Теперь у Иоанна возникал вопрос, как долго продолжится такое положение вещей, доколе вместе с грешниками, достойными страданий, будут страдать и праведники, и получают ли эти последние какую-либо награду за свои страдания и свое терпение? Явления пятой и шестой печатей служат ответом на эти вопросы. При снятии пятой печати Иоанн уже не слышит голоса: «иди» (и смотри), как это было при снятии первых четырех. Между снятием печати и самим явлением нет ничего посредствующего. Опущение объясняется не тем, что здесь недостает всадника 386 , к которому бы мог быть обращен голос животного, но тем, что явления первых печатей раскрывали перед Иоанном происходящее в мире, как происходящее по повелению Божию, на что и указывал голос ρχου – пусть совершается; явление же пятой объясняет то, что совершается как следствие наличности предыдущих явлений, и потому нет нужды в посредствующем голосе. В ответ на вопрос, в каком состоянии находятся умершие христианские мученики, Иоанн видит их души под небесным жертвенником (ποκτω το θυσιαστηρου). Этот жертвенник не есть тот престол, который Иоанн видел в 4 гл. окруженным светильниками, животными и старцами и на котором был Сидящий. Жертвенник – совершенно особое место и особый предмет апокалиптического видения. Был ли он в видении и прежде, или нет, об этом Иоанн умалчивает; может быть, и был, и если о нем говорится только теперь, то лишь вследствие того, что он служит местом, где видимы души. Если мы допустим 387 , что небесный храм видения Иоанна (4:1–2) представлялся взору тайнозрителя подобием ветхозаветной скинии, то престол нужно представлять стоящим на месте святое святых скинии, а этот жертвенник, на который теперь обратил внимание Иоанн, жертвенником всесожжения ( Лев. 4:7; 5:9 ), стоящим на дворе народа для принесения на нем жертв 388 . Внизу (под) около 389 этого жертвенника, как бы жертвы уже принесенные и сожженные находились души (ψυχαν) в собственном смысле этого слова 390 , т.е. бессмертные души, а не образы (εδωλα) 391 умерших людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Внимание героев «Идиота» концентрируется автором на главах с пятой по девятую последней книги Св. Писания. Лебедев настаивает на цитате из шестой книги где, в частности, говорится об открытии третьей и четвертой печатей. В речах Ипполита имеются прямые и косвенные ссылки на пятую и восьмую главы, где содержится стих о звезде Полынь, а также на девятую с отворением кладезя бездны. В пятой главе драмой, которая обнаруживается перед запечатанной книгой, является само открытие ее («Я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу» — Ап 5, 4). В романе открытие конверта является для Ипполита, пусть даже на личном, частном уровне, актом крайне важным, вопросом жизни и смерти. Никто его не слушает. Даже князь, обеспокоенный и погруженный в свои дела, не уделяет юноше внимания и не в состоянии помочь ему. Чтение Ипполита не во время и не в том месте определяет крушение этого персонажа, умирающего в тоске и одиночестве. В Откровении Иоанна Христос, «Агнец закланный», — единственный, достойный снять с книги печать и раскрыть ее значение. «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Ап 5, 9). Остановлюсь на этом стихе, важном для понимания последней книги Св. Писания, потому что он освещает существенную проблему, которую упускают все герои. Тот, кто может раскрыть смысл коллективной и личной истории, — не Христос, полный света и красоты, о каком Достоевский говорит в письмах, а «Агнец закланный», принявший на себя безобразие мрачной и унизительной смерти и ее последствия . Именно эти стихи пятой книги важны для понимания значения образа «Христа во гробе», поставленного писателем в центр «объяснения» и всего романа. Ключом к «Идиоту» является, на мой взгляд, именно этот текст в тексте, введенный в другой текст в тексте. Картина, которую рассматривают три героя, кажется в романе не только зрительной материализацией вопроса Ипполита о приговоренных к смерти, но также возвращением под иным углом зрения к размышлениям Мышкина на эту же тему, высказанным в первый день его пребывания в Петербурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Григорием Нисским 13 . Но, сколько книг числом было издано Василием против Евномия, о том молчат и Григорий