Москов. Дух. Академии 20 акад., 39 Волоколам.) или в 7021 (1513) году, (Рукопись Епарх. Библиот. (не разборчиво) и даже раньше в 7020 (1512 г.) (Рукоп. Волоколамск. монастыря, хранящаяся в монаст. ризнице (не разборчиво). Естественнее всего, что Нил сделал свои пожертвования в то время, когда он уже возвратился из Белоозера и даже привез с собою творения Нила Сорского и рукописи его собственного письма. (Рукоп. Епархиал. библиот. в Москве, при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) На I-м листе надпись: «Нила пустынника белоозерскаго». В одной из рукописей, находящейся и по настоящее время в Волоколамском монастыре, есть пометка такого рода: «в сей книзе дозде переписи старца Нила отшельника в русския пустыни, иже на Белоозере». Рукоп. (не разборчиво) л. 233. В начале сей рукописи сохранилась надпись, что она пожертвована в монастырь Нилом Полевым в 7022-м (1514) году). Из письма о нелюбках можно заключать, что возвращение Нила и Дионисия было одновременно, когда в нем говорится, что князь великий повелел им ехать в Иосифов монастырь. 1452 В описи церковного имущества Волоколамск, монастыря, составленной в 1545 г., значится много икон письма Дионисия Звенигородского и его учеников. Рукоп. Волокол. монаст. хранящаяся в монаст. ризнице, (не разборчиво). Дионисий принимал участие в экономических делах монастыря. В актах Волоколамск. мон. существует одна купчая грамота времен игуменства Нифонта, заключенная при участии Дионисия. Рукопись Волокол. мон. (не разборчиво) л. 27–29, от 7043 (1535) года. 1453 Рукоп. Импер. Публ. библ. на собран. граф. Толст. Отд. II, 341 л. 251–256, напечат. в актах истор. т. I. 293; 534–537. Издатели Актов исторических не известно почему отнесли это послание к Дионисию, старцу Звенигородского Сторожевского монастыря. 1456 Рукоп. Импер. Публ. библ. из собран. граф. Толст. отд. II. 341 л. 252–253. Свидетельство вполне подлинное. Оно взято из второго слова Марка подвижника «о тех, которые думают оправдаться делами». См. Препод. к Богоносного отца нашего Марка подвижн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В первых числах октября он прибыл в Волоколамск уже больным, хотя первое время продолжал участвовать в пирах и охоте. Вскоре болезнь усилилась, и Василий IIIмor принимать пищу только лежа в постели. Две недели великий князь пробыл в своем селе Колпь, где лекари прикладывали к болячке пшеничную муку с пресным медом и печеный лук. Вскоре Василий III захотел вернуться в Волоколамск, но так как верхом ехать не мог, слуги несли его на руках. По прибытии в город князю стало немного лучше: из раны вышел целый таз гноя, а после прикладывания мази опухоль опала. Было решено ехать в любимый Василием Иосифо-Волоцкий монастырь. Вид беспомощного и больного князя поразил монастырскую братию. Соловьев писал, что во время службы в монастыре диакон не мог окончить ектенью от душивших его слез. Василий III слушал литургию, лежа на одре на паперти. В конце ноября умирающий великий князь Василий Иванович вернулся в Москву. У С.М. Соловьева описано, как в забытьи князю явилась великомученица Екатерина. Он произнес: «Великая Христова мученица Екатерина, пора царствовать; так, госпожа, царствовать». Очнувшись, Василий попросил священника принести икону святой и приложился к ее образу. Перед самой смертью Василий III пожелал по обычаю принять иноческий чин. Он был пострижен в монахи с именем Варлаам после чего вскоре скончался в полночь 4 декабря в день памяти святых мучениц Варвары и Иулиании. Монахи любимого Василием Ивановичем Иосифо-Волоцкого монастыря облачили тело князя в иноческие одежды для погребения, и вынесли гроб из царских покоев в храм с пением «Святый Боже!». В советские годы Покровский храм не закрывался. Небольшому городу Волоколамску посчастливилось в эти годы иметь сразу две действующие православные церкви – Покровскую в западной части, и Рождества Пресвятой Богородицы в Возмище на восточной окраине. В Покровском храме хранились две старинные иконы великомученицы Варвары, позднее переданные в музей Сергиева Посада. Сегодня в храме особо почитается образ Божией Матери «Достойно есть». С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Бывший Варваринский монастырь в Волоколамске Комментарии и обсуждение Из святынь следует указать еще деревянную скульптуру Николы Можайского из с. Черленкова Шаховского района Московской области. Интересна колокольня - подмосковная " Пизанская башня " . 