659. Владыка Софроний, митр. Черкасский и Каневский Украинской Православной Церкви. Любовь – главная заповедь Святителя Луки [Текст]/владыка Софроний, митр. Черкасский и Каневский Украинской Православ. Церкви//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 176–179. 660. Козовенко, М. Н. Переславский собор Феодора Стратилата как место воцерковления земского хирурга В.Ф. Ясенецкого-Войно [Текст]/М. Н. Козовенко//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 127–135. 661. Малашин, Г. В. «Фактор Войно-Ясенецкого»: роль Святителя Луки в восстановлении церковной жизни в Красноярском крае в 1941–1943 гг. [Текст]/Г. В. Малашин, Г. А. Рощупкин, иерей Сергий Савельев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 160–166. 662. Когонашвили, Г. Опальный епископ [Текст]/Г. Когонашвили//Респ. Крым. 2013. 12 дек. С. 12: фот. О следственных донесениях на святителя-хирурга Луку (Войно-Ясенецкого) . 663. Стуканцева, Л. П. Благословение на всю жизнь [Текст]: [автор считает, что благословение свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в 1931 году пребывает с ней всю жизнь]/ Любовь Петровна Стуканцева; подгот. Людмила Селиванова//Вестн. Архангельской митрополии. 2013. 5 (сент.-окт.). С. 18–19: фот. (Свидетели чуда). 664. Когонашвили, Г. Как святитель Лука тунгусов благословлял [Текст]/Г. Когонашвили//Респ. Крым. 2013. 5 сент. С. 11: фот. 665. Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского [Текст]: святитель-хирург/сост. Алексей Сергеев. Саратов: Изд-во Саратов. Митрополии, 2012. 78 с. 666. Молимся о здравии [Текст]: канон акафисты, читаемые в недугах и болезнях. Клин: Христиан. жизнь, 2012. 224 с. В том числе, акафист, молитвы святому, житие святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Из Батоо катехизатор Павел Сайто был вместе с благочестивым христианином Иеремией, – депутатами от Церкви пришли просить помощи на построение Церкви в Батоо; землю они купили и четыреста ен на постройку Церкви пожертвовали, но нужно семьсот; просят от меня триста. Я сказал, что не могу дать так много; пожертвую двадцать пять ен и иконы для Церкви и посоветовал уменьшить размеры здания так, чтобы постройка обошлась не больше наличности денег, или же не строить предложенный в здании второй этаж. Феодор Янсен, семинарист, опять приходил проситься в Россию. Убедил его оставить свое желание; пообещал впоследствии, когда построится Сибирская железная дорога, отпустить его месяца на два-три повидать Россию. Сказал, чтобы имел в виду для себя здесь служение – сначала чтеца в Соборе и проповедника в городе, а когда достигнет двадцати пяти лет и женится, – протодиакона и тоже проповедника, впоследствии же священника. 29 марта/10 апреля 1899. Понедельник пятой недели Великого Поста. Из Вакамацу, на Сикоку, был христианин Роман Оохаси, собственно к Церкви в Фукурои принадлежащий и живущий там у брата, который на службе. Говорил, что Стефан Камой, катехизатор в Кокура, посещающий Вакамацу, имеет там ныне двоих слушателей учения. 30 марта/11 апреля 1899. Вторник пятой недели Великого Поста. О. Петр Кано пишет: просят опять туда, в Одавара, о. Павла Савабе, чтобы исповедать тех, которые еще стесняются открывать свою душу пред ним, о. Петром. Кстати, и одна христианка с своим внуком, телеграфистом, из Одавар а сегодня была. Это – мать умершего здесь в семинарии ученика Мияги; очень бойкая старуха, бывшая во вражде с о. Петром; ныне она с ним мирна, но с женою о. Петра, как видно, еще на ножах; все время разговор сводила на нее, как она-де груба и ссорлива. Внука привела к ушному врачу. 