Конец разрыва А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне (оглавление) 9 июля 518 г. во время страшной грозы от разрыва сердца скончался старый Анастасий. Сенат провозгласил императором префекта дворца, курапалата (cura palatii) Юстина. Он был иллириецом, родившимся около Скопле, владел лишь разговорным латинским языком и был неграмотен. Но при этом учитывалось, что в своей деятельности он будет неразделим с его племянником, уже 35-летним Юстинианом, получившим блестящее образование. Оба они пеклись ο Халкидоне, сочувствовали Виталиану и протестам папы. Виталиан был возвышен. Он немедленно ополчился на Севира — обещал отсечь ему язык за его речи. Севир бежал и укрылся в Египте. Β Константинополе выявилась присущая ему реакция в пользу Халкидона. Анастасий умер в понедельник 9 июля, a в воскресенье 15 июля патриарх Иоанн, входя в Св. Софию, был встречен бурными возгласами: «Прославить Халкидонский собор! Возносить имена патриархов Евфимия, Македония, папы Льва! Послать синодику (объединительную грамоту) в Рим! Осудить Севира!» «Многая лета патриарху, многая лета государю, многая лета Августе! Вон Севира! Вон Амантия (старшего камергера Анастасия)! Ты вполне православен. Провозгласи анафему на севириан! Провозгласи собор Халкидонский! Чего тебе бояться? Юстин царствует. Если любишь веру, анафематствуй Севира и провозгласи собор! Иначе — двери заперты и мы не выпустим тебя.» — «Подождите, братие, дайте поклониться алтарю, — отвечал патриарх. — Вы знаете мои труды по православию еще во времена пресвитерского служения.» Но все присутствующие кричали: «Анафема Севиру! Провозгласи анафему! Мы не выпустим тебя. Сейчас же объяви!» И анафема была произнесена. На другой день народ опять кричал: «Вон манихеев, анафема Севиру! Послать общительную грамоту в Рим! Учредить празднество в честь Евфимия и Македония! Внести в диптихи четыре собора!» Патриарх заявил, что все это надо сделать канонически, подождать собора и согласия императора. Но народ кричал: «Двери заперты, впишите в диптихи отцов четырех вселенских соборов!»

http://sedmitza.ru/lib/text/435218/

Ситуация в небольших городах с занятостью непростая, но благоприятнее, чем на селе. Александр, художник, продавший квартиру в Москве и переселившийся в Волоколамск (по семейным обстоятельствам), с радостью был приглашён местным театром в оформители. Раньше он рендерил, не отходя от монитора, а теперь ещё и рисует декорации вручную.     Классика в жанре    Кстати, для людей творческих возможен т.н. временный д-шифтинг, отъезд из города на природу на несколько месяцев, в “творческую командировку”.   Таким образом уезжали работать замечательные   русские писатели и художники, среди которых Константин Паустовский, Михаил Пришвин, подарившие нам лучшие произведения о русской природе, такие как “Мещёрская сторона”, “Кладовая солнца” и другие. Многие рассказы и повести Юрия Коваля (“Листобой”, “Чистый дор”, “ Самая легкая лодка в мире” и другие) также написаны на природе и о ней. У писателя с друзьями был купленный вскладчину дом в окрестностях Ферапонтово. В других поездках по стране писатель останавливался в деревне у местных жителей. Надо отметить, что популярность в 1960-1970-е годы профессий   геологов, археологов и прочих “полевых” и “разведывательных” специальностей несомненно внутренне связана с идеологией д-шифтинга, предпочитающей труд на природе фабричным будням, кабинетному сидению, вообще городской суетности и тесноте.   На выбор пара мест      …Несколько лет назад Марии из Москвы, купившей с семьей дом в небольшом поселке в 200 км от Москвы, была предложена на выбор пара мест в ближайшем районном центре: в получасе езды от дома — больница (вакансия санитарки), почта (начальник отделения). Известно, что и в школе, где учатся её дети, не хватает учителей… Всё было бы хорошо, но заработная плата раза в 4 ниже средней московской городской.   А вложения даже в минимальное хозяйство должны быть серьёзными. У Павла и Марии это сено, шифер, стройматериалы (учитывая, что Павел делает всё сам), корма… В этой семье пятеро детей и не такое уж маленькое хозяйство, требующее времени, и от работы пришлось отказаться. К тому же Мария много лет работала с текстами, была и редактором и корректором, у неё есть возможность заниматься работой дома.

