Из всех четвероногих домашних животных лошадь и верблюд были самыми драгоценными и важными для араба. Условия жизни арабов делали для них лошадь ничем не заменимым животным. Чтобы произвести удачный набег, чтобы успеть скрыться от погони в случае удачи или, в случае неожиданного сильного сопротивления, тотчас скрыться от преследования – все это делало для араба лошадь незаменимым спутником. Кто и что могло его защитить одинокого в пустыне, окруженного разбойниками? Кто мог унести грабители, в случае если грабеж его открыт, и за ним пустились в погоню? Только лошадь, верная спутница его в опасностях пустыни, выручала его тогда из беды. Вследствие подобных услуг, оказываемых лошадью, араб был предан ей; он больше всего заботился о воспитании прокормлении коня. Он даже лишал пищи себя и детей, чтобы только накормить своего коня 254 . Нередко, не смотря на все угрозы и дурные последствия, он отказывался уступить его сильным мира сего 255 , и кормил его даже верблюжьим молоком 256 . Уже в древние времена при Мухаммеде были лошади высокой цены. Породистым лошадям каждой в отдельности давали особые имена, под которыми они и были известны. Нам известно несколько лошадей Мухаммеда, носивших разные имена, а именно Сакб, Сабаха и Муртаджис 257 . Обладатели чистокровных лошадей гордились ими больше всего. У арабов сохранилось много преданий, повествующих, что владельцы хороших породистых лошадей соглашались иногда променять жену и детей на лошадь 258 . Лошадь арабская оправдывала любовь к ней: быстрая, как ветер пустыни, легкая, стройная, горячая, выносливая ко всем трудностям пути и длинного бега под знойным небом Аравии, по песчаным пустыням бедуинов, она гордо носит своего седока, скрывая его от преследования и погони; лошади и пустыням араб обязан может быть, главным образом, и независимостью своего полуострова. Безводная пустыня преграждала пути враждебному войску иностранцев, быстрый конь скрывал его из вида чужеземных завоевателей и уносил в безопаснее место в пустынях. 259 Благодаря этим своим качествам арабская лошадь была предметом восторгов бедуина, предметом пылких поэтических похвал. Целый том можно было бы составить, приводя только описания лошади арабскими поэтами, 260 описания её красот и высоких качеств. Прекрасно изображено это значение арабского коня для бедуина, а также самый вид коня у Боговдохновенного писателя книги Иова: «Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его ужас! Он роет ногою землю, и восхищается силою; идет на встречу оружию; смеется над опасностями и не робеет, и не отворачивается от меча. Колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик. В порыве ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы. При трубном звуке он издает голос: гу-гу! и издали чует битву, и громкие голоса вождей, и крик». 261

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Итак, как мне кажется, духовное толкование [этих] вызывающих затруднение [слов Священного Писания] подошло к своему пределу. Возможно, кто-нибудь благодаря обретенному богатству пышных волос ведующей благодати, наподобие великого Самуила духовным оком обозрев предшествующее, премудро откроет нам сокрытую в этих начертанных словах мысль, умозрительным образом излучающую на всех горний свет Истины и убеждающую могущих понять это, что нет ничего неуместного и напрасного в написанном Святым Духом. И хотя мы не в силах вместить [полностью] подобную мысль, [воспримем] всё таинственным образом, благовременно и ради человеческого спасения, началом и концом которого является премудрость. Она, возникая, сначала творит страх, а затем, завершаясь, созидает [божественное] томление любви. Вернее сказать, эта премудрость изначала ради нас домостроительно сама становится страхом, чтобы возлюбивший [Бога] перестал [творить] зло; позднее же, в [самом] конце, она естественным образом оказывается [божественным] томлением любви, дабы преисполнить духовным веселием тех, кто сожитие с ней предпочел всему сущему. Таковы, по моему убеждению, те, которых Дух обозначает как «мужей», «отроков и отроковиц», «певцов и певиц», «верблюдов и лошадей», «мулов и ослов». И Святой Дух ведает, как следует письменно обозначить их, и такое обозначение не может объять телесное чувство – оно воспринимается лишь чистым умом, поскольку запечатлено пером благодати. Вопрос 56 И опять во Второй книге Ездры 1 написано: “И услышали враги колена Иудина и Вениаминова, и пришли проверить слух 2 , и узнали, что [возвратившиеся] из плена строят храм Господу Богу Израилеву. Пришли они к Зоровавелю и к Иисусу и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что и мы, как и вы, слушаемся Господа вашего, и Ему приносим жертвы от дней Асфакафа, царя Ассирийского, который перевел вас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и главы поколений: не строить вам вместе с нами дом Господу Богу нашему; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву” ( 1Езд 4:1–3 ). – Что означает это и, особенно, зависть, из-за которой [иудеи] не захотели строить [храм] вместе с другими, почитающими Того же Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