9 апреля 2014. Достопримечательностью Покровской церкви была ее каменная ограда, возможно, сохранившаяся с монастырских времён, с уникальными восточными воротами " в виде кивория или беседки вследствие глубины их пролета " . Эти ворота особо отметил проф. А.И. Некрасов в книге " Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии " (М., 1928. С. 102). Интересно бы узнать, когда и под каким предлогом советская власть отняла у церкви, которая никогда не закрывалась, ее историческое ограждение, заставив прихожан оплатить установку сперва деревянного забора-штакетника, а затем рядовой металлической ограды на каменных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Би-би-си: А у вас был черновик этого заявления? М. И.: Черновик был. Би-би-си: То есть вы еще до начала синода знали, что разрыва не избежать? М. И.: Мы никогда не можем предугадать, как пойдет дискуссия на синоде. У нас был некий черновик, подготовленный на случай разрыва. Но если бы разрыва не было, то аргументы все равно одни и те же. Те канонические аргументы, которые мы привели в заявлении, так или иначе у нас были собраны. Есть следственное дело, а есть приговор. Дело готовится на протяжении длительного времени, собираются аргументы, доказательства, а приговор уже суд выносит. Задача отдела, который я возглавляю - подготовить документы для синода, а синод уже решает коллегиально. Би-би-си: То есть аргументов за разрыв было больше? М. И.: У нас вообще не было аргументов против разрыва отношений. К сожалению, Константинополь принял такие решения, на которые у нас просто не было иного ответа. Би-би-си: Казалось, что процесс разрыва - это все-таки долгий процесс. А вчера сразу все было обрублено. Как так вышло? М. И.: Процесс пошел быстрее, чем можно было предположить. Я думаю, что у Константинопольского патриархата есть какие-то причины спешить. И мне кажется, главная причина в том, что они хотят успеть сделать то, что они задумали, пока у власти находится президент Порошенко. Потому что они понимают, что если придет другой президент, то таких шикарных условий, которые он для них создает, у них не будет. Би-би-си: Разрыв отношений - это высшая мера церковных санкций. Если Украина все-таки получит автокефалию, то чем еще сможет ответить Русская церковь? М. И.: Я не хочу предугадывать, но арсенал средств воздействия достаточно большой. Даже в международных отношениях разрыв дипломатических отношений между государствами - это еще не конец истории, если конфликт развивается. Я очень хотел бы надеяться, что этот конфликт будет остановлен. Но если он не будет остановлен, тогда просто две церкви вступают в длительную конфронтацию и возможны самые разные способы воздействия одной церкви на другую.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сице устав о усопших, и аще кто с тщанием неленостно поминает написанных в книзе сей, сам поминовен будет пред Богом; в ня же бо меру меритъ, возмерится ему праведным Божиим Судом. И аще якоже хощет да творят вам человецы и вы творите им такожде. Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть и видех во гробех лежащу по образу Божию созданную нашу красоту безообразну и безсловесну неимущу зрака, оле, чудесе! что се ста о нас се земели и таинство, како предахомся тлению, како припрягомся смерти, воистину Божием повелением, якоже есть писано подающаго представшимося покой». Заповедь вселенского святого собора 460 «Господи благослови владыко. Должно есть есть к Богу всемерное благодарение в иже день восприяхом Божию церковь с объявлением благочестивых велений и в развращение злобных нечестий. Пророческим последующе гласом и апостольскым поучением повинующеся и Евангельскым списанием приложившеся, написахом в Суботник сей повседневное поминание и мольба к Господу Богу о царех и о князех о Архиепископех и о Епископех и о всех христианах почивших века сего. Помяни Господи души усопших раб своих прежде почивших века сего православных царей наших и цариц. Помяни души святейших патриархов и преосвященных архиепископов и Епископов. Помяни Господи души благоверных князей наших и княгинь. Помяни Господи души всего чину священническаго, священноиноков и священников. Помяни Господи души скимников и скимниц, чръноризец и чръноризиц, иноков и инокинь. Помяни Господи души всех мужеска пола и женска. Помяни Господи души скончавшихся нужною смертию на мори и на реках утопающих и скончающихся гладом и нуждою и наготою от мраза измръших и в темницы заключенных мучимых от царей нечестивых за правоверную веру христианскую. Помяни Господи