1254 Catechismus ad parochos. Viennae. 1827. pag. 456: «(Homines) – adiutores et administri Dei gratiae». 1261 Смот. в подтвержд. сказанного: Рукопись Троице-Сергиевой Лавры 741 лл. 100–108. Описание рукоп. графа Ф.А. Толстого Отд. II, 402, стр. 539. Акты Археогр. Экспед. т. III, 290, стр. 432–433; 306, стр. 453–454; т. IV, 327, стр. 487–488; 335, стр. 499. Описание старопеч. книг гр. Ф.А. Толстого и купца Η.Н. Царского П. Строева. 79, стр. 131–133. Рукоп. Румянцевского Музея 381, лл. 95–116. Рукоп. Б-ки Импер. Общ. Ист. и Древ. Росс. Отд. I, 257. Требник, печат. при патр. Иосифе 1649 г. лл. 91–104. Никоновская Скрижаль, стр. 51. Служебник 1653 г. л. 8-й. Кириллова книга, лл. 3 и 251. Потребник иноческий, л. 230. 1263 Вопрос о происхождении старообрядческих мнений разработан в следующих сочинениях, к которым мы и отсылаем желающего ознакомиться с ним более подробно: « Патриарх Никон » Проф. Η.Ф. Каптерева. М., 1887. Стр. 25. 58–91. «К нашей полемике со старообрядцами» Проф. E. Е. Голубинского – в «Богословском Вестнике» за 1892 г. т. I, стр. 51–57, 498–499. II, 34–72, 199–223. «К истории споров об аллилуия» Г. Николаевского – в «Христ. Чтен.» за 1884 г. Матер. для Истор. Русск. церкви – в «Чтен. Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1875 г., стр. 66–78. «О перстосложении» – в «Правосл. Собесед.» за 1869 г. ч. II, стр. 201–224. Преосв. Никанора «о перстосложении для крестного знамения». СПБ., 1890 стр. 235–292. Проф. Нильского – отзыв о происхождении двуперстия – в «Проток. СПБ. Дух. Акад.» за 1887–89 г., стр. 391. 1264 Митр. Макарий. «История Русской Церкви», т. XI, стр. 118, 127 и дал. Срав. Его же. « Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов». Прибавл. к тв. св. отцев. Ч. XXIX, стр. 9. – Проф. E. Е. Голубинский . «К нашей полемике со старообрядцами». «Богословский Вестник» 1892 г. т. I, стр. 304. Н. Благовещенский. «О происхождении раскола в Русской церкви». Труды К. Д. А. 1886 г. т. I, стр. 507. 1265 См. послесловие к Кирилловой книге 1644 года. – Впрочем, следует прибавить, что в конце патриаршества Иосифа, исправление церковных книг приняло заметный поворот к лучшему, благодаря прибытию киевских ученых; но взгляд на этих новых справщиков у русских – в Москве был неодинаков. Одни заметно склонились на сторону киевских ученых, а другие отнеслись к ним с большим недоверием и в науке, принесенной этими учеными, увидели страшную опасность для веры. Все же киевские ученые еще при патр. Иосифе в 1650 году сличили уже напечатанную книгу Шестоднев с греческим текстом и в конце ее припечатали исправления, дабы не перепечатывать ее всю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только прощение к отцу духовному, про которое упоминается в рассматриваемом издании, кажется, внесено под влиянием (печатного) чина исповеди, так как в прежних последованиях ко св. причащению ему не имелось основания быть. Особое нововведение составляет здесь только отпуст; впрочем, и он редактировал при руководстве «последованием ко св. причащению» потому, что в нем перечисляются по преимуществу те отцы, творчеству которых приписывались молитвы, входившие в состав указываемого источника, в старинном его объеме. – Не имея особенной исторической ценности само в себе, это издание важно в одном побочном отношении, которое будет указано в следующей главе. 227 Говорим так потому, что по нашим наблюдениям прототипом малого Требника, в современном его понятии, во второй половине XVII в. нужно признать Киевское издание его (с заглавием собственно «Правила нужные иереем, вкратце собранные») в 1676 г., в котором ([#ка#] л. 8 об.