечательные (?) рукописи Волоколамские перешли к Вам. И кто же лучше Вас может и руководить Николая Ивановича в ближайшем ознакомлении с содержанием рукописей, для него особенно важных. При помощи Ваших указаний, он воспользуется с выгодой и рукописями Академии и Троицкой Лавры. А на Ваше доброе содействие он может, конечно, надеяться. Лето я странствовал по всем всходам и привез Вам много поклонов от западных славян, особенно от Чехов. Мне приятно было узнать, что имя и труды Ваши там высоко ценятся. Жена и дети Вам кланяются и просят Вашего благословения. Присоединяюсь к ним, поручая себя Вашему доброму расположению. 12 Сент. 1860 г. СПБ. Сделайте одолжение – потрудитесь передать наше почтение Отцу Ректору и всем, нас помнящим. 12 (41) Милостивый Государь, Александр Васильевич ! Особенное обстоятельство заставляет меня обратиться к Вам с просьбой. Вам очень хорошо известно то место в хождении Богородицы по мукам, где упоминаются как боги поклоняемые Троян, Хорс, Волос, Перун. И в вашем Троицком древнем списке и в других мне известных это место испорчено. Сличая с греческим текстом, мною теперь добытым, вижу, что в списках наших и другое место также испорчено. А памятник важен по древности. Желая по силе возможности восстановить наш славянский текст, я бы желал иметь и другие списки. У Вас они есть, сколько мне помнится, два. Сделайте одолжение прикажите мне списать их. Много меня обяжете этим, и чем скорее может это быть, тем лучше. Петру Симоновичу свидетельствую свое душевное почтение. Я напишу ему после заседания, в котором прочту его письмо. Это заседание должно быть на днях. Оно все откладывалось, пока не утихомирится в нашем университете. Немир (sic) этот наводил, да частью и теперь наводит на душу тоску, а на тело бездейственность, бессилие, чтобы не сказать более.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот тип был выработан в Греции, потом принят в Киево–Печерской лавре, потом усовершенствован в Кирилло–Белозерском монастыре, откуда его и позаимствовал преподобный Иосиф. А монастыри, созданные отшельниками, собирали монахов только на совместную молитву, поскольку каждый жил в своем отдельном домике, и чем они питались, чем кормились, никто не знал, — чаще всего занимались каким–то ремеслом. Но все–таки это была известная форма отчуждения, а наиболее трудной и наиболее совершенной считалась форма общежительная. Преподобный Иосиф предложил монахам перейти на новый устав. Надо сказать, что преподобный Сергий тоже был первоначально отшельником, и вокруг него жили отшельники. Он пытался ввести общежитие и его в этом поддержал патриарх Константинопольский, приславший ему золотой крест для ношения, но братия не захотела. Тогда преподобный Сергий от них ушел, братия попросила его вернуться, и только после этого уже был принят общежительный устав. То же было и у преподобного Иосифа: братия не согласилась вводить общежитие. Тогда он, более чем после двадцати лет отсутствия пришел в Волоколамск вместе с семью ближайшими помощниками, разделявшими его идеи, и попросил у князя землю, где он мог бы организовать монастырь своего особенного, отличного от всех типа. Князь Борис Васильевич, младший брат московского князя Ивана III, мудрый, благочестивый, принял преподобного Иосифа очень внимательно, послал своего стременного, — наиболее близкого дружинника — выделить место. Не знаю, где, — предание не сохранилось, но могу предположить, что это было в районе деревни Рахмановка — это было высокое место, откуда открывалась широкая панорама окружающих лесов. Но вдруг налетел вихрь, повалил деревья. Видимо, преподобный Иосиф решил, что Богу это высокое место неугодно  , пошел вниз, можно сказать, в болото и пришел туда, где ныне стоит монастырь. Место это действительно имеет большую духовную насыщенность. Здесь преподобный Иосиф заложил монастырь и рядом с ним, в восьмистах метрах, скит, где сейчас сельская участковая больница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 г. распространить свое влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Докторов). Эти Владыки быстро установили связи с ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В мае 1928 г. сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко) 594 . 7–8 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска 595 . В Центрально-Черноземной области и на юге России десятки иосифлянских или как еще их называли здесь -»буевских» приходов возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в городах Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г. возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название «викторианского движения» и быстро объединилось с иосифлянским. В целом же волна отхода от митрополита Сергия охватила меньшую часть территории страны. Согласно данным государственных органов регистрации за Заместителем Патриаршего Местоблюстителя последовало до 70% приходов (в 1928 г. 8–9% приходов отпали в автокефалию – иосифлянство, викторианство и т.