31 марта/12 апреля 1899. Среда пятой недели Великого Поста. Согласно приглашению на днях (чрез молодого чиновника из Кунайсё, привезенного и пригласительного билета), был сегодня на завтраке у оберцеремониймейстера Санномия, близ Синагавской станции, в красном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Но по поводу этого главного предмета, акафист, как мы видели, прославляет также и «одушевленный храм», послуживший таинству боговоплощения, – Богородицу. Позднее нашли нужным усилить в нем прославление Богоматери и с этою целью внесли в него ублажения ей. П. Маас опять таки верно указал, что источник их нужно искать в гомилиях о Богородице: первый образец их дал уже св. Кирилл александрийский в одной из своих бесед, произнесенных на Ефесском соборе 109 . В виду того, что акафист издавна служил кондаком на Благовещение, нужно полагать, что он предназначался для этого праздника. Это доказывается и тем, что св. Роман, по-видимому, подражал акафисту в своем кондаке на Благовещение. Таким образом анализ акафиста заставляет нас искать происхождения памяти субботы пятой седмицы поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют нас и некоторые древние уставные предписания касательно данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. В патмосском списке устава в. церкви о ней стоит такое замечание: «в какую седмицу повелит патриарх, в среднюю ли (т. е. в 4-ую), или в следующую за ней, бывает во Влахернах бдение» с акафистом 110 . В гроттаферратской триоди Δ.β.IV над службой субботы пятой седмицы стоит такое заглавие: «канон Пресвятой Богородице, поемый с акафистом за 5 дней до Благовещения». Таким образом здесь память субботы является как бы предпразднеством к последнему. В триоди лавры св. Афанасия Г-25 данная служба указывается во вторник 6-ой седмицы. Связь ее с Благовещением видна и из того, что Многие ее песнопения берутся из службы на этот праздник. Поэтому вернее всего думать, как это делает и П. Маас 111 , что в рассматриваемой памяти мы имеем дело с перенесенным праздником Благовещения. Основание для такого предположения дают другие разобранные нами выше аналогичные памяти 40-цы. Как было сказано выше, лишь Трулльский собор разрешил праздновать Благовещение, в какой бы день 40-цы оно ни случилось: до этого же разрешения, несомненно, с данным праздником поступали точно так же, как и с другими памятями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

6) Содержащаяся в ркп. XV Синодальной библиотеки 428, по описанию архимандрита Владимира 321, л 143–144 об.), ρμηνεα ες τν ναρξιν τς λειτουργας (чин одной проскомидии) 7 требует пяти просфор. Формулы поминовения на четвертой и пятой просфоре (эти просфоры обозначаются словами: κα λαβν τραν προσφορν λγει, л. 144 об.) такие: на четвертой просфоре: «еще молимся о благочестивых и нашем (имярек), об отце нашем игумене и всех во Христе братиях, о плодоносящих и доброделающих, об освобождении плененных, о в море плавающих, о в немощи лежащих, о ненавидящих и богохранимых царях – Андронике и Ирине 8 , о архиепископе любящих нас, о заповедавших нам недостойным (молиться за них), о находящихся в пустынях, горах, пещерах и ущельях земли и всех и вся»; на пятой просфоре: «еще молимся о благочестивых приснопамятных царях и ктиторах, и всех зде лежащих и повсюду православных, и всех и вся». 7) В рукописном евхологионе 1528 года, хранящемся в ризнице Троице-Сергиевой Лавры 9 , положено пять просфор. На четвертой просфоре (ετα λαμβνων τραν προσφορν ) с вященник, как и по теперешнему славянскому служебнику, произносит: «о всяком епископстве православных, епископе нашем (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, и всем священническом и монашеском чине, игумене (имя рек), братиях и сослужебниках наших, пресвитерах, диаконах, и всех братиях, их же призвал еси в Твое служение (διακοναν), Твоим благоутробием всеблагий Владыко; принесшем (дары), имярек, и за кого принес (πρ το προσηνεγκτος το δενος κα πρ ν τ δρα προσγαγε ) . Потом поминает, их же имеет, живых по имени, и кого хочет, пли кого должен, и так взимает частицу». На пятой просфоре (ν τ τρ προσφορ) : «о памяти и оставлении грехов блаженных создателей святыя обители сея. Потом поминает рукоположившего его архиерея и других, их же хощет по имени, и Софрония таха (τχα) и конечне глаголет так: и всех в надежде воскресения, жизни вечныя, и Твоего общения умерших православных отец и братий наших, человеколюбче Господи. И взимает частицы», (л. 4 и об.). На поле, против слов: « τραν προσφορν …τ τρ προσφορ»стоят цифры: Δ’. и Е».