–11 об.) помещен в чин причащения «вборзе», – помещен, добавим, совершенно в том виде, как он издается, теперь, исключая лишь того, что к слову «и отпуст» – здесь не добавлено «настоящего дня». Со стороны положения в ряду других чинов, включенных в этот Требник, в настоящем случае, сравнительно с современным каким Требником, видится различие разве в том, что чин причащения «вборзе» предшествует здесь чину исповеди (который помещен на лл. 55–63 об.). 229 Ср. северо-восточные в юго-западные издания чина в Требниках: М. 1687 (а также в ркп., списанной с этого издания, Кирилло-Белоз. библ. М. 1688, л. 120–124; М. 1743, л. 128–131 об.; К. 1754, л. 105 об.–108 об.; Киев. 1705, 1808, 1836 и 1844 г., л. 104 об.–107 об., и др. 230 До этого же времени даже на юго-западе (хотя там он и был издан в 1676 г.), – он не был прочно принятым, потому что в 1681 г. там снова издали тог же чин в том виде, как он есть в Требнике П. Могилы. 236 Поуч. святит, к новопост. иерею, изд. 12, М. 1878, стр. 26–38. В наставлении рекомендуется изъяснять больному – а) любовь Божию к роду человеческому, б) прощение Богом всякого, истинно кающегося, в) суету земной жизни и г) радости загробной вечной жизни и необходимость пред смертью причащения с предварением сего искреннею исповедью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Обстоятельства запрещения двух газет, выпущенных ХББ в Москве под общей шапкой издательства «Стойте в свободе!», описаны в статье А. А. Носова «К цензурной истории религиозно-общественной печати в России (1905–1906 гг.)» (ВФ. 1996. 3) 420 . Настоящий обзор документов, в т. ч. ранее не публиковавшихся (ЦИАМ. Ф. 16, оп. 95, д. 310;.Ф. 31, оп. 3, д. 514; Ф. 131, оп. 92, дд. 182–184; Ф. 142, оп. 17, д. 2022; ГАРФ. Ф. 63, оп. 26, д. 21, лл. 108 об., 123, 129–130; ОР РГБ. Ф. 348, к. 2, ед. хр. 47, 48), передаёт события гораздо полнее и обнажает причины распада ХББ. Первый номер еженедельной газеты с подзаголовком «Ходите в свете» вышел 9 июля 1906, редактором-издателем значился Ельчанинов. В тот же день член МКДП статский советник Сергей Иванович Соколов 421 подал начальству доклад, где указывал, что это «почти от первой до последней строки крайне преступное революционное издание (…) нельзя не преследовать. Кощунственно опираясь и также кощунственно толкуя в революционных видах Евангелие, оно представляет собою кощунственный и революционно-боевой народный листок». Найдя в содержании газеты наличие состава преступления, цензор пытался конфисковать тираж (в соответствии со ст. 14 отд. VII Временных правил о повременной печати), но арест в типографии осуществлён не был, т. к. все экземпляры были полностью выпущены заказчику. 10 июля МКДП известил об этом прокурора МСП, просил привлечь редактора к судебной ответственности по ст. 73, 74 и 129 УУ и ст. 128 Улож. о наказаниях и ходатайствовал о немедленной приостановке дальнейшего издания газеты. 11 июля министр внутренних дел П. А. Столыпин потребовал от московского градоначальника немедленно принять самые решительные меры в отношении газеты и признал «совершенно недопустимым при наличности чрезвычайной охраны возможность её дальнейшего появления». 12 июля градоначальник ходатайствовал пред московским генерал-губернатором о совершенном прекращении издания («крайне вредное направление, особенно ярко выразившееся в статье «Со святыми упокой!«»), а тот 13 июля наложил подтверждающую резолюцию. 15 июля прокурор МОС получил распоряжение прокурора МСП «о производстве предварительного следствия по обвинению редактора газеты «Ходите в свете» А. В. Ельчанинова в преступлениях, предусмотренных 6 п. 129 ст. УУ, за напечатание статьи под заглавием «Что можно и что нельзя», во второй части коей содержится возбуждение вражды между отдельными частями населения, и 1 п. 129 ст., за напечатание статьи под заглавием «Стойте в свободе»».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