9 Тогда повелел Господь Моисею пойти к фараону и сказать ему: «Так говорит Господь, Бог евреев: «Отпусти Мой народ, чтобы он совершил Мне служение“. 2 Если не захочешь отпустить и будешь, как и прежде, удерживать его, 3то, знай, постигнет тебя кара Господня: твой скот, тот, что в поле сейчас: лошадей, ослов, верблюдов, волов, овец – чума губительная поразит! 4А скот израильтян отделит Господь от скота египтян: из всего, что принадлежит сынам Израилевым, не падет ни одно животное». 5И время сей казни определил Господь, сказав: «Завтра Я допущу этому произойти в стране». 6На следующий же день Господь так и сделал – у египтян вымер весь скот, остававшийся в поле. Но у сынов Израилевых ни одно животное не пало. 7И послал фараон узнать о том, и ему подтвердили: у израильтян – ни одно животное не пало! Однако сердце фараона осталось каменным, и не отпустил он народ Израилев. Шестая казнь: язвы 8И сказал Господь Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей, на виду у фараона, бросит ее к небу. 9Она, как пылинки мельчайшие, разнесется по всему Египту, и покроются язвами гноящимися люди и скот по всей стране». 10Взяли Моисей и Арон золы из печи, и, когда подошли к фараону, Моисей бросил золу к небу, и появились гноящиеся язвы на теле у людей и у скота. 11 Маги же не смогли сотворить подобного и тем противостоять Моисею, потому что гноящиеся язвы поразили магов, как и всех прочих египтян. 12Но Господь попустил фараону коснеть в своем упрямстве , и он не хотел слушать Моисея и Аарона, как и было то сказано Господом Моисею. Седьмая казнь: град 13 После того Моисею было дано такое повеление от Господа: «Завтра ранним утром пойди к фараону и скажи ему: «Так говорит Господь, Бог евреев: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 14Знай, на этот раз все кары, Мной посланные, обрушатся на тебя самого, на твоих придворных и народ твой, тогда поймешь ты, что нет подобного Мне на всей земле. 15Я мог бы явить силу Свою и наслать на тебя и на народ твой моровую язву, и ты исчез бы с лица земли. 16Но Я для того оставляю тебя в живых, чтобы показать тебе и всем придворным твоим могущество Мое, дабы об имени Моем из поколения в поколение по всей земле возвещали. 17А так как ты всё еще ставишь преграды народу Моему, отказываешься отпустить его, 18знай: завтра, в это же время, Я пошлю на Египет такой силы град, какого в Египте не бывало от начала дней его. 19Поэтому распорядись, чтобы спешно завели в укрытия стада твои и собрали всех, кто находится в поле, ибо, когда град падет на тех, кто не успеет укрыться в домах, будь то человек или животное, все они погибнут“».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества ( 4Цар. 18:1–8 ). После смерти ассирийского царя Саргона (705) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пр. Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более, что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин (библ. Мердеах Баладан). В конце концов Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Пророк Исайя тщетно протестовал – к его советам больше не прислушивались. В те дни он писал: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, Заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху... Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! (30,1; 31,1) Задачи религиозной реформы были подменены задачами военно-политической борьбы. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб (библ. Сеннахирим) готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим. В анналах ассирийского царя мы читаем: «Езекию, иудея, который не склонился под мое ярмо, – 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

6–7 В тот день не станет света, застынут в небе светила . И наступит нескончаемый День, ведомый лишь Господу: не день в обычном смысле и не ночь  – в вечернее время забрезжит свет! 9 В тот день воцарится Господь над всей землей: един Господь, и имя Его – едино. 10 И вся эта земля от Гевы до Риммона а , что к югу от Иерусалима, преобразится, станет плодородной долиной. Но Иерусалим останется на прежнем своем месте, наверху, протянувшись от Вениаминовых ворот до пределов Первых ворот, ворот угловых, от башни Хананела б до царской давильни. 11 Никогда уже не обрекут Иерусалим на уничтожение. И живущие в нем будут в полной безопасности. 12 А народам, чьи войска нападали на Иерусалим и его разоряли, воздаст Господь по заслугам, поразит их болезнью: их плоть начнет гнить и отмирать, словно на ходячих мертвецах. Глаза в их глазницах истают, и языки во рту иссохнут. 13 Охватит их всех в тот день страшное смятение, Господом ниспосланное: каждый будет хватать за руку своего ближнего и будут нападать друг на друга. 14 Иуда тоже будет сражаться в схватке за Иерусалим и соберет богатства окрестных народов: золото, серебро и одежды – в великом множестве. 