2-я пол. XIV - нач. XVIII в. В период междоусобиц мн. кочевые племена перемещались за пределы Узбекского ханства, в р-н Зап. Семиречья. Долины рек Чу и Талас стали местом массового притока населения из степи. Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. здесь возникло Казахское ханство. К нач. XVI в., по мнению казах. историков, завершился процесс образования казах. народности. К сер. XVI в., после распада Ногайской Орды, а позднее Моголистана и Сибирского ханства, казах. роды, входившие ранее в эти гос. образования, перешли в состав Казахского ханства, которое стало делиться на жузы. В Семиречье находился Старший жуз, в Центр. К.- Средний жуз, в Зап. К.- Младший жуз. Казахское ханство вело борьбу с джунгарскими (ойратскими) ханами, в ходе которой выдвинулся ряд гос. и военных деятелей, добивавшихся сплочения казах. родов (Есим, Джангир и др.). В нач. XVIII в. Казахское ханство распалось, на территории жузов образовались самостоятельные ханства. Ведущей отраслью хозяйства казахов в XV-XVIII вв. оставалось пастбищно-кочевое скотоводство, земледелие было примитивным. Распространение получили домашние промыслы. Торговля носила меновой характер и велась в летнее время, когда скотоводы перекочевывали ближе к городам. Земля у казахов использовалась прежде всего как пастбище, владельцами которого фактически выступали представители родоплеменной верхушки - крупные собственники скота (лошадей, верблюдов, овец и др.). Казах. общество делилось на элиту (ханов, султанов, биев и т. д.) и «простой народ» (рядовых скотоводов - шаруа). Беднейшая часть казахов (кедеи), не имевшая скота, находилась в кабале у богатых сородичей. Особую прослойку составляли патриархальные рабы - кулы, многих захватывали в плен во время войн и набегов. Значительную роль в жизни казахов играли различные формы межродовых и др. конфликтов: угон скота и грабеж имущества (т. н. баранта) и т. д. Наряду с нормами обычного права (адат) в Казахской степи также действовали некоторые мусульм. (шариатские) законодательные нормы. В кон. XVII в. по инициативе хана Тауке был составлен свод норм обычного права «Жеты-Жаргы», регламентировавший основные принципы правопорядка в казах. обществе. Центральное место в культурной жизни казахов играли произведения героического эпоса, передававшиеся в устной форме из поколения в поколение. Среди исторических сочинений выделяется труд Мухаммеда Хайдара «Тарих-и Рашиди» (XVI в.). Нач. XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Население города было самое разнородное: там толпились представители всех народов, порабощенных монголами, встречались и европейцы: французы, немцы и др., которые служили за жалованье. Монголы пользовались их знанием ремесел и художеств. Разноязычный говор слышался всюду. В разных местах столицы виднелись христианские храмы католиков и православных, в которых свободно совершалось богослужение, мечети, языческие кумирни. Громадный и богато украшенный дворец хана находился за городом. Там принимались посольства из разных стран и народов. Хан принимал послов, восседая с одной из своих жен на возвышении, украшенном массой золота и серебра и множеством драгоценных камней. Обилие всевозможных украшений можно было видеть и на вельможах, разъезжавших на богато убранных конях. Вельможи ежедневно меняли одежды: в один день появлялись в многоценных белых, на другой день – в красных, на третий – в голубых, на четвертый блистали тканями, шитыми золотом. У коней узда, нагрудник и седло также сияли золотом и драгоценностями. Но несмотря на несметные богатства, все носило печать крайнего варварства, соединенного с нелепою, безвкусною роскошью. Крайне безобразные, по-прежнему крайне нечистоплотные, монголы питались такою грязною пищей, одно описание которой возбуждает отвращение, и в своих привычках, в ежедневном быте остались прежними дикарями-кочевниками. Нельзя с достоверностью сказать, точно ли в Кара-Коруме представились хану Александр и Андрей Ярославичи. Пребывание на одном месте не нравилось монголам. Ханы только время от времени появлялись в столице. Обыкновенно они с огромными обозами, нагруженными несметными богатствами, переезжали с места на место. На указанной ханом местности на необозримое пространство раскидывались шатры. Ханский шатер утверждался на столбах, обшитых золотыми листами. Ковры, золото и драгоценности украшали шатер внутри и снаружи. Вокруг обширного стана паслись бесчисленные стада лошадей, верблюдов, коз, овец и рогатого скота. Воздав поклонение повелителю Азии, Александр не спешил возвращением на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Обитель приобрела близ ст-цы Гиагинской Майкопского отдела Кубанской обл. участок земли Метоха Колхида с усадьбой и постройками (1543 дес. 1550 кв. саж.), на к-ром была устроена монастырская экономия с ц. во имя вмч. Пантелеимона. 