п., около 5% подчинялось григорианскому Церковному Совету и около 16% -обновленческому Синоду) 596 . Так как в конце 1927 г. в стране имелось примерно 30 тысяч действующих православных храмов – иосифлянскими по этим, вероятно несколько заниженным данным, являлись 2400–2700 или до 11,5% приходов Патриаршей Церкви. Численность же иосифлянского духовенства как белого, так и черного составляла, по подсчетам автора, как минимум 3,5 тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лихарев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Лихачев Сергей, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Сергей Иоаннов († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Куликово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 25 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Лукино, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Любимов Николай, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 16 об.). Любимов Петр, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, заштатный священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигородская что в Саввинской подмонастырной слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Мазуров Иван, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Илья Феодоров, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, г. Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Малинин Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Филипп Михайлов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Махаев Матвей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Феодоров, дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Косицы, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Несмотря, однако, на это сопротивление, в ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломониею, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре и потом отослали в суздальский Покровский монастырь. Так как на это дело смотрели с разных точек зрения, то неудивительно, что до нас дошли о нем противоречивые известия: в одних говорится, что развод и пострижение последовали согласно с желанием самой Соломонии, даже по ее просьбе и настоянию; в других, наоборот, пострижение ее представляется делом насилия; распустили даже слухи, что скоро после второго брака великого князя у Соломонии родился сын Георгий. В генваре следующего 1526 года Василий женился на Елене, дочери умершего князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице знаменитого князя Михаила; выбор замечательный, ибо действительно Елена, воспитанная иначе, чем тогдашние московские боярышни, имела более средств нравиться. Через три года, 25 августа 1530, Елена родила первого сына, Иоанна, потом через год и несколько месяцев – другого сына, Георгия. Но едва минуло старшему малютке, Иоанну, три года, как отец его, великий князь Василий, занемог предсмертною болезнию. После выхода крымцев из московских областей, в сентябре 1533 года, Василий с женою и с детьми отправился в Троицкий монастырь к 25 числу, к празднику чудотворца Сергия; от Троицы поехал на Волок-Ламский, чтоб потешиться любимою своею забавою, охотою, и на дороге, в селе Озерецком, заболел: на левом стегне на сгибе показалась багровая болячка с булавочную головку. В первых числах октября великий князь приехал в Волоколамск уже в большом изнеможении; в тот же день он еще мог быть на пиру у одного из любимцев своих, тверского дворецкого Ивана Юрьевича Шигоны Поджогина; но на другой день с большою нуждою дошел до бани и за столом сидел в постельных хоромах также с нуждою. На следующий день была превосходная для охоты погода – великий князь не утерпел, послал за ловчими и поехал в село свое Колпь; дорогою охота была неудачна, и Василий все жаловался на боль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Малинин Дмитрий, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (до 1868 – 1874 гг.). Отец : Иван Абрамов, заштатный пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Шестаково, церковь в честь Рождества Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 20 об.). Малинин Иван, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец : Михаил Петров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Якоть, церковь в честь Рождества Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8 об.). Малинин Петр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Илья Васильев Малинин, заштатный священник; Московская губерния, Волоколамск, церковь в честь Рождества Богородицы на Возмище (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 30; д. 2067, л. 14 об.). Малинин Сергей, родился около 1850 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Василий Иванов, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Курово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19 об.). Малинковский Александр, родился около 1852 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Александр Петров Малинковский († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Васильевское, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 29; д. 