Нисский , и все прочие современники Василия. Только на основании некоторых побочных указаний можно полагать, что лишь в VI веке, т. е. два века уже спустя после смерти Василия, в церковном обращении находились все теперешние пять книг против Евномия 14 , и что в этом же составе знал Васильево сочинение и известный библиофил патриарх Фотий 15 . Не подлежит сомнению далее, и то, что средневековая греческая церковь читала также пять книг против Евномия, так как во всех известных в настоящее время греческих рукописях творений св. Василия две последние книги приписываются именно ему, и притом всегда в качестве четвертой и пятой части одного и того же сочинения. Правда, Комбефиз, ученый XVI века, в свое время заявлял, что он не нашел двух последних книг в одном важном манускрипте Парижской королевской (теперь: национальной) библиотеки, но это показание Комбефиза впоследствии не подтвердилось: напротив оказалось, что все шесть кодексов Васильевых творений, существующие в названной библиотеке, содержали в себе полностью теперешние пять книг его против Евномия 16 . Такими образом, рукописное предание древности решительно стоит на стороне принадлежности Василию всех пяти книг против Евномия; во всех манускриптах последние две книги значатся, как подлинное творение Василия, и предлагаются, как продолжение первых трех, составляющее одно с ним сочинение. Однако, как ни единодушно свидетельство рукописей в пользу авторства Василия, оно все же само по себе было недостаточно для того, чтобы окончательно установить принадлежность ему всех пяти книг. Не говоря уже о том, что предание древности о четвертой и пятой книгах возникает поздно и не восходит далее VI-ro столетия, неустранимые сомнения к себе оно вызывает тем, что не находит ни малейшей опоры в содержании этих книг. Еще в средневековой греческой церкви, даже при той незначительной доле критицизма, какая возможна была тогда, было уже замечено несоответствие четвертой и пятой книг первым трем, и суждения о них стали колебаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Послание составлено и издано, и прежде всего учение, что под именем Иисуса церковь верует будто быв антихриста и что за царя, как держащегося той же веры, нельзя приносить пятую просфору на проскомидии? Если понимает, и, однако требует того, то значит и в нем, как в Антонии, осталась и крепко держится безпоповщинская закваска. Или он только лицемерит, отрекаясь от Окружного Послания, чтобы привлечь неокружников к общению с мнимыми окружниками, когда предоставляет им по-прежнему держаться их нечестивого учения о имени Иисус и о пятой просфоре? Но ведь это лицемерие еще более преступно. А такого рода попытки соединения с неокружниками действительно предпринимаются друзьями и учениками Швецова; только неокружники не настолько просты, чтобы вдаться в обман и ограничиться тем, что их не станут принуждать к изменению их учения о имени Иисус и пятой просфоре: они потребуют (и требуют), чтобы прежде всего сами окружники формально приняли эти их учения. Доказательство этому мы видим в недавнем соединенном собрания окружников и противуокружников, о котором и намерены сказать. Оно происходило 21 июня, в подмосковной деревне Новинках, в доме крестьянина Павла Белоносова. На собрание приглашены были старообрядцы обоих толков, противоокружники и окружники, из десяти окрестных деревень. Из Москвы прибыли некоторые граждане-старообрядцы с самим г. Брилиантовым, и с Рогожского Кладбища – поп Иван с дьяконом и дьячком. Это были представители мнимо-окружнической партии. А со стороны неокружников ораторами явились их попы: Фома, ногаткинский Василий и Иван. Народу было много, так что все не могли поместиться в доме, значительная часть стояла на улице, под окнами, которые были раскрыты. Здесь же под окнами, ради любопытства, находились некоторые из православных и единоверцев. На сходке происходили обычные крики и споры. Толковали же действительно о имени Иисус, относительно которого в Окружном Послании сказано, что под сим именем православные разумеют того же Христа Спасителя, которого старообрядцы почитают под именем Исус, и о пятой просфоре, которую Окружное Послание повелевает непременно приносить за царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Они же приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к Богослужению христианскому». Дивную помощь Одигитрии, благодатно поданную верующим, Церковь воспоминает и прославляет в субботу пятой недели великого поста, потому что первое избавление Константинополя помощью Одигитрии было около этого времени. Притом Матерь Божия есть споспешница и покаянию. Ее содействием православные побеждают врагов видимых и невидимых. Ее помощью Греки многократно побеждали неверующих, а Мария Египетская, воспоминаемая в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и в следующий воскресный день, победила грех свой. Богослужение, совершаемое в субботу пятой седмицы Четыредесятницы в честь Богородицы, называется похвалою и стоянием, потому что хвалебные песни Богородице первоначально принесены были верующими стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь Одигитрии, доселе совершаемое Церковью, называется акафистом или стоянием. «Не седальный же (акафист) речеся, зане просто стояще тогда вси людие Матери Слова песнь воспеша» 325 . Акафист, есть похвала (панегирик) Богоматери, составленный из 24 песней, – 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам Греческой азбуки. Составление акафиста приписывают некоторые Георгию Писидийскому, диакону великой Константинопольской Церкви, в половине VII века. Каждая песнь, начинаясь соответствующею ей по счету буквою алфавита; – кондак оканчивается псаломским аллилуиа, а икос – архангельским приветствием Богоматери: радуйся. Акафист оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она всегда спасала христиан от бедствий и напастей. В таком виде акафист произносится во все другие дни года, в начале или по окончании других церковных служб; но в субботу акафиста он входит в самый состав Богослужения и поется на утрени, и притом не весь вдруг, но раздельно – в промежутке других песней и чтений ее, – в 4 разные выхода. Каждое отделение начинается и оканчивается пением кондака: «взбранной воеводе» и проч. Обычай петь акафист утвердился после двух новых опытов избавления Константинополя заступлением Богоматери. Сначала праздник акафиста совершался только в Константинополе, и именно в том самом Влахернском храме, в котором хранилось чудодейственное изображение Божией Матери и священные остатки земной Ее жизни: риза и пояс Ее, и где народ, в ночь приступа к городу Аваров и Персов, совершал всенощное бдение Богоматери; но в IX веке праздник сей внесен в типик монастырей св. Саввы и Студийского и потом в триодь, и с того времени сделался всеобщим во всей Православной Церкви 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не подумай, говорит, что я скажу об этом всецело. Потому особенно я и прославляю его, и удивляюсь ему, и называю его мудрейшим, что он считал безумным делом — хвалить и прославлять самого себя. Если же он, видя необходимость, называл это дело безумием, то какого могут удостоиться прощения, какую могут иметь защиту те, которые без нужды говорят много о самих себе, или заставляют говорить и других? Итак, зная это, не будем только прославлять сказанное, но и подражать и соревновать и, забывая о правых делах своих, будем всегда помнить о грехах, чтобы мы могли себя и умерять, и, простираясь вперед, получить награду вышнего звания, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп. 1:18), и о смирении Эта беседа была произнесена в Антиохии за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно», доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос.   Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. — Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. — Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. — Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. — Подробное объяснение самих слов. — Увещание к молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Василием, укажем на различия, наблюдаемые между ними касательно догматической области. Правда, автор четвертой и пятой книг, как и Василий, вообще говоря, стоит на почве церковной, а потому и излагаемое им учение о св. Троице, защите которого против арианских заблуждений посвящены его книги, вполне тождественно с учением Василия. Но, оставаясь вполне православным по существу своих воззрений, исповедуя ту же веру в единосущную Троицу, что и Василий, автор