1. Послушай Христа, что вопиет» 583 . Некоторые требники, по-видимому, ничего не говорят об обряде умовения ног постригаемой 584 . Между рукописью, изданной Красносельцевым и греческим текстом замечается некоторое несоответствие в указаниях песнопений, положенных после умовения ног. После совершения умовения, инокини шли из притвора в церковь с пением пятой песни трипесненного канона утрени Великого пятка. У Красносельцева читаем: «входят в церковь , поюще тропарь глас 1: «К тебе утренюем милосердному, умывше нозе и предочистившеся тайне причастишася Божественне». Потом, на слава и ныне, указывается Богородичен: «Избави нас от бед наших Христа Бога...» 585 . Греческий текст, а в соответствии с ним и другие наши рукописные списки, а также старопечатные требники изобличают, что в рукописи, изданной Красносельцевым, произошло слияние ирмоса пятой песни с последующим тропарем в одно песнопение. На самом деле, сначала пели ирмос пятой песни: К тебе утренюю..., а потом – тропарь этой песни: «Омывше нозе и предочистившеся божественне...» 586 . На слава и ныне, Богородичен указан, как в греческом тексте, так и в наших славянских памятниках (кроме Соловецкой рукописи), «Великим даром сподобилася еси, единая пречистая Дево...». Далее, в порядке изложения чина, замечаем некоторое несоответствие между рукописными и печатными требниками в указе о пении антифонов на литургии. По рукописным требникам, начало литургии положено совершать в таком порядке: после великой ектении начинали петь антифоны, относящиеся к пострижению – «Хотех слезами омыти моих грехов, Господи, рукописание...». Во время пения третьего антифона, постригаемая приходила к царским вратам и здесь, при пении «Приидите поклонимся», падала ниц, и в таком положении оставалась до окончания Богородична «Иже тебе ради...». Затем, когда новопостриженная вставала, священник предлагал ей обычный постригальный вопрос: «почто пришла если, сестро…», и следовал ряд других вопросов. Таково изображение порядка начального момента литургии, и начала самого пострижения, по рукописным требникам 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Плавковский Сумбул, служилый землевладелец, поминание рода.– Л. 14, 14 об. Яков Фомин Путятины князья, служилые землевладельцы – Л. 11 Александра, супруга Давыда Никитина Анисья, супруга Григория Давыдова Марфа инокиня, в миру супруга Ивана Давыдова(?) Прасковья, инокиня Соломонида, супруга Матвея Давыдова Ульяна Фотинья, младшая дочь Григория Давыдова Григорий Давыдов, в монашестве Герасим, князь, поминание рода Давыд Никитин Иван Давыдов, Матвей Давыдов, Матвей Никитин Неклюд Давыдов Пятой – см. Савин Максим, Пятой   Ростовские-Хохолковы, князья, служилые землевладельцы – Л. 9 об. Марфа, супруга И. Д. Ростовского(?), в монашестве Мавра, † 16 марта 1596 г. Василий Иванович, Почуй, в монашестве Варлаам, поминание рода Иван Дмитриевич Петр Дмитриевич Большой Петр Дмитриевич Меньшой   Сабуров Афанасий Юрьев, поминание рода — Л. 19, 19 об. Сабуровы, служилые землевладельцы – Л. 22 Андрей Иванович, Кривой Григорий Иванович (?) Иван Иванович Иван Константинович, Сверчков Иван Федорович Иван Юрьевич Константин Федорович, Сверчок Симеон (Семен) Федорович, поминание рода Тимофей Константинович Федор Иванович, Поп Федот Федорович (?) Яков Иванович Анисья, инокиня, в миру супруга Андрея Ивановича Сабурова (?) Ксения, супруга Григория Сабурова Маремьяна инокиня, в миру Марфа, супруга С. Ф. Сабурова(?) Савин Максим, Пятой, иерей, поминание рода — Л. 21 Сампсон – см. Симеон Серапион, св., архиепископ Новгородский с 1506 г., отрешен от кафедры в 1509 г., † 16 мая 1516 г. на покое в Троице-Сергиевом монастыре — Л. 2 Серапион, игумен Коневского монастыря в начале 1-й четверти XVI в. — Л. 3 об. Сергий, в миру Симеон, архиепископ Новгородский с 1483 г., † 1504 г. на покое в Троице-Сергиевом монастыре — Л. 2 Симеон (Сампсон), архиепископ Новгородский с 1416 г., † 15 июня 1417 г.— Л. 2 Симеон–Созонт Иванович, Гордый, князь Московский, великий князь Владимирский с 1340 г., † 27 апреля 1353 г.— Л. 2 об. Симон, митрополит Московский и всея Руси с 1495 г., † 28 января 1511 г.— Л. 2 Спиридон, архиепископ Новгородский с 1229 г., † 1249 г.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Молитвословия В. п. отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва ев. