«Да не будут люди ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобныя Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы Великого поста называется иногда стоянием Марии Египетской. ЧЕТВЕРТОК СЕДЬМИЦЫ. ВЕЛИКИЙ КАНОН. Умиления, Христе мой, образы даждь Поющим ныне канон Тебе великий. Этими словами начинается синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и говорит:«Великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхого и Нового завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до самого Христова вознесения и апостольския проповеди, научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнута, аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется». Великим канон называется по мыслям и воспоминаниям в нем содержащимся, ибо плодовит творец его, сложив его отлично от прочих канонов, которые заключают в себе по 30 и немного более тропарей, а этот 250 тропарей, из которых каждый источает неизреченную сладость. Посему этот Великий канон, приносящий великое умиление, и произносится в великой Четыредесятнице; и произносится дважды на повечериях первой седмицы раздельно, в четыре первые дня ее, а в четверток пятой седмицы Четыредесятницы на утрене весь в полном его составе совокупно с каноном этого дня. «Великий канон глаголем косно, — говорит Церковь, — и с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания (земные поклоны) три». Св. Мария Египетская. Вместе с Великим каноном для ободрения духовно труждающихся, Церковь произносит полное житие св. преподобныя Марии Египетской, показывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих,«целомудренны паки быти творить, и к Богу воздвижет, и не ниспадати ниже отчаятися если иногда некими прегрешении уловлены будем». Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Рубрики Коллекции Сегодня, 20 апреля, Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме… 20.04.2024 В субботу 20 апреля Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме Константинополя после чудесного избавления города от вражеского флота в 860 году. Согласно Преданию Церкви, флот погиб от поднявшейся бури, когда в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы. Изначально празднование совершалось только во Влахернском храме, где хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой. Позднее… 19.04.2024 Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской Четверг пятой седмицы (недели) Великого Поста, 18 апреля 2024 года, посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской. Накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершалась особая служба, которая в народе получила название «Мариино стояние». Это долгое вечернее богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают целиком ее житие и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, фактически на пятой седмице преподобная Мария Египетская вспоминается трижды – в среду вечером, в четверг и в воскресенье (в пятую Неделю Великого поста). Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Здесь гомилия обращается к молитве, и по традиции «Отче наш» рассматривается как образец. И в самом деле, это катехизическое поучение о молитве, а не толкование «Отче наш» в контексте последования причащения. Возможно, что эта гомилия появилась в то время, когда молитва Господня еще не была включена в состав литургии в качестве элемента последования причащения, и что именно поэтому толкование молитвы «Отче наш» было добавлено к первоначальному тексту гомилии позднее, когда эта молитва стала частью чина причащения 59 . Мы должны задаться вопросом: почему комментарий на молитву Господню был добавлен к пятой тайноводственной гомилии свт. Амвросия? Думаю, что наиболее простым является следующее объяснение этого факта: толкование на «Отче наш» имеется в пятой тайноводственной беседе свт. Кирилла. Цикл «О священнодействиях» свт. Амвросия, по существу, пятой гомилией не заканчивается: далее идет шестая, посвященная молитве «Отче наш». И если первоначально цикл состоял из шести гомилий, то не было необходимости, чтобы в пятой речь шла об этой молитве. Тайноводственные беседы свт. Кирилла были восприняты в церкви Феодора Мопсуестийского тогда, когда в иерусалимском цикле еще не была упразднена гомилия о молитве «Отче наш». Фактически у Феодора пять бесед: три о Крещении и две о Евхаристии, как и у свт. Кирилла, но есть и еще одна – о молитве «Отче наш». Так же и у свт. Амвросия пять гомилий: три о Крещении и одна о Евхаристии, и еще одна о молитве, в которой он пространно говорит о молитве вообще и очень кратко – о молитве «Отче наш». Таким образом, я думаю, свт. Амвросий познакомился с циклом тайноводственых поучений свт. Кирилла, когда их было шесть, а затем, следуя примеру свт. Кирилла, добавил