В 1674 г. Собор принял решение о приведении границ епархий в соответствие с писцовыми книгами и установленными в них границами уездов (Там же. Д. 87; ААЭ. Т. 4. 204). Из П. о. 77 церквей были переданы в Новгородскую, Тверскую, Псковскую (см. Псковская и Порховская епархия ), Суздальскую, Рязанскую ( см. Рязанская и Михайловская епархия ), Вологодскую, Нижегородскую епархии, а 79 церквей перешли в П. о. из этих епархий. Из П. о. в Новгородскую епархию были переданы г. Архангельск, Холмогорский у., приходы на Мезени, Пинеге и в Кевроле - всего 68 церквей (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). В 1682 г. на этих землях была создана Архангельская и Холмогорская епархия . Из Новгородской епархии в П. о. были переданы 23 церкви. В 1681-1682 гг. разрабатывались проекты епархиальной реформы, самые радикальные из к-рых предполагали доведение числа епархий в России до 12 митрополий и 72 епископий и архиепископий (из них 69 новых). На территории П. о. предлагалось учредить 20 епархий с центрами во Владимире, в Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белёве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, Юрьеве-Повольском (СГГД. Ч. 4. С. 393-394). Проект встретил сопротивление духовенства, в П. о. была открыта только Звенигородская епархия, но она просуществовала чуть более месяца - 6 нояб.- 24 дек. 1681 г. В первые 2 десятилетия XVIII в. территория П. о. претерпела серьезные изменения: в 1707 г. к ней были приписаны 42 церкви из Нижегородской митрополии, образовавшие Нижегородскую десятину. В 1710 г. 29 городов П. о. с доходами (Торопец, Ржева Володимерова (ныне Ржев), Галич с уездом, Кинешма, Путивль, Белополье, Брянск, Севск, Карачев, Рыльск, Трубчевск, Мосальск, Балахна, Гороховец, Темников, Вязники, Корсунь, Арзамас, Пенза, Юрьев-Повольский, Мокшан, Н. и В. Ломовы, Наровчатское городище, Троицкий острог, Керенск, Саранск с пригородами, Краснослободск, Борисоглебск) были расписаны по губерниям, хотя в церковном отношении продолжали находиться в ведении патриаршего Казенного приказа. В этот период территория П. о. достигла минимального размера и включала лишь ок. 20 городов (Москва, Звенигород, Руза, Верея, Серпухов, Дмитров, Можайск, Волоколамск, Боровск, Калуга, Медынь, Таруса, Оболенск, М. Ярославец (ныне Малоярославец), Алексин, Владимир, Переславль-Залесский, Кострома с пригородами и Лух). Мн. патриаршие мон-ри оказались под властью местных архиереев. При преобразовании П. о. в Синодальную обл. города, ранее входившие в ее состав, были возвращены.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Как известно из описания авторского списка И.-В. п., несохранившаяся авторская редакция включала следующие тексты: предисловие об основании Волока Ламского (ныне Волоколамск), «Слово о житии Пафнутия Боровского», «Повести отца Пафнутия», написанное Досифеем (Топорковым) Надгробное слово прп. Иосифу Волоцкому, рассказ прп. Иосифа о прп. Макарии Калязинском, собранные Досифеем разные повести. По мнению Л. А. Ольшевской, в авторской редакции центральной была фигура прп. Пафнутия Боровского. В сохранившемся патерике в сборнике ГИМ. Син. 927 акцент сделан на личности прп. Иосифа Волоцкого. Помимо патериковых повестей в сборник ГИМ. Син. 927 вошли Жития преподобных Иосифа Волоцкого (в редакции Саввы Крутицкого), Кассиана Босого и Фотия Волоцкого, Надгробное слово прп. Иосифу, краткая служба ему же и ряд полемических сочинений прп. Иосифа. В сборнике ГИМ. Син. 927 нарушен хронологический принцип расположения материала, использованный иноком Досифеем. Досифей пишет, что при составлении И.-В. п. его целью было рассказать «перьвее о отци Пафнутии, и о ученицех его, и елика от него они слышаша; потом же и о отце Иосифе, и о ученицех его, и елика от него слышахом и сами видехом» (Древнерус. патерики. 