30 марта 1907 г. на экономию было совершено разбойное нападение, преступники (крестьяне Г. Литвиненко, А. Шевляков, С. Овчаров и др.) переданы военно-окружному суду и приговорены к смертной казни, к-рая после ходатайств родственников осужденных заменена на каторжные работы (Там же. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3676. Л. 20-20 об., 68-69 об.). В 1914 г. с земель экономии было снято 8 тыс. пудов пшеницы, 1 тыс. пудов ржи, 100 пудов кукурузы, 200 пудов овса, 2 тыс. пудов ячменя. Часть урожая отправлялась в мон-рь, другая продавалась, и деньги тратились на нужды братии. На скотном дворе экономии содержалось 122 быка, 50 коров, 48 телят, 109 лошадей, 17 жеребят, 150 овец, 100 ягнят, 36 верблюдов, ок. 200 свиней. На территории монастырской экономии с 1896 г. работал сыроваренный завод, приносивший пустыни 5-6 тыс. р. в год. На хуторе Фарсовом (Фарсовском) были устроены сад, монастырский двор, где братия содержала скот, пчельники, выращивала виноград. Посетивший З. п. с ревизией прот. Д. Успенский писал, что «продукция сада и виноградника расходуется исключительно на монастырь. В 1901 г., например, из своего сбора винограда изготовлено вино лучше, чем «Прасковейское». Площадь виноградника ежегодно увеличивается новыми насаждениями лучших сортов» (ГА Ставропольского края. Ф. 153. Оп. 61. Д. 1689). В верховьях р. Фарс, в 2 прудах, разводили рыбу. В 1888 г. отставной сотник П. И. Семенихин передал З. п. 100 дес. 600 саж. земли при ст-це Грушевской Ставропольской губ. Обитель имела подворья, с 1881 г. в Майкопе (с домом, усадьбой в 606 саж. земли, надворными постройками, а впосл. храмом), в 1896-1901 гг.- в Екатеринодаре (ныне Краснодар) (с каменным 2-этажным домом).

http://pravenc.ru/text/182521.html

Потом, явившись к фараону, Моисей и Аарон сказали ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он мог сделать праздник Мне в пустыне». Но фараон отвечал: «Кто есть на свете, чьего бы голоса я стал слушаться? Я не знаю господина над собою и не отпущу Израиля!» Этого мало: фараон приказал еще наложить на израильтян работы, гораздо тяжелее прежних. «Этим людям делать нечего, – говорил он, – вперед не давать им более соломы для делания кирпичей, пусть сами собирают ее; положенное же число кирпичей должно доставлять, как и прежде». Моисей явился было снова перед фараоном и сделал перед ним чудо из своего жезла, но как и египетские мудрецы ухитрились сделать подобное, то и не было успеха от этого ходатайства. Тогда Бог , видя ожесточение фараона, восхотел показать ему силу Свою страшными чудесами: и вот на народ и землю Египетскую пошли одно бедствие за другим. Моисей простер жезл свой на реку – и вдруг вся вода в ней превратилась в кровь. Целую неделю никто не мог пить воды из реки, и вся рыба в ней перемерла. Это было первое бедствие. По гласу Моисея Аарон протянул руку на воды – и вся страна Египетская покрылась жабами; они проникли в дома и спальни, в постели и в кухонную посуду. Тогда взмолился фараон и сказал: «Ах, помолитесь Господу, чтобы Он изгнал от меня жаб, и тогда отпущу ваш народ». Моисей помолился к Господу, и в один день все жабы вымерли, так что их выметали из домов целыми кучами, и по всей земле разнесся от них смрадный запах. Но фараон ожесточился сердцем и не отпустил народа Божиего из своей страны. Тогда настала третья кара. Аарон ударил жезлом по земле – и вся пыль земная превратилась в ядовитых мух, которые мучили людей и скот. Самые волхвы говорили: «Это перст Божий!» Но сердце фараона и на этот раз оставалось ожесточенным. Засим по слову Моисея напали на страну Египетскую новые насекомые; потом пришел мор на скот; пало множество верблюдов, быков, овец, ослов и лошадей, но сердце фараона не смягчалось. Моисей взял в руки золы и бросил ее на воздух перед глазами фараона, и вот люди и скот покрылись струпьями. Каждый раз Моисей назначал час, когда начнется и когда кончится всякое такое наказание, но фараон не хотел видеть в этом руки Божией и оставался при своем ожесточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тогда Господь показал Фараону и всему народу Свое всемогущество, поразив Египет десятью страшными казнями. Казни эти следующие: 1 . Вся вода во всех реках, озерах и ручьях превратилась в кровь и потому сделалась негодной для питья; рыба, бывшая прежде в этих водах, повымерла. Фараон призвал своих египетских мудрецов: те сделали нечто подобное, и Фараон не отпустил израильтян. 