Закрыть Двуликий монарх Иудеи 04.04.2011 784 Время на чтение 15 минут Рождество Христово - это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о Рождестве Спасителя, речь идёт о конкретном месте на земле - Вифлееме Иудейском - и о конкретных исторических лицах - кесаре Римской империи Августе, сирийском наместнике Квиринии, иудейском царе Ироде I Великом... На личности последнего мы хотим остановиться подробно. Разговор об этом уникальном монархе поможет нам отчётливей представить атмосферу той эпохи, в которую воплотился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Личность Ирода Великого полна противоречий. В христианской литературе царь Ирод предстаёт чуть ли не воплощением антихриста. Также и еврейские хронисты его просто открыто ненавидят за свойственный его политике коллаборационизм. С другой стороны, этот монарх, пробывший у власти 33 года, вошёл в историю как Великий. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме Иудейском. Зарождение Иродианский династии Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу императора. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме было воспринято положительно. Мало того, с этого предложения начинается будущая Иродианская династия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Христианский тип русского патриотизма обрел свое системное выражение в православной монархии, в которой носитель единоличной власти воспринимался в качестве сакральной фигуры, Божьим помазанником. Теперь русский патриот был предан не только своей вере, но и своему государству, которое было оплотом этой веры. Это были лучшие годы истинного русского патриотизма. Начиная с XVII века в Россию стало проникать влияние европейского материализма. Это слияние особенно усилилось в XVIII beke. Кредо материалистов: в мире существует только материя и законы ее движения и развития. Оно будто бы подтверждалось данными науки. Это была сильнейшая аргументация, против которой не мог идти ни один образованный человек. Но как это совершенно очевидно, материалистическое мировоззрение несовместимо со Священными Писанием, где фигурируют невидимый Творец и Вседержитель и Спаситель человечества, Божий Сын, Своим воскресением открывший людям путь в Небесное Царство. Астрономы изучили небо и никакого Небесного Царства там не обнаружили (тут вспоминается, как Хрущев отреагировал на полет человека в космос: " Гагарин летал, а Бога не видал " ). Так российская верхушка начала постепенно отпадать от христианства, и вместе с этим образ царя терял свою сакральность: царь воспринимался теперь просто как администратор, и патриотизм снова начал означать гордость успехами государства. Окончательно патриоты превратились в государственников при Петре, который объявил себя императором, что, по его мнению, было весомее Божия помазанничества. С этого момента в России зарождается антимонархическое движение: если монарх не является ставленником Бога, то он превращается в простого диктатора, который ничем не лучше любого из своих граждан. Это движение крепло и развивалось, и наконец настолько проникло в высшие слои нашего общества, что произошла попытка ликвидации монарха и его семьи на Сенатской площади. Декабристами были исключительно дворяне, но вскоре антимонархизм стал проникать в средние слои, в революцию пошли разночинцы. В конце XIX beka наконец раскачали и простой народ, царь потерял для него всякий авторитет, а обезглавленная Петром обюрократившаяся Церковь не смогла это предотвратить. Свержение монархии стало абсолютно неизбежным. Дело в том, что у монархии есть две составляющие: институт единоличной власти с соответствующей системой администрирования и феномен подчинения этой власти. Монархия это не только монарх, но и послушные ему подданные. Вот эти-то подданные и исчезли в России к концу XIX beka. Монарх был, а монархии уже не было. Поэтому самым честным поступком Hukoлaя II было его отречение. Не имея подданных, именоваться номинально царем было бы чистым лицемерием.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-na...