1999. С. 83). Автор также привел повести, услышанные им в разных мон-рях, в первую очередь в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы и в Иосифовом Волоколамском, а также рассказы некоторых мирян. Автор подчеркивает, что записывал только совр. события и предания («подщахомся писанию предати бывшая точию в лета наша»), чтобы доказать неизменность Божия попечения о мире и о святых как в древности, так и в «последняя лета». Труд Досифея был направлен против еретиков жидовствующих , утверждавших, что «в нынешняя времена» невозможны чудеса и знамения, совершавшиеся св. отцами в древности. Переданные иноком Досифеем повествования, вероятно, были составлены в разное время и в жанровом отношении неоднородны. В предисловии к И.-В. п. делается экскурс в историю Волока Ламского и Новгородской земли, рассказываются предания о посещении ап. Андреем Первозванным Руси, о расселении славян у оз. Ильмень, об основании г. Волока св. кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым, о строительстве им в городе Крестовоздвиженского и Ильинского монастырей и Воскресенской ц. после явления князю прор. Илии , а также о пожалованиях кн. Ярослава духовенству и мон-рям в городе (автор пишет: «...и даст им грамоты вечныя, и печати златыя приложи, ихже мы самовидци быхом и прочтохом» - Там же. С. 82). Подчеркивается, что Волок Ламский никогда не был «взят от агарян», приводятся восходящие к рассказу прп. Пафнутия Боровского легенды об арх. Михаиле, преградившем Батыю путь в Вел. Новгород, о гибели Батыя (легенда о гибели Батыя принадлежала Пахомию Логофету ), сообщается о крещении деда прп. Пафнутия - татар. баскака.

http://pravenc.ru/text/673723.html

На восьмом году жизни Иосиф, в миру Иван, отдан был учиться грамоте в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь старцу Арсению; рано восчувствовав стремление к иноческой жизни, он побывал в нескольких монастырях и, наконец, двадцати лет отроду принял пострижение в обители святого Пафнутия Боровского. Дед, отец, мать и три брата Иосифа скончались иноками. Преподобный Нил Сорский , согласно приписке в одной из рукописей, поначалу «бе… скорописец, рекше подъячей, пострижен во иночество…». «Работал Богу моему от юности моея», – говорит он в «Послании во отоцех скорбящему брату», указывая тем самым на раннее пострижение, по всей видимости, в Кирилло-Белозерском монастыре. О родителях его ничего не известно. Сохранилась запись о смерти Нилова старшего брата Андрея в Кириллове в конце 1502 года (8, с. 126). Иосиф пробыл в строгом послушании у преподобного Пафнутия 18 лет, не гнушался никакой работой, на протяжении 15 лет ухаживал за своим старым и разбитым параличом отцом, следом за ним поступившим в тот же монастырь и даже жившим с ним в одной келье. Когда преподобный Пафнутий отошел в Небесные обители, Иосифа, любимого ученика старца, единодушно избрали игуменом. Чтобы найти образцы настоящего подвижничества, новый игумен, скрывая свой сан и представляясь учеником благочестивого старца Герасима, обошел вместе с ним многие прославленные русские обители. По возвращении, столкнувшись то ли с упорным нежеланием братии изменить привычный образ жизни, то ли, что всего вероятнее, с настойчивыми посягновениями великого князя на исконные права монастыря (2, с. 244), Иосиф решил основать новую обитель и с семью единомысленными иноками отправился в Волоколамск (в вотчину Бориса Васильевича, родного брата великого князя, сохранявшего известную независимость). Князь Борис отдал в полную волю Иосифу избрать место для нового монастыря. Преподобный основал обитель у слияния речек Струги и Сестры, среди дремучего соснового бора. По преданию, на этом месте издавна слышали звон; перед самым избранием налетевшая на глазах у путников буря повалила лес, и перед ними открылось величественное зрелище долины с зеркальной гладью озера на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

