Далее председатель Отдела внешних церковных связей ответил на вопросы представителей СМИ. — Вы говорите о приостановке молитвенного поминовения. Это же не означает прекращение евхаристического общения? То есть верующие могут по-прежнему причащаться вместе? — Решение Священного Синода приостановить молитвенное поминовение за богослужением Константинопольского Патриарха не означает полного разрыва евхаристического общения. Те миряне, которые приезжают на Афон или оказываются в храмах Константинопольского Патриархата, могут в них причащаться. Но мы отказываемся от сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата, поскольку всякий раз за богослужением они поминают своего Патриарха, а его поминовение мы приостановили. — То есть Константинопольский Патриарх больше не считается первым среди равных? Это как-то меняет его место в диптихе? — За богослужением, которое совершает Святейший Патриарх Кирилл, поминовение будет начинаться сразу с Александрийского Патриарха, а не с Константинопольского, как это было до настоящего времени. — Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, почему именно сейчас было принято такое решение и есть ли надежда, что удастся все-таки что-то изменить, о чем-то договориться, или это уже окончательное решение? — Полагаю, что решение направить экзархов в Киев принято именно сейчас потому, что Константинополь очень торопится завершить процесс предоставления автокефалии, пока у власти находится нынешний президент Украины Петр Порошенко, который активно его поддерживает. Не думаю, конечно, что все это окончательно закрывает двери для диалога, но наше сегодняшнее решение — это сигнал Константинопольскому Патриархату о том, что если действия подобного рода будут продолжаться, мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение. Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, так о нем говорят средства массовой информации. Но после разрыва евхаристического общения, по крайней мере, половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже в качестве первого среди равных.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Десять лет спустя, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, который принял унию и проживал в Риме, назначил в Киев митрополита — униата Григория Болгарина. И с этого момента началось самостоятельное бытие Киевской кафедры вне состава Русской Церкви, которое продолжалось более двухсот лет. В 1686 году произошло воссоединение двух частей Русской Православной Церкви: Киевская митрополия вновь вошла в состав Русской Церкви, теперь уже имевшей статус Патриархата, признанного другими восточными Патриархами. Вхождение Киевской митрополии в состав Московского Патриархата было подтверждено грамотой Константинопольского Патриарха Дионисия IV. В этой грамоте не говорилось ни о каком временном вхождении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. И на протяжении более 300 лет этот статус Киевской митрополии в составе Московского Патриархата не оспаривался. В последнее время для того, чтобы обосновать свои действия на Украине, этот статус стал оспариваться, и Константинопольский Патриарх теперь говорит, что Украинская Церковь всегда, оказывается, была в юрисдикции Константинопольского Патриархата, который якобы имеет полное право в одностороннем порядке предоставить ей автокефалию. Мы с этой позицией категорически не согласны. Тем более что в 1993 году было принято Всеправославное решение о том, что в дальнейшем любая автокефалия будет предоставляться только с одобрения всех Поместных Православных Церквей. А со стороны Поместных Православных Церквей нет никакого одобрения тем действиям, которые сейчас предпринимает Константинополь в Украине». Митрополит Иларион напомнил о том, что в начале XX века, когда был арестован Патриарх Тихон и обновленцы, терзая Церковь, требовали его низложения, Константинопольский Патриарх Григорий VII встал на их сторону. В течение примерно десяти лет представитель Константинопольского Патриархата в Москве архимандрит Василий (Димопуло) поддерживал обновленцев, служил в обновленческих храмах, а Патриарх Григорий VII требовал, чтобы Патриаршество в Русской Церкви было хотя бы временно упразднено.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