15 И такая же напасть постигнет лошадей, и мулов, и верблюдов, и ослов, и прочих животных в станах тех народов. 16 После этого каждый, кто останется в живых из народов, нападавших на Иерусалим, станет из года в год приходить на поклонение Царю, Господу Воинств, и Праздник кущей – праздник избавления – станет и его праздником. 17 Если же какое из земных племен не пойдет на поклонение Царю, Господу Воинств, то не будет у него дождя. 18 И если какая-нибудь египетская семья не захочет пойти в Иерусалим на поклонение Богу, постигнет их та же напасть, которой поражает Господь другие народы за отказ приобщиться к Празднику кущей. 19 Вот что ждет как Египет, так и прочие все народы, не почтившие Праздника кущей. 20 В день тот даже на колокольчиках конских станут писать «Святыня Господня», а кухонная утварь в Храме Господнем будет почитаться священной, как чаши, стоящие перед жертвенником. 21 И будут все котлы в Иерусалиме и Иудее святыней Господу Воинств, так что всякий кто придет принести жертву, сможет брать их и в них варить мясо животных, в жертву принесенных. А в Храме Господнем с того дня не будет более торговцев .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Когда же Бог повелел, произошли вместилища вод и возникли горы, и земля, по Божественному повелению, приняла свое украшение – всякие злаки и растения, в которые Божественное повеление вложило и силу, способствующую возрастанию, и силу питающую и заключающую в себе семя, то есть способную к рождению подобного каждому из них. По повелению же Творца земля произвела и разнообразные роды животных – как пресмыкающихся, так и зверей и домашнего скота. Всех – ради благовременного пользования со стороны человека, но одних – в пищу ему, как, например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное, других же – для служения ему, как, например, верблюдов, волов, лошадей, ослов и другое подобное, иных же – для увеселения, как, например, обезьян, и из птиц: как сорок, так и попугаев, и другое подобное. А также и из растений и трав: одни земля произвела приносящими плоды, другие – съедобными, иные – благоухающими и цветущими, дарованными нам для наслаждения, как, например, розу и другое подобное, иные – для излечения болезней. Ибо нет ни живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления. Ибо «Знающий все прежде бытия его» ( Дан. 13, 42 ) зная, что человек самовольно нарушит Божественную заповедь и предастся погибели, создал все: и то, что на тверди, и что на земле, и что на водах, чтобы он благовременно пользовался этим. Прежде нарушения Божественной заповеди, конечно, все было послушно человеку. Ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. А также и змий был дружествен к человеку больше остальных живых существ, приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним. Поэтому виновник зла – диавол – через него предложил прародителям самый злой совет ( Быт. 3, 1–5 ). А с другой стороны, земля сама собою приносила плоды, чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; и не было на земле ни дождя, ни зимы. После же преступления, когда человек уподобился «животным, которые погибают» ( Пс. 48, 13 ), как только неразумная похоть стала управлять одаренной разумом душой, когда он преступил заповедь Господа, подчиненная тварь восстала против избранного Творцом начальника, и ему было назначено в поте возделывать землю, из которой он был взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Быт. 24:61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел. Быт. 24:62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. Беер-лахай-рои, «источник живущего, видящего меня», есть тот источник по дороге в Суру, где Ангел нашёл Агарь во время первого её бегства из дома Авраамова ( Быт. 16:14 ). Исаак жил близ Герара «в стране полуденной» около Вирсавии и, вероятно, ходил наведаться о стадах, ушедших в пастьбу к источнику. Мы видели, что Сарра умерла в Хевроне, но, как кажется, после погребения Авраам возвратился оттуда и продолжал жить в Вирсавии. Быт. 24:63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, Англ. Библия делает замечание, что это слово скорее означает религиозную задумчивость, и вместо него в текстах самаританском, арабском и в таргумах [или халдейских (сирийских) перифразах Пятикнижия] стоит слово молиться. Англ. Библия прибавляет, что эта религиозная задумчивость как нельзя более соответствует покойному и мирному характеру Исаака, который в тихой жизни своей изобразил кроткий тип Мессии, как он изобразил его и на жертвеннике. и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Быт. 24:64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. На востоке сходят с лошадей, завидя приближение эмира или начальствующего лица. Женщина сходит с лошади, завидя приближение мужа или почётного родственника. Быт. 24:65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. Узнав, что это будущий муж её, она надевает