http://pravmir.ru/daunshifting-eko-moda-...

38 Пр. Савватий с Германом, влекомые духом пустыннолюбия, удалились в 1429 году на самый уединенный и холодный остров на Белом мор – Соловецкий – и здесь шесть лет провели они в пещере. По смерти Савватия прибыл в 1438 г. на тот же остров пр. Зосима. Пр. Зосима и Герман построили церковь и оградили кельи свои деревянной стеной. Дикие лопари, опасаясь уменьшевия выгод своих от ловли рыбы и зверей, сильно стали теснить иноков. Это побудило пр. Зосиму просить новгородское управление о предоставлении инокам всего Соловецкого острова. Новгородом тогда управляла Марфа посадница. Гордая Марфа сперва не допустила к себе старца; потом же, узнав о его жизни, пригласила к своему столу. Преподобный во время стола проливал горькие слезы и не вкушал ничего. На вопрос удивленного тем ученика своего Даниила, св. старец сказал, что сидевшие бояре казались ему без голов. Прозрение старца оправдалось, когда Иоанн III, смиряя Новгород, казнил зачинщиков бунта. Между тем, Марфа исполнила просьбу пр. Зосимы и утвердила за иноками остров. С того времени содержание монастыря обеспечилось, иноки сами стали рубить дрова, вываривали соль, ловили рыбу и таким образом снискивали себе пропитание. Пр. Зосима скончался в 1479 г. 39 Пр. Пафнутий основал монастырь, в двух верстах от Боровска, в 1444 г. В старости он получил дар прозорливости духовной; скончался в 1478 г. 83-х лет от рождения. 40 Пр. Иосиф, знаменитый защитник правой веры против жидовствующих, был учеником и пострижеником пр. Пафнутия. Избранный, по кончине его, в игумена Боровского монастыря, он предложил братии ввести общежитие, и, когда она не согласилась, тайно скрылся из обители. В виде простого послушника пришел Иосиф в Белозерский-Кириллов монастырь в несколько лет изучал здесь устав Кириллова общежития, незнаемый никем. Когда же здесь его узнали, удалился в Волоколамск и в нескольких верстах от него устроил пустыню на общежительных правилах. По уставу пр. Иосифа, подвижническая строгость должна была соединяться с попечением о неимущих и больных, для которых он устроил подле монастыря особый дом. Он преставился 9 сентября 1518 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В-третьих, Максим говорил: великий князь выдал землю крымскому хану, а сам, испугавшись, побежал от турецкого султана; а ему как не бежать: если пойдёт султан, то он должен или харач (подать) платить или бежать. Обвинение это непонятно, а именно – не видно в нём, к кому относится: а сам, испугавшись, побежал, – к великому князю или хану. Если к великому князю, то мы вовсе не можем указать случая, который бы разумелся. Если к хану, то обвинение нужно понимать так: Максим смеялся над великим князем, что он выдал свою землю крымскому хану, а напротив последнего, когда тот побежал от султана, старался оправдывать, говоря, что ему и нельзя было не бежать, потому что и пр. Что касается до выдачи великим князем своей земли хану, то тут, нет сомнения, разумеется внезапное и страшное нашествие на Москву хана Магмед-Гирея в 1521 году, когда великий князь удалялся из Москвы в Волоколамск и когда он увидел себя вынужденным купить у хана мир ценой обязательства платить ему дань. Что Максим мог отзываться о поведении великого князя в этом случае с большей или меньшей критикой, это совершенно возможно. Преступление уголовное, в котором обвиняем был Максим на соборе 1525 года, было колдовство. «Да ты же Максим, – гласит обвинение, – волшебными хитростьми еллинскими писал еси водками на дланех своих и распростирал длани свои против великого князя, также и против иных многих поставлял, волхвуя». Это нелепое обвинение показывает, что способен был митрополит Даниил, с одобрения великого