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время В. п. в среды и пятницы, а также в Понедельник и Вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой Пятницы); по субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресенья, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – Литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня В. п. на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресенье В. п. имеет особое воспоминание: 1-е – память восстановления почитания икон в 842 году в Византии (Торжество Православия), 2-е – посвящено св. Григорию Паламе , византийскому богослову–исихасту (XIV в.); 3-е – поклонению Кресту, 4-е – св. Иоанну Лествичнику , 5-е – св. Марии Египетской, 6-е – Входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой педели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от вражеского нашествия, в память чего читается Великий Акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или «Суббота Акафиста»). Суббота шестой недели посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря ( Ин. 11, 1– 46 ). Последняя неделя В. п. называется Страстной седмицей. Тексты богослужений В. п. содержатся в Триоди постной, Великий Пяток (Великая Пятница) – пятница Страстной седмицы, в этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Великий Четверток (Великий Четверг) четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Так (говорит) Климент в четвертой книге Ипотипос. Икумений, Commentaria, t. I, р. 637 (ed. Morellus)– к II Kop. V, 16­Cramer, Catenae graecorum patrum in Novum Testamentum, V, р. 385 21 . Аще же и разумехом по плоти Христа. Подобно тому как для нас жить по плоти значит пребывать во грехах, а находиться вне их значит не жить по плоти, так и для Христа жить по плоти–подпасть естественным страстям, а не подпасть–не жить по плоти. Но как Он, говорит апостол, освободился, так и мы никогда не будем страждущими плотью 22 . Так [и] Климент в четвертой книге Ипотипос. Икумений, Commentaria, t. I, р. 645–к II Kop. VI, 11–12 ­Cramer, V, 391 23 . Сердце наше распространяя, чтобы научить вас всему; утесняется же во утробах ваших, т. е. в любви вашей к Богу, которой вы обязаны любить меня. Так (говорит) Климент в четвертой книге Ипотипос. V-aя книга. Евсевий, Н. E. I, 12. Наименование апостолов Спасителя всякому известно из евангелий, но списка семидесяти учеников нигде никакого нет. Однако передают, что одним из них был Варнава, о котором в различных местах и Деяния Апостолов 24 упоминали, не менее и Павел в послании к Галатам 25 . К ним, говорят, принадлежал и Сосфен 26 , писавший вместе с Павлом к коринфянам. Повествование Климента в пятой книге Ипотипос 27 . По этому повествованию одним из семидесяти учеников был и Кифа, о котором Павел 28 говорит: Егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, случайно соименный апостолу Петру ( μ νομοντυγχ νοντα). Максим Исповедник , Schol. in Dion. Migne, Patr. 5 gr., IV, coll. 225–226. Божественный Иоанн в Апокалипсисе 29 называет ангелов старцами, и в книге Товита 30 и у Климента в пятой книге Ипотипос мы прочли, что первых ангелов семь. Иоанн Мосх , Pratum spirituale, 176. Migne, Patr. 6 gr. LXXXVII, coll. 3045. Действительно они были крещены, как упоминает об этом Климент Строматевс в пятой книге Ипотипос. Ибо, изъясняя апостольское изречение, гласящее: Благодарю 31 Бога, яко ни единого от вас крестих, он говорит: передают, что Христос крестил одного только Петра, Петр же–Андрея, Андрей–Иакова и Иоанна, эти же–остальных 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

На журнале его, от 28 февраля, с пятью статьями, из которых по пятой статье положено дать строжайший выговор надзирателям Виленских духовных училищ Чернекевичу, Лечицкому, Орловскому и Будзиловичу, за их неаккуратность и нерадение по должности, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Утверждается. Но постановление правления в пятой статье сего журнала я нахожу слишком снисходительным. За изъяснённые в той статье беспорядки и нерадение надзиратели Виленских училищ заслуживают не напоминание, а строгое взыскание. Если допустить подобные упущения, то надзиратели будут для училищ не полезными наставниками, а вредными тунеядцами – вредными по соблазну, который они произведут между юношеством. В