комментарий на «Отче наш» в пятую гомилию (о Евхаристии). И причиной такого решения было включение молитвы «Отче наш» в последование причащения – не только в Иерусалиме, но и в Милане. Евхаристия в Мистагогии свт. Кирилла Иерусалимского Евхаристии посвящены две беседы свт. Кирилла – четвертая и пятая. Как уже было сказано, его тайноводственные поучения встроены в литургию Слова: библейское чтение, проповедь , благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектении о готовящихся к просвещению (крещению). В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. В четверг пятой седмицы на утрене читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V-VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (638–644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680–681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрене установлено на этом Соборе. В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского . Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене читается Акафист [с греч. – неседальное (разумеется пение)] Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пятая седмица великого поста Непрестанно руководствуя православных христиан в продолжение Четыредесятницы в освятительных подвигах поста и покаяния, Церковь при Богослужении в пятую седмицу утешает и одобряет постящихся тем, что они прешли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению» 309 . Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослабному Богоугодному житию, Церковь и в пятую седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. «Возопи Христу Богу за тя распеншемуся, говорит Церковь , и раны волею приемшему: попекись о мне, Господи, и спаси мя». Священные песнопения, ныне возносимые при Богослужении пятой седмицы, преданы Церкви в VII и VIII веках св. Софронием Иерусалимским , Андреем Критским , Иосифом и Феодором Студитам и. «Да не будут человеки ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем Богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобной Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы великого поста называется иногда стоянием Марии Египетския. Четверток седмицы. Великий канон Умиление, Христе мой, образы даждь, Поющим ныне канон Тебе великий. Сими словами начинается синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и говорит: «великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхаго и Новаго Завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до Самаго Христова вознесения, и Апостольские проповеди , научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вступление Во втором отделении той же второй книги, а по вышесказанному счету – в пятом, в котором содержится пять ересей, порядок следующий: 1) ересь Павла Самосатского. Он утверждает, что Христа почти нет в действительности, вообразив, что Он есть произносимое устами слово, но был и здесь от Марии; сказанное о Нем в Божественных писаниях было возвещено пророчески, но Он не существует, а являлся здесь от Марии со времени воплощения. 2) Манихеи, они же и Акуаниты, ученики Перса Манеса. Они называют Христа призраком, почитают солнце и луну; молятся звездам, силам и демонам; вводят два начала – злое и доброе, всегда существующие. Говорят, что Христос призрачно явился и мнимо пострадал. Ветхий Завет и Бога в нем глаголавшего хулят. О мире же утверждают, что не весь он, но часть его произошла от Бога. 3) Иеракиты – от Иеракса из Леонтополя Египетского, какого-то учителя, отвергавшего воскресение плоти. Они употребляют ветхий и новый завет и совершенно отвергают брак, но принимают монашествующих и девственниц, воздержников и вдовствующих, а о детях, еще не достигших зрелого возраста, говорят, что они не причастны царствию, потому что не подвизались. 4) Мелетиане , составляющие в Египте раскол, а не ересь; они не молились вместе с падшими во время гонения; а теперь соединились с Арианами. 5) Ариане, они же и Ариоманиты. Они называют Сына Божия тварью, – а Духа Святаго тварью твари; утверждают, что Спаситель принял от Марии только плоть, а не душу. Был же этот Арий пресвитер Александра, Епископа Александрийского. Вот перечень пяти ересей второго отделения второй части, а от начала по порядку пятого. О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси Гл. 1. Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном , впоследствии причисленным к еретикам, за то, что он возмечтал о себе высоко, восстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслию, поколебленной диаволом. Его должно оплакивать, как поистине завистью диавола отпадшего и падшего с высоты; ибо на нем исполняется сказанное : рачение злобы памрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив ( Прем.4:12 ). И так этот, о котором нам следует говорить в нашем изложении, Павел Самосатский, имя которого в начале мы упомянули, и об ереси которого составляем рассказ, был из Самосат, – города, находящегося в пределах Месопатамии и Евфрата. В это время, во дни императоров Аврелиана и Проба, он поставляется епископом святой кафолической церкви Антиохии. Но вознесшись умом отпал от истины и возобновил ересь Артемона, который жил за много лет прежде и сгиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Вот в издательстве «Русский путь» вышла книга «Офицеры русской гвардии» — список 45 тысяч имен, и более ничего. Поразительно – раскупают, книга пользуется спросом! Люди, ужаснувшись и отшатнувшись от манкуртизма – большевистской антиутопии, ищут своих предков и родственников, расспрашивают стариков, роются в архивах и составляют генеалогии. Пусть иногда это приобретает карикатурные формы – но с этим оживает память, а с памятью любовь. Религиозное понимание сей заповеди самой формулировкой стыкуется с житейским. По сути дела все, что было сказано выше, относится и ко второму уровню понимания, только подкрепленное уже Божественным обетованием. Не только блага житейские как следствие гармоничного устроения жизни, но и блага как дар Свыше – смысл пятой заповеди. И существенно то, что именно с этой заповеди, соединяющей духовное и плотское, освящающей законные интересы плоти, начинается вторая, так сказать «поведенческая», часть Декалогия. Таким образом, дух и плоть в нашем бытии как бы соединяются воедино. Актуализация любви в конкретных делах, школа послушания и рассудительности – это фундаментальные для христианства духовные состояния коренятся и в выполнении пятой заповеди. Естественно, что именно в религиозном контексте исполнение пятой заповеди обретает свою полноту и красоту: только присутствие Господа в отношениях между людьми придает им законченную гармонию. Церковь учит: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте…со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью… Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание» ( Рим.12:10 ; Еф. 4:2 ; Гал. 5:22-23 ). В любви – терпение и нежность, кротость и милосердие, и плоды сего: радость, мир, благость – для верующего человека не красивая абстракция, а богоустановленная норма жизни, Свыше благословенная и Свыше благодатно даруемая. Любовь и молитва соединяют близких людей в вечности, являют и в земной жизни дивную красоту гармоничных отношений в семье.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому». Дивную помощь»Одигитрии», благодатно поданную верующим, Церковь вспоминает и прославляет в субботу пятой недели Великого поста, потому что первое избавление Константинополя помощью»Одигитрии»было около этого времени. Притом Матерь Божия есть споспешница и покаянию. Ее содействием православные побеждают врагов видимых и невидимых. Ее помощью греки многократно побеждали неверующих, а Мария Египетская, воспоминаемая в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и в следующий воскресный день, победила грех свой. Богослужение, совершаемое в субботу пятой седмицы Четыредесятницы в честь Богородицы, называется похвалой и стоянием, потому что хвалебные песни Богородице первоначально принесены были верующими стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь»Одигитрии», доселе совершаемое Церковью, называется Акафистом, или стоянием.«Не седальный же (Акафист) речеся, зане просто стояще тогда вси людие, Матери Слова песнь воспеша». Акафист есть похвала (панегирик) Богоматери, составленный из 24 песен, — 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Составление Акафиста приписывают некоторые Георгию Писидийскому, диакону великой константинопольской Церкви, в половине 7 века. Каждая песнь начинается соответствующей ей по счету буквой алфавита, кондак оканчивается псаломским: аллилуиа, а икос — архангельским приветствием Богоматери: радуйся. Акафист оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она всегда спасала христиан от бедствий и напастей. В таком виде Акафист произносится во все другие дни года, в начале или по окончании других церковных служб; но в Субботу Акафиста он входит в сам состав богослужения и поется на утрени, и притом не весь сразу, но раздельно — в промежутке других песней и чтений ее, — в 4 разные выхода. Каждое отделение начинается и оканчивается пением кондака:«взбранной воеводе»и проч. Обычай петь Акафист утвердился после двух новых опытов избавления Константинополя заступлением Богоматери. Сначала праздник Акафиста совершался только в Константинополе, и именно в том самом Влахернском храме, в котором хранились чудодейственное изображение Божией Матери и священные остатки земной Ее жизни: риза и пояс Ее, и где народ, в ночь