Местоположение имеет на ровном и болотистом месте, имеющем покос при реках с восточной стороны, именуемой Сестра, а с полуденной – небольшой Струга, впадающей в близлежащее от сего монастыря озеро. Окружается к западу и отчасти к югу еловой рощей; с восточной и северной тремя большими прудами. Этот монастырь основан в 6977/1469 году первоначально построенной деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, по благословению Геннадия, Архиепископа Новгородского, а по прошению Князя Бориса Васильевича Волоколамского, помощью сего Князя и собственными трудами Преподобного Иосифа. Сей Преподобный родился близ Волоколамска, постриженик Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. Быв под его наставлением 18 лет, вёл жизнь свою добродетельно; потом по кончине Преподобного Пафнутия, поставлен Игуменом Боровскому монастырю и, пробыв в оном два года, возвратился в свою родину Волоколамск, где и построил, как выше сказано, сию обитель. По некоторому времени сооружены в сем монастыре ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Успения же Пресвятой Богородицы; 2) во имя Богоявления Господня с трапезой и 3) церковь во имя Одигитрии Смоленской, иждивением помянутого Князя Бориса Волоколамского и детей его. Церковь же Петра и Павла сооружена иждивением некоторого Царского вельможи, именем Григория. В настоящее время в монастыре сем находятся следующие строения: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ обширная и высокая, о пяти главах, во имя Успения Пресвятой Богородицы, с высоким крыльцом о 23 ступенях, старинной архитектуры, с крытой с трёх сторон вокруг церкви папертью и со всходами. Внутри 4 столпа, да два за иконостасом, восьмигранные; церковь длиной 27, шириной 25 аршин, на западной стороне имеет большие хоры. Иконостас хороший, почти гладкий, пряный и вызолоченный; иконы хорошо украшенные, живопись по стенам прекрасная архитектурная и лепная по розовой земле. Внизу оной церкви, сказывают, прежде была усыпальница или кладбище монашеское братское; но по явлению мощей сего Преподобного сделана церковь равной величины с верхней, во имя Преподобного Иосифа с двумя приделами, по правую сторону Живоначальной Троицы, а по левую Рождества Пресвятой Богородицы, украшена очень изрядно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пр. Даниил сперва 10 лет жил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где и пострижен был; проведя потом два года в пустыне, перешёл в Переяславский Горицкий монастырь; здесь подвизался он 30 лет и был архимандритом; любимым подвигом его было принимать и покоить странных, погребать умерших бедняков, которых он своими руками переносил в убогий дом, а потом в могилу. Здесь-то, на месте убогого дома, поставлено было им сперва несколько келий, а с 1508 г. устроилось полное общежитие, и пр. настоятель (в 1510 г.) переселился из Горицкого для управления общежитием Троицкой обители. На 81 г. от рождения св. старец переселился на небо, уважаемый князьями и народом 376 . Пр. Иосиф, знаменитый защитник св. веры, был столько же усердным подвижником благочестия. Постриженный пр. Пафнутием Боровским, он по кончине его был избран в игумены. Иосиф был самым пламенным чтителем общежительного чина монашества. Он предлагал чин сей Боровской братии; и когда предложение не было принято, тайно скрылся из обители. В виде простого послушника пришёл в Белозерский Кириллов монастырь и несколько годов изучал опытом установления Кириллова общежития, не знаемый никем. Когда же узнали в нём не безграмотного послушника, каким он казался, он возвратился в Пафнутиеву обитель, снова предложил братии общежитие: предложение опять было отвергнуто, и Иосиф (в 1479 г.) удалился с несколькими братиями в Волоколамск, испросил у князя место для обители и устроил её по чину общежития. Впоследствии он изобразил на письме устав Волоколамского монастыря, отличающийся особенной строгостью. 37 лет пробыв начальником устроенной им обители, пр. Иосиф скончался в 1516 г. Александр, основатель Свирского монастыря, ещё в юности соблюдал строгий пост, вкушая раз в день, и молился по ночам. Родители дивились тому, а мать со скорбью говорила: зачем ты так изнуряешь себя? Он отвечал: зачем ты отклоняешь меня от святаго воздержания? Родители хотели, чтобы он вступил в брак, но он скрылся в Валаамский монастырь; здесь, постригшись, пробыл 13 лет, и в 1487 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Проникновение московских князей в эту новгородскую волость, управлявшуюся их наместниками совместно с новгородскими посадниками, началось исподволь по старинному образцу (путем всякого рода «примыслов»). Так, Василий I уже в 1423 г. завещал своей жене Софье «примысел» — волость Кистьму в Бежецком Верхе. Новгородская волость Вологда простиралась по верхнему течению Сухоны от Кубенского озера на западе. Это был важный речной путь. Он вел на Устюг, а оттуда по Двине — в Поморье. Перебравшись через волок, из Вологды можно было добраться и до реки Шексны, а по ней — на Белоозеро. На юг от Вологды находилась великокняжеская Кострома. Поэтому понятна особая