покрывало, которое он один имеет право поднять. Женщины, как видно, не закрывались обыкновенно, но покрывало, вероятно, надевалось символически, в знак власти мужа (сравни 1Кор. 11:10 ). Быт. 24:66 Раб же сказал Исааку все, что сделал. Быт. 24:67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, Т. е. она сделалась хозяйкой семьи. Заметим, что Авраам ( Быт. 25:1 ) имел ещё наложницу или жену Хеттуру, но Ревекка вводится в шатёр Сарры как представительница семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Раз как-то один из двоюродных братьев Кайса посетил старейшин племена Зубыян. Ему показали многих лошадей и стали, в присутствии его, чрезмерно во­схвалять превосходные качества кобылицы Габра. Гость стал доказывать, что не сравняться ей с Дахисом. Возникли горячие споры, кончившиеся тем, что побились об заклад, кото­рое из этих обоих животных быстрее на скаку. Решено было выставить с обеих сторон заклад по десяти верблюдов, которые назначались в награду победившей стороне. Не особенно понравилось Кайсу. Когда ему рассказали о случившемся, так как он предчувствовал, что хорошего не много выйдет из спора. Знал он прекрасно, что за народ Зубьяниты, старейшины которого славились насилием и несправед­ливостью. Поэтому он сам отправился на место стоянки со­седей, с твердым намерением отступиться от пари. Но владелец Габры, некто Хузейфа и его брат Хамаль, оба старейшины, люди сильно заинтересованные в этом деле, наотрез отказали Кайсу. Они стали доказывать ему, что если шейх не желает пустить свою лошадь на перегонки, то этим он сознается, что проиграет и, стало быть, обязан выдать десять верблюдов. Эти безумные речи окончательно взорвали Кайса. «Нет, никогда я не думал, что могу проиграть», заговорил он. «Но, по-моему, ежели уж биться об заклад, так по крайней мере на большее пари». После долгих переговоров и споров порешили на сотне верблюдов. Дистанцией назначили сто полетов стрел (около 3 миль). Кайс и Хузейфа, владельцы лошадей, передали на руки избранного ими сообща третьего лица по сотне верблюдов. Двое суток они не поили своих лошадей, а возле цели, куда дол­жны были добежать скакуны, вырыли яму и наполнили ее во­дой. Та из лошадей, которая первая утолит свою жажду из водопоя, так согласились обе стороны, будет считаться побе­дившей. В заранее определенный день, большие толпы зри­телей из обоих племен собрались на место ристалища. Гораздо более, разумеется, было Зубыянитов так как место состязания назначили на их территории. По данному знаку пустили лошадей одновременно, и обе лошади поскакали с быстротой ветра, так что Кайс и Хузейфа, следовавшие вер­хами за ними, вдоль ристалища, не поспевали за скакунами и все более и более теряли их из виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Гость стал доказывать. что не сравниться ей с Дахисом. Возникли горячие споры, кончившиеся тем, что побилась об заклад, которое из этих обоих животных быстрее на скаку. Решено было выставить с обеих сторон заклад по десять верблюдов, которые назначались в награду победившей стороне. He особенно понравилось Кайсу, когда ему рассказали о случившемся, так как он предчувствовал, что хорошего не много выйдет из спора. Знал он прекрасно, что за народ Зубьяниты, старейшины которого славились насилием и несправедливостью. Поэтому он сам отправился на место стоянки соседей с твердым намерением отступиться от пари. Но владелец Габри, некто Хузейфа, и его брат Хамаль, оба старейшины, люди сильно заинтересованные в этом деле, наотрез отказали Кайсу. Они стали доказывать ему, что если шейх не желает пустить свою лошадь на перегонки, то этим он сознается, что проиграет и, стало быть, обязан выдать десять верблюдов. Эти безумные речи окончательно взорвали Кайса. «Нет, никогда я не думал, что могу проиграть», –заговорил он, – но, по-моему, ежели уж биться об заклад, так по крайней мере на большее пари». После долгих переговоров и споров порешили на сотне верблюдов. Дистанцией назначили сто полетов стрел (около 3 миль). Кайс и Хузейфа, владельцы лошадей, передали на руки избранного ими сообща третьего лица по сотне верблюдов. Двое суток они не поили своих лошадей, а возле цели, куда должны были добежать скакуны, вырыли яму и наполнили ее водой. Та из лошадей, которая первая утолит свою жажду из водопоя, так согласились обе стороны, будет считаться победившей. В заранее определенный день, большие толпы зрителей из обеих племен собрались на место ристалища. Гораздо более, разумеется, было Зубыянитов, так как место состязания назначили на их территории. По данному знаку пустили лошадей одновременно, и обе лошади поскакали с быстротой ветра, так что Кайс и Хузейфа, следовавшие верхами за ними вдоль ристалища, не поспевали за скакунами и, чем более, всё более и более теряли их из виду. В начале, пока Габра бежала по заранее утрамбованному Хузейфом, нарочито для своей лошади, пути, она шла несколько впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010