приступа к городу аваров и персов, совершал всенощное бдение Богоматери; но в 9 веке праздник этот внесен в типик монастырей св. Саввы и Студийского и потом в триодь, и с того времени сделался всеобщим во всей Православной Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Чтобы постящиеся не ослабевали духом, но с ревностью текли к славному воскресению Христову 650 , св. Церковь снова возбуждает дух наш к покаянию чтением Великого канона св. Андрея Критского (VII века), который по частям уже прочтен был в первые четыре дня первой седмицы на повечерии. В нем изображены побуждения к посту, покаянию и сокрушению о грехах, заимствованные из ветхозаветной и новозаветной Священной Истории. С той же целью читается по кафизме 651 житие св. Марии Египетской, строжайшим образом умерщлявшей плоть свою постом и бдением, которая посему представляется в пример истинного покаяния. Труда ради бденного, подъятого во время совершения продолжительной утрени, облегчается в сей день пост и совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Эта утреня в просторечии называется Андреевым стоянием. § 205. Суббота пятой седмицы. Похвала Пресвятой Богородице, причина установления сей службы Суббота на 5-й седмице Великого поста называется похвальною; потому что в сей день на утрени восписуем похвальное пение Пресвятой Богородице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов, всесильным ее заступлением. В царствование Ираклия (в 627 г.) стеснили Царьград с востока персы, а с запада скифы или авары 652 . Патриарх Сергий взял икону Пресвятой Богородицы, именуемой Одигитрии 653 , и ризу ее обносил с крестным ходом по стенам города, и когда в водах пролива омочил ризу Богоматери, – море закипело, корабли потопило, – и неприятелей истребило. Народ проводил целую ночь на молитве во Влахернской Церкви, находящейся на берегу моря, воспевая благодарственное пение Божией Матери (Акафист). Подобное избавление от агарян было при Константине Погонате (в 670 г.) и наконец после третьего избавления Царяграда от агарян и скифов – Аскольда и Дира (в 866 году), Церковь ввела во всеобщее употребление благодарственное пение Богородице, совершаемое в субботу на пятой недели Великого поста так как первое избавление Царяграда было около сего времени 654 . Это благодарственное пение Богородице называется акафистом (отъ: отрицательной частицы и καϑζω сижу) неседальное, как иногда в уставе читаем вместо акафист – неседальное, потому что во время совершения сего песнопения не должно сидеть. Акафист, состоящий из 13-ти кондаков и из 12-ти икосов 655 прочитывается в четыре раза, после первой и второй рядовых кафизм, также после 3-й и 6-й песни канона. § 206. Предмет Богослужения пятой недели Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с этим священник поминает и знаемых своих и родных живых, a прежде всех их того архиерея, который его рукополагал, если он, разумеется, еще жив. B противном случае он его поминает среди имен усопших на пятой просфоре. Тут же происходит и чтение записок о здравии или поминаний. Из пятой просфоры священник вынимает сначала одну общую частицу за упокой со словами: «О памяти и оставлении грехов святейших Патриархов, православных и благочестивых Царей и благочестивых Цариц, блаженных создателей святого храма (или святыя обители сия) сего», — a потом, при поминании имен усопших, на каждое имя вынимает по одной частице, со словами «помяни, Господи». Технически это производится, по русской практике, именно выниманием маленькой частички, a у греков — выструживанием копием по одной из сторон просфоры. Вторая практика предпочтительнее потому, что при большом количестве имен выструженные частицы не занимают столько места на дискосе, тогда как при вынимании их может быть столько, что они покроют всю поверхность дискоса и даже закроют сам Агнец. Иерусалимская формула заупокойного поминовения имен опять-таки более пространна, чем наша и венецианская. Вынув частицы за здравие и за упокой и прочитав все поминания и записки, священник должен закончить проскомидию. При этом он, хотя это и не указано в служебнике, вынимает еще раз из заздравной просфоры частицу о всех заповедавших ему молиться о них. Изустная практика сохранила такую формулу: «И всех заповедавших мне недостойному молитися о них, ихже не помянух забвением, неведением или множеством имен, Сам, Господи, помяни, ведый коего же возраст и наименование». В служебнике, как русском, так и венецианской редакции греческом, указано в конце совершить особое поминовение из пятой просфоры с такой формулой: «И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи». Наконец, последнюю частицу иерей вынимает из четвертой просфоры за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010