457. Канонник , в восьмушку, 207 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы: 131 а, 164 и 187 а. Всех канонов двадцать. Между прочим каноны: 1) Владимирекой Божией Матери (85–96 об.); 2) Покрову Богородицы (97–108); 3) Знамению от иконы Псковской Божией Матери (121–131); 4) Знамению от иконы Новгородской Божией Матери, священно-инока Пахомия Логофета (165–174 об.), 5) Тихвинской Божией Матери (175–187 об.), 6) Сергию Радонежскому (188–200 об.). 458. Канонник , в восьмушку, 201 л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 4. 5, 22, 130, 181 и 182. Всех канонов тринадцать. Можно отметить канон Казанской Божией Матери (6–21). 459. Канонник , в восьмушку, 190 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 51, 67, 114, 115, 137–147, 179–190. Всех канонов двенадцать. Между прочими каноны: 1) Знамению Божией Матери (40–50); 2) Владимирской Божией Матери (80–94 об.) 3) Казанской Божией Матери (95–113 об.); 4) Покрову Богородицы (128–136 об.). 460. Канонник , в восьмушку, 171 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете; чисгые листы: 15 и 97. Всех канонов четырнадцать. Между прочими каноны: 1) Ангелу-грозному воеводе, творение Парфения юродивого (69–78) и 2) Моисею Мурину (139– 146 об.). На 169–171 листах две молитвы за отца и матерь: а) «Владыко Христе Спасе мой услыши молитву раба твоего, помяни душа преставльшихся раб своих»; б) Боже, приемый жертву Авраамлю и призривый на всесожжение. 461. Канонник , в восьмушку, 166 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Листы 164–166 поисточены; 118 л. подклеен с ущербом для текста; 32 лист чистый. Всех канонов восемь. 462. Канонник , в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 150–151 список имен для поминовения. 463. Канонник , в восьмушку, 135 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На 102–107 л.л. начало вечерни. Всех канонов тринадцать. 464. Канонник , в восьмушку, 125 лл., полууставом XVIII в., с несколькими изящными большими буквами, в бумажном переплете. Подклеены листы: 1–33, с ущербом для текста – 35-й; лист 34-й чистый. Всех канонов одиннадцать. Между прочими канон Феодоровской Божией Матери (1–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

445. Канонник , в четвертку, 308 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 107-й порван; листы чистые 218 а, 218 б, 218 в, 218 г. Всех канонов двадцать один, по оглавлению же должно быть шестьдесят семь. Перед канонами за оглавлением (1–2 об.) начало общее всем каноном (3–6 об.). На лл. 82–104 об. канон молебен на Святую Пасху, последования утрени и первого часа в неделю Пасхи. На лл. 113–131 об. чин пения двенадцати псалмов. Отметим каконы 1) Покрову Богородицы (139 об.–149); 2) Казанской Божией Матери (149 об.–160 об.) и 3) Владимирской Божией Матери (169 об.–179 об.) За канонами: последование церковного пения и вселетного собрания от месяца сентября до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме Святыя Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (241–291), т. е. месяцеслов без тропарей и кондаков, с большим числом памятей русских святых, Пасхалия зрячая на 7304–7351 годы и лунное течение (295–308). Вероятно, список с какого нибудь печатного издания. 446. Канонник , в четвертку, 253 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете. Чистые листы: 33, 48, 49, 69, 122, 133, 156 а, 168,214–218,240–242. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Казанской Божией Матери (34–47); 2) Феодоровской Божией Матери (50–68); 3) Тихвинской Божией Матери (70–84 об.); 4) Покрову Богородицы (134–145). На лл. 208–213 молитва преподобного Нифонта: «Господи Боже сил великий ж страшный. 