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Важнейшие церковные нормы, имеющие утверждение монарха, и важнейшие распоряжения по церковному управлению, состоявшиеся по повелению монарха, не могут не иметь юридической силы. Церковное правообразование, как и всякое другое правообразование, совершается среди народа и в территориальных границах государства; поэтому в церковном правообразовании, как и во всяком другом, монарх есть верховный субъект правообразования, а не обыкновенный мирянин, который бы подчинялся законам, устанавливаемым духовною иерархией, состоящей из его подданных. Церковное право в объективном смысле не есть право божественное, Самим Богом непосредственно установленное; оно есть человеческое право, по отношению к которому монарх имеет значение верховного правообразующего фактора, которое, уже по этой одной причине, не может не иметь юридического характера22. § 5. Церковное право общее и местное. Церковное право и каноническое право (jus ecclesiasticum и jus canonicum) 23 Так как христианский религиозный союз распался на несколько церквей с вероисповедными особенностями, то единого церковного права для всего христианства не существует!.. Так как, далее, из христианских вероисповеданий только в западно-католическом церковь в юридическом смысле совпадает с церковью в историческом смысле; то в отношении к западно-католическому церковному праву только и уместно различие права общего или универсального (jus universale), простирающего свое действие на всю западную церковь , и местного или партикулярного (jus particulare), составляющего особенность какой-либо отдельной католической страны. В отношении к евангелическим церквам различение это недопустимо24. Что касается автокефальных церквей восточного православия, то универсальное или общецерковное право возможно в принципе, как продукт законодательной деятельности вселенского собора, который имел бы составиться в будущем. Церковное же право, составляющее продукт законодательной деятельности древних вселенских соборов и действующее в автокефальных церквах постольку, поскольку оно применимо к изменившимся отношениям времен, мест и народов, и поскольку оно утвердилось силой обычая или рецензировано национальным церковным законодательством, есть право одинаковое, сходное в отдельных церквах, а не право единое или общее в юридическом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

И этот шаг разом «удомашнивает» звериную стихию власти, лишает ее образ пугающих, грозных черт. Власти можно более не страшиться, и почему бы не поддаться ее обаянию, почему бы не поиграть в нее? Почему бы не помечтать о далеком триумфе, когда «подготовительные работы» завершатся, нация изберет представителей и проводит своего коронованного благодетеля на заслуженный покой, заменив ему любовью и восхищением те чувства и переживания, какие царям давно прошедших времен давало сознание личной харизмы? Мы-то понимаем почему. Потому же, почему нельзя пускать продрогшую лису погреться в заячий домик. Потому что и более сильные люди, чем Александр Павлович, не могли устоять перед властью власти. Тем более если ее сладость не уравновешена горечью самопожертвования, ее размах не ограничен личным смирением, а ее «богоподобие» не обеспечено глубиной личной веры. Брут и Алексей По дворцовой легенде, Павел как-то заметил на столе сына книжку о Бруте; в ответ он послал ему историческое сочинение о непослушном царевиче Алексее Петровиче. Диалог… В действительности же вплоть до середины 1799-го Павел Петрович спокойно поглядывал в сторону сына. Даже когда ниточка одного из заговоров 1798-го от фаворитического семейства Зубовых потянулась к великому князю и его кружку, ревнивый монарх не дал хода документам, легшим ему на стол. Он куда больше — и справедливо! — страшился тогда козней возлюбленной жены, Марии Феодоровны, и подконтрольного ей «нелидовского» кружка. И если бы не полубезумный донос полковника Батурина (которому великокняжеский кружок зачем-то доверил некоторые из своих проектов) о намерении заговорщиков превратить Сибирь в новую Вандею; если бы не совпавшая с доносом по времени публикация