заинтересованность Москвы в обладании Вологдой. Управляли здесь совместно наместники московские и посадники новгородские. Вологда была городом с развитыми промыслами и торговлей. Ее богатство составляли северные меха. В Тотьме на Сухоне между Вологдой и Устюгом варили соль. С товарами, поступавшими из центральных русских районов, вологжане ездили на Устюг и Двину. Через Вологду на Двину в караванах, состоявших из 11 лодей, плыли, преодолевая волок, старцы Троицкого монастыря. В Вологде находился и двор Кирилло-Белозерского монастыря. Проникновение Москвы в Вологодский край относится к началу здесь широкой монастырской колонизации. Первый в этом крае общежительный (Прилуцкий) монастырь основал в 5 верстах от Вологды ученик Сергия Радонежского Дмитрий (умер в 1391 г.). Московские князья действовали, используя право завещать, свои «прикупы» и «примыслы» своим женам. Так, Василий I в 1423 г. завещал своей жене Софье волость Ухтюжку, Брюховскую слободку и села Федора Свибла на Вологде и в Тошне. К числу новгородских волостей принадлежал и Волок на Ламе (Волоколамск). Он находился на водоразделе между бассейном Оки и Новгородской землей. С древности через Волок шел путь из Новгорода в верховья Волги. Волоколамские церкви Николы Мокрого (покровителя путешественников) и Николы Гостунского (покровителя купцов, торговавших льном) говорили о торговом значении города.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Покровская церковь в советское время не закрывалась. Священник Владимир Покровский в 1932-1935 гг. находился в ссылке в Казахстане (после возвращения служил в Покровской церкви). В ссылке был убит диакон Владимир Осташевский. Староста церкви Кузьма Николаевич Матвеев был расстрелян. В XX веке служение продолжили священнослужители: священник Иоанн Николаевич Беляев до начала 1930-х годов, диакон Владимир Осташевский с 1909 г., священник Владимир Павлович Покровский с 1936 по 1937 г.г. Покровская церковь в советское время не закрывалась, но репрессии во время гонений коснулись как клириков, так и мирян. Так диакон Владимир Осташевский, который кроме служения в церкви Покрова одновременно состоял при Волоколамской тюремной часовне, а также вёл в соборе Волоколамского кремля хоровое пение, обучая бесплатно детей, был арестован, осуждён и отправлен в ссылку, где был убит. Священник Владимир Покровский в 1932-1935 гг. находился в ссылке в Казахстане (после возвращения служил в церкви Покрова). Староста храма Кузьма Николаевич Матвеев был расстрелян в 1938 году. Несмотря на этот ужас, его супруга Наталья Константиновна Матвеева, стала старостой вместо него и милостью Божией пребывала в этой должности до своей кончины в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1960 году. В 1938 году в церковь Покрова назначается настоятелем протоиерей Георгий Иванович Зельницкий. Во время Великой Отечественной войны, когда в Волоколамске были немцы, отец Георгий сообщал, что из храма оккупантами были похищены все лучшие облачения, серебряная дароносица, убит церковный староста и его дочь. В дальнейшем протоиерей Георгий овдовел, принял монашество с именем Иннокентий и определён в число братии Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1949-го года постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода уже архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Винницкого и Браславского; в 1951 году назначен епископом Курским и Белгородским, в 1958 году – архиепископом Ростовским и Новочеркасским, с 1961 – Архангельским и Холмогорским, с 16 ноября того же года – Тамбовским и Мичуринским. Скончался архиепископ Иннокентий в 1968 году в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=03213

У владыки Новгородского были наместники в Новгороде, Пскове и также иногда в незначительных городах, каков Волоколамск, где несколько времени состоял наместником владыки Геннадия преподобный Иосиф Волоколамский. Были наместники и у Казанского владыки (в 1556 г.), и у прочих наших архиепископов и епископов даже под конец настоящего периода. В должность наместников избираемы были, судя по некоторым ясным и прямым свидетельствам, лица духовного звания, преимущественно монашествующие, отчего и назывались иногда наместниками черными, хотя из других сохранившихся свидетельств об этих наместниках никак нельзя видеть, какого звания они были, а есть свидетельства и о наместниках светских. Власть наместников была весьма обширна: они как бы заменяли собою своих епархиальных владык в тех округах, которые владыки им поручали. Здесь ведению наместников подлежали все церкви и монастыри, все духовенство, белое и монашествующее, и по управлению, и по суду, и по собиранию пошлин. Но при такой многосложности своих обязанностей и при обширности округов эти главные помощники епархиальных архиереев не могли непосредственно уследить за всеми членами вверенного им духовенства и сами нуждались в помощниках. Были в епархиальном ведомстве и другие служебные лица, которым поручались меньшие округи и в них одни только приходские церкви и одно белое духовенство: то были старосты поповские, или