2 . Во всей земле Египетской появилось множество жаб, которые жалили людей и животных. Фараон признал тогда всемогущество истинного Бога, просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы Он прекратил это наказание, и обещал отпустить Израильтян в пустыню. Моисей помолился – и жабы умерли. Но Фараону жаль было потерять хороших работников, и он не исполнил обещания. 3 . Земля Египетская наполнилась множеством мошек на людях и на скот. 4 . В земле Египетской появились песьи (жалящие, ядовитые) мухи, от укушения которых делались страшные нарывы на людях и животных. Тогда Фараон призвал Моисея и сказал: «принесите Богу вашему жертву в земле Египетской». Но Моисей не согласился на это и сказал: «если мы будем приносить жертву нашу при египтянах, они побьют нас камнями». Фараон обещал отпустить народ еврейский в пустыню. По молитве Моисея наказание окончилось. Фараон опять не исполнил своего обещания. 5 . Потом появилась моровая язва на скоте египтян: пало множество верблюдов, волов, ослов, лошадей, овец, но Фараон не решался отпустить народ Божий. 6 . На всех людях и на оставшемся скоте от сильной пыли появились воспалительные нарывы. Тогда многие египтяне раскаились и признали всемогущество Бога израильтян, но Фараон не раскаялся и израильтян не отпустил. 7 . Седьмая по счету казнь была такая: поднялась страшная гроза с градом, который побил траву, деревья, многих нераскаявшихся египтян и их животных. Во время этой казни Фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: «наэтот раз я согрешил, Господь праведен, а я и народ мой виноваты. Помолитесь обо мне Господу; пусть перестанут громы Божии и град, и огонь на земле, я отпущу вас и не буду беолее удерживать».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В лесах Йемена водится довольно значительное количество обезьян, . Нибур видел их иногда группами более, чем в сто штук 231 . Они часто производят большие опустошения в плодовых садах. В пустынях и горных долинах водятся в большом количестве газели. Стройность фигуры, быстрота бега, легкость движения, особенно, по утесам скал, миловидность взгляда газели, все это пленяло арабов и служило часто поэтам предметом самых восторженных описаний, нежность их к своим детенышам также давала образы поэтам для сравнений с нежностью материнской любви. Водится также значительное количество зайцев, составляющих предмет охоты для арабов. В песчаных пустынях между скалами в Неджде, в странах, лежащих близ Евфрата, находится и множество так называемых фараоновых крыс, . 232 Домашних животных в Аравии также значительное число разновидностей и некоторые из них разводятся в огромном количестве. Уже Страбон говорит, что в Аравии «pecorum omnis generis copia» 233 , т.е. изобилие всякого рода скота. В Аравии разводилось большое количество коров, быков, овец, коз, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, дромадеров и других домашних животных 234 . Коров держали только в самых обильных растительностью областях для молока, в других же областях, менее обильных держали их, сравнительно с прочими домашними животными, очень не много. Быков держали точно также только в более плодоносных странах в качестве рабочих животных. Овцы составляли и Аравии издревле одну из непременных и притом главных статей хозяйства и богатства. В Аравии разводится особенный род овец с длинными курдюками, вероятно похожих на наших киргизских, но только еще с более развитыми этими частями, уже Геродоту бросилась в глаза эта отличительная черта арабских овец и баранов. 235 Нужно предполагать, что этот придаток отличает только овец южной Аравии, потому что в северной Аравии, по словам Буркгардта, этого не замечается 236 . Многочисленность овец объясняется теми неоцененными услугами, которые они оказывали арабам своею шерстью и молоком. Арабы обыкновенно стригли овец один раз в год, по окончании весны; доили же утром и вечером в весеннее время. Скромную одежду и домашнюю обстановку действительно удовлетворяла шерсть овец, из которой могла быть приготовлена и крыша для шатра, и одежда для тела; а молоко доставляло приятную и достаточную пищу для умеренного араба, как и вообще жителя жарких стран, немного требующего для своего насыщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