свидетельств сговора отца бедной Елизаветы Алексеевны с вождями Французской республики — кружок не был бы разметан по четырем концам света; издевки над сыном не превзошли бы обычной меры. А главное — не возникла бы реальная угроза новым царственным упованиям Александра Павловича и при Павле Петровиче не появился бы юный принц Евгений Вюртембергский. Насколько были справедливы слухи о готовности Павла совершить то, что не удалось Екатерине, переназначить наследника по своему усмотрению, сломать принцип — им же закрепленный! — престолопреемства, превратить российский трон в приватную собственность русского царя — неизвестно. И не столь важно. Даже если монарх дразнил сына, грозил ему: «Ужо тебе!» — все равно, сын не мог до конца быть уверен, что дерзкая затея не осуществится. Он и сам, благодаря Екатерине, чуть было не стал участником схожей интриги; он и сам не понимал, что самовластное распоряжение «царской вакансией» не дозволено даже царю; он и сам спустя годы и годы подпишет юридически двусмысленное распоряжение о передаче скипетра и державы младшему брату Николаю — через голову брата Константина, как бы прижизненно завещает империю…

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Писании, Евфимий трактует «духовно»: проповедь Илии и Еноха, жена, гонимая от змия, «глад крепкий». В соответствии с представлениями страннического согласия Евфимий учил, что в антихристовы времена истинные христиане должны спасаться, убегая в «горы, вертепы и пропасти земныя» ( Мальцев. Староверы-странники. С. 123-131). В XIX в. учение об А. по-прежнему занимало важное место в духовной жизни староверов, о чем свидетельствует широкое бытование более ранних эсхатологических сочинений. Новые аспекты темы А. в интерпретации старообрядцев, во многом навеянные переведенными на рус. язык сочинениями И. Г. Юнга-Штиллинга («Победная повесть христианской религии». СПб., 1815; «Угроз Световостоков». СПб., 1806-1815. 8 т.), были связаны с личностью имп. Наполеона I и нашествием франц. армии на Россию (см. Отечественная война 1812 г .). Идеи Юнга-Штиллинга о том, что события во Франции свидетельствуют о конце света, а Наполеон - это последний А., оказались близки рус. об-ву, в т. ч. староверам, особенно беспоповцам-федосеевцам. Наиболее ревностным последователем нем. мыслителя среди старообрядцев оказался С. С. Гнусин , наставник жен. общины Преображенского кладбища , с именем к-рого старообрядческая традиция связывает написанную ок. 1820 г. «Книгу о антихристе, нарицаемую Глубина премудрости Божией или Откровение тайны Божией» (РГБ. Егор. 906). В 2 основных частях «Книги» - «Слове святого и преподобного отца нашего Ефрема Сирина о антихристе протолковано многими святыми отцы» и «Слове мученика Ипполита, папы Римского, в толковании же многих св. отцов» - объясняются «Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» прп. Ефрема Сирина и соч. мч. Ипполита Римского «О Христе и антихристе», для чего автор использует выдержки (более 300) из творений свт. Иоанна Златоустого, преподобных Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, свт. Василия Великого, прп. Максима Пелопоннесского, свт. Климента Александрийского, прп. Нила Сорского, из «Ареопагитик», а также из сочинений свт. Димитрия Ростовского, митр. Стефана (Яворского), расколоучителей - Аввакума, Федора и мн. др. «Книга» содержит также «много... своего сочинения, согласующегося всему Священному Писанию на нынешнее время» (Л. 13). Гнусин понимает А. «духовно», во многом повторяя высказывания «новых» («внешних») авторов, более всего Юнга-Штиллинга: «А как явится такой монарх или завоеватель, который стремится будет ко всемирному обладанию и соединит в лице своем духовную власть со свецкою, дабы иметь в его возможность истребить христианскую веру... то сей-то монарх будет зверь, владычествовати прежде в Риме... Зверь есть земная власть, стремячаяся к господствованию над всем миром, над всем человечеством вместо Бога и творящая себе поклонников» (Л. 62 об., 74). Хотя легко можно понять, что речь идет о Наполеоне, его имя упоминается лишь один раз.

