Горнее место – место за престолом в алтаре, где ставятся на возвышеньи кафедра епископа и по бокам сидения для пресвитеров. Двунадесятые, или дванадесятые, праздники – двенадцать (церковнослав.: дванадесять – двенадцать) праздников годового круга богослужения в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Девять из них имеют постоянную дату празднования: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Крещение Господне (Богоявление) (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) (все даты – по старому стилю). Три из числа двунадесятых праздников – подвижные и совершаются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим – в последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница) – на пятидесятый день (в седьмое воскресенье) после Пасхи. Праздник Пасхи не входит в число двенадцати, поскольку он есть высочайший – «праздник праздников и торжество торжеств». Двупеснец – см. Канон. Держава – сила, власть, утверждение, у крепление. Диаконик (диаконник) – южное отделение алтаря (в древней Церкви это было помещение вне алтаря), в котором хранятся священные вещи, находящиеся в ведении диакона: ризы, богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия и кресты, дарохранительницы и проч. Южные двери алтаря, ведущие в это отделение, называются диаконскими. Дикирий – двусвечник, употребляемый при архиерейском священноелужении; знаменует два естества Иисуса Христа – Божеское и человеческое. Во время богослужени я архиерей с трикирием в правой руке и дикирием в левой крестообразно осеняет и благословляет молящихся. См. также Трикирий. Догмат – богооткровенная истина, исповедуемая и преподаваемая Святой Церковью как непререкаемое и неизменное правило веры, основанное на Священном Писании. Краткое изложение основных православных догматов дано в Символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По свидетельству современников лицо Марии Егоровны, прежде грубое и некрасивое, просветлело, стало приятным и бледным. В одном из монастырей она приняла монашество, позже была пострижена в схиму. Подвижница носила на спине тяжёлый мешок с камнями, и на вопрос, зачем она его носит, отвечала: «Так легче ходить». Перед революцией пустынница Мария жила в горах в пещере, при ней была келейница, которая вычитывала ей молитвенное правило. Однажды в Драндском мужском монастыре монах, обслуживающий в монастырской гостинице приезжих, узнав, что раба Божия Е. приехала их Сухуми, рассказал ей о пустыннице Марии, её землячке. И на вопрос рабы Божией Е.: «А нельзя ли к ней пройти?» Ответил: – Нет, река сильно разлилась от дождей, не пройдёте. Может она сама придет. – А как же она может прийти, если вода разлилась? – Пустынница Мария ходит по воде как посуху!» В книге «Святые подвижницы Восточной Церкви» можно найти упоминание о том, что Господь по молитвам святой девственницы Пиамы († 337 г.) явил чудо «задержания»: жители соседней общины, замыслившие уничтожить всех жителей общины, в которой жила прозорливица, по молитве прозорливой праведницы, не смогли приблизиться к их селению. Они остановились и не могли сдвинуться с места, при этом им было открыто, что задерживает их молитва праведницы. Они были вынуждены прислать своих послов и просить мира. Известно, что святая девственница Пиама жила уединенно, принимала пищу лишь через день, почти всё время молилась, лишь несколько часов в день пряла лен. Верующим читающим по благословению духовника молитву задержания знакомы такие строки: «И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Города Ярославля тогда еще не было, Ярослав разбил свой шатер на стрелке при впадении в Волгу реки Которосли. Там явился ему пророк Илия и сказал: «Ставь здесь храм мой». Ярославль начался с храма Илии пророка. Затем, спускаясь ниже, князь пришел в город Волок на Ламе, но этот город ему не понравился и он перешел в другое место, двумя верстами восточнее. Там вновь явился ему пророк Илия и тоже сказал: «Ставь здесь храм». Неведомая судьба соединяет историю России с этим пророком–ревнителем. Так появился новый Волок на Ламе — будущий Волоколамск.  Историческая роль Волока на Ламе в значительной мере определялась его положением на великом речном пути. Всем известен путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным через Ладожское озеро, Западную Двину, систему волоков в верховье Днепра и сам Днепр. Но помимо этого торгового пути был и волжский, от Балтийского моря и озера Ильмень — к Волге и на Восток. Он проходил и через наши лесные речушки: Ламу, Клязьму, Шошу. В окрестностях Волоколамска находят следы древних поселений — в том числе, обломки варяжских судов. В мою «епархию» входит не только Волоколамский, но еще и Шаховской, и Лотошинский районы. Наша деревня, к сожалению, находится в полном упадке. Если в городах уже лет 15 как начался поворот к вере, то до деревни эта волна еще не дошла, зато разложение нравственности коснулось: раньше было плохо, а сейчас еще хуже. Помню еще в первые годы моего епископства ехали мы как–то с одного из приходов и заблудились. Решили спросить дорогу в ближайшей деревне. На деревенской улице народу никого не было, зато возле магазина оживление: стоят мужики и «осуществляют». Спросили мы, как до Волоколамска доехать, а они смотрят на нас так, как будто название «Волоколамск» первый раз в жизни услышали. Был и трагикомический случай. Проезжали мы село Пьяньково — было у нас такое село и названию своему оно вполне соответствовало. Погода была ужасная: дождь, ветер. Уже выехали за село, смотрим — мужичок по дороге идет. Несчастный такой, весь замерз, промок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

