Штунда умничает: «крест есть позорная шыбеница или плаха, придуманная для казни злодеев; чествовать плаху неуместно и смешно». В ответ сектантам должно сказать, что плаха и меч являются неприятным и ненавистным орудием только для того злодея, на которого за его собственные преступления эти орудия обрушиваются своим разрушительным действием; для невинных граждан эти орудия, напротив, служат охраной и защитою. При том крест, который послужил делу спасения всего рода человеческого, есть не простое, но особенное орудие; поэтому крест, как орудие, ставить рядом с обыкновенными орудиями невозможно. А потому, что неуместно по отношению к обыкновенной плахе, то может быть уместным по отношение к особенной плахе – Христовой. Для блага человечества божественный Промысел неоднократно избирал средствами и знаками божественной милости Своей как раз такие предметы, которые в обыкновенном мнении людей считаются мерзкими и презрительными, напр., медная гадина ( Числ.21:8 ), крайняя плоть ( Быт.17:11 ); поэтому мы не должны удивляться, если для св. дела искупления человечества божественная Премудрость избрала позорное орудие – крест. «Благоугодно было Богу юродством проповеди (относительно креста) спасти верующих» ( 1Кор.1:21–25 ). Как в ветхозаветной жизни получили благодать Божию и спасение только те люди, которые приняли юродство проповеди об обрезании, медном змее и др.; так и в новозаветной жизни спасение могут получать только принявшие юродство проповеди относительно чествования креста Христова. Достоинство креста обнаруживается также из родства терминов: крест, крещение, крестьянин, христианин. Сектанты: «крест есть та позорная шыбеница, на которой враги безвестно убили Господа Христа. Как нельзя чествовать плахи, на которой злодеи убили моего отца или благодетеля; так нельзя чествовать крест, на котором враги убили Христа. Крест заслуживает не чествования, а поругания». Настоящее возражение покоится на извращенном понимания самых искупительных страданий Богочеловека. Иисуса Христа убили не враги: по определенному совету и предведению Божию Иисусу Христу надлежало быть распятым ( Лк.24:7, 26 ; Деян.2:23 ), почему все участники распятия Иисуса Христа были только орудиями ( Лк.23:34 ; Ин.14:30 ), посредством которых действовала рука Господня ( Деян.4:27, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ежели, однако, плоть есть абсолютная нечистота, отрицание Бога, чистого Духа, то зачем воплощение слова, явление Христа во плоти? Зачем воскресение плоти? Зачем таинство плоти и крови? Не кощунственно ли погружать святыню святынь, плоть Христову, образ бесплотного Духа в бездушную плоть человеческую — гной, грязь, лужу, в которой воплощаются бесы, как свиньи? «Какое это таинство? Какое соединение противоположностей?» Все христианство могло бы только ответить так же, как Лествичник: «не знаю». Огненное острие плоти — пол. Сломить это острие — первая цель святости. Между браком и целомудрием нет соединения. Целомудрие — не преображение, а вытравление пола, совершенное скопчество. Но жало пола не только в поле, а во всей плоти и даже в духе. Вот почему оскопление физическое не чрезмерно, а недостаточно; оно должно быть более глубоким, идущим до метафизических корней пола. «Некоторые ублажают скопцов по плоти, а я ублажаю вседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя. Целомудрен тот, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тела. Крайняя степень чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных» (Леств., XV). Здесь, в поле, еще в большей мере, чем во всей остальной плоти, состояние святости — состояние мертвой материи. Если вообще плоть — гной и грязь, то пол — гной гноя, грязь грязи. «Все существующее, по природе своей, ненасытно желает сродного себе: кровь — крови, червь — червя, грязь — грязи; а потому и плоть мужская желает плоти женской» (Леств., XV). Итак, существо брака, соединение полов — не что иное, как соединение грязи с грязью. На слово Господа: да будут двое одна плоть, христианская святость отвечает: да не будут двое одна грязь. Этот страх пола рождает такую подозрительность, какою, кажется, никогда и нигде не оскорблялась природа человеческая. «Ни перед кем не обнажай ни одного члена своего; не приближайся ни к чьему телу, не позволяй, чтобы и к твоему приблизился кто» (Ис. Сир., IX). «С отроком совсем не говори, ибо иначе он будет тебе в преткновение. Не бери за руку подле тебя стоящего брата и не касайся ланит его, старше ли он или моложе тебя». «Женщине не позволяй приблизиться к тебе и не потерпи, чтобы она вошла в твою келью, потому что за нею идет буря помыслов». «С женщиной не ешь вместе» (Антон. Вел.). «Лучше тебе принять смертоносный яд, нежели есть вместе с женщиной, хотя это будет матерь или сестра твоя. Лучше тебе жить вместе со змием, нежели спать и лежать под одним покровом вместе с юным, хотя это будет брат твой по плоти» (Ис. Сир., IX). «Двое не спите на одной рогоже, хотя бы это был отец или брат твой» (Антон. Вел.)- «Можно осквернить тело и одним осязанием; помни того, кто обвил руку свою краем одежды, когда нес престарелую мать» (Леств., XV).