Милость, каковую вашему Императорскому величеству благоугодно будет в сем случае оказать, прострется не только на меня, но и на будущих ростовской паствы пастырей. Всеавгустейший Монарх, всемилостивейший Государь! вашего Императорского величества... На это прошение последовали: 1) Именной Высочайший указ Синоду, в котором изображено: «Всемилостивейше повелеваем преосвященному Арсению архиепископу ростовскому на покупку дому княгини Мещерской, и на устроение в нем домовой церкви выдать двадцать тысяч рублей из остатков от суммы на духовной департамент определенной. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою: Павел Гатчина 23-й день 1799 г.». 2) Высочайший Рескрипт на имя архиепископа Арсения: «Преосвященный Арсений, Архиепископ Ростовский. Я получил письмо ваше, коим вы испрашиваете у меня двадцать тысяч рублей на покупку и отстройку близь подворья вашего дому, в коем намерены вы иметь церковь . Снисходя на желание ваше и оное пополняя, уже дал я указ Мой синоду о выдаче вам сих денег; а при том здесь скажу, что я с удовольствием поставляю изъявить вам чрез сие знак моего к вам благоволения, пребывая и впрочем к вам Благосклонный. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою: Павел. Г. Гатчина августа в 23-й день 1799 год 60 . Получив столь великую Монаршую милость, преосвященный Арсений выразил свои всеподданнейшие чувства благодарности в следующих словах: «Всепресветлейший монарх, всемилостивейший Государь! Яко призрел еси на всенижайшую прозьбу мою, удостоив при том меня и высочайшая вашего рескрипта преисполненного милости и благоволения. Таковая и толикая вашего Императорского Величества благость как в приятнейший восторг восхищает дух и сердце мое, так и превышает меру благодарности. Но понеже преблагий Бог и Его образ преимущественно имеющий Монарх ни на что столько, как на чистое наипаче взирают усердие. – Сия убо сердечная жертва моя, жертва молитв, благоговения и всеподданнической верности, да будет благоугодное пред вашим Императорском Величеством, о сем всесмиреннейше прошу и молю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А что такое «Держай»? Кто и что удерживает отступление? Проще всего, не думая и не гадая, можно было бы «удерживающим отступление от Бога» назвать Самого Бога. И это было бы вполне логично и без всякого сомнения. Но святые толкователи, как, например, св. Иоанн Златоуст и другие святые Отцы, одни из которых под словом «Держай» разумели благодать Святого Духа, царствующую на Земле, – до тех пор, пока на земле в Церкви Христовой будет благодать Святого Духа, отступление прийти не может, и до тех пор не придёт человек беззакония. Другие из святых толкователей «удерживающим» отступление называли Римское государство. Но, как само Римское государство отпало от единства веры и от Восточной Православной Церкви, впало в католические ереси, то в наше время, как говорил в своём толковании 2-й главы 2-го послания к Солунянам епископ Феофан Затворник (Говоров), под Римским государством можно разуметь лишь монархический образ правления государством, бывший во времена апостольские. До тех пор, пока государством будет управлять православный Монарх, он будет сдерживать отступление силою своей власти. Это особенно касается нашего Российского государства. Наш православный Монарх действительно удерживал видимое отступление всего нашего государства от Бога и от веры Православной. Итак, «Держай» небесный есть благодать Святого Духа. А «Держай» земной – Царь – Монарх православный. Здесь уместно вспомнить пророчество св. Иоанна Кронштадтского : «Если Царь сохранит Православную Веру, то царство его утвердится до скончания века. А если Россия не сохранит Православную Веру, то она не будет уже именоваться Русью Святою, но будет сбродом всяких иноверцев». Теперь рассмотрим, не исполнилось ли это пророчество св. Иоанна Кронштадтского на нашем Царе и России? В Библии сказано : «Имя Господа – крепкая башня; убегает в неё праведник и безопасен» ( Притч. 18:11 ). Ангел Божий сказал св. апостолу Ерме: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, оно держит весь мир» 1447 . Из Цветной Триоди: «Имя Его едино окружающее всю Землю и пустыню» 1448 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А если Имже вся, и мы у Него: то Единородный не простой человек от Марии, и отселе, и не от семени мужского; потому что как от Него могло бы иметь бытие все, что прежде Его получило бытие по твоему учению, если бы Он был простой человек? Или как могло бы от Него иметь бытие все; что прежде Его сделалось известным и сбылось? Так со всех сторон падает вздорное Феодотово учение. Но сказав в сем самом собеседовании, как о том, что можно знать о Феодоте, так вместе и о том, чем можно его опровергнуть по каждому изречению, по обычному порядку минуем эту ересь, как некую часть еще трепещущего пресмыкающегося, которую мы побили истинною надеждою и верою, и, истребив сию ересь, рассмотрим следующие за нею по порядку, и поспешим осмотреть самые зверовидные ереси. О мелхиседекианах, тридцать пятой, а по общему порядку пятьдесят пятой, ереси Гл. 1. Еще другие, может быть, отторгшиеся от так называемых феодотиан, называют себя мелхиседекианами. Они прославляют Мелхиседека, о котором говорится в Писаниях, признавая его некоей великою силою, также по заблуждению своему утверждают, что он находится горé в не именуемых местах, как будто он не только некая сила, но и выше Христа. А о Христе думают, что Он просто пришел и удостоен Мелхиседекова чина, и это – на основании изречения, в котором сказано: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ); посему, говорят, Христос ниже Мелхиседека. Ибо если бы Он состоял не во втором некоем порядке; то не нуждался бы в Мелхиседековом чине. А о самом Мелхиседеке говорят, что он без отца, без матере, без причта рода ( Евр.7:3 ), и хотят подтвердить это посланием святого Павла к евреям. А еще, обманывая самих себя, лживо вымышляют для себя книги. Но из тех же самых слов получает начало и опровержение сих еретиков. Ибо когда Давид пророчественно говорит о Господе, что Он поставляется священником по чину Мелхиседекову; то этим самым божественное Писание раскрывает то, что Христос будет священником. Ибо находим, что апостол тотчас же говорит: уподоблен Сыну Божию, пребывает священник выну ( Евр.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