До реставрации 1970-1980-х годов сохранялись нижние части этих киотов на южном фасаде: керамические сноповидные капители, служившие своеобразными базами, над которыми сохранилось по несколько рядов срубленных тычков от колонок. В ходе реставрационных работ киот в восточной закомаре южного фасада был полностью восстановлен, а киот в центральной закомаре восстановлен частично. Почти точно по середине стены опоясывает тонкий карниз, переходящий в свою очередь в карниз значительно пониженных апсид. Под восточной закомарой северного фасада и под закомарами восточного фасада сохранился так называемый бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. Наружные лопатки отвечают крестчатым столпам в интерьере собора, хотя и несколько не совпадают с последними по осям. Вероятно, к концу XVIII столетия относится растёска окон в алтаре и над порталами. Основанием для реставрации стали остатки арочных перемычек как снаружи, так и изнутри. В ходе реставрационных работ в конце 80-х гг. ХХ века храму частично возвращены первоначальные формы. Как свидетельствует историк искусства Ю.Г. Малков, собор по своим архитектурно-конструктивным особенностям может быть включён в круг памятников московского зодчества, но тяжеловесность, архаичность и упрощённость его форм всё же несут на себе печать некоторого провинциализма. Исследователь отмечает, что другой возмищенский храм - Кирилловский, не сохранившийся до нашего времени современник Богородице-Рождественского собора, построен тверскими зодчими. Это и неудивительно, поскольку Волоколамск был в известной степени и политически, и культурно связан с Тверью. Особый интерес во внутреннем убранстве Богородице-Рождественского храма представляют необычные пирамидальные ниши, помещённые внутри столпов и алтарных стен, а также первичные росписи, которые были созданы вскоре после возведения монастырского собора. Среди многих образцов, находящихся в храме на Возмищах, особое внимание привлекает современный список иконы Божией Матери " Волоколамская " .

http://sobory.ru/article/?object=00396

Горский Лев,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Стефан Никифоров († до 1861 г), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, на Теплых станах, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Громов Петр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Илья Петров, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Филиппиевская в Мещанской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Грузинский Сергей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евгений Сергеев, диакон; Москва, Никитский сорок, Василие-Кесарийская в Тверской Ямской слободе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Гумилевский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1869 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Гумилевский Петр,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Гурьев Виктор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Петр Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Иоанно-Предтечевская на Земляном валу церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4 об.). Гусев Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Кондратиев († до 1867 г.), диакон; Московская губерния, Серпухов, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Десницкий Павел,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Алексей Павлов, диакон; Москва, Замоскворецкий сорок, Иоанна Воина, что на Калужской улице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Диаконов Семен,родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Алексей Афанасьев († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Пахрино, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Беляев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Косьмин, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 45). Березкин Александр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор (Георгий) Петров Березкин, заштатный (после 1873 г.) священник; Московская губерния, Волоколамск. Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 11; д. 2067, л. 17). Беседкин Павел, родился около 1860 г.; образование домашнее, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Феодор Романов Беседкин, отставной лекарский помощник, коллежский регистратор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 3). Бобцев Иван, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иосиф Иванов Бобцев († до 1874 г.) диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Аносин Борисоглебский девичий монастырь, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 23; д. 2067, л. 17 об.). Боголепов Василий, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Василий Боголепов, заштатный диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Иоакиманское, церковь во имя святых Иоакима и Анны (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Боголепов Иван, родился около 1853 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор Симеонов Боголепов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, Зосимовская пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 21; д. 2067, л. 17). Боголюбов Димитрий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иван Васильев († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 14). Богословский Александр, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10 об., ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2007, л. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борис Васильевич, князь Волоцкий (1462–1494), сын Василия Васильевича Темного, родился в Москве в 1449 г. По смерти отца получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу. Вместе с Иваном III ходил в походы на Новгород (1471–1478), воевал против хана Ахмата, осадившего Алексин (1472), «стоял на Угре» (1480), «ходил на Тверь» (1485–1486). В 1491 г. по требованию великого князя «высылал воевод» на помощь крымскому хану Менгли-Гирею, воевавшему против ханов Золотой Орды. Неоднократно вступал в конфликт с Иваном III и даже «отъезжал» от него, ища защиты у Литвы, Пскова, Углича. Умер в Рузе в 1494 г., погребен в московском Архангельском соборе. 327 Агаряне – потомки Измаила, сына Агари, служанки и наложницы ветхозаветного патриарха Авраама. Магометане почитают Агарь как родоначальницу и совершают паломничество к ее гробнице в Мекке. В Древней Руси «агарянами» называли кочевые народы Востока. В 1237 г. Волоколамск был разорен войсками хана Батыя, а в 1293 г. его «повоевал» татарский царевич Дюдень. По сообщению Московского летописного свода XV в., «новгородци прислаша... Семена Климовича к царевичю Дюденю на Волок со многыми дары. Дюдень же возвратися с Волока, много зла створив христьянам». 328 Эта легенда о спасении Новгорода от монголо-татарского нашествия, подробно изложенная в Волоколамском патерике, восходит к сообщению Хронографа редакции 1512 г., составителем которой был Досифей Топорков. В статье Хронографа «О шествии Батыа в Новгородскую землю» рассказывается, что после разгрома Торжка «Батый... поиде к Новугороду и за сто верст воротися, заступи бо его Бог и святаа Богородица. Глаголют же, яко виде Михаила-архангела, стояща со оружием и возбраняюща ему» (см. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 399). 329 Мартын – дед Пафнутия Боровского, был крещеным татарским баскаком из города Боровска. Видимо, крещение он принял под угрозой смерти, которая нависла над ним в 70–80-е годы XIV в. в связи с народным движением против татар в русских княжествах. 330 Источником этого эпизода Патерика является Повесть об убиении Батыя в ее хронографической версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким. В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре. Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков.