души алчащих и жаждущих, глухих, слепых, хромых, скитающихся по улицах и неимеющих где главы подклонити. Помяни Господи души младенцев избиенных за Христа от Царей нечестивых. Помяни Господи тех, иже некому их помянута. Помяни Господи души блаженных старцев святыя обители сея, отец и братию нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В одном Новгороде число умерших простиралось до 48000 человек, в том числе, монахов и монахинь умерло 7650 и 300 приходских священников, а во всех Новгородских пятинах похищено заразою 220652 человека. Среди всеобщей скорби святитель Иона утешал своих духовных детей следующими словами св. Златоуста: «что ради их согрешений, посетила болезнь от Бога, ибо не искали покаяния во грехах, впали в забвение, от самого обилия благ земных, и посему навел на них Господь смертную язву. Но вот, и знамение человеколюбия Божия: не подвиг он на них иноплеменные народы и не привел на пленение и расхищение за грехи. Если кто уязвлен, то в дому своем находится, и все свои ему соболезнуют; а если кто и умрет, то руками ближних своих, со священническими молитвами, погребается и священными службами поминовен будет, чтобы через то получить разрешение во грехах своих. Посему, и ныне заблаговременно должно обратиться к покаянию, исправив дела свои, чтобы вместе со здравием получить и спасение». Между тем, сам святитель денно-нощно со слезами умолял Небесного Владыку о помиловании бедствующего града. Милосердый Господь внял молитве угодника и удостоил его свыше божественного откровения. Для погребения несчастных устроена была общая большая скудельница в Зверинском монастыре, в Неревском конце. Однажды, стоя на молитве, святитель услышал голос: «иди со кресты со всем освященным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятыя Богородицы, на скудельню. Тамо явися образ св. праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и мор прекратися». С неописанною радостию святитель возвестил гражданам об этой дивной милости Божией и утром 1-го октября совершил крестный ход из Софийского собора на указанное место, где пред явленною св. иконою, преклонив колена, со слезами молился угоднику Божию об утолении гнева небесного. После этого, стали петь молебен; во время молебна народ рубил бревна и носил на своих плечах. В тот же день церковь была срублена, так что святитель Иона успел освятить и совершил божественную литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Полная невинность пострадавшего мучительно действует на совесть людей, и они ищут удовлетворения. Не видя его на земле, люди создают в себе убеждение – веру, – что Бог восстановит справедливость и воздаст мученику сторицею там за то, что он здесь претерпел, а мученик со своей стороны силою своею святости воздаст за все зло добром, проявит кротость и всепрощение. Но людская злоба не вполне удовлетворилась страданиями и кровью семилетнего отрока: они продолжали проследовать его и по смерти, дерзнули сорвать с него венец мученичества, шпинают его клеймом самоубийства, сделать опальною самую могилу его и, по-видимому, желали истребить из памяти людей самое имя его. На некоторое время они действительно даже и успели все это сделать. Замечательно, между прочим, то странное обстоятельство, что ни летописи, ни официальные документы не упоминают совсем о совершении торжественных панихид и поминовения по усопшем Царевиче: а одна из повестей о смутном времени прямо утверждает, что Царевич Димитрий до обретения мощей его не был «никем поминовен или со славною взыскан страха ради убийцы (Годунова)» 212 . Если защитники Бориса Годунова находят возможным обелять его от обвинения в преследовании царевича при жизни его, то едва ли кто отважится защищать его от вины —156— еще более тяжелой – от жестокости и явного поругания памяти и имени царственного мученика отрока. Денно и нощно посадские люди стерегли тело царевича, «чтобы кто его не украл», как заявил об этом на допросе Григорий Феодорович Нагой 213 . Безвыходно при нем была и сраженная горем несчастная мать; она так занемогла, что ее братья заподозрили, не испорчена ли она, вследствие чего один из них Афанасий Нагой в тот же день поспешил в Ярославль, к жившему там Англичанину Горсею, с которым он был знаком. Приехав к нему, он сообщил известие, что царевича зарезали дьяки, мать его испортили и просил для нее лекарства. Вера в возможность порчи и колдовства еще доселе крепко сидит в простом народе. Под порчей простолюдин понимает всякую непонятную ему