«Мы не стали бы вспоминать об этой странице в истории наших взаимоотношений с Константинополем, если бы эти печальные события не повторились сегодня, — сказал владыка. — Едва ли не каждый раз, когда Русская Православная Церковь оказывалась в трудных обстоятельствах, вместо братской помощи и солидарности мы получали от Константинопольского Патриархата удары в спину. В 20-е годы Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке предоставил автокефалию Польской Церкви, создал свои структуры на территории Финляндии и Эстонии, хотя до того эти страны входили в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви». Как далее подчеркнул митрополит Иларион, решение Священного Синода Русской Церкви о приостановлении сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата и о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя было вынужденным: «Мы очень хотели избежать этого, на протяжении многих лет пытались решать проблемы с помощью диалога. Последней такой попыткой была поездка Патриарха Кирилла в Стамбул, где в ходе доверительной и братской беседы Его Святейшество изложил позицию Русской Православной Церкви и предостерег своего Константинопольского Собрата от тех действий, которые, к сожалению, сейчас совершаются. Но как только Патриарх Кирилл уехал из Стамбула, — мы об этом узнали позже, — Патриарх Варфоломей собрал Священный Синод, и в ходе заседания было решено не принимать предложения, поступившие от нашей Церкви. Затем Патриарх Варфоломей собрал Синод иерархии Константинопольского Патриархата, где зачитывались доклады о том, как надо действовать на Украине, после чего последовало назначение экзархов. Мы отреагировали на назначение экзархов уже 8 сентября и предупредили, что ответные меры последуют в самое ближайшее время. Сегодня мы собрались для того, чтобы их обсудить и сформулировать. В обсуждении принимали участие все члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий, который по состоянию здоровья не смог прибыть на заседание Синода, участвовал в дискуссии по скайпу».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение приостановить молитвенное поминовение за богослужением Константинопольского Патриарха не означает полного разрыва евхаристического общения 14 сентября 2018 г. 22:43 14 сентября 2018 года по завершении экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, участники которого обсудили чрезвычайную ситуацию, связанную с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, состоялся брифинг для журналистов. На вопросы представителей СМИ ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка сообщил о том, что Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о прекращении поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением в Русской Православной Церкви. Также будет приостановлено сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата и участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя. «Это включает епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры, богословские диалоги», — уточнил председатель ОВЦС. По словам митрополита Илариона, причины, которые побудили Синод Русской Православной Церкви принять такое решение, заключаются в том, что «Константинопольский Патриарх незаконно, вопреки церковным канонам вторгся на каноническую территорию Московского Патриархата, назначив двух своих экзархов в Киев». Иерарх также подчеркнул, что свое антиканоническое деяние Константинопольский Патриархат обосновывает своеобразной историософией, которая была опровергнута в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви. Владыка, в частности, сказал: «Исторически Русская Православная Церковь на протяжении нескольких веков существовала как единая митрополия с центром в Киеве. И даже после того, как Киевские митрополиты переехали сначала во Владимир, а затем в Москву, они продолжали называться Киевскими. В 1448 году на Соборе русских епископов был избран святитель Иона, который стал первым главой Русской Православной Церкви, избранным без согласия Константинопольского Патриархата. Это произошло не потому, что Русская Церковь захотела порвать общение с Константинополем, а оттого, что Константинопольский Патриарх на тот момент находился в унии с Римом, то есть православного Патриарха в Константинополе не было. С этого момента ведет свое автокефальное бытие Русская Православная Церковь.