рассматриваемых книг вносит в формулировку своего учения такие черты или оттенки, которые оставались совершенно чуждыми духу Васильева богословия и не могут быть усвоены ему. Таково учение четвертой и пятой книг о Св. Духе. Конечно, было бы напрасно искать в этих книгах ясно выраженного учения о filioque, как это делают иногда ; католические писатели; однако, Ипостась Духа, по источнику Своего бытия, так сближается здесь с Ипостасью Сына, что предлагаемое в них учение о Св. Духе приобретает характер, в некотором отношении благоприятный для этого догмата. Так, Св. Дух здесь называется «вечным Духом Бога и Сына», 45 «глаголом Сына»; 46 дважды утверждается, что «Дух от Бога через Сына». 47 Если первые два выражения о Духе и могут быть истолкованы, как богословская неточность, то последнее, дважды повторенное, включает в себя элемент несомненно близкий к filioque. В творениях же Василия Великого не только буквально такого выражения, но и подобного ему по мысли и форме, совсем не встречается. Впрочем, если в приведенном примере различие между автором последних двух книг и Василием касается лишь тонкого и трудно уловимого оттенка в самом понимании догмата о Св. Духе, то в области чисто терминологической оно выступает со всею ясностью, снова доходя до таких же прямых противоречий, образцы которых мы только что видели. В доказательство этого достаточно сослаться на употребление в четвертой и пятой книгах термина «рождение (γννημα)» в приложении к Сыну Божьему. Термин «рождение» вёл церковное происхождение; им пользовались многие знаменитые учителя древней церкви, – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Отсюда ясно, что семипросфорие явилось в нашей богослужебной практике не в XV веке, как говорит г. Одинцов (стр. 206), а известно было ещё даже в XI в. и вышло не из-под пера русского благочестивого писца – монаха (Ibid.), как смело утверждает наш автор, но имело за себя основание в практике церкви греческой. В наших служебниках относительно поминовения, при вынутии частиц из просфор, делается множество разнообразных указаний на подобие тех, которые мы видели в памятниках греческой церкви. По словам Нифонта, епископа новгородского XII в. заупокойную литургию всегда служити на трёх просфорах: «одна великая от неё отделяй Агнец, здесь мёртвый не поминается, а те две заупокой» (стр. 60). Три просфоры в XIV в. употреблялось тогда, когда литургия совершалась за болящего (стр. 119). . " При совершении проскомидии на трёх просфорах» в XV веке, на последней из них поминались святые, живые и умершие. Частицы из неё вынимались крестом (от чего и самая просфора называлась крестовою), на верхней частице поминались святые, на нижней епископство и весь священнический чин, на частице с правой стороны цари, бояре, игумен, если литургия совершалась в монастыре, и все живые; на частице с левой стороны – умершие» (стр. 207). В XIV веке «при четырёх просфорах, из второй просфоры вынималась частица в честь дневного святого, из третьей – за живых, из четвёртой – за умерших» (стр. 118). В тех служебниках, в которых число просфор достигает пяти, из второй просфоры вынимается часть в честь Богородицы, из третьей – в честь святых, из четвёртой – за живых и из пятой – за умерших (стр. 95, 11, 205). В памятниках с шестиричным числом просфор: «на четвёртой просфоре – поминается епископство и весь священнический и диаконский чин, на пятой – князья, игумен и все живые, а на шестой – все усопшие» (стр. 206). При совершении проскомидии на семи просфорах, первая назначалась для Агнца, из второй вынималась частица в честь Богородицы, из третьей – в честь святых, из четвёртой – за епископа и весь священнический чин, из пятой – за царей, из шестой – за игумена и всех живых, из седьмой – за усопших (ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Спасай взятых на смерть» – ещё один фильм-подвиг Виктора Егоровича Рыжко. На сей раз – о преступлении, совершаемом матерью, убивающей своё чадо в чреве, и врачей, получающих зарплату за убийства в государственных больницах. Сатанист Хрущёв легализовал аборты. И этот фильм – крик о помощи, который забыть невозможно. Вопль о спасении Русского Народа! Но и этого было мало: в 2016 году талантом, жертвенными трудами и воистину чудом Божиим Виктор Егорович издал