болезнь, например эпилепсию, пляску св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподанная нам Христом соприродность с Ним открывает возможность христианину непрерывно сообразовывать себя с воплощенным Сыном Божиим, но оставляет произволение самого сообразования свободным в каждой отдельной личности. Сотериологическое и евхаристическо-природное единство Христа с человечеством хотя и абсолютно конкретно для Нового Богослова, однако принципиально не лишает свободы выбора и не нависает тоталитарно над представителями человеческого рода. Отсюда у Святого проистекает обсуждение отношения христианина к подражанию смирению Христа, готовности или неготовности по ложному стыду нести поношение Христово на себе. Именно к нашей личной свободе обращен настойчивый призыв преп. Симеона «подражать Христу в Его смирении, Его страданиях» 44 . Это подражание оказывается в воззрениях Святого совершенно необходимым для стяжания благодати и относится и к целостной человеческой ипостаси, к душе и к телу аскета. В контексте нашей темы особенно важно обратить внимание на аналогию уничиженного состояния тела Спасителя, постепенности явления в нем славы Его Божества в Его земной жизни и в Воскресении и скрытости славы дарованных в святой Евхаристии прославленных тела и крови Христа, постепенности обожения духовной и телесной природы причастника. Так, по мысли преподобного Симеона, при воплощении Бог Слово прежде всего «оживотворил... воспринятую Им душу и обожил ее, пречистое же и божественное тело Свое, хотя и соделал божеским, но носил его тленным и грубо вещественным (φθαρτν κα λικν)» 45 . То, что тело Спасителя принимало пищу, утруждалось, было подвержено насилию и распятию, есть для Симеона признаки «тела тленного», каким оно и было до Воскресения. «После же тридневного Воскресения Господня, и тело Его воскресло нетленным и Божественным (θεον πντ κα λον)» 46 . В качестве мотивации такого сокрытия Божественной славы в пречистом и Божественном теле Христа (χραντον ατο κα θεον σμα) преп. Симеон указывает не только на неспособность творения видеть Бога «лицом к лицу», но и на сотериологические причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Для истинного христианства Бог является центром и целью всех действий человека. Через участие в Евхаристии энергии Божии входят в человеческую душу. Внешним выражением этого являются благотворительность и забота о благосостоянии и счастье ближних, что является отличительной чертой всякой истинной христианской общественной деятельности. О литургии с полным правом можно сказать, что она сосредоточена на Боге и в то же время, как мы уже видели, охватывает человеческую жизнь во всех ее аспектах, причем затрагивает не только вопросы внутреннего личного благочестия, но и всей внешней жизни отдельных людей и общества. Поэтому в нашем стремлении улучшить современный мир мы должны рассматривать литургию как древнее правило христианского образа мышления и образец для христианской жизни 220 . Экклезиологические утверждения дона Ильдефонса были следующими: Церковь – не что иное, как Сам Христос, Который продолжает жить на земле в форме органичной, общинной жизни. Преодоление легалистическо-юридической концепции Церкви как законного земного института, внешнего авторитета, правильные отношения с которым выражаются через выполнение его предписаний, норм и заповедей, и возвращение к евхаристическо-литургическому видению экклезиологии нашли свое выражение, например, в таких утверждениях: Пока человек воспринимает Церковь только как законный институт, авторитет в вопросах морали и духовного руководства, он остается на уровне катехумена. Ее тайна истинно открывается в причащении Телу и Крови Сына Человеческого, в прохождении сквозь таинственную жизнь Церкви, которая начинается с Крещения 221 . Дон Ильдефонс постоянно настаивал на необходимости личного опыта и полного, целостного, интегрального осмысления всех глубин литургической жизни. Истинный литургист и пастырь всегда говорит, опираясь на такой опыт, и к такому образу жизни приводит свое словесное стадо. Буйе резюмирует положения дона Хервегена, отмечая, что для него основной ошибкой католического средневековья, по сравнению с предшествовавшими периодами в литургической жизни Церкви, был прорыв субъективистского понимания духовности в пространство, которое было полностью объективным. Это нашло свое выражение в новом понимании реальности богообщения, то есть духовной жизни, которое вначале рассматривалось как соединение и общение всей Церкви с Богом, чтобы затем превратиться в новую концепцию соединения с Ним индивидуальной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полнота соборного самосознания Церкви неразрывно связана с ее сознанием, осуществляемым в истории спасения Тела Христова, в котором все верующие объединяются, посредством таинственного опыта всей духовной жизни, между собой и божественной своей Главой, т.