http://pravenc.ru/text/115828.html

Отв. Бюрократия способна узурпировать власть монарха в том случае, если ему самому усвояется значение только главной управительной власти в государстве. Очевидно, если монарх обладает исключительно полнотой управительной власти, является исключительно верховным управителем государства, то все управление должно производиться лично им самим, а всякое проявление самодеятельности нации в государственном управлении должно почитаться уже узурпацией его власти. Но так как монарх физически не может осуществлять все управление государством сам лично, то приходится прибегать к чиновничеству, которое действует именем монарха везде и повсюду. Однако, по тем же условиям физической невозможности, монарх лишен средств, контролировать лица и учреждения, действующие в управлении его именем. С другой стороны, и само общество не правоспособно не только контролировать действия правительства, но и предавать их огласке и обсуждению публично. Так бывает во всех случаях, когда монарх считается старшим правителем государства, а правительство отождествляется с понятием верховной власти. В действительности власть монарха должна быть тем, что она есть по смыслу самой монархии, а именно – властью верховной. Она-то, верховная власть, вместе с нацией составляет государство. Организуемое ею, в видах управления страной, правительство есть сила служебная, которой народ подчиняется не ради нее самой, а ради верховной власти. Как уже замечено, являясь подданными по отношению к верховной власти, члены нации для правительства суть граждане. Установляя для управления страной закон, монарх правительству поручает следить только за его исполнением. Если монарх не считается только правителем, только первым из бюрократов, и власть его понимается, как власть верховная, охватывающая все силы и все власти, какие порождаются нацией, – все эти силы должны быть одинаково ему близки и допустимы, ибо все они находятся под его верховенством, и хотя бы все государство находилось в ведении общественного управления, монарх не лишается этим своего верховенства. Таким образом, при понимании власти монарха, как власти верховной, другими словами, при правильном понимании самой монархии, общественное самоуправление вполне допустимо, и нет необходимости все управление государством поручать бюрократии. А этим-то и предотвращается ее перерождение из силы необходимой и полезной в силу вредную для государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

390. Козовенко, М. Н. Золотоношский период в жизни земского врача В.Ф. Ясенецкого-Войно (май-сентябрь 1908) [Текст]/М. Н. Козовенко//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 104–113. 391. Марчик, В. В. К вопросу о кодексе профессиональной этики православного врача России [Текст]/В. В. Марчик, С. С. Шестопалов, Н. К. Шестопалова//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 205–219. 392. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: анестезия верхней конечности. От истории к современности [Текст]/И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 66–71. 393. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: местные анестетики. От истории к современности [Текст]/И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 71–78. 394. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: регионарная анестезия. От истории к современности [Текст]/И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 79–82. 395. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: обезболивание черепно-мозговых нервов [Текст]/И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 82–87. 396. Яковлев, А. Е. О значимости хирургической деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого в период Великой Отечественной войны [Текст]/А. Е. Яковлев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 193–200. 397. Яковлев, А. Е. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: анестезия нервов нижней конечности [Текст]/А. Е. Яковлев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.– практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 200–202.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010