2067, л. 14 об.). Малинковский Виталий, родился около 1857 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Александр Петров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Васильевское, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7). Махаев Дмитрий, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Алексей Иванов, диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столь щедрые пожалования монастырю, по наблюдению историков, «нетипичные для правительственной практики тех лет» , свидетельствуют об особом расположении великого князя к Даниилу. Василий III довольно часто посещал Волоколамск и приезжал туда, по сообщению летописей, «на свою потеху», то есть на охоту . Вполне вероятно, что во время этих поездок князь навещал братию Иосифова монастыря, встречался с его настоятелем. Эти встречи сблизили Василия III с Даниилом, породили между ними чувство взаимного доверия и, возможно, даже дружбы. Обладавший высокими нравственными качествами и интеллектуальными способностями Даниил, по всей видимости, очень понравился Василию III. Во всяком случае, именно так можно объяснить особое покровительство великого князя Волоколамской обители и лично Даниилу в эти и последующие годы. Литературная деятельность игумена Даниила Но не только как экономическое процветание можно охарактеризовать жизнь Волоколамского монастыря при игумене Данииле. Игумен неукоснительно исполнял наказ преподобного Иосифа: «храни обычаи монастыря сего, и со иных монастырей обычаев не снимайте». В обители, как и прежде, строго соблюдался общежительный устав. Ко времени игуменства относится одно из первых литературных сочинений Даниила – поучение в защиту монастырских порядков, вошедшее впоследствии в сборник из 16 слов. В этом поучении Даниил не только доказывает необходимость строгого общежития и порицает нарушителей такого устава, но и приходит к еще более жестким аскетическим требованиям для иноков – полному отказу от личной собственности, включая книги и иконы . Поучение игумена было адресовано братии монастыря, но, по мнению Е.Е. Голубинского, истинной его целью «было не то, чтобы простереть учительное слово к монахам, а то, чтобы произвести желаемое впечатление на великого князя» . Действительно, перед смертью преподобный Иосиф просил Василия III проследить за сохранением устава обители после его кончины, и, возможно, Даниил, помня об этом, стремился угодить князю излишне ревностным исполнением завещания своего предшественника .

http://pravoslavie.ru/49574.html

Летом 1382 года с несметным войском новый татарский хан Тохта- мыш двинулся на Москву, разоряя русские земли. Захватив Серпухов и предав его огню, татарский хан подошел к Москве. Великий князь из-за разногласий среди бояр – как говорит древний автор, – не смог собрать достаточного для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митропо­лит Киприан; но он не смог противостоять начавшимся здесь беспорядкам. Митрополит решил уйти из Москвы, также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены; митрополит направился в Тверь, княгиня – к мужу в Кострому. Началась осада Москвы, и три дня город держался. Но на четвер­тый воины Тохтамыша ворвались в город. Страшен был учиненный ими погром в Москве: убивали подряд людей, оскверняли алтари, грабили церкви; сокровищница великого князя была расхищена; сжигались книги, свезенные со всех окрестностей в московские храмы, – сам город был в конце концов подожжен. Уничтожив фактически до основания Москву, враг двинулся в другие русские земли. Были захвачены Звенигород, Можайск; жители Переяславля, узнав о приближении Тохтамыша, отплыли на лодках на середину своего озера и так спаслись; лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, оказал татарам сопротивление и обратил их в бегство. Затем Тохтамыш пошел на юг, захватил Ко­ломну и, вступив в рязанскую землю, разграбил ее. Когда великий князь вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги. Другим большим горем для великого князя было возобновление ста­рой вражды с Тверью: презрев все письменные обещания 1375 года, князь Михаил отправился к новому хану просить ярлыка на великое княжение. В 1383 году великий князь Димитрий был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой; Михаил потерпел неудачу, но Василий был на два года задержан в Орде заложником. Бедами Москвы захотел также воспользоваться Олег рязанский: внезапно он начал с Москвой спор из-за Коломны. Великий князь послал в Рязань войско Владимира Андреевича; в решительном бою оно понесло большой урон. И в этот тя­желый момент Димитрий Иоаннович, как всегда бывало, обратился за по­мощью к Церкви. Преподобный Сергий помог великому князю завершить его многолетнюю тяжбу с Рязанью. Он пришел к князю Олегу и своим кротким словом убедил его заключить мир с Москвой. Это решение было упрочено по обычаю того времени: в 1386 году был заключен брак между сыном князя Олега Федором и дочерью Димитрия Иоанновича Софией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010