е. с Господом нашим Иисусом Христом, для того, чтобы составить историческое тело Церкви. В свете вышесказанного, соборность является главной характерной чертой православной экклезиологии, так как выражается полностью поместным евхаристическим собранием, вплоть до Вселенского собора. Православная Церковь , как известно, сохранила строго соборный характер во всей ее организации и деятельности в мире, потому что оставалась верна евхаристическо-иентрической экклезиологии поместной Церкви. Соборный институт, в своей местной или транслокальной форме, является единственным каноническим способом выражения церковного сознания в Православной Церкви, поэтому и организация всех поместных Православных Церквей основывается на духе канонического предания соборного института древней единой Церкви. Этот соборный характер всей организации и функционирования Православной Церкви выражается постоянно и непрерывно через регулярное функционирование соборного института в рамках каждой поместной автокефальной или автономной Православной Церкви. Поместное выражение соборного института гармонично сочетается с православной экклезиологией о поместной Церкви, соответствует образцам его применения в первые три века, а его транслокальное проявление всегда являлось в Православной Церкви чрезвычайным опытом, определяемым проблемами общего характера, касающимися веры или канонического порядка. В этом духе, ослабление транслокального выражения соборного института относится не к великому расколу 1054 г., как обычно утверждают, а лишь к прошлому веку. Причины надо искать в радикальных изменениях, происшедших как в политических, так и в социальных рамках жизни православных народов, которые не могли не повлиять на существующую организационную структуру Православной Церкви, что проявилось в даровании Вселенской Патриархией автокефалии многим поместным Церквам, как, напр., Сербии, Румынии, Болгарии, Греции и Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Несогласие сына с отцом в каких-либо вопросах не означает, что сын отказался от отца. Преподобный Исидор писал своему архиерею, архиепископу Кириллу Александрийскому , обличительное письмо на то, что тот несправедливо осудил святителя Иоанна Златоуста . В этом письме он приводит пример, как Ионафан, сын царя Саула, не остановил вовремя своего отца, не отвел его от греха, не воспротивился ему, и за это израильтяне потерпели поражение от врагов, а Саул и Ионафан погибли во время сражения. Преподобный Исидор говорит, что он боится участи Ионафана, если будет молчать перед своим архиереем, к которому он относится, как сын к отцу. Кинот Святой Горы высказал свое неодобрение, однако не отказался от иерархического подчинения священноначалию; а монахи Эсфигменского монастыря отказались признать не только иерархию, к которой имели претензии, но и сам Кинот Святой Горы. То есть они вышли из подчинения церковной структуры, как иерархической, так и монашеской, и этим самым поставили себя вне Церкви. Таким образом, они учредили на Афоне какую-то революционную республику с самоуправлением. Дай Бог , чтобы эта рана Афона была бы исцелена. Какая Церковь истинна? – Сейчас появилось много православных церквей. Все они претендуют на обладание полнотой истины. По каким признакам можно определить, настоящая это Церковь или фальшивка? – Церковь – едина; истина не разделяется, как не разделяется Христос. Та Церковь истинная, которая находится в евхаристическо-молитвенном единстве с остальными Поместными Церквами, то есть с Церковной Полнотой. О безблагодатности инославных конфессий – Ваши оппоненты-экуменисты приводят в свою защиту книгу архимандрита Августина «Экуменические встречи св. Иоанна Кронштадтского », где описывается, в частности, встреча с англиканским епископом, их совместная молитва в англиканском храме и слова св. отца Иоанна о его молитве за соединение христианских церквей вокруг объединяющего их центра – Креста. Что это: правда (в том виде, как они пишут) или какая-то подгонка слов и чувств святого под свои идеи?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010