http://predanie.ru/book/193513-ne-mir-no...

Если же они станут объяснять обрезание ушей в том смысле, что оно бывает тогда, когда мы не дозволяем себе слушать что-либо гнусное и позорное, а обрезание губ тогда, когда мы не говорим что либо неприличное; то мы скажем им: то же самое объяснение вы должны удержать также относительно сердца и плоти. Мы обрезываем сердце ножом Божиим и с нашего сердца удаляется крайняя плоть, когда из нашего сердца ее выходят злые помыслы и когда о нас не говорится: одебеле сердце людей сих и ушима своима тяжко слышаша ( Ис. 6:10 ; Деян. 28:27 ). Подобным образом и плоть обрезывается для того, чтобы мы не совершали земных дел, которые мы вынуждаемся совершать по требованию тела, – принимать пищу и питье и пользоваться сном и одеждами; их мы в том случае обрезываем, если совершаем все это не для наслаждения, роскоши и бездействия, а вследствие естественной необходимости и для поддержания тела. Кто пьет немного вина ради желудка и частых недугов ( 1Тим. 5:23 ) и ненавидит пьянство, тот обрезывает плоть свою. Кто спит столько, сколько допускает природа, тот услышит от Соломона: аще сядеши, безбоязнен будеши; аще поспиши, сладостно поспиши; и не убоишся страха нашедшего, ниже устремления нечестивых находящего ( Притч. 3:24–25 ). И кто избегает блуда и исполняет долг по отношению к жене, имея в виду то, чтобы не искушал его сатана ( 1Кор. 7:5 ), тот услышит вместе с народом Израильским: в днешний день отъях поношение египетско от вас ( Нав. 5:9 ). Он будет также пользоваться такими одеждами, которые защищают от холода, а не такими, которые, вследствие тонкости, обнаруживают наготу тела. Плоть, истощенная постом и обрезанная чрез воздержание, избегает поношения египтян, обладающих тучным телом, и может сказать то, что читается во многих [списках] издания LXX: истомилась плоть моя в земле пусте, непроходне и безводне; тако во святем явихся Тебе ( Пс. 62:2–3 ) Итак, если мы восхотим когда-либо ввести иноплеменников в храм Божий, то должны обрезать уши их, и губы, и сердце, и всю плоть, и глаза, вкус и обоняние, чтобы все мы делали со страхом Божиим и разумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И Бог перестал говорить е Авраамом; и восшел от него. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его. И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников ( Быт. 17:22–27 ). Так исполнил Авраам повеление Божие. Так была принята Авраамом и домом его печать завета веры во Единого Бога. Измаилу было тринадцать лет, когда он был обрезан вместе с отцом своим Авраамом. От этого берет начало обычай арабов обрезывать своих отроков в тринадцать лет. До двенадцати лет – отрочество, детство. И Иисус был в храме в двенадцать лет последний раз, как отрок. Это священное число лет. А с тринадцати лет и у евреев, и у арабов – совершеннолетие мужчины. Можно вступать в брак. Кстати, так было и у древних христиан. Начинается новый круг жизни. Но совершеннолетия было два – с тринадцати лет первое, по плоти, а по духу – с тридцати. С тринадцати лет об Иисусе, достигшем мужеского возраста, и до второго совершеннолетия в тридцать, в Евангелии не говорится ничего. С тридцати лет становилось возможным учительство и священство. Сказано, что Авраам совершил обрезание всего своего дома. Еще ранее, когда Авраам пошел освобождать племянника своего Лота, он пересчитал своих домочадцев, и было их 318 человек. В связи с этим числом, имеются таинственно-аллегорические размышления св. апостола Варнавы : «Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл трех букв. Писание говорит: Обрезал Авраам из дома своего десять, и восемь, и триста мужей [здесь св. Варнава произвольно соединяет тексты Быт. 17:26–27 и Быт. 14:14 . – Г.Ф.]. Какое же ведение было дано ему в этом? Узнайте, сперва, что такое десять и восемь, и потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются: десять – буквой I, восемь – буквой η, и вот, начало имени Ιησους. А, так как крест в образе буквы τ (Т) должен был указывать на благодать искупления, то и сказано: и триста. Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной – третьей – крест. Знает это Тот, Кто положил в нас постоянный дар Своего учения! Никто не слышал от меня слова более совершенного; но я знаю, что вы достойны того» 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Последующий стих 20 объясняет, что Измаил не остаётся без помощи и благословения Божия, но завет вечный, обновлённый во Христе, в стихе этом относится лишь к Исааку, прямому потомку отца верующих. Быт. 17:20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Ответ на просьбу об Измаиле заключает в себе также великое благословение, боязнь отца за сына плоти его успокаивается; князья, имеющие произойти от Измаила, суть шейхи арабских племён. Но м. Филарет замечает, что два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и – дары естественные, временные. Прибавим ещё, что начало 20 стиха «И о Измаиле Я услышал тебя» в еврейском имеет значение повторения, ибо Изма-ель значит Бог слышит. Быт. 17:21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. Т. е. ровно через год должна была родить Сарра Исаака, на котором теперь исключительно сосредоточивались исполнения вечного завета. Быт. 17:22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него. Быт. 17:23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам в тот же день, когда получил повеление об обрезании, исполнил это повеление. В сердцах, горящих любовию и верою, немыслимо отсрочивать на неопределённое время исполнение обязанности. Англ. Ком. Библия замечает, что обряд обрезания мог быть известен и в глубокой древности, Авраам мог узнать его и в Египте 145 , и этот знакомый ему уже обряд мог быть лишь приказан Богом как залог выделения Израиля из других народов – как впоследствии известный обряд омовения сделан залогом спасения в виде крещения. Быт. 17:24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Быт. 17:25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

« Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его . – Не думай, что Писание без цели обозначает нам число лет: это для того, чтобы ты и из этого познал великое послушание праведника, который, будучи уже в крайней старости, терпеливо перенес боль обрезания ради заповеди Божией. Для того-то в Писании и сделано счисление лет» . Какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для духовного роста Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его . Отталкиваясь от вышесказанного Златоустом, мы заключаем, что и возраст Измаила упоминается в похвалу мальчику, который, видя «странные» действия отца, не смутился и не сбежал, а встал, как говорят, «в общую очередь» и прошел обрезание, вступив в завет с Богом. Таким образом, уточнение: В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его , – указывает на единодушие отца с сыном, когда подросток стремится во всем подражать своему отцу. То есть какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для усердия в послушании и духовного роста. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). «Ведь дети не знают порочности, не умеют воздавать злом за зло, поступать несправедливо; не знают вожделений, супружеских измен и грабежа; верят тому, что слышат; любят всем сердцем своих родителей. Вот потому, возлюбленные, Господь и учит нас тому, что такими, какими они (т. е. дети. – О.С.) являются даром их естества, мы должны стать из страха Божьего, через праведность жизни и любовь к Царству Небесному. Пока мы не станем чужды ко всякому греху, словно малые дети, мы не сможем прийти к Спасителю» . Конечно, в те времена 13-летний подросток воспринимался вполне самостоятельным человеком. И тринадцатилетний Измаил – скорее юноша, чем ребенок. Однако любой возраст является благословением для каждого человека и великой ценностью в глазах Бога! Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1Ин. 2, 12 –14).