2, – грамоту эту, несомненно принадлежащую Асеню II, Шафарик и Миклошич несправедливо усвояют Асеню I); 3) в житии Параскевы терновской, принадлежащем патр. Евфимию (мы имели под руками несколько списков, см. напр. Волоколамск. 644, л. 234 об.). Евфимий говорит, что Асень владел всей Македонией, Сером или Сересом, всей Афонской горой, Солунью со всей Фессалией, Тривалами (Сербией) и Далматией (с востока и с юго-востока прилежащей к Черногории нынешней северной Албанией, – см. ниже в истории Сербии), Арванитской державой (Албанией) даже и до Драча или Дураццо. Выписки из византийцев об Асене в Memor. pop. II, 722 sqq; дополнения из западных летописцев у Дюканжа в Familiae Byzant., ed. Paris., p. 320. Отзывы Акрополита об его личном характере Memor. pop. II, 725 sqq, § 281 в 732, § 290. Годы у византийцев вообще не очень надежны; из новых исследователей 1241 г. полагает годом смерти Асеня Дюканж (в Familiae Byzant; р. 320), более вероятный 1245 г. – Стриттер (Memor. pop. II, 449); что касается до начала правления, то сам Асень, начиная счет неизвестно с окончательного ли завладения престолом, или с более раннего времени, 1230 год считает 12-м годом своего царствования (см. в статье Даскалова «Открытия в Тервове» стр.19). 16 Так говорит о преемнике Михаила Георгий Акрополит, см. Memor. pop. II, 751 нижний текст. По Никифору Грегорасу (ibid, верхний текст), преемником Михаила, не оставившего наследников, был муж его сестры Мича ( Μιτζης), которого некоторые из новейших считают за сына жившего в Венгрии русских) князи Ростислава Михайловича, сына Михаила Черниговского (см. в Журн. Мин. Нар. Просв., ч. LXXI, статью г. Палаузова «Ростислав Михайлович князь Мачвы»). Но Георгий Акрополит есть непосредственный современник (род. ок. 1212 г. † 1282), а Никифор Грегорас есть писатель позднейший, живший спустя целое столетие († после 1359 г.), и отдавать последнему предпочтение перед первым, как это делает Стриттер, нет ни малейшего основания. Мы сказали, что вероятнее Калиян, а не Калиян: должно думать, что он был сын брата Асфиева Александра Севастократора (Memor.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

39 Преподобные Савватий с Германом, влекомые духом пустыннолюбия, удалились в 1429 г. на самый уединенный и холодный остров на Белом море — Соловецкий, и здесь 6 лет провели в пещере. По смерти Савватия прибыл в 1438 г. на тот же остров преподобный Зосима. Преподобные Зосима и Герман построили церковь и оградили келлии свои деревянной стеной. Дикие лопари, опасаясь уменьшения выгод своих от ловли рыбы и зверей, сильно стали теснить иноков. Это побудило преподобного Зосиму просить новгородское управление о предоставлении инокам всего Соловецкого острова. Новгородом тогда управляла Марфа-посадница. Гордая Марфа сперва не допустила к себе старца; потом же, узнав о его жизни, пригласила к своему столу. Преподобный во время стола проливал горькие слезы и не вкушал ничего. На вопрос удивленного тем ученика своего Даниила, святой старец сказал, что сидевшие бояре казались ему без голов. Прозрение старца оправдалось, когда Иоанн III, смиряя Новгород, казнил зачинщиков бунта. Между тем Марфа исполнила просьбу преподобного Зосимы и утвердила за иноками остров. С того времени содержание монастыря обеспечилось: иноки сами стали рубить дрова, вываривать соль, ловили рыбу и таким образом снискивали себе пропитание. Преподобный Зосима скончался в 1479 году. 40 Преподобный Пафнутий основал монастырь в 2 верстах от Боровска 1444 г. В старости он получил дар прозорливости духовной; скончался в 1478 году, 83-х лет от рождения. 41 Преподобный Иосиф, знаменитый защитник правой веры против жидовствующих, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия. Избранный по кончине его в игумена Боровского монастыря, он предложил братии ввести общежитие, и когда она не согласилась, тайно скрылся из обители. В виде простого послушника пришел Иосиф в Белозерский Кириллов монастырь и несколько лет изучал здесь устав Кириллова общежития, незнаемый никем. Когда же здесь его узнали, удалился в Волоколамск и в нескольких верстах от него устроил пустыню на общежительных правилах. По уставу преподобного Иосифа, подвижническая строгость должна была соединяться с попечением о неимущих и больных, для которых он устроил около монастыря особый дом. Он преставился 9 сентября 1518 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