447. Канонник , в четвертку, 191 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы 45 а, 45 б, 45 в. Всех канонов – тридцать один. Между прочими каноны: 1) Владимирской Божией Матери (60–66); 2) Знамению Божией Матери (108–113 об.); 3) Петру митрополиту (141–146 об.); 4) Димитрию царевичу (155 об.–161 об.). 448. Канонник , в четвертку, 170 л.л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 92, 158–170. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Стефану Сурожскому (84–91 об.): 2) Казанской Божией Матери (93–103); 3) Владимирской Божией Матери (103 об.–109). Перед канонами последования полунощниц: воскресной (1–12 об.) и вседневной (13–29 об.). На лл. 93–95 како подобает пети каноны на молебне и начало канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: семь канонов, между прочими каноны: 1) Покрову Богородицы (2–14); 2) Знамению Пресвятыя Богородицы – творение (священно-инока) Пахомия Логофета (15–24 об.); 3) Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (62–73); 4) служба на день Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы, без канона (74–84 об.); 5) служба Пресвятыя Богородицы честного ея образа Одигитрие иже Грузинская нарицается иже в Двинстей области в Черногоском (т. е. Черногорском) монастыре Архангельской епархии. Составижеся праздник сей праздновати в лето 7153 году, в царство благочестивого государя царя и вели князя Алексея Михайловича всея Руси и при святейшем Иосифе патриархе Московском и всея Русии по благословению его месяца августа в 22 день (85–104 об.); см. 700. Бычков А. «Описание рукописей И. П. Библиотеки». 1.77. 3.; 6) молитва Явлению иконы Тихвинекия Пресвятыя Богородицы (105); 7) указ о кадиле от святых отец, что есть кадило (105 об.–106 об.). Начало:. " Кадило есть утроба Пресвятыя Богородицы»; 8) отпусты чрез всю неделю и на праздники всего лета (35–44); 9) припевы хвалиныя, т. е. припевы к стихам 148 и 149 псалмов (115–116 об.); 10) извлечения из Церковного Устава (117–124 об,); 11) из книги Максима Грека , Иоанна Златоустаг о о исходе души от тела (125–131). Начало: «Попечемся, братия, умом о последнем дни и часе приити бо имать яко пламень паля»; 12) слово о купце христолюбивом (131 об.– 136). Начало: «Поведаша некто от отец вещь дивну иеполнену»; 13) книга Пчела, поучение святых отец ко всем спящим и не хотящим делати своими руками (141–143). Начало: «Друзи и братия моя любимая, не уподобляйтеся ленивым рабом быти», – русское сочинение, местами рифмованная проза. 666. Сборник богослужебный , в восьмушку, 136 лл., лолууставом разных почерков XVIII в., в дощатом с кожею переплете, с застежками. Порваны с ущербом для текста листы: 24, 25, 38, 40, 88, 108, 109, 129. Некоторые листы подклеены; 106 лист чистый. Состав; 1) последование церковного пения и вселетного собрания от месяца септеврия до месяца августа (1–58 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже обновленцы в конце 1920-х гг. отказались от григорианского календаря. 394 Лисавцев Э. И. – инструктор ЦК КПСС, курировавший религиозные вопросы в СССР в 1960–1980-е гг., автор нескольких книг и статей по истории Русской Церкви, специально изучавший историю Прибалтийского экзархата в годы Великой Отечественной войны. Устное свидетельство. 396 Судоплатов П. А. «Остаюсь единственным живым свидетелем...»//Молодая гвардия, 1995, 5. С. 40. 400 Alexeev W., Stavrov Т. The Great Revival. P. 83–89; ЦГА СПб., ф. 9324, on. 1, д. 7, лл. 110–113. 402 Бовкало А. А., Галкин А. К. Новгородская епархия в годы оккупации (1941–1943 гг.)//София, 1995, 2(14). С. 4. 409 Дедюхин Б. В. Сердца сокрушенные: Беседы, интервью, очерки о русском православии. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1990. С. 193–194. 410 Васильева О. Ю. Свои или чужие? (Псковская Православная Миссия). Москва, 1993. Рукопись. С. 8, (10. 