О том, как велико число вывоза этого последнего продукта, можно заключать из того, что, по рассказам, например, из одного озера Дабасуту-нор (находящегося на границах хошнов Учжумуцин и Чжн-Хчит), через чахарскую степь, на урочище Шабартай, проходит более 100 тысяч телег; из озера Гучжирту-нор, находящегося в Чахарском хошне «хоничи», т. е. пастухов императорских овец, по дороге на Калган и Куку-хото проходит до 30 тысяч телег, и пр. Конечно, при такой массе товара, работы хватит и на быков, и на верблюдов, хотя последними, как сказано, чахары очень дорожат. В извоз их посылают главнейше владельцы 150–200 голов, те же, у которых имеется голов 50–60, пользуются ими только для собственных надобностей и лишь по временам, в случаях крайней необходимости, продают, или выменивают их китайцам. Лошади, помимо перевозки тяжестей, идут также на продажу китайцам, кроме же их в чахарскую степь ежегодно являются ещё англичане и американцы для покупки как возовых, так и скаковых лошадей. Такие поездки не мало знакомят чахаров с европейцами и европейскими товарами, ибо и англичане, и американцы приобретают лошадей главным образом меною, особливо на огнестрельное оружие. Трудность добывания европейских ружей делает из англичан и американцев всегда самых желанных гостей для чахаров. Быки приносят чахарам наиглавнейшую пользу как скот для перевозки тяжестей, помимо же сего их продают на мясо китайцам. В этом последнем случае сослуживает свою службу не только живая скотина, но и падаль. В январе и феврале месяцах 1878 г., когда проезжал я по степям Чахарии, там случился падёж скота, и вот по дороге от Калгана мне пришлось повстречать чуть не тысячи туш павших животных, которые китайцы перевозили за Великую стену для потребления. От овец приобретается главным образом шерсть. Должно сказать однако, что чахары пользуются своими богатствами крайне нерасчётливо и это именно в силу своей зажиточности и лени. Для примера укажем хоть на то, что, исключительно по лени, чахары даже никогда не стригут сами своих овец, а сдают шерсть прямо на животных приезжающим из разных мест китайцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

посты. Позднее многие из мамлюков уже приезжали в И. добровольно служить под началом своих родственников. К 1715 г. под властью Эйюба Хасан-паши были объединены Багдадский, Басрийский и Мосульский вилайеты. Унаследовавший его должность сын Ахмед-паша (1723-1747) продолжил политику отца и взял Керманшах (1723) и Хамадан (1724). Но в 1730 г. он отступил перед натиском иран. военачальника Надир-шаха, к-рого с большим трудом отогнал от стен Багдада в 1733 г. После смерти Ахмед-паши в 1747 г. султан трижды пытался утвердить в Багдаде своего наместника, но мамлюки и местное население воспротивились этому. На протяжении 2-й пол. XVIII в. И. правили выходцы из мамлюков, женатые на дочерях Ахмед-паши. Добившись автономии, мамлюкские командиры подавляли бунты курдов и племени аль мунтафик и закрепили за собой Басру. Багдад был расчищен от руин, активно строились караван-сараи, медресе, поддерживалось развитие ремесел, в должном порядке поддерживались оросительные каналы. В течение 20 лет месопотамские вилайеты оправлялись от последствий мора. В этот период кочевники составили ок. 1/3 их жителей. Племена И. состояли из «чистых» бедуинов, разводивших в основном верблюдов и лошадей, полукочевников-овцеводов и «болотных» арабов, занимавшихся разведением гл. обр. буйволов. В рамках каждого племенного объединения (ашира) выделялось определенное число родов (таифа). Пограничная линия между ирак. вилайетами и Ираном оставалась условной и не препятствовала постоянным перемещениям кочевников. В Багдадском вилайете проживало 14 племен, крупнейшим из к-рых было бану-лам. Оно состояло из 24 родов, из к-рых 2 занимались разведением верблюдов и овец, а 18 не только разводили верблюдов, но и частично занимались земледелием, поддерживая сеть каналов, отводивших к полям воды р. Турсак. Зависимость этого племени, обладавшего значительной военной силой, от османских властей выражалась в уплате багдадскому казначейству ежегодной откупной суммы, распределявшейся поровну между соплеменниками, жившими по левому и правому берегам Тигра.