священнические. О поповских старостах в епархии митрополита не раз упоминается почти с самого начала настоящего периода. В Новгородской епархии они существовали под названием соборских старост, в Новгороде и Пскове по семи в каждом, сколько было местных Соборов, а Соборами в том и другом городе, как мы знаем, назывались те церкви, к которым причислялось по нескольку других приходских церквей вместе с их священнослужителями. Эти-то священнослужители, и составлявшие собственно Собор при избранной церкви, – так как они обязывались собираться в ней по временам для соборных богослужений и для совещаний о делах церковных – избирали из среды себя одного старосту и подчинялись ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) Защита слабых и борьба с ересью. 21 декабря, 2012 Защита слабых и борьба с ересью. Житие Преподобного Иосифа Волоцкого (Волоколамского). Содержание статьи Память 9/22 сентября Детство и отрочество Преподобного Иосифа Волцкого (Волоколамского) Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) — святой Русской Православной Церкви, церковный деятель. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился 31 октября 1439 года в дворянской семье. Его отец владел селом Язвище, недалеко от Волока Ламского (ныне — город Волоколамск) и состоял на службе у удельного князя Бориса Волоцкого. О детстве и отрочестве Преподобного Иосифа известно не много. В семилетнем возрасте он поступил в учение к старцу Волоколамской обители Арсению Леженке. Способный отрок всего за один год изучил Псалтирь. Еще за год — Священное Писание. Впоследствии Псалтирь, Евангелие, Апостол он читал наизусть. В двадцатилетнем возрасте юноша принял монашеский постриг с именем Иосиф в честь подвижника Иосифа Прекрасного. Восемнадцать лет Иосиф Волоцкий прожил в Боровском монастыре под руководством старца Пафнутия. Пятнадцать лет вместе с Иосифом в келье жил его тяжелобольной отец, постриженный в иночество по благословению Пафнутия Боровского. Иосиф ухаживал за родителем вплоть до его кончины. Мать, братья и племянники Иосифа Волоцкого также приняли постриг. В монастыре Иосиф стал не только чтецом и певцом во время богослужения, но экклесиархом (уставщиком). После смерти Пафнутия Боровского в 1477 году настоятелем обители стал Иосиф Волоцкий. Но уже в 1479 году он покинул монастырь из-за разногласий с великим князем Иоанном III, а также из-за недовольства братии его усилиями по внедрению в обители строгого общежительного устава, такого как в Киево-Печерском или Троице-Сергиевом монастырях. Два года Иосиф Волоцкий вместе со старцем Герасимом Черным странствовал, посещая различные монастыри. Считается, что в Кирилло-Белозерской обители он познакомился с Нилом Сорским, с которым впоследствии дискутировал. Спустя два года после оставления Боровской обители, Иосиф вновь вернулся туда, но ненадолго. В мае 1479 года он вновь покинул монастырь. Монастырь Успения Богородицы

http://pravmir.ru/iosif-volockij/

Y Kлючebck. ibid.. cmp. 238. прим. 1; мы имели под руками Волоколамск. ркп. 632, в которой приведенное место – л. 64. – Что «установление празднования известному святому на соборах 1547-го и 1549-го годов не условливалось существованием жития я канона, которые можно было бы петь и читать в церкви в день его памяти», как утверждает В. О. Ключевский , – ibid. cmp. 223 fin., и в чем мы с ним не согласны, не смотря на все признание нами достоинств его прекрасной книги, это видно: во-первых, из того, что на соборе 1547-го года были канонизованы некоторые такие святые, которые оставались еще без житий и канонов, и наоборот не были канонизованы такие святые, которые имели уже жития и каноны; во-вторых, из того, что некоторые святые, у которых были жития и каноны, канонизованы были не к общему празднованию, как бы следовало по Ключевскому. – стр. 226, а к местному. Нет сведений о времени написания служб по крайней мере половине или даже более чем половине святых канонизованных на соборе 1547-го года к общему празднованию (которых всех – по меньшему счету 11-ть, а по большему – 14-ть), и несомненно, что большая часть неизвестных по времени своего происхождения служб написаны после собора 1547-го года. Существовали до собора 1547-го года жития и службы: Евфимия архиепископа Новгородского, Стефана епископа Пермского, преподобных: Евфимия Суздальская Саввы Вишерского и Евфросина Псковского, и однако они не были канонизованы на соборе 1547-го года, а были канонизованы уже на соборе 1549-го года: это необходимо понимать так, что не смотря на существование житий их и служб им, митрополит удостоверился в праве их на канонизацию как чудотворцев только по обыску, произведенному после собора 1547-го года. Канонизован был на соборе 1547-го года подтвердительно к местному, а не к общему, празднованию, не смотря на существование жития и службы, епископ Тверской Арсений. Предполагать, чтобы митрополиту с собором остались неизвестными житие Арсения и служба ему. нельзя, ибо на соборе присутствовал Тверской епископ, и необходимо понимать дело так, что Арсений был признан не достаточно большим или прославленным чудотворцем для того, чтобы быть канонизованным к общему празднованию. Впрочем, и В-ий О-ч на конце своего исследования, при подведении общих итогов, поправляет себя и признает, что «чудеса были необходимым условием для церковного прославления святаго», – стр. 423 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса. В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель. " Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил " . Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда памятуя, что " похоти ленивого убивают " (Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