особенности непростительны сим надзирателям холодность и небрежение к святой молитве. Какая надежда, что они в священстве будут рачительны к общественному богослужению, будут скоры к духовной помощи своим прихожанам по первому призванию среди ночи, когда ныне ленятся явиться к общей молитве в самом заведении, в нескольких шагах. Какая надежда, что они подадут священный пример своим прихожанам, когда ныне не стыдятся предаваться леностному сну в то самое время, когда вверенные их попечению малютки приносят Господу Богу ангельские молитвы. Посему предлагаю правлению семинарии, кроме распоряжений, значащихся по пятой статье сего журнала, сделать ещё следующее: 1) в воздаяние хотя малое справедливости, из жалованья сказанных четырёх надзирателей, вовсе ими незаслуженного, взыскать по пяти рублей серебром и сии двадцать рублей отправить в пользу Попечительства о бедных духовного звания; 2) на счёт сих же надзирателей четыре свечи, каждую в полтину серебром, поставить в семинарской церкви пред местным образом Пресвятой Богородицы, да небесная сия Владычица прежнюю их холодность и небрежение загладит пред Господом Богом святыми своими молитвами и предстательством; 3) разыскать, где и каким образом провели те ж надзиратели ночь, в которую не находились в заведении, и о том сделать особое постановление; 4) распорядиться, чтобы каждый надзиратель списал для себя копию инструкции, для них предписанной; 5) напомнить им, надзирателям, что от их поведения и рачительности в нынешней должности зависеть будет совершенно дальнейшее их назначение, и первый из них, за которым будет обнаружено прежнее нерадение, определён будет послушником в строгий монастырь; 6) в случае, если сказанные четыре надзирателя окажутся вовсе несоответственными сей должности по неспособности или дурному поведению, представить мне на их места достойных кандидатов из семинаристов, не кончивших ещё учения; 7) справиться, как ведут себя надзиратели Жировицких училищ, и принять меры, чтобы и там не возникли подобные упущения, как в Виленских. 87. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 10 ноября 1850 года за 3513, о собрании сведений: все ли дети духовного ведомства знают молитвы на славянском языке, а также, где их знают прихожане

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Это удивительная служба, которая бывает лишь раз в году, на пятой неделе Великого поста. В среду вечером в храме целиком прочитывается весь Покаянный канон святого Андрея Критского, а вместе с ним житие древней святой, прославившейся своим подвигом покаяния. Длинная служба, на которой звучат проникновенные строки, полные сокрушения о своих грехах, и удивительная история о том, как величайшая блудница осознала свою нечистоту и, ища прощения Божьего, обрела святость, — это вершина великопостного покаянного пути. На следующий день после этой службы, в четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) В 2024 году Суббота Акафиста — 20 апреля. Великий акафист «Похвала Богородице» — единственный из акафистов, вписанный в богослужебный устав, и единственный звучащий в храме в дни Великого поста. Традиция петь его в храме установилась в Константинополе, не раз спасаемом Богоматерью от беды, а позже распространилась повсеместно — ведь у каждого верующего наверняка найдется, за что поблагодарить Небесную Заступницу. Этот акафист всегда поется вечером накануне субботы пятой недели Великого поста, почему она и называется Субботой Акафиста. Акафисты — это радостные хвалебные тексты, и в дни покаяния их не принято читать в церкви, тем более и без них много особых великопостных богослужений. Но на пятой неделе Четыредесятницы, в пятницу вечером, в храме вдруг звучит «радуйся!», обращенное к Пречистой Деве. Это удивительное богослужение дает огромную поддержку в момент, когда большая часть великопостного пути уже пройдена, и вот уже недалеко до Пасхи, но впереди самая трудная и ответственная часть пути — Страстная седмица. Лазарева суббота Лазарева суббота в 2024 году приходится на 27 апреля. В пятницу шестой недели заканчиваются 40 дней поста — собственно Четыредесятница. Лазарева суббота — это праздничный день, в который по уставу положено пищевое послабление, но не отмена поста. Этот и следующий день — небольшая передышка перед самым сложным этапом.