http://sobory.ru/article/?object=00396

22 декабря 1676 г. подана к подписи (св. патриарха) Волоколамской соборной церкви Воскресения Христова грамота протопопа Иоанна Павлова. 10 марта 1692 г., по благословенной грамоте, дан антиминс города Волоколамска в соборную церковь Воскресения Христова под росписку той же церкви протопопа Иоанна. В 1715 г. в городе Волоколамске соборная церковь Воскресения Христова каменная да другая церковь деревянная во имя Николая чудотворца. В 1775 г. из Волоколамской воеводской канцелярии при рапорте московскому губернатору графу Остерману представлена опись города Волоколамска, в которой упоминается: «город Волоколамск в котором году строением начат и совершен и по чему повелению, о том в Волоколамской воеводской канцелярии по делам известия нет; токмо церковь соборная из белого камня построена во время княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого, сына великого князя Василия Васильевича Московского Темного, о чем значит в той церкви в иконостасе надпись, и во время приходу польского короля взят не был… И ныне в городе в земляной осыпи соборная церковь, а поправка и починка сей церкви была после опустошения в приход короля польского в 1693 г. и ныне в твердости. При той соборной церкви каменная новая колокольня». По писцовым книгам 1626 г. Волоколамского уезда, в Рахове стану, вотчина Воскресения Христова, что внутри города, пустошь, что было село Михайловское, да к той же пустоши припущено в пашню пустошь, что была деревня Кузилинская, пашни 100 четвертей в поле. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г. Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV – начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Волоколамск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В XV-XVI веках на месте Петропавловской церкви на посадской земле существовал Власьевский женский монастырь, который пользовался особым покровительством удельных Волоцких князей, особенно князя Бориса Васильевича Волоцкого. Здесь в этой обители почти 30 лет провела подвижническую жизнь инокиня Мария (Марина Санина) – мать святого преподобного игумена Иосифа Волоцкого. Когда польско-литовские интервенты в начале XVII века разорили и сожгла деревянный Власьевский монастырь, его восстановили на средства Успенской Иосифо-Волоцкой обители. К ней же он был приписан и получал от большого монастыря необходимые средства для содержания монашествующих. В 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана по прошению настоятеля Успенского монастыря архимандрита Николая над могилой схимонахини Марии возвели каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря. Во второй половине XVIII века после упразднения обители, Петропавловский храм стал приходским. В 1767-1770 гг. в его трапезе на средства прихожан устроили теплую придельную церковь во имя святого Алексия человека Божия. В 1827-1830 гг. трапезную церковь разобрали с устройством двух приделов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святого Алексия человека Божия. В 1884-1886 гг. трапезную Петропавловской церкви с колокольней вновь перестроили по проекту архитектора С.И.Бородина. При церковной ограде упоминалась каменная часовня.Настоятелем Петропавловской церкви с 1917 г. состоял священник Иоанн Ильич Кочетов. В годы советской власти храм был закрыт и сильно перестроен. Были снесены глава и колокольня, перестроено внутреннее пространство, пробита для гаражных ворот южная стена четверика, пристроены хозяйственные постройки. Долгое время в храме располагался Волоколамский хлебозавод. По настоящее время храм занят коммунальным учреждением.

http://sobory.ru/article/?object=09100

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010