Приписан к Богородицерождественскому храму г. Волоколамск http://volokblag.ru Церковь Петра и Павла в Волоколамске до реформ Екатерины II являлась соборным храмом упраздненного Власьевского женского монастыря. В этой обители тридцать лет подвизалась Марина Санина, в иночестве Мария – мать преподобного Иосифа Волоцкого. Над могилой инокини в конце XVII века был построен уцелевший до наших дней каменный Петропавловский храм, где 17 июля по старому стилю в день памяти святой мученицы Марины совершали панихиду. Церковь Петра и Павла бывшего Власьевского монастыря медленно восстанавливается. Возрождается и традиция ежегодных панихид на могиле инокини Марии. Некоторые места из Евангелия, на первый взгляд, настраивают христианина враждебно к своим родителям и семье. Вспомним, например, слова Христа, приведенные в 14 главе Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот сложный отрывок, писал: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает…» Примерами того, что слова Спасителя не стоит понимать прямолинейно, служат жития двух великих монахов: преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Оба последовали за Христом, отказались от мирской жизни, но не забывали о родителях, братьях и родственниках. Во все времена паломники особо почитали родителей преподобного Сергия Радонежского. Прежде чем поклониться мощам святого в Троице-Сергиевой лавре, богомольцы заходили в Хотьковский монастырь к могилам Кирилла и Марии Радонежских. В 1992 году родители преподобного Сергия были официально канонизированы в лике святых в Русской Православной Церкви. Сегодня над ракой с их мощами в Покровском соборе Хотьковской обители установлена икона «Рода Сергиева». Кроме родителей святого монахами были родной брат Сергия преподобный Стефан, вместе с которым он основал Троицкий монастырь на холме Маковец, и племянник Феодор, ставший затем святителем Ростовским. Таким же боголюбивым был род святого Иосифа Волоцкого – в миру Ивана Санина. Дедушка и бабушка святого приняли монашество с именами Герасим и Ирина, а один из трех братьев Вассиан также принял иноческий чин и стал впоследствии архиепископом Ростовским. На протяжении всей жизни Вассиан поддерживал своего знаменитого старшего брата. Уже будучи иноком Пафнутьева монастыря в Боровске, Иосиф призвал к монашеству своих родителей Ивана и Марину Саниных. Отец Иосифа постригся в том же Пафнутьевом монастыре с именем Иоанникий, а мать около тридцати лет прожила во Власьевской женской обители Волоколамска.

http://sobory.ru/article/?object=09100

1 ноября 1937 года он получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошево Волоколамского района, но по неизвестным причинам он не отправился на место, а переехал в поселок Волоколамск неподалеку от железнодорожной станции. 5 марта 1938 года власти арестовали отца Николая, и он был заключен в тюрьму в Волоколамске. – Скажите, вы были награждены повышением по службе – саном протоиерея? – спросил следователь. – Да, я был возведен в сан протоиерея в 1921 году. -Будучи протоиереем, вам приходилось говорить верующим проповеди, а если приходилось, то часто ли вы говорили и на какую тему? – Да, мне приходилось говорить проповеди в церкви. Проповеди я говорил исключительно на тему праздника, когда поминается память того или иного святого. В заключение проповеди я всегда призывал верующих сохранять веру и не оставлять посещение храма. – Проживая на станции Волоколамск, вы среди верующих вели разговоры, проявляя недовольство существующим строем и дискредитируя работников совета? – спросил следователь. – Никакими антисоветскими разговорами я не занимался нигде и никогда, – ответил священник. – Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, где вы уличаетесь в дискредитации работников совета и антисоветских высказываниях. – Зачитанные мне показания я слышал, – ответил священник, – но таковые я отрицаю, ничего подобного я не говорил. 2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Виноградов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 23974. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 744, д. 2335; оп. 780, д. 729, д. 2290. Ф. 1371, оп. 1, д. 19. ЦГАМО. Ф. 66, оп. 18, д. 296. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волоколамск Особо нужно сказать о поездках в Волоколамск. С одной стороны – он тут отдыхал, с другой – пытался привлечь в такие поездки иностранцев... Когда монастырь стали возрождать, он со многими людьми обсуждал вопрос о том, чтобы привлечь к этому делу немцев: раз немцы его разрушили, они и должны дать на его возрождение деньги. Был и такой полуфантастический проект: провести трассу из Прибалтики, которая будет проходить мимо монастыря; на ней через каждый километр поставить придорожные кафетерии, чтобы был доход монастырю, и т. п. – и все это обсуждалось на полном серьезе. Потом он устраивал в монастыре летом спортивно-молодежный лагерь. Но с налаживанием там собственно монашеской жизни, к сожалению, ничего не вышло. Зато при его наместничестве (в конце 1999 года монастырь стал ставропигиальным) произошло главное духовное событие в новейшей истории обители – обретение святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого ... Приезжая в свою Волоколамскую «епархию», Владыка особенно любил посещать самый дальний приход в Песках, где жила недавно скончавшаяся баба Надя, запечатленная, кстати, в известном фильме о митрополите Питириме «Архиерей»; она его всегда встречала, топила ему баньку, он в этой баньке парился (конечно, один – мы в это время где-нибудь гуляли), потом бегал прыгать в пруд... Он всё говорил – люблю ходить по траве босиком, по росе... Конечно, в этих словах – ностальгия по юности: где и когда Владыка мог теперь ходить по росе, живя в мегаполисе и проводя много времени за границей? Владыка как общественный деятель Владыка ощущал себя не просто издателем, а церковно-государственным деятелем, и Издательство для него было важно не само по себе, а как дающее ему определенный, достаточно высокий статус, а также потенциальную возможность и способ высказаться («Журнал Московской Патриархии»). Именно с этим связано его упорное нежелание уезжать из Москвы. Владыку много раз пытались отправить на кафедру – Смоленскую (временно управляющим), Тамбовскую (где как раз был в свое время Питирим Тамбовский), – и он каждый раз возвращался в Москву. Он прекрасно понимал, что вся политика делается в Москве, и если его не будет в столице, то очень скоро, а особенно после смерти Патриарха Алексия I, он просто будет в забвении где-нибудь в провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Волоколамск. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Волоколамске рядом с Волоколамским кремлем была построена в 1776г. на месте прежней деревянной приходской церкви. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Сейчас бывшая церковь занята учреждением, сохранившиеся части содержатся в хорошем состоянии. До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма. Традиция особого почитания Сергия Радонежского отразилась в ежегодном торжественном крестном ходе в день памяти преподобного от Воскресенского городского собора в Сергиевский придел церкви Рождества Христова. В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин. Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В.Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=09099

Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь - бывший собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря - построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Успенский придел пристроен в 1806 г. В 1870 г. увеличена трапезная. В 1878 г., по проекту архитектора Дмитриева, надстроена колокольня. В Успенском приделе находились две древние иконы - великомученицы Варвары конца XV - начала XVI века и Успения Божией Матери - XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары было связано в Волоколамске с Ульянией Волоцкой, женой волоцкого князя Бориса Васильевича, похороненной в 1503 г. в Возмищенском монастыре. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе. Церковь не закрывалась. Святыни - чтимая икона Божией Матери " Достойно есть " . Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03213

115 . Слово прот. Иоанна Восторгова в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Уссурийском Свято-Троицком Николаевском монастыре, на Дальнем Востоке, 15 августа 1913 г./Настольная книга для монашествующих и мирян. Сост. Иоанн (Крестьянкин) , архим. – Печеры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. 116 . Смирнов Е. К., прот. Очерк историческаго развития и современнаго состояния Русской Православной миссии. Пер. с англ. – С-Петербург, Синодальная типография, 1904. 117 . Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917 гг. [Электронный ресурс]. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», сайт «Седмица.RU», URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/439961/(дата обращения 04 апреля 2016). 118 . Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988–1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436702/(дата обращения 04 октября 2019 г.). 119 . Смулов А.М. Богослужения в Соловецком лагере особого назначения в 20–30-е гг. XX в.//Международный альманах «Гуманитарное пространство» (Journal «Humanity space» International almanac), 2019, том 8, 120 . Смулов А.М. Иосифо-Волоцкий монастырь: события первых лет после закрытия обители в 1920 г./Наследие. Прощание славянки. Первое двадцатилетие XX в. в нашем крае: пятая район. науч.-практ. конф. (2014; Волоколамск), 17 марта 2014 г.: [материалы]/администрация Волоколам. Муниципал. Р-на; МУК «Волоколам. централизован. библ. система»; МУК «Центр творчества и досуга «Солнышко»». – Волоколамск, 2015. 121 . Соловецкий крест якорной формы. Памятка-благословение Соловецкой обители приобретающему нательный крест – копию древнего креста. На правах рукописи, 2011. 122 . Сорок сороков. Том 1 «Кремль и монастыри»/Собрал П. Паламарчук. – М.: АО «Книга и бизнес», 1992. 123 . Состояние отечественной Церкви за 1908–1909 гг. (По последнему всеподданнейшему отчету Обер-прокурора Св Синода)./Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, 1912, – С.-Петербург, Типография «Колокол», 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Приписан к Воскресенскому храму г. Волоколамск http://volokblag.ru Христорождественская церковь примостилась у подножия кремлёвского холма. До революции у этого храма имелись тесные связи с Воскресенским собором. В соборе хранился древний резной образ святителя Николая Чудотворца, который ежегодно в шестое воскресение по Пасхе, носили крестным ходом в Иосифо-Волоцкий монастырь. На обратном пути процессия неизменно делала последнюю остановку возле храма Рождества Христова - с совершением " коленопреклонённого " молебна и провозглашением многолетия императору и его семье. Храм - барочный, 1778 года постройки. Ему предшествовали на этом месте несколько деревянных церквей - самая старая из них, Сергиевская, отмечена в документах XVI века. Имелся Сергиевский придел и в новопостроенном каменном храме. В XIX веке Христорождественская церковь подверглась реконструкции - её расширили, увеличив число приделов до двух, а с западной стороны построили новую колокольню. В советские годы над зданием наизмывались всласть - лишили его купола, переделали своды, уничтожили верхние ярусы колокольни... Полностью изменённым оказался и интерьер - его приспособили под запросы занявших бывший храм административных учреждений. Ныне церковь, наконец-то обретшая крест над основным четвериком, восстанавливается. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Церковь в древней Рождественской слободе известна с XV в. Сменяя одна другую, здесь стояли деревянные церкви Рождества Христова с приделом Преподобного Сергия Радонежского. В документах под 1653 г. отмечен храм, а в 1699 г. - церковная пустая земля, которую осматривал Возмицкий архимандрит Маркел. В 1702 г. построена новая деревянная церковь, она сгорела в 1723 г. и снова строится в 1738 г. Ныне существующий каменный храм на том же месте построен в 1776 г. на средства московского купца Алексея Петрова и волоколамского мещанина Иосифа Козмича Калинина. В 1-й половине XIX в. с южной и северной сторон пристроены приделы иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и Преподобного Сергия Радонежского. В 1901 г. по проекту архитектора Вячеслава Францевича Жигардловича (1862-1909) возведена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=09099