А пока Россия завоевала четвёртое общекомандное место на летних Олимпийских играх в Лондоне, несмотря на неудачное начало Олимпиады. В мае сборная России по хоккею взяла золотые медали выиграв 10 матчей из 10 проведённых. Позорно проиграли чемпионат Европы по футболу 16 мая потерпев поражение от Греции 0:1. А перед этим блестяще выиграли у Чехии 4:1 и сыграли вничью со сборной Польши 1:1. Ещё чемпионат Европы был отмечен нападением польских хулиганов на наших болельщиков 12 июня во время проведения марша по улицам Варшавы в честь Дня России. Любители хоккея по всей стране после финального матча со сборной Словакии, завершившегося победой россиян со счетом 6:2, в едином порыве перенесли празднование из квартир и спортбаров на улицы городов и бурно радовались столь долгожданной с 2009 года победе. А в октябре Россия успешно прошла отборочный турнир на Чемпионат мира по футболу-2014 одержав подряд 4 сухие победы против Северной Ирландии (2:0), Израиля (4:0), Португалии (1:0) и Азербайджана (1:0) и заняв 1-е место в группе F с 12 очками из 12 возможных. А в Москве в июле прошли гонки Мировой Серии Рено (сокращённо - WSR) на новой подмосковной трассе Moscow Raceway. Там же демонстрационные заезды устраивали и гонщики Формулы-1 Даниэль Риккардо и Виталий Петров. Зрелище было потрясающее. Из других событий 2012 года обязательно надо упомянуть следующие. Ещё в разгар «оранжевого» мятежа в Москве произошло знаковое событие - в Храм Христа Спасителя прошла группа молодых женщин и группа поддержки. Неожиданно переодевшись и надев маски 5 женщин вскочили на амвон и устроили омерзительные сатанинские пляски с криками «Срань Господня!». Группа поддержки снимала всё это действо и мешала охране вывезти негодяек с амвона и сорвать с них маски, но с одной похабницы маску всё-таки сорвали. В результате расследования удалось выявить часть банды и взять под арест 3 кощунниц. Банда эта сама себя назвала «Pussy Riot», что переводится как «Взбунтовавшиеся женские половые органы». Акция эта произошла не просто так, а была ответом либеральной «пятой колонны» на отказ Патриарха не только поддержать «оранжевый» мятеж, но даже остаться просто нейтральным. Святейший Патриарх не внял требованиям «пятой колонны» и публично поддержал Путина, но даже не просто поддержал, но вывел на молитвенное стояние 20 апреля 65 тысяч человек, что превышало размер массовки выводимой «пятой колонной» на Болотную площадь. Фактически «пятой колонне» был брошен вызов и требовалось психологически раздавить Патриарха и наплевать в душу всем православным.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/15/...