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Глаголет же и великий Афанасий: аще и на воздух во благочестии скончавшийся положен будет, не отрицайся масла и свещ, Христа Бога призывая на гробе запалити, приятна бо суть сия Богу и многое сия приносяща воздаяние. Аще убо грешен умерый, да разрешиши его прегрешения, аще ли же праведен да мздам приложение будет. Аще же негли кто странен и нищ сый: не имать о сих пекущагося на земли, но Бог праведен и человеколюбец сый, намерен и оному за нищету, яко весть равну милость. Инако же и приносяй за сицевыя, мзды сопричаствует, яко любовь о спасении ближняго показуяй миром он себе прежде благоухает, якоже и повеленная, и заветы в сицевых. Не исполняющий же суд всячески имети будет доньдеже убо второе приидет Христово пришествие, и от не умытнаго Судии тогда будет всеиспытание поделом. И аще кто от мирских, или от священнаго чина о усопших душах небрежет, а наипаче вовремя божественныя литургии, егда иерей чреду содержай, рекше седмицу: леностию и небрежением не поминает еже зде написанных душ в книзе сей, то сам не поминовен будет в день он страшный пред Богом, понеже в нюже меру мерится от него, возмерится и ему, праведным судом Божиим. И елика убо за усопших бывают, пользу велию им дают, якоже божественнии отцы глаголют: а наипаче малая некая соделавшим на земли благая, егда с живущими бяху сопричтени. Аще убо и некая суть яко долгов к целомудрию многих, божественное глаголет писание, но Божие человеколюбие яко на множае побеждает. Аще бо равный вси обряшется добрых и гнусных, побеждает человеколюбное, аще же и мало что злых мерило отягчается, преодолевает паки преблагое. Ведомо же буди и о сем, яко познают там друг друга вси, яже знают же, и яже ни когда же видеша, яко же божественный глаголет златоустый, от притчи к богатому лазарю сие составляя, обаче же не те лесным неким образом, понеже един бо возраст вси приимут, и яже от бытия познания, но зрительным оком душевным. Ябо и богослов в надгробном слове к кесарию глаголет, тогда глаголя кесария: узрю светла, славна, яков ми во сне многащи явился еси, брат любезнейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

А.С. глубокий привет, и наилучшия благожелания, Христос с Вами и спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. гр. недост. И.А. Спаси Вас Господи, что вы уж очень много хлопочите и трудитесь, помози вам Господь, прошу Вас усердно поберегите свое здоровье и давайте себе отдых. Спаси вас Господи за доктора, я теперь милостию Божию понемного и отдыхаю и поправляюсь. Письмо 24 Достопочтенная о Господе С.Н. Получил ваше письмо, спаси Господи, что прислали счет, я очень тревожился, думал, что где затерял. Шлю Вам молитвенн. Благожелания, и всякаго благополучия желаю от Бога, что же делать будем терпеть в покаянии из глубины души, будем просить помощи от Бога и Царицы Небесной, Она не оставит нас. Если А.С. будет здоров, можно приехать в Оптину, пожить недельки две, отдохнуть, Страстную и Пасху или после Пасхи, потом видно, что Господь даст. Предайтесь Его святой воле и усерднее молитесь, да получше пообдумайте, и позволит ли здоровье А.С. Хранит Вас Господь. Спасайтесь, не унывайте, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. греш. недост. И.А. Письмо 25 Христос Воскресе! Достопочтеннейшие о Господе А.С. и С.Н. Приветствую Вас с праздником Свет.Хр. Воскр. Молитвенно желаю провести сей день в духовной радости и добром здоровии. Да хранит Вас Господь и Царица Небесн. Во вся дни живота вашего, не падайте духом, Господь милостив. Призываю на Вас мир и Божие благословение, остаюсь уб. греш. И.А. Письмо 26 Достопочтенная о Господе раба Божия С.Н. Письмо получил и икону святителя Анатолия чудной работы, Спаси Господи, за Ваше усердие, подрясник получил. Простите, что своевремен. не мог ответить. Очень хорошо, спаси Господи Вас и добродетельнаго но малотерпеливаго А.С. Спаси Господи, за Ваше приглашение в скит, ведь что от Бога, назначено, то должно сбыться. Господь милостив, человек предполагает, Бог располагает, Христос с вами, спасайтесь. О. Варнава от меня перешел в другую келию, теперь у меня новый келейник о. Евсигний сам стал тяготиться послушанием трудно и тяжело жалуется, что нога болит.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