князя, выдумать на Максима, и какой веры заслуживают и другие обвинения 1475 ... Таким образом, на соборе 1525 года Максим провозглашён был от Даниила и – что должно подразумевать – великого князя церковным еретиком и тяжким политическим и уголовным преступником. Как таковой, он приговорён был собором к отлучению от церкви и к пожизненному тюремному заключению в монастыре. Для тюремного заключения Максим отправлен был в Иосифов Волоколамский монастырь, т. е. к монахам, которые должны были питать к нему такую же ненависть, как и сам Даниил, и, следовательно, которые могли быть вполне надёжными и надлежаще суровыми его стражами. Не знаем, было ли приказано от великого князя и митрополита подвергать Максима истязаниям в темнице или монахи Волоколамские хотели делать это по собственной ненависти к нему, но он сам, разумея, как должно думать, своё пребывание именно в Волоколамском монастыре, уверяет, что в темницах «мразы и дымы и глады уморен был» 1476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Причем самому мне владыка тогда не только оплатил авиаперелет, но и снабдил меня определенной суммой, впрочем, дав через своего помощника отца Иннокентия (Просвирнина) и достаточно подробное задание: что я должен увидеть, с кем встретиться, о чем кого расспросить. Это было, можно сказать, серьезное научное церковное изыскание. Оно касалось и славянских рукописей на Афоне, и общения с какими-то старцами, которым я, как пароль, передавал поклоны от Его Высокопреосвященства. Владыка Питирим был исключительным афонолюбом. Святая Гора для него была величайшей святыней, и одно только упоминание о ней всегда его приводило в доброе душевное расположение, он очень тепло вспоминал свои поездки на Святую Гору. Надо сказать, что владыка не был безусловным грекофилом, но, как человек всесторонне образованный, мудрый, тонкий дипломат, он понимал, какую пользу нам может принести контакт с греческим церковным и культурным миром. Расскажу еще один эпизод, много говорящий о человеческих качествах владыки Питирима. Мы знаем, что его день рождения приходится на 8 января – второй день после Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, вспоминая всех по плоти родственников Христа Спасителя. В то время, когда я находился рядом с владыкой, Святейший Патриарх Пимен был уже тяжело болен, и по его благословению ночное Рождественское богослужение владыка совершал, помню, в Елоховском кафедральном соборе города Москвы. Если в этом не было необходимости, то владыка непременно служил ночную рождественскую службу у себя в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, а уже наутро участвовал со Святейшим в сослужении утренней литургии. А потом сразу же мы выезжали в древний город Волоколамск, где в храме Рождества Богородицы на Возмище владыка служил литургию. Туда приезжали священники Волоколамской епархии, которую владыка окормлял, съезжались какие-то светские люди, и после богослужения в приходском доме все поздравляли владыку. Разумеется, мы совмещали это чествование архиерея со Святками, исполнялись колядки, дети готовили какое-то Рождественское представление, сооружался вертеп и пр. Мы, иподиаконы, тоже – кто-то учил стихи, другие, у кого были к этому способности, исполняли русские народные песни, романсы и т.д. Это все происходило в по-семейному теплой и неформальной атмосфере. Владыка в этом дружеском кругу позволял себе различные воспоминания. Рассказчик он был просто изумительный. Многие из нас укоряют себя, что мы не записывали тогда эти приводимые им истории из церковной жизни. Очень многие его рассказы были наполнены юмором. Напомню один из них, – мы бы сейчас назвали его историческим анекдотом, хотя владыка уверял, что все это было на самом деле...