В февр. 1446 г. Василий II был схвачен и ослеплен. Шемяка отправил его вместе с семьей в ссылку в Углич, а затем в Вологду. Но вскоре мн. московские служилые люди стали переходить на сторону бывш. вел. князя. Василий II покинул место ссылки, найдя поддержку у Тверского кн. Бориса Александровича. В кон. 1446 г. отряд сторонников Василия занял Москву. Дмитрий Шемяка вынужден был бежать за Волгу, в свой удельный центр - Галич. Военные действия между соперниками продолжались еще неск. лет. В конце концов потерпевший поражение Шемяка бежал в Вел. Новгород, где в 1453 г. был отравлен по приказу Василия II. В 1441 г. Василий II вынудил митр. Киевского Исидора Грека, принявшего Флорентийскую унию, покинуть Москву. В 1448 г. новым митрополитом на Соборе рус. епископов (при решающем воздействии вел. князя) был избран бывший еп. Рязанский свт. Иона . С этого времени Русская Церковь стала автокефальной. После смерти Василия II в 1462 г. на престол вступил его старший сын, 22-летний Иоанн III Васильевич . Уже на следующий год он присоединил к московским владениям (по договоренности с местными князьями) Ярославское княжество. Вел. Новгород со 2-й пол. XIII в. признавал политическое верховенство вел. князей Владимирских (т. е. в XV в. фактически Московских), но практически сохранял самостоятельность. В 1470-1471 гг. часть новгородской знати склонилась к переходу под сюзеренитет вел. князя Литовского и кор. Польши Казимира IV Ягеллончика . Иоанн III выступил в поход на Вел. Новгород, нанес новгородцам летом 1471 г. поражение на р. Шелони; по заключенному тогда мирному договору к вел. князю отходили новгородские «части» Волока Ламского (ныне Волоколамск) и Вологды, в остальном же договор соответствовал «старине». Ликвидация новгородской независимости произошла позже, в результате похода вел. князя в кон. 1477 - нач. 1478 г., окончившегося капитуляцией новгородского боярского правительства на условиях Иоанна III, к-рый требовал, чтобы Новгород не отличался по своему положению от др. составных частей его гос-ва. Одновременно происходило обретение Московским великим княжеством гос. суверенитета - освобождение от верховной власти хана Орды. В 1472 г. хан Большой Орды (главного наследника былой ордынской державы, в сер. XV в. распавшейся на неск. ханств) Ахмат совершил поход на Москву (по-видимому, в поддержку претензий Казимира IV на Вел. Новгород). В кон. июля хан с крупными силами подошел к г. Алексину на правом берегу Оки. Гарнизон Алексина оказал упорное сопротивление и задержал противника на 2 дня. Когда же город был взят, на левом берегу Оки появились московские войска. Попытка татар переправиться через реку была отбита. В ночь на 1 авг. Ахмат поспешно отступил.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVII века, на её территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятельным и богатым, он владел множеством сёл и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Уже около ста лет в стенах Успенского Горицкого монастыря располагается историко-архитектурный и художественный музей заповедник. Этот музейный комплекс считается одним из самых крупных музеев в России. Во многом его богатые коллекции формировались благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949). Коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов. Большая часть находящихся в нём зданий относится к середине XVIII века, когда этот монастырь был центром обширной Переславской епархии, включавшей множество городов: Можайск, Рузу, Дмитров, Волоколамск и