" Дух Волоколамска " Международная деятельность Русской Православной Церкви в 60–80-х годах — особая тема. Нам, узкому кругу его помощников, владыка говорил прямо, что чем больше о нас знают «там», тем меньше опасность, что в один прекрасный момент власти здесь нас «закроют». Советская идеологическая машина в то время была втянута в соревнование с Западом во всем, в том числе и в вопросах свободы совести. Владыка не переправлял свои рукописи на Запад, как это делали диссиденты, он просто показывал иностранным гостям переполненные храмы в Москве. Атеистические власти сами не замечали, как для них всё, что увидели иностранцы, становилось «священной коровой», это уже нельзя было просто так ликвидировать. Возил гостей владыка обычно и в Волоколамск, в свой, как он объяснял иностранцам, «диоцез». С Волоколамском у него были самые теплые душевные связи. Он с нежностью относился к простым прихожанам двух волоколамских храмов и еще трех сельских, входивших в его благочиние. В обращениях к ним с амвона нередко прорывалось что-то напоминающее признание в любви. Дух Волоколамска — это больше, чем впечатление иностранцев. Сам владыка всегда с особым душевным трепетом произносил слово «Волоколамск». То ли это его отношение повлияло на нас, его иподиаконов, то ли существует какая-то неповторимо строгая и величественная волоколамская атмосфера. Во всяком случае она передалась и нам, часто сопровождавшим владыку. В Волоколамске он становился другим. На пару суток освобождался от бесконечных посетителей и редакционных дел, с которыми к нему постоянно обращались сотрудники, и погружался в неспешный ритм церковных служб, хотя чемодан с текущими бумагами всё же оставался с ним. Владыка и подчиненные Воспитание владыки не позволяло ему ни с кем обращаться начальственно-жестко. Но он понимал, что для пользы дела подчиненные должны знать о его строгости. Немного изобретательности, артистизма, и о его предпасхальной воспитательной профилактике стали слагаться легенды. Всё было рассчитано, прежде всего время перед Пасхой, чтобы в сам светлый праздник наказанных вновь обласкать и наградить. С изумлением наблюдал я однажды, как владыка отчитывал незадачливого чтеца, который оборвал молитву перед причащением на полуфразе. «Кому служишь? Господу Богу служишь! Красоту-то наводишь, усы подкручиваешь? — архиерей вдруг стал похож на мальчишку из хорошей семьи, изображающего уличного хулигана. Чтец не был молодым и носил благообразную бородку. — Сбрей бороду к Пасхе!»

http://e-vestnik.ru/church/glavnyy_redak...

-Я считаю невозможным называть этих людей и впутывать их в свое следственное дело и поэтому называть их не хочу. – Несмотря на то, что вы разоблачены как враг народа и советской власти, вы вместо откровенных признаний своей вины решили следствию оказывать сопротивление. Мы предупреждаем вас, что это бесполезная затея, так как вы будете разоблачены. Затем допрос был прерван; по-видимому, были применены пытки, после чего следователь спросил: -Состояли ли вы на учете как военнообязанный? – До декабря 1940 года, а затем с военного учета я был снят по болезни. В декабре в Завидове я проходил переучет и был признан годным к несению нестроевой службы, и мне был выдан на руки военный билет, который отобрали во время обыска и ареста. – Вам было известно, что, согласно указу Президиума Верховного Совета Союза ССР, 1905 год, в котором вы родились, мобилизуется на войну с фашистской Германией? – Да, это мне известно было. – Явились ли вы в военкомат, в котором состояли на учете как военнообязанный? – Нет, не явился. – Значит, вы уклонились от мобилизации и службы в Красной армии и стали дезертиром? – Живя в Завидове до 24 июня 1941 года, я никакого мобилизационного листка не получил и поэтому выехал в город Волоколамск, договорившись со своей хозяйкой, что в случае вызова меня по мобилизации в военкомат она мне об этом сообщит. – Сообщили ли вы в местный военкомат, на учете которого состоите как военнообязанный, куда и по каким делам вы выезжаете? – Нет, такого сообщения я не сделал. -Значит, зная, что ваш год подлежит мобилизации и что вы, может быть, будете также мобилизованы, вы без разрешения военкомата уехали с прежнего места жительства, правильнее говоря, дезертировали от военной службы в военное время? -Злого умысла у меня не было, и поэтому дезертиром я себя не считаю. -Как вы можете так нахально врать, отрицая свое дезертирство? Ведь мобилизация началась 23 июня, а вы из Завидова уехали 24 июня 1941 года. Разве это не дезертирство? – Я отрицаю свое умышленное уклонение от службы в Красной армии. Уезжая из Завидова на несколько дней, я предполагал вернуться, но, приехав в Волоколамск, не мог выехать из-за создавшихся трудностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надрывный кашель наконец-то утих, и дядя Юра сделал вторую, чуть более успешную попытку затянуться табачным дымом. — Так почему не напишу? — спросил Бронников. — Потому! Выселяют меня, суки. Под Волоколамск куда-то… — То есть как выселяют? — не понял Бронников. — Под какой Волоколамск? — Под обыкновенный! — прохрипел дядя Юра. — Я же олимпийскую картину порчу. Несоциальный элемент. Бутылки вот ихние собираю… Им, видишь, покрасоваться охота. Чтобы, значит, ни сучка ни задоринки. А меня, значит, нельзя иностранцам показывать… немцам показывать нельзя. А что долбил я этих немцев четыре года изо всех видов, так им до этого дела нет… Вроде как воняет от меня. Себя бы понюхали, козлы!.. Соседка написала, сука гребаная… а они сейчас лютуют — страшное дело! — Дядя Юра безнадежно махнул рукой и закончил неожиданно деловито, говоря о себе так, будто был бревном, которое надлежало распилить, и сам отчасти заинтересован в успешности распила: — Участковый уже два раза приходил. — И что? — И то!.. Общежитие там. В общежитии буду жить. — Ага… в общежитии… это что же?.. То есть вот так, значит… — Бронников недоуменно подержался за нос, потом снова взглянул на дядю Юру. — И охота тебе? — Охота! С чего охота-то? Тут свои все… мужики свои… с чего ж охота? Тут комната у меня, а там что? — Так не езжай никуда, — предложил Бронников. — Права у них нет тебя выселять! — Ээ-э! — Дядя Юра посмотрел на него как на ребенка. — С ними не поспоришь!.. А иначе — по суду. И через пятнадцать суток еще, он говорит… — Каких пятнадцать суток? — Ты что, как маленький? За административное правонарушение! — Кто? — Да участковый же! — окончательно рассердился дядя Юра на его бестолковость и возмущенно растоптал окурок. — Ладно, пойду, некогда мне тут с тобой! Дел невпроворот… Ворча, он подхватил брякнувший мешок и поковылял к выходу со двора. Бронников озадаченно смотрел в его спину, и ему казалось, что запах, уносимый с собой дядей Юрой, стелется за ним шлейфом золотистого марева, в котором подрагивают листья жасмина и даже асфальт немного зыблется и течет.

http://azbyka.ru/fiction/pobeditel/?prin...

30 Трактуя это место, современные исследователи по какому-то странному недоразумению хотят приписать Мономаху мысль, что, – как передаёт лучше всего это учение новых исследователей Dr. Тн. Russland, Pol. Und Lw. Berl. 1886, – Weder Fasten, noch Einsamkeim, nochМönchthumwirdеuchretten, sondern Wohlmhun.Cpab. Порфирьев, Ист. рус.слов. I 418. Смею уверить: до элого толстовского учения Мономах не доходил; он говорит: можно и в спастись, если уж для нас трудно отшельничество, монашество и пост, путём которых спасаются другие добрые люди. 31 Что св. Глеб шел из Ростова, видно, по моему мнению, из расчёта расстояний. От смерти св. Бориса до смерти св. Глеба прошло 42 дня; в это время послы Святополкса из Киева должны были дойти до св. Глеба и св. Глеб пройти расстояние от своего города до Смоленска. От Киева до Могилёва 629 вёрст, от Могилева до Орши 86 вёрст, от Орши до Смоленска 111 вёрст, всего 826 вёрст. От Смоленска, как увидим, могут быть 2 пути: один наСычонку, Зубцов, Старицу, другой мог быть иа Волоколамск через Гжатск, если принимать во внимаиие остановку Изяслава Мстиславича в Волоке на пути в Киев, как говорит Новгородская I летопись под 1135 годом. Однако изучение этого пути по карте показывает, что тракта с Волоколамска на Гжатск не существует, а потому Волоколамск прямым путем со Смоленском не соединяется; зато через него лежит кратчайший путь к Киеву «сквозе Вятиче» на Брянск и Чернигов, и, действительно, Лаврентьевская летопись даёт нам знать, что Изяслав оттого остановился «в Волоце», что он приглядывался к Чернигову и «на ту же осень, уведавъ, оже идеть Ярополкъ съ братьею к Чернигову, и иде тамо же». Этот пут был бы для св. Глеба кратчайшим, но он по нему не пошёл, вероятно, потому, что это была та «прямоезжая дорожка», про которую поётся в русских былинах, как про занятую разными препятствиями: действительно, здесь уже под самым Клином лежит деревня Голяди, а южнее Брынъ со своими лесами, «болотистая речка Ресета» со своим Полесьем, «заворотнями Полехами» и «мудреными Ефремами», начинаются Вятичи, путь через которых так подчёркивает Мономах, и где пал жертвою своей евангельской ревности преподобный Кукша.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010