http://pravoslavie.ru/117081.html

Богословский Иван, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Трофим Евфимиев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 18). Богословский Константин, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния; Московский уезд, село Озерецкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 2). Богословский Павел, родился около 1855 г.; Рязанское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец : Петр Богословский, диакон; Рязанская губерния, Рязанский уезд, село Солотча (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5). Богословский Сергей, родился около 1861 г.; Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.), Звенигородское духовное училище. Отец : Михаил Богословский († до 1880 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Спасское, Галичино тож, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 18). Богоявленский Феодор, родился около 1852 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Павел Феодоров, священник; Московская губерния, Дмитров, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19 об.). Борисоглебский Тимофей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Семен Абрамов, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Спасское, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 21). Булгаков Василий, Вифанская духовная семинария (1877–1879 гг.) (ЦГАМосквы, ф. 427, оп. 1, д. 2268, л. 5 об.). Буравцев Константин, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Николай Александров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Пересветово, церковь в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радосте (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 8). Былов Владимир, родился около 1856 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Николай Васильев Былов († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 11; д. 2067, л. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Работая в оргкомитете выставки – дело это для всех нас было абсолютно новым и, естественно, во многом непонятным – мы нашли ощутимую опору и поддержку в лице митрополита Питирима. Он шел навстречу любым нашим пожеланиям. Он понимал, что подобное мероприятие должно стать событием для района, да и для области. По его протекции в Волоколамск на выставку повезли сотни книг различных издательств: нам открыли двери московские книжные запасники. Нас везде встречали доброжелательно и со вниманием. Артисты, литературные критики, поэты, музыканты, корреспонденты – все с огромным почтением преклоняли головы перед Владыкой, а мы с ним общались, как с родным отцом. Когда на выставку приехали священнослужители из разных уголков России, мы в оргкомитете заволновались, сумеем ли организовать достойный прием. Владыка нас успокоил и сумел повести встречу так непринужденно, как только он один умел это делать. Большое видится на расстоянии. Только теперь понимаешь, какое счастье общения подарила судьба: приблизиться к этому человеку уже было счастьем. Когда-то давно я спросила его о том, что меня очень беспокоило: бывшим «комсомольским атеистам» нелегко поднять руку, чтобы перекреститься. А он мне ответил: «Не старайтесь поднимать ее, просто идите в храм. Рука поднимется сама – не заметите, как...» Так оно и произошло. Само собой. Только далеко не сразу... Именно так и должно всё быть в нашей жизни. Никакой фальшивой ноты – в этом залог истины. Не знаю, имею ли я право писать всё это? Но, мне кажется, я слышу, как Владыка митрополит говорит: «Что идет от сердца, да услышат». Так он сказал мне в нашем первом разговоре. Узнав, что я до шестнадцати лет жила в скиту, он поинтересовался, где я научилась общению и грамотной речи. А секрет очень простой: в этом скиту святой Иосиф Волоцкий начинал подвижнический труд по созданию монастыря, здесь он выкопал и освятил колодец, из которого я пила воду все шестнадцать лет, наша школа размещалась в монастырских келиях. Я никогда не забуду уроков истории, которые вел у нас замечательный учитель Соколов Алексей Иванович. В проливной дождь он привел нас в Успенский собор монастыря. Крыши почти не было, и потоки воды лились по стенам, размывая росписи. Особенно доставалось изображению Страшного Суда. Учитель стоял с обнаженной головой, молчал, глядя на нас, а потом сказал: «Если вы такое забудете, вы никогда не станете настоящими людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Остаюсь и при своей критике стиля и тона, в котором написана статья. Мне уже много лет, и я прекрасно помню, как в среде интеллигенции реагировали на стиль передовиц - смехом и отвращением. Когда тот же стиль проявляется в речах церковных деятелей, особенно наделенных властью, это вызывает негодование. Стиль, разумеется, хотя и проявляет способ мышления, не так важен. По-настоящему печально то, о чем я сказала выше:  не желая или не умея возражать по существу, игумения обвиняет оппонентов в человеческих немощах. То же проявилось и в Вашей " защите " . Почему недовольного читателя Вы ничтоже сумняшеся называете " человеком, отравленным собственной нечистотой " ? Почему и мне приписываете " готовность отстаивать свое мнение по любому поводу как единственно истинное " ? Вы знакомы с другими моими мнениями и моим отношением к истине? Мысленное " примеривание апостольника " , я считаю, полезно любой христианке: для соотнесения своей жизни с одним из высших идеалов человечества. В этом для меня нет ни фигуры речи, ни практической установки. Ясно, что вранье, подозрительность, человекоугодничество и душевная слепота противоречат этому идеалу, и если такие противоречия есть, их не скрыть ни под каким головным убором. И последнее (простите, что, скорее всего, извожу Ваше терпение, но поверьте, не это составляет мою задачу). Нападки на интернет мне представляются просто желанием тайно вершить свои дела. Вижу в этом не только неумение исповедовать свою веру в современном мире, но и страх. Простите. Ольга Никольская, Волоколамск-Москва 20 июня 2013г. 01:33 Очень хорошо сказано Вами, Мария! Многие из тех, которых на заре перестройки принесла в монастыри жажда любви Христовой, сильно покалечены... Особенно это касается монахинь, к сожалению. Рада увидеть Вас здесь. Ольга. Роман, Россия 07 августа 2012г. 22:10 Как приятно в вашем обществе! Поклон м. Серафиме и Марии Игнатьевой - читать вас очень интересно! По существу. 1. Если мне не изменяет память был такой случай в истории Оптиной когда прп. Исаакий 1 хотел поставить экономом одного строгого (жесткого?) монаха, а братия была против.  прп. Исаакий обратился к прп. Амвросий и тот сказал что он на стороне братии. Моя леность не позволяет не проверить этого факта но если кто может будьте добры.