др. В это время в обители взамен более древних деревянных появились новые храмы, стены с башнями и высокая колокольня над Богоявленской церковью, откуда с высоты птичьего полёта открывается изумительный вид на Переславль и окрестности. Особенно красивы в Горицах Святые и Проездные ворота и Палата Привратника, возведённые в конце XVII столетия в стиле московского барокко. Они искусно украшены богатыми узорами, умело созданными из фигурного кирпича неизвестным древнерусским зодчим. В верхней части Проездных ворот - лепные коньки, словно устремляющиеся на территорию обители. Необычайная нарядность этой постройки проявляется в полной мере, когда дневной свет, образуя тени, скользит по деталям её сложных рельефов, ежеминутно меняя впечатление от резной каменной поверхности. Сохранившийся до нашего времени на территории собор во имя Успения Богородицы строился как главный в епархии в 50-60-е годы XVIII столетия по проекту архитектора И. Я. Яковлева. Около полувека этот храм именовался кафедральным, он был и самым просторным в Переславле. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен.

http://sobory.ru/article/?object=00230

III. Тогда же подтверждено присоединение Устюжской епархии к Вологодской, а вологодскому епископу велено именоваться «вологодским и устюжским». IV. Владимирскую епархию велено присоединить к Суздальской, а епископу соединенных епархий именоваться суздальским и владимирским, и иметь пребывание в г. Суздале в уважение к древности города и знатности Суздальской епархии. Суздальская и Владимирская епархия введена с границы одной Владимирской губернии в полном её объеме. Так прекратила свое существование самостоятельная Владимирская епархия. V. Севское викариатство окончательно преобразовано в самостоятельную епархию; епископу её присвоен титул орловского и севского, но кафедральным городом, по-прежнему, оставался г. Севск. В состав самостоятельной Орловской и Севской епархии вошли монастыри и церкви только Орловского наместничества. VI. Монастыри и церкви, состоявшие в Курской губернии, «все без изъятия» приписаны к Белгородской епархии, переименованной в Белгородскую и Курскую. VII. «Для удобнейшего управления» церквами требовалось границы Новгородской, С.-Петербургской и Псковской епархий привести в соответствие с губернскими. – В пособие московскому митрополиту дан викарий с титулом дмитровского. 809 Дмитровское викариатство по указу от 15 мая 1788 г. получил архимандрит московского Богоявленского монастыря Серапион. 810 Местом жительства дмитровского викария остался Богоявленский московский монастырь; средства монастыря по этому случаю были увеличены передачей ему содержания упраздненного Симонова монастыря. В управление викария поступил г. Дмитров с уездом, но с ограничениями, хотя незначительными. Со временем в непосредственное ведение дмитровского викария поступили города: Клин, Волоколамск и Руза с уездами (25 февраля 1789 г.), Звенигород и Воскресенск (1790 г. 13 июля) и Можайск (18 февраля 1792 г.) 811 К соборам в Устюг, Владимир и Переяславль- Залесский указом 6-го мая назначены особые протопопы. 812 Как видно, указ 6-го мая 1788 года коснулся далеко не всех епархий и во многом не соответствовал планам епархиального переустройства, намеченным в 1784 году. Вместо перевода Крутицкой кафедры в Калугу она совершенно упразднена, и Крутицкий архиерейский дом превращен в солдатские казармы, несмотря на просьбу Платона, митрополита московского, отдать его для места жительства московского викария.