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Но такие хозяйства, как Карлаг и Сиблаг, являются специализированными в узком смысле слова хозяйствами, первое – овцеводческим, второе – свиноводческим. Карагандинский с/х лагерь Расположенный в центральном Казахстане, на границе сухой степи и полупустыни, лагерь охватывает территорию в 1.767.024 гектара, из которых только 80000 гектаров являются пахотно-пригодными, остальные – за вычетом 160 т. га совершенно непригодных земель – пастбища и выгулы. С севера на юг простирается на 300 км, с востока на запад – на 150 км. Климат – резко континентальный, со среднегодовым количеством осадков в 200 мм, зимы малоснежные с морозами, доходящими в ноябре-декабре, когда снежного покрова, как правило, еще нет, до 40–45%. Лагерь был организован в 1936 г. на совершенно необитаемой территории. Опыта ведения сельского хозяйства в его условиях ГУЛАГ не имел. Пришлось организовать собственную опытную сельскохозяйственную станцию, которая к настоящему времени проделала большую работу, позволившую наметить пути дальнейшего развития в этом районе сельского хозяйства. В частности, станция вывела свой сорт озимой ржи «Долинская», получивший повсеместное по Казахстану распространение, развела большой парк деревьев, доказав возможность выращивания древесных пород, заложила на площади в 68 га плодовые сады и ягодники. Животноводство лагеря характеризуется наличием поголовья овец в количестве 148.425 штук, в том числе – 93.000 маток; поголовье, главным образом, мясного направления. В настоящее время проводится планомерная метизация овец тонкорунными баранами (на 70%) и чистопородными курдючными баранами (на 30%). Установленная планом на 1940 год сдача мяса определяется (по живому весу к забою) в 29665 цента., шерсти же должно быть получено 3660 цент, (в т. ч. тонкорунной – 11 цент.). Кроме овец, в лагере имеется значительное поголовье крупного рогатого скота, насчитывающее 21.296 голов (в т. ч. коров – 6413) и свиноферма с 50 матками. Рабочий скот лагеря насчитывает 5258 лошадей и 204 верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опись монастырского имущества имеется. 7) Во главе монастыря стоит игумен Антоний, в ведении которого на 12 Iюhя находилось налицо: архимандрит на покое 1, иеромонахов – 12, иеродиаконов – 6, схимонах – 1, монахов – 38, указных послушников – 4, проживающих на испытании по паспортам – 55, а всего 117 человек; кроме того, 30 человек, служащих по найму. 8) Хозяйство пустыни ведется очень хорошо. На 12 Iюhя находилось налицо: лошадей 6, волов 9 пар, коров 18, бык-производитель 1, телят 17. В экономии: коров 50, быков-производителей 4, рабочих быков 66, гулевых быков 52, разного гулевого скота 49, малых телят 48, овец старых 150, ягнят 100, козлов 2, лошадей 109, жеребят 17, верблюдов старых 32, верблюдов-сосунов 4, свиней и поросят 472 шт. Пшеницы 8000 пудов, ячменя – 2000 пудов, ржи 1000 пудов, кукурузы 100 пудов, и овса 200 пудов. Сена достаточное количество для прокорма всего скота. Все работы по сельскому хозяйству производятся средствами обители и отчасти трудами братии пустыни. Главным источником доходов служит ведение в экономии сельского хозяйства, а именно посев разных хлебов и скотоводство. Небольшие доходы получаются от сыроваренного завода, виноградника, сада и пасеки. 9) Всей земли, принадлежащей монастырю удобной и неудобной с лесом 2049 десятин 1475 кв. сажен, в трех участках: 1) под монастырем 405 десятин 1725 кв. сажен; 2) в экономии 1543 десятин 15590 кв. сажен и 3) в Грушевской волости Ставропольской губернии 100 десятин 600 кв. сажен. Последний участок сдается в аренду. 10) Чудотворных или чтимых икон в пустыни нет. 11) По приходно-расходной книге за сей год значится: на 1 Января оставалось наличными 15653 руб. 85 коп и билетами 101990 руб. С 1 Января по 12 Iюhя (по ст. 92-й) поступило наличными деньгами 23369 руб. 94 коп.; за то же время израсходовано наличными деньгами 21968 руб. 80 коп. Засим на 12 Iюhя должно остаться наличными 17054 руб. 79 коп. и билетами кредитных учреждений 101990 руб. Как процентные бумаги, так и наличные деньги оказались по проверке налицо.

http://bogoslov.ru/article/2982262

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010