Когда мне исполнилось пятнадцать лет, я попросил отца Леонида Ролдугина взять меня в алтарь. Он согласился. С тех пор я начал регулярно прислуживать в алтаре и читать за богослужением. Поначалу Владыка Питирим разрешил мне участвовать в богослужениях только по будням, так как лицам, не достигшим восемнадцати лет, принимать участие в церковной службе в те годы запрещалось. Но очень вскоре Владыка закрыл глаза на этот запрет, и я стал ходить в алтарь на все службы, в том числе воскресные и праздничные. За архиерейскими службами я иподиаконствовал. В пасхальные и рождественские дни Владыка Питирим брал меня в свои архипастырские поездки в Волоколамск. И там он служил столь же торжественно, что и в Москве. Еще будучи учеником музыкальной школы, я начал, по приглашению Владыки, сотрудничать с Издательским отделом: печатал статьи по церковной музыке в «Журнале Московской Патриархии», занимался редактурой и корректурой литургических книг, в частности, некоторых томов богослужебной Минеи. Это сотрудничество продолжилось и во время моей учебы в Консерватории и даже тогда, когда я служил в армии. Уходя на военную службу, я получил благословение Владыки Питирима, который напутствовал меня образом святителя Феодосия Черниговского. А когда через два года вернулся из армии, Владыка предложил мне поступить на работу к нему в отдел. Я ответил отказом, так как не мыслил себя кадровым сотрудником синодального учреждения. Владыка удивился: «Тогда скажи, чего ты хочешь, а я на все соглашусь». Я сказал, что хочу быть священником и служить алтарю. Сошлись на том, что я буду готовиться к поступлению в семинарию, работая одновременно алтарником в храме Воскресения Словущего и оставаясь внештатным сотрудником отдела. Издательский отдел, возглавлявшийся Владыкой Питиримом на протяжении тридцати лет, был мощной кузницей кадров для Русской Православной Церкви. Некоторые воспитанники Владыки впоследствии стали архиереями, наместниками монастырей, ведущими сотрудниками синодальных учреждений. Во времена моей юности в «команду» Владыки входили диакон Леонид Емельянов (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон), диакон Николай Моисеев (ныне епископ Брянский и Севский Феофилакт), Владимир Грезин (ныне епископ Пермский и Соликамский Иринарх), Георгий Шевкунов (ныне наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон), Всеволод Чаплин (ныне протоиерей, заместитель Председателя ОВЦС). Думаю, что все они, занявшие ныне высокие и ответственные посты в Церкви, хранят в сердце добрую память о Владыке Питириме.

http://pravoslavie.ru/43979.html

Боголепов Дмитрий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Николай Дмитриев, дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Денисьево, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 11 об.). Боголепов Иван, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Николай Васильев, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Яропольч, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 28 об.). Боголюбский Алексей, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Семен Андреев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Рубцево (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 32 об.). Боголюбский Егор, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Семен Андреев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Рубцево, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 15 об.). Богословский Дмитрий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Афанасий Евфимиев († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Рузский уезд, село Теплое, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 29 об.). Бриллиантов Евгений, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Иванов, дьячок; Московская губерния, Рузский уезд, село Горбово, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 22 об.). Былов Алексей, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Николай Васильев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Вележев Николай, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Павел Григорьев, дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Татаринцово, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 27 об.). Величкин Алексей, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Василий Семенов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Тимашево, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 27 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010