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как милостив ко мне Господь и как мало я достоин Его милостей! Как-то раз Вы писали, что я хочу бросить свой Волоколамск. Я-то не хочу, и теперь, быть может, больше, чем когда-либо, считаю себя связанным с ним и искренне думаю, что у меня мало осталось сил, чтобы хоть удержать даже там еще не умершее и колеблющееся, но тобольские хотят меня к себе. Я считаю, что всякий из нас должен быть до смерти там, где Господь венчал его как своего слугу, но, зная примеры древнего прошлого, приму (если действительно от этого будет благо святой Церкви) всякое церковное поручение только в том случае, если буду совершенно свободен от настоящей своей командировки. Принимать на себя что-либо при ее наличии я канонически не могу и не приму, хоть если бы меня назначили архиепископом или митрополитом Сергиевским 210 . Но все же мое сердце сжимается от одной мысли, что Господь может от меня потребовать все самое дорогое для моего сердца – моих друзей и святыню, которые меня сделали тем, что я есмь. Помолитесь, чтобы случилось то, что угодно ни мне, ни людям, а Богу. Мы совершенно благополучны, здоровы. Посылочку Вашу получили, всех очень благодарим и особенно старца Ивана Израилева за свечечки, какими многих утешили, хоть и себя обездолили, осветили храм и, быть может, и души некоторых. Местным людям очень понравилась пасхальная служба. Слава Богу, что радость Его коснулась и нас и наших теперешних ближних. Всем сердечный привет. Воистину воскресе Христос! Р. S. Письмо еще не отправил, как пришла сегодня первая почта с посылками и заказными. Пришло и Ваше заказное, где Вы так хорошо, защищая Федю, нападаете на меня. Федя болен 211 , как опять многие, и я от массы писем, на которые надо сегодня же ответить (а каждое письмо с дополнениями в посылках), и еще более от того скорбного, что в них, менее всего склонен отстаивать свою правоту. Из моего письма Вы увидите, что, может быть, ожидает и меня, если хлопоты В ки 212 удадутся. «Окаменелые» не отвечают мне даже на письма. Сомневаюсь, что за шиворот можно привести их туда, где нет ничего театрального, а радость, которую постигают через самоотречение и страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сторонам трапезной размещены иконы в киотах. Здесь находятся небольшие алтари приделов великомученицы Варвары и мученика Уара с чтимыми иконами святых. В левой части иконостаса алтаря придела святого мученика Уара находится список иконы Божией Матери " Державная " , явленный в марте 1917 г. Проходя между приделами, по сторонам можно увидеть минейные иконы, образа чтимых святых. Среди них - очень редкая икона, на которой изображены вместе со святителем Николаем преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, которого почитают как особого покровителя города Волоколамска. В главной части храма, в четверике, сосредоточены главные святыни: икона Покрова Божией Матери в металлическом окладе, деревянный резной образ святителя Николая Чудотворца также в металлической ризе и образ высокочтимой иконы Божией Матери " Достойно есть " , установленный в правой части четверика храма, у клироса. Живописные изображения на стенах главной, средней части храма обрамлены очень красивым, с различными оттенками разных цветов узором. Главный алтарь Покровской церкви украшает резной, золочёный, пятиярусный иконостас, созданный в 1873 году. Иконы в нём реставрированы в 1896 году Чистовым и частично в 1960-е гг. К тому же времени относится и большая часть икон. Ранее в иконостасе Покровской церкви находились две редкостные, особо почитавшиеся здесь иконы XV-XVI вв.: образ Успения Божией Матери и икона великомученицы Варвары (с 1964 г. хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике). В заключение следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 (прил. 2) и п. 3 ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 " Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации " церковь Покрова Богородицы города Волоколамска является объектом культурного наследия регионального значения. Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск 2019 В подмосковном городе Волоколамске в старину насчитывалось пять православных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=03213

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010