http://pravoslavie.ru/105441.html

Известно, что обрезание служило показателем искренности человека по отношению к исламу. Так, например, в случае возникновения подозрения относительно новообращенного неараба, по приказу судьи подозреваемого подвергали обследованию на наличие обрезания. Если он оказывался необрезанным, то это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его действий или слов в адрес исламского вероучения. Хотя считается, что «если человек искренне засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то он является мусульманином, вне зависимости от того, обрезан он или нет» 169 . Сами мусульмане признают этот обряд неудобным для принимающих ислам, и считают, что он способен оттолкнуть приходящих к ним. В частности эту мысль высказал омейядский халиф VIII века Омар ибн Абдулазиз. После того, как он написал наместнику в Хорасан аль – Джариху ибн Абдаллаху аль – Хаками о том, что если те, которым положено выплачивать джизью (налог на веру, выплачиваемый немусульманами, проживающими в исламских государствах), будут обращаться в ислам, то этот налог будет с них снят, он услышал замечание от одного из придворных Хорасана, который спросил, а что будет, если ты (халиф) заставишь их совершить обряд обрезания? На что Омар ответил, что тем самым он только оттолкнет их от ислама. Но если принять их без обрезания и дождаться, когда они станут искренними и преданными мусульманами, то они сами поспешат совершить этот обряд. Также одним из приемлемых для мусульман аргументов в пользу обрезания служит пример патриарха Авраама, который получил от Бога заповедь об обрезании: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол... Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» ( Быт.17:10,24 – 26 ). Мусульмане же считают, что Авраам совершил себе обрезание в восемьдесят лет (Бухари и Муслим). А.П.Лопухин в своем комментарии на этот библейский стих замечает, что «живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила, и других магометанских народностей обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Итак, как я говорил, для препровождения времени с Богом, чтобы они уделяли Ему хотя бы весьма незначительную часть и успокоились – как раб, так и подъяремный скот, было придумано соблюдение Субботы для тех, которые были млади, и для порабощенных под стихиями мира (см. Гал. 4, 3 ) для плотяных и не могших ничего понять выше тела и буквы. Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены в образе человека, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал. 4, 4–5 ). Ибо нам, которые приняли Его, даде область чадом Божиим быти, верующим в имя Него ( Ин. 1, 12 ); так что мы более не рабы, но сыновья (см. Гал. 4, 7 ), более не под законом, но под благодатью уже не отчасти только и из страха служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни, и всегда доставляем покой от греха рабу, то есть гневу и похоти, и повелеваем посвящать свой досуг Богу, всегда к Богу простирая всякое свое желание, гнев же свой вооружая против врагов Божиих; и подъяремное животное, то есть тело, подобным образом, с одной стороны, успокаивая от рабства греху, а с другой, заставляя ревностно служить Божественным заповедям. Духовный закон Христов повелевает нам это, и те, которые соблюдают его, делаются высшими Моисеева закона. Ибо когда пришло совершенное, еже от части упразднилось ( 1Кор. 13, 10 ), и когда покрывало закона или завеса была разодрана через распятие Спасителя, и когда Дух воссиял огненными языками, то буква была отвергнута, телесное прекратилось, и закон рабства окончился, и закон свободы нам дарован. И мы празднуем совершенное успокоение человеческого естества; говорю же я о дне воскресения, в который Господь Иисус, Виновник жизни и Спаситель, ввел нас в обладание уделом, обещанное тем, которые служат Богу духовно, куда Сам вошел нашим Предтечею, после того как воскрес из мертвых, и после того как были открыты Ему небесные врата, Он сел телесным образом одесную Отца, куда войдут и те, которые соблюдают духовный закон. Поэтому нам, поступающим по духу, а не по букве, принадлежит всякое отложение в сторону телесного и духовное служение, и соединение с Богом. Ибо обрезание есть отложение в сторону телесного удовольствия и излишних вещей, и не необходимых. Ибо крайняя плоть не есть что-либо другое, кроме излишней кожи того члена, в котором возбуждается удовольствие. Всякое же удовольствие, происходящее не от Бога и не в Боге, есть излишек удовольствия, образом которого служит крайняя плоть. Суббота же – успокоение от греха. Поэтому и то, и другое суть одно, и таким образом и то, и другое вместе соблюдается поступающими по духу, и они не совершают даже незначительного беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Итак, как я сказал, ради отдохновения с Богом, чтобы уделяли Ему хотя бы самую незначительную часть времени и чтобы успокоились раб и осел, установлено было соблюдение субботы для тек, которые еще младенцы, для порабощенных под стихиями мира (Гал. IV, 3), для плотских и не могущих ничего понять, что выше тела и буквы. Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены. — человека, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем (Гал. IV, 4 — 5). Ибо нам, которые приняли Его, да–де область чадом Божиим быти верующим в Него (Иоан. 1, 12). Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, — всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное — т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям. Вот это заповедает нам духовный закон Христа, и соблюдающие его делаются выше закона Моисеева (1 Кор. III, 10). Ибо когда пришло совершенное, и еже от части прекратилось (1 Кор. XIII, 10), когда покрывало закона, т. е. завеса, было разодрано через распятие Спасителя, и когда воссиял Дух огненными языками, то буква была отвергнута, телесное прекратилось, и закон рабства кончился, и нам дарован закон свободы. Мы празднуем совершенный покой человеческого естества; я говорю о дне воскресения, в который Господь Иисус, начальник жизни и Спаситель, ввел нас в наследие, обетованое служащим Богу духовно, в которое Сам вошел нашим Предтечею, восстав из мертвых, и после того, как отверзлись Ему врата небесные, воссел телесно одесную Отца, сюда же войдут и соблюдающие духовный закон  . Отсюда нам, ходящим по духу, а не по букве, свойственно всяческое отложение плотского, служение духовное и единение с Богом. Ибо обрезание есть отложение телесного удовольствия и всего излишнего и не необходимого, потому что крайняя плоть есть не что иное, как кожа, излишняя для испытывающего удовольствие члена. Всякое же удовольствие, которое, не от Бога и не в Боге, есть излишек удовольствия, образом чего является крайняя плоть. Суббота же есть покой от греха. Так что обрезание и суббота суть одно и, таким образом, то и другое вместе соблюдается поступающими по духу; они не совершают даже незначительного беззакония  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Итак, как я сказал, ради отдохновения с Богом, чтобы уделяли Ему хотя бы самую незначительную часть времени и чтобы успокоились раб и осел, установлено было соблюдение субботы для тех, которые еще младенцы, для «порабощенных под стихиями... мира» ( Гал. IV:3 ), для плотских и не могущих ничего понять, что выше тела и буквы. «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены, — человека, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. IV:4-5 ). Ибо нам, которые приняли Его, «даде... область чадом Божиим быти верующим... в Него» ( Иоан. 1:12 ). Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, — всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное — т.е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям. Вот это заповедает нам духовный закон Христа, и соблюдающие его делаются выше закона Моисеева ( 1 Кор. 3:10 ). Ибо когда пришло совершенное, и «еже от части прекратилось» ( 1 Кор. XIII:10 ), когда покрывало закона, т.е. завеса, было разодрано через распятие Спасителя, и когда воссиял Дух огненными языками, то буква была отвергнута, телесное прекратилось, и закон рабства кончился, и нам дарован закон свободы. Мы празднуем совершенный покой человеческого естества; я говорю о дне воскресения, в который Господь Иисус, начальник жизни и Спаситель, ввел нас в наследие, обетованое служащим Богу духовно, в которое Сам вошел нашим Предтечею, восстав из мертвых, и после того, как отверзлись Ему врата небесные, воссел телесно одесную Отца, сюда же войдут и соблюдающие духовный закон 209 . Отсюда нам, ходящим по духу, а не по букве, свойственно всяческое отложение плотского, служение духовное и единение с Богом. Ибо обрезание есть отложение телесного удовольствия и всего излишнего и не необходимого, потому что крайняя плоть есть не что иное, как кожа, излишняя для испытывающего удовольствие члена. Всякое же удовольствие, которое, не от Бога и не в Боге, есть излишек удовольствия, образом чего является крайняя плоть. Суббота же есть покой от греха. Так что обрезание и суббота суть одно и, таким образом, то и другое вместе соблюдается поступающими по духу; они не совершают даже незначительного беззакония 210 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010