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

И это особенно требуется от нас, христиан! Не обидели ли подчиненных неровным отношением к ним, не заводили ли любимчиков, которым прощали все, вымещая на прочих свое раздражение? Не изводили ли подчиненных мелочными придирками, несправедливостью? . Господи, прости нас, грешных! 7. Мы грешим против пятой заповеди неуважением к старшим по возрасту. Пользуясь силой и молодостью, мы позволяем себе так относиться к людям старше себя, как будто это уже не люди, а слово «пенсионер» для нас стало каким-то ругательным словом. Особенно в больших городах люди, проработавшие всю свою жизнь, перенесшие весь ужас войны, разрухи, голода, вынесшие на своих плечах неисчислимые страдания, беды, трудности, получившие от государства заслуженное право на отдых, стали вдруг «мешать» более молодым. «Ох, уж эти пенсионеры! Сидели бы дома, нечего шататься по магазинам, поликлиникам, да загружать городской транспорт», то есть нечего вам больше жить, вы нам мешаете… Неужели кто-то их нас, христиан, еще работающих, осмеливался не только говорить вслух, в лицо пожилым людям уничижающие и обидные слова, но даже и думать так! Если вы виновны в этом поразительном по жестокости и отсутствию элементарного понятия грехе, задумайтесь: промелькнет как миг молодость, проскочит зрелость и наступит старость, и уже будут тебе тогда кричать: «Не мешай жить!» – и кайтесь в безумии и ожесточении своем. Господи, прости нас, грешных! 8. Мы грешим, и особенно монашествующие, живущие в монастырях, против пятой заповеди Закона Божия, неблагодарностью к благодетелям. Любой монастырь живет сейчас на добровольные подаяния благодетелей-богомольцев, то есть эти «надоедающие» нам богомольцы – наши кормильцы и поильцы. Как мы должны относиться к ним, как молиться за них! Тем более что мы-то живем в благодатном месте, хоть и свои у нас искушения, но разве сравнимо наше и их положение? Что их тянет посетить монастырь? Да желание отдохнуть от суеты, от грубости, от жестокости мира, желание сосредоточиться на молитве, услышать уставное богослужение. Если по нашей вине кто-либо из наших кормильцев, наших благодетелей не получит желанного утешения, то горе нам, поядающим дома вдовиц и сирот. Господи, прости нас, неблагодарных! 9. Тем еще мы согрешаем против пятой заповеди, что непочтительно относимся к пастырям Церкви, к своим духовньм отцам. Тут уж мы настолько распоясались и даем такую волю своим злым языкам, что не щадим ни белых клобуков, ни седин бедного сельского священника. Может быть, избегали и благословения, избегали и принимать Таинства от тех священников, которые казались нам недостойными.

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

В том же году патриарх, узнав о беспрепятственном и снисходительном совершении в гано-хорской епархии браков между лицами, состоящими в седьмой степени кровного родства и в пятой – свойства, известил (15 сентября) митрополита, чтобы он в брачной практике руководился синодальным томом и строго оценивал предлоги, представляемые в качестве основания к браку в указанных степенях родства 44 . С точки зрения этих принципов и оценивались частные случаи из брачной практики, причем имелись в виду историческая и каноническая οκονομα. Так, 20 ноября 1835 г. патриарх писал митрополиту Керкиры, что он может по мотивам снисхождения (συγκατβασις), – если они имеются, – повенчать графа (κντε) Стефана Вулгари с Стеллой Стриволе, находившихся в седьмой степени кровного родства 45 . В 1851 г. митрополиту Молдавии Вениамину было сообщено, что ни продолжительность брачного сожития архонта Николая Роснованиди с Анной Филиннеску, ни дети, которых, они имеют, не могут служить оправданием их незаконного брака, потому что они находятся в третьей степени свойства; их необходимо развести 46 . В следующем году, в ответ на просьбу этого митрополита, патриарх не разрешил повенчать лиц в четвертой и пятой степенях двухродного свойства 47 . В 1839 г. (января 31) патриарх известил архонта логофета Николая Кантакузина, что его сыну нельзя жениться на особе, находящейся с ним в третьей степени духовного родства 48 . В экзархии Метсова были подвергнуты епитимии женившиеся – один на двоюродной сестре, а другой – на племяннице своей мачехи (15 сентября 1835 г.) 49 . Но племяннику и племяннице греческого консула в Египте Михаила Досицы. повенчавшимся по неведению запрещения брака между родственниками в пятой степени, а равно и всем содействовавшим этому браку, синодальной грамотой от 1-го февраля 1838 г., подписанною четырьмя патриархами востока, было дано прощение 50 . В феврале 1840 г. архиерею и прокритам Моглен было отправлено синодальное послание с запрещением четверобрачия 51 . По прежнему не допускались браки лиц инославного вероисповедания и иностранцев с православными и турецкими подданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