411 Веверс Я. Я. Псковская духовная миссия – агентура фашистской разведки. С. 7; ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 1, д. 7, л. 9 об. 432 Васильева О. Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. С. 102–103. 445 Там же. С. 84; Веверс Я. Я. Указ. соч. С. 21; Геродник Г. Правда о Псково-Печерском монастыре. М.: Госполитиздат, 1963. С. 100. 448 Судебный процесс по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. Рига, 1946. С. 131. 450 Шеметов Н. Единственная встреча – памяти о. Николая Трубецкого//Вестник РХД, 1978, 128. С. 250. 454 Георгий, игумен. Из воспоминаний о церковной жизни в СССР при немецкой оккупации//Вестник института по изучению СССР, 1957, 2(23). С. 105–108, 112. 460 Там же. С. 115; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.). С. 55. 462 Поспеловский Д. В. Подвиг веры в атеистическом государстве//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. С. 75, 78; Алексеев В. И., Ставру Ф. Г. Указ. соч.//Русское Возрождение, 1981, 15. С. 87, 96; Гордун С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Рыстенко Часть первая. Тексты греческие и славяно-русские Предварительные библиографические заметки о рукописях легенды Ещё проф. Кирпичников указал, что рукописной литературы сказаний о св. Георгии «богатство неисчерпаемое». Исследователь насчитал более 200 «рукописных сказаний о Георгии»; «выписки пришлось делать почти из 50-ти» 4 . Для настоящей работы я воспользовался следующими греческими, югославянскими и русскими списками легенды. А) Греческие списки: 1) Парижской Нац. библиотеки, 770, перг., XIV в. лл. 72–75=Пар – 2) Венецианской библиотеки св. Марка, Class. VII, cod. 42, перг., XIIIb. лл. 183 об. – 185=В 1  – 3) той же библиотеки II 160, XIII–XIV в. перг., лл. 103–108=В 2  – 4) Той же библиотеки, VII, 38, XVI в., лл. 437–440=В 3  – 5) Ambros C.92 sup XVI в.=А 5 . В) Латинский список cod. Latinus Monacensis 14473, saec. XII 6 . C) Юго-славянские: 1) из сборника † Сречковича, XIII–XIV в., лл. 189–194=С. – 2) из сербской Четьи-Минеи, XVI в. 7 D) Русские списки: а) Императорской Публичной Библиотеки: 1) Q. I. 621, 18–19 в., лл. 122–125=П 1 . –– 2) Q. I. XVII. 16, 18 в., лл. 354–358=П 2 . – 3) Q. I. 239, 17–18 в., лл. 147–155=П 3 . –– 4) Q. I. 333 (Толст. II 84), 17–18 в. лл. 132–139=П 4 . –– 5) F. I. 790, Пролог, 17в., лл. 154–158=П 5 . –– 6) F. I. 798, 15–16 в., лл. 76–78 об.=П 6 . –– 7) Q. I. 789, 16–17 в., лл. 165–175=П 7 . –– 8) F. I. 653, 17 в. лл. 113 об. –– 120 об.=П 8 . –– 9) F.I. 767, 16 в., лл. 95–97 об.=П 9 . –– 10) Q. I. XVII. 189, 18 в., лл. 22–27=П 10 . –– 11) Q. I. 993, 16 в., л. 113 слл.=П 11 . –– 12) Q. I. 1001, 15–16 в., лл. 34 об. –– 36 об.=Б 1 (Богданова). – 13) F. I. 691, 17 в., лл. 94–96=Б 2 (id). – 14) Q. I. 1153, 17–18 в., лл. 131 об. –137 об=б 1 (Буслаева). – 15) Q. I. XVII. 57, 18 в., лл. 74–86=б 2 (id.). –– 16) Погодина, 808, 16 в., лл. 19–31 об.=Пг 1 . – 17) id., 808, лл. 178–186 об.=Пг 2 . –– 18) id., 800, 16 в., лл. 249–254 об.=Пг 3 . –– 19) id., 801, 17 в., лл. 54–58=Пг . 4 . –– 20) id. 818, 16 в., южнорусск., лл. 9–13 об.=Пг 5 . –– 21) id., 1590.16 в., лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граница между Словами 15 и 16 совпадает с границей тетрадей 27 и 28. Нижняя половина листа 398 и лист 399 об. (конец тетради 40) исписаны мелким почерком, показывающим, что писец старался уложиться в доставшуюся ему лакуну, а все следующие за ними тетради не имеют номеров. Таким образом, первоначально рукопись заканчивалась на этом месте, и Слова 28–30 дописаны к ней позднее. Рукопись состоит из 46 кватернионов, и лишь тетрадь 47 является бинионом – именно она содержит Слово 30. Данное Слово было дописано, возможно, еще позднее, чем Слова 28 и 29, а на оставшихся свободными конце листа 449 об. и листах 450–450 об., как и выше, был дописан еще позднее текст, не принадлежащий Каллисту. 