М.Л. Красовицкая «Литургика». М.,2001г. Епископ Александр (Милеант). Суббота Акафиста А кафистами называются особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Слово “акафист” — греческое, означающее “неседальный,” т.е. молитвенное последование (богослужение), в течение которого не разрешается сидеть . Акафисты состоят из 25 песен:13 кондаков и 12 икосов (“кондак” sr — краткая хвалебная песнь; “икос” — (по-гречески — “дом”) пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся,” а кондаки — “Аллилуйя” (на еврейском — “хвалите Бога”). Помещенный здесь акафист Божией Матери является древнейшим из всех. По его образцу писались другие акафисты. Акафист Божией Матери, помещенный в этой брошюре, поется в церкви в пятницу пятой седмицы Великого поста во время вечернего богослужения (Утреня субботы пятой недели). Настоящий акафист составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров, обложивших Царьград с суши и моря в 626 году по Р.Х. при греческом императоре Ираклии и Патриархе Сергии. Это спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Составление акафиста приписывают Георгию Писидийскому , диакону великой Константинопольской церкви, жившему в половине 7-го века и описавшему современные события Византийской империи в прозе и стихах. Обычай петь его на Утрени субботы пятой седмицы Великого поста еще более утвердился после двух новых случаев заступничества Божией Матери, явленных Константинополю во время нашествия на него Сарацинов в 673 и 716 годах. Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Приняв в основание и повторяя многократно приветствия Ангела-благовестника Богородице: “ РАДУЙСЯ ,” писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим. Высота мыслей, сила выражений и глубина чувства, пронизывающие акафист делают его превосходным молитвенным пособием для дома и в храме. Во всяком случае, у богомольцев Влахернского храма в Константинополе этот акафист пользовался большой любовью, и они не позволяли себе садиться во время его чтения, но усердно внимали ему стоя в течение почти целой ночи.

http://pravmir.ru/subbota-akafista-s-kra...

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.», а в пятой главе: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». То есть там, где речь идет только сотворении человека по образу Своему, т.е. в первой главе книги Бытия, человек не имеет имени, он остается там как бы безликим, а во второй главе человек получает имя и обретает лицо, ипостась, но самое интересное – это то, что о сотворении человека по подобию Божьему впервые упоминается только в пятой главе. Пятой главой книги Бытия завершается описание допотопной истории человечества, и в этой же главе впервые упоминается Енох, который «ходил пред Богом» и был живым свят Богом на небо, т.е. достиг святости, достиг богоподобия. Между сотворением природы человека по образу Божьему и обретением человеком богоподобия лежит огромный временной интервал, точно исчисляемый в пятой главе книги Бытия. В этом и заключается наша первая странность: творение человека по образу и подобию Своему у Бога могло занять максимум один день, а в мире человека этот процесс растянулся на многие столетия. В мире человека образ Божий – это чувственно воспринимаемая человеческая природа, а подобие Божие человек обретает сам, стяжая благость. ( «При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему», …«по подобию» же становишься, стяжевая благость.» - святитель Василий Великий ). Богоподобным человек становится, живя и подвижничая во времени. Благость, добродетель и прочие признаки богоподобия – это умозрительные объекты, а природа человека ( тело и мир, воспринимаемый органами чувств этого тела ) – это чувственно воспринимаемые объекты. Человек во времени становится богоподобной личностью, имея дело с это парой противоположностей. Воля человека устремляется к добродетели, т.е. устремляется к богоподобию, делая выбор между добром и злом.

http://bogoslov.ru/article/6021874

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения. Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века. Рейтинг: 9.7 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/34566.html

Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными . Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»). В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

http://patriarchia.ru/db/text/86929.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010