http://bogoslov.ru/article/2692518

Да и размах планов Владыки кое-кого раздражал, так как угрожал в перспективе спокойной жизни. Владыка часто бывал в приходах Волоколамской епархии. Народ любил его, ждал на службах, Владыка отвечал им взаимностью... Как и было обещано, 22 сентября, в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого , в монастыре состоялось торжественное богослужение. Стоял сухой, солнечный, не по-осеннему теплый день. Божественную литургию совершали митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Дюссельдорфский Лонгин. Им сослужили архимандрит Гавриил (ныне митрополит Болгарской Церкви) и игумен афонского монастыря Ставроникита схиархимандрит Василий, другие священнослужители. Успенский собор с настенными росписями, частично сохранившимися, с его резным иконостасом был прекрасен. Светлыми и вдохновенными были лица людей. Звучали церковные песнопения. От ворот монастыря ко входу в собор бежали дети, старухи, верующие и просто любопытные. Но радовались все одинаково. В воздухе, в пространстве над монастырем были разлиты радость, великая благодать. ... Был совершен торжественный крестный ход. За Владыкой бежали люди и подставляли свои лица под капли воды, которыми щедрой рукой Владыка кропил всё вокруг. Затем гости, в том числе и мы, прихожане, поехали в Спирово, потом в Волоколамск, где в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище для гостей была приготовлена трапеза. Поездка и этот праздник надолго запомнились нам, прихожанам. Вспоминаю, как однажды Владыка пригласил прихожан помочь на сельскохозяйственных работах в совхозе, с которым монастырь поддерживал связи. Откликнулись многие. Приехав в монастырь, мы тут же получили задание и отправились на поле на прополку свеклы. Автобус ушел, и наша группа осталась на огромном поле, где не было никаких укрытий, не виднелось жилья. Работали тихо, добросовестно. Никаких криков, песен, перекуров и обедов. Над полем, высоко-высоко, пел жаворонок... Когда к вечеру мы, уставшие, вернулись в монастырь, к нам вышел Владыка и поблагодарил за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Будучи всегда глубоко религиозным человеком, Владыка, еще будучи мирским, познакомился со святейшим патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Их отношения со временем приняли характер самой интимной дружбы. По словам Владыки Максима, св. Патриарх доверял ему самые затаенные мысли и чувства. Так например, в одной из бесед, Святейший патриарх Тихон высказал Владыке Максиму (тогда еще просто доктору) свои мучительные сомнения в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он все более и более с ужасом убеждался, что предел «политическим» требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви. Незадолго же до своей кончины Святейший Патриарх высказал мысль о том, что по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу – будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Поэтому, Патриарх Тихон благословил профессору доктору Жижиленко принять тайное монашество, а затем, в случае, если в ближайшем будущем высшая церковная иерархия изменит Христу и уступить советской власти духовную свободу Церкви, – стать епископом. Михаил Александрович выполнил волю покойного патриарха Тихона и в 1927 г., когда митрополит Сергий издал свою известную декларацию, – принял тайное монашество с именем Максима. Про покойного исповедника веры Христовой существовали в Москве различные легенды. Передавали, между прочим, что сам Патриарх Тихон, яко бы указал на него, как на будущего патриарха Церкви православной в освобожденной России. Слух этот имеет основание лишь в том, что он пользовался горячей любовью первого местоблюстителя патриаршего престола, который лично знал его хорошо и, по всей вероятности, высказывал где-нибудь свое мнение об епископе Максиме, как достойнейшем призвания патриарха. Когда в Серпухове появился тайно новый «самочинный» епископ, рукоположенный в Петрограде «мятежным» и запрещенным епископом Димитрием (Гдовским), возглавлявшим тогда, по преемству от митрополита Иосифа, всю оппозицию митрополиту Сергию, и верующие москвичи узнали в лице нового владыки епископа Максима «Таганского», то это событие произвело очень большое впечатление. В Серпухове в самое короткое время все 18 приходов перешли к новому епископу т. е. к оппозиции. В соседней Коломне произошло тоже самое. Звенигород, Волоколамск, Переяславль Залесский и другие города в значительной части приходов последовали примеру Серпухова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010