2. О каком граде Божием и о каком спасении говорится в песни спасенных праведников? – В ближайшем историческом смысле под градом нужно разуметь Иерусалим Иудейский, где тогдашние Иудеи нашли чудесное спасение от нашествия грозных войск Сеннахирима. Но пророк в этом спасении видит образы спасения от всех врагов в царстве Мессии, в Церкви Христовой, которая и изображается под градом Божиим, куда приглашаются войти для спасения все верующие (26:1–3) и где учреждена трапеза Господа (в таинстве евхаристии) для получения блаженства и жизни вечной (25:6–8). Веру и упование на эту жизнь вечную и на воскресение из мертвых и выражают спасенные верующие в своей песни (26:19). Таким образом в этой пророческой песни изображаются времена Мессии во всей их совокупности от основания церкви воинствующей (града Божия), спасаемых верующих на земле, до воскресения из мертвых. Такое пророческое мессианское значение этой песни уясняется св. Церковью в пятой песни канонов, которая заимствует свое содержание из означенной песни Исаиных пророчеств. Например, в пятой песни «канона умилительного Господу Иисусу» говорится: «просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе Спасе мой; к тебе утреннюю Царю мира, просвети мя сиянием твоим: иного бо разве тебе Бога не знаю». А в пятой песни пасхального канона Св. Церковь подобно пророчеству Исаиному приглашает всех утревневать от ночи смертной к свету воскресения Христова, чтобы «узреть Христа, правды Солнце, всем жизнь возсиявающаго». 3. Как понимать слова стиха 15-го: «приложи им зла. Господи, приложи зла славным земли? – Это есть молитва благочестивых страдальцев к праведному Судье-Господу о наказании упорных врагов Божиих и Церкви, пользующихся своею силою на земле для преследования и убиения благочестивых, молитва о том, чтобы грозным судом Божиим водворена была правда Божия на земле, когда милость Божия не достигает того. Подобную молитву мы находим в Апокалипсисе св. ап. Иоанна, где души убиенных мучеников за веру вопиют к Господу: «доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу» (Ап.6:9–11)?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вопрос. Не запрещает ли вторая заповедь икон? Ответ. Запрещает боготворить их, но не запрещает почитать, как изображения священные, и употреблять их для благоговейного воспоминания дел Божиих и Святых Его, ибо в сем случае иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами. См. Григорий Великий Письма, кн. 9. Письмо 9 к Серен. Епископу». 192 В учении о четвертой заповеди, при объяснении того, что разумеется под именем седьмого дня или субботы в христианской Церкви, добавлено: «(кроме воскресного дня и другие) во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых (установленные праздники и посты). См. Православное Исповедание, ч. 3. вопрос 60. ч. 1; вопрос 88». 193 В учении о пятой заповеди вопрос: «как должно разуметь то, что почитающим родителей в заповеди обещается долголетность (или, как в изданиях 1823–1824 годов: «продолжение дней»)? с ответом на него изменен и дополнен следующим образом: «Вопрос. Для чего преимущественно к заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни? Ответ. Для того чтобы очевидною наградой сильнее побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок семейственной, а потом и всякой общественной жизни. Вопрос. Каким образом исполняется оное обещание? Ответ. Примеры древних патриархов или праотцов показывают, что Бог дает особенную силу благословению родителей. См. Быт. гл. 27. Благословение отчее утверждает домы чад. Сир.3:9 . Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». 194 бб) Новые доказательства из Священного Писания приведены в конце статьи о Браке (из 1Кор.7:8–9,32–33:38 ); 195 в учении о двенадцатом члене (из Мк.9:47–48 ), 196 в конце учения о пятом прошении Молитвы Господней (из Мф.5:23–24 и Рим.12:18 ); 197 в учении о пятой заповеди (о почтении к Государю, из 1Пет.2:17 ); 198 в учении о десятой заповеди (из Притч.15:26 ); 199 из писаний Св. Отец: в учении о первой заповеди (из писаний св. Василия Великого , Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского ); 200 в учении о пятой заповеди (из писаний св. Иоанна Дамаскина ) 201 и некоторые другие. Кроме того, в учении о пятом члене в подтверждение истины определения ада, как духовной темницы, сделана ссылка на Октоих гл. 5, стихиры 2, 4. 202 г) Наконец, что касается прибавлений для готовящихся или принадлежащих к военному званию, то поскольку они не стояли в связи с обстоятельствами и отношениями 1824–1827 годов, быв прямым последствием Высочайшего повеления 14 августа 1826 года, 203 мы их до времени оставим в стороне, а теперь перейдем к Краткому катехизису с Священной Историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010