Холмец, погост. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1794 и 1840. Ссылки:   Адрес: Тверская область, Калининский район, погост Холмец (ок. д.Зёрново) Координаты: 56.559678, 35.516569 Проезд: По трассе " Тверь-Лотошино-Волоколамск " доехать до дер. Матвеевское и свернуть направо по указателю " Полубратово " . Дальше - прямо до Полубратово. Также можно проехать через Колталово и Суховерково, но там на участке Суховерково-Полубратово очень плохой асфальт. За Полубратово асфальт уйдёт вправо, а ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе " Тверь-Лотошино-Волоколамск " доехать до дер. Матвеевское и свернуть направо по указателю " Полубратово " . Дальше - прямо до Полубратово. Также можно проехать через Колталово и Суховерково, но там на участке Суховерково-Полубратово очень плохой асфальт. За Полубратово асфальт уйдёт вправо, а двигаться нужно прямо по песчанику. Проезд строго сезонный, т. к. песчаник, особенно в лесу, изобилует глубокими вымоинами с водой. Примерно через 4 км после выезда из Полубратово направо в лес будут отходить 2 грунтовки (первая уходит направо под 90 градусов и сразу идёт круто вверх, вторая - метров через 400 после первой - под острым углом уходит практически в обратном направлении). Можно выбрать любую, метров через 300-700 соответственно обе дорожки взбегают на крутой холм и упираются прямо в церковь и кладбище. Второй подъезд - со стороны Нестерово: в Нестерово свернуть направо по указателям " Войлово " и " Пирогово " и двигаться всё время прямо, никуда не сворачивая, за село в северо-западном направлении. С этой стороны песчаник получше, поначалу попадаются даже участки разбитого асфальта. Проезжаем деревни Базыкино и Леушино (указателей нет). Примерно через 4 км после Леушино, соответственно, налево отходят вышеописанные грунтовки (ориентир: примерно в километре не доезжая грунтовок, если ехать со стороны Нестерово, справа будет стоять табличка " Полубратовское охотхозяйство " ). Проезд также сезонный.

http://sobory.ru/article/?object=10871

Муравьев Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Василий Никифоров, пономарь; Москва, Никитский сорок, Алексея митрополита, что на Глинищах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Муравьев Алексей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Егоров, дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Мышкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 19 об.). Муравьев Вячеслав, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Василий Никифоров, пономарь; Москва, Никитский сорок, Алексеевская, что на Глинищах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Надеждин Александр, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Селевкино, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Надеждин Василий, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец:Иван Алексеев, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Раменье, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Надеждин Иван, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Николай Сергеев, священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Корочарово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 28 об.). Невский Николай, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Александр Симонов († до 1866 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Софийская, на Миусском кладбище, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Недумов Александр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Евфимов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Недумов Василий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец:Дмитрий Евфимов, заштатный священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

http://ria.ru/20181207/1547626913.html . http://credo.press/221097/ . http://novorosinform.org/738978 . См.: Грамоты Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1924. Сентябрь, 2. — С. 1. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 2: 1924 г. М., 2001. С. 157. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) — ВКП (б). С. 133-135. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Букв. — «главный поп» — так турецкая власть именовала Вселенских Патриархов. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 28. Голос Литовской православной епархии. 1936. 7-8. — С. 8. http://www.bbc.com/russian/features-45899214 . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/5325676.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010