грандиозный календарь «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Ничего подобного до него не было и, в условиях узурпации Русской Истории и Русской Культуры «пятой колонной», вряд ли предвидится в обозримом будущем. И снова подвиг амбразурного бойца: Рыжко становится одним из первых, кто открыто выступил против показа кощунственного фильма режиссёра а. учителя «Матильда». Все, кто хоть сколько-нибудь интересуются Отечественной Историей, знают, что М. Кшесинской не было на Коронации. Её допустили только до Кремлёвской набережной! Однако в этой «утке» она – среди Царственных Особ в Успенском Соборе Кремля! Вся вопиющая ложь, все порнографические подробности этого «фильма», снятого на деньги всё той же «пятой колонны», увы, не встретили должного сопротивления священноначалия. Но люди, Русские Люди, ничего не забыли, и выступления и интервью Виктора Егоровича были в эпицентре этого противостояния. Приведу лишь несколько строк из одного из его интервью: «Такие " учители " декаданса в искусстве – как раковая опухоль. Где они приложили усилия – там вырождение, разложение, смерть всего живого. Навязывание лжи и мерзости в прельстительной упаковке существует столетиями. Такие мёртвые духом люди действовали в качестве рассадников заразы, распространителей своего смертельного яда всегда и везде, во всех странах. И цель их всегда одна: ошельмовать, унизить высокое в сознании одураченных людей…». Увы, А.Учитель – один из самых профессиональных режиссёров современного кинематографа, поэтому и был избран «пятой колонной» для этого преступления. Наверное, о таких людях говорил Апостол Павел: « Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи» (Рим. 3: 13-14). Как человек высокого духа и огромного опыта, Виктор Егорович понимал всю глубину падения и масштаб последствий, и потому его ответом этой пошлой и преступной лжи стала ещё одна сага о Святых Царственных Мучениках – 20-серийный фильм «Тайну Цареву храни». В день Державной иконы Божией Матери в исконно Русском городе Орле состоялся премьерный показ первых трёх серий этого уникального фильма. Потрясённые зрители увидели Правду о событиях, предшествовавших Русской трагедии XX века, – из серий «Венчание на Царство», «Цусимская Голгофа», «Святая Русь». Николай Васильевич Гоголь называл подобное «слышанием вперёд».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/04/po...

  28. БЕСЕДА ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТ АПОСТОЛЬСКИМ ИЗРЕЧЕНИЕМ: «КАК БЫ НИ ПРОПОВЕДАЛИ ХРИСТА, ПРИТВОРНО ИЛИ ИСКРЕННО» (ФЛП. 1:18), И О СМИРЕНИИ. Эта беседа была произнесена в Антиохии за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно», доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. — Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. — Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. — Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. — Подробное объяснение самих слов. — Увещание к молитве.   29. БЕСЕДА НА СЛОВА: «ВДОВИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗБИРАЕМА НЕ МЕНЕЕ, КАК ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ» (1 ТИМ. 5:9), И О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, И О МИЛОСТЫНЕ. Достоинства вдовы. — Два рода вдов: бедные вдовы, которых питает церковь, и вдовы богатые. — От которых апостол требует, что бы они были шестидесяти лет от рода? — Очевидно от последних. — Там, где дело идет о помощи другим, нет надобности определять возраст. — Тог, кто страдает, хочет получить облегчение во всяком возрасте, и в каком бы то ни было состоянии. — Тогда были сонмы вдов, как теперь есть сонмы девственниц. — При составлении этих сонмов нужно поступать с благоразумием; отсюда и происходит совет о допущении в эти сонмы вдов, находящихся в таком возрасте, при котором у них не может являться желания возвратиться в мир. — Совет молодым вступать в брак относится только к тем вдовам, которые не выдерживали испытания вдовства. — Та, которая хочет быть допущена к достоинству вдовы, должна сначала доказать свою твердость делами. — Неудобства второго брака. — Дело вдовы — прежде всего хорошо воспитывать своих детей. — Во–вторых, совершать гостеприимство. — Должна служить бедным. — Увещание к совершению милостыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010