2 . L – cod. Lond. Arund. 520, кон. XIV в. (водяной знак – armoiries, точнее не идентифицируется): лл. 1 – 93 об. [Слово 8]; лл. 93 об. – 95 об. [Слово 9]; лл. 95 об. – 103 об. [Слово 11]; лл. 108 об. – 117 об. [Слово 13]; лл. 131 – 155 об. [Слово 3]; лл. 155 об. – 180. [Слово 4]; лл. 180–196. [Слово 5]. Все тетради – кватеринионы, кроме тетради 15, которая состоит из 9 листов (видимо, один лист добавлен, чтобы закончить Слово 13), и 26, в которой 10 листов (последний лист утрачен). В рукописи не хватает, по-видимому, одного последнего листа. Лондонская рукопись состоит более чем на 80 процентов из текстов «Утешения»: к ним добавляются «Песнь песней» с Введением в нее свт. Василия Великого (лл. 121 об. – 130 об.), анонимный, вероятно, принадлежащий Ангеликуду гимн на причащение Святых Таин (лл. 196–205) и некоторые неизвестные его же главы (лл. 103 об.108 об., 205–210 об.). Кроме того, Слово 13 расширено здесь за счет небольшого прибавления (лл. 117 об. – 121 об.). 3 . B – cod. Vat. Barb. gr. 420, конец 1360-х – первая пол. 1370-х гг. (водяные знаки: cercle (­ Briquet 3230, 1367 г.), 58 – trois monts (≈ Piccard XVI 949, 1365), lettre B (­ Briquet 7971, 1364–1373 гг.), arc (≈ Briquet 786, 1372 г.), fruit (­ Briquet 7420, 1371–1372 гг.)): лл. 33–41. 37 6 [Слово 18]; лл. 41 – 46 об. 7 [Слово 19];

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

216) Ркп. 1145 т. с. «Книга глоголемая Лексис, сиречь недоведомыя речи, превод Максима грека от иноверных на русский язык право, в л., полуустав, начала XVII в., 226 лл. (Толковый словарь по алфавиту, на все буквы, и несколько других мелких статей). Сказания о Максиме греке нет. 217) Ркп. 1146 т. с. Сборник, в л., XVII в., на 149 лл. В нем: а) лл. 1–45 книга глаголемая Логика (скорой. XVII в.); б) лл. 49–149 слова Максима грека без конца (полууст. XVII в.), по оглавлению 112 глав, в рукописи только 19. На лл. 55–58 сказание о Максиме греке – «осмой убо тысящи наставши» (см. стр. XXIX и след.). Обозначается П 9. Помет владельцев нет. 218) Ркп. 1147 т. с. Беседы Иоанна Златоустог о на Евангелие Матфея, нач. XVII в., в л. Сказания о Максиме греке нет. 219) Ркп. 1148 т. с. Те же беседы, нач. XVII в., в л. Сказания о Максиме греке нет. 220) Ркп. 1294 т. с. Сборник, в числе статей коего есть послание Арсения Глухого (Троицкого) и «сказание о принесении в Москву ризы Спасителя», ркп. XVII в., на 481 л. На лл. 413–418 сказание о Максиме греке «осмой убо тысящи наставши», см. выше стр. XXIX и след. Обозначается П 8. 221) Ркп. 1553 т. с. из собрания П. М. Строева. Сборник, XVII в., 240 лл. На лл. 230 и след. сказание «осмой убо тысяща» (см. стр. XXIX и след.). В этой ркп. имеется 4–5 сказаний самого Максима, в конце одного из них, об афонской горе (л. 196), есть небольшое замечание о родителях Максима грека , то же, что и в других рукописях, см. выше стр. CCXXXVIII. См. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки, состав. А. Ф. Бычковым, ч. I, Спб. 1882 г., стр. 89 и Н. В. Рузского Сведения о ркпп. хождения игум. Даниила, М. 1891 г., стр. 83–84. Обозначается у меня в вариантах П 4. Ркп. 1535 т. с. Сборник конца XVII-XVIII вв. Содержит между прочим несколько слов Максима грека и сказание о нем («осьмой убо тысящи»?). См. Н. В. Рузского – Сведения о ркпп. хождения игумена Даниила, М. 1891 г., стр. 108–109. Ркп. Q. I, 1156 (собрания Ф. И. Буслаева 48). Сборник XVII в., 455 лл. На лл. 4–58 слово на латинов Максима грека , список печатного издания Киев 1616–1624 гг. На 125 об. слово Максима грека . Сказания о нем никакого нет. См. Каталог собрания рукописей Ф.И. Буслаева , сост. И. А. Бычковым. Спб. 1897 г., стр. 131–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010